И направленность управления деятельностью спортивной федерации




страница1/3
Дата11.08.2016
Размер0.64 Mb.
  1   2   3
На правах рукописи



АЛИЕВ ЭМИЛЬ ГУМЕТОВИЧ

СОДЕРЖАНИЕ И НАПРАВЛЕННОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СПОРТИВНОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(на примере Ассоциации мини-футбола России)

Специальность 13.00.04 – теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры


Автореферат диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Санкт-Петербург – 2010

Работа выполнена на кафедре теории и методики футбола Национального государственного Университета физической культуры спорта и здоровья

им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург



Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный деятель науки России

Агеевец Владимир Ульянович




доктор педагогических наук, профессор,

заслуженный работник физической культуры СССР



Годик Марк Александрович




доктор педагогических наук, профессор

Григорьев Валерий Иванович

Ведущая организация

Федеральное государственное учреждение «Всероссийский научно - исследовательский институт физической культуры и спорта» (ФГУ ВНИИФК)

Защита диссертации состоится «08» апреля 2010 г. в 13.00 часов, на заседании диссертационного совета Д 311.010.01 в Национальном государственном Университете физической культуры спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта (190121, Санкт-Петербург, ул. Декабристов, 35, учебный корпус 1).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Национального государственного Университета физической культуры спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, и на сайте (www.lesgaft.spb.ru).
Автореферат разослан «06» марта 2010 г.
Учёный секретарь диссертационного совета

кандидат педагогических наук, профессор Л.А. Егоренко

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность. Рождение современного мини-футбола в Советском Союзе произошло в конце 80-х годов, когда редакция газеты «Комсомольская правда» стала проводить всесоюзные соревнования под названием «Честь марки» среди производственных коллективов, а Федерация футбола СССР – всероссийские соревнования среди юношей. В 1990 году был создан в структуре Федерации футбола СССР комитет по мини-футболу под руководством сегодняшнего Президента Ассоциации мини-футбола России С.Н. Андреева. С созданием всесоюзной (а затем – и всероссийской в 1992 году) Ассоциации мини-футбола, футбол 5х5 вышел на более высокий уровень. С момента своего создания Ассоциация мини-футбола России (АМФР) осуществляет управление развитием мини-футбола в нашей стране.

Простота правил этой игры, не требовательность к спортивной площадке, оборудованию и экипировке игроков, возможность играть в нее, начиная с младшего школьного возраста до весьма преклонного возраста, играть как женщинам, так и мужчинам, сделало мини-футбол действительно всенародной игрой.

Начало двадцать первого века отмечено лавинообразным ростом популярности этой игры.

Постоянно возрастающее число занимающихся мини-футболом и резкое расширение функций этой игры требуют кардинальной модернизации системы управления мини-футболом России. До настоящего времени мини-футбол успешно развивался как в плане профессионального, так и любительского вида спорта. Но чрезвычайная популярность этой игры выявила и огромный потенциал этой игры, как вида массовой физической культуры, решающего задачи оздоровления нации, формирование здорового образа жизни школьника, студента. В то же время системных исследований этого вида спорта катастрофически мало. С момента начала проведения официальных чемпионатов СССР по мини-футболу, т.е. с 90-х годов прошлого века, защищено всего около 10 кандидатских диссертаций (А.В. Бабкин, 2004; А.А. Полозов, 1999; А.В. Евсеев, 2006; А.Н. Крайнов, 1999; С.А. Айткулов, 2005; Д.М. Конуров, 2002), посвященных в основном технико-тактической и психофизической подготовке игроков. Диссертационных исследований по проблемам управления этим видом спорта до настоящего времени нет.



Обоснование проблемной ситуации

1. Новые социально-экономические условия настоятельно требуют адаптации деятельности спортивных федераций по развитию соответствующих видов спорта. В то же время теория управления деятельностью спортивных федераций в современных социально-экономических условиях по развитию видов спорта отсутствует.

2. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" на спортивные федерации возложена задача развития, как спорта высших достижений, так и массового спорта, т.е. количество задач, стоящих перед спортивными федерациями существенно возросло. Эти задачи необходимо решать параллельно, но в то же время, следует иметь в виду, что управление развитием спорта высших достижений и управление развитием массового спорта, это абсолютно разные задачи.

3. Отмеченные выше противоречия, а также имеющиеся в ряде видов спорта дублирование в управлении деятельностью спортивных федераций позволяют сформулировать проблемную ситуацию.

Резкое возрастание количества задач, стоящих перед мини-футболом России, которые требуют незамедлительного решения, приводит к усложнению, а в ряде случаев и дублированию элементов системы управления этой отраслью спорта (профессиональный и любительский мини-футбол) и физической культуры (мини-футбол в школе, в вузе, по месту жительства). Необходимость создания в кратчайшие сроки научно-обоснованной системы управления этим видом спорта и определяет актуальность выбранной темы исследования.

Степень научной разработанности проблемы. До настоящего времени отсутствует научно-обоснованная система управления деятельности спортивных федераций, базирующаяся на самых современных достижениях теории управления социально-экономическими системами. Проведенные до настоящего времени научные исследования, посвященные данной проблеме, ограничиваются, в основном, созданием структурных схем деятельности федераций, что делает невозможным решение задач целенаправленного прогноза их деятельности и, как следствие, выработки научно-обоснованных управленческих решений. До настоящего времени остается открытым вопрос направленности и содержательного наполнения управления деятельностью спортивных федераций в современных социально-экономических условиях.

Гипотеза исследования. Предполагается, что существует возможность создания системы управления развитием мини-футбола России в современных социально-экономических условиях, базирующейся на процессном управлении и модельных экспериментах и реализующая организационно-педагогическое управление, которая позволит одновременно обеспечить массовое развитие мини-футбола (в школе, в вузе и по месту жительства), управление деятельностью профессиональных мини-футбольных клубов, и проведение соревнований по мини-футболу различного уровня, т.е. разработать оптимальную для данного исторического этапа систему управления, обеспечивающую эффективное решение стоящих перед АМФР задач.

На основании рабочей гипотезы исследования была сформулирована цель работы:

Определение направленности и обоснование содержания организационно-педагогического управления деятельностью спортивной федерации (на примере АМФР), включающее в себя управление развитием массового мини-футбола (в школе, в вузе, по месту жительства), управление деятельностью профессиональных мини-футбольных клубов, организацию и проведение соревнований различного уровня, формирование сборных команд по мини-футболу, т.е. решение уставных задач федерации по развитию данного вида спорта на основе разработки и обоснования эффективных методов управления данным видом спорта (мини-футболом России).

Под эффективным организационно-педагогическим управлением мы понимаем управление, которое можно реализовать при существующем кадровом и ресурсном обеспечении, а под эффективными методами, методы управления, позволяющие получить требуемый результат с минимальными затратами.



Объект исследования: Управление развитием мини-футбола России.

Предмет исследования: Организационно-педагогическое управление деятельностью спортивной федерации (АМФР) по развитию мини-футбола России.

Информационную базу исследования составили документы и материалы органов государственной власти и управления, законодательные и нормативные акты РФ и ее субъектов по вопросам физической культуры и спорта, нормативные документы, приказы и распоряжения Российского футбольного союза (РФС), Олимпийского Комитета России, Федерального Агентства по физической культуре и спорту, собственная нормативная база АМФР, материалы и данные периодической печати, монографическая и другая научная литература по теме диссертации. Эмпирической базой являются все виды отчетов о деятельности АМФР за весь период ее существования, аналитические данные, опубликованные в научной литературе и периодической печати, экспертные разработки и оценки российских и зарубежных ученых в сфере управления социально-экономическими системами и управлением в сфере физической культуры и спорта, а также аналитические и собственные расчетные материалы автора.

Задачи исследования:

  1. Определение направленности управления деятельностью спортивной федерации (на примере АМФР) по развитию мини-футбола в России на основе теоретического анализа и обобщения законодательных и нормативных источников, научной литературы, посвященных деятельности спортивных Федераций, анализа существующих систем управления деятельностью спортивных федераций и систем управления предприятиями и организациями, обоснования применимости метода процессного управления для анализа деятельности общественных организаций, к которым относится АМФР.

  2. Обоснование содержания системы управления развитием мини-футбола в школе, позволяющей на основе организации внеклассной работы и использования дополнительного урока физической культуры, решать задачи анализа, прогноза и оптимизации развития мини-футбола в школе в современных социально-экономических условиях.

  3. Обоснование содержания системы управления развитием мини-футбола в вузе, позволяющей путем организации секций по мини-футболу, создания вузовских команд по мини-футболу, проведения внутривузовских, межвузовских, региональных и общероссийских соревнований среди студенческих команд решать задачи прогноза и оптимизации развития студенческого мини-футбола в современных социально-экономических условиях.

  4. Анализ развития мини-футбола среди различных возрастных групп населения, проектирование и разработка системы управления развитием массового мини-футбола по месту жительства, на основе организации деятельности педагогов-организаторов муниципальных образований их подготовке и переподготовке по развитию массовых форм мини-футбола.

  5. Анализ соревновательной практики региональных соревнований по мини-футболу и совершенствование процессов управления этим процессом.

  6. Разработка научно-обоснованной системы управления деятельностью профессиональных мини-футбольных клубов, подготовки спортивного резерва, регламентов первенства России и системы формирования сборных команд по мини-футболу различного уровня для участия в международных соревнованиях.

Теоретическую и методологическую базу исследования составляют научные положения, содержащиеся в трудах ведущих отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области управления в сфере физической культуры и спорта, теории систем, теории принятия управленческих решений, системного анализа, процессного управления, спорта высших достижений и массового спорта.

Обоснование авторской концепции осуществлялось методологией системного анализа, нашедшей отражение в трудах Санкт-петербургской научной школы: В.У. Агеевца, В.В. Белорусовой, Г.П. Виноградова, И.П. Волкова, В.М. Выдрина, С.П. Евсеева, В.Ф. Курамшина, В.Ф. Костюченко, А.А. Нестерова, Н.И. Пономарева, Ю.И. Портных, А.А. Сидорова, А.С. Солодкова, В.Г. Стрельца, В.А. Щеголева.



Методологической и теоретической основой являлись:

  • В теоретических и прикладных исследованиях по проблемам организации и управления спортом, физической культурой (Агеевец В.У., Афанасьев В.Г., Бальсевич В.К., Братановский С.Н., Виноградов П.А., Гвишиани Д.М., Жолдак В.И., Золотов М.И., Кузин В.В., Кутепов М.Е., Переверзин И.И., Сейранов С.Г. и др.);

  • В теоретических и прикладных исследованиях по правовым проблемам развития физической культуры и спорта (Л.В.Аристова, П.А.Виноградов, С.Г.Сейранов, С.С.Филиппов и др.);

  • теория физического воспитания и спортивной тренировки (Новиков А.Д., Матвеев Л.П., Курамшин Ю.Ф. и др.).

  • общая теория систем (Bertalanfy L., Тюхтин В.С., Mesarovic M.D., Свидерский В.И., Садовский В.Н., Аверьянова А.Н., Богданова А.А., Сагатовский В.Н. и др.);

  • теория системных исследований (Александров Л.В., Балашов Е.П., Бусленко Н.П., Губанов В.А., Губанов В.А., Моисеев Н.Н., Поспелов Д.А., Тарасенко Ф.П., Яковец Ю.В. и др.);

  • теория поиска решений (Александров Н.И., Абчук В.А., Бункин В.А., Ларичев О.И., Саати Т., и др.);

  • теории моделирования (Форрестер Дж., Шеннон Р., Бусленко Н.П. и др.);

  • теории бизнес-процессов и процессного управления (Ансофф И., Армстронг М., Бабань Ю., Бурков В.Н., Новиков Д.А., Дэвид А. Маркa, Калянов Г.Н., Мерсер Д., Новиков Д.А., Попов В.М. и др.);

  • общим вопросам маркетинга и маркетинговых исследований (Бейкер М., Голубков Е.П., Дойл П., Котле Ф., Кутепов М.Е. и др.).

Методы исследования:

  1. Теоретический анализ и обобщение литературных и документальных источников;

  2. Констатирующий педагогический эксперимент;

  3. Опрос в виде анкетирования;

  4. Опрос экспертов;

  5. Статистический анализ;

  6. Метод модельного эксперимента;

  7. Имитационное моделирование;

  8. Процессное управление.

Научная новизна исследования. Диссертация является первым системным исследованием, в котором разработана научно-обоснованная система управления деятельностью спортивной федерации, позволяющая с единых позиций обеспечить решение уставных задач федерации. Система управления деятельностью спортивной федерации по развитию мини-футбола в России основана на создании процессной модели, учитывающей весь комплекс стоящих перед федерацией задач и реализующей организационно-педагогическое управление развитием мини-футбола России. В систему организационно-педагогического управления впервые введен блок обратной связи на уровне разработки комплекса мероприятий, представляющий собой программу, моделирующую бизнес-процесс организации и проверяющий выполнимость управленческих решений. Данный подход позволил в значительной степени расширить применение системных и математических методов в теории управления отраслью физической культуры и спорта, выявить ведущие тенденции развития мини-футбола. На основе моделирования деятельности спортивной федерации научно обоснованы комплексы мероприятий, определяющие стратегию, организацию деятельности и программы развития мини-футбола в России.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке концепции управления деятельностью спортивной федерации, заключающейся в определении содержания и направленности этого управления, обобщении и применении принципов процессного управления для некоммерческих объединений (спортивных федераций), введению контура обратной связи на уровне организационной составляющей управления, в совокупности позволяющих оптимизировать деятельность спортивных федераций по решению уставных задач, что вносит существенный вклад в теорию управления сферы физической культуры и спорта. Результаты работы позволили существенно расширить знания в области организации и управления физической культурой и спортом в масштабах страны. Полученные результаты являются теоретико-методическим основанием для повышения эффективности планирования формирования сборных команд по игровым видам спорта, а также перспективного планирования развития массовых форм физической культуры и спорта в России.

Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретические построения доведены до практических рекомендаций и конкретных примеров. Разработанные методики, алгоритмы и программы использованы в практической работе специалистов и организаций, занятых развитием мини-футбола в учебных заведениях и регионах, а также в качестве инструмента оперативного и стратегического управления деятельностью по развитию любительского и профессионального мини-футбола. Разработанная система управления деятельностью спортивной федерации (на примере АМФР) применима для управления деятельностью спортивных федераций и по другим видам спорта.

Значимость исследования заключается в разработке методических положений, направленных на реализацию выводов и рекомендаций, полученных автором, в частности, в создании организационно-управленческой структуры деятельности руководства мини-футболом в России по решению уставных задач.

Результаты исследования были реализованы:


  • при разработке Общероссийского проекта «Мини-футбол в школу»;

  • при разработке Общероссийского проекта «Мини-футбол в вузе»;

  • в научно-методических рекомендациях для тренеров, судей, преподавателей физической культуры школ и вузов, участвующих в развитии мини-футбола,

  • разработке положений по лицензированию спортивных клубов и аттестации судей по мини-футболу;

  • в создании учебных пособий по направлениям уставной деятельности АМФР, связанной с развитием массового спорта и спорта высших достижений (разработке регламентов ежегодных чемпионатов России среди профессиональных и любительских клубов по мини-футболу).

Практическая значимость исследования подтверждена следующими актами внедрения:

1. Акт внедрения в РФС авторской системы лицензирования профессиональных мини-футбольных клубов.

2. Акт внедрения с АМФР, подтверждающий, что авторская организационно-методическая программа «Мини-футбол – в ВУЗы» внедрена в практику физкультурно-спортивных организаций на территории РФ.

3. Акт внедрения с АМФР, подтверждающий, что авторская организационно-методическая программа «Мини-футбол – в школу» внедрена в практическую физкультурно-спортивных организаций на территории РФ.

4. Акт внедрения с Федерацией футбола Московской области, подтверждающий, что авторская модель календарного плана региональных соревнований по мини-футболу в практику организационной деятельности федерации футбола Московской области.

5. Акт внедрения с Уральской региональной ассоциацией мини-футбола, подтвердающий, что авторская модель организационно-функциональной структуры региональной ассоциации мини-футбола внедрена в практику на территории Уральского региона Российской Федерации.

6. Акт внедрения с НГУ им.П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, подтверждающий, что в учебный процесс кафедры теории и методики футбола в 2006 году внедрена авторская программа переподготовки учителей средних школ по реализации Общероссийского проекта «Мини-футбол в школу»

7. Акт внедрения с НГУ им.П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, подтверждающий, что в учебный процесс кафедры теории и методики футбола в 2008 году внедрен авторский курс лекций, учебно-методические материалы по технике и тактике мини-футбола и управлению деятельностью профессиональных мини-футбольных клубов



Обоснованность и достоверность результатов. Все положения, выносимые на защиту, обоснованы многочисленными проверками с различных точек зрения, а именно:

- концептуальные положения базируются на общетеоретических исследованиях независимых авторов и собственных выводах автора, согласующихся с результатами практических наблюдений;

- долгосрочным педагогическим экспериментом, который проводился в течение трех лет по всем направлениям уставной деятельности АМФР и репрезентативностью выборок во всех проведенных педагогических экспериментах (всего было проведено 10 педагогических экспериментов, суммарный объем выборок составил более 2200 человек);

- применением адекватного исследуемым задачам математического аппарата (стандартный пакет программ моделирования бизнес-процессов и процессного управления: BPWin), проведением полноценного моделирования систем организационно-педагогического управления развития массового и профессионального мини-футбола и верификацией результатов моделирования с ранее полученными экспериментальными данными.

Личный вклад автора в решение данных задач, имеющих элементы научной новизны и вынесенный на защиту, состоит в следующем:

Положения, выносимые на защиту:


  1. Направленность системы управления деятельностью спортивной федерации – развитие массовости данного вида спорта и спорта высших достижений, т.е. решение важнейших уставных задач;

  2. Содержание системы управления развитием мини-футбола в школе, как системы организационно-педагогического управления развитием мини-футбола в школе, базирующейся на обосновании комплекса мероприятий по развитию данного направления деятельности спортивной федерации (организационная составляющая – программа «Мини-футбол в школу», обоснование содержательного наполнения, как основного, так и дополнительного урока физической культуры по вовлечению школьников в систематические занятия мини-футболом – механизм реализации программы. Обоснование системы повышения квалификации и переподготовки учителей физической культуры по использованию занятий мини-футболом и вовлечению в занятия физической культурой основной массы школьников – педагогическая составляющая организационно-педагогического управления.

  3. Содержание системы управления развитием мини-футбола в вузе, как системы организационно-педагогического управления развитием мини-футбола в вузе, представляющей собой комплекс мероприятий (организационная составляющая – программа «Мини-футбол в вузы») и учебно-методическое обеспечение по развитию секционной работы в вузе. Обоснование, апробация и внедрение системы повышения квалификации и переподготовки преподавателей физической культуры по мини-футболу. (педагогическая составляющая); организации и проведению соревнований среди различного уровня вузовской молодежи (механизм реализации программы).

  4. Содержание системы управления развитием мини-футбола по месту жительства, как системы организационно-педагогического управления развитием мини-футбола по месту жительства, обеспечивающей качество управления и планомерное увеличение числа занимающихся мини-футболом различных возрастных групп населения за счет организации планомерного повышения квалификации педагогов-организаторов муниципальных образований – педагогическая составляющая.

5. Основные факторы, снижающие эффективность организации региональных соревнований по мини-футболу, а также определить их иерархию. Выявленные факторы в значительной степени связаны со сложившийся в стране двойственностью (параллелизмом) в управлении мини-футболом, за короткий срок превратившегося из тренировочного и развлекательного средства физического воспитания в автономную разновидность классического футбола.

6. Управление деятельностью профессиональных мини-футбольных клубов – разработка регламента ежегодного лицензирования профессиональных клубов (организационная составляющая), разработка регламентов первенств России – создание автономной профессиональной супер-лиги, позволившей организовать проведение первенства России в 4 круга, что позволило увеличить зрелищность матчей, увеличить число телевизионных трансляций и исключить параллелизм в управлении и комплекса мероприятий по подготовке спортивного резерва и формированию сборных команд по мини-футболу различного уровня для участия в международных соревнованиях.


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница