«главные направления эволюции»




Скачать 90.62 Kb.
Дата03.04.2016
Размер90.62 Kb.
Тема урока:

«ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ».

Учитель химии – биологии Меркулова В.Г.
ЦЕЛЬ: Рассмотреть основные направления эволюционного процесса.

ЗАДАЧИ:


Образовательные:

  1. Дать понятия основных направлений эволюции.

2. Продолжить формирование умений анализировать и делать выводы при

устном развернутом ответе.

Воспитательные:


  1. Формирование примеров ароморфоза, идиоадаптации, дегенерации.

  2. Развитие логического мышления.

Воспитательные:

  1. Формирование материалистического мировоззрения.

  2. Установление причинно-следственных связей.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

  1. Презентация.

  2. Схемы, тесты, коллекции (раздаточный материал).

  3. Учебник биологии 9 класс, под редакцией С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И.Сонина.

План урока:

I.Организационный момент 


II. Этап проверки домашнего задания (повторение)
III. Объяснение нового материала 
IV. Закрепление полученных знаний 
V. Домашнее задание 
VI. Подведение итогов урока

Вступительное слово учителя.

-- Тема нашего урока «Главные направления эволюции»,(запись темы на доске) Откройте тетради, запишите число и тему урока.

-- Давайте определим цели нашего урока.

Подумайте и назовите их, напишите поставленные вами цели на стрелках. (Целеполагание учащихся). 1) пути эволюции

2)процессы происходящие в эволюции

3) развитие(изменения) организмов

Стрелки прикрепляются к теме урока.

-- На доске написаны основные понятия темы, давайте прочитаем их



биологический прогресс

биологический регресс

макроэволюция

ароморфоз

идиоадаптация

дегенерация

Все эти понятия на следующий урок нужно выучить наизусть.

---- Итак, цель определена, но прежде чем мы приступим к рассмотрению вопросов данной темы, нам необходимо вспомнить, что характерно для эволюционного процесса.
Фронтальная работа (слайд №2 – вопросы)

Вопросы

Примерные ответы учащихся

  1. Перевод с латинского понятия – эволюция.

  2. Изоляция.

  3. Движущие силы эволюции.

4.К чему приводит борьба за существование у организмов.

5.«Кто» играет роль естественного отбора в природе.

6.На что направлено действие естественного отбора.

7. Результат действия

естественного отбора.



  1. Развертывание или развитие

(орг мира)

  1. Обособление.

  2. Борьба за существование и естественный отбор на основе наследственной изменчивости.

  3. К увеличению приспособленности.




  1. Условия среды (природа, окружающая среда).

  2. На повышение приспособленности организмов к условиям среды обитания.

  3. Возникновение нового вида





Слово учителя.

-- Давайте рассмотрим, чем будет характеризоваться каждый тип развития, по отношению к популяции и виду в целом, с точки зрения: приспособленности, численности и ареала. Стр 59 Iабз --- (Слайд №3)


Мы очень часто сталкиваемся с понятиями прогресс и регресс в истории, экономике и в других науках. Понятия прогрессивного и регрессивного пути развития применимы и к биологии, в частности к развитию биологического вида. Каково же значение этих терминов?

(работаем с текстом на стр 59)

---Биологический регресс. (прикрепляю табличку на доску) Какую роль он играет в процессе эволюции? (Слайд №4)

 Биологический регресс – низкая численность, сужение ареала, снижение числа групп более низкого ранга. На грани вымирания соболь, гренландский кит, уссурийский тигр, бархатный кот.

Причины:

1.      Вымирание из-за глобальных изменений климата (динозавры, мамонт, шерстистый носорог, пещерный лев).

2.      Истребление человеком (дронт, тарпан, странствующий голубь, зебра квагга, страус моа).

(Слайды №5, 6, 7,8,9)



ВЫВОД: Биологический регресс МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К ВЫМЕРАНИЮ ВИДОВ.

Запишите в тетрадь термин и его значение

--- Биологическая стабилизация (прикрепляю табличку на доску) (Слайд №10,11)

Мощный стабилизирующий отбор способствует сохранению таксонов. Известны многочисленные персистентные формы – "живые ископаемые" (плеченогие, мечехвосты, гаттерия, латимерия, гинкго).

Приведите примеры «живых ископаемых». (Слайд №12,13,14)

ВЫВОД: Биологическая стабилизация ОБЕСПЕЧИВАЕТ СОХРАНЕНИЕ ВИДОВ.

Запишите в тетрадь термин и его значение
А каковы пути достижения биологического прогресса?

Ответ на этот вопрос дает А.Н.Северцов и называет их – основные направления эволюционного процесса.

(Краткая биография А.Н.Северцова) (Слайд №15)
(Слайд №16)


Биологический

прогресс





приспособления

численность

ареал




Биологический

регресс

---Как вы думаете, прогресс или регресс выгоден природе? (ответ: прогресс)

?Признаки биологического прогресса(Слайд №17,18)

(результат успеха в борьбе за существование):

1.    Высокая численность.

2.    Широкий ареал.

3.    Большое число подчинённых систематических групп (вид, род, семейство).

Макроэволюция (Слайд №19)это эволюция крупных систематических групп надвидового ранга.

- Вспомните что такое микроэволюция?

Микроэволюция – это изменение популяций в ходе естественного отбора, ведущее к видообразованию.

Запишите в тетрадь термин и его значение


Пути достижения (Слайд №20)

Ароморфоз Идиоадаптация Дегенерация



  1. Ароморфоз (Слайд №21) Работаем с текстом (стр. 60)

---- Что такое ароморфоз?

(от греческого «айро» - поднимаю, «морфа» - образец, форма) означает усложнение структурно-функциональной организации, поднятие её на более высокий уровень. Ароморфозы не являются приспособлениями к каким-либо специальным условиям среды, они носят более общий характер. Примеры ароморфозов: появление челюстей у позвоночных (переход от пассивного питания к активному), появление сердца у рыб, возникновение жабр и лёгких, разделение артериального и венозного кровотока. Ароморфозы уменьшают зависимость животных от условий существования. Они сохраняются в процессе дальнейшей эволюции и приводят к появлению новых крупных систематических групп.

С ароморфозами юрского периода связано зарождение птиц: чешуя превратилась в перья; появились воздушные мешки и двойное дыхание. Благодаря этому птицы смогли оторваться от земли и освоить воздушные просторы, где обитали летающие членистоногие — хорошая пищевая база.
Таким образом, морфофизиологический прогресс — магистральный путь эволюции органического мира.

Запишите в тетрадь термин и его значение


  1. Идиоадаптация (Слайд №24) Работаем с текстом (стр. 63)

--- Что мы понимаем под словом идиоадаптация?

(от греческого «идиос» - особенность, «»адаптация) – приспособление)  - приспособление к специальным условиям среды, полезное в борьбе за существование, но не изменяющее уровня организации. Появление разнообразных форм птиц, грызунов, копытных. Происходит приспособление к специальным условиям среды.



! Выполнение практического задания

Работа с коллекцией( задания на карточках №1)

Обсуждаем результаты проделанной работы.

Специализация – это крайняя степень приспособления  к очень ограниченным условиям существования (колибри, муравьеды).

Запишите в тетрадь термин и его значение

  1. Общая дегенерация (Слайд №28) Работаем с текстом (стр. 65)

---- Что такое общая дегенерация?

– биологическое процветание достигается с помощью упрощения организации – морфофизиологического регресса (ведёт к исчезновению органов активной жизни – органы чувств, пищеварительная система, упрощение нервной системы). Примером являются все паразиты – черви (чрезвычайно высока плодовитость, наличие кутикулы, защищающей от пищеварительных соков хозяина), растения (атрофируются корни, листья, нередко утрачивается способность к фотосинтезу). Переход к сидячему образу жизни и пассивному питанию (асцидия) также сопровождается упрощением организации.



Запишите в тетрадь термин и его значение

! Выполнение задания по карточкам №2

ВЫВОД: Биологический прогресс обеспечивает необратимый ход эволюции.

Этап закрепления

1.Повторение значения терминов (на доске)

2. Устный диктант. Я буду озвучивать явление, а вы должны сказать, как оно называется.


  1. Появление челюстей у позвоночных. (Ароморфоз)

  2. Покровительственная окраска у животных. (Идиоадаптация)

  3. Отсутствие ног у змей. (Дегенерация)

  4. Уменьшение ареала белых лебедей. (Регресс)

3.Работа по карточкам №3.

Домашнее задание:

стр. 60-66

Поясните значение терминов с помощью текста, приведите примеры.



Ароморфоз

Идиоадаптация

Дегенерация









–– Как вы считаете достигли ли мы цели, поставленной в начале урока. Что вам особенно понравилось? Что у вас вызвало затруднения? Узнали ли вы сегодня что-то новое.

Оценки за сегодняшний урок.

Спасибо за урок, до свиданья. 


Использованная литература:

  1. С.Г. Мамонотов и др. Учебник биология. Общие закономерности 9-й класс. М.: “Дрофа” 2008.

  2. О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова. Поурочные разработки по общей биологии. 9-й класс. М.: “ВАКО” 2009.

  3. № 15/2005 журнала "Биология" издательского дома "Первое сентября".

  4. Основные пути эволюционного процесса (Т.А. Козлова, В.С. Кучменко. Биология в таблицах. М.,2000)

  5. Материалы интернета.

Самоанализ урока.

Тема урока: «Главные направления эволюции».

Цель: рассмотреть основные направления эволюционного процесса

Задачи:

Образовательные:

1 Дать понятия основных направлений эволюции.

Воспитательные:



  1. Формирование примеров ароморфоза, идиоадаптации, дегенерации.

  2. Развитие логического мышления.

Воспитательные:

  1. Формирование материалистического мировоззрения.

  2. Установление причинно-следственных связей.

Оборудование урока: учебники, тетради, таблицы, мультимедиа(презентация).

К уроку был подготовлен раздаточный материал: схемы, тесты, карточки, коллекции насекомых..

Урок изучения нового материала. Это первый урок темы «Биологические последствия адаптации. Макроэволюция.»

Форма урока- комбинированный урок.

Считаю, что урок прошел достаточно эффективно, т.к. удалось достичь поставленных целей урока и активизировать мыслительную деятельность учащихся. Показателем наличия познавательной мотивации учащихся было стремление принять участие в обсуждении вопросов, активной работе на протяжении урока, рефлексия по окончании урока.

Все этапы урока были последовательны и логически связаны, направлены на выполнение задач урока. Структура урока соответствовала уроку – изучения нового материала с элементами обобщения знаний.

I Этап - организационный момент  во время которого учащимися была сформулирована цель урока.


II. Этап проверка знаний учащихся – использовался фронтальный опрос

III Этап - объяснение нового материала при котором использовался частично поисковый метод ( учащиеся осваивали материал с помощью учебника), наглядный метод (использование презентации), беседа, небольшая практическая работа.


IV.Этап - закрепление полученных знаний  здесь использовались задания, которые требовали анализа изученного материала ( решение теста) и знания терминов,

биологический диктант.


На уроке использовались следующие методы работы.

* на этапе опроса учащихся был применен фронтальный метод работы со всем классом, так как было необходимо определить общий уровень знаний учащихся по данной теме. (Индивидуальная работа с учащимися на данном этапе урока менее эффективна, так как важно создать общее «погружение» обучающихся в тему.)

* На этапе изучения нового материала была использована эвристическая беседа с учащимися, нацеленная на получение промежуточной рефлексии фрагмента урока.

* Использовалась индивидуальная работа учащихся с текстом, по характеристике основных направлений эволюции.

* применялась работа в парах при подборе примеров адаптации насекомых, что способствовало повышению мотивации обучения.

Для достижения поставленных целей были использованы средства обучения:

-презентация; - таблицы; - раздаточный материал (схемы, рисунки),коллекция насекомых.

Выставлены оценки за урок.

Домашнее задание

С точки зрения личностно-ориентированного урока, на этом уроке мне удалось создать комфортную обстановку, позволившую учащимся свободно работать на уроке без страха и «зажатости».



Цель урока достигнута, план реализован, расчетное время урока совпало с реальным.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница