И русская культура




страница1/26
Дата28.07.2016
Размер2.42 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

Йошкар-Олинская и марийская епархия

Министерство культуры, печати и по делам
национальностей Республики Марий Эл

ХРИСТИАНСКОЕ


ПРОСВЕЩЕНИЕ
И РУССКАЯ КУЛЬТУРА

Материалы

X научно-богословской конференции
Йошкар-Ола

2007


ББК 86.3

Х93



Печатается по благословению

архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского ИОАННА

Редакционная коллегия:

иерей Алексий Михайлов,

диакон Александр Жирнов,

профессор МарГПИ Липатов А.Т. (литературный редактор),

Ерошкин Ю.В.

Христианское просвещение и русская культура: Доклады и сообщения X научно-богословской конференции. 24-25 мая 2007 г. Йошкар-Ола, 2007. 180 c.

В материалах конференции содержится дальнейшая разработка актуальных проблем богословия, религии и науки, взаимоотношения Русской Православной Церкви с другими христианскими конфессиями. Рассматриваются вопросы религии, науки, образования и культуры настоящего и прошлого Отечества. Освещаются вопросы духовно-нравственных исканий в области русской словесности на материалах Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова, а также христианских мотивов в национальном фольклоре.

В выступлениях участников конференции рассматриваются проблемы истории Православия в Марийском крае и Поволжско-Вятском регионе.

Материалы конференции могут быть использованы в качестве просветительского и учебного пособия по религиоведению, русской словесности и истории края и адресуются преподавателям высших, средних общеобразовательных и средних специальных учебных заведений.


© Йошкар-Олинская и Марийская епархия, 2007

Содержание
Официальная часть

Приветственное слово 5

Высокопреосвященнейшего Иоанна, 5

архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского 5

Приветствие Полномочного представителя 7

Президента РФ в ПФО А.В. Коновалова 7

Приветствие Президента Республики Марий Эл 9

Л.И. Маркелова 9

Приветственное слово вице-президента 10

Центра национальной славы России 10

и Фонда апостола Андрея Первозванного В.В. Бушуева 10

I. Духовно-нравственные основы 12

православия 12

Черты богословского творчества 12

святителя Иннокентия (Борисова) 12

Духовность и экология слова 23

II. Православие в марийском крае


и поволжско-вятском регионе 37

Мироносицкая пустынь: к 360-летию обретения 37

Царевококшайской иконы Пресвятой Богородицы 37

Стариков Сергей Валентинович, 48

«Да поможет Господь Бог России»: 48

Государь Император Николай II и Российская революция 1917-1918 гг. 48

Гайденко Павел Иванович, 59

К вопросу об источниках библейских правовых норм 59

в древнерусском законодательстве XI века 59

Ерошкин Юрий Витальевич, 78

Епископ Авраамий (Чурилин) 78

Игумен Серафим (Бакланов): жизнь и деятельность 88

(по материалам Государственного архива Республики Марий Эл) 88



Бажин Владимир Васильевич, 93

Состав и содержание документов по истории 93

Мироносицкой пустыни за период до 1916 г., 93

хранящихся в Государственном архиве Республики Марий Эл 93



Сануков Ксенофонт Никанорович, 98

Деятели Православной Церкви 98

в Марийской Биографической Энциклопедии 98

Мансурова Лилия Рашидовна, 100

Духовенство в истории Национальной библиотеки 101

имени С.Г. Чавайна Республики Марий Эл 101

III. Православие и вопросы отечественной словесности 104

Образ-символ Иисуса Христа в романе 104

Н.С. Лескова «На ножах» 104

Сотериологический историзм в древнерусской литературе 111

Проблема интерпретации евангельского фрагмента 118

в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» 118

Прошлое и настоящее в цикле 126

Н.С. Лескова «Праведники» 126

Древние славянские языки: терминологическая


и семантическая дифференциация 135

Пасха в русской словарной традиции 142



Людоговский Федор Борисович, 151

Заглавие и рефрен акафистов святым: 151

функции, структура, варианты 151

Федосеева Надежда Александровна, 155

К вопросу об истории перевода молитвы «Отче наш» 155

на марийский язык 155

IV. Религия, наука, образование, культура 161



Оленев Владимир Иванович, 161

Культурно-просветительская функция 161

современного телевидения 161

Смысл жизни и вера в Бога 165

(по житию преподобной Елены Дивеевской) 165

V. Студенческие и ученические работы 170

Русская идея в творчестве И.А. Ильина 170

Проблемы современной семьи 176

(по результатам психологического исследования) 176

Роль старославянизмов в современном русском языке 180

Русская речевая культура современной молодежи 183

Загадки наших фамилий 186





Приветственное слово

Высокопреосвященнейшего Иоанна,

архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского

Дорогие отцы, братья и сестры! Милостью Божией мы собрались на юбилейную конференцию, которая отображает наше отношение к Источнику жизни, Богу и одновременно является свидетельством того подвига, который совершили святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. Поистине, приобщение каждого человека к Источнику жизни, Богу, есть величайшее благо. И тот, который в своей жизни познал горечь греха и падения, познал радость общения с Богом [псалмопевец Давид], говорит всем нам: «Вкусите и видите, яко благ Господь» (Пс. 33, 9). Мы с вами собираемся в этой аудитории, чтобы вкусить Божественное откровение, слово Божие и стать сопричастниками славы Божественной и того величия, которого сподобляется каждый человек, прикасаясь к Божественному слову, Евангелию – источнику жизни, который явили нам святые равноапостольные братья. Сам Господь, обращаясь к нам, говорит, что «Я есть Путь, и Истина, и Жизнь» (Ин. 14, 6) и верующий в Меня не погибнет, но будет иметь жизнь вечную (Ин. 3, 16; 11, 26).

Богословие (почему и конференция наша называется научно-богословской) есть познание Бога через Откровение, через Священное Писание, к которому мы прикасаемся, изучая его и познавая его опытно, путем своей жизни. Ведь тот человек, который прикасается к слову Божию только своим разумом, никогда не познает полноту того небесного вещания, которое оставлено каждому человеку, чтобы он вкусил и увидел – насколько благ Господь к нему, насколько Он близок к его сердцу, насколько величие познания Бога открывает в нем красоту божественного мироздания, что он – человек богоподобный, он – частица дыхания Божественной любви.

И вот наша с вами цель, цель познания Бога заключается в том, чтобы через прекрасное, которое нам оставили святые Отцы, наши великие писатели, наши художники (те, которые познали Бога своим сердцем и через Божественный разум создали великие произведения), мы с вами, изучая это прекрасное, стремились к источнику Божественной любви и творчества. Божественный разум вдохновлял святых Отцов, великих людей созидать и творить великое через малое человеческое сердце и через сознание.

И пусть Господь Всещедрый и Милостивый все более и более привлекает нас к Себе, ибо Он Сам сказал, что никто не приходит ко Мне, только Мною (Ин. 14, 6). К Богу можно прийти только тогда, когда мы прикасаемся к источнику Божественного откровения, когда начинаем жить по заповедям Господним, когда начинаем ощущать в своем сердце – насколько благ Господь, насколько Он любвеобилен, насколько Он любит всех нас. И пусть к этому источнику прикасаются все – от малого ребенка до старца. А перед Богом мы все – дети. В простоте сердец ваших познавайте Священное Откровение, Святое Писание, которое даровали нам святые братья. Пусть Христос откроет наши недостатки и поможет нам возродить наше общество, возродить Святую Русь, возродить тот источник милости Божественной, который касается сердца каждого человека, способного принять эту великую милость и благость Божию. Пусть Господь Всещедрый благословит всех нас на это великое деяние – богопознание, богопознание через внешнее познание окружающего мира. С праздником всех вас!

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница