Гк РФ дает несколько определений произведения применительно к конкретным его видам, в частности, аудиовизуального произведения




Скачать 94.04 Kb.
Дата05.08.2016
Размер94.04 Kb.
E.A. SVIRIDOVA,

The candidate of jurisprudence, the senior lecturer of chair "Civil law" of Financial university at the Government of the Russian Federation


ABOUT THE CONCEPTION OF THE «COPYRIGHTED WORK»
Civil code of the Russian Federation gives some definitions of copyrighted work with reference to its concrete kinds, in particular, audiovisual work(article 1263), office work (article 1295).

But the legislation is not defined is what to understand as actually «copyrighted work». In article 1259 of Civil code of the Russian Federation contains the description what exactly is the object of the copyright , and what is not the object of the copyright.

The «copyrighted work» represents the result of the creative activity of the physical persons taking direct part in its creation. In this connection it is a necessity to formulate the concept of the creative activity.
Key words: copyrighted work, creativity, creative work, headwork.

Е.А. СВИРИДОВА,

кандидат юридических наук, доцент кафедры «Гражданское право» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
О ПОНЯТИИ «ПРОИЗВЕДЕНИЕ» КАК ОБЪЕКТЕ АВТОРСКОГО ПРАВА
ГК РФ дает несколько определений произведения применительно к конкретным его видам, в частности, аудиовизуального произведения (статья 1263), служебного произведения (статья 1295).

Однако законодательством не определено, что же все-таки следует понимать под собственно «произведением». Вместо этого в статье 1259 ГК РФ дано достаточно пространное описание, что именно является объектом авторского права, а что таким объектом признаваться не может. Произведение представляет собой результат творческой деятельности физических лиц, принимавших непосредственное участие в его сотворении. В связи с этим возникает необходимость сформулировать понятие творческой деятельности.


Ключевые слова: произведение, творчество, творческая деятельность, интеллектуальная деятельность.

Пункт 1 статьи 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) вслед за статьей 6 ранее действовавшего закона «Об авторском праве и смежных правах» в качестве объекта авторских прав называет произведение науки, литературы и искусства. Однако ГК РФ не содержит определения такого понятия, как «произведение». В научной среде разработке понятия произведения придавалось достаточно серьезное значение. По мнению классика цивилистики Г.Ф. Шершеневича, произведение представляет собой продукт духовного творчества, облеченный в письменную или словесную форму и предназначенный к обращению в обществе1. Однако известный ученый писал о литературном произведении, не давая общего понятия.

Отсюда и определение через «духовное творчество», результатом которого выступают объекты авторского права. Той же позиции в определении произведения придерживается А.Я. Канторович, который под «умственным произведением» понимал «не деятельность духа, а продукт этой деятельности, который со своей стороны предназначен к воздействию на человеческий дух»2. Произведение – это результат творческой деятельности автора, его творческого мышления, продукт человеческого мозга. Но мозг человека может производить только нематериальные объекты3.

Наибольшее распространение получило определение произведения, сформулированное В.И. Серебровским. Несмотря на то что В.И. Серебровский давал определение понятия произведения как объекта авторского права, он пришел к определе­нию более широкого понятия – произведения творчества вообще. «Изобретения и рационализаторские предложе­ния, – писал В. Я. Ионас, – могут быть подведены под определение, данное В.И. Серебровским, с таким же правом, как и роман или портрет»1. Согласно мнению В.И. Серебровского, произведение можно было бы определить как совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения2.

ГК РФ дает несколько определений произведения применительно к конкретным его видам, в частности, аудиовизуального произведения (статья 1263), служебного произведения (статья 1295).

Однако законодательством не определено, что же все-таки следует понимать под собственно «произведением». Вместо этого, в статье 1259 ГК РФ дано достаточно пространное описание, что именно является объектом авторского права, а что таким объектом признаваться не может.

Статья 6 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» рассматривала произведение науки, литературы и искусства в качестве резуль­тата творческой деятельности автора, тем самым разделяя произведение как таковое и порождающую его деятельность. Статья 1259 ГК РФ такого упоминания не содержит, но, основываясь на примерном перечне объектов авторских прав, а также на положениях пункта 1 статьи 1227 и пункта 1 статьи 1225 ГК РФ, можно сделать вывод, что нормы главы 70 ГК РФ распространяются на произведение, созданное творческим трудом его автора.

Далеко не во всех случаях творческая деятельность имеет свой результат, ведь, как верно заметил В.Я. Ионас, творчество не всегда завершается созданием произведения3. Эйнш­тейн, например, потратил не одно десятилетие на то, чтобы создать единую теорию поля. Тридцать лет упорного, титанического творческого труда так и не завер­шились построением искомой научной теории1.

Таким образом, приходится констатировать, что творчество и произведение являются двумя взаимосвязанными явлениями, причем первое может существовать без второго. Однако объектом авторского права, согласно логике законодателя, выступает только произведение как результат творческой деятельности, то есть, дабы произведение попало под защиту авторского права, оно должно считаться итогом завершения творческого процесса.

Думается, следует рассматривать понятие «произведение» в качестве объекта правоотношения, в то время как творческая деятельность играет роль юри­дического факта, порождающего правоотношение в области интеллектуальных прав2.

Таким образом, произведение может наличествовать само по себе, не содержа в себе элементов творчества. Произведение представляет собой результат творческой деятельности физических лиц, принимавших непосредственное участие в его сотворении. В связи с этим необходимо сформулировать понятие творческой деятельности.

Основная масса определений творчества и творческой деятельности встречается в энциклопедических словарях. В научной литературе определение творчества дается недостаточно четко. Так, Большая советская энциклопедия содержит следующее определение творчества: творчество – это деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающая общественной значимостью3. Психологический словарь определяет творчество как деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей1. Творчество характеризуют в психоло­гии как «искание и открытие нового, т.е. существенно новых и общих свойств, процессов, вещей, явлений, со­бытий и их взаимоотношений»2.

В качестве правового явления попытки дать определение творчества предпринимались в ряде работ таких ученых, как Б.С. Антимонов, М.А. Гордон, И.А. Грингольц, А.П. Сергеев, Е.А. Флейшиц3.

Первым среди отечественных юристов определение творчества дал В.Я. Ионас. Он представлял творчество как «продуктивное мышление», то есть воспроизводство «неготовых» мыслей без применения правил логики4. В. Я. Ионас различает два вида произведений – творческие и нетвор­ческие. Именно первые составляют объект охраны авторского права. Представляется возможным сделать вывод об определении В.Я. Ионасом творчества как деятельности физических лиц, результат которой заранее не известен не только самому автору, но и третьим лицам.

Таким образом, можно сделать вывод, что существует отличие продуктивного (или творческого) мышления от репродуктивного мышления, то есть воспроизведения готовых, ранее существовавших идей. Ко второму типу мышления относятся случаи, когда человек производит по правилам формальной логики в рефлексивном порядке мыслительные акты и получает при этом заранее детерминированный (предопределённый) результат. Несмотря на то что и при продуктивном, и при репродуктивном мышлении мыслительный процесс может завершаться определенным результатом, только когда результат является следствием продуктивного типа мышления можно говорить о результате творческой деятельности и, соответственно, лишь такой результат подлежит охране со стороны авторского права.

Следует заметить, что в соответствии со статьей 1225 ГК РФ произведения науки, литературы и искусства являются результатами интеллектуальной деятельности. В этой связи возникает необходимость в сопоставлении понятий творческой и интеллектуальной деятельности.

Судебная практика также не дает ответов на вопрос о том, что же следует понимать под творчеством и творческой деятельностью. Судебные органы рассмотрели вопросы о наличии в деятельности авторов признаков творчества лишь в отношении отдельных видов произведений (частей произведения), таких, как программа телепередач, дизайн-макет художественного оформления упаковки, название литературного произведения1. При этом не было раскрыто содержание понятия творчества, как не было сформулировано и признаков, на основании которых можно было бы это творчество определить. А потому до сих пор при наличии спора о предоставлении произведению авторско-правовой охраны суды в каждом конкретном случае вынуждены прибегать к помощи юристов – экспертов в сфере интеллектуальной собственности.

Интеллектуальная деятельность – это рациональная деятельность человеческого сознания, она заключает в себе процесс получения конкретного результата (с помощью доводов рассудка). Творческая деятельность – деятельность, порождающая нечто качественно новое, отличающееся оригинальностью, уникальностью, неповторимостью. Творчество свидетельствует о новизне результата, а не о процессе его достижения. Думается, что понятие интеллектуальной деятельности более широкое по отношению к понятию творческой деятельности, так как может обладать творческим характером и представлять собой лишь рациональный процесс построения логических умозаключений.



Поэтому представляется, что законодатель, определяя произведение как результат интеллектуальной деятельности, подразумевал творческий характер последней. Не случайно в статье 1257 ГК РФ под автором произведения понимается гражданин, творческим трудом которого оно создано, то есть произведение выступает как результат такого творческого труда. На основании вышесказанного, руководствуясь признаками объекта авторского права, содержащимися в статье 1259 ГК РФ, представляется возможным сформулировать понятие произведения как объекта авторского права. Это – результат творческой деятельности физического лица, обладающий объективной новизной и оригинальностью и выраженный в какой-либо объективной форме, допускающей возможность его восприятия.
Библиографический список:


  1. Антимонов Б.С., Флеишиц Е.А. Авторское право. М.: Госюриздат, 1967.

  2. Большая советская энциклопедия. Т. 42. М., 1956. С. 54.

  3. Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернети­кА. М.: Мысль, 1970. С. 51, 52.

  4. Гаврилов Э.П. Авторское право. Издательские договоры. Авторский гонорар. М.: Юрид. лит., 1988. С. 10.

  5. Гордон М.В. Советское авторское право. М.: Госюриздат, 1955.

  6. Ионас В.Я. Критерий творчества в авторском праве и судейской практике. М.: Юридическая литература, 1963.

  7. Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. М.: Юридическая литература, 1972.

  8. Канторович А.Я. Авторское право на литературные, музыкальные, художественные и фотографические произведения. Петроград, 1916.

  9. Кузнецов Б.Г. Эйнштейн. М.: Изд-во АН СССР, 1963. С. 319.

  10. Кузнецов Б.Г. Этюды об Эйнштейне. М.: Наука, 1965. С. 281, 282.

  11. Психология. Словарь. М.: Политиздат. 1990. С. 393.

  12. Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1956. С. 32.

  13. Толстой Ю.К. К теории правоотношения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1959. С. 16.

  14. Шершеневич Г.Ф. Авторское право на литературные произведения. Казань, 1891.



1 Шершеневич Г.Ф. Авторское право на литературные произведения. Казань, 1891.

2 Канторович А.Я. Авторское право на литературные, музыкальные, художественные и фотографические произведения. Петроград, 1916.

3 Гаврилов Э.П. Авторское право. Издательские договоры. Авторский гонорар. М.: Юрид. лит., 1988. С. 10.

1 Ионас В.Я. Критерий творчества в авторском праве и судейской практике. М.: Юридическая литература, 1963.

2 Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1956. С. 32.

3 Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. М.: Юридическая литература, 1972.

1 См.: Кузнецов Б.Г. Эйнштейн. М.: Изд-во АН СССР, 1963. С. 319; Кузнецов Б.Г. Этюды об Эйнштейне. М.: Наука, 1965. С. 281, 282.

2 А.К. Юрченко с полным основанием рассматривает творче­скую деятельность в качестве юридического факта, порождающего изобретательское (а также, с нашей точки зрения, и авторское) правоотношение. См.: Толстой Ю.К. К теории правоотношения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1959. С. 16.

3 Большая советская энциклопедия. Т. 42. М., 1956. С. 54.

1 Психология: Словарь. М.: Политиздат. 1990. С. 393.

2 Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернети­кА. М.: Мысль, 1970. С. 51, 52.

3 См., напр.: Гордон М.В. Советское авторское право. М.: Госюриздат, 1955; Антимонов Б.С., Флеишиц Е.А. Авторское право. М.: Госюриздат, 1967.

4 Ионас В.Я. Критерий творчества в авторском праве и судебной практике. М.: Юридическая литература, 1963. С. 20.

1 См.: Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 сентября 1999 г. № 47 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах"».


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница