Георгий Булыгин Директор Тайшетского районного краеведческого музея



Скачать 262.11 Kb.
Дата21.07.2016
Размер262.11 Kb.
Георгий Булыгин

Директор Тайшетского районного краеведческого музея



Buligin157@yandex.ru


Православные храмы дореволюционной постройки

на территории Тайшетского района.

Активное освоение Сибири русскими казаками-первопроходцами началось в первой половине семнадцатого века. В каждом поставленном ими остроге находилась небольшая походная церковь. Нередко молебен проводил грамотный казак, способный прочитать богослужебные книги. Позже, в селениях, появившихся в пределах сегодняшних административных Тайшетского района, началось строительство храмов. Началом строительства первого православного храма на этой территории считается 29 октября 1754 года. Возведение церквей осуществлялось на средства, собранные прихожанами, на пожертвования купцов и промышленников, а в годы массового переселения крестьян из центральных и западных районов Российской империи, на средства, выделяемые переселенческими управлениями.

В первой половине ХХ века на территории Тайшетского района была прекращена деятельность четырнадцати православных храмов. Закрыты часовни в Кондратьево, Шиткино, Черемхово и молитвенный дом в деревне Талая. Некоторые церкви сожжены в годы гражданской войны вместе с населенными пунктами, а остальные были приспособлены под те или иные производственные помещения и, в конечном итоге, полностью разрушены.

Церковь святых апостолов Петра и Павла

в селе Петропавловском (Чунском).

Первый православный храм на территории Тайшетского района был построен в селе Петропавловском (Чунском), ранее входившем в состав Пенчугской волости Енисейского уезда. Чунский Петропавловский приход открыт в 1754 году по благословению Сильвестра, Митрополита Тобольского и Сибирского, с миссионерской целью для просвещения новокрещенных тунгусов и язычников1. Местность, на которой располагалось селение, издавна была населена представителями этих северных народностей. В 1754 году новокрещенные тунгусы через местного заказчика, протоиерея Д. Безлуцкого, обратились в Тобольскую митрополию с просьбой о строительстве церкви. В ответ на это ходатайство митрополит Тобольский и Сибирский Сильвестр не только дал благословенную грамоту от 29 октября 1754года, но и распорядился выдать для строившейся церкви утварь и ризницу из Енисейского Богоявленского собора. Строительство церкви завершили летом 1755 года. 13 мая 1756 года сельский храм был освящен в честь святых апостолов Петра и Павла. В 1851 году в деревянной однопрестольной церкви был сделан капитальный ремонт: снаружи храм обшили и перекрыли новым тесом, в окна вместо слюды вставили стекла. К местным церковным достопримечательностям относились святой антиминс, подписанный митрополитом Тобольским и Сибирским Сильвестром, и Евангелие с серебряными наугольниками2. В начале ХХ века в приход входили 8 деревень, некоторые из них были отдалены от с.Петропавловского более чем на сто километров (Выдрина в 70 верстах, Березово – 60 верст,Кондратьево-36 верст, Кадарейская – 48 верст, Малеева -90 верст, Яровская – 107 верст, Хая – 128 верст и Федино – 167 верст). Сообщение между деревнями совершалось либо верхом на лошади, либо по реке на лодке, колесных дорог не было3. В связи с этим в деревнях Выдрина, Кондратьево, Ярково, Федино, Березовой и Малеево были построены небольшие часовни и молитвенные дома. Штатный причт состоял из священника и псаломщика с жалованием от казны в 1917 году 525 рублей в год и ругой от прихожан 320 пудов (Руга - годичное содержание попу и причту от прихода, деньгами, хлебом и припасами, по уговору или по положению). Причтовые дома были, но они были очень холодные. Имелась церковная библиотека, церковная летопись велась с 18734. В распоряжении причта находилось 53 десятины пахотной и сенокосной земли, но на период 1917 года причт пользовался фактически только 12 десятинами, а остальная земля, как не приносящая никакого дохода, отдавалась крестьянам под скотный выгон5. Удалось установить имена некоторых служащих Петропавловского прихода:

1863 год – священник Флегонт Ермилович Карпов6;

1865год – священник Михаил Алексеевич Любимцев7;

1911 год – священник Иоан Петров, исполняющий должность псаломщика ??. Ил. Благодатских, церковный староста Василий Иванович Рукосуев8;

1913 год – священник Афанасий Петров, псаломщик (вакансия), церковный староста Василий Иванович Рукосуев9.

В 1910 году в приходе Петропавловской церкви проживало 2127 коренных сибиряков (1040 мужского пола и 1087 женского пола), занимавшихся хлебопашеством и охотой. На 1917 год в деревнях Выдрина, Кондратьево, Ярковской и с.Петропавловском имелись министерские школы. В селе Петропавловском (Чунском) и деревне Кондратьево в 1902 году открыты приходские училища по Уставу 1828года. (По Уставу 1828 года для детей низших сословий создавались одноклассные приходские училища, в которых изучались четыре правила арифметики, чтение, письмо и «закон Божий»).

В1913 году учителем Петропавловского приходского училища был Николай Гордеевич Амельченко, а в Кондратьево обучала крестьянских детей грамоте Апполинария Константиновна Пересторонина. Закон Божий преподавали священники.

К концу двадцатого столетия село Петропавловка исчезло с административной карты Тайшетского района. В районе бывшего населенного пункта сохранились несколько полуразрушенных домов и остатки каменного памятника в виде обломка креста на постаменте. Существует легенда о том, что под этим камнем захоронена жена одного из священников.

В Тайшетском районном краеведческом музее хранится, чудом сохранившийся, язык от колокола Петропавловской церкви.



Церковь Святой Троицы в селе Бирюса.

В селе Бирюсинском (ныне д. Бирюса) церковное здание строилось дважды. Первая церковь была построена в 1761 году московским купцом И.К.Пономаревым. Средства на строительство церкви выделены меценатом в благодарность «за избавления от потопления при переправе через реку Бирюсу». В 1806 году церковь была перенесена в с.Конторка, где впоследствии сгорела от удара молнии. В 1885 году в с.Бирюсинском строится новая однопрестольная деревянная церковь, которая была освящена во имя Святой Троицы. Церковь входила в Николаевский приход (с.Конторка) Енисейской епархии. В 1892 году указом Синода при Троицкой церкви в с.Бирюсинское был открыт самостоятельный приход.10 В апреле 1919 года во время одного из боев в деревне Бирюсе произошел сильный пожар. Из всего селения уцелело только три строения: два дома на окраине села и избушка церковного сторожа. Церковь сгорела вместе со всем селом.

Бирюсинский купец Алексей Михайлович Мамаев проработал церковным старостой в Троицкой церкви более двадцатипяти лет. За многолетнюю добросовестную службу в храме Алексей Михайлович был награжден от Иркутской епархии именной тростью, с которой впоследствии никогда не расставался. В 1919 году, во время отступления из села, партизаны арестовали А.М.Мамаева и забрали с собой. Дальнейшая его судьба не известна.

Василий Федорович Шаравин, после окончания духовной семинарии, начал свой путь священника в Бирюсинской Троицкой церкви.11Позже отец Василий служил в Тайшетском Николаевском храме.


Церковь Святителя и Чудотворца Николая в селе Конторском.

В 1806 году в село Конторка Канского округа Енисейской епархии перевезли церковное здание, построенное в 1761 в селе Бирюсинском на средства московского купца И.К.Пономарева. На новом месте, в селе Конторском, церковь благополучно простояла 56 лет. 13 августа 1862 года, в день празднества в честь Тихона Задонского, этот столетний храм сгорел от удара молнии. Спустя два года, 30 августа 1864 года, на месте сгоревшего храма был заложен новый, с колокольней, «далеко превосходящий красотой и великолепием первый». 13 августа 1866 года, ровно через четыре года после пожара, в присутствии 1200 молящихся, был освящен новый храм во имя Святителя и Чудотворца Николая. Церковь имела великолепный иконостас и иконы отличного письма, выписанные из Москвы.12 29 июня 1891 года, возвращаясь из кругосветного путешествия, будущий Государь Николай Александрович посетил Конторский Николаевский храм и пожертвовал на нужды прихода 100 рублей13. В 1909 году храм в очередной раз сгорел. Впоследствии, до закрытия прихода, служба проводилась в молитвенном доме, временно поставленном после пожара.

В начале ХХ века в Николаевский приход входили деревни Еловая (6 верст), Черемхова (18 верст), Енисейка (12 верст), Придорожная (10 верст), Ново-Николаевка (25 верст) и Черемшанка (25 верст). В 1917 году в приходе была одна часовня, которая находилась в деревне Черемховой14.

На территории прихода находилось три министерских школы. В 1865 – 1866 годах в Конторском сельском училище наставниками были священник Василий Иванович Фениксов и Тимофей Миронович Подкопаев. В 1886 году в селе Конторском открылось приходское училище по Уставу 1828 года.



«Еще до Германской войны Енисейка, Еловое и Конторка построили обществом школу в Конторке. В Конторке была церковь, и мы принадлежали к Конторскому приходу. Батюшкой был сначала отец Петр (до Германской войны), а потом отец Лев – большой, горластый, лет пятидесяти.

Когда построили мост через Суетиху, мне было лет 8-10, были святины (летом 1897г.). Съехался народ со всех деревень Конторской и Тайшетской волости, гулянка, были даже убийства. Поп отец Петр сидел на паровозе, паровоз медленно шел по мосту, а он кропил святой водой»15.

С 1890 по1897год закон Божий в приходском училище преподавал священник отец Петр Анисимов, В 1896 учительницей в Конторском приходском училище была Лидия Михайловна Иванова. В 1907 году закон Божий в Конторском сельском училище продолжал преподавать отец Петр Анисимов, почетным блюстителем училища был Степан Александрович Кулеев, а учителем -Клавдия Ивановна Журина , ее помощником был Яков Михайлович Журин. В 1911 году в состав причта Николаевской церкви входили священник Лев Алексеевич Орлов, исполняющий должность псаломщика Иннокентий Остроумов и церковный староста Николай Ермолаевич Журавлев. Священник Лев Орлов преподавал в местной школе закон Божий, а школьными учителями в 1911 году были Владимир Иванович Суховский и Ольга Георгиевна Панова. В 1913 году состав причта Николаевской церкви по отношению к 1911 году не изменился. Учителями в церковно- приходской школе стали Владимир Иванович Суховский и Зинаида Ивановна Шадрина, закон Божий преподавал священник Лев Алексеевич Орлов. В 1915 году помощницей учителя В.И.Суховского была Ольга Георгиевна Мерзликина. Лев Алексеевич Орлов оставался священником в селе Конторском вплоть до 1925 года. Доказательством тому является метрическая книга с регистрационными записями, сделанными в 1925 году и за подписью священника Льва Орлова. В 1917 году, по материалам выписки из краткого описания приходов Енисейской епархии, причт Конторской Николаевской церкви состоял из священника и псаломщика с жалованием 300 рублей священнику и 100 рублей псаломщику. Церковного дохода за требоисправление получалось до 400 рублей в год. В 1917 году причтовые дома в приходе были, но дом священника пришел в совершенную ветхость так, что священник вынужден был жить в своем собственном доме. Была и церковная земля, но причт пользовался только 10 десятинами сенокоса. Церковного капитала в 1917 году было 246 рублей 65 копеек.

В 1917 году приход состоял из 1106 мужчин и 1147 женщин православного вероисповедания и 3 человек евреев. В настоящее время на месте храма пустырь, на котором растут несколько лиственниц.
Церковь Архангела Михаила в селе Байроновка.

В 1853 году в деревне Байроновка была построена небольшая деревянная приходская церковь, которая была освещена во имя Архангела Михаила. Немного позже, в 1859 году, примерно в шести метрах от церкви была сооружена колокольня. Во время ремонта, произведенного в 1896 году, колокольня была соединена с церковью крытым остекленным переходом. В 1910 году в Михайловском приходе состояли две приписных церкви – Варваринская в селе Новый Акульшет и Троицкая в селе Старый Акульшет. В 1910 году на территории Архангельского прихода проживало 1464 человека, в том числе 1436 крестьянского сословия16.

Архангельский приход относился к Благочинию 1-го округа Нижнеудинского уезда. В приход входили село Баероновское, деревни Ново-Акульшетская, Старо-Акульшетская и деревня Борисово17.
Церковь Святителя Николая Чудотворца в селе Шелаево.

В 1857 году в селе Шелаево был открыт самостоятельный приход. До этого времени селение Шелаево состояло в приходе Петропавловской церкви. Почти четыре года богослужения в Шелаевском приходе совершались в простой крестьянской избе. 29 мая 1860 года в селе Шелаево началось строительство деревянной однопрестольной церкви по проекту «Высочайше утвержденных чертежей для постройки церквей в казенных селениях Восточной и Западной Сибири». Подрядчиком строительства выступал А.Лыков, проживавший в селе Рыбинское. Строительство церкви продолжалось немногим менее года и, 25 мая 1861 она была освещена во имя Святителя Николая Чудотворца. В 1910 году в приход входили четыре деревни старожилов: Пойма, Лапино, Покатей и Соколово, а так же два переселенческих участка: Длинный и Маркелов. Население прихода составляло 1711 человек.18. В 1917 году сообщение между населенными пунктами было удобным. Церковь в приходе Святителя Николая Чудотворца была одна и относилась к первому округу Канского уезда Енисейской епархии. Церковная летопись велась с 1862 года с небольшими перерывами, имелась небольшая церковная библиотека. Штатный притч состоял из священника и псаломщика с жалованием от казны священнику 500 рублей и 200 рублей псаломщику19.

Руги до 1913 года причт получал 348 пудов, в последующие годы прихожане отказались платить ругу. За требоисправления в 1914 получено 270 рублей 10 копеек. Причтовые дома имелись и были в удовлетворительном состоянии. В распоряжении причта находилось 2 десятины церковной усадебной земли и 50 десятин сенокосной. Краткое описание Енисейской епархии за 1917 год гласит о том, что в приходе на тот период проживало 882 человека мужского пола и 829 женского20. Население состояло из коренных сибиряков и переселенцев из Могилевской, Псковской, Витебской, Тамбовской, Орловской и Подольской губерний.

По памятным книгам Енисейской губернии автору удалось установить имена священников, служивших в Шелаевской церкви Святителя Николая Чудотворца.




дата

должность

Ф.И.О.

1863 год

Священник

Иоанн Анисимович Субботин

1866 год

Священник

Михаил Алекс. Любимцев

1890 год

Священник

Александр Парьчшев

1905 год

Священник

Георгий Благодатов

1907 год

Священник

Гавриил Суховский

1909 год

Священник

Виталий Мухачев

1911 год

Священник

Александр Ольхович

В 1886 году в Николаевском приходе была открыта церковно-приходская школа. Имена некоторых учителей так же были найдены в памятных книгах Енисейской губернии.




Дата

Зав. школой священник

учитель

Кол-во уч-ся

1905 год

Георгий Благодатов

Капиталина Кулакова

6 м., 3 д.

1907 год

Гавриил Суховский

Львова

9 м., 4 д.

1909 год

Виталий Мухачев

Таисия Гобова




1911 год

Александр Ольхович

Ермолай Данилов















С появлением большого количества добровольных переселенцев из европейской части России, а также политических ссыльных поселенцев, имевших негативное влияние на коренное население, причт Николаевской церкви испытывал некоторые сложности в работе (Руги до 1913 года причт получал 348 пудов, после прихожане отказались платить ругу). Случались разногласия с Канским переселенческим управлением.

В Красноярском краевом архиве сохранились некоторые документы, с помощью которых можно попытаться восстановить картину событий того времени. В качестве примера предлагается одно из сохранившихся писем:

« Декабря 7 дня 1890 года. №6402 Ваше превосходительство, Милостивый Государь. Благочинный протоиерей Иоанн Серебренников рапортом от 3 июля текущего года за №849 доносит о стеснительных и оскорбительных для Щелаевского причта и вредных для Шелаевской церкви деятельность Шелаевского отдельного сельского управления и Канского окружного по крестьянским делам, просит оказать защиту причту и церкви.

Из дела видно 26 января сего года за №36 священник Шелаевской церкви Александр Парьчшев просит покорнейше просить Вас, Милостивый Государь, принять зависящие от Вас меры к тому, чтобы Шелаевскому причту не было притеснений и оскорблений есть Шелаевского отдельного управления и объявить прихожанам Шелаевской церкви неправильность разъяснений закона Канским окружным по крестьянским делам присутствием.

К сему позволю себе присоединить и желание мое, чтобы такие общественные, волостные деятели, как писарь католик и помощник его еврей, не имели права входить или влиять на церковно-приходские дела. Иноверцы, особенно евреи, не могут быть истинными радетелями церковно-приходских интересов по самому вероисповедному принципу своему. Если они допустимы, по чему-либо в качестве вольнонаемных, до общественных дел волости, в этом я не пререкаю по некомпетентности своей, но не могу умолчать, что в темной среде православного русского общества допущение писарей из иноверцев или сектантов к занятию влиятельных, но не ответственных мест в волостных правлениях, едва ли удобно, и сопряжено, думается мне, с немалыми опасностями для темной православной паствы.

Призывая на Вас благословение Божие, с чувствами отличного уважения преданности имею честь быть Вашего Превосходительства, Милостивого государя покорным слугою.

Тихон епископ Енисейский и Красноярский».

Влияние иноверцев на «темную православную паству» сказалось на коренном населении в годы революции и период гражданской войны.

«…Храм божий закрыт свыше полугода, потому что дом священника общество сдало под приемный покой сроком по 1 марта 1919 года, и вот приход до освобождения причтовых домов считается закрытым. Находятся и такие, которые не стыдятся говорить: «А на что нам священник?». Далее идти по пути разложения некуда, предел перейден, так как говорят не какие-нибудь сектанты, а люди испокон века, принадлежащие к православию»21.

Священник Георгий Благодатов, будучи переведенным из Шелаева на службу в Нижнезаимский приход, долгое время поддерживал связь с шелаевским причтом. Никанор Васильевич Буянов, сын шелаевского псаломщика, после окончания Красноярской духовной семинарии работал священником в селе Тинское Канского уезда. Никанор Буянов со священником Благодатовым организовали кустарную артель по производству свечей. В 1930 г. Буянова судили за якобы незаконное повышение цен на свечи. В тюрьме он провел 1,5 месяца, после чего был оправдан.

Однако, 01 ноября 1937 года сын Шелаевского псаломщика священник Буянов вторично был арестован органами НКВД уже как член повстанческо-контрреволюционной организации церковников и приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. 14 января 38 года он был отправлен в Норильские лагеря. До 1940 г. Никанор Васильевич писал родным письма, потом молчание…22

В документах сороковых годов ХХ века, когда село Шелаево было причислено к Тайшетскому району, значится церковное здание, перестроенное в клуб. До наших дней церковное здание не сохранилось
Церковь Казанской иконы Божьей Матери в селе Нижняя Заимка.

В 1880 году в селении Нижняя Заимка возведена деревянная однопрестольная церковь и освящена в честь Казанской иконы Божьей Матери23. Самостоятельный приход, причисленный к Енисейской епархии, был открыт 10 марта 1889 года. Церковная летопись велась с его открытия. К приходу церкви Казанской иконы Божьей Матери приписана деревня Шиткина с небольшой деревянной часовней, построенной в 1883 году. Штатный причт состоял из священника и псаломщика. В 1917 году из казны выделялось жалование священнику в размере 390 рублей и псаломщику 145 рублей в год. Руга от прихожан положена в количестве 240 пудов священнику и 84 пуда псаломщику, однако платилась весьма не исправно. Дохода за требоисправления получалось до 300 рублей на причт в год. В 1917 году при церкви были причтовые дома, но их состояние требовало основательного ремонта. В распоряжении причта имелось 30 десятин сенокосной земли24. В 1913 году в церковный причт входили, священник Георгий Благодатов, псаломщик Ник. Григорьев и староста Григорий Иванович Горинский. В 1919 году церковным старостой был Макар Захарьин. Население прихода в 1917 году было немногочисленным: православных 595 мужского пола и 587 женского; евреев и магометан 13 человек. В основном население состояло из коренных сибиряков, занимающихся хлебопашеством, рыбной ловлей и охотой на пушного зверя.

Сельская церковно-приходская школа была открыта в 1899 году и размещалась в плохо приспособленном тесном помещении. Заведовал школой и долгие годы преподавал в ней закон Божий священник Георгий Благодатов. Занятия в школе всегда начинались с молитвы и изучения закона Божьего, который преподавал священник, далее к обучению школьников приступал учитель. До открытия церковно-приходской школы дети учились грамоте у «Ваньки- бродяги», студента, высланного за выступления против царя на вечное поселение в Сибирь. Первой учительницей в школе была политическая ссыльная Мария Федоровна, дама дворянского происхождения, « шибко образованная, дюже интеллигентная, держала себе лошадь и в свободное время рыскала по полям и лугам, как лань». Кроме Марии Федоровны, в первые годы после открытия школы, учителем был поселенец из Витебской губернии Никита Кузьмич Бутяков. В 1905 году заведовал школой отец Иоан Благодатов, законоучителем и учителем по пению был псаломщик К. Ченсаров, учительницей была Анна Васильева. В этом году в школе обучалось 27 мальчиков и 10 девочек. В 1907 году преподавательский состав не изменился, в школе обучалось 25 мальчиков и 8 девочек, а в 1910 году школу окончили 30 учеников. В 1911 году учителями церковно-приходской школы были Анна Васильева и Александра Федорова. 1916 год стал пиком наполняемости учащимися Нижне Заимской церковно приходской школы, в этом году в школе обучалось 70 мальчиков и девочек, учебным процессом в этот период заведовала молодая учительница Елена Денисовна Казинец.

В 1919 году школу закрыли в связи с тем, что на данной территории велись активные боевые действия гражданской войны.

Кроме Нижнезаимской церковно-приходской школы на территории Богородице-Казанского прихода, в деревне Шиткиной, находилась министерская школа, в которой в 1913 году преподавал Петр Прокопьевич Селин.

В период гражданской войны священник Георгий Благодатов неоднократно подвергался оскорблениям и грабежу со стороны партизан Шиткинского фронта25. Псаломщик Макар Захарьин, не скрывая своего негативного отношения к красным партизанам, сотрудничал с белогвардейцами26. По разному сложились судьбы преподавателей приходской школы. Одна из учительниц ушла из села с белогвардейским отрядом, а другая, Рожкова Мария Федоровна, вступила в отряд красных мстителей и была активной партизанкой. Церковь в селе Нижняя Заимка, освященная во имя Казанской иконы Божьей Матери, закрыта в годы советской власти. Церковное здание в полуразрушенном состоянии простояло до середины семидесятых годов ХХ столетия. Имеются сведения о том, что в музее нижнезаимской школы до настоящего времени сохранилось несколько храмовых икон из церкви Казанской иконы Божьей Матери.


Церковь великомученицы Варвары в деревне Новый Акульшет.

В 1890 году в деревне Новый Акульшет на средства Нижнеудинского купца 2-й гильдии В.Ф.Васильева возведена одноэтажная деревянная церковь с отдельно стоящей на столбах звонницей. В том же году церковь была освящена во имя великомученицы Варвары. Варваринская церковь была приписана к Архангельскому приходу села Баероновское.27

За двадцать лет управления архиепископом Тихоном (23,03,1892-29,06,1911) в Иркутской епархии, на территории современной Иркутской области, было построено более ста храмов, в том числе четыре на территории Тайшетского района. Это, как уже было отмечено, церковь Святителя Николая Чудотворца в Тайшете, а так же церковь Пресвятой Троицы в Старом Акульшете, церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы в Черенганчете и церковь во имя Святой Троицы в селе Шелехово.
Церковь Святителя Николая Чудотворца в Тайшете.

В 1906 году в Тайшете была построена церковь Святителя Николая Чудотворца. Средства на строительство были собраны почти исключительно среди жителей поселка. 2 июля 1906 года однопрестольную деревянную церковь освятил иркутский архиепископ Тихон. Современники отмечали, что церковь была высокой, светлой и имела очень привлекательный вид.28 С момента освящения архиепископом Тихоном до постановления Тайшетского Райисполкома о закрытии храма священником в нем служил Шаравин Василий Федорович. В 1915 году Шаравина замещал священник Николай Никитин, помогал ему псаломщик Амвросов Алексей29. Работая священником, отец Василий преподавал закон Божий в церковно - приходской школе, которая размещалась в двухэтажном доме купца Зюзенкова. Церковь Святителя Николая Чудотворца закрыли постановлением Тайшетского райисполкома от 29 апреля 1936 года.

Священник ШАРАВИН Василий Федорович родился в 1871 в городе Иркутске. После окончания духовной семинарии служил священником в Бирюсинской церкви Святой Троицы а затем был переведен в село Тайшет для службы в местном Николаевском храме.

Свидетель того времени, политссыльный эсер Григорий Карпович Дисков, работавший в 1917 -1920 гг. председателем Тайшетского отделения Енгубсоюза, 10 июля 1961 года написал в воспоминаниях о Тайшетском священнике следующие строки:



«… Поп Шаравин, как и большинство попов, которых я знал в своей жизни, очень хитрый, против Советской власти он открыто не выступал, но исподтишка и главным образом через отдельных лиц и групп церковных активистов, близко стоящих к алтарю, амвону и клиросу, проводил антисоветскую агитацию среди верующих. Агитация проводилась, как рассказывали верующие, не на обычном русском диалекте, а на языке поповского жаргона, что власть Советов не Богом данная и на землю не Всевышним ниспосланная, она несет людям грехопадение, голод и распри между людьми. В то время такая агитация имела свое действие».30

Григорий Дисков по прошествии времени благополучно превратился из эсера в коммуниста и дожил до глубокой старости, а отца Василия, проводившего службу на церковно славянском языке (поповском жаргоне), арестовали 23 января 1930 года. После ареста ему предъявили обвинение по ст. 58-10 УК РСФСР. Менее чем через два месяца, 15 марта 1930 года, священника осудили особой тройкой ПП ОГПУ СК к ВМН. По решению суда семью священника выслали на север, имущество конфисковали, а самого Шаравина Василия Федоровича расстреляли городе Канске 01 апреля 1930 года31.

15 мая 1989 года Василий Федорович Шаравин реабилитирован прокуратурой Красноярского края. Как сложилась судьба его близких - неизвестно.

После закрытия церкви Святителя Николая Чудотворца церковное здание сначала переоборудовали под пионерский клуб, а вскоре снесли. На месте церкви построили кинотеатр «Победа».


Церковь Святой Троицы в деревне Старый Акульшет.

О церкви в Старом Акульшете автору известно только то, что построена она была в 1910 году и освещена во имя Святой Троицы. Церковь Святой Троицы была приписана к приходу Архангельской церкви села Байроновка32.

Деревня Старый Акульшет была сожжена в годы гражданской войны. Вероятнее всего, в этом пекле сгорело и церковное здание.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Черенганчет.

В 1910 году в селе Черенганчет (оно же село Ново-Покровское) Тайшетского района открыт самостоятельный приход33. В 1912 году в поселке на средства переселенческого управления была построена деревянная однопрестольная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Священником в церкви был Алекс. Падюкин, псаломщиком - Благодатских и церковным старостой был Григорий Тоято34.

Рядом с церковью находилась приходская школа, причтовые дома священника и дьякона, а так же церковная сторожка. Закон Божий в приходской школе преподавал Падюкин. В законном браке у священника Падюкина и его жены Наталии Борисовны родилось семеро детей. Семья священника наравне с местным крестьянством занималась сельским хозяйством.35.

В приход церкви Покрова Пресвятой Богородицы входили следующие деревни: Николаевская, Петропавловская, Тремино, Бузыканово, Большое Джогино, Черчет, Кемчино и Волнистый. В1914 году в приходе насчитывалось 2365 человек36. После того как перестал существовать поселок, и на месте бывшего селения не осталось ни одного здания, среди поля, как памятник добровольным переселенцам, оставалось стоять полуразрушенное здание церкви Покрова Пресвятой Богородицы. В 1976 году здание церкви сгорело от неосторожного обращения с огнем военнослужащих, находившихся в районе Черенганчета в рейде по задержанию осужденных, самовольно оставивших места заключения. Остатки церковного фундамента, мешавшие производить сельхозработы, тракторами оттащили в близлежащий лесной массив.


Церковь Святой Троицы в селе Шелехово.

В 1910 году открылся самостоятельный приход в селе Шелехово. Некоторое время в приходе не было священника. Должность псаломщика занимал Сильвестр Донченко, а церковным старостой был Никифор Сергеевич Добош. В 1910 году в приходе имелось приходское училище по Уставу 1886 года37. В 1913 году в селе Шелехово была построена деревянная однопрестольная церковь, которую освятили во имя Святой Троицы. До 1922 года церковь относилась к Енисейской епархии. В приход церкви Святой Троицы входили деревни Талая, Ингашет, Рождественка, Преображенка и Старо-Шелехово. В этих деревнях проживало около двух тысяч человек, в основном переселенцы из западных областей России. По словам очевидцев, в 1955 году в здании церкви Святой Троицы находился зерносклад.

В деревне Талая был деревянный молитвенный дом, приписанный к Троицкой церкви. Молитвенный дом сгорел при пожаре в начале сороковых годов ХХ века. Известна одна икона, сохранившаяся после пожара. В районе сгоревшего молитвенного дома построили Тальский сельский клуб.

За четыре года управления иркутской епархией архиепископом Серафимом (25.07.1911 – 16.12.1915) на территории Иркутской области было построено более 40 храмов. Большая часть церквей была построена в новых переселенческих поселках.



Молитвенный дом Покрова Пресвятой Богородицы

в переселенческом участке Туманшет.

В 1914 году, был построен деревянный молитвенный дом и освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы в переселенческом участке Туманшет. Туманшетский участок образован в 1902 году переселенцами из западных районов России. Самостоятельно приход открылся в 1914 году, выделившись из Конторского прихода. К Туманшетскому переселенческому приходу Покрова Пресвятой Богородицы относились следующие деревни: Камышлеевка в 4х верстах, Догодаевка- она же Рождественка – 14 верс, Светловская – 8 верст, Еланская – 8 верст, Цыганково – 4 версты и Перевоз – 12 верст. Церковную летопись начали вести с 1915 года. В 1917 году в приходе не было ни церковных, ни министерских школ. Причт состоял из священника и псаломщика с жалованием священнику 600 рублей и псаломщику 200 рублей в год. При молитвенном доме была небольшая колокольня и обслуживающий ее звонарь. Доходы от требоисправления в 1917 году в точности не были известны, так как приход существовал еще не долго, но они составляли не более 100 рублей в год на весь причт. Причтовых домов не было. Причтовая земля, хотя и отведена, но не размежевана. Капиталов причтовых и церковных по данным на 1917 год не имелось. Точное количество прихожан неизвестно, однако, все они, за исключением четырех семейств католиков, православные. Весь приход состоял из переселенцев, приехавших из западных районов России38.

До 1922 года Туманшетский приход Покрова Пресвятой Богородицы относился к Енисейской епархии, а затем был передан в благочиние первого округа Нижнеудинского уезда Иркутской епархии.
Нижне-Бирюсинская Троицкая церковь в деревне Короленко.

Одной из последних, в период дореволюционной истории Тайшетского района, была построена деревянная однопрестольная церковь в переселенческом участке Короленко (1915г). 25 февраля 1914 года здесь был открыт православный приход. До окончания строительства церкви походный храм размещался в простом деревянном доме. Деревянная церковь строилась одновременно с церковью Покрова Пресвятой Богородицы в переселенческом селе Авдюшино. Косвенные данные свидетельствуют о том, что обе постройки возводились по типовым проектам, составленным епархиальным архитектором А.С.Покровским. Данных об освящении церкви не найдено39.

О том, что храм был освящен и в нем проводилась служба свидетельствует метрическая книга, данная Иркутской Духовной Консистории причту Нижне-Бирюсинской Троицкой церкви иркутской епархии для записи родившихся, браком сочетавшихся и умерших на 1916 год. В части второй, о родившихся, зарегистрированы крестьянские дети, родившиеся в селе Короленко, переселенческих участках Квитко и Шевченко, а так же в деревне Борисово. Все вышеупомянутые населенные пункты находятся в непосредственной близости от Нижне-Бирюсинской Троицкой церкви расположенной в селе Короленко. В 1916 году таинство крещения проходило в присутствии священника Николая Новицкого и псаломщика Петра Власова40.

В 30-е годы ХХ века в церкви Покрова пресвятой богородицы служил священник Масляев 41.

После ликвидации прихода в церковном здании находился сельский дом культуры. До настоящего времени здание не сохранилось.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Авдюшино.

На сегодняшний день из всех церквей дореволюционной постройки, находившихся на территории нашего района, частично сохранилось только здание церкви Покрова Пресвятой Богородицы, построенное в селе Авдюшино в 1916 -1917г.

«Авдюшинский переселенческий приход был открыт 25 февраля 1914 года. Церковь первоначально предполагалось построить в с.Луговском Тайшетской волости, но более удачное расположение с.Авдюшино и большая его населенность определили строительство храма именно здесь. Проект деревянной церкви был составлен епархиальным архитектором, инженером А.С.Покровским. Возведение храма началось в 1916 году, а закончилось к лету 1917. Подрядчиком выступал Н.А.Зверев, ранее хорошо зарекомендовавший себя на строительстве церквей Умыгенского и мугунского переселенческих участков.

В настоящее время церковное здание заброшено и находится в аварийном состоянии. Церковь в основном сохранила свои первоначальные формы, утратив лишь венчающие части храма. Стены ее сложены из бревен с рубкой углов в лапу. Четвериковый храм с низким вторым четвериком над основной кровлей возвышается над алтарем и трапезной. Вероятно, ранее он был увенчан пятью главами – четырьмя небольшими расположенными по углам верхнего четверика, вокруг более крупной центральной. Архитектура церкви типична для своего времени, а элементы декоративного убранства заимствованы из типовых проектов, рекомендованных Министерством путей сообщения для строений вдоль железной дороги.42

К Авдюшинскому приходу Покрова Пресвятой Богородицы относились Осинники, Луговское, Бувальчик, Лука, Зыряновка, Лиственичное и Сохатово. Некоторые из этих населенных пунктов находились на противоположном берегу реки Бирюсы. Однако это не являлось преградой для прихожан.



«... В 1918 году па Петров день Шипилов Сергей Яковлевич женился на троицкой Мордуевой Фекле Захаровне 1900 года рождения. Венчались в Авдюшинской церкви у попа отца Алексея. Ходили через Гавань, переплывали на лодке и по лугам — в Авдюшино, а троицкие через Винты.»43

Священник Авдюшинской церкви отец Алексей был убит на пороге собственного дома, по версии партизан, за предательство. Кого и как предал отец Алексей - никому не известно. Не было суда, не было обвинительного приговора. Перфилий Бельницкий, постучав в дом отца Алексея, потребовал отпереть дверь. Когда отец Алексей отворил дверь, Бельницкий застрелил священника прямо на пороге его собственного дома.

Псаломщиком в Адюшинской церкви служил Негриенко Феофан Павлович. В 1920 году Феофан Павлович, измученный партизанским террором, застрелился сам.44

В годы Советской власти церковное здание использовалось колхозниками по мере необходимости, как производственное здание.




1 Краткое описание приходов Енисейской епархии. 1917г. Стр.59.

2 И.В.Калинина. Православные храмы Иркутской епархии 17-начало 20 века.Стр.356.

3Краткое описание приходов Енисейской епархии. 1917г. Стр.59.

4Краткое описание приходов Енисейской епархии. 1917г. Стр.59.



5Краткое описание приходов Енисейской епархии. 1917г. Стр.87.

6 Памятная книжка Енисейской губернии на 1863 г. Санктпетербург. В тип. Иосифа Огризко. 1863г. Стр.96.

7Вторая памятная книжка Енисейской губернии на 1865-1866г г. Санктпетербург. 1865г. Стр.

8 Памятная книжка Енисейской губернии на 1911г. г.Красноярск. Енисейская Губернская типография. 1911г. Стр.143

9 Памятная книжка Енисейской губернии на 1913г. г. Красноярск. Енисейская Губернская типография. 1913г. Стр.92

10 И.В.Калинина. Православные храмы Иркутской епархии 17-начало 20 века. Стр.194.

11 Метрическая книга Свято-Троицкой церкви за 1898г. Графа – «кто совершал таинство крещения».

12 И.В.Калинина. Православные храмы Иркутской епархии 17-начало 20 века. Стр.295.

13 Памятная книжка Енисейской губернии на 1891г. Отдел 3. Стр. 160.

14Краткое описание приходов Енисейской епархии. 1917г. Стр.60.

15 Архив автора. Из воспоминаний Василисы Макеевны Сучковой (Шипициной) 1888 г.р., уроженки д.Енисейка. Записано 8.04.1960г. краеведом А.Ю.Черневским.

16 И.В.Калинина. Православные храмы Иркутской епархии 17-начало 20 века. Стр.180.

17 И.В.Калинина. Православные храмы Иркутской епархии 17-начало 20 века. Стр.461.

18 То же, стр. 425.

19 Краткое описание приходов Енисейской епархии. 1917г. Стр.88.

20Краткое описание приходов Енисейской епархии. 1917г. Стр.88.



21 Канский земский голос №77 четверг 31 октября 1918 год.

22 http://www.memorial.krsk.ru/Articles/KP/1/08.htm

23 И.В.Калинина. Православные храмы Иркутской епархии 17-начало 20 века. Стр.340.

24 Краткое описание приходов Енисейской епархии. 1917г. Стр.65.


25 П.Д.Криволуцкий. Шиткинские партизаны. Восточно-Сибирское краевое издательство. Москва – Иркутск. 1934 год, стр.17.

26 Архив автора. Воспоминания Горенского Л.В. записанные журналистом-краеведом А.Ю.Черневским.

27 И.В.Калинина. Православные храмы Иркутской епархии 17-начало 20 века. Стр.345.

28 И.В.Калинина. Православные храмы Иркутской епархии 17-начало 20 века. Стр.377.

29 Метрическая книга Тайшетской Николаевской церкви на 1915 год. Часть первая, о родившихся.

30 Архив автора. Письмо Г.К.Дискова к А.Ю.Черневскому от 10.07.1961 г.

31 www.memorial.krsk.ru/Articles/KP/9/sh03.htm

32 И.В.Калинина. Православные храмы Иркутской епархии 17-начало 20 века. Стр.373.

33Памятная книжка Енисейской губернии на 1913г.

34 Памятная книжка Енисейской губернии на 1913г.

35 Архив автора. Из воспоминаний И.С.Каминского 1911 г.р., бывшего жителя с. Черенганчет. Записано 21.01.1960г. краеведом А.Ю.Черневским.

36 И.В.Калинина. Православные храмы Иркутской епархии 17-начало 20 века. Стр.420.

37 Памятная книжка Енисейской губернии на 1913г.

38 Краткое описание приходов Енисейской епархии. 1917г. Стр.81.

39 И.В.Калинина. Православные храмы Иркутской епархии 17-начало 20 века. Стр296.

40 Метрическая книга Нижне-Бирюсинской Троицкой церкви на 1916 год.

41 Воспоминания М.Д.Щеткина 1931 г.р., уроженца села Короленко. Записано автором в 2011 году.

42 И.В.Калинина. Православные храмы Иркутской епархии 17-начало 20 века. Стр168, 169.

43 Архив автора. Черновики краеведа А.Ю.Черневского.

44 Архив автора.Из воспоминаний А.Негриенко, старожила села Авдюшино.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница