И. С. Бах (1685—1750) Концерт №1 для скрипки с оркестром ля минор




Скачать 37.11 Kb.
Дата25.04.2016
Размер37.11 Kb.
Сторона 1

И. С. БАХ (1685—1750)

Концерт № 1 для скрипки с оркестром ля минор, BWV 1041

1. Allegro (4.08). 2. Andante (7.20). 3. Allegro assai (3.50)


Сторона 2

А. ШНИТКЕ (р. 1934)

Концерт № 3 для скрипки с оркестром

I часть (10.17). II часть. III часть (17.41)



Олег Каган. Ансамбль солистов. Дирижер Юрий Николаевский

Звукорежиссеры: Э. Шахназарян (1), И. Вепринцев (2). Редактор Н. Захарьев



Скрипичные произведения Иоганна Себасть­яна Баха принадлежат к сокровищам миро­вого музыкального искусства. Его концерты, со­наты и партиты для скрипки относятся к луч­шим образцам скрипичной музыки первой поло­вины XVIII столетия, являясь и поныне украше­нием репертуара крупнейших исполнителей.

Скрипичные концерты Баха, как и большин­ство оркестровых и камерно-инструментальных сочинений, были написаны во время службы композитора при дворе князя Леопольда Анхальт-Кётенского. Их создание приблизительно датируется 1720 годом.

Перед обращением к жанру концерта Бах тщательно изучил концерты своих современников, прежде всего Антонио Вивальди, чьи произведе­ния он высоко ценил и неоднократно переклады­вал для клавира и органа. От Вивальди Бах воспринял трехчастное строение цикла (быстрые крайние части обрамляют медленную среднюю), рондообразную структуру частей, где основная тема (ритурнель), излагаемая оркестровым tutti, проходит в различных тональностях, чередуясь с развивающими эпизодами, порученными солис­там, наконец, сам принцип активного «концер­тирования» — состязания солистов и струнного оркестра, И в то же время могучая творческая индивидуальность композитора ощутима здесь в каждой ноте. В отличие от романтического им­провизационного характера концертов Вивальди, сочинениям Баха присущи спокойная строгая ве­личавость, классическая уравновешенность при Поразительном богатстве образов, глубина и мощь интеллекта, свойственная всему творчеству вели­кого композитора. Бах привносит в жанр кон­церта полифонизацию музыкальной ткани, ин­тенсивное мотивное развитие. Сквозь типичную

рондообразную структуру нередко просвечивают тональные, а иногда и тематические соотноше­ния, характерные для сонатной формы.

Эти черты отличают и Концерт для скрипки с оркестром № 1 ля минор, BWV 1041, который Альберт Швейцер называл «величавым в своей суровой красоте». Сохранилась авторская пере­работка этого Концерта для клавесина с оркест­ром в тональности соль минор, BWV 1058.

* * *


Третий концерт для скрипки с оркестром (1978) был написан Альфредом Шнитке по просьбе Олега Кагана и ему же посвящен. К струнным инструментам, особенно к скрипке, Шнитке явно склонен в своем творчестве: среди его скрипичных опусов — три концерта, две со­наты, несколько ансамблей (квартет, фортепиан­ный квинтет, канон памяти И. Ф. Стравинского, Прелюдия памяти Д. Д. Шостаковича). Интона­ционная гибкость инструмента, широта и много­образие его выразительных возможностей, оче­видно, в высокой степени отвечают импровиза­ционной непосредственности самовыражения, ме­лодическому богатству — лучшим свойствам mv-зыки Шнитке. В масштабных драматически-кон-фликтных концепциях композитора голос соли­рующей скрипки ассоциируется с обликом «ге­роя» произведения, воплощая богатство внутрен­него мира человека.

Третий концерт для скрипки с оркестром при-надлежит к типу масштабных концертов-симфо­ний, широко распространенному в современной музыке. Виртуозно-игровой элемент, столь раз­витый, например, в Concerto grosso, написанном Шнитке годом ранее, вытесняется напряженным симфоническим развертыванием. Традиционное для жанра концерта противопоставление партий

солиста и оркестра здесь превращается в конф ликт, резко подчеркнутый тембровой «расстанов­кой сил»: солирующей скрипке противостоит ан­самбль духовых (только в третьей части к нему присоединяются четыре струнных инструмента). Линию развития Третьего концерта можно упо­добить пути героя, претерпевающего жестокие испытания, вплоть до катастрофы, в крайней точ­ке которой наступает перелом к умиротворению и скорбному просветлению.

С. Савенко

Олег Каган — один из талантливых предста­вителей советских скрипачей. Музыкальное обра­зование получил сначала в специальной музы­кальной школе-десятилетке имени Э. Дарзиня при Латвийской консерватории, затем в Центральной музыкальной школе и Московской консервато­рии, где занимался у профессоров Б. Кузнецова и Д. Ойстраха.

Артист является лауреатом четырех между­народных конкурсов: III конкурса скрипачей имени Дж. Энеску, имени Яна Сибелиуса в Хель­синки, имени И. С. Баха в Лейпциге, III Между­народного конкурса имени П. И. Чайковского.

Игра скрипача отличается тонкостью, лириз­мом, но она может быть и волевой, активной, и драматичной, патетической. Д. Ойстрах писал о своем ученике: «Его творчеству свойственны иск­ренность и тонкое проникновение в авторский замысел».

Репертуар артиста включает произведения всех эпох, от Баха до Шёнберга; особенно ему близки произведения Паганини, Сибелиуса, Про­кофьева.

О. Каган гастролировал в Финляндии, США и других странах.


© «Мелодия», 1980

Всесоюзная; студия грамзаписи. Записи 1980 г. Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок Типография АЗГ



Арт. 10-9. Цена 1 руб. 75 коп,.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница