I. организационно-методический раздел




страница1/4
Дата17.06.2016
Размер0.58 Mb.
  1   2   3   4
Теория музыки

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1. Цель курса

Заключается в освоении студентами основных закономерностей развития простейших элементов музыкального языка и осмысление структурных компонентов на конкретном му­зыкальном материале.



2. Задача курса

  • стимулирование развития у студентов специальности «Педагогика балета» природных
    музыкальных данных, художественного вкуса, способности эмоциональной оценки основных
    явлений в области музыкального искусства;

  • приобретение навыков профессионального прочтения музыкального текста, необходи­
    мых для осмысления его структуры, особенностей музыкального содержания;

  • освоение композиционных и структурных закономерностей в танцевальных музыкаль­
    ных жанрах;

  • формирования навыков музыкально-художественного анализа разножанровых произ­
    ведений и выявление в них закономерностей индивидуального композиторского стиля.

3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Курс «Теория музыки» является составной частью блока общепрофессиональных дисци­плин и представляет собой базовую основу специального цикла: «История хореографическо­го искусства», «Анализ танцевальной музыки», «Методика преподавания историко-бытового танца», «Композиция историко-бытовых и бальных танцев» и др.



4. Требования к уровню освоения содержания курса

В результате изучения курса студенты должны:



  • знать стилевую и жанровую типологию музыкального искусства, основные элементы
    музыкального языка (ладотональность, ритм, гармония, тембр, агогика), музыкального син­
    таксиса;

  • знать закономерности структурной организации классических музыкальных произве­
    дений;

  • уметь выстраивать простейшие интервалы, аккорды в мажоро-минорной системе;

  • уметь выполнять ритмическую группировку, воспроизводить ритмический контра­
    пункт;

  • уметь грамотно ориентироваться в музыкальном тексте.

Иметь представление о стилевой и жанровой направленности, композиционной органи­зации, художественной ценности музыкального произведения.

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1. Разделы курса

Раздел 1. Основные категории музыкального мышления Раздел 2. Метроритмическая организация в музыке Раздел 3. Ладогармоническая организация в музыке Раздел 4. Типология музыкальных форм

96

2.Темы и краткое содержание РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ.



ТЕМА 1. СПЕЦИФИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА, ЕГО СОДЕРЖАНИЕ, МУЗЫКАЛЬНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА.

Музыка как вид искусства. Сущность музыки. Мифологические представления о музыке. Основные функции музыки. Музыкальность - особое качество, присущее окружающему ми­ру и сознанию человека.

Средства музыкального искусства, сходство и различие в сопоставлении с другими вида­ми искусств. Логика как универсальная основа, определяющая смысловую связь элементов в музыке. Интонационная природа - специфическая основа музыки. Интонация и семантика в музыке. Музыкальная и речевая интонация: сходство, различие, взаимодействие.

Театральность музыкального текста. Сюжет музыкального произведения, его «персона­жи». Смысловое взаимодействие музыки со смежными вида искусства. Виды музыкальной содержательности: непосредственный эмоциональный образ, интонационно-речевая динами­ка, сюжетно-повествовательное действие тем - персонажей, обобщенная эмоциональная дра­матургия, жанровая характерность, стилевая ассоциативность и т.д. Опора музыкального мышления на высотную, временную и интонационную сторону музыкального. Реализация музыкального содержания через действие средств музыкальной выразительности - мелодии, гармонии, ритма, фактуры. Музыкально-выразительные средства как необходимый компо­нент в методике целостного анализа музыкального произведения.



ТЕМА 2. МУЗЫКАЛЬНАЯ СИСТЕМА И ЭЛЕМЕНТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ЯЗЫКА.

Понятие музыкальной системы. Синонимы: музыкального языка, практика, мышление.

Музыкальный язык как система музыкальных средств и закономерностей. Использование системы средств в конкретном художественном произведении. Условность понятия «музы­кальный язык». Выделение в музыкальном языке сферы, связанной с системой строя, звуко­рядов, употребляемых в данных стилях аккордов, тембров, длительностей и т.д. Вторая сфе­ра, включающая в себя область функциональной зависимости - правила голосоведения, гармонии, музыкальной композиции. Глубинный слой музыкального языка - общие принци­пы и системы организации музыкального материала (ладотональная система, тематическая организация, ритмическая т.д.).

Выразительная специфика мелодики, гармонии, метроритма, фактуры, лада, синтаксиса, артикуляции, динамики, агогики. Отражение в нотной записи. Музыкальный язык - проекция человеческой природы: пульс, дыхание, пластика движения, логика мысли. Личность автора и ее отражение в текстах музыкальных произведений. Сложный характер музыкального вос­приятия, сочетание объективной основы и индивидуального опыта слушателя.



ТЕМА 3. ЖАНРОВАЯ ТИПОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА.

Жанр как исторически сложившийся тип музыки художественной модели, находящийся в коррективной памяти композитора, исполнителей, слушателей определенной национальной культуры. Различные принципы классификации жанровой системы.

Понятие о жанрах первичных, т.е. бытовых, обиходных и вторичных - преподносимых. Светская (концертная и театральная) музыка как наследница высоких церковных критериев. Бытовые жанры, наиболее тесно связанные с жизненной ситуацией (колыбельные, танцы, марши).

Иерархическое строение жанровой системы. Ее различные уровни, их соотноше­ния. Различие концертной и театральной музыки, балетной и оперной. Жанровые

97

компоненты оперного и балетного спектакля. Танцевальные жанры эпохи барокко, классицизма, романтизма. Жанрово-историческая типология балетов. Ассоциативные жанровые связи как основа понятия «обобщения через жанр».



ТЕМА 4. СТИЛЬ И СТИЛЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ.

Понятие «музыкальный стиль». Факторы, влияющие на своеобразие музыки определен­ной эпохи, страны, композиторской школы. Стиль музыки выдающегося композитора и пе­риода его творчества (индивидуальный стиль).

Стержень стиля барокко - аффект, понимаемый как выражение чувства, содержащегося в себе идеи Вечности. Роль музыкальной риторики. Основы стиля классицизма - полный внут­ренней динамики мир в его совершенстве. Сущность романтического стиля - «прекрасное человеческая душа» (по Ф. Шиллеру), эмоциональное состояние. Стилевое разнообразие в XX веке.

Связь стиля с творческим методом композитора, выраженного в средствах музыкального языка. Стиль как фактор художественного единства произведения. Стилистические связи и взаимодействия в музыке.

Стилизация - воспроизведение иного стиля в пределах собственного (И. Стравинский «Поцелуй феи» - стиль П. Чайковского). Полистилистика - метод сочинения, основанный на включении в произведение выразительных средств, принадлежащих другим стилям (аллюзии, цитаты). Анализ стилевых особенностей произведения - необходимый компонент целостного восприятия музыки.

ТЕМА 5. МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ КАК

ОБРАЗНО-СМЫСЛОВОЙ ПРОЦЕСС В МУЗЫКЕ.

Музыкальная драматургия - «сюжетно-событийная» сторона ее интонационной фабулы. Происхождение термина (сфера театрального искусства). Представление о видах и родах ис­кусства. Специфические методы преломления в музыкальном искусстве понятий эпоса, лири­ки, драмы. Контраст и конфликт.

Историческая связь между типами музыкальной драматургии и композиционными фор­мами. Отсутствие тождественности между музыкальной драматургией как процессуальной стороной музыки и композиционным уровнем художественного целого. Раскрытие в преде­лах одного композиционного типа различных вариантов драматургического решения - вол­нового, повествовательного, монтажного. Понятие музыкальной драматургии в инструмен­тальной (программной и непрограммной), вокальной и театральной музыке. Драматургические уровни балетной музыки.



ТЕМА 6. ТЕМАТИЗМ. ФУНКЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕМЫ.

Тема - комплекс выразительных средств, определяющий дальнейшее становление музы­кальной формы. Понятия «тема» и «музыкальный образ», их соотношение. Закономерности строения тематического материала и концентрация образности. Аналогия между темой в ин­струментальной музыке и персонажем в оперной. Внемузыкальные прообразы темы. Роль жанровых связей в теме.

Основные функциональные типы темы. Понятие производного тематизма. Тема как объ­ект развития. Форма темы, ее масштабы и структура в зависимости от эпохи, стиля, жанра произведения. Период - форма организации экспозиционной темы. Методы развития темати­ческого материала: разработочный, вариационный, полифонический. Значение в теме мело­дии, гармонии и ритма.

Классификация типов тем классико-романтической эпохи. Одномотивная и разномотив-

98

ная тема; контрастная, состоящая из противоположных по жанру мотивов. Взаимопроникно­вение функциональных типов тематизма.



ТЕМА 7. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО СИНТАКСИСА.

Музыкальный синтаксис - смысловое членение темы. Цезура и ее признаки. Сходство построения как средство членения темы. «Точка покоя» (смысловой акцент), один из наибо­лее наглядных признаков и средств цезуры. Средство смыслового акцента.

Мотив, часть темы - носителя индивидуального начала музыкального произведения. Объем и структурные границы мотива. Понятие субмотива. Мотивное зерно. Мотивное обра­зование в теме. Мотивное развитие. Краткое определение основных форм строения музы­кальной речи: фраза, предложение, период. Основные структурные признаки построения. Оп­ределение периода. Период экспозиционного типа. Основные виды структурного состава периода (повторного строения, неповторного, единого). Динамическая сопряженность пред­ложений, логическое единство периода. Квадратность и неквадратность в периоде.

ТЕМА 8. МЕЛОДИЯ. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «МЕЛОДИЯ» И «ТЕМА».

Мелодия как выраженная в одном голосе характерная музыкальная мысль. Значение ме­лодии в ряду специфических музыкальных средств выразительности. Мелодия в жанровом характере музыки. Мелодические типы по признакам жанрового наклонения. Отражение в мелодии интонации эмоциональной человеческой речи (интонация вздоха, восклицания, во­проса и т.п.). Взаимодействие мелодии с гармонией, ритмом, фактурой. Линия как специфи­ческое свойство мелодии. Различные типы мелодического движения: кульминационные (ди­намический, ступенчатое движение, бескульминационный тип). Местоположение кульминации, роль «золотого сечения» в теме и форме целого. Понятие мелодического ри­сунка, его основные виды.

Особенности мелодики в темах барочной, классической и романтической эпох. Измене­ние мелодики в музыке XX века в связи с иной системой звуковысотных отношений: нару­шение плавности, кантабильности. Мелодическая основа тематизма в классических формах.



ТЕМА 9. МУЗЫКАЛЬНЫЙ СКЛАД И ФАКТУР.

Склад, принцип изложения голосов, фактура - конкретный вид реализации музыкальной ткани, тип взаимосвязи компонента музыкального текста. Применение понятия фактуры в других областях искусства. Связь фактуры и жанра, его проявление через фактуру.

Основные разновидности фактуры: монодическая, фактура типа «органум», полифониче­ская, гомофонная с различными типами фигуративного наполнения, аккордовая. Основные показатели фактуры: количество голосов, тематические функции голосов (ведущие, имити­рующие, контрапунктирующие). Характерные приемы изложения: фигурации (мелодическая, гармоническая, ритмическая), органные пункты, остинато.

Роль фактурных приемов в передаче характера музыкальных образов. Фактура как пока­затель стиля.



ТЕМА 10. СИСТЕМА НОТНОЙ ЗАПИСИ И КРАТКИЕ

ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ИСТОРИИ НОТОПИСИ.

Приемы фиксации временной и высотной организации в музыкальной практике. Ключи, система ключей. История нотного письма как отражение эволюции музыкального мышления. Наиболее употребительные системы названий звуков: буквенная и слоговая, обозначение се­миступенного диатонического звукоряда. Слоговая система названия звуков, основанная на начальных слогах первых шести строчек средневеково-римского католического гимна. Бук-

99

венная нотация в древнегреческом искусстве. Гвидо из Ареццо - реформатор современной нотной записи. Мензуральная нотация XII века в Западной Европе.



Современное обозначение звуков на нотном стане. Начальная черта, акколада, обозначе­ние производных ступеней тональности.

РАЗДЕЛ 2. МЕТРОРИТМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ В МУЗЫКЕ.

ТЕМА 11. РИТМ КАК ФАКТОР ВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В МУЗЫКЕ.

Ритм - одна из основ временного искусства. Понятие ритма как временной и акцентной стороны элементов и средств в музыке (гармонии, мелодии, мотивов). Ритм как чередование различных длительностей и ритмических рисунков. Ритмические фигуры и ритмическая пульсация. Участие ритма в выделении метрических акцентов.

Проявление ритма в природе и жизни человека, в изобразительном искусстве, архитекту­ре, поэзии. Значение ритма для жанровой основы. Становление типичных ритмических фигур в танцевальных жанрах.

ТЕМА 12. ПЛАСТИЧЕСКОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ДЛИТЕЛЬНОСТЕЙ И ИХ ФИКСАЦИЯ В НОТНОЙ ЗАПИСИ.

Длительность, один из основных показателей ритмических организаций в музыке. Обо­значение длительностей и пауз в музыкальной практике. Соизмеримость длительностей. Ме­тодика Э. Жака-Далькроза, основанная на пластическом воплощении музыкальных длитель­ностей. Упражнения на соответствие различных вариантов шага и длительностей. Пластическое воплощение различных способов деления ритмических единиц. Пластические ударения в дыхательных упражнениях. Упражнения на ритмический и пластический контра­пункт, применяемые в музыкальной и хореографической практике.

ТЕМА 13. ПРЕДПОСЫЛКИ И ОСНОВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ МЕТРА В МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ.

Метр как условие восприятия ритма. Метр - акцентная сторона ритма (соотношение зву­ков по тяжести, легкости). Выражение метра в музыке через размер. Соотношение размера и синтаксиса (соизмеримость мотива и такта). Виды размера: простой, сложный, сложный сме­шанный и переменный.

Масштаб метрической доли, «цена» и конкретное выражение определенной длительно­сти. Зависимость масштаба метрической доли от различных элементов контекста: частоты гармонической пульсации, танцевального шага, артикуляционного веса, звука.

Метроритмические особенности музыкального текста, влияние на выразительный облик и смысл произведения. Метр и ритм как показатели стиля. Специфика метроритмической ор­ганизации в танцевальных жанрах.

ТЕМА 14. МЕТРИЧЕСКИЕ СТОПЫ В ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ЖАНРАХ.

Термин «стопа», обозначающий характер сочетания ударных и неударных слогов, заим­ствованный из теории стихосложения. Метрическая стопа в музыке- положения мотива в такте относительно сильной доли. Основные виды метрических стоп: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий. Широкое распространение в танцевальной музыке хореических и ямбических стоп. Ямб - музыкальное построение, где мотив, начинающийся со слабой доли, заканчивает­ся на сильной. Хореическая стопа - с сильной доли на слабую. Противоположная вырази­тельность данных мотивов. Ясность, твердость, свойственная хорею и полетность, активное движение, характерное для ямба. Слабое окончание у хорея и сильное у ямба. Ямб как мотив, типичный для завершения с сильным окончанием. Проявление метрических стоп в ритмиче-

100

ских рисунках в виде соотношения акцентируемых и неакцентируемых длительностей.



ТЕМА 15. ГРУППИРОВКА ДЛИТЕЛЬНОСТЕЙ В ТАКТАХ ПРОСТЫХ И СЛОЖНЫХ РАЗМЕРОВ.

Группировка - образование ритмических групп внутри такта соответственно данному размеру. Основные метрические закономерности в тактах простых и сложных размеров. Со­ответствие количества групп в такте простого размера количеству четных долей. Объедине­ние однородных или разнородных мелких длительностей в одну ритмическую группу. Соот­ветствие групп в тактах сложных размеров количеству простых метров, входящих в состав данного сложного размера. Возможные отклонения от основных правил группировки. Необ­ходимость соблюдение норм группировки в танцевальной музыке как важного средства для акцентирования метрических долей.



ТЕМА 16. РЕГУЛЯРНЫЕ И НЕРЕГУЛЯРНЫЕ ТИПЫ РИТМИКИ В БЫТОВЫХ ТАНЦАХ.

Регулярность и нерегулярность как формообразующие факторы в движении музыкальной ткани. Средство регулярного ритма: постоянный (простой и сложный) тактовый размер, ос-тинатный и равномерный ритмический рисунок. Согласование мотива и такта, квадратность, многоплановая регулярность (М. Равель «Павана»). Общий эмоциональный характер регу­лярной ритмики. Создание основного каркаса форм средствами регулярной ритмики.

Средства нерегулярного ритма: переменный тактовый размер, переменные ритмические рисунки, неквадратность, полиметрия (М. Мусоргский «Картинки с выставки», «Гном»).

Стилевая типология в использовании регулярной и нерегулярной ритмики. Регулярный тип - европейская ритмика XVII-ХГХ вв. Нерегулярный тип: античная, древневосточная рит­мика. Стилевая типология ритмики в XX веке.



ТЕМА 17. РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ РИТМИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ЖАНРАХ.

Ритмический рисунок как проявление характерного, индивидуального начала в ритме. Определяющее значение ритмических рисунков для жанров танцевальной музыки. Жанровая типология ритмических рисунков: пунктирный ритм (марш), триольный (тарантелла), ритм-качания (баркарола) и т.д. Связь жанрово-характерных ритмов с типизированным содержани­ем соответствующих жанров. Индивидуализирующая роль ритмического рисунка в образова­нии мотива.

Виды ритмических рисунков: равномерный (повторение звуков одной и той же длитель­ности), квадратный (характерный для танцевальной музыки) и неквадратный (ритм качания). Пунктирный ритм, его разновидности. Синкопа, виды синкоп (внутритактовая, междутакто­вая). Синкопа в танцевальных жанрах (мазурка, полонез). Сочетание различных видов ритми­ческого рисунка. Возникновение в музыке XX века ритмических рисунков нового типа - про­грессий и серий из неповторяющихся длительностей.

ТЕМА 18. ОСОБЫЕ ВИДЫ РИТМИЧЕСКОГО ДЕЛЕНИЯ ДЛИТЕЛЬНОСТЕЙ.

Основные и особые виды ритмического дробления доли в музыкальной практике. Особые виды ритмического деления как проявление неквадратности в музыкально-ритмической ор­ганизации. Виды фигур особого деления: триоль (деление доли на три равные длительности), дуоль (деление трехдольного такта на две равные длительности), квартоль (деление трех­дольного такта на четыре длительности), квинтоль (деление длительностей на пять частей) и т.д. Основные нормы нотной записи особого вида ритмического деления длительностей. Вы-

101

разительные свойства свободного дробления ритмической доли в танцевальных жанрах.



ТЕМА 19. ПОЛИРИТМИЯ И УПРАЖНЕНИЯ НА ПЛАСТИЧЕСКИЙ КОНТРАПУНКТ.

Полиритмия - одновременное сочетание двух или большего числа различных ритмиче­ских фигур с неодинаковым количеством временных долей в такте. Образование полиритмии на основе одновременного сочетания дуолей и триолей двухдольных и трехдольных тактов.

Полиметрия - явление, при котором ритмические рисунки в разных голосах фактуры ор­ганизуются разными метрами. Упражнения на ритмический контрапункт с использованием полиметрической организации. Выразительное значение полиритмии и полиметрии в танце­вальных жанрах XX века.

ТЕМА 20. ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТЕМПОВ В МУЗЫКЕ.

Темп - скорость исполнения музыкального произведения, зависящий от частоты пульсации метрических долей. Подразделение темпов на медленные и быстрые. Мед­ленные темпы: Adagio, Largo, Lento, Grave. Умеренные темпы: Andante, Moderate, Sostenuto. Быстрые темпы: Allegro, Vivo (Vivace), Presto. Термины, используемые для изменения темпа: ritenuto, ritardanto, allargando, rallentado, accelerando. Варианты аго-гических изменений темпа. Выразительное значение темпа в музыкальной и хорео­графической практике.



РАЗДЕЛ 3. ЛАДОГАРМОНИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ В МУЗЫКЕ.

ТЕМА 21. ПОНЯТИЯ ЗВУКОВЫСОТНОЙ СИСТЕМЫ, СТРОЯ И ЗВУКОРЯДА.

Звуковысотная система (совокупность звуков употребительных в музыке) как одна из важных составляющих музыкальной системы. Музыкальный звук и его основные свойства.

Понятие музыкального строя, история его развития в европейской музыке. Пифагорей­ский строй, натуральный строй. Равномерно-темперированный строй, основной ориентир для построения высотных отношений в европейской музыкальной системе.

Определение звукоряда. Виды звукоряда, их классификация по интервальному строению. Октавные звукоряды: диатоника, пентатоника, хроматика. Выразительные особенности зву­корядов различного типа. Симметричные звукоряды: целотонная гамма, «тон-полутон», дру­гие структуры.



ТЕМА 22. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ИНТЕРВАЛОВ В СТРОЕНИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТКАНИ.

Понятие интервала. Ступеневая и тоновая величина. Гармонические и мелодические ин­тервалы. Консонанс и диссонанс. Простые и составные интервалы. Обращение интервалов. Классификация гармонических интервалов по фонизму и консонантности.

Положение интервала в ладу. Интервальный состав мажора и минора. Разрешение диато­нических интервалов. Ладовая функция интервалов. Устойчивость и неустойчивость интер­валов, зависимость от метроритмического положения.

Интервальный состав как одна из ее составных характеристик. Стилевая характеристика выразительных свойств интервалов.



ТЕМА 23. АККОРД И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ АККОРДООБРАЗОВАНИЯ.

Понятие созвучия и аккорда. Основные принципы аккордоообразования (терцовый, квар­товый, квинтовый). Разновидности трезвучий, септаккордов.

102

Обращение аккордов, выразительные свойства. Происхождение названий обращений тре­звучий и септаккордов. Позиции аккорда. Обозначение обращений трезвучий, септаккордов. Выразительные свойства фонизма аккорда. Понятие основного и побочного тона в аккорде. Запись аккордовых последовательностей.



ТЕМА 24. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ЛАДА И ЛАДОВЫХ ФУНКЦИЙ.

Лад - система отношений звуков, созвучий, отрезков звукоряда, объединенных тониче­ским центром в виде одного звука или созвучия. Основные показатели лада: строение звуко­ряда, ладофукциональные отношения тонов, интервалов, аккордов. Тоника - обязательный атрибут лада.

Способы и средства, обеспечивающие устойчивость звуков и созвучий - метроритмиче­ские, синтаксические, фактурные, гармонические. Определение ступени лада. Общая харак­теристика стабильных монодических ладов: эолийского, фригийского, дорийского, лидийско­го, ионийского, миксолидийского.

Гармоническая природа мажорного и минорного ладов (опора на мажорные либо минор­ные трезвучия), выразительные свойства. Звукоряды натуральных мажорных и минорных ла­дов. Функциональные отношений мажорных и минорных ладов. Два типа основных связей тонов: секундовые - мелодические, кварто-квинтовые - гармонические.



ТЕМА 25. ТОНАЛЬНОСТЬ И ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ЛАДОТОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В МУЗЫКЕ.

Тональность и выразительные свойства ладотональной организации в музыке. Тональ­ность как высотное положение лада. Выразительные свойства тональной сферы в ладовой организации музыкального произведения. Употребительные тональности в музыкальной практике. Понятие тонального фонизма. Главная тональность произведения и способы ее оп­ределения. Родство тональностей.

Тональность, система ладовых функций. Тональные отношения как одно из наиболее яр­ких средств передачи движения и покоя, психологического напряжения и разрядки, эмоцио­нальных подъемов и спадов.

Квинтовых ряд мажорных и минорных тональностей. Параллельные, одноименные, эн­гармонически равные тональности. Разновидности мажорных и минорных тональностей.



  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница