Геоэкономические аспекты участия россии в интеграционных процессах




Скачать 157.87 Kb.
Дата12.06.2016
Размер157.87 Kb.
Андреева Е.Л.

д.э.н., профессор, руководитель центра региональных компаративных исследований Института экономики УрО РАН



Ратнер А.В.

к.э.н., м.н.с. Института экономики УрО РАН


ГЕОЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧАСТИЯ РОССИИ В ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ1
Ключевые слова: развивающиеся экономики, место в мировой экономике, экономическая интеграция, участие России, внешнеэкономические связи России, ЕврАзЭС, БРИКС, неоиндустриализация, импортозамещение, торговля машинотехнической продукцией.
В мировой экономике всё большее значение начинают играть развивающиеся страны. Их доля в структуре мирового экспорта промышленной продукции выросла с 1960 г. по 2010 г. почти в 6 раз (с 12% до 70%), в структуре мирового притока иностранных инвестиций – выросла с 2007 по 2010 г. с 26,8 до 45%, и т.д.2 К 2014 г. совокупный ВВП семи крупнейших развивающихся стран (в т.ч. четырёх стран группы БРИКС — России, Бразилии, Китая и Индии, — а также Мексики, Индонезии и Турции) превысил совокупный ВВП стран Группы семи.3 Такие группы развивающихся стран, как БРИКС и ШОС (в рамках ШОС в 2003 г. принята Программа торгово-экономического сотрудничества до 2020 г.), обладают, соответственно, 41,8% и 21,9% мирового населения, 25,8 и 26,9% мировых запасов газа, 52,9 и 27,8% мировых запасов железной руды. Вместе с тем, по доле в структуре мирового ВВП (20,7% и 14,7%) они сопоставимы с группами развитых стран – ЕС и НАФТА (23,1% и 26,1%).4

При этом также следует учитывать, что в структуре ВВП развитых стран всё большую долю занимает сфера услуг, и всё меньшую – промышленность и сельское хозяйство. В США, Германии, Великобритании, Японии и Канаде доля сферы услуг колеблется в пределах 66,6 – 79,7%, в то время как в Китае она имеет долю в ВВП 44,6%, в России – 58,4 (Индия и Бразилия – 65,0 и 68,5%). Доля промышленности в структуре ВВП Китая – 45,3%, России – 37,5%,1 - и это больше, чем в упомянутых развитых экономиках. Выше в развивающихся странах и доля сельского хозяйства. Т.е. реальный сектор в развивающихся странах развит сильнее, и, если ВВП корректировать с его учётом, то сравнения будут более выгодные в пользу развивающихся стран.

Кроме того, экономисты, в частности, Комиссия по оценке экономических результатов и социального прогресса (учреждена ЕС в 2008 г.), приходят к выводу, что при рассмотрении возможностей ВВП следует смещать акцент с оценки объёмов экономического производства к оценке благосостояния людей. Так, помимо материального уровня жизни, предлагается учитывать показатели здоровья, образования, личной деятельности.2

Таким образом, крупнейшие развивающиеся страны объединяет общая заинтересованность в повышении их роли в мировой экономике.

Обозначенный геоэкономический сдвиг касается и участия России в международных экономических интеграционных процессах:


  • усиливается участие России в решении мирохозяйственных проблем;

  • возрождается евразийская экономическая интеграция;

  • придаётся новый импульс развитию экономического сотрудничества в рамках группы БРИКС, обусловленного общностью геоэкономических интересов данных стран.

Предпосылки евразийской экономической интеграции заключаются в том, что её участники во времена СССР образовывали высокоинтегрированный экономический комплекс. На его основе в рамках СНГ была образована зона свободной торговли. Был создан первичный таможенный союз (1997-1999 гг.), на площадке которого было образовано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). На его площадке, в свою очередь, был канализирован процесс образования современного таможенного союза. В 2011 г. было принято Решение Евразийского экономического совета «О вступлении в силу международных договоров, формирующих Единое экономическое пространство…». Им планировалось учреждение общих рынков (например, нефтепродуктов) стран-участниц, единых правилах технического регулирования, субсидирования, согласование макроэкономической политики и др. 29.5.2914 г. был заключён договор об учреждении Евразийского экономического союза (ЕАЭС), вступающий в силу 1.1.2015 г. Цель – формирование единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов. Таможенный союз и единое экономическое пространство являются важными ипостасями ЕАЭС. Готовится расширение ЕАЭС. Таким образом, наблюдается процесс региональной экономической интеграции с активной ролью России.

Просматривается развитие экономического сотрудничества и в рамках группы БРИКС:



  • созданы Совет экспертных центров БРИКС и Деловой совет БРИКС;

  • подготовлены Экономическое исследование стран БРИКС с обсуждением потенциала их взаимодействия, исследование «Разработка долгосрочной стратегии для БРИКС: рекомендации Совета экспертных центров стран БРИКС»;

  • обсуждается вопрос о разработке дорожной карты экономического сотрудничества в рамках Группы, «Стратегии экономического сотрудничества стран БРИКС» и «Общих принципов углубления экономического партнёрства стран БРИКС»;

  • создаётся платформа для обмена информацией в рамках Группы, призванная содействовать развитию торгового и инвестиционного сотрудничества;

  • приняты решения о создании единой базы сельскохозяйственных данных, о расширении технологического сотрудничества в сфере сельского хозяйства;

  • заключены соглашения о создании Нового банка развития БРИКС и Пула условных валютных резервов БРИКС, а также соглашения о межбанковском кредитовании в национальных валютах, о подтверждении аккредитивов во взаимной торговле, о страховании экспорта.1

Таким образом, в рамках БРИКС наблюдается развитие трансрегионального экономического сотрудничества.

В контексте тенденций участия России в международных экономических интеграционных процессах можно отметить, что на современном этапе перед российской экономикой стоят задачи:



  • реиндустриализации;

  • импортозамещения;

  • стимулирования экспорта.

Необходимо восстановление промышленности, причём не только группы Б (производство потребительских товаров), но и группы А (производство средств производства). Это иллюстрируется тем, например, что производство металлообрабатывающих станков в 1991-2012 гг. снизилось с 70 до 3,3 тыс. единиц; в 2012 г. доля импорта во внутрироссийском потреблении составила: по горношахтному оборудованию – 70%, по нефтегазовому – 70%, по тракторам – 81% и т.д.1 В целом, многие готовые изделия производятся не внутри экономики, а импортируются: так, в 2001-2012 гг. ввоз медикаментов в Россию вырос в 11,7 раза.2

Т.е. необходима реиндустриализация, которая будет одновременно выражаться и в импортозамещении. По мнению В.Л. Сельцовского, политика импортозамещения должна базироваться на содействии внутреннему производству с активным привлечением прямого иностранного инвестирования. Необходимо уменьшать потребительскую направленность импорта и сокращать импорт тех товаров, которые целесообразно изготавливать внутри страны. Так, в 2012 г. Россия потратила на закупку продовольствия в 20 раз больше средств, чем на оборудование и технику для пищевой промышленности и сельского хозяйства.3 Для реиндустриализации необходимо, по мнению В.П. Шуйского, чтобы государством были созданы соответствующие экономические и институциональные условия, в частности, достаточная экономическая мотивация.4 В рамках стимулирования экспорта возможно, в частности, оказание помощи предприятиям машиностроения в получении международных сертификатов на экспортно-ориентированную продукцию.5 Для реализации этих мер могут быть использованы как федеральные, так и региональные институты развития.6

Возвращаясь к участию России в международных экономических интеграционных процессах, можно упомянуть, что как в рамках ЕАЭС, так и в рамках БРИКС заключены много- и двусторонние договорённости стран-участниц о развитии экономического, в т.ч. производственного и научно-технического сотрудничества.

Как показывает анализ (табл.), экономические отношения России с её странами – партнёрами по ЕврАзЭС и БРИКС способствуют её переходу от сырьевого уклада экономики к инновационному (за исключением внешней торговли с Китаем). Особенно востребована данными странами продукция российского атомного энергетического машиностроения: доля её на мировом рынке составляет 1/5.1 При этом продажа высокотехнологичных продуктов предполагает экспорт не только товаров, но и инжиниринговых услуг.2



Таблица. Российская внешняя торговля машинотехнической продукцией и сопутствующими услугами с развивающимися странами-партнёрами в группе БРИКС, Латинской Америке и Азии (выборочно), а также справочно – со странами ЕврАзЭС и Группы семи

Страна-партнёр РФ

Машинотехническая продукция, ввозимая из РФ

Участие РФ в оборудовании промышленных объектов в данной стране

Доля машин, оборудования и транспортных средств в структуре российской торговли с данной страной, %*

в экспорте

в импорте

1

2

3

4

5

6

Группа БРИКС

Бразилия

вертолёты

Меморандум о взаимопонимании между ЗАО «Русатом Оверсиз» и компанией «Camargo Correa»: предусматривается сотрудничество в части строительства в Бразилии объекта хранения отработанного топлива и одной АЭС, предусматривается активизация сотрудничества в части строительства инженерно-технических объектов на действующей бразильской АЭС «Ангра».

3,0

3,5

Индия

летательные аппараты и их части, энергетическое оборудование, электрические машины и оборудование и их части, суда и плавучие конструкции, инструменты и аппараты

строительство Россией энергоблоков на индийской АЭС (в Куданкулам); строительство первого в Индии завода по производству бутилкаучука; совместное финансирование создания многоцелевого транспортного самолёта; программа сотрудничества в области науки и техники, а также программа сотрудничества в области биотехнологии

53,8

21,1

Китай

приборы оптические, медицинские; энергетическое, технологическое, электрическое оборудование; летательные аппараты

участие РФ в сооружении 2-й очереди Таньваньской АЭС; меморандум между ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» и пулом китайских инвесторов о строительстве предприятия для сборки российских самолётов в г. Чжэнчжоу (провинция Хэнань)

0,7

37,9

ЮАР

телекоммуникационное оборудование

Соглашение о сотрудничестве РФ и ЮАР в области энергетики (2013 г.); Межправительственное соглашение о стратегическом партнёрстве в области атомной энергетики и промышленности (2014 г.) – предусматривает поставку российских реакторов, российскую помощь в развитии инфраструктуры атомной промышленности ЮАР, подготовку южноафриканских специалистов в российских вузах

16,9

31,0

Латинская Америка

Аргентина

гидравлические турбины и подъёмники жидкостей, оборудование группы компаний «Ренова» для производства солнечной энергии.

Соглашение Росатома с Аргентиной о сотрудничестве в сфере использования атомной энергии в мирных целях, участие Росатома в тендере на строительство энергоблока для АЭС «Атуча»; «ИНТЕР РАО» планирует участвовать в строительстве ГЭС «Чицидо-1»; «Силовые машины» готовы принимать участие в модернизации аргентино-уругвайской ГЭС «Сальдо Гранде» и сооружении комплекса ГЭС «Аргентина – Патагония»

10,0

4,7

Окончание таблицы

1

2

3

4

5

6

Латинская Америка

Куба

запчасти к моторным транспортным средствам, железнодорожные вагоны, тракторы, двигатели внутреннего сгорания, подъёмно-транспортное оборудование, оборудование для трубопроводов и котлов

Соглашение «ИНТЕР РАО Экспорт» с «Union Electrica» о стр-ве энергоблоков для кубинской ТЭС (1,2 млрд. евро); Меморандум с группой по электронике Минпромторга Кубы по производству и внедрению тех. приборов на базе светодиодов; Меморандум о модернизации целл.-бум. заводов Кубы и металлургического завода «ХосеМарти», о создании на Кубе сборочного пр-ва запчастей для рос. автомобильной техники; проект создания на Кубе транспортного хаба с модернизацией морского порта Мариэль

74,8

6,1

Никарагуа

турбореактивные и турбовинтовые двигатели, моторные транспортные средства, электрогенераторные установки, части приборов и аппаратуры для автоматического управления, телефонная аппаратура

Россия планирует участвовать в строительстве Трансатлантического канала в Никарагуа, планирует предлагать Никарагуа проекты «ИНТЕР РАО Экспорт» и «РЖД».

41,3

10,2

Азия

Монголия

энергетическое оборудование, сельхозтехника

Соглашение ОАО «РЖД» и Министерства дорог и транспорта Монголии о стратегическом партнёрстве в области модернизации Улан-Баторской железной дороги; Соглашение НК «Роснефть» и Министерства образования и науки Монголии об обучении граждан Монголии в вузах-партнёрах «Роснефти»; планируется модернизация совместных предприятий КОО «Предприятие «Эрдэнэт» и КОО «Монголросцветмет»

8,0

менее 1,8

Вьетнам

суда, лодки и плавучие конструкции, электрические машины, инструменты и аппараты, ядерные реакторы и котлы

договорённость о создании совместного судостроительного предприятия во Вьетнаме

47,9

56,8

*Для Китая, Индии, Кубы и Вьетнама – за 2013 г., для Бразилии и ЮАР – за 2012 г., для Монголии – за 2010 г., для Аргентины – за 9 месяцев 2013 г., для Никарагуа – за 8 месяцев 2013 г.

Источник: составлено авторами по: Страны мира и торгпредства // Единый портал внешнеэкономической информации Минэкономразвития РФ (http://www.ved.gov.ru/exportcountries); Справки о торгово-экономическом сотрудничестве России со странами-партнёрами // Веб-страница Минэкономразвития РФ (http://www.economy.gov.ru); Регионы России. Социально-экономические показатели. – Росстат, 2013. С. 984, 986; Веб-страница МИД РФ; газеты: Вести. Экономика. 16.7.2014; Вечерние ведомости. 11.8.2014; Взгляд. 14.7.2014; Деловой Петербург. 23.5.2014; ИТАР-ТАСС. 18.10.2013, 23.8.2014, 2.9.2014; Коммерсант. 15.7.2014; Комсомольская правда. 24.8.2014; Курс. 5.9.2014; РИА-Новости. 6.5.2014, 21.5.2014, 3.9.2014; Российская газета. 21.8.2014, 3.9.2014, 22.9.2014; Runews24.ru. 6.9.2014; Веб-страница Посольства РФ в Индии; Веб-страница ОАО «Компания «Сухой».

Справочно:

по странам

ЕврАзЭС и СНГ:

Казахстан (I п/годие 2010 г.)

16,8

3,2

Беларусь (2012 г.)

10,4

40,8

Узбекистан (2013 г.)*

19,0

48,3

Таджикистан (2013 г.)

15,0

57,5

Киргизия (2010 г.)

5,4

8,8

в общем по всем странам-партнёрам РФ (2012 г.)

5,1

50,2




по странам

Группы семи:

США (2011 г.)

0,4

56,9




Канада (2012 г.)

4,2

48,0




Япония (2010 г.)

1,8

84,0




Германия (2013 г.)

1,1

60,6




Франция (2013 г.)

2,8

48,2




Италия (2012 г.)

0,4

41,8

Испания (2012 г.)

0,4

37,4

И, наоборот, как видно из табл., страны Группы семи в очень малой степени импортируют продукцию российского машиностроения; при этом их экспорт в Россию в большой части представлен готовой продукцией. В случае российского экспорта в страны Группы семи наибольшая доля машин и оборудования наблюдается в случае Канады (4,2%); в случае остальных стран Группы семи эта доля не превышает 3%. Но даже доля в случае Канады – ниже, чем аналогичная доля в структуре валового российского экспорта (5,1%), и ниже, чем самая низкая аналогичная доля в случае стран-партнёров по ЕврАзЭС (случай Киргизии – 5,4%). В то же время, российский импорт из развитых стран в большей степени представлен продукцией машиностроения, т.е. готовой продукцией. Всё это указывает на то, что внешняя торговля со странами-партнёрами по БРИКС и ЕврАзЭС в большей степени способствует развитию российского машиностроительного комплекса: создаёт меньше конкуренции для него, стимулирует экспорт его продукции, содействует импортозамещению.

При всём этом, страны ЕврАзЭС получают возможность в случае торговли с Россией увеличить в своём экспорте долю машинотехнической продукции: Беларусь – до 40,8% (можно особо выделить сельскохозяйственные, погрузочные машины и механизмы, грузовые автомобили и др.), Таджикистан – до 57,5% (можно выделить летательные аппараты и их части), Узбекистан – до 48,3% (можно выделить наземный транспорт, электрические машины и оборудование). К началу 2014 г. доля машин, оборудования и транспортных средств в структуре внутрисоюзной торговли (внутри Таможенного союза ЕврАзЭС) составила 19%, в то время как в структуре внесоюзного экспорта стран Таможенного союза – лишь 2,4%.1

В качестве вывода можно отметить, что активизация участия России в процессах международного экономического сотрудничества – регионального и трансрегионального, – которое представляет собой сотрудничество с развивающимися странами-партнёрами, способствует экспорту продукции российского машиностроения, сопутствующих инжиниринговых услуг, и, таким образом, – достижению поставленных задач в области неоиндустриализации и импортозамещения.



1 Публикация подготовлена при финансовой поддержке Программы УрО РАН № 14 «Фундаментальные проблемы региональной экономики» (2015-2017 гг.).

2 Фитуни Л., Абрамова И. Закономерности формирования и смены моделей мирового экономического развития // Мировая экономика и международные экономические отношения. – М., 2012. – № 7. – С. 3-15.

3 Доклад МВФ о развитии мировой экономики от 7.10.2014 г.

4 Рассчитано по: World Economic Outlook Database, April 2013; Guide to country comparisons // World factbook; Мировые запасы природного газа // Природный газ – проект Александра Долгих. - http://dolgikh.com/index/0-39; Ситуация на мировом рынке железной руды // Металлургический бюллетень. - http://www.metalbulletin.ru/publications/3860.

1 Countries’ comparisons // World fact book - https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/pk.html.

2 Доклад Комиссии по оценке экономических результатов и социального прогресса // Вопросы статистики. – М., 2010. – № 11. – С. 12-21.

1 Совместные заявления и декларации глав государств и правительств стран-участниц саммитов группы БРИКС (2009-2014 гг.).

1 Шуйский В.П. Реиндустриализация России: возможности импорта технологий // Российский внешнеэкономический вестник. 2014. – № 3. – С. 28-29.

2 Сельцовский В.Л. Вопросы совершенствования товарной структуры российского импорта // Российский внешнеэкономический вестник. 2014. – № 3. – С. 76-77.

3 Там же, с. 77.

4 Шуйский В.П. Цит. Соч., с. 34.

5 Школяр Н.А. Корректировка системы поддержки экспорта: принципы и подходы // Российский внешнеэкономический вестник. 2014. – № 2. – С. 84.

6 Татаркин А.И., Котлярова С.Н. Региональные институты развития как факторы экономического роста // Экономика региона. 2013. – № 3. – С. 17.

1 Посысаев Ю.Ю. Развитие международной кооперации в энергетическом машиностроении России // Российский внешнеэкономический вестник. 2014. – № 3. – С. 40.

2 Сапир Е.В., Мельникова А.В. Моделирование бизнес-процессов при исполнении импортных сделок // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. – № 8 (124). – С. 70.

1 Глазьев С.Ю. Перспективы Единого экономического пространства и Евразийского союза / Авт. докл. Изборскому клубу. - http://trueinform.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=23913.



База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница