I. Теоретический блок а К 24 марта необходимо прочитать и сделать краткий конспект следующих учебных изданий



Скачать 112.37 Kb.
Дата14.08.2016
Размер112.37 Kb.
Задание для группы подготовки к олимпиаде по истории (на 24 марта).

Составитель: канд. ист. наук, доц. кафедры новой, новейшей истории и международных отношений Е.Н. Кумпан.



I. Теоретический блок.

а) К 24 марта необходимо прочитать и сделать краткий конспект следующих учебных изданий:

  1. История России. XX – начало XXI века/ под ред А.О. Чубарьяна. Профильный и базовый уровни. М., 2011. С. 349–445. С. 1–47.

  2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. , Брандт М.Ю. История России. XX – начало XXI века. М., 2011. С. 1–71.

  3. Кириллов В.В. История России. М., 2007. С. 390-436.


II. Работа с картой
карта русско-японской


III. Тестовый блок.
1. Расставьте в хронологическом порядке события первой российской революции.


  1. Стачка рабочих в Иваново-Вознесенске

  2. «Кровавое воскресенье»

  3. Учреждение «Булыгинской» думы

  4. Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка»

  5. Всероссийская Октябрьская стачка

  6. Выборы в первую Государственную думу

  7. Вооруженное восстание в Москве



2. Укажите верный вариант продолжения фразы

1. I Государственная дума начала свою работу в...


А. октябре 1905 г. Б. декабре 1905 г. В. апреле 1906 г.


2. В выборах в I Государственную думу
не участвовали...

А. кадеты Б. меньшевики В. эсеры

3. Право избирать и быть избранными имели

А. все сословия без ограничений

Б. все мужчины в возрасте от 25 лет



В. все мужчины и женщины, кроме солдат и студентов

4. Выборы проводились по...

А. куриям Б. сословиям В. классам

5. Председателем I Думы был избран...

А. М.В. Родзянко Б. С. А. Муромцев В. Ф.А. Головин


3. Отметьте положения, характеризующие аграрную реформу П. А. Столыпина

  1. Пополнение государственного бюджета за счет восстановления подворного
    налогообложения в деревне

  2. Ликвидация «земельного голода» в губерниях Европейской части России

  3. Создание слоя крестьян-собственников за счет разрушения общины

  4. Создание образцовых хозяйств на основе обобществления крестьянских наделов и коллективного труда

  5. Расширение товарно-денежных отношений в аграрном секторе экономики

  6. Постепенная ликвидация помещичьего землевладения путем организация
    земельных аукционов

  7. Освоение земель Сибири и Дальнего Востока за счет осуществление
    переселенческой политики

  8. Ослабление социальных противоречий между крестьянством и помещиками


4. Соотнесите названия партий, имена их лидеров и основные пункты программы

«Союз 17 октября»

I. В.И. Ленин

А. Создание парламентской конституционной монархии английского типа и реализация принципа разделения властей; введение всеобщего избирательного права и демократических свобод; дарование всем народам России права на культурное самоопределение, Польше и Финляндии -политическую автономию; расширение крестьянских наделов за счет помещичьих земель с выплатой владельцам вознаграждения из государственной казны

2. РСДРП (б)

II. П.Н. Милюков

Б. Введение в России конституционной монархии с Государственной думой; представление населению гражданских свобод, свободы торговой и промышленной деятельности; возвращение отрезков крестьянам, в крайнем случае — за счет выкупа помещичьих земель; отрицание права культурной автономии народов Российской империи, лозунг «единой и неделимой России»

3. ПСР

III. А.И. Гучков

В. Сохранение в России неограниченныой монархии; идеологическая программа -«самодержавие, православие, народность»; разделение народов на «дружественные» и «враждебные», антисемитизм; отказ признать уступки царизма обществу, выраженные в «Манифесте 17 октября»

4. Конституционно-демократическая партия

IV. А.И. Дубровин

Г. Ликвидация самодержавия и созыв Учредительного собрания на основе всеобщего и равного избирательного права; построение социализма на основе крестьянской общины; уравнительное распределение земли между крестьянами; введение в национальных окраинах автономии областей и общин на федеративных началах, признание за ними права на самоопределение

5. "Союз русского народа"

V. В.М. Чернов

Д. Свержение самодержавия и замена его демократической республикой; предоставление населению гражданских прав и свобод; введение широкого самоуправления, реализация права наций на самоопределение и отделение от России; отмена выкупных платежей за землю, возвращение ранее выплаченных сумм и крестьянских отрезков; затем — совершение социалистической революции и установление диктатуры пролетариата в России, построение социалистического общества


5. Соотнесите события русско-японской войны и их даты:

1. Высадка японцев в Корее

А. 27 января 1904 г.

2. Оборона Порт-Артура

Б. 31 марта 1904 г.

3. Сражение под Мукденом

В. Февраль 1904 г.

4. Портсмутский мир

Г. Август 1904 г.

5. Сражение под Ляояном

Д. Август-декабрь 1904 г.

6. Гибель флагманского броненосца «Петропавловск», на котором находился командующий Тихоокеанским флотом вице-адмирал С. О. Макаров

Е. Февраль 1905 г.


7. Нападение японцев на русские корабли в порту Чемульпо, гибель крейсера «Варяг»

Ж. Май 1905 г.

8. Сражение в Цусимском проливе

З. 23 августа 1905 г.

6. Соотнесите имена и факты.

1. С. Ю. Витте

Гибель крейсера «Петропавловск»

2. А. Н. Куропаткин

Заключение Портсмутского мира

3. С. О. Макаров

Цусимское сражение

4. 3. П. Рожественский

Сдача Порт-Артура

5. А. М. Стессель

Мукденская катастрофа

7. Что из перечисленного входило в условия Портсмутского мира (возможно несколько вариантов ответа): а) возмещение Россией материальных потерь Японии в сумме 100 млн золотых рублей;

б) введение русских войск в Корею;

в) оккупация японскими войсками Маньчжурии;

г) передача Японии аренды Порт-Артура;

д) передача Японии южной части острова Сахалин;

е) запрещение японцам использовать право на ловлю рыбы вдоль русских берегов в Японском, Охотском и Беринговом морях?



8. Соотнесите между собой имена государственных деятелей и их высказывания:

1. С.Ю.Витте

А. «Я убежден, что обновить Россию по плечу только исторически сложившемуся у нас самодержавию».

2. Николай II

Б. «Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война».

3. В. К. Плеве

В. «Отчего могли подумать, что я буду либералом? Я терпеть не могу этого слова» .


9. Укажите верный вариант продолжения фразы:

1 . Главным военным союзником России в конце XIX — начале XX в. была...

А. Германия Б. Франция

В. Италия



2. Созванная по инициативе российского императора международная конференция по вопросам разоружения состоялась в...

А. Гааге Б. Брюсселе

В. Хельсинки



3. Главным противником России в борьбе за влияние на Балканах была...

А. Австро-Венгрия

Б. Германия

В. Болгария


4. По соглашению с Китаем Россия получила в аренду на 25 лет...

А. свободную экономическую зону в Шанхае

Б. остров Тайвань

В. Ляодунский полуостров


5. В ходе борьбы за усиление своих позиций в Северном Китае Россия столкнулась с...

А. Японией Б. США В. Германией

6. В 1907 г. в Петербурге договор о разделе сфер влияния в Персии и Афганистане подписали Россия и...

А. Индия Б. Англия В. Германия

7. Военно-политический союз, в который входила Россия, назывался...

А. Лига Наций

Б. Тройственный союз В. Антанта




Задание 10. Ниже приведены две из существующих точек зрения на результаты Первой российской революции 1905–1907 гг.:

Сделанные властью уступки были достаточными для дальнейшего стабильного развития России по пути умеренного реформирования (Союз 17 октября»).

Первая российская революция осталась незавершенной (РСДРП).

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.


Задание 11. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В начале января 1905 г. «Собрание русских фабрично-заводских рабочих города Санкт-Петербурга» ;во главе со священником Гапоном приняло решение о подаче царю петиции, в которой бы излагались требования рабочих. О желании рабочих подать петицию было известно властям, в том числе и царю.

Приведите не менее трёх причин недовольства рабочих своим положением.

Укажите, чем завершилась подача петиции.

Назовите одно основное последствие событий, связанных с подачей петиции.
Задание 12. Сравните систему государственного управления в России до 1905 года и в 1906-1914 годах. Укажите, что было общим (две общие характеристики), а что – различным (не менее трех отличий).
Задание 13. Сравните положение крестьян, крестьянских хозяйств в 1870-х годах и в 1907-1914 годах. Укажите, что было общим (две общие характеристики), а что – различным (не менее трех отличий).
Задание 14. В.И. Ленин оценивал столыпинскую реформу как «политику разорения крестьян дотла, насильственного слома общины для расчистки пути капитализму в земледелии во что бы то ни стало».

Какую другую точку зрения по вопросу о столыпинской аграрной реформе вы знаете? Какую точку зрения считаете более убедительной? Раскройте ее и приведите не менее трех фактов и положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими вашу точку зрения.


Задание 15.

Какие сословия существовали в Росси в конце XIX – начале XX века? Какие основные классы существовали в России в тот период, представители каких сословий преобладали в составе этих классов?


Задание 16. Задание на анализ исторической ситуации.

Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. В условиях нарастающего политического и социального кризиса царь Николай II назначил в августе 1904 года министром внутренних дел известного своими либеральными взглядами князя П.Д. Святополк-Мирского. Период его министерства получил название «весны Святополк-Мирского», так как были улучшены отношения с либеральной общественностью, готовился ряд мер по либерализации режима. Многим казалось, что выход из кризиса будет найден.

Каким путем стали развиваться события? Укажите не менее трех причин такого развития событий.
Задание 17. Назовите не менее трех результатов революции 1905-1907 годов. Приведите не менее трех положений, отражающих значение революции для отечественной истории начала ХХ века.
Задание 18. Ниже приведены две точки зрения на деятельность П.А. Столыпина:


  1. Деятельность Столыпина была сопряжена с нарушением народных прав и направлена на уничтожение или ограничение демократических достижений революции 1905-1907 годов.

  2. Политика Столыпина была направлена на создание стабильного правого государства в России и сохранение основ политического режима, установившегося с 1905 года.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется наиболее предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.
Задание 19. Выберите в каждом задании несколько правильных ответов:

1. Период 1894 - 1905 гг. характеризует(ют)

1) попытки правительства поставить под контроль рабочее движение

2) образование первых политических партий в России

3) крупные внешнеполитические успехи России

4) ускоренное развитие сельского хозяйства

5) рост революционных настроений
2. Факты биографии В.И. Ульянова (Ленина) до революции 1917 г.:

1) создание Временного революционного правительства в годы! первой русской революции

2) борьба за союз РСДРП с социалистами-революционерами

3) лидерство в большевистской фракции РСДРП

4) длительная эмиграция

5) ссылка в Сибирь


3. В годы Первой русской революции имело(и, а) место

1) неспособность правительства к каким-либо уступкам оппозиции

2) острое противостояние революционеров и власти

3) прямое вмешательство иностранных держав

4) массовые крестьянские выступления

5) восстания в крупных городах


4. Факты биографии Г.В. Плеханова:

1) создатель и лидер группы «Освобождение труда»

2) первоначально - народник, затем - марксист

3) пропагандист либеральных идей в России

4) организатор убийства царя Александра II

5) один из основателей РСДРП


5. Первую российскую революцию характеризует(ют)

1) попытки создания Временного революционного правительства

2) отказ правительства от силовых методов борьбы с оппозицией

3) массовые крестьянские выступления

4) мощное забастовочное движение

5) появление первых Советов


6. Факты биографии П.Н. Милюкова:

1) руководство декабрьским вооруженным восстанием в Москве

2) активная работа в Государственной думе начала XX в.

3) увлечение либеральными идеями

4) лидерство в партии кадетов

5) каторга в Сибири


7. Первую и вторую Государственные думы начала XX в. характеризует

1) оказание поддержки внешнеполитическим инициативам правительства

2) рассмотрение проектов аграрной реформы

3) противостояние с правительством

4) принятие важнейших законов

5) кратковременность работы


8. Факты биографии П.А. Столыпина:

1) эмигрировал за границу из-за разногласий с императором

2) занимал должность премьер-министра России

3) инициатор принятия важных для России законов

4) лидер партии кадетов

5) убит террористом


9. Факты биографии С.Ю. Витте:

1) автор Манифеста 17 октября 1905 г.

2) министр финансов России в конце XIX - начале XX вв.

3) руководил мирными переговорами с Японией



4) лидер партии кадетов

5) убит террористом
Каталог: storage -> files
files -> Мр «сулейман-стальский район» мку «информационно-методический центр»
files -> Т е с т по английскому языку для 4 класса
files -> Контрольная работа по физике №2 по физике
files -> Департамент образования и науки краснодарского края
files -> «Сёйлейик сююв гьакъда»
files -> Задача классного часа: расширить представления детей о вов,о мире
files -> Краснодарского края
files -> Решение. Исходное уравнение эквивалентно уравнению, где и. Получаем уравнение Ответ ответ к задаче №2
files -> Он весь дитя добра и света


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница