Химия и искусство




Дата12.02.2019
Размер445 b.


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение ГОРОДА МОСКВЫ Колледж связи №54 им. П.М. Вострухина

Исследовательская работа

на тему: «Химия и искусство»

Содержание

  • 1. Химия на службе искусства

  •  1.1. Бумага

  •  1.2. Карандаш

 
  •  1.3. Книгопечатание

 
  •  1.4. Краски

 
  • 1.5. Виды живописи

 
  •  1.6. Синтетические красители

 
  • 2. Химия и прикладное искусство 

  • 2.1. Золотая хохлома

 
  •  2.2. Городецкая роспись

  • Список литературы

  • 3.Практическая работа



Цель:

    • Проанализировать работу, изучить влияние химии на искусство, определить ее роль в искусстве, рассмотреть взаимосвязь этих двух понятий.


1. Химия на службе искусства

  • Химия и искусство имеют внутреннюю

общность, которая коренится в их

творческой природе.
    • ©Марселен Бертло


1.1. Бумага

  • Бумага – волокнистый материал с минеральными добавками. Представлен в виде листов для письма, рисования, упаковки и прочего, получаемый из целлюлозы: растений, а также вторсырья (тряпья и макулатуры).

Бумагой также называют использовавшуюся ещё в древней Центральной Америке бумагу амате, на которой были написаны месоамериканские кодексы. Амате изготавливают из луба фикуса или тутового дерева, который вымачивают в холодной и кипящей воде, затем волокна отбивают и высушивают.

1.2. Карандаш

  • Карандаш – инструмент в виде стержня, изготавливаемого из пишущего материала (угля, графита, сухих красок и тому подобного), применяемый для письма, рисования, черчения. Часто, в целях удобства, пишущий стержень карандаша вставляется в специальную оправу.

Производство:

Несмотря на кажущуюся простоту карандаша, процесс его производства является комплексным, требует разнообразных материалов для изготовления (в зависимости от способа производства, требований к конечному продукту).

1.3. Книгопечатание

  • Книгопечатание – процесс создания печатной продукции. Термин обычно употребляют в историческом контексте.

Печатание производилось следующим образом: на деревянных козлах, на которых вырезались выпуклые буквы, наносили жидкую краску, затем сверху накладывали лист бумаги и тёрли мягкой щёткой. Этот способ печати, употреблявшийся и в Средние века.

1.4. Краски

  • Краски — общее наименование для группы цветных красящих средств предназначенных для непосредственного использования в той или иной сфере быты. По химическому составу пигменты и изготовленные из них краски разделяются на минеральные (неорганические соли или оксиды металлов) и органические ( весьма сложные соединения, в основном растительного или животного происхождения). И те и другие могут быть естественными (природными) и искусственными (синтетическими).



Акварель – один из самых поэтичных видов живописи. Лирическую, полную светлых и ясных образов литературную зарисовку или новеллу часто называют акварелью. Можно писать по сухой или сырой бумаге сразу, в полную силу цвета.

  • Акварель – один из самых поэтичных видов живописи. Лирическую, полную светлых и ясных образов литературную зарисовку или новеллу часто называют акварелью. Можно писать по сухой или сырой бумаге сразу, в полную силу цвета.

  • Гуашь – в переводе с французского означает «водяная краска». Гуашевые краски обладают большими кроющими возможностями, непрозрачны, хотя и разводятся водой. В технике гуаши художники пишут по бумаге, картону, фанере, плотному шёлку. Работы имеют матовую, бархатистую поверхность.



1.5. Виды живописи

Недостаточно знать различные виды красок, виды грунтов.

Необходимо также уметь различать виды живописи и технику их использования. Один из самых удивительных видов живописиэнкаустика. Это живопись расплавленными твёрдыми красками, связующей основой которого является воск. В Древней Греции, особенно в период расцвета её искусства ( VI-V вв. до н.э. ), энкаустические картины ценились необыкновенно высоко.
  • Древние картины, написанные энкаустическими красками, дошли и до нашего времени.

  • в этой технике применяются твёрдые краски, и для нанесения их на основу (специально подготовленную доску) используют не кисть, а особые инструменты, каутерии – бронзовые ложечки разных размеров, дно которых имеет килевидную форму.  



Из курса истории все хорошо знают: стенная роспись, которой обычно украшались русские православные храмы, называется фреской. Первые киевские церкви – Десятинная, собор Святой Софии – были богато украшены мозаичными изображениями, выполненными из смальты. Однако создание мозаик – очень длительный и дорогой процесс, поэтому во второй половине XI века они были вытеснены росписями, выполненными по сырой штукатурке.

  • Из курса истории все хорошо знают: стенная роспись, которой обычно украшались русские православные храмы, называется фреской. Первые киевские церкви – Десятинная, собор Святой Софии – были богато украшены мозаичными изображениями, выполненными из смальты. Однако создание мозаик – очень длительный и дорогой процесс, поэтому во второй половине XI века они были вытеснены росписями, выполненными по сырой штукатурке.



До XV века наиболее распространённой техникой живописи была темпера.

  • До XV века наиболее распространённой техникой живописи была темпера.

  • Готовые темперные краски можно развести водой. Но после их высыхания эта способность растворяться в воде утрачивается. Свойства темперных красок зависят от характера использованных эмульсий. Классическая яичная темпера недостаточно эластична, это приводит к тому, что при изменении условий окружающей среды (температуры, влажности) живописный слой не способен расширяться и сокращаться вместе с грунтом и основой и неизбежно покрывается сеточкой тонких трещин (кракелюр).



1.6. Синтетические красители

  • Красители – химические соединения, обладающие способностью интенсивно поглощать и преобразовывать энергию электромагнитного излучения в видимой и в ближних ультрафиолетовой и инфракрасной областях спектра и применяемые для придания этой способности другим телам

 
  • Отличительная особенность красителя — способность пропитывать окрашиваемый материал (например текстиль, бумагу, мех, волосы, кожу,древесину, пищу — пищевые красители) — процессы диффузии и давать цвет по всему его объёму, фиксируясь тем или иным способом на активных центрах.



2. Химия и прикладное искусство

2.1. Золотая хохлома

 

Золотая хохлома — один из старинных самобытных русских на­родных промыслов, на протяжении веков формирующий быт и жизнен­ный уклад целых поколений и явля­ющийся неотъемлемой частью рос­сийской культуры. Особенностью хохломского промысла является изготовление золоченой деревянной посуды без применения дра­гоценного металла и своеобраз­ная растительно-травная роспись.

2.2. Городецкая роспись

  • Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIXвека в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.



Вывод:

  • «Повсюду химия просунула свои руки в дела человеческие», – так говорил Бертло о химии. После написания своей работы я осознала насколько был прав Марселен Бертло в своем изречении. Ведь и вправду, химия окружает нас повсюду. И особенно она видна в искусстве. Благодаря химическим исследованиям учёным удалось установить, какой техникой нужно пользоваться для создания того или иного произведения искусства и для того, чтобы он сохранился до наших дней и более.

  •     Анализируя свою работу, я могу сказать, что справилась с поставленною мной задачей. Я изучила влияние химии на искусство, определила её роль в искусстве, а также рассмотрела взаимосвязь этих двух понятий. Моя работа несет исследовательский характер и может быть использована на уроках химии и искусства.



3. Практическая работа.

  • Тема: «Приготовление натуральных красителей»

 
  • Цель: Приготовить натуральные красители.

 
  • Оборудование: Морковь, сковорода, сливочное масло, тёрка, марля (ткань).

 

 
  • Ход работы:

  • 1. Начистить морковь и натереть на крупной тёрке.

  • 2. Выложить всё на сковороду.

  • 3. Залить содержимое растопленным сливочным маслом объемом равным объему моркови.

  • 4. Обжаривать 5 минут на медленном огне.

  • 5. Снять сковороду с плиты и дать ей остыть.

  • 6. Отжать смесь через марлю (ткань).

 
  • Вывод: Я приготовила натуральный краситель оранжевого цвета из моркови.



1.



2 - 4.



5.



6.



Список литературы:

  • А.О. Барщ «Техника реставрации», издательство «Искусство», Москва, 1970 год

  • Большая Советская энциклопедия, издательство «Большая Российская энциклопедия», Москва, 2001 год

  • Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. «Химия 10 класс», издательство «Просвещение», 1999 год

  • Справочник химических терминов, Бусев А.И., Ефимов И.П., издательство «Просвещение», 1971 год

  • Энциклопедический словарь искусствоведческих терминов. Т, 1.- Л.,1986 год.




База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница