I личность и биография Пункт Детство




Скачать 100.33 Kb.
Дата03.06.2016
Размер100.33 Kb.
Глава I

Личность и биография



Пункт 1. Детство.

Тим Бёртон родился в 1958 году, в городе Бербанк, штат Калифорния, США. Мать - Джин Бёртон (Эриксон), владелица небольшого магазина сувениров Cats Plus. Отец - Билл Бёртон, занимал должность в парковом управлении Бербанка. Тим был первым ребёнком семье, а проживали они в непосредственной близости от аэропорта и кладбища Вальгалла. Дом сохранился до сих пор и стоит в районе 2000 на Эвергрин Стрит. Своё виденье Бербанка Бёртон отразит в фильме «Эдвард Руки-ножницы».

Детство режиссёра прошло не лучшим образом. Родители Тима, по неизвестной причине, заложили единственное окно в его комнате кирпичной кладкой. Это не могло не повлиять на психику юного Тима. Мальчик рос замкнутым и меланхоличным. В школе он был одиночкой и учился кое-как. В будущем образ изгоя-меланхолика можно встретить практически в каждой его картине. Тим играл в ватерполо, много читал, рисовал, слушал панк-рок и очень часто ходил в кино.

Всё детство и юношество он провел за просмотром фантастики и ужасов категории Б, индийских фильмов, классических нуаров и фильмов ужасов, что также отразилось в его последующих работах. Он обожал фильмы про чудовищ. Монстры из кинофильмов Universal, японского научно-познавательного кино, фильмы Исиро Хонда, Марио Бава. Но более всего юный Тим был впечатлён работами Рэя Харрихаузена (американский сценарист, постановщик спецэффектов, известный в первую очередь по кинотрилогии про путешествия Синдбада) и он пробует снимать кукольные фильмы на 8-миллиметровую камеру. Также огромное влияние на Бёртона оказал Винсент Прайс, которого в детстве он считал лучшим актёром. Возможно, если бы не Прайс и Харрихаузен, мир бы так и не узнал Тимоти Уолтера Бёртона.



Пункт 2. Анимация. Дисней.

После окончания школы в 1976 году он поступает в Калифорнийский институт искусств и учиться там на мультипликатора, параллельно активно снимая короткометражки (“Гудини”, “По следам монстра-сельдерея”, “Гибельный доктор”.) Сейчас они считаются утерянными. После окончания института в 1979 году Тим устроился на студию Уолта Диснея в качестве художника-постановщика. Там Бёртон со своими друзьями снимает свой последний «независимый» фильм «Луау — вечеринка по гавайски». Он частично работает над мультфильмами «Лис и пес» (1981) и «Черный котел» (1985). Помимо этого, Бёртон режиссирует экранизацию сказки «Гензель и Гретель» (1982) специально для японского отделения Disney Channel. Экранизация вышла очень странной и в ней уже можно выделить элементы, которые будут встречаться и в других его работах. Некоторые работы Бёртона, такие как «Trick or Treat», так и останутся незавершёнными.

Работая на студии Дисней, он снимает свой первый шестиминутный мультфильм «Винсент». В нём впервые ярко выражен его фирменный стиль, который станет его визитной карточкой на много лет вперед. «Винсента» показали на Чикагском кинофестивале, а потом он даже шел в одном кинотеатре Лос-Анджелеса пару недель. Его следующую работу, «Франкенвини» (1984), студия отказалась выпускать его на экраны, сочтя этот фильм чересчур мрачным и несовместимым с имиджем детской студии. В прокат он вышел лишь в 1992 году и позже в качестве мультфильма в 2012. В это же время на студии Бёртон знакомится со своей первой постоянной подругой Джули Хиксон. Она стала первой из трёх главных муз и под её влиянием была снята большая часть первых фильмов Бёртона.

Он проработал на Дисней около двух лет, несколько раз был уволен и вновь принят. Но там ему было некомфортно: «Мне не удавались рисунки с натуры. Я не мог рисовать симпатичных лисичек, мои лисички выглядели так, будто их переехала машина. Я рисовал персонажей без глаз, а Диснею были нужны большие и плаксивые глаза. Диснею нравились мягкие и плавные линии, а мои линии были грубыми и отрывистыми… Странно, что на диснеевской киностудии хотят, чтобы ты оставался художником, и одновременно был подобным зомби работягой, работающим на конвейере, и не имеющим никакой индивидуальности. Не представляю, кем именно нужно быть, чтобы совмещать подобные вещи.»1 Позже Бёртон сравнивает работу на «Дисней» со службой в вооруженных силах.



Пункт 3. Первые фильмы.

«Франкенвини» (1984) разошёлся по студиям в виде нескольких промо-копий и привлёк внимание известного комика Пола Рубенса, известного в Америке под своим комедийным псевдонимом Пи-Ви Герман. В результате, тот поручил Бёртону снять полнометражный фильм «Большое приключение Пи-Ви». Именно во время съёмок этого фильма Тим знакомится с композитором Дэнни Эльфманом, который позже написал музыку почти ко всем его проектам.

«Большое приключение Пи-Ви» имел значительный коммерческий успех. Эта лента сделала Тиму имя и положила начало карьере Бёртона. Warner Brothers поручили подающему надежды режиссёру готовящуюся экранизацию комиксов о Бэтмене. Однако из-за затянувшейся переработки первоначального сценария съёмки были отложены на неопределённый срок. Во время этого затянувшегося перерыва Бёртон как режиссёр участвует в телевизионном проекте «Альфред Хичкок представляет» и снимает детектив «Горшок».2

В силу ранее заключённого со студией контракта, Бёртон был должен снять один фильм. Однако он решительно отвергает сценарии второсортных комедий. В итоге он взялся режиссировать проект «Битлджус». Фильм собрал кассу стал культовым и даже получил продолжение в виде мультсериала (к которому Бёртон не имеет отношения). Именно после успеха «Битлджуса» фильмы Тима Бёртона перешли в разряд высокобюджетных. И первыми в их череде были блокбастеры, ставшими успешными во всех отношениях и иконой для нескольких поколений фанатов комиксов. Он приступил к съёмке «бэтмэнианы»: «Бэтмен» (1989) и «Бэтмен возвращается» (1992). В этот период Бёртон сходится с известным фотографом Леной Гейске, с которой вступает в брак 24 февраля 1989 года. Этот союз оказался недолговечным и 31 декабря 1991 года пара расторгла свои отношения.



Пункт 4. Расцвет творчества.

Большинство исследователей его творчества считают, что самое большое влияние на творчество Бёртона оказывали его женщины. И самыми значительными были Лиза Мэри и Хелена Бонем Картер.



4-1. Период Лизы Мэри.

Бывшая танцовщица стриптиза, которая затем стала художницей, а потом актрисой. С ней режиссер встречался достаточно долго, в 1992 обручился, а потом и жил вплоть до 2001. Данный период в творчестве Бёртона – наиболее плодотворен. Сам Бёртон назвал Мэри “своей музой”, причем, вполне официально и снимает её в эпизодических ролях во всех фильмах того периода, а также озвучивает некоторых персонажей в сериале «Стейнбой — мальчик-пятно».

В течение этого времени Бёртон снимает фильмы, которые стали наиболее показательными во всем его творчестве: «Эдвард – руки-ножницы», «Эд Вуд», «Сонная Лощина», «Марс Атакует!»

Фильмом «Эдвард Руки-ножницы» ознаменовано начало длительного сотрудничества Бёртона с актёром Джонни Деппом. Депп возглавляет список актёров, постоянно снимающихся у Бёртона и считается альтер-эго Бёртона.

На съёмках «Эдвард Руки-ножницы» Бёртон все больше сближается с кумиром своей юности актёром Винсентом Прайсом (они познакомились ещё во время озвучивания мультфильма «Винсент»). Результатом дружбы становятся съёмки документального фильма «Разговоры с Винсентом». Фильм остался незаконченным из-за смерти актёра в 1993 году.

Дважды режиссёр пробует себя в съёмках рекламных роликов: в 1998 году для жевательной резинки Hollywood Gum — ролик «Садовый гном», и в 2000 — два ролика для часовой компании Timex «Кунг-фу» и «Манекен». В ролике «Манекен» главную роль исполнила Лиза Мэри.3

Кроме того, Тим Бёртон активно пишет сценарии к собственным фильмам и мультфильмам, пишет стихи и рассказы.

Срежиссированный из-за тотальной загруженности другим режиссёром кукольный анимационный фильм «Кошмар перед Рождеством» по одному из ранних стихотворений Тима Бёртона поначалу не получает признания зрителей, но, будучи выпущенным на видео, имеет бурный успех и на долгое время становится его «визитной карточкой». Повсеместно распространена ошибка, согласно которой именно Бёртон считается режиссёром данного проекта.

В 1995 году выходит первое издание ставшего классическим сборника интервью «Тим Бёртон. Интервью.» американского кинокритика Марка Солсбери — настольная книга всякого фаната Бёртона, постоянно дополняемая и выдержавшая неоднократные переиздания. Предисловие к сборнику написал друг режиссёра и его кинематографическое альтер-эго Джонни Депп.

Этот период характерен ещё и наибольшим количеством фильмов, которые было предложено снимать Бёртону, но по тем или иным причинам съёмки либо были приостановлены, либо пост режиссёра переходил другим.

Бёртон выступает повторно как писатель в 1997, выпустив книгу «Унылая смерть мальчика-устрицы» с собственными иллюстрациями. По словам самого Тима — это не детская книга, и вряд ли «младенец» поймет её.

Тогда же, по его собственному признанию, с подачи Лизы Мэри он увлекается дзенскими медитативными практиками, которые позволяют пережить Бёртону ряд закрытых проектов, все больше склоняется к вегетарианским диетам.4 Все более реальные формы принимает его увлечение фотографией. Бёртон экспериментирует с широкоформатными и цифровыми камерами. Объектом его съёмок чаще всего становится Лиза Мэри.

В этом же году Бёртон принимает приглашение на участие в жюри Международного кинофестиваля в Каннах.

С начала 2000-х уезжает из Калифорнии, США и постоянно проживает в Лондоне, Великобритания. За это в американской прессе его периодически называют «режиссёр, который проживает в Лондоне».



4-2. Период Хелены Бонем Картер.

В 2001 году Бёртон приступает к съёмкам ремейка фантастической картины 1968 года «Планета обезьян». В этот момент Бёртон увлекается английской актрисой Хеленой Бонэм Картер. Их союз с Лизой Мэри распадается. По суду режиссёр выплачивает бывшей «музе» $5,4 млн.5

В октябре 2001 Бёртон обручился с Бонэм Картер. Она, как и Депп, стала постоянной актрисой в фильмах Бёртона. Вышедшая в прокат в июле того же года «Планета обезьян» собирает только в США 180 миллионов долларов при бюджете в 100 миллионов.

Смерть обоих родителей и последующее рождение (4 октября 2003) сына Билли Рэя найдет отражение в самом противоречивом его фильме «Крупная рыба». Необычная для всего остального творчества Бёртона «Крупная рыба» послужила почвой для слухов и домыслов в прессе о творческом кризисе режиссёра.

Однако эти слухи были развеяны двумя последующими картинами: «Чарли и шоколадная фабрика» по повести для детей Роальда Даля и кукольным мультфильмом «Труп невесты», причём за последний из них был номинирован на Оскар в 2005 году. В них к Бёртону вернулась свойственная ему мрачная манера повествования, а самим фильмам сопутствовал значительный кассовый успех.

Летом 2006 года Бёртон пытается реализовать давний замысел по экранизации истории авантюриста и естествоиспытателя Александра Рипли. Проект получает название «Верю — не верю». Однако, из-за проблем с превышением бюджета его реализация сначала была отложена, а затем и вовсе поручена другому режиссёру. Тим Бёртон поначалу остается лишь в качестве продюсера, а затем, в октябре 2006 и вовсе покидает проект. Тогда же, в 2006 он пробует себя в качестве клипмейкера — режиссирует музыкальный видеоклип на песню «Bones» группы The Killers. Позднее появляется официальное заявление компании Дисней, о ремастеринге для 3D «Винсента».

В 2006—2007 годах Бёртон предпринимает попытку кинопостановки мюзикла Стивена Сондхейма «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит». 5 сентября того же года им получена специальная награда венецианского кинофестиваля — Золотой лев за достижения в жизни и творчестве, там же, в рамках объявленного Дня Бёртона демонстрируется 8-минутный (вопреки объявленному 10-минутному) отрывок из будущего фильма.

Двумя неделями ранее пара Бёртон-Бонэм Картер официально объявляет о второй беременности Хелены — дочь Бёртона появляется на свет ночью 15 декабря 2007 года. Длительное время пара скрывает от общественности её имя. 8 месяцев спустя, в одном из интервью Хелена Бонэм Картер сообщает, что её дочь от Бёртона назвали Нелл 6

В конце октября 2007 года Warner Bros. анонсировала запуск нового фильма «Подмастерье призрака» по одноимённому детскому историческому роману Джозефа Дилейни, с Бёртоном в качестве режиссёра. В конце марта 2008 года Бёртон был отозван с проекта по причине занятости.

В ноябре 2007 года студия Дисней объявляет о своем намерении задействовать Бёртона в двух 3D-анимационных проектах: постановке «Алиса в Стране чудес» и ремейке его собственного мультфильма «Франкенвини». Бёртон стал не только режиссёром, но продюсером и соавтором сценария новой версии «Франкенвини». 7

В начале 2008 года Бёртон высказывается о его женитьбе на Бонэм Картер, которая может состояться в самое скорое время. Позднее пара продает свои апартаменты в Лос-Анджелесе (США) и окончательно переезжает в Лондон.

В октябре 2008 года Бёртон был удостоен почётной награды Scream за вклад в развитие жанра фильмов ужасов.

В 2010 Бёртон становится председателем жюри 63-го Каннского фестиваля.

Пункт 5. Бёртон 2010-х

«Алиса в стране чудес» (2010) – это колоссальный по своему размаху проект. Он снят при помощи компьютерной графики и обошёлся студии в двести миллионов долларов. Но при этом сборы поражающие и не идут в стравнение ни с одним фильмом режиссёра. Проект собрал всю команду Бёртона – Джонни Депп, Хелена Бонем-Картер, Денни Эльфман. В фильме всё нарисовано на компьютере и использвались лишь три декорации, хотя до этого Бёртон старался избегать использование графики в своих работах. Фильм оказался спорным: зрители его полюбили, а вот критики сочли картину китчем.

В 2012 году вышел фильм «Мрачные тени», основанный на одноимённом сериале. Мрачная мрачность и, в этот раз не самый качественный, чёрный юмор зрителям уже начали надоедать, и фильм получил мало хороших отзывов. В этом же году Бёртон выпускает мультфильм «Франкенфини». Критики фильм полюбили, и он даже номинировался на оскар, но из-за выхода в этом же году более веселого (по мнению зрителей), не менее мрачного «Паранормана» мультфильм не приобрёл большой популярности.

В 2014 году он расстаётся с Хеленой Бонем Картер и вот на экраны выходит фильм «Большие глаза» о художнице Маргарет Кин, которая рисовала китчевые картины в 60-х. Фильм очень понравился критикам. По стилю он похож на «Крупную рыбу», поэтому пресса заговорила о творческом кризисе режиссёра и новом этапе в его карьере. Зрители же жалуются, что в кино не чувствуется «бёртоновского стиля» и нет той мрачности, из-за который фильмы собирали кассу.

В сентябре 2016 года состоится премьера последнего фильма Бёртона «Дом странных детей». А также ходят слухи о второй части «Битлджуса» с тем же актёрским составом.

Итог

Из биографии режиссёра мы видим, что на его стиль и работы колоссальное влияние оказывает его окружение и мнение зрителей. После провалов он всегда старается исправить ошибки, которые он допустил ранее. Но при этом всегда остаётся верным себе и берётся только за те проекты, которые ему близки и экранизация которых доставляет ему удовольствие.



1 http://knigi.mirtesen.ru/blog/43817233130/Neizvestnaya-zhivopis-izvestnyih-lichnostey?domain=mirtesen.ru&padw=1&paid=1

2 https://vk.com/page-8041592_49660794

3 https://ulanovka.ru/topic/12206-%D0%B1%D1%91%D1%80%D1%82%D0%BE%D0%BD-%D1%82%D0%B8%D0%BC-timothy-william-burton-1958/

4 http://lospowtorzony.narod.ru/index/0-4

5 https://vk.com/page-8041592_49660794

6 https://vk.com/page-8041592_49660794

7 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%91%D1%80%D1%82%D0%BE%D0%BD,_%D0%A2%D0%B8%D0%BC


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница