Горбунова Елена Николаевна, учитель русского языка и литература




Скачать 79.63 Kb.
Дата03.06.2016
Размер79.63 Kb.
EXCELSIOR-2012

Секция Журналистика

ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ СЕЛА КАДЫШИ, А ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ?

Тимофеева Ирина, МБОУ «Вурнарская СОШ №2», 10 класс

Научный руководитель:

Горбунова Елена Николаевна, учитель русского языка и литература Вурнарской

СОШ№2

Введение

У каждого из нас есть свой маленький уголок- город, поселок, деревня. Это наша малая Родина, а из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая, великая страна. Для меня малая родина – это поселок Вурнары, который окружает 100 населенных пунктов. Живописных мест вокруг поселка много: красивые леса, поля, берега у реки. Очень красиво у нас в лесу зимой, а особенно осенью. Идешь по лесу, собираешь грибы и замечаешь, как блестит золотым цветом листва и как ветер сорвёт вот-вот листочек у берёзы. И воздух в лесу чистый, свежий. А когда проезжаешь мимо пшеничного поля – видишь, как золотится колос.

Но не всегда радует глаз такая картина. Вокруг поселка можно встретить и необработанные поля, мусорные кучи в лесу и около деревень. Особенно тревожат множество пустующих домов в населенных пунктах района. История малых деревень волнует сегодня каждого здравомыслящего человека. Руководство Минрегионразвития в 2010 году огласило статистику, что, начиная с 1990 года, в России исчезло более 20 000 деревень, т.е. исчезало по 1 000 каждый год.1 Меня также волнует, как же будут развиваться те деревни, которые окружают наш поселок. Цель работы - изучение истории малых деревень. Поставила перед собой такие задачи:


  1. Объяснить происхождение названия деревни.

  2. Проследить историю возникновения села Кадыши, развитие этого населенного пункта и рост его жителей.

  3. Систематизируя собранный материал, обращать внимание к такой серьезной теме, как проблема сохранения и развития села.

В ходе данного исследования проводилась работа с архивными документами, с материалами из личного архива Павлова Германа Павловича, с людьми, которые проживают в селе Кадыши. Изучались документы, которые затрагивают эту проблему.

Основная часть

Кадыши входит в Вурманкасинскую администрацию с 1992 года, с 2006 года – в Вурманкасинское сельское поселение.

В архивных документах Кадыши упоминается с 1859 года (выселок «Озерное-Абызово»). Предположительно в 17 веке туда переселялись из Норусовской стороны. С 1841 года Кадыши в составе Абызовского церковного прихода.

В 1907 году в Кадышах 52 двора, 257 душ, в 1930 – 88 дворов, 445 человек. На 1 января 2004 года – 70 дворов, 158 человек. В селе имеется фельдшерско – акушерский пункт, сельский клуб, магазин. Ведутся работы по газификации. Через деревню проходит асфальтированная дорога. Расстояние до Чебоксар- 102 км, до районного центра – 12 км.2 [стр. 64]. Такие сведения можно получить в «Энциклопедии Вурнарского района».

Откуда же возникло название села Кадыши?

Вот как пишет в своем дневнике Павлов Г.П.: « При слиянии двух оврагов на их сенокосной низине гнездились очень много птиц «коростелей», и они своим пением по утрам и вечерам (карш, карш., карш) привлекали внимание местных жителей, и на основе этого закрепилось за этими оврагами название Карш –Сирма. Надо заметить, что слово «Карш» при разговорной речи произносится не КАРШ, а КАТШ. Впоследствии писари записали так, как слышали. Таким образом, само слово КАРШ происходит от названия птицы коростель (в народе «дергач»), а в литературе про него говорят птичка- невидимка.

Первыми основателями компактного населённого пункта КАТШ-ХАПС были 10 отдельных крестьянских семей, прибывших из разных мест. Этими семьями оказались Иртти, Куриш, Пупирал, Туйка, Туймандер, Ухленке Степан, Мидек, Пикул, Сахвуллай и Ухванди. Из этих десяти семей, по дошедшим до нас рассказам старожилов, прибыли три семьи из местечка «Кивсюрт», а семь переехали со склона оврага «Ухленке», которые жили там далеко разбросанными друг от друга дворами.

Компактный населённый пункт «КАТШ-ХАПС» из десяти дворов мог оформиться только за 5-6 лет (1791-1797гг), так как все вышеперечисленные десять семей не могли в один год, как по команде сняться со своих насиженных мест и обосновать свои дворы на новом месте, куда их приглашал Иртти. Путём кропотливого исследования удалось нам установить так же и площадки, где были сначала застроены дворы первых переселенцев. Свои дворы на новом месте, десять семейств, из числа первых основателей населённого пункта КАТШ-ХАПС заложили уже, соблюдая некоторый порядок на берегу реки Средний Цивиль.3

Во вновь возникшем населенном пункте Катш-Хапс в 1797 году насчитывалось 10 крестьянских дворов с населением 31 человек:

№№


Имена глав семьи (крестьянские дворы)

Количество членов семьи

Откуда прибыли



Иртти(языческое имя)

6

Из Кивсюрт



Куриш

4

-«-



Пупиран

3

-«-



Туйкка

3

Со склона оврага Ухленке



Туймандер

2

-«-



Ухленки

2

-«-






Мидек

3

-«-



Пикул

3

-«-



Саахвулла

2

-«-



Ухванди

3

-«-

Все 10 семей до 1791 года жили в единично разбросанных домах, полуземлянках по лесным полянам, на склонах и на вершинах оврагов и осваивали лесные площади под пашню.

В населенном пункте Катш-Хапс к 1857 году уже насчитывалось 23 крестьянских двора.

К 1907 году количество крестьянских дворов в Катш-Хапс достигло до 52, а в 1930 году-88 дворов.

Потомство первых основателей в разрезе отдельных родов увеличилось и в количественном отношении: потомство Иртти увеличилось 12 раз, Куриша – в 11,2 ; Пупирана- в 8,3; Туйкки-в 33; Туймандера – в 6; Ухленке- в 11 раз; Пиккула – в 18; Сахвуллы – 8,5; Ухванди- 7,3 . Потомство от приемного сына Степана Чудака увеличилась в 17,5 раза.

Жители села Кадыши прошли испытания вместе со всей страной во время Великой Отечественной (сложили головы 58 человек).

После войны зажили спокойно, постепенно восстановился прежний ритм жизни. В 70- 80-х годы деревня развивалась быстрыми темпами. Окружали деревню обработанные поля, сенокосы, пастбища, ухоженные леса. Молодые семьи строили дома, укрепляли и благоустраивали их. Стабильно работал клуб. Там проводились вечера, демонстрировались фильмы, работала библиотека. Люди жили дружно, помогали друг другу и в горе, и в радости, всей деревней собирались на праздники. Об этом красноречиво рассказывает таблица «Рост населения села Кадыши».




Но вот грянула перестройка. Это оказалось похуже войн и революций. Развалился колхоз. Молодежь разъехалась по городам в поисках работы. А те, кто остался, в большинстве своем пропадают от алкоголя. Жилых домов сохранилось немного - 61, а 33 пустуют. Из 137 ныне проживающих - 38 безработных, 23 работающих, 44 пенсионеров. В школу ходят только 10 детей, а детей дошкольного возраста – 11. Эти не утешительные данные сопровождаются тем, что люди перестали уважать и любить то место, в котором они живут, тот воздух, которым они дышат, что в каких-то пятистах метрах от деревни они развели мусорную свалку. Деревня вымирает, а с его исчезновением уходит история, традиции, память.

Есть ли будущее села Кадыши, а значит будущее большинства деревень Вурнарского района? Обнадеживают слова председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике Геннадий Горбунов. России "требуется" программа по возрождению села, убежден он и сообщил, что как раз в данное время ведется работа над программой по устойчивому развитию сельских территорий на 2013-2020 годы, где он является руководителем группы разработчиков "необходимого всем документа". "Итоговый вариант программы будет зависеть от государственной финансовой поддержки. Надеюсь, что больше не повторится историй соразмерных той, когда программа социального развития села до 2012 года была урезана почти на 45 млрд рублей", - отмечает он. По данным парламентария, в России из 180 тысяч сельских населенных пунктов 3 - 4 тысячи исчезают ежегодно, а еще примерно 20 тысяч находятся на грани исчезновения, поскольку их население менее 50 человек.


Политик обратил внимание, что остановить отток людей из села возможно только, создав там комфортные условия проживания и работы. "Села должны быть газифицированы, с хорошими дорогами, с проведенной туда водой. Там должны строиться школы, детские сады, поликлиники, одним словом иметься вся инфраструктура, характерная для городов".4

Заключение

В процессе работы, встречаясь с сельчанами, людьми весьма преклонного возраста, слушая и записывая их рассказы, изучая архивные документы, материалы из личного архива Павлова Г.П., я узнала о версии происхождения названия села Кадыши, как возникло, развивалось оно.

Данная работа имеет большое социологическое значение для нашей местности. Из нее можно больше узнать об истории нашего края, она учит ценить и беречь то, что создано поколениями предков. Учит быть достойными преемниками на своей земле.

Описывать историю сёл – интересное и полезное занятие, ведь в прошлом заложены корни нашей нравственности, духовного богатства. Возвращение к духовному прошлому – это признак душевного возрождения. Эта работа еще раз обращает внимание к такой серьезной теме, как проблема сохранения и развития села. Маленьким селам трудно выжить в наше время. Селу нужна помощь.



Как возродить деревню? Для этого, на мой взгляд, нужно создать перспективы для сельской молодежи: строительство жилья для специалистов; развивать ипотеку не только в городе, но и в селе для молодых семей на приобретение жилья; поддержать сельские клубы и библиотеки в работе с молодежью в обеспечении досуга; создавать спортивные залы и площадки для активного отдыха молодежи; выделять денежные средства на обучение специалистов для села; обеспечение молодежи работой и достойной заработной платой.

Литература:

  1. 17.06.2010: Эхо Москвы, прямой эфир

  2. Иванов В.А. Энциклопедия Вурнарского района.Чебоксары: ГУП ИПК «Чувашия», 2005.-64с.

  3. Из личного архива Павлова Г.П.

  4. http://regions.ru/news/society (Опубликовано 26 июля 2011 )



1 17.06.2010: Эхо Москвы, прямой эфир

2  Иванов В.А. Энциклопедия Вурнарского района. Чебоксары: ГУП ИПК «Чувашия», 2005. - 64с.


3  Из личного архива Павлова Г.П.


4 http://regions.ru/news/society (Опубликовано 26 июля 2011 )




База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница