И судьбе было угодно, чтоб этот дом превратился в настоящую кинематографическую достопримечательность Москвы удивительный дом кинорекордов. Посудите сами




Скачать 64.66 Kb.
Дата14.03.2016
Размер64.66 Kb.
Александру Ханжонкову, известному русскому кинопредпринимателю, одному из основателей национальной кинематографии, было всего 36 лет, когда он решил, развивая дело своей кинофирмы "Ханжонков и Ко", построить в Москве собственный кинотеатр с рекордным по тем временам количеством зрительских мест - 1500! Но, к сожалению, когда из-за строптивости одного из 2-х землевладельцев приобраемых под строительство участков, реализация проекта оказалась под угрозой срыва, и мудрый Ханжонков принял вынужденное решение довольствоваться половинчатым вариантом строительства электротеатра (именно так, вместо привычного кинотеатра, назывались тогда кинозрелищные заведения), этому рекорду так и не суждено было сбыться. В буквальном смысле слова строительные чертежи были поделены надвое по оси симметрии и дошедшие до нас кинозал, фойе и цокольный зал представляют собой как бы разрез усеченного по срединной линии макета несостоявшегося кинодворца. Но Ханжонков все равно хотел удивить Москву.
И судьбе было угодно, чтоб этот дом превратился в настоящую кинематографическую достопримечательность Москвы - удивительный ДОМ КИНОРЕКОРДОВ. Посудите сами. В августе 1913 года у Триумфальных ворот был заложен фундамент, а уже 21 ноября того же года открыт электротеатр "Пегас". Таким образом, был установлен рекорд по скоростному строительству кинотеатров. (Который, вряд ли, когда-либо, будет превзойден!). К слову, Пегас, был фирменной маркой ханжонковской кинокомпании по производству фильмов - он символизировал творческое начало во всех делах "культурного капиталиста" Ханжонкова. А вторым по счету рекордным достижением "Пегаса" следует считать то, что во время открытия, после двухчасовой кинопрограммы состоявшей из картин которые были сняты фирмой Ханжонкова в течение 5 лет (1908-1913-й), зрители смогли увидеть самих себя на экране в ленте "Торжество в Акционерном обществе". Материал, запечатлевший начало церемонии открытия электротеатра, был отснят, проявлен и подготовлен к демонстрации именно за эти два часа! А не был ли этот торжественный показ всей ханжонковской кинопродукции первым в Москве и стране фестивалем отечественных фильмов?! И первым творческим отчетом первой российской киностудии. Неудивительно, что "Пегас" на Триумфальной стал самым популярным кинотеатром в Москве, где не только демонстрировались самые новые фильмы, но и устраивались шумные кинопраздники, пышные премьеры, презентации и другие торжества, где можно было увидеть А.Ханжонкова, В.Холодную, И.Мозжухина, В.Гончарова, В.Старевича, П.Чардынина, В.Коралли, В.Полонского, В.Максимова, А.Вертинского, А.Хохлову, Л.Кулешова и других первых отечественных кинозвезд и зачинателей кино в России. Как вспоминал позже старейший российский киновед и историк кино С.В.Комаров: "сюда, к Ханжонкову, шла "вся Москва", чтобы не только посмотреть новинки российского и мирового экрана, но и увидеть самый современный и "культурный синематограф", каким был "Пегас". И именно "Пегас" спас фирму Ханжонкова от разорения (а вместе с ней и российский кинематограф, ибо Ханжонков производил половину всей российской кинопродукции!), когда в ответ на завистливый бойкот своих коллег-кинопрокатчиков, А.Ханжонков принял отчаянное, но единственно верное решение: установив рекордную по тем временам цену билета, демонстрировать созданный в Италии при его, Ханжонкова, участии знаменитую "Кабирию" (суперхит тех лет режиссера Посетроне по сценарию самой яркой "звезды" европейской культуры начала века Габриэле Д'Аннунцио) - только в "Пегасе". Фильм собрал рекордные по тем временам сборы и соответственно количество зрителей в одном кинотеатре на демонстрации одного фильма!

После национализации, в годы Советской власти электротеатр Ханжонкова переименовали в "Горн". Затем в "Межрабпом", а с конца 30-х годов в "Москву". Называясь именем столицы СССР, кинотеатр "Москва", особенно, в 50-ые, 60-ые, 70-ые и 80-ые годы был, как бы, витриной столичного кинопроката и именно он чаще других становился местом проведения всевозможных официальных киномероприятий, как-то: фестивали, декады, недели, премьеры фильмов разных стран и столиц, да и всех союзных республик. Став своеобразным рекордсменом тех лет, как по количеству киномероприятий, так и по диапазону демонстрируемых фильмов. В эти же годы ханжонковский кинотеатр, как и во времена Ханжонкова, становился зачинателем новых форм повышения культуры обслуживания кинозрителей* (или используя терминологию работников советского кинопроката - "работы со зрителем"), становясь то "фирменным" кинотеатром объединения комедийных фильмов "Мосфильма", то "фирменным" кинотеатром музыкального, то документального кино... И наверное, не без учета этого факта, когда в конце 80-ых Постановлением Совета Министров СССР было определено создание в Москве Центра национальных кинематографий для регулярной демонстрации отечественных фильмов, выбор пал на кинотеатр "Москва".


Получив с 1 января 1991 года статус Киновидеоцентра национальных кинематографий, кинотеатр "Москва", который стали именовать Домом Ханжонкова, отказался от обычной системы проката, превратившись в постоянно действующий фестивальный центр, первым в СССР работающий по правилам рыночной экономики. За время своего существования в новом качестве Дом Ханжонкова организовал и провел свыше 250 фестивалей, кинонедель, ретроспектив, посвященных кинематографу многих стран и народов мира, что, безусловно, является кинорекордом. Но главным достижением является то, что доля прокатываемых российских картин в Доме Ханжонкова в год составляет более 80% (по стране - всего 4,3%), а европейских - свыше 90 % репертуара. И по общему количеству показываемых фильмов Дом Ханжонкова "впереди планеты всей". В Книгу рекордов Гиннесса занесен тот факт, что в 1991 году в Доме Ханжонкова было за год показано 453 фильма! В 1994 году этот показатель был доведен до 554-ти! (В том же 1994 году на экране Дома Ханжонкова было показано 35 грузинских фильмов, против 28 американских. Такого в последнее десятилетие, наверно, не случалось ни в одном кинотеатре. Даже в Грузии. Чем не рекорд?!) И таких "маленьких рекордов" немало. Например, фильмы Леонида Гайдая "На Дерибасовской хорошая погода..." и Никиты Михалкова "Сибирский цирюльник" дольше всего демонстировались в Доме Ханжонкова. Каждый из них на протяжении более 2-х лет. Так же дольше чем где бы то ни было демонстрировались у нас фильмы Г.Данелия "Настя", С.Бодрова "Кавказский пленник", Э.Рязанова "Старые клячи", О.Янковского и М.Аграновича "Приходи на меня посмотреть" - каждый больше года...)
А если говорить о том, что впервые в нашем кино происходило в Доме Ханжонкова, то начинать следует со времен самого Ханжонкова. Впервые в "Пегасе" были показаны отечественных научно-популярные и учебные фильмы, а также киножурналы производства АО "Ханжонкова и К°", здесь же, у Ханжонкова, впервые (и не только в стране, но и в мире!) увидела свет объемная мультипликация В.Старевича, здесь же впервые явились публике шедевры российского дореволюционного кино, здесь А.Ханжонков проводил свои опыты по созданию цветного и звукового кино. Здесь же, в своем "синематографе" на Триумфальной, в мае 1917 года Ханжонков впервые собрал представителей всех кинематографических профессий (чем не 1-ый съезд российских кинематографистов ?!), чтобы договориться о правилах "честной игры" во всей киноотрасли. После октября 1917 года именно "Пегас" стал 1-ым кинотеатром рабочих профсоюзов - "Горн", а затем 1-ым фирменным советским кинотеатром киностудии "Межрабпом-фильм". Здесь проходили самые первые, премьерные показы многих советских фильмов. И позже, в конце 40-ых, начале 50-ых годов, когда после войны особенно интенсивно стал реализовываться сталинский Генплан социального переустройства Москвы, кинотеатр Ханжонкова стал первым и пока единственным в стране (а может и в мире?) встроенным в современное здание старым кинотеатром. Такой чести не удостаивался ни один кинотеатр, даже знаменитое парижское "Гранд-кафе", "колыбель" мирового кинематографа, не устояла перед обновленческим натиском архитекторов-градостроителей и была снесена.
И в конце ХХ - начале ХХI века Дом Ханжонкова не перестает удивлять москвичей и всех любителей кино. Именно в Доме Ханжонкова, впервые в Москве и стране, был широко применен "принцип мультиплекса", т.е. в течение дня демонстрировалось 5-6, а то и 7 разных фильмов - на каждом сеансе разные фильмы Здесь же впервые практиковались регулярные ночные киносеансы. И тогда "количество залов" "мультиплекса" возрастало до 10-12! (Сегодня этим никого не удивишь, но обычной практикой советского и первых лет постсоветского кинопоказа была демонстрация одного фильма на всех киносеансах в течение 1-2 недели. В лучшем случае, репертуар "разбавлялся" детским фильмом по утрам или 1-им сеансом отечественного кино на фоне 5-6 сеансов одного "кассового" зарубежного.)
Начиная с 1990-ых годов Дом Ханжонкова организовывает и проводит 4 ежегодных кинофестиваля ("Женщины кино", "Оскар" и "Ника" (с 2003 года "Орел, Оскар, Ника"), "Московский Пегас", "Любить кино!"), еще 2 кинофестиваля проходят с иной цикличностью: "Олимпийский экран" с 1992 года (раз в 2 года - в дни проведения летних и зимних Олимпийских игр) и "Кино Победы" с 1995 года (раз в 5 лет в годы "круглых дат" Дня Победы - 9 мая). С 2001 года к ним прибавился ежегодный фестиваль-смотр российских фильмов "про любовь" - "Любить по-русски!". Итого получается 7 регулярных кинофестивалей. Такого

количества регулярных кинофестивалей не проводится в одном кинотеатре не только в нашей стране, но и в мире и, уж, (точно!) не организуется самим кинотеатром!** И самое важное: такие кинофестивали, как "Орел, Оскар, Ника", "Московский Пегас", "Любить кино!" уникальны и не имеют аналогов в российском и мировом фестивальном движении! И по количеству показа "архивного кино" в неспециализированном кинотеатре (не музее кино, не киноинституте и т.п.) Дому Ханжонкова также нет равных в стране!


Дом Ханжонкова является и своеобразным рекордсменом по разнообразию льгот, предоставляемых малоимущим слоям населения. И по количеству благотворительных, бесплатных показов для самых неимущих. (Кстати, традиция берущая начало от самого Ханжонкова.) В период с 1991 по 2003 год таких сеансов было более 1000. Т.е. чаще, чем раз в неделю! И, наконец, вряд ли существует в стране и в мире вторая такая киноорганизация, учредившая и вручающая ежегодно столь большое (более 60-ти!) количество кинонаград! В настоящее время ведется работа по включению Дома Ханжонкова в Реестр памятников истории и культуры РФ и придания ему статуса особо ценного объекта культурного наследия ЮНЕСКО.
(С сайта www.factvideo.ru)


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница