«Ходжалинская трагедия является самой кровавой и страшной в истории Нагорно-Карабахского конфликта. Это рана, которая никогда не заживет и которую мы никогда не забудем»




Скачать 58.57 Kb.
Дата14.03.2016
Размер58.57 Kb.
На авторском вечере Фирангиз Ализаде, посвященном Ходжалинской трагедии

«Ходжалинская трагедия является самой кровавой и страшной в истории Нагорно-Карабахского конфликта. Это рана, которая никогда не заживет и которую мы никогда не забудем». Именно об этом говорила в своем выступлении в Москве вице-президент Фонда Гейдара Алиева Лейла Алиева, являющаяся инициатором просветительской компании «Справедливость для Ходжалы».

В рамках этого проекта 27 февраля в Азербайджанской государственной филармонии им. М. Магомаева прошел авторский концерт Фирангиз Ализаде, Народной артистки Азербайджана, председателя Союза композиторов Азербайджана, члена Союза композиторов Германии, обладательницы почетного звания «Артист мира». Награды мастера современной классической музыки, а также талантливой пианистки, с каждым годом прибавляются, принося нам радость и гордость за нашу соотечественницу. На днях мы ее поздравляли с еще одной наградой. Так, альбом известной скрипачки Хилари Хан «Dentsche Grammofon», в который вошло сочинение Фирангиз Ализаде, был удостоен премии «Гремми», как лучший в жанре камерного музыкального исполнительства.

Отрадно, что зал филармонии в этот день был переполнен как крупными представителями культуры и искусства, так и преподавателями и студентами музыкально учебных заведений.

Вначале зрителям был представлен небольшой видео ролик, снятый ЮНЕСКО, демонстрирующий фрагмент церемонии награждения Ф.Ализаде почетным званием «Артист мира». Также были показаны кадры ее прогулки по бульвару и Гобустану, беседы, выступления перед публикой как композитора, пианистки и дирижера.

Концертную программу вступительным словом открыла музыковед Жаля Гуламова. Она отметила, что уже 23 год Азербайджан отмечает годовщину Ходжалинского геноцида учиненного армянскими боевыми формированиями при поддержке российского мотострелкового полка. Далее она оповестила о программе концерта, рассказала о содержании оперы «Интизар».

В исполнении симфонического оркестра филармонии под управлением Заслуженного деятеля искусств Фахраддина Керимова прозвучали «Метаморфозы» Фирангиз Ализаде. Надо сказать, что чувства волнующие композитора нашли свое яркое воплощение в музыке этой оркестровой композиции. Это зрелое и одухотворенное сочинение наполнено глубоким программным содержанием. Композитор здесь выражает свою глубокую печаль по поводу утраченных культурных ценностей. В контрастном тематизме «Метаморфоз» ощущается широкое симфоническое развитие, основывающееся на видоизмененных темах. Дирижер интерпретатор Ф.Керимов при помощи соответствующих динамических подъемов и точных темпов сумел подчеркнуть все наиболее значительные мелодические линии, оставив у слушателей незабываемое впечатление.

Основную часть программы концерта составили отрывки из оперы Фирангиз Ализаде «Интизар».

Как известно, азербайджанские композиторы создали немало сочинений, посвященных событиям 20 января и Ходжалинской трагедии. Здесь уместно отметить симфонические, камерно инструментальные, хоровые и вокальные сочинения, созданные композиторами А.Рзаевым, Д.Гаджиевым, А.Мирзоевым, А.Дадашевым, Т.Бакихановым, Р.Мустафаевым, С.Ибрагимовой и другими.

Однако, посвященную кровавым событиям Карабаха первую оперу создала Фирангиз Ализаде.

Хочу напомнить, что Ф.Ализаде известна не только в мире музыки Азербайджана. Имя ее перешло давно границы музыкального искусства, получив известность не только в Европе, но и во многих других странах мира. Это имя азербайджанского композитора, одной из ярких представительниц Караевской композиторской школы.

Фирангиз Ализаде – талантливая пианистка активная пропагандистка современной музыки, первый и лучший интерпретатор произведений Шенберга, Берга, Хиндемита и др.

Об ее успехах, как композитора и пианистки, неоднократно отмечалось в самых престижных зарубежных изданиях, таких , как «Нью-Йорк таймс», «Вашингтон пост», «Лос Анжелес таймс» и др. Достаточно привести одно высказывание редактора радиостанции «Немецкая волна» Геро Шлисса – «Вы - Фирангиз Ализаде - являетесь культурным послом своей страны. Ваше искусство дает всем нам ясное представление о том, насколько высока музыкальная культура Азербайджана».

Хочется отметить также, что музыкальный стиль Фирангиз Ализаде синтезирует ценности мировой музыкальной культуры с азербайджанской фольклорной музыкой.

Если обратиться только к названиям этих сочинений «Габиль саягы» («В стиле Габиля»), «Дервиш», «Шуштер»,, «Мугам саягы» («В стиле мугама») и др. – можно увидеть яркую национальную принадлежность этих опусов. Активно применяет композитор и национальные инструменты, удачно используя их колористическое звучание.

Опера «Интизар»,Ф.Ализаде созданная в 2007 году действительно этапное сочинение композитора. Автор либретто, талантливый ученый, доктор филологических наук Наргиз Пашаева. Обратившись к актуальной проблеме азербайджанского народа, авторы оперы подчеркнули философскую направленность сочинения - тему вечной борьбы добра и зла.

Эта опера современное оперное произведение, обращенное ко всему человечеству, требующее своего решения в сфере всего мирового сообщества.

В этой опере авторы продемонстрировали свою гражданскую позицию и высокий патриотический долг перед Родиной.

В этом оперном сочинении музыкальная мысль Фирангиз Ализаде раскрывается со всей полнотой. В основе оперы - контраст света и тьмы. Опера «Интизар» со дня своего возникновения претерпела несколько редакций, отрадно, что композитор постоянно свою обновляет оперу, совершенствуя и привнося в нее дополнительные штрихи.

Так, Ф.Ализаде создала синтезированный спектакль, где переплетаются различные виды искусства, такие как кино, балет на основе оперы.

Основой мелодизма оперы является органическое усвоение композитором стиля национальной монодии, которая пронизана прихотливой импровизационностью в мелосе, в формообразовании, ритме. В то же время в музыке оперы, однако, не ощущается специального стремления автора воплотить образный строй в национальном стиле, ее основные образы (при всей глубокой почвенности) современны, а главная цель автора – самовыражение.

В программе авторского концерта в филармонии прозвучали отдельные отрывки из оперы.

Ария Асли (матери Мелек) в исполнении заслуженной артистки Сабины Асадовой запомнилась проникновенной теплотой вокального пения и способностью передать глубокие человеческие переживания.

Арию главной героини Мелек исполнила Заслуженная артистка Гюльназ Исмайлова. Обладая природной музыкальностью, она создала достоверный образ чистой девушки, хотя в ее исполнении ощущались и тревожные нотки, но без лишней аффектации.

Заслуженный артист Акрам Поладов проникновенно исполнил арию отца, Сеид киши. Он, как и на оперной сцене в оперном театре всегда радует слушателей не только бархатным баритоном, но и правдивой интерпретацией музыки композитора.

Яркий контраст в программу концерта внес дуэт подружек-кумушек (С.Асадова и Г.Исмайлова). Это была очень яркая живая юмористическая сценка в духе народных жанров.

Далее прозвучал оркестровый эпизод «Интермеццо» На экране появляются облака, злые силы, вторгшиеся путем коварства и предательства в родной край, разрушают мирную жизнь. Природа предвещает трагические события. Мечтам главных героев Мелек и Арифа не суждено сбыться. Враги беспощадно убивают людей, изгоняют их с родных очагов.

Проникновенно и трогательно трагично прозвучал дуэт Асли и Мелек (С.Асадова и Г. Исмайлова). В вокальной сфере органично сплетаются приемы современного оперного пения с национальными особенностями.

Ярким итогом концерта стала финальная сцена, где хоровая капелла филармонии, объединившись с хором детской филармонии (хормейстеры Народная артистка Г.Иманова и Заслуженный деятель искусств Д.Алиева), на высоком профессиональном уровне продемонстрировали уверенные чувства народа в победе добра. Появление на экране Всадника в белом коне вселил в слушателей надежду на идею торжества и победы над злом.

Авторский концерт Фирангиз Ализаде, посвященный Ходжалинскому геноциду прошел с большим успехом, переполненный зал филармонии разрывался аплодисментами, было много цветов все стремились поздравить уважаемого автора.

Однако, надо особо подчеркнуть, что главную роль в успехе концерта сыграл Заслуженный деятель искусств дирижер Фахраддин Керимов, сочетающий в своем облике музыкальный талант, интеллект, дирижерскую волю и культуру. Художественный вкус, эрудиция, глубокое понимание композиторского стиля Фирангиз Ализаде помогли ему воссоздать правдивую интерпретацию музыки композитора.



В заключение хотелось бы высказать пожелание, чтобы концерты, посвященные трагическим страницам нашей истории, носили бы регулярный характер.

Земфира Кафарова

Заслуженный деятель искусств, профессор

Секретарь Союза композиторов Азербайджана

,



База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница