Ход занятия



Скачать 125.48 Kb.
Дата23.07.2016
Размер125.48 Kb.





ХОД ЗАНЯТИЯ:
Учитель: Некоторые древние мыслители считали, что человека можно определить как «животное, умеющее смеяться». И думается, в какой-то степени были правы, ибо не только умение ходить на двух ногах и трудовая деятельность выделили людей из животного мира, помогли выжить и пройти через все мыслимые и немыслимые испытания, многотысячелетней истории, но и способность смеяться. Потому что люди, умевшие смеяться, пользовались популярностью во все времена и у всех народов. Короли могли позволить себе держать при дворе шутов, а простой люд собирался на площадях, чтобы посмотреть представления странствующих комедиантов или скоморохов.

Интересно, что со временем появился титул короля смеха. Им награждали тех, кто достигал наибольших успехов в этом искусстве.



(На доске выписаны определения )



САТИРА

(от греческого satura - «смесь, разное»)
Художественные произведения различных родов и видов (роман, повесть, рассказ, пьеса, стихотворение), в которых гневно осуждаются и резко высмеиваются порочные явления общественной и личной жизни.


ЮМОР

(от латинского humor – «влага»)
В художественной литературе произведения, в которых отражается комическое, смешное в жизни. В юмористических произведениях подвергаются осмеянию существенные, но частные недостатки жизни, а иногда и отдельные смешные черты хороших в своей сущности людей, по отношению к которым автор не только не испытывает негодования, но даже относится к ним с любовью и симпатией.











Ученик (докладчик – Дмитриев Александр)

Михаил Михайлович Зощенко родился в Петербурге, в семье небогатого художника-передвижника Михаила Александровича Зощенко и Елены Иосифовны Суриной, за домашними заботами успевавшей писать рассказы из жизни бедных людей в газете «Копейка». С раннего возраста, а особенно после смерти отца (мальчику было 12 лет), когда Елена Иосифовна, страдая от унижения, обивала пороги присутственных мест с просьбой о пособии для своих восьмерых детей, будущий писатель уже отчетливо уяснил, что мир, в котором ему довелось родиться, устроен несправедливо, и при первой же возможности отправился этот несправедливый мир узнавать. Он еще гимназистом мечтал о писательстве – и вот за невзнос платы его выгнали из университета; нужен ли более веский предлог для ухода из дома – «в люди»?

Контролер поездов на железнодорожной линии Кисловодск – Минеральные Воды; в окопах 1914 года – командир взвода, прапорщик, а в канун Февральской революции – командир батальона, раненый, отравленный газами, кавалер четырех боевых орденов, штабс-капитан; при Временном правительстве – начальник почты и телеграфа, комендант Главного почтамта в Петрограде; после Октябрьской революции – пограничник в Стрельне, Кронштадте, затем добровольцем пришедший в Красную Армию командир пулеметной команды и полковой адъютант на Нарвском фронте, после демобилизации (болезнь сердца, порок, приобретенный в результате отравления газами) – агент уголовного розыска в Петрограде, инструктор по кролиководству и куроводству в совхозе Маньково Смоленской губернии, милиционер в Лигове, снова в столице – сапожник, конторщик и помощник бухгалтера в Петроградском порту…
Учитель. Это перечень того, кем был и что делал Зощенко, куда бросала его жизнь, прежде чем он сел за писательский стол.

Этот перечень необходим. За сухими строчками зощенковской анкеты проглядывается время, которое мы сегодня справедливо считаем неповторимо возвышенным и великим, но которое для многих живущих тогда людей было временем неслыханных испытаний, временем голода, тифа и безработицы. Зощенко видел этих людей и варился в самой их гуще. Он хотел узнать, как живет и дышит прошедший через многовековое рабство его народ, - и он это узнал: за несколько лет скитаний он увидел и услышал столько, сколько в спокойное, неторопливое время никогда бы не услышал даже за 50 лет.

И он не ходил по людям с карандашом. Сами люди, расталкивая друг друга, наперебой рвались к нему на карандаш. Эти люди станут героями его литературы. Он будет учить их смеяться над самими собой. Но сейчас они были его учителями.
Примечание: В центре внимания оказываются герои рассказов М.Зощенко (обращение к стенду).

Сценка. Рассказ «Аристократка» (Короткова Е., Соколов А.)


Учитель. Зощенко высмеивает не человека, а человеческие черты в человеческом характере.

Рассказы Зощенко похожи на очерки, сценки, репортажи. Он обличитель массы, малокультурного городского мещанина, рвача, хапуги. Он резко высмеивал необразованность, невежество, бескультурье, политическую тупость своих сограждан. И многим это очень не нравилось, так как вместе с тем он обличал нравственную глухоту, чиновничество, лакейство, безделье, прикрытые трескучей фразой. Он – сатирик нравов, обличитель всего того, что мешало и мешает нам жить.





Ученик (докладчик – Борисов С.)
Саша Черный (настоящее имя - Гликберг Александр Михайлович ).

Родиться в яркой солнечной Одессе. Умереть в напоенном солнцем и древними легендами Провансе. Быть кумиром для миллионов читателей. Только избранник и баловень судьбы вправе рассчитывать на столь завидную долю.

Избранник? Пожалуй. Баловень? С этим определением все обстоит гораздо сложнее.

Детство Саши было далеко не безоблачным.

Отец, агент крупной химической лаборатории, достаточно редко видевший семью из-за постоянных разъездов, никогда не упускал случая наказать своих отпрысков за любую, даже самую незначительную провинность.

Больна мать, в истерических припадках ломавшая игрушки, чтобы потом все свалить на своих детей.

Гимназия, в которой подросток Александр Гликберг был исключен «за вольнодумство и непокорность».

Наконец, побег из дома в неполных 15 лет.

Все это мало подходит к словосочетанию «счастливое детство».

Юность тоже не обещала особых перемен. После двух лет скитаний по чужим людям и бесприютным углам, оказавшись буквально в катастрофическом положении, Александр обратился к родителям с мольбой о помощи. Те посчитали себя в праве ее не услышать. Трудно сказать, как бы сложилась дальше судьба брошенного всеми юноши, если бы … начинающий журналист А.Яблоновский не поведал о его горестной участи на страницах одной из крупнейших газет того времени – «Сын Отечества».

И, о чудо! Нашелся человек, который приютил его в своем доме. Так житомирский чиновник К.К.Роше заменил, хотя бы отчасти, юному скитальцу утраченную семью.

В Житомире Саша снова поступил в гимназию. Но был опять исключен (теперь – за столкновение с директором). В Житомире в 1904 г. – состоялся и его писательский дебют.

Но театральные рецензии и стихи, публикуемые в газете «Волынский вестник», он тогда еще подписывал своей фамилией или псевдонимами «Мечтатель» и «Сам по себе».

Имя «Саша Черный» впервые появилось в 1905 г. в петербургском сатирическом журнале «Зритель». Оно стояло под стихотворением «Чепуха».

Саша Черный пробовал писать для детей.


«Кто живет под потолком?»

- Гном.

«У него есть борода?»

- Да.

«И манишка, и жилет?»

- Нет …

«Как встает он по утрам?»

- Сам.

«Кто с ним утром кофе пьет?»
- Кот.

«И давно он там живет?»

- Год.

«Кто с ним бегает вдоль крыш?»

- Мышь.

«Ну, а как его зовут?»

- Скрут.

«Он капризничает, да?»

- Ни-ког-да!











Ученик (докладчик – Сотова О.)
Аверченко Аркадий Тимофеевич – прозаик, драматург, театральный критик.

«Учился только дома. Девяти лет отец пытался отдать его в реальное училище, но оказалось, что он был настолько в то время слаб глазами и вообще болезнен, что поступить в училище не смог. Поэтому и пришлось учиться дома. С 10 лет пристрастился к чтению. Отец, Тимофей Петрович Аверченко, разорился, когда сыну было 10 лет. Учебу пришлось продолжить дома с помощью старших сестер.

В 1896 г. Аверченко поступил на работу младшим писцом в транспортную контору, откуда ушел через год на станцию Алмазная, где стал работать конторщиком на Брянском угольном руднике. Аверченко прослужил здесь три года, а в 1900 г. уже работал в Харькове, в акционерном обществе.

31 октября 1903 г. в харьковской газете «Южный край» появился первый рассказ Аверченко «Как мне пришлось застраховать мою жизнь» , но сам писатель считал своим литературным дебютом рассказ «Праведник». В 1906 г. Аверченко стал редактором сатирического журнала «Штык». В 1907 г. начал другой журнал – «Меч», но подъем уже кончился, и журналу пришлось тяжело.

«Меч» был приостановлен на третьем номере. Аверченко 24 декабря 1907г. уехал в Петербург, где стал работать в сатирическом журнале «Стрекоза» и газете «Свободные мысли». После того как «стрекоза» была реформирована в «Сатирикон», Аверченко стал постоянным редактором этого сатирического журнала. В 1910 г. вышла три книги Аверченко, которые сделали его известным всей читающей России: «Веселые устрицы», «Рассказы (юмористические)» и «Зайчики на стене».

Февральскую революции Аверченко встретил восторженно, Октябрьский переворот его напугал. Осенью 1918 г. он уехал на юг, сотрудничал в газетах «Приазовский край» и «Юг» («Юг России»), выступал с чтением своих рассказов, заведовал литературной частью в севастопольском «Доме Артиста». В апреле 1920 г. организовал собственный театр «Гнездо перелетных птиц». В октябре того же года Аверченко эмигрировал в Константинополь, с июня 1922 г. жил в Праге, совершал кратковременные поездки в Берлин, Польшу, Румынию, Прибалтику.

Летом 1924 г. Аверченко перенес операцию удаления глаза, после чего долго не мог оправиться. Врачи запретили ему работать. Стала резко прогрессировать болезнь сердца. 22 января 1925 г. его поместили в Пражскую городскую больницу, где он скончался. Аверченко похоронен в Праге на Ольшанском кладбище.
Учитель: Современники называли Аверченко «королем смеха». Журнал «Сатирикон», редактором которого он был, приветствовал революцию, но когда начался «красный террор», Аверченко выступил против необоснованных обысков.

В 1918 г. журнал закрыли за антисоветскую направленность. Аверченко эмигрировал. 12 марта 1925 г. умер в Праге.


Примечание: Сценка. Рассказ «Индейка с каштанами» (Кончулизов С., Дмитриев А., Иванов И.)
Учитель: Настроение Аверченко резко меняется после революции. Теперь многие свои рассказы он пишет в жанре антиутопии, им отрицается сама возможность построения совершенного общества.

Сейчас рассказы Аверченко воспринимаются нами иначе, чем в то время, когда они создавались. Но несомненно, что суд времени сатирик выдержал, вновь возвратился в нашу литературу и по праву занял в ней свое место.


Учитель: Если Аверченко современники по праву называли «королем смеха», то Надежда Тэффи (Лохвицкая) была «жемчужиной русского юмора». Ее рассказами зачитывались все. На восхищении ее талантом сходятся люди самых разных политических и литературных вкусов. «Тэффинька»,как называли ее близкие друзья, и в эмиграции оставалась любимейшим и наиболее читаемым автором. Крупные русские писатели были в числе ее друзей и почитателей.






Ученик (докладчик – Урусова Е.)
Надежда Александровна Тэффи (урожденная – Лохвицкая, по мужу - Бучинская) – прозаик, поэт, драматург. Родилась в семье с давними культурными традициями. Прадед, Кондратий Лохвицкий, масон эпохи Александра 1, автор мистических стихотворений. Отец – профессор права, старшая сестра – известная поэтесса Мирра Лохвицкая. В первых же творческих опытах Тэффи проявились существенные черты ее дарования. Писательница вспоминала, что она любила рисовать карикатуры и писать сатирические стихотворения.

В годы революции (1905-1907) активно сотрудничала в радикальных сатирических журналах и газетах («Сигнал», «Зарницы», «Красный смех», «Вперед!» и др.), печатая стихотворения, фельетоны, юмористические рассказы.

В 1908 г. она становится постоянным сотрудником вновь организованного журнала «Сатирикон» (вместе с Аверченко, С.Черным). Вместе с ростом популярности журнала возрастала и известность Тэффи у массового читателя. Кроме «Сатирикона», она была постоянным сотрудником газет «Биржевые ведомости»и «Русское слово», печаталась в «Руси», «Ниве», «Театре и искусстве», «Звезде».

В 1910 г. вышел первый поэтический сборник Тэффи «Семь огней». Н.Гумилев критически отозвался о нем. Иначе были приняты читателями и критиками юмористические рассказы. Критика отметила «яркость, наблюдательность, веселость» рассказов.

С 1920 г. Н.Тэффи жила в эмиграции, в Париже. Вернуться на родину не удалось вследствие тяжелой болезни, приведшей к нужде и одиночеству.
Учитель: Интересна история псевдонима Тэффи. Она связана с одним глупым человеком по имени Степан, а домашние называли его Стэфии. Отбросив из деликатности первую букву «С» (чтобы не зазнался),Надежда решила подписать пьеску свою «Тэффи» и послала в редакцию Суворинского театра. Пьеса имела успех. Режиссер по поводу ее псевдонима сказал, что наверное, это имя из Киплинга. Писательница обрадовалась, что до истины не докапываться не будут. Так и осталось.


Ученик (докладчик – Печников Е.)
Илья Ильф (настоящее имя – Илья Арнольдович Файнзильберг). Родился в Одессе в 1897 г. в семье банковского служащего. В 1913 г. окончил техническую школу. Работая в чертежном бюро на авиационном заводе, был внештатным сотрудником газеты «Моряк» и редактором юмористического журнала «Сатирикон». В 1923 г., переехав в Москву, становится профессиональным литератором. Работает в газете «Гудок». Печатает в «30-ти днях», «Смехаче», «Советском экране», «Вечерней Москве» фельетоны, рецензии на фильмы.
Евгений Петров (настоящее имя – Евгений Петрович Катаев). Родился в Одессе в 1903 г. в семье учителя истории. В 1920 г. окончил классическую гимназию. В том же году стал корреспондентом Украинского телеграфного агентства. Затем был инспектором уголовного розыска. В 1923 г. переезжает в Москву, где также начинает заниматься журналистикой. Работает в сатирическом журнале «Красный перец», печатает фельетоны на международные темы и юмористические рассказы. Выступает со своими произведениями в «Комсомольской правде» и «Гудке».

Учитель: В 1925 г. происходит знакомство будущих соавторов и начинается их совместная деятельность, поначалу состоящая в сочинении тем для рисунков и фельетонов в журнале «Смехач».

Первой значительной работой Ильфа и Петрова был роман «12 стульев», опубликованный в 1928 г. в журнале «30 дней». В том же году роман вышел отдельной книгой. Роман сразу же завоевал любовь читателей. Главный герой романа Остап Бендер – великий комбинатор, проходимец, тонкий психолог, играющий на пороках людей и несовершенстве общества.

Остап – человек, столь противоречиво сочетающий в себе беззастенчивость и обаяние, наглость и тонкий юмор, цинизм и неожиданное великодушие.

В конце романа Киса Воробьянинов, обуреваемый жадностью, перерезает бритвой горло великого комбинатора. У авторов, как они сами писали в воспоминаниях, возникла крупная ссора по следующему поводу: убить ли главного героя романа Остапа Бендера или оставить в живых? Участь героя решил жребий. В сахарницу были положены 2 бумажки, на одной из которых дрожащей рукой были изображены череп и две куриных косточки. Вынули череп – и через полчаса великого комбинатора на стало.

Читатели не согласились с таким концом. В многочисленных письмах они требовали оживить Остапа. И авторы не дали герою умереть.

Когда Ильф и Петров принимались за свой первый роман, они еще были сравнительно мало известны. И не было у них опыта совместного писания. Теперь, в 1929 г., когда они сели за свой второй роман, они уже писательски не представляли себя друг без друга. За первый роман садились два начинающих автора, за второй – два прославленных мастера сатиры.
Примечание: Просмотр фрагментов художественного фильма «12 стульев» (реж. М.Захаров).
Заключение:

Критик Ю.Томашевский пишет, что сатирикам везде и во все времена жить было куда опасней, нежели представителям иных литературных профессий. Их арестовывали, называли врагами народа, видели в них зубоскалов, которые мать родную продадут, лишь бы поехидничать, поиздеваться над временем и над людьми, с которыми они живут в одно время.

А ведь сатирики и в мыслях не держат смеяться над людьми. Они собирают все пороки вместе, создают некий отрицательный мир, который и подвергают сатирическому осмеянию. Смехотворная нелепость этого мира должна, как им кажется, оттолкнуть современников, помочь им сделать свою жизнь чище и красивее. Любовь к людям, боль за несовершенство их жизни гонит сатирика к столу.

Именно такими были М.Зощенко, И.Ильф и Е.петров, А.Аверченко, Н.Тэффи, С.Черный.


ПРИЛОЖЕНИЕ:
*****

-Скажи, Петенька, сколько всего частей света существует?

- Так известно же…

- Ну-ка, назови.

- Тот свет и этот свет.

*****

- Ну, сынок, покажи дневник, что ты сегодня принес из школы?

- Да нечего показывать, там всего одна двойка.

- Всего одна?

- Не волнуйся, папа, завтра еще принесу.
*****

- Говорят, гениальность – это болезнь.

- Пусть вас это не беспокоит, вы выглядите совершенно здоровым.
*****

- Почему мы сначала видим молнию, а потом слышим гром?

- Потому что наши глаза находятся впереди ушей
*****

- Вовочка, составь предложение со словами «кот» и «смотреть».

- Когда я случайно наступил коту на лапу, он закричал: «Смотреть надо, куда ногу ставишь!»
*****

- Петров, кто делал за тебя задание?



- Не знаю, я рано спать лег спать!



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница