Художественное конструирование из бумаги как средство эстетического и художественного развития школьника




Скачать 113.29 Kb.
Дата18.03.2016
Размер113.29 Kb.


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

КАСКАРИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Художественное конструирование из бумаги как средство эстетического и художественного развития школьника.

выполнил учитель

изобразительного искусства

и технологии

МАОУ Каскаринской СОШ

Тюменского района, Тюменской области

Гарус Лилия Валерьевна

с. Каскара 2015 г.



Содержание
Введение………………………………………………………………………….3

Художественное конструирование из бумаги как средство эстетического и художественного развития школьника…………………………………………6

Вывод……………………………………………………………………………..11

Литература…………………………………………………………….………….12


Введение.



Актуальность: исходя из реальности современного школьного образования, следует признать, что именно художественное образование выступает основополагающим средством эстетического воспитания, поскольку эстетико-воспитательные возможности искусства (взятого в совокупности его видов) трудно переоценить. Современные образовательные программы по изобразительному искусству и художественному труду выделяют три основных вида художественной деятельности для визуальных пространственных искусств это:

  1. Конструктивная

  2. Изобразительная

  3. Декоративная

Художественное конструирование из бумаги помогает осваивать искусство как духовную летопись человечества, так как этот вид деятельности имеет глубокие художественно-исторические корни, издавна связан с художественно-декоративной деятельностью народа.

Художественное конструирование ценно, прежде всего, тем, что оно интегрирует знания, полученные на других уроках, и оказывает воздействие на развитие творческого самовыражения личности.

В современном школьном обучении эта проблема решается недостаточно полно. Как показывает практика, учителя на уроках в основном делают акцент на развитие изобразительной и декоративной художественной деятельности, зачастую упуская значение конструктивной деятельности, как деятельность интегрирующей, которая включает в себя все виды пространственных искусств (живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусство). Современные образовательные программы по изобразительному искусству и художественному труду позволяют ставить новые современные задачи развития конструктивной деятельности школьников. Прежде всего, это связанно с профилизацией школьного образования. Художественная конструктивная деятельность будет в большей мере способствовать выбору профессии связанной с художественным оформлением книг, журналов, рекламы и др., а так же с компьютерной графикой, основами дизайна.

Цель исследования: определить педагогические условия и средства организации обучения на основе художественного конструирования как одного из видов эстетического и художественного развития личности учащихся.

Задачи:


  1. Проанализировать основные положения художественного конструирования, как вида изобразительного искусства.

  2. Определить и научно обосновать новые подходы в использовании методов художественного конструирования, влияющие на уровень эстетического и художественного развития личности ребенка.

  3. На практике проверить эффективность избранных методов художественного конструирования при создании необходимых условий для развития творчества школьников на уроках ИЗО.

  4. Выявить педагогические условия, обеспечивающие эффективность эстетического и художественного развития личности школьника на уроках художественного конструирования.

Гипотеза исследования

В основу исследования было положено предположение о том, что художественное конструирование из бумаги будет эффективным на уроках изобразительного искусства в школе если:

- владеть главными принципами работы с бумагой;

- создать условия для самостоятельной конструктивной деятельности учащихся;

- интегрировать на уроках художественного труда изобразительную и декоративную виды художественной деятельности и выявлять ее связи с искусством в процессе ежедневной жизни.

Объектом исследования является организация творческого процесса на уроке изобразительного искусства в контексте личностно-орентированного подхода к художественному конструированию.

Предмет исследования: возможности и средства использования художественного конструирования, основанного на дифференциации учащихся по типу психического развития и уровню развития творческих качеств личности и способности к самореализации.

Художественное конструирование из бумаги как средство эстетического и художественного развития школьника.

Художественное конструирование из бумаги положило начало многим направлениям в науке, архитектуре, искусстве.

Для детей – это творческая работа, в процессе которой они создают полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда и отдыха).

Такой труд является декоративной , художественно – прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материала на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности на занятиях ИЗО.

Художественное конструирование имеет многовековой опыт своего развития. Оно дает элементарные представления о национальных корнях современного дизайна. Простота решения предметов сельского быта (замки, светцы, весы, светильники и др. ); красота, практичность, простота кроя одежды. В них наблюдаются яркие проявления конструктивного решения народной мудрости и смекалки. Для нашего исследования большое значение имеет изучение многовекового опыта формирования предметов народного быта для развития современного художественного конструирования.

Бумага – самый универсальный и доступный материал, привычный, обыкновенный и одновременно – удивительный! Путешествуя по миру бумаги, можно увидеть поистине удивительные вещи: древние фигурки – вырезанки, изящные силуэты старинных фигурок, красивых портретов, ажурных картин, любимый детьми 19-20 века силуэтный теней, игрушки и многое другое.

Любая работа с бумагой (вырезание, складывание, плетение и т.д.) не только увлекательна для детей любого возраста, но и познавательна – это настоящее художественное творчество. Несколько разноцветных бумажных листов (обрезки, полоски) позволяют создать веселую, разноцветную игрушечную страну, украсить дом в будни и праздники, сделать подарки, сувениры близким друзьям. Не только детям, но и взрослым полезно услышать увлекательную историю появления бумаги, прикоснуться к тайнам ее содержания.

В Россию бумага пришла только в 15 веке, да и это был пергамент – очень прочная, тонкая и дорогая, специально выделанная кожа для государственных грамот, указов, особенно ценных книг и записей. Пергамент уступил свое место бумаге, которую как считается, изобрели в Китае в 6 веке. Но и в Японии научились делать бумагу из коры деревьев шелковицы, из стеблей бамбука, и вскоре японская бумага стала самой лучшей. Во всем мире стали писать много книг, делать различные предметы для религиозных обрядов, амулеты. Украшения, ширмы, картины, а прозрачную бумагу даже вставляли в окна вместо стекол.

Позже люди стали писать много интересных книг, рисовать в них разноцветные картинки для детей. Научились складывать чистый лист бумаги и вырезать замысловатые фигурки.

Окружающие ребенка взрослые должны не только формировать и совершенствовать его трудовые навыки, но и постепенно расширять содержание трудовой деятельности ребенка, добиваясь сознательности и целенаправленности мотивов труда.

Многие педагоги считают важным развития у ребенка способности заранее предвидеть результаты своих действий, планировать последовательность их выполнения, творчески преобразовывать свой опыт.

Решение поставленных программой задач обучения учащихся изобразительной деятельности и конструирования возможно лишь при четком, последовательном планировании.

Для того чтобы ввести детей в сложный мир художественного конструирования, необходимо основательно продумывать ход работы. Прежде всего, их нужно увлечь, предлагая интересную и посильную работу уму и рукам в соответствии с возрастом. Большую помощь, при выборе свободных тем, оказывают сами дети.

Анкетирование учащихся 5-7 классов показало, что:



  1. В 5 классе учащиеся отдают предпочтение темам – животный мир, природа;

  2. В 6 классе – техника, животный мир;

  3. В 7 классе – человек, архитектура.

При этом в каждом классе есть дети, которые выбирают темы более легкие и дети которые предлагают свои темы. Из этого можно сделать вывод, что в каждом классе есть 3 группы учащихся: 1 группа – учащиеся с низкими способностям, 2 группа – дети, имеющие средний уровень способностей и 3 группу составляют дети с высокими художественными способностями.

Разделение на группы облегчает работу учителя в том плане, что на уроках каждый ребенок может выбирать группу и работу по своему желанию и возможностям.

Чтобы дети во время занятий получили удовольствие от своей работы, учитель должен иметь в поле зрения каждого ребенка, видеть не только, как он работает, но и главным образом, как он относиться к самому процессу конструирования – весело ему или скучно, интересно или безразлично. Нужно вовремя помочь ему, поддержать, если требуется пробудить интерес.

Учителю нужно видеть в каждом ребенке индивидуальность, личность, и очень бережно относиться к ней. Ведь как утверждает А.Н. Леонтьева, у человека врожденны не сами способности, а способности к их развитию. Важно создать условия для развития внимания, зрительной памяти, художественного вкуса.

Процесс выполнения поделок оказывает влияние на развитие ребенка, формирования его творчества. Опыт работы показал, что творческие возможности детей не связанны с их способностью к обучению. Поэтому в вышеперечисленных группах оказались дети разных уровней обучения.

Чтобы подтвердить данное высказывание, дети были вовлечены в увлекательные эксперименты (ученики 6 класса).

1 эксперимент.

Изготовление конструкции: домика. Цель: использование в игре. Детям предлагалось изготовить конструкцию домика: 1 – по готовому шаблону, 2 – с самостоятельным изготовлением шаблонов по объяснению, 3 – самостоятельное изготовление по индивидуальному проекту.

Опыт показал, что только 10% детей смогли работать по индивидуальному проекту. В эти 10% вошли дети: а) 7% ударников, б) 3% троечников.

Учащиеся по желанию могли изготовить элементы для коллективного панно (цветы, листья, бабочки, птицы) и разместить на панно.

2 эксперимент.

Изготовление панно «Древо жизни» (ученики 6 класса). Цель изготовления: украшение стен школы.

Были получены следующие результаты: 50% детей выполняли элементы средней сложности, 30% учащихся внесли элементы творчества, 20% учащихся проявили самостоятельный и творческий подход.

Обучая детей конструированию из бумаги, мы использовали поэтапный показ изготовления поделок, объяснение последовательности их выполнения, показ способов изготовления, обследование готового образца, вопросы с целью привлечения имеющегося у детей у детей опыта, индивидуальный показ и т.д.

Выбор методов и их применение в различных сочетаниях на уроке зависят от задач обучения и опыта, которым овладели дети.

На уроках необходимо, прежде всего говорить детям, с какой целью и для чего они будут делать ту или иную поделку, игрушку (в игре, как подарок, как елочное украшение и т.д.)

Если в первом эксперименте поделки из бумаги выполнялись в основном по заданному шаблону, путем склеивания или складывания бумаги в определенном порядке, то во втором использование бумаги строилось по принципу художественного комбинирования.

В процессе изготовления поделок из различных бумажных форм ребенок в большей степени развивается умственно, чем при работе путем складывания бумаги, когда его действия диктуют заданным порядком.

Принцип художественного комбинирования может использоваться уже с первых занятий. Ребенок, исследуя возможности применения бумаги, сминая, сгибая, разгибая, разрыва я его на части, он затем объединяет их и получает новую форму.

В ходе обучения методам и приемам художественного конструирования нами были разработаны ситуации творческой самореализации учащихся, основанные на методах художественной педагогики, среди которых можно выделить следующее:

-эмоционально художественное погружение;

- художественно творческое и образное моделирование;

-активизация воображения и творческого представления;

-импровизация.

В результате нашей работы по данной проблеме были выделены следующие педагогические условия, способствующие эстетическому и художественному развитию личности школьника на уроках художественного конструирования.

- Интегрирование художественного конструирования с другими видами изобразительной деятельности.

- Использование на уроках разнообразных форм выражения в художественной деятельности школьников:


  • объемно пространственное моделирование

  • проектно конструктивная деятельность

  • декоративная работа с разными материалами.

-Создание на уроке эмоционально – образной атмосферы познания, способствующей накоплению творческого опыта учащихся.

-Использование методов и приемов работы с бумагой, способствующих эстетическому и художественному развитию личности школьников;

-Периодическая организация выставок детских работ, выполненных с использованием методов и приемов художественного конструирования.

Вывод.

Подводя итог нашей работы можно отметить следующее:

Достоинства метода работы с бумагой являются:

-ознакомление ребят с произведениями декоративно – прикладного искусства;

-создание объемных работ;

-закрепление таких понятий как пропорции, пространство, фактура и т.д на протяжении всего обучения;

развитие мелкой моторики пальцев.

Дети с удовольствием работают с бумагой, поскольку она легко поддается обработке. Если ребенку предлагать различные сорта бумаги, он получает представление о том, что бумага бывает мягкой, жесткой, различной толщины и прочности, блестящей, матовой, всевозможной окраски, значит с ней можно по – разному действовать. Таким образом, в процессе работы с бумагой у ребенка развивается осязание.

В игре ребенок приобретает опыт работы с различными видами бумаги. Нельзя прерывать эту игру с целью быстрого получения готового изделия или формы, похожей на конкретный предмет. Ребенок придет к этому постепенно, так же и в своем графическом выражении. Выполнение различных фигур и предметов из бумаги без включения других материалов является хорошей подготовкой для развития чувства пластики, создания объемных поделок.

Процесс выполнения поделок оказывает влияние на развитие ребенка, формирование его творчества. Детям не следует навязывать готовые образы, нужно пробуждать их самостоятельно находить решения.

Урок по искусству может быть уподоблен художественному образу, созданному по законам искусства. Драматургическое решение урока изобразительного искусства призвано обеспечить установку восприятия и его целостность.

Атмосфера искусства, царящая на уроке, в значительной степени является условием нравственно- эстетического воспитания учащихся.


Литература.

1. Богатеева З.А. Чудесные поделки. – М.: Просвещение, 1992, - 208 с.

2. Гусакова М.А. Аппликация. – М.: Просвещение, 1987, -128 с.

3. Дитмар К.В. Хочу узнать нарисовать тебя мир!- М.: Просвещение, 1993

4. Журнал «Завуч», 2000,№6

5. Изобразительное искусство в школе. №4 ,2004

6. Изобразительное искусство : 1-11 кл, программы для общеобразовательных школ,-М.: Дрофа, 2012

7. Комарова Т.С., Сакулина Н.П Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учебное пособие для учащихся пед. училищ – М.: Просвещение, 2001.

8. Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1991

9. Пантелеева Л.В. Детское рукоделие. Художественный труд в детском саду и семье. – М.: Просвещение, 2005



10. Щербакова В.С Изобразительное искусство и творчество – М.: 2010.




База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница