Iii. Действие веры: приобретение спасения Глава 19: Роль покаяния в получении спасения А. Терминология




Скачать 379.62 Kb.
страница1/3
Дата07.08.2016
Размер379.62 Kb.
  1   2   3
Покаяние

Д-р Томас Веспетал
III. Действие веры: приобретение спасения
Глава 19: Роль покаяния в получении спасения
А. Терминология

Покаяние – это поворот от греха к Богу. Давайте исследуем эту важную тему. В Ветхом Завете существует много способов для выражения смысла покаяния. Например, встречаются такие фразы, как «Обратите сердце свое к Господу Богу» (Иис.Нав. 24:23), «Обрежьте себя для Господа» (Иер. 4:4) или «Распахивайте у себя новину» (Ос. 10:12).1

Большей частью смысл «покаяние» выражается еврейским словом שׁוּב (шув). Основное значение этого слова либо «поворачиваться», либо «возвращаться». Такое употребление находится в Быт. 22:5, где Авраам сказал: «Я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся, т. е. к вам». Поэтому в контекстах, которые относятся к покаянию, слово שׁוּב (шув) описывает поступок, когда человек отворачивается от греха и обращается к Господу.

Можно упомянуть Иер. 25:5: «Обратитесь каждый от злого пути своего и от злых дел своих», Ис. 44:22: «Обратись (שׁוּב) ко Мне, ибо Я искупил тебя» и Иез. 18:27: «И беззаконник, если обращается (שׁוּב) от беззакония своего, какое делал, и творит суд и правду, - к жизни возвратит душу свою». Здесь мы видим, что направление жизни человека ведет либо к праведности, либо к беззаконию. Смысл слова «покаяние» включает в себе как обращение от греха, так и обращение к Богу.

Демент комментирует значение слово שׁוּב так: это – «радикальное изменение в своем отношение к греху и Богу. Данный термин подразумевает сознательное моральное разделение и личное решение отказаться от греха и вступить в общение с Богом».2 С другой стороны, Томсон отмечает, что то же самое слово употребляется тогда, когда люди отворачиваются от Бога (напр. Иер. 34:16; 8:5). Оно также описывает тот случай, когда Бог отменяет наказание, т.е. «отворачивается» от него (напр. Ос. 14:5).3

В Ис. 45:22 другое еврейское слово, פָּנַה (пана), используется для описания покаяния. Читаем: «Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли». Важность этого слова заключается в том, что еврейское слово, которое переводится словом «лицо», происходит от глагола פָּנַה (пана). Это значит, что Бог приглашает людей, чтобы они стояли лицом к Нему, а спиной к греху. Поэтому из рассмотренного выше можно сказать, что покаяние – это поступок, приводящий к определенной ориентации жизни так, что человек живёт для Бога. Интересно отметить, что это слово употребляется и тогда, когда Бог обращается к Своему народа для благословения (Лев. 26:9).

Стоит упомянуть и о другом, менее употребляемом слове, а именно נָחַם (нахам). Его основное значение «задыхаться», «вздохнуть», «застонать». Оно употреблялось и для описания сострадания, и для описания покаяния. Это слово часто относится к Богу, а к людям в смысле покаяния только в Иов 42:6; Иер. 8:6; 31:19.4 Слово נָחַם может употребляться вместе со словом שׁוּב в смысле «обратиться и сожалеть» (см. Иона 3:10).5

В Новом Завете главный термин для описания покаяния – это μετάνοια (метаноия). Это слово состоит из двух частей: μετα (мета), которая означает «после» и νοια (ноиа) от слова νοῦς (нус), т. е. «ум». Поэтому основное значение слова μετάνοια – «думать позже» или, по смыслу, «раздумывать», «передумывать».6

У древних греков μετάνοια, т.е. изменение в мышлении, сопровождалось печалью только в том случае, когда предыдущее мышление или направление считалось, в конечном итоге, невыгодным или неправильным. Но у греков не было концепции того, чтобы полностью изменить направление своей жизни. Поэтому библейское понятие покаяния грекам было чуждым.7

В Септуагинте имя существительное μετάνοια отсутствует, но изредка встречается глагольная форма μετανοέω, которая переводит נָחַם (нахам), но не שׁוּב (шув) и большей частью выражает смысл «сожаление». В Септуагинте для перевода слова שׁוּב предпочиталось употребление глаголов ἀποστρέφω (апострэфо) или ἐπιστρέφω (эристрэфо). Тем не менее, когда μετανοέω находится в параллели с ἀποστρέφω или ἐπιστρέφω, оно может означать «покаяние».8

Однако, новозаветные писатели не следовали примеру Септуагинты и предпочитали не ἀποστρέφω или ἐπιστρέφω, а μετανοέω.9 Гоецманн комментирует это тем, что так они делали ударение не на смысле физического поворота, что подразумевается под словом שׁוּב, а на изменении в мышлении и воле, т.е. в νοῦς (нус), что более характерно слову μετάνοια.10 Кромминга говорит, что μετανοέω относится к изменению внутреннего расположения, а ἐπιστρέφω – к обороту в жизни, но в то же время разница между ними не очень большая.11

Слово μετανοέω и μετάνοια чаще встречается в писаниях Луки и Книге Откровения. Дуннет обращает внимание не несколько ключевых мест у этого писателя, где Иисус призывает к покаянию (Лк. 10:13; 11:32; 13:3, 5; 17:3–4) или покаяние связно с прощением греха (Лк. 24:47; Деян. 2:38; 3:19; 5:31; 8:22; 26:18, 20).12 Слова μετανοέω и μετάνοια редко встречаются у Павла и отсутствуют в Евангелии Иоанна и его посланиях.13


Б. Краткий библейский обзор
1. Ветхий Завет
Рассмотрим библейское учение о покаянии, начиная с Пятикнижия и Книги Иова. Книга Иова известна тем, что в ней «друзья» Иова пытаются привести его к покаянию, предполагая, что его грехи являются причиной его страданий. Иов открыт к Божьему исправлению и просит у Него показать его грехи (Иов 13:23). В конечном итоге, Иов говорит «я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов 42:6), но его покаяние было не в личном грехе, а в том, что он сомневался в Божьей силе и справедливости.

В Книге Бытие наблюдается интересный пример того, когда братья Иосифа покаялись в своем плохом поведении по отношению к нему (Быт. 44). Иосиф испытал их, чтобы убедиться в искренности их покаяния (Быт. 42). Противоположным примером является случай фараона, который «покаялся» только тогда, когда находился под Божьим наказанием, а затем оставил свое покаяние, когда Бог дал ему облегчение (Исх. 6 и далее).

В законе Моисея Бог при принесении жертв требовал исповедание грехов и, иногда, реституции другим, когда это было нужно (Лев. 5:5; 26:40-42; Числ. 5:5-8). Для тех, кто был горд и не хотел каяться, прощение не предлагалось (Втор. 29:19-21).

Израиль иногда каялся при Божьем обличении (Исх. 33:4-6), но иногда впадал в другую крайность, пытался исправить свои ошибки вопреки Божьей воле (Числ. 14:39-45). Бог предсказывает, что в конечном итоге через Его дисциплину Израиль признает свое печальное духовное состояние (Втор. 31:17) и в изгнании обратится к Нему по-настоящему (Втор. 4:29-30; 30:2) и получит восстановление (Втор. 30:3-5).

В исторических книгах наблюдаются подобные случаи покаяния или его отвержения. Иногда люди каялись при обличении от Бога или Его пророков (Суд. 2:3-4; 2 Цар. 12; 3 Цар. 21:28) или при виде чуда от Него (3 Цар. 18:36-39).

Но чаще люди обращаются к Богу во время скорби (1 Пар. 21:8 и далее, 3 Цар 14:1-3; 2 Пар. 15:3-6). Нам известна история, содержащаяся в Книге Судей. Там встречается повторяющийся цикл событий, когда Израиль отступал от Бога и Он посылал наказание, вследствие чего Израиль каялся и Бог его восстанавливал. Упорство Израиля в грехе привело к тому, что Бог сослал их в изгнание (4 Цар. 17:14-15; 4 Цар. 25).

Ветхий Завет описывает случаи, когда при облечении люди ожесточали свои сердца (2 Пар. 36:11-13) или даже пытались убить пророка, обличающего их (напр. 3 Цар. 11:40). С другой стороны, даже самый далекий от Бога человек может покаяться, что видно в случае Манассии (2 Пар. 33:12-13). Также представляет собой хороший пример и Давид, который после обличения от Бога покаялся и продолжил следовать за Ним (2 Цар. 12:19-21).

Бывают случаи, когда покаяние было неполным. Ииуй, например, хотя и служил Богу, не отступал от золотых тельцов (4 Цар. 10:29). Реформы, сделаны Иорамом, были неполными. В подобии фараону Иеровоам обратился к Богу в беде, но не изменил своей жизни (3 Цар. 13:6, 33).

При искреннем покаянии люди исповедуют свои грехи Господу (3 Цар. 8:33-36; 2 Пар. 6:24-25), оставляют зло (1 Цар. 7:3-5) и иногда делают некоторые внешние выражения своего покаяния, как, например, раздирают одежды (4 Цар. 22:11; 2 Пар. 34:19-28) или носят вретище (4 Цар. 6:29-30). После покаяния люди иногда были побуждаемы заключить с Богом завет посвящения (4 Цар. 23:3).

Через покаяние Бог отменяет наказание (напр. 2 Пар. 12:6-7; 32:26) и восстанавливает покаявшегося (1 Цар. 12:10-11; 3 Цар. 8:46 и далее, 2 Пар. 7:14).

В поэтических книгах люди просят у Бога прощение (Пс. 38:9; 50:2-5) и исповедуют грех (Пс. 31:3-6; Пс. 37:19), оставляя его (Пр. 28:13). Они обращаются от своего пути, чтобы искать Божьего (Пс. 49:23; 118: 26, 30, 59). Бог ищет сокрушенный дух (Пс. 50:19). Псалтирь также предупреждает о неискреннем покаянии (Пс. 77:34-37) и наказание за непокаяние (Пс. 7:13-14; 105:43). Необходимо внутреннее обновление (Пс. 50:12), которое может обеспечивать только Бог (Пс. 79:4,8,20).14 Через наказание люди могут обратиться к Богу (Пс. 82:17).

В Книге Притч часто встречается упоминание о том, что люди не всегда правильно оценивают свою жизнь, думая, что они всегда правы (Пр. 16:2; 21:2; 14:12; 16:25; 28:14; 30:12). Соответственно, читатели поощряются не отвергать Божье обличение (Пр. 3:11-12; 15:10-12; 13:1; 29:1).

Пророческие книги Ветхого Завета изобилуют призывами к покаянию, так как приближается день наказания, т.е. изгнания Божьего народа. Бог призывает и Северное царство (напр., Ос. 14:1-2), и Южное царство (напр., Иер. 6:8, 26; 26:3) к покаянию. Иезекииль призывает уже находящихся в изгнании покаяться, чтобы Бог их восстановил (Иез. 33:10-11). Исаия ободряет людей готовиться к пришествию Господа (Ис. 40:3-5). Бог поручает Ионе миссию проповедовать покаяние жителям Ниневии.

Вместе с сожалением о грехе, Бог призывает к изменению поведения (Ос. 10:12; 12:6), в том числе к разрушению идолов (Ис. 30:22; 31:7). Исаия дает следующие известные призывы к покаянию:15


«Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис. 1:16-17).
«Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник - помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив» (Ис. 55:6-7).
Как было отмечено в других частях Ветхого Завета, Бог побуждает людей к покаянию через наказание (Ис. 26:16; Иер. 2:27). Если люди не готовы слушать Бога во время покоя, то Он посылает беду (Иер. 22:20-23). Когда в жизни появляются трудности, то Бог дает знать, наказание ли это от Него или нет (Ис. 1:5-8).16 Израиль особенно остро испытывал Божью дисциплину во время изгнания, что привело к его покаянию (Иер. 24:7; 50:4; Иез. 6:8-10; 7:16-19; 16:41-43). Таким образом Бог привлекает Свою «блудившую невесту» обратно к Себе (Ос. 2:7, 14). После изгнания вернется в Палестину чистый остаток (Ис. 4:3-4). Об этом времени Осия пишет:
«В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: “пойдем и возвратимся к Господу! Ибо Он уязвил - и Он исцелит нас, поразил - и перевяжет наши раны; оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицом Его”» (Ос. 6:1-2).
Бог отвечает на покаяние милостиво (Ис. 30:19) и предлагает прощение: «Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю» (Ис. 1:18; ср. Иер. 36:3; Иез. 33:13-16). Соответственно, покаяние приводит к избавлению (Ис. 30:15; 55:7) и искуплению (Ис. 59:20) от Господа. Покаявшиеся получают жизнь и благословение (Иез. 18:21-31; Иер. 7:3-7; Aмос 5:4-6). Их наказание отменяется (Иер. 18:7-8).

Но в большинстве случаев Израиль не слушался Бога и не каялся (Ис. 65:2, 12; Иер. 5:3; 15:7; 18:12). Они отвергали обличение через пророков (Иез. 3:4-7; Амос 2:12), на что особое внимание обращает Иеремия.17 Они отвергали и Божью дисциплину (Ис. 9:8-13; 42:25; Амос 4:6-11). Даже когда они увидели Божье наказание других, они не покаялись (Иер. 44:7-10). Наоборот, они не постыдились своих путей (Иер. 3:3; 6:15) и отвергали Божьих пророков, посланных их обличать (Амос 5:10; 7:10-13).

Пророки предупреждали, что люди могут ожесточать себя до такой степени, что уже не смогут покаяться. Исаия говорил, что Израиль стал как железо или медь (Ис. 48:4). Иеремия говорил, что он ослепился (Иер. 5:21). Осия открывает, что Израиль не умеет признать свое преступление (Ос. 12:8; ср. Иер. 8:5-7; 8:12). Михей описывает это так, как будто у Израиля неизлечимая болезнь (Мих. 1:9). От людей в таком состояние Бог скрывает Себя (Соф. 2:1-3; Плач 3:42-44; Амос 8:11-13). Известные слова Исаии прямо говорят об этом состоянии:
«Огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Ис. 6:10).
Как было отмечено выше, пророки также говорили о неполном покаянии: «Не обратилась ко Мне всем сердцем своим, а только притворно» (Иер. 3:10). Покаяние может быть неискренним (Ос. 7:10, 14). Даже если люди постятся, то это не обязательно означает, что они действительно покаялись (Ис. 22:12-14; Зах. 7:5-6). Бог призывает людей покаяться от всего сердца: «Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему» (Иоиль 2:13; ср. Иез. 14:6; Иер. 4:4, 14).

Наконец, в Ветхом Завете отмечается Божье вмешательство, чтобы избавить Его народ от непокорности и непокаяния. Через Осию Бог предсказывает: «Уврачую отпадение их, возлюблю их по благоволению» (Ос. 14:5; ср. Ис. 57:18) и через Иезекииля Бог обещает: «Возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное» (Иез. 36:26).


2. Межзаветный период
В межзаветной литературе слово μετάνοια (метаноия) встречается в смысле полного обращения к Богу и посвящения Ему. Хотя и выдвигается концепция полного покаяния, тем не менее акцент часто делается на конкретных пороках и соблюдении конкретных заповедей. Покаяние также имело эсхатологический аспект. В будущем Бог будет действовать так, чтобы привлекать Свой народ к Себе.18

Филон Александрийский использовал слово μετάνοια иногда в светском смысле «передумывать», но включал и элемент религиозного и морального изменения, т.е. обращение от греха к Богу. Иосиф Флавий так же использовал данное слово подобным образом. Тем не менее, в своей концепции покаяния Филон все же смотрит на него, как на способ гармонизировать мысль и слово, что характерно стоицизму.19 Также значимо, что Филон использовали μετάνοια по отношению к обращению язычников к Богу.20

В Кумране делали ударение на отвращение от всего зла (1QS 5:1) и соблюдение всего закона Моисея (1QS 5:8). Члены этой общины называли себя «обращенными Израиля» (CD 4:2), а их завет с Богом – «заветом обращения» (CD 19:16).21
3. Новый Завет
Согласно новозаветному учению, всем людям необходимо покаяться. Павел провозгласил людям в Афинах: «Оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться» (Деян. 17:30) и Иисус сказал Своим ученикам: «Если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13:3, 5).

Соответственно, когда Иоанн Крестили пришел, то он призвал к покаянию не только «грешников» в Израиле, но и самых «религиозных» людей, т.е. фарисеев (Мф. 3:7). Всеобщий призыв к покаянию связан с тем, что «Царство Божие приблизилось» (Мф. 3:2). Поэтому людям надо готовиться к этому новому этапу в Божьем плане (Мк. 1:2-3). Вслед за Иоанном и по той же причине Иисус также проповедовали покаяние (Мф. 4:17). Когда Иисус послал Своих учеников на миссию, Он послал их проповедовать покаяние (Лк. 24:47; ср. Деян. 3:19). В Ранней Церкви оно считалось частью основания христианской веры (Евр. 6:1).22

Как было в Ветхом Завете, так и в Новом Завете покаяние влечет за собой обращение от греха (Деян. 8:22; 2 Кор. 12:21; Откр. 2:21-22) к Богу (Деян. 20:21; 26:20; Откр. 16:9).23 Под понятием «покаяние» Иисус и Иоанн имели виду и полный поворот жизни. Для того, чтобы проиллюстрировать это, Иисус сравнил обращение к Богу с состоянием детей: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3) и «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19:14). Также значимо, что в начале Свой нагорной проповеди, выясняя принципы царства небесного, Иисус говорил о том, что блаженны «нищие духом», «плачущие», «кроткие» и «алчущие и жаждущие правды» (Мф. 5:3-6).

Через покаяние предлагалось спасение, прощение грехов и избежание Божьего гнева. Так было при крещении Иоанном Крестителем (Лк. 3:3; Мф. 3:7). Когда Иисус послал Своих учеников на миссию, Он повторил обещание о прощении через покаяние (Лк. 24:47). Следовательно, когда Петр проповедовал людям в день Пятидесятницы (Деян. 2:38-39), или израильскому народу после исцеления хромого (Деян. 3:19), или лидерам иудеев (Деян. 5:31), то он говорил о покаянии.24

В свою очередь Павел возвещал «Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа» (Деян. 20:21). В Афинах он провозгласил: «Оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться» (Деян. 17:30).25

Несколько раз в Новом Завете о покаянии говорится, как о даре от Бога.26 Павел советовал Тимофею «с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины» (2 Тим. 2:25). Христа «возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов» (Деян. 5:31). По отношению к язычникам лидеры в Иерусалимской церкви пришли к выводу, что им «дал Бог покаяние в жизнь» (Деян. 11:18).

В Новом Завете покаяние выражалось следующими образами. Оно включало в себя не только исповедание личных грехов (Мф. 3:6; Деян. 19:18; 1 Ин. 1:9), но и признание полной испорченности (Лк. 5:8). Оно было иногда связано с водным крещением (Мк. 1:4).27 К тому же, Иаков ободряет Церковь: «Признавайтесь друг пред другом в проступках» (Иак. 5:16). Закхей возместил вред от своих поступков другим (Лк. 19:8). Далее, как Иоанн Креститель (Лк. 3:8), так и Павел (Деян. 26:20) требовали дел, соответствующих покаянию. Новообращенные в Ефесе, например, сожгли свои книги по волшебству (Деян. 19:19).

Часто в связи с покаянием наблюдается выражение глубоких эмоций. Петр «плакал горько» после того, как отрекся от Иисуса (Мф. 26:75). После своей встречи с Иисусом по дороге в Дамаск Павел не ел три дня (Деян. 9:9). В то же время Павел предупреждает, что искреннее покаяние не только выражает сожаление, но и побуждает к действию (2 Кор. 7:9-11). В этом отношении можно вспомнить о блудном сыне, который сказал: «Встану, пойду к отцу моему» (Лк. 15:). В противоположном примере, Иуда Искариот, «бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился» (Мф. 27:5).

Как было в Ветхом Завете, так было и во время Иисуса: многие не послушал Его и не покаялись. Покаявшиеся же, как и у Иоанна Крестителя, так и у Иисуса были из простых и «грешных» людей тогдашнего обществ (Лк. 7:29-30). Но фарисеи и религиозные лидеры, в основном, не почувствовал своей нужды в покаянии и отвергли этот призыв (Мф. 21:28-32; 22:1-5; Деян. 7:54-58). Были и другие случаи, когда весь город отвергал Иисуса или Его учеников (Мф. 11:20-24; Лк. 8:37).

Сравнивая Свое служение со служением Иоанна Крестителя, Иисус открыл, что некоторые люди не готовы покаяться ни при ком (Мф. 11:16-19). Даже при чудесах (Лк. 16:27-31; Ин. 11:47-53) или суровом наказании (Откр. 9:20-21; 16:9-21) люди могут все же отвергнуть Бога. Как Ирод (Мк. 6:20), так и Феликс (Деян. 24:26) даже любили слушать Слово, но при этом не покаялись. Павел сказал, что такие люди не узнают, что «благость Божия ведет тебя к покаянию» (Рим. 2:4).

Покаяние относится к неверующему миру, которому необходимо «обратиться от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу» (Деян. 26:18; ср. 1 Фес. 1:9). Но покаяние относится и к верующим в Иисуса людям. Церкви в Малой Азии Иисус призывал к покаянию (Откр. 3:3, 19; 2:5, 16, 21). Автор Послания к Евреям предупреждает, что упорствующий в грехе может потерять способность каяться (Евр. 6:4-8).28
В. Богословский разбор вопроса
1. Элементы в покаянии
а. Участие разума
Библия свидетельствует о разных элементах, входящих в концепцию покаяния. Во-первых, покаяние влечет за собой участие нашего разума, т.е. исповедь Богу наших грехов. Бог говорит через пророка Осию: «Пойду, возвращусь в Мое место, доколе они не признают себя виновными и не взыщут лица Моего» (Ос. 5:15). Псалмопевец говорит об исповедании своего греха перед Богом: «Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: "исповедаю Господу преступления мои", и Ты снял с меня вину греха моего» (Пс. 31:5). Мюллер подтверждает, что истинное покаяние включает в себя участие нашего разума в исповедании нашей нужды в прощении. Он пишет: «Истинное сокрушение присутствует всегда, когда раскаявшийся грешник считает себя навеки пропавшим из-за своих грехов».29

Особенную роль для обличения и признания греха играет Божий закон. Рим. 3:20 открывает, что «законом познается грех».30 При обличении законом человек признает свое греховное положение по отношению к Богу и свою нужду в прощении и примирении. Следовательно, Мюллер правильно отмечает, что для эффективной проповеди Евангелия люди должны слышать о законе, чтобы они осознавали свою нужду в благой вести Евангелия.31 Получается, что через закон человек слышать истину о себе и узнает свое печальное положение и признает свою греховность перед Богом. Только тогда он готов всерьез внимать Евангелию. Только тогда оно становится для него действительно благой вестью.

Также сошлемся на следующие комментарии на роль разума в процессе покаяния:32
«Покаяние – это изменение сознания грешника, которое побуждает его отвернуться от злого пути и жить. Человек должен умственно понять, что грех отвратителен, а божественный закон совершенен и обязывает к послушанию, и что человек не отвечает требованиям Святого Бога».
«В увещеваниях древних пророков, Иисуса и апостолов показано, что изменение сознания является доминирующей идеей слов, употребляемых (для описания покаяния), а необходимыми последствиями являются сопровождающие сожаление о содеянном и реформа жизни».
б. Чувства
Также и чувства имеют место в покаянии человека. Для того, чтобы покаяться, человек нуждается не только в признании своего греха, но и в чувстве стыда за грех. Грешнику необходимо испытывать сожаление о грехе. Бромили пишет: «Покаяние, однако, это больше, чем признание греха. Это признание того, что этот грех находится под Божьим судом».33

Часто считается, что огорчение, которое грешник чувствует, должно быть не результатом неприятных последствий греха, но осознанием того, что грех является нарушением Божьего закон и оскорблением Его святой природы. А с другой стороны, Эриксон отмечает несколько разных причин, которые по Писанию могут побудить человека к покаянию, среди которых в том числе и страх наказания (Лк. 13:1-5).34

В Библии упоминаются случаи, когда проповедь Евангелия привела к чувству сожаления о грехе. Когда Петр проповедовал в день Пятидесятницы, то о его слушателях говорится: «Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия?» (Деян. 2:37). Слово «умилились» является переводом слова κατανύσσομαι (катануссомай). Это слово находится в Новом Завете только в этом месте и буквально означает «пронзить» или «ударить». В своем основном значении этот термин указывает на острую боль, связанную с беспокойством или раскаянием. Но в Деян. 2:37 оно относится к чувству сожаления, связанному с грехом. Услышав слово, люди осознали свое отвержение Мессии Иисуса и это чувство сожаления привело их к покаянию.

Но также есть случаи, когда люди, услышав слово, не покаялись. В Деян. 5:33 апостолы свидетельствовали перед синедрионом. Обратим внимание на реакцию иудейских лидеров: «Слышав это, они разрывались от гнева и умышляли умертвить их» (Деян. 5:33). Слово «разрывались», – это греческое слово διαπρίω (диаприо), которое в активном залоге буквально обозначает «перепилить».

Буквальное употребление этого слова находится в греческом переводе 1 Пар. 20:3, говоря о победе Давида над Аммонитянями. Читаем: «Народ, который был в (городе), вывел и умерщвлял их пилами, железными молотилами и секирами». Слово «умерщвлял» является единственным употреблением слова διαπρίω в греческой версии Ветхого Завета. Есть лишь еще одно употребление этого слова в Новом Завете, которое находится в Деян. 7:54. После свидетельства Стефана Иудеям говорится, что «слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами». Слова «рвались», – это снова διαπρίω в страдательном залоге.

Итак, проповедь Евангелия влияет не только на ум человека, но и на его душу. Для тех, кто отвечает на Евангелие, это переживание описывается словом κατανύσσομαι, т. е. «пронзить» или «ударить». А для тех, кто отвергает Божий план, это переживание описывается словом διαπρίω (диаприо) в страдательном залоге, т. е. «перепилиться».

Для иллюстрации того, как покаяние влияет на чувства, обратимся к примеру Давида. После того, как он согрешил с Вирсавией, Давил усердно молится в Пс. 50: «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал». Давид чувствовал стыд за свой грех и каялся как в уме, так и в душе.

Сравним примера Давида с тем, что делал Саул. В 1 Царств гл. 15 идет речь о том, как Саул не исполнил повеления Господнего относительно истребления Амаликитян. Бог повелел: «Истреби все, что у него». Но Саул пощадил царя Агаг и лучших из скота. Когда он встретил Самуила, он объявил: «Я исполнил слово Господа». После начального обличения Самуилом Саул все еще защищает свою невиновность. В 20-ом стихе читаем: «Я послушал гласа Господа и пошел в путь, куда послал меня Господь». После второго обличения Саул признал свой грех: «Согрешил я, ибо преступил повеление Господа и слово твое; но я боялся народа и послушал голоса их» (ст. 24). Здесь Саул покаялся умом, т.е. он признал свой грех.

Но есть доказательства в поддержку того, что он все еще не чувствовал стыд за свой грех. Позже он сказал: «Я согрешил, но почти меня ныне пред старейшинами народа моего и пред Израилем и воротись со мною». Очевидно, он не считал свой грех серьезным. Он заботился не о своем положении перед Богом, но о своей репутации среди народа. Здесь есть пример неполного покаяния, т.е. умом, но без чувств. Саул признал свой грех, но не чувствовал соответствующего стыда.35

Демент и Смит дают следующие комментарии на этот аспект покаяния:


«Изменение эмоционального отношения является обязательным компонентом в подлинном покаянии. Кающийся не может быть эмоционально равнодушным к греху. Прежде, чем человек может охотно отвернуться от неправды, должно быть осознание влияния греха на человечество и того, что он оскорбляет Бога».36
В то же время Чафер дает нужное уточнение этому моменту.37 Он предупреждает, что если мы требуем от людей эмоций или слез в связи с их покаянием, то мы можем препятствовать их обращению. Дело в том, что эмоции не находится под контролем воли, а воля – это первичный компонент в истинном покаянии. Чафер ссылается на Мф. 21:28-29, где указано на то, что было самым важным в конечном итоге – согласие сына исполнить волю своего отца.38 Требование эмоций также проблематично и в том, что человек смотрит не на Христа для спасения, а внутрь себя, чтобы найти или произвести там печаль или сожаление.

Эриксон также предупреждает, что в Библии встречается разные эмоциональные реакции. С одной стороны, после своей встречи с Иисусом Савл молился и постился три дня. С другой стороны, Лидия просто открыла свое сердце Господу (Деян. 16:14). Эриксон советует: «Важно не настаивать на том, чтобы вторичные или внешние факторы обращения (т.е. покаяния) были идентичными для всех».39

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница