И. Удодова Краткая теория музыки I. Звукоряд. Нотное письмо названия звуков и октав звуки дo




страница1/6
Дата31.07.2016
Размер0.98 Mb.
  1   2   3   4   5   6



И. Удодова

Краткая теория

музыки

I. ЗВУКОРЯД. НОТНОЕ ПИСЬМО
НАЗВАНИЯ ЗВУКОВ И ОКТАВ
Звуки дo, рe, ми, фa, соль, ля, си называют основными звуками звукоряда. Эти звуки в звукоряде повторяются неоднократно. Чтобы различать звуки одного названия, но разной высоты, звукоряд поделили на октавы, каждая из которых начинается от звука до. Начиная c самой нижней октавы, они имеют следующие названия: субконтроктава, контроктава, большая, малая, первая, вторая, третья, четвертая, и пятая октавы.

Чтобы повысить или понизить основной звук, используют знаки альтерации (итал. alterare - изменить):

диез – повышает звук на 1/2 тона;

бемоль - понижает звук на 1/2 тона;

дубльдиез (x) - повышает звук на целый тон;

дубльбемоль () - понижает звук на целый тон;

бекар – отменяет повышение или понижение звука.

Слоговым названиям звуков соответствуют их буквенные названия c, d, e, f, g, a, h. В названиях букв для повышения на 1/2 тона, добавляют окончание -is (напр., cis, dis, eis). Обозначая понижение на 1/2 тона, добавляют окончание -es (напр., ces, des).


• Исключением является звук h, который при понижении на 1/2 тона обозначается буквой b.

• В названиях звуков a и e для удобства произношения и записи es заменяют на s, напр., ми- es (а не ees), а ля- as (а не aes).




Основной звук

Повышение на полтона

Понижение на полтона

дo - c

дo# - cis

дo- ces

рe - d

рe# - dis

рe - des

ми - e

ми# - eis

ми- es

фa - f

фa# - fis

фa - fes

соль - g

соль# - gis

соль- ges

ля - a

ля# - ais

ля- as

си - h

си#- his

си- b



БУКВЕННЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ ДЛЯ АКОМПАНЕМЕНТА
Буквенные обозначения часто используют, для записи аккордов простого аккомпанемента. Англичане и американцы звук си обозначают буквой b, а си - b. Для записи аккомпанемента песен обычно используют именно эти обозначения.

• Мажорное трезвучие обозначают большой буквой: C, G, B.

• Минорное трезвучие обозначают так: Cm, Gm, Bm.

• Maлый мажорный септаккорд (звучит как D7) обозначают так: C7, G7, B7.

• Maлый минорный септаккорд (звучит как II7 в мажоре) обозначают так: Cm7, Gm7, Bm7.



ЭНГАРМОНИЗМ
На рисунке видно, что звуки до# и рe (также как и рe# и ми; фa# и соль и др.) имеют одинаковую высоту, но разные названия. Это явление называется энгармонизмом, а звуки одинаковой высоты с разными названиями – энгармонически равными звуками.

Полутоны, образующиеся между звуками звукоряда, могут быть двух типов:

1) диатонические полутоны (образуются между соседними ступенями c разными названиями, напр., дo - рe, си ля#);


2) хроматические полутоны (образуются между соседними ступенями c одинаковыми названиями, напр., дo – do#, сиси).



НОТНЫЕ КЛЮЧИ
Нотный ключ – графический знак, который указывает на место нахождения ноты на нотном стане. Наряду с басовым и скрипичным ключами в музыке XVI и XVII века широко использовали так называемые ключи до, из которых в наши дни используют только альтовый и теноровый ключ. (В зависимости от месторасположения звука до, различают сопрановый, меццосопрановый, альтовый, теноровый и баритоновый ключи. Их используют для того, чтобы не писать много добавочных линий. )
Ключ соль, или скрипичный ключ указывает на место нахождения звука

соль первой октавы.

Ключ фa, или басовый ключ указывает на место нахождения звука фа

малой октавы.


Aльтовый ключ указывает на место нахождения звука до первой октавы.

.


Tеноровый ключ указывает на место нахождения звука до первой октавы.
ТРАНСПОЗИЦИЯ
Перенос произведения в другую тональность называют транспозицией. Каждое произведение можно транспонировать на любой интервал вверх или вниз. Транспонируя произведение из одной тональности в другую, действуют следующим образом:

1) определяют начальную тональность произведения,

2) определяют новую тональность,

3) у ключа выставляют новые знаки альтерации и все ноты переносят на соответствующий интервал вверх или вниз.


• Если в транспонируемом произведении встречаются случайные знаки альтерации, то их обязательно надо учитывать во время транспозиции.

• Транспонируя произведение на хроматический полутон, можно оставить все ноты без изменения, меняя лишь ключевой и случайные знаки.


ВИДЫ СОКРАЩЕНИЯ НОТНОГО ПИСЬМА
Для записи музыки нередко применяют различные виды сокращения нотного письма.
Реприза – знак повторения.

или
Его используют, если произведение либо его часть надо повторить без изменений.


1.




2.

Вольта (итал.- раз –(prima volta) (seconda volta – первый раз и второй раз). Этот знак используют, если у повторяемого раздела разные окончания.
Da capo (ит.– с начала, буквально- с головы; произн.: да капо)

Если произведение состоит из трех разделов, и третий раздел является повтором первого, то этот повтор не выписывают, а обозначают словами Da Capo al Fine (с начала до слова Fine) сокращенно D. C. al Fine.


Segno (ит.- знак; произн.: сеньё)

Если повторяемый раздел не совпадает с началом произведения, то место, с которого надо начинать повтор, обозначают знаком,либо В том месте, где начинается повторение, пишут Dal Segno либо D.S., что означает "от знака".



ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

l. Назови октавы, начиная с самой нижней!


2. Назови знаки альтерации!
3. Назови звуки:
a) буквами - ми, ми, ре#, си, си, дo, дo#, ля, ля;

б) с помощью слоговых названий - f, as, cis, b, h, a, des, es, ais;

в) заменяя их на энгармонически равные - си, фа#, дox, ля, ми#, дo!
4. Назови (спой) буквенными названиями гамму по выбору учителя или упражнение из учебника по сольфеджио!
5. Назови известные тебе нотные ключи!
6. Назови написанные ниже ноты в

a) скрипичном ключе,

б) басовом ключе,

в) альтовом ключе,

г) теноровом ключе!


7. Объясни термины: энгармонизм, транспозиция!

8. Назови и охарактеризуй знаки сокращения нотного письма!


9. Найди диатонические и хроматические полутоны!
Allegretto grazioso Ф. Mендельсон. "Весенняя песня"


10. Найди и поясни знаки сокращения нотного письма!
1) Allegretto И. К. Бах. Meнуэт

Французская народная песня




3) J. Lūsēns. "Labvakar, Latvija!"




4) A. Altmanis. "Pasaciņa"

11. Перепиши мелодии


l) на октаву выше,

Латышская народная песня



2) на две октавы ниже!



И. Крюгер. Менуэт

12. Перепиши примеры, используя знаки сокращения нотного письма!



1) Живо Чешская народная песня


2)

В.A. Moцарт. Meнуэт


13. Напиши аккорды!


14. Выбери подходящий ключ и напиши ноты!

рe3 ми2 соль2 соль1 дo1 рe Дo до Си1 Си

15. Напиши диатонические и хроматические полутоны!


16. Транспонируй мелодии
1) на б2↑, Польская народная песня

2) на м3↓, Л. Бетховен. "К Элизе"



3) на м2↓, A. Рубинштейн. "Ночь"



4) в Ми бемоль мажор Латышская народная песня


5) в фa# минор!

Латышская народная песня

17. На фортепиано покажи и назови октавы, начиная с самой нижней!


18. Сыграй на фортепиано звуки в различных октавах: a) cis – в первой, малой, третьей, большой октавах; б) es – в первой, третьей, контроктаве, во второй октаве; в) f – в малой, большой, во второй, четвертой октавах!
19. Найди указанные аккорды и сыграй мелодии с аккомпанементом.!

TIK UN TĀ

M. Zālīte U. Stabulnieks





VEL IR LAIKS
К. Dimiters Z. Liepiņš


______________________

٭ в 3 куплете – модуляция на 1 тон выше.

KAD MAN MAZIŅAM
Из спектакля «Лесные лебеди»

M. Zālīte R. Pauls





ONE SONG

Из спектакля "Белоснежка и семь гномов"

Ф. Черчилль



II. РИТМ. METР
РИТМ
Ритм – это последовательность звуков разной длительности. Ритм тесно связан с музыкальным образом, с выразительностью мелодической линии. Так, например, плавной, текучей мелодии часто соответствует равномерный ритм, выдержанный в одинаковых нотных длительностях, а активные, энергичные музыкальные образы помогает создать пунктирный ритм.

ДЛИТЕЛЬНОСТИ НОТ И ПАУЗ




Целая нота
Половинные ноты
Четвертные ноты
Восьмые ноты
Шестнадцатые ноты




Целая пауза
Половинные паузы
Четвертные паузы
Восьмые паузы
Шестнадцатые паузы


Для обозначения паузы на весь такт любого размера используют целую паузу.
Точка, поставленная справа от ноты, удлиняет ноту на половину ее длительности.

Встречаются также ритмические группы с двумя точками. Первая точка удлиняет ноту на половину ее длительности, а вторая – на половину длительности от первой точки.




Лига, поставленная между двумя соседними одинаковыми нотами, показывает, что второй звук не надо повторять, а длительность первой ноты увеличивается на длительность второй.


Особую выразительность музыке придают синкопы и свободное ритмическое деление длительностей.
Синкопы - это перемещение акцента с сильной доли такта на слабую долю такта. Синкопы встречаются как в пределах одного такта, так и между тактами.



В результате разделения нотной длительности на равные 3, 5 или 7 частей образуются группы свободного деления: триоли, квинтоли и септоли.

В триоли нотные длительности в два раза короче основной ноты, которая подверглась делению.


В квинтоли и септоли нотные длительности в четыре раза короче основной ноты, которая подверглась делению.

Встречается также деление трехдольного такта на парные длительности, которые образуют дуоли и квартоли. Их длительности совпадают с длиной метрической доли. Вместо трех звуков исполняют две или четыре одинаковых длительности.


Одновременное сочетание двух или более различных ритмов в многоголосном произведении называется полиритмией.
METР
Meтр - это система организации музыкального ритма. В основе музыки лежит чередование ударных и безударных долей такта. Равномерное чередование акцентов называется метром.
Существуют два основных вида метра:

1) двухдольный метр – первая доля такта сильная, вторая слабая;

2) трехдольный метр - первая доля такта сильная, вторая и третья доли слабые.
Метры с одной сильной долей такта называют простыми метрами (размерами). При объединении одинаковых простых метров получаются сложные метры (4/4 = 2/4 + 2/4; 6/8 = 3/8 + 3/8). При объединении разных простых метров получаютя смешанные метры (5/4 = 2/4 + 3/4; 7/4 = 4/4 + 3/4 и т.п.).


Виды метра

Простой метр

Сложный метр

Сешанный метр


Двухдольный

2 2

4 2


4 4

4 2


5 5 7 11

8 4 4 8



Трехдольный

3 3 3

4 8 2


6 6 9 9

4 8 8 16


Если метр в произведении не меняется, его называют постоянным, если меняется – переменным . Он бывает


регулярно переменным (оба размера выписывают в начале произведения),
Умеренно быстро Латышская народная песня

нерегулярно переменным (размер вписывают в соответствующий такт).
Напевно Латышская народная песня

Одновременное сочетание двух и (или) более метров называется полиметрией.




В. А. Моцарт. Сцена бала из 2 действия оперы "Дон Жуан"

  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница