Группа: Соб+з-4 Принял: Бондарев Б. Е. Типология Научная классификация предметов или явле­ний по общности каких-либо признаков



Дата15.06.2019
Размер445 b.


Типология зданий сервисного обслуживания населений

Выполнил: Корниенко А.А.

Группа: Соб+з-4

Принял: Бондарев Б.Е.

Типология

  • Научная классификация предметов или явле­ний по общности каких-либо признаков.



Здание

  • Результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инже­нерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных



Предприятия торговли Предприятия питания Предприятия бытового обслуживания Здания вокзалов

Здания сервисного обслуживания населений - это

Здания и учреждения торговли и питания

    • Возникновение сетевого рынка обусловило появле­ние одних из главных его компонентов —супер- и гипермаркетов — огромных перекрытых торговых пространств универсального назначения. Их архитекту­ра зачастую сводится к форме простейших параллелепипедов, преследуя пре­имущественно утилитарные цели. Вторым компонентом сетевого рынка стали моллы, или магазины-склады. Возникнув на перекрестках магистралей и пре­вратив периферийные районы в привлекательные с точки зрения посещения этих учреждений места, они повлияли на формирование типологии универ­сального торгового здания. Кроме того, сформировались новые типы времен­ных торговых сооружений в виде рынков мелкооптовой и розничной торгов­ли и мини-маркетов, носящих характер временных павильонов.
  • Наиболее актуальное направление — формирование крупных многофункциональных торговых центров — сооружений, включающих в свой состав, наряду с доминирующей торговой, целый ряд сопутствующих функ­ций: деловую, зрелищную, развлекательную, общественного питания, кредит­но-финансовую и т.д. Существующие магазины также вынуждены менять свою структуру в связи с появлением новых форм: распространением торгов­ли по образцам, развитием системы заказов, появлением магазинов салонного типа. Так как требования к архитектурно-планировочным решениям столь раз­ных сооружений различны между собой, остановимся в настоящем издании на общих, базовых подходах.

    • Так, участок магазина или торгового центра включает две функциональ­ные зоны: зону покупателей с площадками для отдыха, отдельно стоящих вит­рин и других средств рекламы и хозяйственную зону для подъезда и разгруз­ки автомобилей. Площадки для стоянки легковых автомобилей покупателей следует предусматривать удаленными от учреждений торговли не более чем на 150 м.



Объемно-планировочное решение магазинов

  • торговые помещения;

  • помещения для приемки и хранения товаров, для подготовки их к про­даже:

  • подсобные помещения;

  • административные и бытовые помещения:

  • технические помещения.



Предприятия питания подразделяются на заготовочные с полным техно­логическим циклом обработки сырья и приготовления продукции; доготовоч- ные —- с неполным технологическим циклом. К первым откосятся предприя­тия питания, работающие на сырьевой основе, такие, как рестораны, столовые с заготовочными функциями, способные обслуживать ряд доготовочных пред­приятий и снабжать своей продукцией магазины кулинарии. Ко вторым отно­сятся предприятия, работающие на полуфабрикатах и продукции высокой сте­пени готовности, такие, как кафе, столовые-доготовочные, закусочные, пред­приятия быстрого обслуживания и пр.

  • Предприятия питания подразделяются на заготовочные с полным техно­логическим циклом обработки сырья и приготовления продукции; доготовоч- ные —- с неполным технологическим циклом. К первым откосятся предприя­тия питания, работающие на сырьевой основе, такие, как рестораны, столовые с заготовочными функциями, способные обслуживать ряд доготовочных пред­приятий и снабжать своей продукцией магазины кулинарии. Ко вторым отно­сятся предприятия, работающие на полуфабрикатах и продукции высокой сте­пени готовности, такие, как кафе, столовые-доготовочные, закусочные, пред­приятия быстрого обслуживания и пр.

  • Все рассматриваемые типы предприятий питания по формам и методам об­служивания посетителей делятся на две основные группы; предприятия, об­служивающие посетителей через официантов, и предприятия, функционирую­щие по принципу самообслуживания.

  • Следует учитывать, что в современных условиях многие предприятия пи­тания при соответствующем социально-экономическом обосновании и компо­зиционно-художественном решении внутреннего пространства, технической оснащенности и режиме функционирования могут совмещать свои функции с функциями досугово-развлекательных предприятий.

  • Предприятия питания, имеющие более 300 мест и рассматриваемые как предприятия общегородского значения, рекомендуется проектировать по спе­циальным программам-заданиям с учетом специфики градостроительных ус­ловий размещения, в том числе трудовых и культурно-бытовых связей насе­ления, контингента посетителей, в том числе для курортных зон с сезонным расширением посадки.Т ребования к размещению предприятий общественного питания

  • Земельный участок предприятий питания четко делится на две зоны: для посетителей (подразумевается организация отдыха посетителей и дополни­тельных мест для питания на открытом воздухе в летнее время) и хозяй­ственную. При этом хозяйственный двор должен иметь подъездные пути для грузовых автомобилей и разгрузочную площадку, примыкающую к группе складских помещений здания, мусоросборник, зону отдыха для персонала; стоянки для индивидуального автотранспорта; в сельских населенных пун­ктах на хозяйственном дворе предусматриваются зоны для хранения твердо­го топлива.

  • Хозяйственную зону и разгрузочные площадки предприятий общественно­го питания, встроенных в жилые здания, следует проектировать с торцов этих зданий, не имеющих оконных и дверных проемов.

  • На участке необходимо предусматривать стоянки для автомобилей. При этом они должны располагаться на расстоянии не более чем 150 м от здания предприятия общественного питания.



К объемно-планировочным решениям зданий предприятий питания всех типов предъявляются следующие общие требования:

  • рациональное размещение торговых и неторговых помещений относи­тельно друг друга; при этом их взаимное расположение должно обеспечить их кратчайшие взаимосвязи, исключить пересечение потоков посетителей и пер­сонала, чистой и немытой посуды, полуфабрикатов, сырья и отходов:

  • возможность трансформации в случае технологической необходимости;

  • при объединении нескольких предприятий общественного питания в од­ном здании комплексного предприятия необходимо обеспечить возможность совместного использования обслуживающих помещений с целью сокращения их площади.



Объемно-планировочные и конструктивные решения зданий предприятий питания должны обеспечивать возможность организации различных форм об­служивания посетителей (самообслуживание, обслуживание официантами и др.) и внедрения прогрессивной технологии централизованного и комплекс­ного снабжения доготовочных предприятий полуфабрикатами высокой степе­ни готовности и готовой охлажденной продукции при максимальной механи­зации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ и других трудоемких процессов. Техническое оснащение предприятий питания должно основывать­ся на широком внедрении в проекты современного высокопроизводительного технологического оборудования; модулированного зарубежного и отечествен­ного оборудования, функциональных емкостей, передвижных стеллажей и контейнеров для доставки полуфабрикатов и продукции высокой степени го­товности.

  • Объемно-планировочные и конструктивные решения зданий предприятий питания должны обеспечивать возможность организации различных форм об­служивания посетителей (самообслуживание, обслуживание официантами и др.) и внедрения прогрессивной технологии централизованного и комплекс­ного снабжения доготовочных предприятий полуфабрикатами высокой степе­ни готовности и готовой охлажденной продукции при максимальной механи­зации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ и других трудоемких процессов. Техническое оснащение предприятий питания должно основывать­ся на широком внедрении в проекты современного высокопроизводительного технологического оборудования; модулированного зарубежного и отечествен­ного оборудования, функциональных емкостей, передвижных стеллажей и контейнеров для доставки полуфабрикатов и продукции высокой степени го­товности.

  • Выбор конструктивного решения определяется анализом и оценкой индуст­риальной базы и местных строительных материалов в конкретном районе стро­ительства, назначением, типом, величиной и этажностью проектируемого объек­та и размещением предприятия в отдельно стоящих зданиях, в помещениях, встроенных и пристроенных к жилым домам и к общественным зданиям. Про­ектирование зданий питания может осуществляться на основе применения са­мых разнообразных конструктивных систем и материалов: полносборных желе­зобетонных систем, каркасно-панельных и крупнопанельных конструкций, мо­нолитного железобетона, кирпича, местных строительных материалов, из метал­лических облегченных конструкций, в том числе большепролетных, из дерево­клееных конструкций, с применением многослойных фасадных панелей, струк­турного стекла, смешанных конструктивных систем и материалов.



В залах ресторанов и кафе можно выявить три зоны

Входная и эстрадно-танцевальная

Площадь обеденного зала (без раздаточной) следует принимать на одно ме­сто в зале не менее, м2 

  • Площадь обеденного зала (без раздаточной) следует принимать на одно ме­сто в зале не менее, м2 

  • Группу производственных помещений следует планировочно размешать в единой функциональной зоне с целью сохранения непрерывности производ­ственных процессов. Расположение производственных цехов, как правило, предусматривается в отдельных помещениях. Вместе с тем на предприятиях, имеющих до 50 мест и работающих на полуфабрикатах, производственные цеха — горячий, холодный, доготовочный, а на предприятиях, работающих на сырье, горячий и холодный цеха допускается размещать в одном помещении по бесцеховой системе. Это дает возможность гибкости и трансформации при изменении технологического процесса.

  • Размещение цехов в структуре здания должно обеспечивать последователь­ность обработки продуктов и изготовления изделий при минимальной протя­женности функциональных связей и отсутствии пересечения технологических и транспортных потоков. Производственные цеха должны иметь кратчайшие связи со складскими помещениями, а также с раздаточными и моечными сто­ловой посуды.



Предприятия бытового обслуживания населения

  • Предприятия бытового обслуживания следует проектировать как элемент взаимосвязанной системы торгово-бытового обслуживания и размещать в городской застройке в соответствии с градостроительным уровнем обслуживания.

  • Предприятия городского значения «эпизодического» обслуживания целесообразно размещать на крупных магистралях и площадях: вблизи остановок городского транспорта, станций метрополитена, вокзалов и в других местах оживленного движения населения.

  • Предприятия повседневного, приближенного и периодического обслуживания рекомендуется размещать на территории микрорайонов (кварталов), жилых групп, а также жилых участков (в центральном ядре города), главным образом вдоль магистралей и жилых улиц, преимущественно у остановок общественного транспорта.



Основным принципом организации системы бытового обслуживания является обеспечение проживающего населения услугами повседневной необходимости, в пределах пешеходной доступности (500 м).

  • Основным принципом организации системы бытового обслуживания является обеспечение проживающего населения услугами повседневной необходимости, в пределах пешеходной доступности (500 м).

  • Изменение в социальной жизни страны и переход на рыночные отношения вносит серьезные коррективы в номенклатуру предприятий бытового обслуживания населения. Особенно это касается предприятий повседневной необходимости, которые должны иметь небольшие площади (вместимости) и стать объектами для мелкого и среднего бизнеса.

  • Расчет минимальной обеспеченности предприятиями бытового обслуживания приводится для сети жилого района (повседневное, приближенное и периодическое обслуживание), см. приложение . На основе обязательного перечня расчетных показателей минимальной обеспеченности социально значимыми объектами повседневного, периодического и приближенного обслуживания.



Предприятия городского значения со сложной технологией и значительной вместимостью (Дома Моды, Салоны Красоты, Дома Быта, Фото и Кино салоны и пр.) целесообразно проектировать в отдельно стоящих зданиях (реконструируемых и новых), в составе торгово-бытовых комплексов, в нижних этажах многоэтажных жилых домов (реконструируемых и новых со специальными объемно-планировочными, конструктивными и инженерно-технологическими решениями), а также в нижних этажах зданий «иного назначения» (согласно термину приложения .

  • Предприятия городского значения со сложной технологией и значительной вместимостью (Дома Моды, Салоны Красоты, Дома Быта, Фото и Кино салоны и пр.) целесообразно проектировать в отдельно стоящих зданиях (реконструируемых и новых), в составе торгово-бытовых комплексов, в нижних этажах многоэтажных жилых домов (реконструируемых и новых со специальными объемно-планировочными, конструктивными и инженерно-технологическими решениями), а также в нижних этажах зданий «иного назначения» (согласно термину приложения .

  • Предприятия городского значения, размещаемые в составе торгово-бытовых комплексов могут быть запроектированы: в виде отдельных блоков-зданий, расположенных на одном участке с торговыми и другими общественными зданиями, и объединенные общей хозяйственной зоной, стоянками легковых машин и площадками для отдыха, или в одном многоэтажном здании.

  • Предприятия бытового обслуживания, размещенные в многоэтажных зданиях торгово-бытовых центров - на первых или промежуточных этажах, следует проектировать при соблюдении требований, перечисленных в пункте .

  • В отдельно стоящих зданиях предприятия бытового обслуживания размещаются в последние годы преимущественно при реконструкции. Примером такого решения может служить четырех этажный Московский Дом моделей, расположенный в реконструируемом здании на крупной магистрали в центральной части города 



Предприятия повседневного и приближенного обслуживания ограниченной вместимости и с более простой организацией технологических процессов, рекомендуется проектировать в первых этажах жилых домов - встроенными и встроенно-пристроенными. Это (в соответствии с приемные пункты прачечных и химчисток, общей площадью до 100 м2, прачечные самообслуживания мастерские мелкого ремонта различных видов услуг, парикмахерские, фотографии общей площадью до 100 - 150 м2, ателье по пошиву и ремонту одежды, головных уборов и трикотажных изделий, ателье проката, бюро посреднических услуг, многоотраслевые комплексные предприятия и приемные пункты общей площадью до 200 - 300 м2.

  • Предприятия повседневного и приближенного обслуживания ограниченной вместимости и с более простой организацией технологических процессов, рекомендуется проектировать в первых этажах жилых домов - встроенными и встроенно-пристроенными. Это (в соответствии с приемные пункты прачечных и химчисток, общей площадью до 100 м2, прачечные самообслуживания мастерские мелкого ремонта различных видов услуг, парикмахерские, фотографии общей площадью до 100 - 150 м2, ателье по пошиву и ремонту одежды, головных уборов и трикотажных изделий, ателье проката, бюро посреднических услуг, многоотраслевые комплексные предприятия и приемные пункты общей площадью до 200 - 300 м2.

  • При размещении вышеуказанных предприятий в жилых домах необходимо соблюдение санитарно-гигиенических требований: нормативных параметров воздушной среды, шума, вибрации, ограничения режима эксплуатации предприятий дневным временем, а также пожарных требований, согласно пункту.

  • Предприятия бытового обслуживания, размещаемые в первых этажах жилых домов, следует классифицировать на встроенные и встроенно-пристроенные.

  • Встроенные предприятия характеризуются расположением всех помещений в габаритах здания, с возможным небольшим (до 1 м) выносом за пределы здания - для размещения рекламы.

  • Встроенно-пристроенные предприятия - помимо помещений в габаритах здания, имеют вынесенные объемы (в основном большие производственные цеха и залы), которые могут располагаться вдоль фронта здания со стороны магистрали, со стороны двора, или с торцов здания. При этом основные складские, подсобные и служебно-бытовые помещения размещаются во встроенной части - в первом этаже, а также и в подвалах (при их наличии) согласно перечню в пункте.



При реконструкции исторически сложившихся районов города, ввиду дефицита территорий и вследствие традиционно сложившейся небольшой ширины улиц, предприятия обслуживания целесообразно размещать в зданиях встроенными или встроенно-пристроенными (с выносом объемов помещений в сторону дворов).

  • При реконструкции исторически сложившихся районов города, ввиду дефицита территорий и вследствие традиционно сложившейся небольшой ширины улиц, предприятия обслуживания целесообразно размещать в зданиях встроенными или встроенно-пристроенными (с выносом объемов помещений в сторону дворов).

  • Встраивание предприятий обслуживания (также как предприятий торговли и общественного питания) наиболее целесообразно при специальных объемно-планировочных и конструктивных решениях, таких как применение каркаса в нижних нежилых этажах, технического этажа между жилой и нежилой частями здания, что позволяет перераспределять нагрузку на несущие конструкции здания, обеспечить изоляцию квартир от шума и запахов, разместить инженерные коммуникации жилого дома.

  • Пристройки не должны ухудшать условия проживания жильцов в квартирах второго этажа. Поэтому уровень пристроенных помещений в местах примыкания к жилой части здания не должен превышать отметки пола жилых помещений.

  • Особое внимание следует уделить покрытию крыш выступающих объемов, применять различные методы защиты от перегрева, например озеленение, организацию эксплуатируемой кровли, в соответствии с «Рекомендациями по проектированию озеленения и благоустройства крыш жилых и общественных зданий и других искусственных оснований» (2000 г.).

  • Предприятия бытового обслуживания расширенной по сравнению с предприятиями встроенными в жилые дома номенклатуры могут размещаться в нижних этажах зданий «иного» назначения, куда входят административно-бытовые здания, гостиницы, вокзалы и другие общественные здания, за исключением школ, дошкольных и лечебно-профилактических учреждений.



Предприятия бытового обслуживания, размещаются также в отдельно стоящих зданиях (блоках), построенных по типовым проектам 50-х годов в районах пятиэтажной застройки первых этапов индустриального домостроения, наряду с предприятиями торговли и общественного питания. Их рекомендуется сохранять с последующей модернизацией и реконструкцией. Примеры модернизации предприятий - ателье пошива одежды и мастерские по ремонту обуви. Мини-прачечные производительностью до 500 кг белья в смену и мини-химчистки, производительностью 160 кг вещей в смену целесообразно проектировать в одном комплексе - в пристройках к зданиям коммунально-хозяйственного назначения, ЦТП и прочих зданиях «иного» назначения. При этом необходимо соблюдение минимальных разрывов между ними и жилыми домами - санитарно-защитная зона не менее 50 м. Возможно размещение мини-химчисток и мини-прачечных, а также других предприятий бытового обслуживания, в подземном пространстве где производственный зал химчистки размещен в подвальном помещении крупного торгового центра, наряду со складскими помещениями магазина. При этом прием вещей в химчистку осуществляется на первом этаже пассажа, откуда по лифтам в контейнерах подается в подвал.



Здание вокзалов



Помещения зданий вокзалов разных видов пассажирского транспорта (железнодорожного, автомобильного, воздушного, речного и морского), переходы, платформы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны быть доступными для МГН.

  • Помещения зданий вокзалов разных видов пассажирского транспорта (железнодорожного, автомобильного, воздушного, речного и морского), переходы, платформы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны быть доступными для МГН.

  • В зданиях вокзалов следует предусматривать доступными:

  • помещения и сооружения обслуживания: вестибюли;

  • операционные и кассовые залы; камеры хранения ручного багажа;

  • пункты регистрации пассажиров и багажа;

  • специальные помещения ожидания и отдыха - депутатские комнаты, комнаты матери и ребенка, комнаты длительного отдыха; уборные;

  • помещения, зоны в них или сооружения дополнительного обслуживания: торговые (обеденные) залы ресторанов, кафе, кафетериев, закусочных; торговые, аптечные и другие киоски,

  • парикмахерские, залы игровых автоматов, торговые и прочие автоматы, пункты предприятий связи, таксофоны;

  • служебные помещения: дежурного администратора, пункта медицинской помощи, охраны.



Площадь зон отдыха и ожидания для МГН в зданиях вокзалов, если она создается, определяется исходя из показателя - 2,1 на одно место. Часть диванов или скамей для сидения в залах следует располагать на расстоянии не менее 2,7 м напротив друг друга

  • Площадь зон отдыха и ожидания для МГН в зданиях вокзалов, если она создается, определяется исходя из показателя - 2,1 на одно место. Часть диванов или скамей для сидения в залах следует располагать на расстоянии не менее 2,7 м напротив друг друга

  • Специальную зону ожидания и отдыха рекомендуется размещать на основном этаже, в одном уровне с входом в здание вокзала и выходами к платформам (перронам, причалам) при обеспечении освещенных, безопасных и коротких переходов между ними. Залы ожидания должны иметь удобную связь с вестибюлем, рестораном (кафе-буфетом), уборными и камерами хранения, располагаясь, как правило, в одном с ними уровне.



Места в специальной зоне ожидания и отдыха следует оборудовать индивидуальными средствами информации и связи: наушниками, подключаемыми к системам информационного обеспечения вокзалов; дисплеями с дублированием изображения информационных табло и звуковых объявлений; техническими средствами экстренной связи с администрацией, доступными тактильному восприятию; прочими специальными системами сигнально-информационного обеспечения.

Места в специальной зоне ожидания и отдыха следует оборудовать индивидуальными средствами информации и связи: наушниками, подключаемыми к системам информационного обеспечения вокзалов; дисплеями с дублированием изображения информационных табло и звуковых объявлений; техническими средствами экстренной связи с администрацией, доступными тактильному восприятию; прочими специальными системами сигнально-информационного обеспечения.

На железнодорожных вокзалах, где доступ пассажиров с платформ на привокзальную площадь или на противоположную ей селитебную территорию пересекается железнодорожными путями с интенсивностью движения поездов до 50 пар в сутки и скоростью прохождения поездов до 120 км/ч, для перемещения инвалидов на креслах-колясках допускается использовать переходы в уровне рельсов, оборудованные сигнализацией автоматического действия и световыми указателями. На отрезке такого прохода вдоль железнодорожного пути (включая торцевой по отношению к платформе пандус) следует предусматривать защитное ограждение высотой не менее 0,9 м с расположенными на этой же высоте поручнями.

На кромках посадочной стороны перрона следует применять предупредительные сигнальные полосы вдоль краев платформы, а также тактильные наземные указатели для пассажиров с недостатками зрения. На перронах необходимо предусматривать дублирование визуальной информации речевой и звуковой (речевой) информации текстовой информацией.

  • На кромках посадочной стороны перрона следует применять предупредительные сигнальные полосы вдоль краев платформы, а также тактильные наземные указатели для пассажиров с недостатками зрения. На перронах необходимо предусматривать дублирование визуальной информации речевой и звуковой (речевой) информации текстовой информацией.

  • Регистрация билетов и оформление багажа для МГН без сопровождения должна осуществляться при необходимости за специальной стойкой высотой от уровня пола не более 0,85 м. Стойки для заполнения деклараций в аэропортах международных авиалиний должны быть доступны для инвалидов на креслах-колясках.



- В автовокзалах для обслуживания МГН не рекомендуется использование островных перронов. - Перроны для пассажиров должны быть удобны по высоте для посадки/высадки инвалидов на кресле-коляске и с нарушением опорно-двигательного аппарата. - - Перроны, не оборудованные подобными средствами, должны быть приспособлены для использования стационарных или передвижных подъемников для посадки/высадки инвалидов. - В каждом ряду турникетов входа/выхода следует предусматривать не менее одного расширенного прохода для проезда кресла-коляски. Его следует размещать вне зоны контроля проездных билетов, оборудовать горизонтальными поручнями на расстоянии 1,2 м, выделяющими зону перед проходом, а также обозначать специальной символикой.



В аэровокзалах в посадочных галереях с уровня второго этажа через каждые 9 м следует предусматривать горизонтальные площадки для отдыха размером не менее 1,5x1,5 м. При посадке в самолет с уровня земли для подъема или спуска (высадки) МГН следует предусматривать специальное подъемное устройство: амбулаторный автолифт (амбулифт) и т.п.

  • В аэровокзалах в посадочных галереях с уровня второго этажа через каждые 9 м следует предусматривать горизонтальные площадки для отдыха размером не менее 1,5x1,5 м. При посадке в самолет с уровня земли для подъема или спуска (высадки) МГН следует предусматривать специальное подъемное устройство: амбулаторный автолифт (амбулифт) и т.п.

  • На аэровокзалах рекомендуется предусматривать помещение для специальной службы сопровождения и помощи инвалидам и другим МГН, а также зону хранения малогабаритных колясок, используемых для обслуживания инвалидов при прохождении регистрации, контроля, досмотра и в полете.






Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница