И. В. Макарова Иудейские стелы некрополей Боспора



страница1/6
Дата28.07.2016
Размер0.94 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6


АНО ВПО «ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ИУДАИКИ»

Исторический факультет



И. В. Макарова

Иудейские стелы некрополей Боспора

Выпускная квалификационная работа

Научный руководитель:

Я. В. Френкель

Санкт-Петербург

2015


Содержание

Введение ………………………………………………………………….………..…. 4



  1. Историография …………………………………………………...…………......... 6

1.1.Древние иудейские надгробия в письменных источниках ……………… 6

1.2.Древняя еврейская символика и эпитафии на погребальных стелах в разных странах.………………………..……..……………………….……….... 7

1.3.Краткий очерк истории изучения Боспора и боспорских погребальных стел, иудейских древностей Причерноморья и иудейских стел Боспора………………………………………………………………….....….. 10

2. Анализ материала ……………………………………………………..……...… 23

2.1 Размеры …………………………………………………………….…….. 24

2.2. Материал …………………………………………………….…….…….. 26

2.3. Форма ……………………………………………………………..……... 27

2.4. Рамка ………………………………………………………………..…… 28

2.5. Изображение …………………………………………………….…..…... 29

2.6. Надпись ………………………………………………….……….…….... 31

2.6.1. Наличие или отсутствие надписи ……………….…….………... 31

2.6.2. Формулировка фразы и имена .………………….…….………... 32

2.6.3. Местоположение надписи на стелах ……………………….…... 35

2.6.4. Язык ……………………………………………………………… 36

2.6.5. Высота букв …………………………………………………....... 37

2.7. Место обнаружения ………………………………………………….… 38

Заключение и выводы………………………………………………….…………. 39

Список опубликованных источников и литературы …………………..….…… 43

Список сокращений ………………………………………………….………...… 48

Список сокращений к тексту диплома ……………..………..…….……... 48

Список сокращений академический ……………....................................... 50

Список подписей к иллюстрациям ……………………………………………... 53

Приложение 1. Каталог ……………………………………................................. 55

Приложение 2. Размерные характеристики стел и манумиссий

График 1. Стелы иудейские

График 2. Стелы неиудейские

График 3. Манумиссии иудейские

График 4. Манумиссии неиудейские

График 5. Высота букв

Приложение 3. Иллюстрации

Приложение 3А. Иудейские надгробия

Приложение 3 Б. Неиудейские надгробия

Приложение 3 В. Иудейские манумиссии

Приложение 3 Г. Неиудейские манумиссии

Приложение 4. Карта. Места обнаружения стел.
Введение

«Боспорское царство – античное государство в Северном Причерноморье на Боспоре Киммерийском (Керченском проливе) со столицей Пантикапеем. Образовалось около 480 г. до н.э. в результате объединения греческих городов на Керченском и Таманском полуостровах. Позднее расширено вдоль восточного берега Меотиды (Меотидского озера, современного Азовского моря) до устья Танаиса (Дона). С конца 2 в. до н.э. находилось в составе Понтийского Царства, затем было вассалом Рима. Уничтожилось гуннами»1.

«Боспорское царство принадлежит к тем древним государственным образованиям, которые возникли в Северном Причерноморье в античную эпоху в связи с греческой колонизацией черноморского побережья.

Из всех рабовладельческих греческих городов, основанных в течение 6-5 вв. до н.э. в северном Причерноморье, наиболее благоприятные условия для развития оказались у городов-колоний (Пантикапей, Фанагория и др.), которые были расположены на берегах Боспора Киммерийского (теперь Керченский пролив). Объединившись вскоре после своего основания, города эти образовали обширное Боспорское государство»2.

Долговременное существование этого государства привело к тому, что на его территории остались многочисленные погребальные памятники. Боспорское царство было полиэтничным и многоконфессиональным объединением. Среди погребальных памятников встречаются и иудейские погребальные стелы. Этим иудейским погребальным стелам и посвящена работа.

Данная работа актуальна тем, что античные иудейские погребальные стелы являются интересным малоизученным материалом. В наше время их продолжают находить на территории бывшего Боспора.

Целью данной работы являлась классификация иудейских стел античного Боспора (далее ИСБ) и Херсонеса.

В рамках заданной цели были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть историю изучения ИСБ.

- исследовать ИСБ по морфологическим признакам, по характеристикам надписей, и по используемой символике.

- сравнить по формальным признакам ИСБ с неиудейскими погребальными стелами античного Боспора и иудейскими непогребальными стелами (манумиссиями).

Объектом исследования являются иудейские стелы Боспора начала н.э. – 5 в. н.э.3

При работе использовались методы: типологический и сравнительный.

Данная тематика заинтересовала меня после того, как я два года летом ездила волонтером на археологические раскопки на Таманский полуостров в составе таманской археологической экспедиции под руководством С.В.Кашаева. В первый раз я увидела иудейские погребальные стелы в Таманском археологическом музее, в том числе найденные нашей экспедицией в предыдущие годы раскопок, и очень заинтересовалась ими.



1. Историография

    1. Древние иудейские надгробия в письменных источниках

Обычно материалом еврейского надгробия служил камень. Первое надгробие, упоминаемое в Библии и относящееся к периоду патриархов, это маццева, буквально, «воздвигнутая», поставленная Иаковом на могиле Рахили4. Надгробия воздвигались и в эпоху Первого храма, как следует из рассказа о «знаке» (циюн) над могилой пророка, предсказавшего религиозную реформу царя Иошияху 5 и из предписания пророка Иезекииля отмечать циюном найденные человеческие кости для их последующего погребения6. Циюном чаще всего был камень, который покрывали известью, чтобы предостеречь прохожего (главным образом кохена) от соприкосновения с могилой во избежание нарушения ритуальной чистоты. В период Талмуда существовал обычай заново белить надгробие известью 15 адара, после окончания сезона дождей. Наряду с таким простым надмогильным «знаком» встречались два вида архитектурно более сложных и художественно оформленных надгробий, называвшихся «нефеш», буквально, «душа».

    1. Древняя еврейская символика и эпитафии на погребальных стелах в разных странах

Развернутый очерк о еврейской погребальной символике помещен в еврейской энциклопедии: «в некрополе Бейт-Шаарим (2–3 вв.) широко представлена еврейская символика (менора, шофар и т. д.), а на саркофагах, привезенных из Рима, имеются и скульптурные мифологические композиции. В еврейских катакомбах в Риме на надгробиях (закрывающих ниши) вместе с надписями часто встречаются изображения меноры, свитка Торы, лулаба и этрога, ножа для обряда обрезания, плода граната и т. д., однако на некоторых саркофагах римские классические (языческие) мотивы сочетаются с еврейскими символами (например, менора, поддерживаемая ангелоподобными фигурами в античном стиле; 4 в.). Надгробия римских легионеров с еврейскими символами и именами обнаружены на бывших территории Дакии (2–3 вв.; ныне Румыния) и Паннонии (3–4 вв.; ныне Венгрия).

На одном из еврейских надгробий 2–5 вв. близ г. Мцхета (Грузия) имеются изображения сосуда для елея, чаши, хлеба, пальмовой ветви — комплект предметов, связанных с храмовой службой (видимо, могила левита).

Среди еврейских эпитафий (надгробных надписей) эпохи Первого храма наиболее пространна высеченная в скале надпись над пещерным захоронением царского домоправителя Шевны7 (где имя дано в форме «Шваньяху») в долине Кидрон (Иерусалим): «Это [гробница ... Швань]яху, который над домом. Нет серебра и золота здесь, лишь [кости его] и кости его жены-рабыни с ним. Будь проклят тот, кто вскроет это».

В период Второго храма появилась практика повторного захоронения костей в оссуариях, на которых обычно писалось лишь имя усопшего. Несколько более пространные надписи делались на надгробиях, например, на гробнице Бней-Хезир: «Здесь могила и нефеш...» и далее перечислены имена погребенных членов этой священнической семьи.

От римско-византийского периода после падения Иерусалима (70 г.) сохранилось много эпитафий, из них 250 в некрополе Бейт-Шаарим, обычно на греческом языке, с именами покойного и его отца (рядом с чисто греческим именем писалось греческими буквами и еврейское имя усопшего). В двух случаях греческие эпитафии представляют собой длинные элегии, написанные гекзаметром. Реже эпитафии делались на иврите и арамейском языке. Иногда сообщалось о происхождении погребенного, его профессии и месте рождения. На некоторых надгробиях эти сведения сопровождались похвалой покойному или выражалась печаль по поводу его смерти. К тому же периоду относится большое количество эпитафий, обнаруженных в еврейских катакомбах Рима. Надписи (большинство на греческом, остальные — на латыни) изредка включают несколько слов на иврите. В катакомбах 4–8 вв. в г. Веноса (Южная Италия) некоторые эпитафии полностью написаны на иврите.

Самые древние еврейские эпитафии обнаружены в Грузии и Туркмении. Обнаруженные близ древней столицы Грузии г. Мцхета эпитафии на иврите (2–5 вв.) представляют собой ранние образцы еврейской развернутой евлогии (похвального слова). Например: «Это могила рабби Иосефа, сына рабби Газана, да будет [он] помянут добром. Уход его да будет с миром и в возвращении [воскресении] да будет помянут в мире». На оссуариях 5–7 вв. (эпохи Сасанидов), найденных при раскопках (1954–56) в историческом заповеднике Мерв (близ города Байрам-Али, Туркмения), начертаны на иврите имена: «Я‘аков», «Иосеф бар Я‘аков» «Ашер бар...»8.

Символические религиозные изображения на иудейских плитах восходят к глубокой древности. Семисвечник в форме симметричного семиствольного дерева толкуется как символ сотворения мира в семь дней (причем средний ствол олицетворяет субботу), а в связи с изображением его на надгробиях сопоставляется с библейским изречением: «Душа человека — светильник господа»9. «Семисвечник (менора) стоял в здании Иерусалимского Храма. Девятисвечник – это ханукальная менора, которая используется в дни праздника Ханука. В последний день Хануки должны гореть восемь свечей. А девятая (во все дни) исполняет роль служебной (не праздничной)»10. Изогнутый рог или труба (schofar) — это символ воскресения мертвых, связанный с верой в приход Мессии, о котором возвестят трубным гласом11. Пальмовые ветви (lulab) обычно носили в торжественных процессиях по случаю побед и во время религиозных праздников кущей12. Также встречается еще изображение этрога. «Этрог – это цитрусовый плод, один из четырех предметов, используемых в ритуале праздника Суккот»13.

В статье В.С. Флерова и В.Е. Флерова по хазарам имеется также упоминание о том, что «в Палестине первых веков известны также изображения совков для каждения»14.




    1. Краткий очерк истории изучения Боспора и боспорских погребальных стел, иудейских древностей Причерноморья и иудейских стел Боспора

История и культура Боспора привлекала внимание ученых еще в 19в. Значительный вклад в накопление источников и их изучение внесли археологи дореволюционного времени А.Б. Ашик15, А.Е. Люценко16, В.В. Шкорпил17, Ю.Ю.Марти18.

Первооткрывателем многих греческих городов на Керченском полуострове был Поль Дюбрюкс. В начале 19 века Дюбрюкс открыл следы Пантикапеи и ее акрополиса, Парфениона, Золотого кургана, основал Керченский музей древностей, передав туда весь собранный им археологический материал, и основал отечественную античную археологию. Большая часть этих открытий была издана в свет не сами Дюбрюксом, а другими лицами.

В 1894-1895, 1903 и 1908 гг. серию курганов на территории Анапы и в ее окрестностях исследовал Н.И.Веселовский.

В начале 20 в. вышла в свет работа, до сих пор не утратившая актуальности - это свод эпиграфических надписей "IOSPE", изданный В.В. Латышевым19.

Обобщающими работами, охватывающими все стороны политической и культурной жизни населения Боспора, стали монографии В.Ф. Гайдукевича "Боспорское царство" (1949)20, В.Д. Блаватского "Пантикапей. Очерки истории столицы Боспора" (1964)21.

К 1960-м гг. завершилась подготовительная работа по систематизации античных эпиграфических памятников. В 1965 г. был издан "Корпус Боспорских надписей"22, пополнивший вдвое "IOSPE". Составители КБН суммировали все предыдущие находки и опубликовали новые, включая манумиссии и надгробные тексты.

В 1955 и 1984 гг. изданы итоговые сборники статей коллектива авторов "Античные государства Северного Причерноморья"23, некоторые их главы посвящены Боспорскому государству. Обобщающие труды по материалам боспорских некрополей вышли в 1950-е годы: В. Ф. Гайдукевич "Некрополи некоторых Боспорских городов"24, Е.Г. Кастанаян "Грунтовые некрополи боспорских городов 5-4 вв. до н.э. и местные их особенности"25.

О некрополях и погребальных традициях Боспора много писал В.В. Гайдукевич в «Боспорском царстве»26:

«В окрестностях каждого города или селения на Боспоре было расположено кладбище, по-гречески некрополь – город мертвых. Самым обширным и богатым был некрополь боспорской столицы – Пантикапея, тянувшийся непрерывной полосой по южному и северному склонам горы Митридат в западном направлении, вплоть до Золотого кургана. Другой большой пантикапейский некрополь находился к северу от города, на территории так называемого Глинища, где он в значительной своей части застроен современными кварталами Керчи. Отсюда некрополь, состоящий из погребений, главным образом, эллинистического и римского времени, распространяется к северу и северо-востоку вдоль берега Керченской бухты, где через некоторое расстояние сливается с некрополем города Мирмекия ».

В соответствии с греческими обычаями, на могилах ставились каменные надгробия – стелы; их воздвигали, обычно, родственники умерших (иногда надгробия заказывались заблаговременно, еще при жизни). Надгробий было особенно много на пантикапейском некрополе, в меньшем количестве такие стелы украшали некрополи других городов»27.

Тема иудейских античных стел Причерноморья была затронута караимом А.С. Фирковичем. Собранная в Крыму после археографической экспедиции 1839 г. коллекция Фирковича включала 754 копии с надгробных камней на караимских кладбищах в Чуфут-Кале и на Мангупе, и 10 спиленных надгробных плит с кладбища в Иосафатовой долине. В 1872 г. исследователь издает «Сэфер Авне Зиккарон. Сборник надгробных еврейских надписей на Крымском полуострове, собранных ученым караимом Авраамом Фирковичем»28.

Работу А.С. Фирковича продолжили Д.А.Хвольфсон и А.Я.Гаркави, проведя дополнительные исследования в Крыму на кладбище в Чуфут-Кале, и признав ряд эпитафий, найденных Фирковичем, поддельными.

Имеется интересная статья Артема Федорчука «Находки и загадки Авраама Фирковича»29, в которой подробно освещена история исследования и каталогизации в ХХI в. мангупского некрополя, фиксация и расшифровка большинства эпитафий на некрополе Чуфут-Кале. В ходе этих исследований выявились фальсификации датировок некоторых стел некрополя, и также был дан вывод о датировке старейших эпитафий не ранее 14 века. Тем не менее, работы Фирковича важны не столько самими надгробиями, а тем, что он первый предложил их раннюю дату (до н.э.).

Об обнаружении надгробий с иудейскими символами и эпитафиями, и посвятительных надписях - манумиссиях в 30-хгг. 19 в. в районе Боспорского Царства писал директор керченского музея Люценко А.Е.30.

Работы проводились у искусственных земляных насыпей, близ того места, где находилась древняя Фанагория. При этом особенно внимательно осматривали фундаменты старых построек, так как многие камни коллекции А.Е. Люценко были обнаружены именно в них, вторично использованными в качестве строительного материала. Барон Тизенгаузен «нашел много таких камней и четыре с надписями»31.

После открытий А.Е. Люценко, в 1866-1876 гг., члены Императорской Археологической комиссии И.Е.Забелин и В.Г Тизенгаузен обнаружили 60 иудейских надгробий. В 1869-1870 гг. барон В.Г.Тизенгаузен, ведя раскопки у городища Фанагория в районе станицы Сенная, нашел памятники проживавшего здесь когда-то еврейского населения32.

Первые публикации, посвященные иудейским памятникам античного Боспора, принадлежат краеведам, ценителям древностей и профессионалам-востоковедам. Так, С. Вайсенберг в «Исторических гнездах Кавказа и Крыма» сообщал о плите с еврейской надписью; он видел ее в начале 20в. в дромосе «Царского кургана» в Керчи33. Директор музея В.В. Шкорпил уточнил историю этого надгробия: оно было перевезено из Фанагории в Керченский музей в 1898-1899 гг., где и хранилось долгое время34.

В.В.Шкорпил и Ю.Ю.Марти с 1899 г. систематизируют, а затем и описывают Керченскую иудейскую коллекцию35. Особое место в собрании Керченского музея заняла плита-билингва с текстом на греческом и еврейском языках. Впервые подробно описывая ее, В.В. Шкорпил обратил внимание на материал памятника: «из мягкого крупнозернистого известняка». Отмечая эпиграфическую особенность надгробия, он сообщал, что «под фронтоном с двумя акротериями, в квадратном углублении, обведенном такой же рамкой, вырезаны вглубь два загадочных знака. В верхней полоске рамы, везде закрашенной красною краской, заметны буквы, не поддающиеся чтению»36.

Еще одно надгробие с иудейскими символами семисвечником, шофаром и лулавом, было обнаружено среди камней Мелек-Чесменского кургана в 1913 г., тем же Ю.Ю.Марти, датировавшим памятник 4-5 вв. н.э.37.

«В первом десятилетии 20в. керченское собрание иудейских надгробий пополнилось новыми находками. Они интересны тем, что изображение семисвечника на них дополняют грекоязычные надписи»38.

В Керчи (Пантикапей) основные находки иудейских плит дали Глинище; земли лазарета, что «у шоссе, ведущего в Керченскую крепость»; Цементная слободка и Павловская батарея, «где, по-видимому, и находилось еврейское кладбище»39.

С начала раскопок в 20-30 годы XIX в. в руки исследователей начали попадать немногочисленные артефакты, свидетельствующие о присутствии на этой территории иудейского населения.

Археологическую группу еврейских памятников боспорской земли составили мраморные и известняковые стелы с посвятительными текстами, юридическими актами – манумиссиями и надгробия.

Собрание иудейских надгробий постоянно пополнялось новыми находками. В конце XIX в. наступило время для систематизации и описания коллекции с привлечением учёных – лингвистов-классиков, историков и востоковедов.

Чаще всего Боспорские камни доставлялись в лапидарий – хранилище древних камней, устроенное в Мелек-Чесменском кургане в центре Керчи, который был частью Музея древностей. Иудейские надгробные стелы, обнаруженные на окраинах города Керчь (у Павловской батареи, на Цементной слободке, Глинище) и привезённые с Таманского полуострова, вместе составили особую этнокультурную коллекцию. Позднее она перешла в распоряжение Керченского государственного историко-культурного заповедника.

Большой урон коллекции был нанесён во время Великой Отечественной войны и оккупации Крыма немецкими войсками. Много экспонатов из лапидария было утрачено.

В послевоенные годы было предпринято издание письменных античных документов – «Корпус Боспорских надписей»40, ставший значительным событием в античной эпиграфике, археографике и истории. Его составители суммировали все предыдущие находки и опубликовали новые, включая манумиссии и надгробные тексты.

«В 1970-80-е гг. в Тамани-Гермонассе было извлечено 14 экземпляров надгробий. В 1973 г. М.М. Кобылиной на «Западном» раскопе среди камней средневековой обкладки было обнаружено надгробие с еврейской надписью, предварительно – по характеру шрифта – отнесённой Д.И. Даньшиным к наиболее ранним фанагорийским памятникам. А.К. Коровиной на Северном городище Тамани в 1980 г. в слое XI-XII вв. во вторичном использовании раскопаны два надгробия с семисвечником. На одном из них вырезана двухстрочная еврейская надпись»41.

«Основными центрами расселения иудеев на далёких берегах Чёрного моря были древнегреческие колонии Фанагория (посёлок Сенной), Гермонасса (современная Тамань), Пантикапей (г.Керчь). На азиатском берегу иудейские поселения традиционно связывают с двумя крупными городами – портами Фанагорией и Гермонассой (византийской Таматархой, или древнерусской Тмутараканью).

Фанагория, как показывают археологические исследования, доминировала на полуострове в античный период. Тщательное изучение материалов, полученных в процессе раскопок, дополнило и скорректировало письменные свидетельства античных авторов, связывавших переселение евреев на северные берега Чёрного моря с Иудейской войной 70 г. н.э. и разрушением императором Титом Храма и Иерусалима. Современная наука располагает достаточными аргументами, чтобы отодвинуть эту дату к более раннему времени. Неоспорим тот факт, что созданные иудеями поселения продолжали существовать вплоть до Средневековья»42.

«Греческие надписи-манумиссии, найденные в Пантикапее и Фанагории, отражают факты освобождения рабов под опеку синагоги, с условием их вхождения в общину и возможного принятия иудаизма. Таким образом, проводилась скрытая миссионерская деятельность. Приток местного населения, принимавшего иудаизм, объясняет долговременное и непрерывное существование в городах Боспора общин-синагог.

Весьма ощутимым был приток евреев-переселенцев в конце II – начале III в. н.э. Этот факт объясняется гонениями, объявленными римским императором Адрианом после восстания Бар-Кохбы. Здесь, на периферии, иудеи надеялись найти себе кров и спокойную жизнь. Они представляли собой отнюдь не подавленную и сломленную группу, а тех, кто дерзнул вступить на открытое противоборство с могущественным Римом.

О расселении иудеев на Тамани, в Фанагории и её окрестностях сообщали византийские письменные источники»43.

В последние годы открыто ещё одно место компактного проживания иудейского населения. С 1999 г. Таманский археологический отряд Боспорской экспедиции Института истории материальной культуры РАН ведёт раскопки на поселении Вышестеблиевская-11. Памятник расположен на берегу Кизилташского лимана, на окраине современной станицы Вышестеблиевская.

Современные археологические находки, касающиеся иудеев, были прослежены мною по археологическим отчетам С.В.Кашаева в архиве ИИМК.

При раскопках на поселении Вышестеблиевская-11 в 2001 г. был найден строительный комплекс СК-6, внутри которого были найдены иудейские стелы. «Он представляет собой землянку почти прямоугольной в плане формы, ориентированную длинными сторонами линии ЮЗ-СВ. Зафиксированы два строительных периода СК-6, представленные двумя толстыми слоями белой глиняной обмазки на полу землянки. Между слоями обмазки находился слой серого суглинка представляющий собой почву, нанесенную в постройку в процессе эксплуатации.

Второй (поздний) строительный период СК-6 зафиксирован на глубине около 0,8 м от современной дневной поверхности. Дно землянки не ровное, покрыто белой глиняной обмазкой… на обмазке чуть заглубленными в нее, обнаружены несколько камней. Один из них, по-видимому, представляет собой фрагмент надгробия с семисвечником (см.рис.38.1 в приложении 3А). Выполнено из рыхлого керченского известняка»44.

«На раскопе-2 были обнаружены несколько случайных находок: фрагмент известняковой плиты с орнаментом в виде «веточки» (см. рис. 38.2 в приложении 3А), фрагмент аналогичной плиты с изображением подставки семисвечника (см. рис.38.3 в приложении 3А)»45.

В отчете 2002 г. о доследовании найденного в 2001 г. СК: «Раскоп 1. СК-6, доследование северо-вост. части. При разборке культурного слоя было обнаружено пятно темного цвета, в пределах которого, располагались несколько крупных камней. Данное пятно более всего напоминало хозяйственную яму, и его связи с СК-6 не наблюдалось. После расчистки верхнего слоя и удаления камней было обнаружено первое надгробие лежащее лицевой стороной вверх. В результате дальнейшей расчистки был обнаружен второй ряд надгробий, уложенный в вымостку и пол землянки, покрытый слоями белой глиняной обмазки.

Продолжение работ привело к выявлению контуров всей северо-восточной части СК-6. После ее полной расчистки выяснилось, что СК-6 представляет собой землянку прямоугольной формы размерами 2,9 х 6,2 м, заглубленную от уровня древней поверхности на 0.4 – 0.5 м. Неровный пол землянки многократно покрывался белой глиняной обмазкой, образовавшей довольно толстый и неровный слой.

В северо-восточной части землянки пол вымощен обработанными плитами и необработанными камнями. Центральное место в вымостке занимали 5 надгробий с иудейской символикой, положенные лицевой стороной вниз. Шестое надгробие лежало на вымостке лицевой стороной вверх.

Пол землянки многократно покрывался слоями белой глиняной обмазки, образовавшей плотный настил. После удаления вымостки, под ней также были обнаружены слои белой обмазки. Это подтверждает предположение о, как минимум, двух строительных периодах СК-6, сделанное при раскопках 2001 г. В первом строительном периоде каменной вымостки, скорее всего, не существовало. После достаточно длительной эксплуатации комплекса был проведен «капитальный» ремонт и положена каменная вымостка.

Помимо вымостки в землянке обнаружена конструкция из ярко-коричневой обожженной глины с примесью толченой ракушки, размер конструкции 0,65 Х 1,75 м. При полной расчистке выяснилось, что одна половина конструкции представляет собой плоский столик или очаг с бортиком, вторая небольшое углубление овальной формы. В нем лежала половина массивного круглого жернова с отверстием в центре.

Основными элементами декора на всех надгробиях являются семисвечник (менора), а также лулаб и шофар. На оборотной стороне двух надгробий выбиты тамгообразные символы в виде перевернутого трезубца.

Стела лежала не в вымостке, а на ней – лицевой стороной вверх, занимая центральное положение на вымостке»46.

В отчете Кашаева по результатам его работы на поселении Вышестеблиевская-11 в 2002 г. им были сделаны следующие выводы, которые, на мой взгляд, имеют важное значение для отражения процесса иудаизации населения Боспора: «предварительный анализ комплекса СК-6 позволяет интерпретировать его как культовое сооружение, оставленное местным иудаизированным населением Боспора киммерийского… Этот уникальный археологический объект дает археологическое подтверждение процессов иудаизации, происходивших на Боспоре в 1-6 вв. н.э. Прямых аналогий данному комплексу не удалось найти, ни в материалах раскопок в Причерноморье, ни в материалах раскопок в Израиле. Хотя в Израиле подобных находок быть и не должно. Подобная постройка могла появиться только в диаспоре – на стыке иудаизма, христианства и язычества»47.

В 2005 году Таманским отрядом Боспорской экспедиции ИИМК РАН под руководством С.В. Кашаева был найден строительный комплекс СК-13. В отчете за этот год можно прочитать следующее: «СК-13 представляет собой заглубленную на 60-70 см от уровня обнаружения постройку прямоугольной в плане формы размерами 5,0 х 3,7 м. … Дно землянки неровное, на нем были обнаружены небольшие участки глиняной обмазки толщиной 3-5 см, поверхность пола понижается к центру комплекса. После разборки заполнения СК-13 и снятия уровня пола было обнаружено скопление камней, представляющих собой, по-видимому, остатки вымостки. Среди камней находилось надгробие с изображением семисвечника и других иудейских символов, лежащее лицевой стороной вниз… также среди камней вымостки находился прямоугольный строительный блок и половина каменного жернова»48.

В 2006 году на поселении Вышестеблиевская-11 также проводились раскопки. Из отчета видно следующее: «На распаханной части памятника было отмечено появление множества камней. Фермеры вспахали данный участок глубже обычного, в результате чего плугом на поверхность было вынуто много камней из древних кладок расположенных сразу под пахотным слоем. Наиболее крупный из обнаруженных фрагментов является правым верхним углом известнякового надгробия, на лицевой стороне сохранилось изображение семисвечника, дату определить трудно вследствие глубокой распашки. Примечательно, что менора высечена при вторичном использовании плиты – на обратной стороне, другого надгробия, более раннего времени. Возможно, для этого была использована одна из греческих стел 4-2 вв. до н.э.

На краю пахотного поля в районе Раскопа-1 и рядом с земляной крепостью в качестве случайных находок были найдены семь предметов выполненных из известняка, среди них: правый верхний угол надгробия с семисвечником (см. рис. 39.1 в приложении 3А), правая половина надгробия с семисвечником (см. рис. 39.2 в приложении 3А), нижняя часть надгробия с семисвечником (см. рис. 39.3 в приложении 3А), часть надгробия с семисвечником. Рядом с ними было найдено антропоморфное надгробие49».

Также летом 2006 года проведенные работы позволили получить совершенно новые данные о структуре поселения. Можно проследить взаимосвязь находок иудейских стел и поселения, которое, видимо, было иудейским: «В районе раскопа Раскопе-1. На протяжении 25 м удалось проследить участок улицы, которая шла от центральной части поселения в сторону берегового обрыва. Суммируя полученные данные, можно сделать вывод о том, что на данном участке поселения в позднеантичный и раннесредневековый периоды существовал квартал, состоящий из участка улицы и нескольких построек.

В 2006 г. до начала раскопок было проведено очередное обследование площади поселения, что позволило выявить неожиданно большое количество камней на поверхности. Так как Раскоп-1 расположен на фермерском поле, он подвергается многократной ежегодной распашке. Скорее всего, весной фермеры вспахали данный участок глубже обычного, в результате чего плугом на поверхность было вывернуто много камней из древних кладок, расположенных сразу под пахотным слоем.

Некоторые из камней имели следы древней обработки и остатки орнамента. Наиболее крупный из обнаруженных фрагментов является правым верхним углом известнякового надгробия, на лицевой стороне которого сохранилось изображение семисвечника. Еще несколько каменных изделий было найдено на окраине поля. Среди них два надгробия с иудейской символикой. От первого из них сохранилась нижняя половина с изображением меноры, рога и пальмовой ветви; от второго – вся правая половина, на которой очень тщательно проработано рельефное изображение семисвечника и ветви. Вероятно, именно такие надгробия можно считать наиболее ранними, сохранившими античные традиции обработки.

Прошедший полевой сезон добавил уверенности в том, что на данном поселении с позднеантичного периода существовала крупная иудейская община, и принес новые открытия, подтверждающие эту версию. Продолжение систематических исследований памятника даст новые интересные результаты по истории иудейского населения Боспора в позднеантичный и раннесредневековый периоды».50

На некоторых иудейских стелах есть упоминание «Богу Высочайшему». И. А. Левинская, изучая культ Бога Высочайшего, отметила его связь с иудаизмом. При этом она подчеркнула, что распространение культа было незначительно распространено в Пантикапее и Фанагории. Но на Боспоре все-таки присутствовали различные прозелитические культы и обращение их последователей в христианство51.

Как пишет Д.И.Даньшин: «Важная особенность надгробных камней с иудейскими символами, находимых в Фанагории, состоит в том, что на оборотной стороне многих из них находятся тамгообразные знаки. Из 60 надгробий, обнаруженных А,Е. Люценко, И.Е. Забелиным и В.Г. Тизенгаузеном, на 26 имеются такие знаки (прорисовки знаков даются в статье А,Е. Люценко). Многие фанагорийские знаки имеют - прямую или близкую параллель северопричерноморским тамгам античного и средневекового времени. В Фанагории в позднеантичный раннесредневековый период к числу иудеев, помимо собственно евреев, относились и прозелиты из местных варварских племен»52.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница