«Государственное регулирование рыночной экономики и право»



Скачать 287.91 Kb.
Дата29.11.2019
Размер287.91 Kb.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение



высшего образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ


ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – филиал РАНХиГС
Факультет: _________________________________________________________________

Кафедра ___________________________________________________________________

Направление подготовки / специальность: _______________________________________

___________________________________________________________________________

(код, наименование)

Направленность (профиль) / специализация: _____________________________________



___________________________________________________________________________


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


по дисциплине:

Криминалистика______________________________________

на тему:

«Государственное регулирование рыночной экономики

и право»______________________________________________






















АВТОР







Обучающийся _______ курса группы __________







______________________ формы обучения
















_____________ _____________________________







(подпись) (фамилия, инициалы)
















РУКОВОДИТЕЛЬ







___________________________________________







(ученая степень, ученое звание)







оценка ____________________________________







«_____» __________________ 20____ г.







(дата защиты)







_____________ _____________________________







(подпись) (фамилия, инициалы)

Нижний Новгород, 2019 г.



Содержание
Введение 3

1. Регулирование предпринимательской деятельности как функция

государства 4

2. Основные задачи и принципы государственного регулирования

предпринимательства 6

3. Средства, формы и методы государственного регулирования

предпринимательства 9

4. Система требований, предъявляемых к предпринимательской

деятельности 11

5. Право и обеспечение интересов государства, общества и граждан

в условиях рыночной экономики 13

6. Государственный контроль за осуществлением предпринимательской

деятельности 16

Заключение 19

Библиографический список 21


Введение

Экономика является объектом государственно-правового воздействия с момента, когда появилось государство. Воздействие государства на экономику очевидно. Если право воздействует на экономику как бы изнутри и является оптимальной формой рыночной экономики, то государство обеспечивает внешние условия ее функционирования. Таким образом, право, экономика и политика государства тесно связаны между собой, а исследование вопросов государственного регулирования рыночной экономики являются актуальными и значимыми.

Цель контрольной работы заключается в закреплении и систематизации полученных теоретических знаний по вопросам государственного регулирования рыночной экономики.

Задачи контрольной работы заключаются в следующем:



  1. охарактеризовать государственную функцию регулирования предпринимательской деятельности;

2) рассмотреть основные задачи и принципы государственного регулирования предпринимательства;

3) определить средства, формы и методы государственного регулирования предпринимательства;

4) изучить систему требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности;

5) определить соотношение права и обеспечения интересов государства, общества и граждан в условиях рыночной экономики;

6) рассмотреть вопросы осуществления государственного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности.

Теоретической основой проведенного исследования являются работы авторов: Е.Г. Афанасьевой, В.С. Белых, Т.А. Скворцовой и других ученых.



Для решения поставленных задач использовались методы формальной логики и системного анализа, а также научно-поисковый метод.

1. Регулирование предпринимательской деятельности

как функция государства

В современных условиях, когда в сфере экономики повторяются кризисные явления, становится очевидной необходимость государственного воздействия в различных сферах экономической деятельности. Без участия государства невозможно достигнуть поставленных перед российским государством и обществом целей и задач модернизации российской экономики, решить сложные инвестиционные и инновационные задачи, обеспечить безопасность, а также реализацию социальных функций1.

Как отмечает В.С. Белых «место и роль государства в экономике каждой страны определяется эффективностью применяемых им мер, методов и средств регулирования, с помощью которых решаются социально-экономические и иные задачи»2.

Государство как важнейший публично-правовой институт выполняет в интересах общества ряд функций. Согласно устоявшемуся мнению государственно-правовое регулирование экономики воспринимается как одно из проявлений (функций) государственного управления. Основной смысл и его содержание заключаются в установлении и обеспечении государством общих правил поведения (деятельности) субъектов общественных отношений и корректировке их в зависимости от изменяющихся условий.

Однако только этим не исчерпывается данная функция государственного управления. Она включает в себя также всесторонний контроль за выполнением требований, содержащихся в нормах права, регулирующих те или иные общественные отношения; координацию и установление общего направления деятельности участников соответствующих отношений; всестороннюю защиту их законных интересов и прав; определение и нормативное закрепление приоритетов в проводимой в сфере экономики государственной политике; установление порядка заключения государственных контрактов (договоров), порядка регистрации, лицензирования и т.п.

В свою очередь, одним из проявлений государственно-правового регулирования экономики является регулирование предпринимательской деятельности.

По определению Т.А. Скворцовой «государственное регулирование предпринимательской деятельности – это деятельность государства в лице его органов, направленная на реализацию государственной экономической политики. Объективная необходимость государственного регулирования рыночных отношений основывается на ограниченности возможностей рыночной экономики в производстве общественных товаров, что и является основным побудительным мотивом в деятельности государства в сфере экономики»3.

Взаимодействие предпринимателей, их сообществ и государства представляет собой интегрирование частного и публичного правовых начал, обеспечение общегосударственных интересов и интересов отдельной личности, направленное, как указывает Ю.С. Буркова, «на обеспечение общего блага, социальных ориентиров, являющегося стимулятором в перераспределении материальных ресурсов, оказывающего финансовую поддержку таким объединениям, действие в интересах социума»4.

В целом можно определить, что регулирование предпринимательской деятельности относится к числу важнейших функций государства в условиях рыночных отношений. Оно направлено на упорядочение экономических (предпринимательских) отношений в целях защиты как публичных, так и частных интересов их участников и представляет собой разновидность управленческой деятельности в лице соответствующих уполномоченных органов.

2. Основные задачи и принципы государственного регулирования

предпринимательства

Государственное регулирование предпринимательской деятельности способствует не только созданию оптимальных условий осуществления предпринимательства, но и направлено на повышение уровня социально-экономического развития страны. В данном аспекте И.М. Минчаков подчеркивает, что «целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда, и получение от этого оптимальных выгод»5.

Исходя из указанной цели, можно сформулировать следующие задачи государственного регулирования предпринимательства:

1) разработка, принятие и контроль законодательства, обеспечивающего правовую основу и защиту интересов предпринимателей;

2) повышение эффективности государственного регулирования и снижение соответствующих издержек;

3) ослабление прямых форм вмешательства и бюрократического контроля над деятельностью предприятий;

4) создание условий для свободной и добросовестной конкуренции на рынке, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках, контроль над соблюдением правил конкуренции;

5) обеспечение товарно-денежного и бюджетного равновесия посредством финансовой, налоговой, процентной политики и управления денежной эмиссией;

6) сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно-инвестиционной и научно-технической политики;

7) содействие долговременному росту накопления капиталов и стабильному развитию, сдерживание инфляции экономическим путем, снятие ограничений административного регулирования хозяйственной сферы деятельности;

8) обеспечение свободного передвижения рабочей силы и соблюдения норм трудового законодательства, регулирование частного найма и порядка оплаты труда;

9) поддержание социального равновесия и приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов6.

Государственное регулирование предпринимательства осуществляется в соответствии с общими началами, которые называются принципами и соответствуют общим правилам государственного управления. В частности, в систему принципов государственного регулирования предпринимательства входят:

а) принцип законности. Он выражается в том, что меры государственного регулирования предпринимательства соответствуют действующему законодательству и принимаются в установленном законом порядке;

б) принцип целесообразности. Заключается в том, что государственное регулирование предпринимательства должно использоваться только в том случае, когда с его помощью могут быть решены те или иные проблемы в сфере предпринимательской деятельности, и когда положительный эффект от такого регулирования очевиден;

в) принцип справедливости. Выражается в том, что нормы права закрепляют равенство субъектов предпринимательской деятельности перед законом, а также в соответствии объема регулирующего воздействия характеру правонарушения, в их соразмерности;

г) принцип взаимной ответственности государства и хозяйствующих субъектов. В данном случае основным субъектом обеспечения безопасности хозяйствующих субъектов является государство, осуществляющее свои функции через систему законодательных, исполнительных и судебных органов. Государство должно не только обеспечивать, но и гарантировать безопасность хозяйствующих субъектов. В настоящее время ключевыми являются положения ст. 35 Конституции РФ, согласно которой право частной собственности охраняется законом; каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда; право наследования гарантируется7. Кроме того, Конституция РФ устанавливает единое экономическое и правовое пространство в стране. Конституционные положения нашли свое развитие в комплексе нормативных актов, устанавливающих государственное регулирование предпринимательства. В их числе:

- Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности8;

- Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля9;

- Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации10 и другие.



3. Средства, формы и методы государственного регулирования

предпринимательства

Средства государственного воздействия на предпринимательскую деятельность весьма разнообразны. Исходя из их целевого назначения, можно выделить следующие группы таких средств:

1) правовые средства государственного регулирования. В их числе: договор, имущественная ответственность и др. Такие средства широко применяются не только во взаимоотношениях между субъектами предпринимательской деятельности, но и при государственном регулировании экономики и предпринимательской деятельности. Основополагающее значение здесь имеет Гражданский кодекс РФ;

2) средства административного регулирования. Они включают: лицензирование; обязательные предписания совершения каких-либо действий; запрещение конкретных действий; регистрация определенных действий; установление квот и других ограничений; применение мер административного принуждения; применение материальных санкций; выдача государственных заказов; контроль и надзор и т.д. Это меры обязательны для всех участников предпринимательской деятельности;

3) экономические средства государственного регулирования, к которым относятся прогнозирование и планирование. При этом государственное прогнозирование социально-экономического развития РФ представляет собой систему научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития РФ, основанных на законах рыночного хозяйства. Планирование представляет собой деятельность государства в лице его органов управления, а также субъектов экономической деятельности по разработке планов, представляющих собой последовательность действий, согласованных по целям и ресурсам и направленных на достижение определенного конечного результата;

4) система налогообложения, налоги. Влияние системы налогообложения на предпринимательскую деятельность способно как стимулировать, так и замедлять или вообще прекращать отдельные ее виды. Налоги – это основной источник формирования бюджета, посредством которого осуществляется реализация социально-экономических функций.

Формы регулирования предпринимательства включают линейное (прямое) и функциональное (косвенное) управление. С помощью линейного управления регулируются такие важные сферы, как железнодорожный транспорт; энергетика; связь; космические исследования и т.п. Функциональное управление осуществляется через: антимонопольное законодательство; законодательство о качестве продукции; законодательство о инвестициях и финансировании; налоговое законодательство и т.д.

Методы государственного воздействия на экономику подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые методы государственного регулирования связаны с использованием административных средств воздействия на экономические отношения, которые характеризуются непосредственным властным воздействием государственных органов на регулируемые отношения и поведение соответствующих субъектов. При этом используются как меры убеждения, так и меры принуждения. К прямым методам государственного регулирования относятся, например, государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности и т.д.

Косвенные методы государственного регулирования основываются на экономических средствах воздействия на регулируемые отношения со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности, они отражаются на поведении участников экономических отношений путем создания условий, влияющих на мотивацию должного поведения посредством материальных стимулов, таких как материальное поощрение и ответственность. К экономическим средствам относятся прежде всего средства денежно-кредитной и бюджетной политики, косвенное планирование, инструменты ценообразования и др.



4. Система требований, предъявляемых к предпринимательской

деятельности
Требования, которые предъявляются к предпринимательской деятельности, содержатся в различных нормативно-правовых актах.

Самым первым требованием для осуществления предпринимательской деятельности является государственная регистрация юридического лица или индивидуального предпринимателя. Так, в соответствии со ст. 23 Гражданского кодекса РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением случаев, предусмотренных законом, а в соответствии с п. 1 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц11.

Порядок такой регистрации установлен Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»12.

Для осуществления предпринимательской деятельности необходимо открыть счет в банке, зарегистрироваться в ПФР, ФФОМС, Росстате, ФСС.

Другим важным требованием является получение лицензии на определенные виды предпринимательской деятельности в соответствии с Федеральным законом от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»13. Лицензированию подлежит, например, деятельность кредитных организаций, деятельность по производству этилового спирта, страховая, энергосбытовая и другая деятельность.

 В процессе осуществления предпринимательской деятельности хозяйствующие субъекты должны соблюдать нормы природопользования, санитарии, требования технических стандартов, ведения бухгалтерского учета, требования пожарной безопасности и др. Также необходимо выполнять финансовые обязательства перед государством посредством уплаты налогов и неналоговых платежей, представлять налоговую, бухгалтерскую и статистическую отчетность и др. Так, например, ведение бухгалтерского учета регламентируется Федеральным законом от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»14. Уплата налогов субъектами предпринимательской деятельности регламентируется Налоговым кодексом РФ15.

В целом все требования можно подразделить на группы:

- обязательные для всех субъектов предпринимательской деятельности (например, регистрация, подтверждение безопасности товара в установленном порядке и т.д.);

- обязательные только для определенной категории юридических лиц (например, для унитарных предприятий, организаций-монополистов, включая работающих в условиях естественной монополии);

- обязательные для субъектов, занимающихся определенными видами деятельности (кредитные организации, страховщики);

- обязательные только для индивидуальных предпринимателей (например, запрет заниматься профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг, обязанность платить налог на доходы физических лиц).



5. Право и обеспечение интересов государства, общества и граждан

в условиях рыночной экономики
Соотношение государственной политики, права и экономики при различных социальных системах является различным. В теоретической литературе условно выделяется три группы социальных систем, при которых соотношение государственной политики, права и экономики выглядит по-разному: системы, в которых полностью или почти полностью отсутствуют традиционные рыночные элементы; системы с зарождающимися рыночными отношениями, идущие по пути становления рыночных институтов; системы с высокоразвитой рыночной экономикой. Если в социально-политических системах с высокоразвитыми рыночными отношениями преобладает косвенное вмешательство государства в экономику путем правового регулирования деятельности негосударственных органов и организаций – юридических лиц, то в социально-политических системах со слаборазвитыми или вообще неразвитыми рыночными отношениями в силу объективных и субъективных причин доминирует прямое государственное вмешательство в экономику, преобладают различные формы непосредственной деятельности государства в сфере экономики.

В целом соотношение государственной политики, права и экономики выражается в том, что государство обеспечивает внешние условия функционирования экономики. В данном аспекте можно сделать ряд выводов.

Во-первых, одной из внешних функций государства является функция обороны или защиты страны от нападения извне. Тем самым государство охраняет экономическое пространство внутри страны.

Во-вторых, государство обеспечивает единство и стабильность общества в условиях его структурного расслоения. При этом внутреннее единство и стабильность общества являются необходимой предпосылкой нормального функционирования и развития экономики.

В-третьих, государство является субъектом экономических отношений. Оно выполняет экономическую функцию. Эта функция выражается в выработке и координации государством стратегии и тактики экономического развития страны, с тем, чтобы экономика страны развивалась в наиболее оптимальном режиме. Если говорить более конкретно, экономическая деятельность государства проявляется в установлении налогов, выдаче кредитов, инвестиций, определении льгот для некоторых субъектов хозяйственной жизни, выработке программ экономического развития и т.п. Все это получает закрепление в массе нормативно-правовых актов, принимаемых государственными органами различных уровней - федеральными, региональными, а также органами местного самоуправления, которые взаимодействуют с государственными по многим вопросам, в том числе по вопросам экономического развития.

В-четвертых, государство создает правовые основы рынка, т.е. разрабатывает определенные нормы для хозяйствующих субъектов, принимает меры по борьбе с монополизмом, стимулирует предпринимательскую деятельность, охраняет права потребителей и др.

В-пятых, государство осуществляет непосредственное управление отдельными предприятиями, некоторыми особо важными отраслями народного хозяйства (энергетика, связь, атомная, оборонная промышленность, космонавтика, информатика и т.п.). Здесь государство выступает собственником средств производства, производителем материальных благ. При этом следует отметить, что если воздействие государства на экономику становится чрезмерным и негативным, то это мешает свободному функционированию и развитию экономики. Крайним проявлением негативного воздействия государства на экономику является ее огосударствление. Тогда государство становится основным собственником на средства производства и берет на себя управление хозяйством. Соотношение государства и экономики также во многом зависит и от того, какая идеология преобладает в государстве.

К.И. Бережнова справедливо отмечает, что «государство должно охранять публичные и частные интересы граждан. В зависимости от этих интересов выстраивать грамотную экономическую стратегию, осуществляя экономическую функцию по таким приоритетным направлениям как:

- формирование государственного бюджета;

- обеспечение безопасности и обороны страны;

- защита окружающей среды;

- устранение безработицы;

- защита от монополизма;

- соблюдение правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранном инвестировании»16.

Процесс взаимосвязи и взаимообусловленности государственной политики, права и экономики нельзя представить в упрощенном виде, как некий прямолинейный процесс. Это весьма сложный, многосторонний процесс, на который оказывают влияние не только экономические, но и политические, правовые, духовные, идеологические, национальные, этнические и многие другие, выходящие за рамки прямых взаимоотношений государства, права и экономики, факторы. Обратное воздействие государства на экономику играет при этом чрезвычайно важную роль. Государственно-правовое регулирование экономики является одним из проявлений (функций) государственного управления. Основной смысл и его содержание заключаются в установлении и обеспечении государством общих правил поведения (деятельности) субъектов общественных отношений и корректировке их в зависимости от изменяющихся условий.

6. Государственный контроль за осуществлением

предпринимательской деятельности
Одной из форм реализации государственной власти является государственный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности. По определению Т.А. Скворцовой «государственный контроль в сфере предпринимательской деятельности представляет собой систему проверки и наблюдения за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями требований нормативных актов при осуществлении предпринимательской деятельности»17.

Виды контроля различаются в зависимости от оснований его классификации. Так, объем проверяемой деятельности позволяет выделить общий контроль и специальный контроль. К специальному может быть отнесен, например, валютный контроль, налоговый контроль, бюджетный контроль и др. В зависимости от стадии контроля и цели проверки выделяют предварительный, текущий и последующий контроль. Предварительный контроль имеет своей целью предупреждение и профилактику соблюдения параметров предпринимательской деятельности. Текущий контроль преследует цель оценки реально осуществляемой предпринимательской деятельности. Последующий контроль предполагает проверку исполнения тех или иных решений государственных органов в сфере предпринимательской деятельности и соответствующих результатов.

В зависимости от того, кем осуществляется контроль, и характера полномочий контролирующих органов выделяются: контроль Президента РФ; контроль органов законодательной (представительной) власти; контроль органов исполнительной власти; контроль органов судебной власти.

Все виды контроля влияют на предпринимательскую деятельность.

В целях защиты прав и законных интересов предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля был принят Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»18. Этот закон устанавливает:

- порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

- порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;

- права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;

- права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

Закон закрепляет важные принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), к числу которых относятся:

1) преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;

2) презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

3) открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении контроля;

4) проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц и др.

Данным законом установлен порядок проведения плановых и внеплановых проверок, которые могут проводиться в форме документарной или выездной проверок.

Вред, причиненный юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю вследствие действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) при проведении государственного контроля (надзора), признанных в порядке, установленном законодательством РФ, неправомерными, подлежит возмещению.

Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) осуществляется в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

В целом можно заключить, что система государственного контроля предпринимательской деятельности способствует соблюдению установленных требований хозяйствующими субъектами и оптимальному развитию экономических отношений. В свою очередь, перед государством стоит задача четкой организации системы такого контроля.




Заключение

В результате рассмотрения вопросов контрольной работы было установлено, что в современных условиях хозяйствования без участия государства невозможно достигнуть поставленных перед российским государством и обществом целей и задач модернизации российской экономики, решить сложные инвестиционные и инновационные задачи, обеспечить безопасность, а также реализацию социальных функций. Таким образом одним из проявлений государственно-правового регулирования экономики является регулирование предпринимательской деятельности.

К числу задач государственного регулирования предпринимательства относится: разработка, принятие и контроль законодательства, обеспечивающего правовую основу и защиту интересов предпринимателей; повышение эффективности государственного регулирования и снижение соответствующих издержек; ослабление прямых форм вмешательства и бюрократического контроля над деятельностью предприятий и др. Регулирование предпринимательства осуществляется в соответствии с принципами: законности; целесообразности; справедливости; принцип взаимной ответственности государства и хозяйствующих субъектов.

Средства государственного воздействия на предпринимательскую деятельность разнообразны. В их числе: правовые средства; средства административного регулирования; экономические средства, а также система налогообложения и налоги. Формы регулирования предпринимательства включают линейное (прямое) и функциональное (косвенное) управление. Методы государственного воздействия на экономику, в свою очередь, подразделяются на прямые и косвенные.

Требования, которые предъявляются к предпринимательской деятельности, содержатся в различных нормативно-правовых актах. В их числе: Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Федеральный закон от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Налоговый кодекс РФ и другие акты.

Соотношение государственной политики, права и экономики при различных социальных системах является различным. Если в социально-политических системах с высокоразвитыми рыночными отношениями преобладает косвенное вмешательство государства в экономику путем правового регулирования деятельности негосударственных органов и организаций – юридических лиц, то в социально-политических системах со слаборазвитыми или вообще неразвитыми рыночными отношениями в силу объективных и субъективных причин доминирует прямое государственное вмешательство в экономику, преобладают различные формы непосредственной деятельности государства в сфере экономики. В условиях рыночной экономики государство должно охранять публичные и частные интересы граждан, осуществляя экономическую функцию по таким приоритетным направлениям как: формирование государственного бюджета; обеспечение безопасности и обороны страны; защита окружающей среды; устранение безработицы; защита от монополизма; соблюдение правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранном инвестировании.

Одной из форм реализации государственной власти является государственный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности, который способствует соблюдению установленных требований хозяйствующими субъектами и оптимальному развитию экономических отношений.

Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс] : федер. закон от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ : принят Гос. Думой 21 окт. 1994 г. [с изм. и доп. по сост. на 01.10.2019 г.]. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс». – Загл. с экрана (дата обращения 23.10.2019).

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс] : федер. закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ : принят Гос. Думой 16 июля 1998 г. : одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 г. : [с изм. и доп. по сост. на 29.09.2019 г.]. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс». – Загл. с экрана (дата обращения 23.10.2019).

4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс] : федер. закон от 5 авг. 2000 г. № 117-ФЗ : принят Гос. Думой 19 июля 2000 г. : одобрен Советом Федерации 26 июля 2000 г. : [с изм. и доп. по сост. на 29.09.2019 г.]. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс». – Загл. с экрана (дата обращения 23.10.2019).

5. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [Электронный ресурс] : федер. закон от 8 авг. 2001 г. № 129-ФЗ : принят Гос. Думой 13 июля 2001 г. : одобрен Советом Федерации 20 июля 2001 г. : [с изм. и доп. по сост. на 27.12.2018 г.]. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс». – Загл. с экрана (дата обращения 23.10.2019).

6. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности [Электронный ресурс] : федер. закон от 8 дек. 2003 г. № 164-ФЗ : принят Гос. Думой 21 нояб. 2003 г. : одобрен Советом Федерации 26 нояб. 2003 г. : [с изм. и доп. по сост. на 01.05.2019 г.]. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс». – Загл. с экрана (дата обращения 23.10.2019).

7. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля [Электронный ресурс] : федер. закон от 26 дек. 2008 г. № 294-ФЗ : принят Гос. Думой 19 дек. 2008 г. : одобрен Советом Федерации 22 дек. 2008 г. : [с изм. и доп. по сост. на 02.08.2019 г.]. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс». – Загл. с экрана (дата обращения 23.10.2019).

8. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 28 дек. 2009 г. № 381-ФЗ : принят Гос. Думой 18 дек. 2009 г. : одобрен Советом Федерации 25 дек. 2009 г. : [с изм. и доп. по сост. на 25.12.2018 г.]. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс». – Загл. с экрана (дата обращения 23.10.2019).

9. О лицензировании отдельных видов деятельности [Электронный ресурс] : федер. закон от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ : принят Гос. Думой 22 апр. 2011 г. : одобрен Советом Федерации 27 апр. 2011 г. : [с изм. и доп. по сост. на 02.08.2019 г.]. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс». – Загл. с экрана (дата обращения 23.10.2019).

10. О бухгалтерском учете [Электронный ресурс] : федер. закон от 06 дек. 2011 г. № 402-ФЗ : принят Гос. Думой 22 нояб. 2011 г. : одобрен Советом Федерации 29 нояб. 2011 г. : [с изм. и доп. по сост. на 26.07.2019 г.]. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс». – Загл. с экрана (дата обращения 23.10.2019).

11. Белых, В.С. Государственное регулирование предпринимательской деятельности в РФ / В.С. Белых // Российский юридический журнал. – 2007. – № 1. – С. 39-47.
12. Бережнова, К.И. Государственное регулирование рыночной экономики и право / К.И. Бережнова, Т.Х. Хо // Молодой ученый. – 2015. – № 9. – С. 821-823.

13. Буркова, Ю.С. Взаимодействие органов публичной власти и предпринимательских сообществ: современный опыт / Ю.С. Буркова // Безопасность бизнеса. – 2017. – № 1. – С. 20-24.

14. Корпоративное право: учебник / Е.Г. Афанасьева, В.Ю. Бакшинскас, Е.П. Губин и др.; отв. ред. И.С. Шиткина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: КНОРУС, 2015. – 1080 с.

15. Минчаков, И.М. Основные задачи и принципы государственного регулирования предпринимательской деятельности / И.М. Минчаков // Вестник ТГУ. – 2010. – Выпуск 1 (81). – С. 42-47.

16. Скворцова, Т.А. Предпринимательское право: учебное пособие / Т.А. Скворцова, М.Б. Смоленский; под ред. Т.А. Скворцовой. – М.: Юстицинформ, 2014. – 402 с.

17. Харченко, К.И. К вопросу о государственном регулировании предпринимательской деятельности / К.И. Харченко, Е.А. Бреусова // Аллея науки. – 2017. – № 15. – С. 473-476.



18. Ширишова, Е.С. Основные направления и инструменты государственного регулирования предпринимательской деятельности / Е.С. Ширишова, И.А. Пилипенко, Н.Н. Лыткин // Современные проблемы права, экономики и управления. – 2019. – № 1 (8). – С. 144-151.

1 Корпоративное право: учебник / Е.Г. Афанасьева, В.Ю. Бакшинскас, Е.П. Губин и др.; отв. ред. И.С. Шиткина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: КНОРУС, 2015. С. 641.

2 Белых, В.С. Государственное регулирование предпринимательской деятельности в РФ / В.С. Белых // Российский юридический журнал. – 2007. – № 1. – С. 39.

3 Скворцова, Т.А. Предпринимательское право: учебное пособие / Т.А. Скворцова, М.Б. Смоленский; под ред. Т.А. Скворцовой. – М.: Юстицинформ, 2014. С. 301.

4 Буркова, Ю.С. Взаимодействие органов публичной власти и предпринимательских сообществ: современный опыт / Ю.С. Буркова // Безопасность бизнеса. – 2017. – № 1. – С. 20-24.

5 Минчаков, И.М. Основные задачи и принципы государственного регулирования предпринимательской деятельности / И.М. Минчаков // Вестник ТГУ. – 2010. – Выпуск 1 (81). – С. 42.


6 Минчаков, И.М. Основные задачи и принципы государственного регулирования предпринимательской деятельности / И.М. Минчаков // Вестник ТГУ. – 2010. – Выпуск 1 (81). – С. 43.

7 Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.

8 Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности [Электронный ресурс] : федер. закон от 8 дек. 2003 г. № 164-ФЗ : принят Гос. Думой 21 нояб. 2003 г. : одобрен Советом Федерации 26 нояб. 2003 г. : [с изм. и доп. по сост. на 01.05.2019 г.]. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс». – Загл. с экрана (дата обращения 23.10.2019).

9 О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля [Электронный ресурс] : федер. закон от 26 дек. 2008 г. № 294-ФЗ : принят Гос. Думой 19 дек. 2008 г. : одобрен Советом Федерации 22 дек. 2008 г. : [с изм. и доп. по сост. на 02.08.2019 г.]. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс». – Загл. с экрана (дата обращения 23.10.2019).

10 Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 28 дек. 2009 г. № 381-ФЗ : принят Гос. Думой 18 дек. 2009 г. : одобрен Советом Федерации 25 дек. 2009 г. : [с изм. и доп. по сост. на 25.12.2018 г.]. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс». – Загл. с экрана (дата обращения 23.10.2019).

11 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс] : федер. закон от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ : принят Гос. Думой 21 окт. 1994 г. [с изм. и доп. по сост. на 01.10.2019 г.]. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс». – Загл. с экрана (дата обращения 23.10.2019).

12 О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [Электронный ресурс] : федер. закон от 8 авг. 2001 г. № 129-ФЗ : принят Гос. Думой 13 июля 2001 г. : одобрен Советом Федерации 20 июля 2001 г. : [с изм. и доп. по сост. на 27.12.2018 г.]. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс». – Загл. с экрана (дата обращения 23.10.2019).

13 О лицензировании отдельных видов деятельности [Электронный ресурс] : федер. закон от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ : принят Гос. Думой 22 апр. 2011 г. : одобрен Советом Федерации 27 апр. 2011 г. : [с изм. и доп. по сост. на 02.08.2019 г.]. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс». – Загл. с экрана (дата обращения 23.10.2019).


14 О бухгалтерском учете [Электронный ресурс] : федер. закон от 06 дек. 2011 г. № 402-ФЗ : принят Гос. Думой 22 нояб. 2011 г. : одобрен Советом Федерации 29 нояб. 2011 г. : [с изм. и доп. по сост. на 26.07.2019 г.]. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс». – Загл. с экрана (дата обращения 23.10.2019).

15 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс] : федер. закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ : принят Гос. Думой 16 июля 1998 г. : одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 г. : [с изм. и доп. по сост. на 29.09.2019 г.]. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс». – Загл. с экрана (дата обращения 23.10.2019); Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс] : федер. закон от 5 авг. 2000 г. № 117-ФЗ : принят Гос. Думой 19 июля 2000 г. : одобрен Советом Федерации 26 июля 2000 г. : [с изм. и доп. по сост. на 29.09.2019 г.]. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс». – Загл. с экрана (дата обращения 23.10.2019).


16 Бережнова, К.И. Государственное регулирование рыночной экономики и право / К.И. Бережнова, Т.Х. Хо // Молодой ученый. – 2015. – № 9. – С. 821-823.

17 Скворцова, Т.А. Предпринимательское право: учебное пособие / Т.А. Скворцова, М.Б. Смоленский; под ред. Т.А. Скворцовой. – М.: Юстицинформ, 2014. С. 317.

18 О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля [Электронный ресурс] : федер. закон от 26 дек. 2008 г. № 294-ФЗ : принят Гос. Думой 19 дек. 2008 г. : одобрен Советом Федерации 22 дек. 2008 г. : [с изм. и доп. по сост. на 02.08.2019 г.]. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс». – Загл. с экрана (дата обращения 23.10.2019).


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница