Генеральная Ассамблея




Скачать 462.67 Kb.
страница1/3
Дата29.07.2016
Размер462.67 Kb.
  1   2   3

Организация Объединенных Наций

A/HRC/30/52





Генеральная Ассамблея
Distr.: General

19 August 2015

Russian

Original: English








Совет по правам человека

Тридцатая сессия

Пункт 5 повестки дня



Правозащитные органы и механизмы


Доклад Экспертного механизма по правам коренных народов о работе его восьмой сессии, Женева,
20−24 июля 2015 года


Председатель-Докладчик: Алексей Цыкарев


Резюме

Экспертный механизм по правам коренных народов провел свою восьмую сессию 20–24 июля 2015 года. Кроме членов Экспертного механизма в работе сессии приняли участие представители государств, парламентов, коренных народов, органов, программ и специализированных учреждений Организации Объединенных Наций, неправительственных организаций, национальных правозащитных учреждений и научных кругов.

Экспертный механизм обсудил последующие меры в связи со Всемирной конференцией по коренным народам, включая обзор мандата Экспертного механизма, и провел обсуждение в рамках дискуссионной группы по вопросу о правах коренных народов в связи с предпринимательской деятельностью. Он обсудил Повестку дня в области развития на период после 2015 года, а затем рассмотрел последующие меры в связи с тематическими исследованиями и рекомендациями.

Было рассмотрено исследование Экспертного механизма по вопросу о поощрении и защите прав коренных народов в отношении их культурного наследия. Кроме того, было проведено обсуждение Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов, а также консультация по общесистемному плану действий Организации Объединенных Наций с целью обеспечения согласованности усилий для достижения целей Декларации.

Экспертный механизм утвердил предложения, подлежащие представлению Совету по правам человека на его тридцатой сессии. В частности, он утвердил исследование по вопросу о поощрении и защите прав коренных народов в отношении их культурного наследия и доклад, содержащий резюме ответов на вопросник, распространенный с целью выяснения мнений государств и коренных народов относительно наилучшей практики применения надлежащих возможных мер и стратегий осуществления для достижения целей Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов.




Содержание










Стр.

  1. Введение

4

  1. Утверждение исследований, докладов и предложений

4

    1. Утверждение исследования по вопросу о поощрении и защите прав
      коренных народов в отношении их культурного наследия

4

    1. Утверждение доклада, содержащего резюме ответов на вопросник, распространенный с целью выяснения мнений государств и коренных
      народов относительно наилучшей практики применения надлежащих возможных мер и стратегий осуществления для достижения целей
      Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов

4

    1. Предложения

5

  1. Организация работы сессии

7

    1. Участники

7

    1. Документация

7

    1. Открытие сессии

8

    1. Выборы должностных лиц

9

    1. Утверждение повестки дня

9

  1. Последующие меры в связи со Всемирной конференцией по коренным народам, включая обзор мандата Экспертного механизма

9

  1. Обсуждение в рамках дискуссионной группы по вопросу о правах коренных
    народов в связи с предпринимательской деятельностью

12

  1. Повестка дня в области развития на период после 2015 года и права коренных народов

15

  1. Последующие меры в связи с тематическими исследованиями и рекомендациями

15

  1. Исследование и рекомендация по вопросу о поощрении и защите прав коренных народов в отношении их культурного наследия

16

  1. Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов

17

  1. Предложения, подлежащие представлению Совету по правам человека

19

  1. Консультация по общесистемному плану действий ООН с целью обеспечения согласованности усилий для достижения целей Декларации по правам коренных народов

20

  1. Утверждение докладов, исследований и предложений

21

Приложения




  1. Список участников

22

  1. Предварительная повестка дня девятой сессии

25


I. Введение

1. В своей резолюции 6/36 Совет по правам человека постановил, для оказания Совету помощи в осуществлении его мандата создать вспомогательный Экспертный механизм, обеспечивающий Совет тематической экспертизой в области прав коренных народов, как этого просил Совет. В указанной резолюции Совет определил, что тематическая экспертиза будет сосредоточена главным образом на исследованиях и консультировании на основе исследовательской деятельности и что Экспертный механизм может представлять Совету предложения для их рассмотрения и одобрения.



II. Утверждение исследований, докладов и предложений

2. Экспертный механизм утвердил свое исследование по вопросу о поощрении и защите прав коренных народов в отношении их культурного наследия и доклад, содержащий резюме ответов на вопросник, распространенный с целью выяснения мнений государств и коренных народов относительно наилучшей практики применения надлежащих возможных мер и стратегий осуществления для достижения целей Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов.



A. Утверждение исследования по вопросу о поощрении и защите прав коренных народов в отношении их культурного наследия

3. Экспертный механизм по правам коренных народов:

a) ссылается на пункт 5 резолюции 27/13 Совета по правам человека, в которой Совет просил Экспертный механизм подготовить исследование о поощрении и защите прав коренных народов в отношении их культурного наследия, в том числе на основе их участия в политической и общественной жизни, и представить его Совету по правам человека на его тридцатой сессии;

b) утверждает исследование по вопросу о поощрении и защите прав коренных народов в отношении их культурного наследия (A/HRC/EMRIP/2015/2);

c) уполномочивает Председателя-Докладчика внести по согласованию с другими членами Экспертного механизма необходимые поправки в исследование в свете обсуждений, проведенных на его восьмой сессии, и представить окончательное исследование Совету по правам человека на его тридцатой сессии.

B. Утверждение доклада, содержащего резюме ответов на вопросник, распространенный с целью выяснения мнений государств и коренных народов относительно наилучшей практики применения надлежащих возможных мер и стратегий осуществления для достижения целей Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов

4. Экспертный механизм по правам коренных народов:

a) ссылается на пункт 6 резолюции 27/13 Совета во правам человека, в которой Совет просил Экспертный механизм продолжать при содействии со стороны Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека проводить обследование на основе вопросника с целью выяснить точки зрения государств и коренных народов относительно наилучшей практики применения возможных соответствующих мер и стратегий осуществления для достижения целей Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов, с тем чтобы завершить подготовку окончательного резюме ответов для представления Совету на его тридцатой сессии;

b) утверждает обновленный доклад, содержащий резюме ответов на вопросник, распространенный с целью выяснения мнений государств и коренных народов относительно наилучшей практики применения надлежащих возможных мер и стратегий осуществления для достижения целей Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов (A/HRC/EMRIP/2015/CRP.1);

c) уполномочивает Председателя-Докладчика внести по согласованию с другими членами Экспертного механизма необходимые поправки в исследование в свете обсуждений, проведенных на его восьмой сессии, и представить доклад Совету по правам человека на его тридцатой сессии.

C. Предложения

Предложение 1: Тема следующего исследования Экспертного механизма
5. Экспертный механизм по правам коренных народов предлагает Совету по правам человека уполномочить его провести исследование по одной из следующих тем:

a) дискриминация, с которой сталкиваются коренные народы в предпринимательской деятельности и при доступе к финансовым услугам, на конкретном примере женщин-предпринимателей из коренных народов;

b) право коренных народов на здоровье с особым акцентом на детей и молодежь;

c) роль организаций коренных народов и гражданского общества, включая правозащитников, в деле поощрения и защиты прав коренных народов.


Предложение 2: Обсуждение в рамках дискуссионной группы продолжительностью в половину рабочего дня на тридцать третьей сессии Совета по правам человека
6. Экспертный механизм по правам коренных народов предлагает Совету по правам человека организовать на своей тридцать третьей сессии обсуждение в рамках дискуссионной группы продолжительностью в половину рабочего дня по вопросам насилия в отношении женщин и девочек из коренных народов, принимая во внимание важное значение, придаваемое этой теме в итоговом документе пленарного заседания Генеральной Ассамблеи на высоком уровне, известного как Всемирная конференция по коренным народам (см. резолюцию 69/2 Генеральной Ассамблеи, пункты 18 и 19).
Предложение 3: Последующие меры по итогам Всемирной конференции по коренным народам
7. Экспертный механизм по правам коренных народов:

a) предлагает Совету по правам человека включить Экспертный механизм в пересмотр собственного мандата и принять во внимание его идеи, учитывая при этом мнения коренных народов, как указано в пункте 28 итогового документа Всемирной конференции по коренным народам;

b) настоятельно призывает Совет по правам человека принять меры по обеспечению Экспертного механизма дополнительными людскими и финансовыми ресурсами, соизмеримыми с его новым мандатом, в том числе для межсессионной деятельности;

c) предлагает Совету по правам человека настоятельно призывать государства-члены сотрудничать с коренными народами для разработки и осуществления национальных планов действий, стратегий и других мер, в зависимости от обстоятельств, для достижения целей Декларации, как указано в пункте 7 итогового документа Всемирной конференции по коренным народам;

d) также предлагает Совету по правам человека поощрять выполнение государствами последующих мер по осуществлению пункта 10 итогового документа Всемирной конференции по коренным народам, в котором они взяли на себя обязательство взаимодействовать с коренными народами в процессах сбора дезагрегированных данных, по мере необходимости, или проведения обследований и применять комплексные методики оценки благополучия коренных народов в целях выработки мер по улучшению положения и удовлетворению потребностей коренных народов и их отдельных представителей, особенно престарелых, женщин, молодежи, детей и инвалидов.
Предложение 4: Представление докладов Генеральной Ассамблее
8. Экспертный механизм по правам коренных народов предлагает Совету по правам человека обратиться к Механизму с просьбой представлять доклад Генеральной Ассамблее на двухгодичной основе в дополнение к его ежегодным докладам Совету.
Предложение 5: Предпринимательская деятельность в аспекте прав человека
9. Экспертный механизм по правам коренных народов предлагает Совету по правам человека принять меры, обеспечивающие участие Экспертного механизма в текущих инициативах Совета, касающихся предпринимательской деятельности в аспекте прав человека.
Предложение 6: Повестка дня в области развития на период после 2015 года
10. Экспертный механизм по правам коренных народов предлагает Совету по правам человека призывать государства принимать меры по обеспечению участия коренных народов, в частности молодежи из числа коренных народов, в национальных процессах реализации новых целей в области развития.
Предложение 7: Осуществление Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов
11. Экспертный механизм по правам коренных народов:

a) предлагает Совету по правам человека обратиться к государствам и коренным народам с настоятельным призывом сообщать о мерах, принятых для осуществления прав, провозглашенных в Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов, путем представления Экспертному механизму докладов о мероприятиях, проведенных для выполнения обязательств, указанных в итоговом документе Всемирной конференции по коренным народам, в частности тех, которые были упомянуты в пункте 8, где государства-члены взяли на себя обязательство сотрудничать с коренными народами в деле разработки и осуществления национальных планов действий, стратегий или иных мер для достижения целей Декларации;

b) вновь подтверждает свое предложение Совету по правам человека рассмотреть формулировки и терминологию, используемые в документах Организации Объединенных Наций, касающихся прав коренных народов, для обеспечения того, чтобы они отражали терминологию, используемую в Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов. Он призывает Организацию Объединенных Наций и другие международные организации пересмотреть свои правила правописания, с тем чтобы при написании термина «коренные народы» в начале обоих слов стояли заглавные буквы (см. A/HRC/24/49, пункт 9).

c) предлагает, чтобы Совет настоятельно призвал государства-члены вносить средства в Фонд добровольных взносов Организации Объединенных Наций для коренного населения и положительно отметил работу, проделанную Фондом за 30 лет со времени его создания.



III. Организация сессии

A. Участники

12. Экспертный механизм по правам коренных народов провел свою восьмую сессию в Женеве 20–24 июля 2015 года. В работе сессии приняли участие следующие члены Экспертного механизма: Альбер Квокво Барюм (Демократическая Республика Конго), Альбер Детервилль (Сент-Люсия), международный вождь Уилтон Литлчайлд (Канада), Эдтами Мансаяган (Филиппины) и Алексей Цыкарев (Российская Федерация).

13. В числе участников восьмой сессии Экспертного механизма были представители государств-членов, парламентов, коренных народов, программ, органов и специализированных учреждений Организации Объединенных Наций, национальных правозащитных учреждений, неправительственных организаций и научных кругов (см. приложение I).

14. В работе сессии также приняли участие: Виктория Таули Корпус, Специальный докладчик по вопросу о правах коренных народов; Меган Дэвис, Председатель Постоянного форума по вопросам коренных народов; Клэр Чартерс, член Совета попечителей Фонда добровольных взносов Организации Объединенных Наций для коренных народов, и Франсиско Кали Цай, председатель Комитета по ликвидации расовой дискриминации. Помощник Генерального секретаря по экономическому развитию участвовал в сессиях по пункту 3 повестки дня: последующие меры в связи со Всемирной конференцией по коренным народам, включая обзор мандата Экспертного механизма.



B. Документация

15. Экспертный механизм имел в своем распоряжении предварительную повестку дня и аннотации к ней (A/HRC/EMRIP/2015/1 и Add.1), подготовленные Управлением Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека (УВКПЧ), а также исследование по вопросу о поощрении и защите прав коренных народов в отношении их культурного наследия.

16. Экспертный механизм также имел в своем распоряжении следующие документы зала заседаний: обновленный доклад, содержащий резюме ответов на вопросник, распространенный с целью выяснения мнений государств и коренных народов относительно наилучшей практики применения надлежащих возможных мер и стратегий осуществления для достижения целей Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов (A/HRC/EMRIP/2015/CRP.1); доклад совещания коренных народов открытого состава по итогам Всемирной конференции по коренным народам (A/HRC/EMRIP/2015/CRP.2); представление от механизма мониторинга по вопросу об осуществлении Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов в Аотеароа (Новая Зеландия) (A/HRC/EMRIP/2015/CRP.3); компиляцию призывов к действию, подготовленную Комиссией по установлению истины и примирению Канады, в отношении Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов (A/HRC/EMRIP/2015/CRP.4); и обновленную информацию о первых Всемирных играх коренных народов (A/HRC/EMRIP/2015/CRP.5).

C. Открытие сессии

17. Г-н Детервилль, Председатель-Докладчик Экспертного механизма, срок полномочий которого истекает, открыл восьмую сессию Экспертного механизма и приветствовал Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека и Председателя Совета по правам человека.

18. Верховный комиссар по правам человека приветствовал всех участников и отметил ряд ключевых недавних и будущих событий, которые окажут значительное влияние на права коренных народов, в том числе Специальный саммит по устойчивому развитию. На положении коренных народов отрицательно сказалось несколько проблем, в том числе отказ в праве на самоопределение, дискриминация в области образования и доступа к правосудию и исключение из общественной жизни, и все это привело к их хронической маргинализации. Развитие отраслей добывающей промышленности и сельского хозяйства в промышленных масштабах привело к нарушениям прав коренных народов на их земли, чистую окружающую среду и свободное, предварительное и осознанное согласие.

19. Верховный комиссар напомнил участникам об обязательствах, взятых на себя государствами на Всемирной конференции по коренным народам, подчеркнув ряд позитивных изменений, таких как доклад Комиссии по установлению истины и примирению Канады, но отметив, что лишь незначительное число государств приняло последующие меры по выполнению обязательства по разработке планов действий, направленных на осуществление Декларации о правах коренных народов. Он привел примеры работы, проделанной его Управлением в деле продвижения прав коренных народов, обращая особое внимание на наращивание потенциала, защиту и поддержку активистов, защищающих права коренных народов. Он завершил свое выступление упоминанием об обзоре мандата Экспертного механизма, подчеркнув, что данный обзор должен сочетаться с обязательством по выполнению рекомендаций совместно с коренными народами.

20. В своем вступительном заявлении Председатель Совета по правам человека воздал должное работе Экспертного механизма и отметил, что его исследования и рекомендации были хорошо приняты Советом и внесли положительный вклад в усилия по дальнейшей защите прав коренных народов. Он был признателен Экспертному механизму за исследование, представленное на текущей сессии. Совет придал большое значение Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов, в том числе в рамках универсального периодического обзора. Подчеркнув, что Совет готов провести обзор мандата Экспертного механизма, испрошенный в итоговом документе Всемирной конференции по коренным народам, он выразил надежду на то, что этот процесс приведет к созданию более функционального мандата. Он также подчеркнул важность участия коренных народов в соответствующих процессах и форумах Организации Объединенных Наций.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница