Ходырев икт как средство формирования профессионального самоопределения школьников




Скачать 59.44 Kb.
Дата14.03.2016
Размер59.44 Kb.

Ходырев ИКТ как средство формирования профессионального самоопределения школьников


А.В. Ходырев

Руководитель: к.п.н., доцент Н.Н. Устинова

ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринск

В настоящее время в нашей стране продолжается период активных социально-экономических перемен, что вызывает изменения и в системе образования. Одной из ведущих задач современного образования является создание условий для профессионального самоопределения учащихся, способствующего дальнейшему эффективному их становлению как будущих специалистов, обеспечивающего раскрытие их творческого потенциала и самореализацию в обществе. Решение данной задачи связано с необходимостью формирования у учащихся адекватных, приближенных к реальности представлений о будущей профессии и способности найти в ней свое место, максимально соответствующее их личностным особенностям.

Профессиональное самоопределение – поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения [2, с. 330-331].

Условно можно выделить следующие основные группы задач профессионального самоопределения:

- информационно-справочные, просветительские;

- диагностические (в идеале - помощь в самопознании);

- морально-эмоциональная поддержка ученика;

- помощь в выборе, в принятии решения.

Каждая из этих задач может решаться на разных уровнях сложности: 1) проблема решается «вместо» ученика (ученик занимает пассивную позицию и еще не является «субъектом» выбора); 2) проблема решается «вместе» (совместно) с учеником - диалог, взаимодействие, сотрудничество, к которому еще надо прийти (в случае успеха школьник уже является частичным субъектом самоопределения); 3) постепенное формирование у школьника готовности самостоятельно решать свои проблемы (ученик становится подлинным субъектом).

Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения - постепенно сформировать у учащихся внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного) [2, с. 45-46].

В системе оказания помощи учащимся в профессиональном самоопределении школьников можно выделить следующие важные направления:


  • профессиональное просвещение и профессиограмма;

  • профессиональная диагностика;

  • профориентационный тренинг.

И здесь основной упор можно сделать на создание технически оснащенной, единой информационной образовательной среды, которая должна обладать гибкой и легко адаптируемой организационной структурой, оптимальной для использования в учебном процессе.

Рассмотрим варианты использования средств ИКТ по каждому из направлений (Рис. 1).


Рис. 1. Примеры средств ИКТ для организации помощи учащимся в профессиональном самоопределении

Важнейшим этапом в профессиональном самоопределении учащихся является их профессиональное просвещение – пропаганда профессий различными формами и средствами: кино, радио, из самых эффективных средств профессионального просвещения может стать Интернет. Вот лишь несколько примеров, которые могут составить действительно адекватное представление о профессиях:

- портал «Учеба.ру», раздел «Профессии» (http://www.ucheba.ru/prof) предоставляет более 600 описаний наиболее востребованных на сегодняшний день профессий по области деятельности, их профессиограммы;

- справочник профессий (http://www.e-xecutive.ru/career/trades/) содержит как профессии, так и области деятельности, такие как «Право», «Информационные технологии», «Производство», «Финансы», «Реклама и PR», «Клиентские отношения», «Администрирование», «Работа с персоналом», «Маркетинг и продажи», «Research&Development»;

- толковые словари новых профессий, содержащие статьи, описания, рассказы о профессиях, не так давно появившихся на рынке труда, краткие толковые словари иноязычных названий профессий и специальностей (http://www.proforientator.ru/mirpr/prof_world.html, http://job.informika.ru/smi/jfy59.htm);

- краткие характеристики наиболее часто предлагаемых вакансий (http://www.vakansii.com.ua).

Огромное количество организованной информации позволит не только ознакомиться с профессиограммой любой, в том числе самой редкой профессии, но и представить себе будни специалиста, принимая участие в профессиональных интернет-клубах.

Ознакомиться со списком и краткой характеристикой профессий поможет программный комплекс 1С, имеющий классификатор профессий. Одним из наиболее сложных, требующих особого внимания этапов профессионального самоопределения является профессиональная диагностика – изучение и оценка потенциальных профессиональных возможностей человека для установления степени соответствия его выбранным трудовым функциям. Профессионально важные качества изучаются с помощью анкетного, аппаратурного и тестового методов.

Особое место среди методов профессиональной диагностики занимают электронные тесты по профориентации. Собрание диагностических тестов по профориентации имеется почти в каждой школьной психологической службе. Однако существуют готовые тестовые комплексы, позволяющие совместить анализ интересов, способностей и личностных качеств учащихся в рамках диагностики их профессиональных склонностей. Один из ярких примеров – компьютерный комплекс «ПРОФОРИЕНТАТОР». Данная программа профориентационной диагностики разработана высококвалифицированными психологами-тестологами и IT-специалистами под научным руководством доктора психологических наук, профессора МГУ А. Г.Шмелева.

Тестовый комплекс «ПРОФОРИЕНТАТОР» включает 3 блока вопросов и заданий:

1. Оценка структуры интересов. Данный блок направлен на диагностику интересов учащегося к различным сферам профессиональной деятельности. Выбор областей осуществляется с опорой на теоретические подходы отечественной психологии труда (Е. А. Климов) и американской психологии профессионального выбора (Дж. Холланд).

2. Оценка структуры интеллекта. Представляет задания на определение уровня развития способностей (факторов умственной деятельности), таких как вычисления, лексика, эрудиция, зрительная логика, абстрактная логика, внимание. Кроме того, позволяет оценить показатель уровня обучаемости и умственной работоспособности.

3. Оценка структуры личности. Блок ориентирован на выявление личностных качеств: активность, согласие, самоконтроль, эмоциональная стабильность.

Комплекс снабжен несколькими версиями тестовых норм, которые применяются в зависимости от возраста испытуемого. Результаты тестирования включают: индивидуальный графический профиль с результатами по каждому измеряемому тестом качеству (шкале), списки наиболее подходящих профессий, развернутые текстовые интерпретации результатов, рекомендации по развитию, подбор тренингов.

Вариант одного из блоков комплекса «ПРОФОРИЕНТАТОР» представлен в виде on-line тестирования для школьников на сайте Центра тестирования и развития при МГУ «Гуманитарные технологии» (http://www.proforientator.ru/tests/tests.html). Очевидно, что оценивать результаты компьютерной диагностики обучающийся должен с помощью и при поддержке педагога-психолога.

Преимущество использования средств ИКТ в процессе профессиональной диагностики заключается в том, что они предоставляют инструменты для хранения и обработки накапливаемых данных, что позволяет обеспечить преемственность в формировании профессионального самоопределения учащихся на протяжении нескольких учебных лет, объективно оценить эффективность профориентационной деятельности с каждым обучающимся за счет создания индивидуальной карты профориентации - профкарты.

По результатам профессиональной диагностики подросток получает рекомендации по развитию определенных деловых и личностных качеств. И в этом отчасти ему могут помочь современные программные средства, например, мультимедийный компьютерный курс «ИНТЕЛЛЕКТ-ТРЕНАЖЕР», предлагающий новейшие технологии саморегуляции, моделирование и развитие творческих, деловых и профессиональных качеств. Отработать навыки профессиональной деятельности помогут электронные игры–симуляторы жизни специалистов различных областей, например, «химикус», «будни программиста» и др. Игры раскрывают некоторые аспекты профессии и формируют интерес к специальным знаниям. Можно и дальше перечислять ИКТ-средства, способные помочь создать в школе систему профильного и профессионального самоопределения обучающихся. Однако для эффективной работы этой системы недостаточно просто приобрести описанные программные продукты. Необходимо формирование высокого уровня компьютерной грамотности педагогического коллектива и обучающихся наряду с современным информационным мировоззрением – составляющих информационной культуры личности. Лишь обеспечив достаточный уровень информационной культуры участников воспитательно-образовательного процесса и умело используя широкий спектр средств ИКТ можно создать эффективную систему профессионального самоопределения школьников, соответствующую требованиям современного информационного общества.



Литература

  1. Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи. / Под ред. В.Л. Ословского. - Киев: Наукова Думка, 1978.

  2. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства. – М., 2001. – С. 330-331.

  3. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в юности. - М.: Педагогика, 1981.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница