General Assembly Distr.: General 19 July 2011 Original: Russian Совет по правам человека Рабочая группа по универсальному периодическому обзору Двенадцатая сессия



Скачать 398.17 Kb.
страница1/3
Дата14.08.2016
Размер398.17 Kb.
  1   2   3






United Nations

A/HRC/WG.6/12/TJK/1



General Assembly

Distr.: General

19 July 2011


Original: Russian
Совет по правам человека

Рабочая группа по универсальному

периодическому обзору

Двенадцатая сессия

Женева, 3 14 Октябрь 2011 года



Национальный доклад, представленный в соответствии с пунктом 15 а) приложения к резолюции 5/1 Совета по правам человека*

Таджикистан

I. Методология

1. Национальный доклад подготовлен Рабочей группой в составе представителей Исполнительного аппарата Президента, министерств: юстиции, внутренних дел, иностранных дел, культуры, образования, труда и социальной защиты населения, здравоохранения, Генеральной прокуратуры, Государственного комитета национальной безопасности, Комитета по делам женщин и семьи, Комитета по делам религии, Агентства по статистике и Уполномоченного по правам человека Республики Таджикистан.

2. В ходе подготовки доклада была проведена серия консультаций с неправительственными организациями, занимающимися правами человека, в т.ч. в рамках семинаров, организованных при содействии УВКПЧ. Рабочая группа благодарит неправительственные организации Таджикистана за помощь в подготовке доклада.

II. Информация о стране

3. Вскоре после обретения независимости 9 сентября 1991 года Таджикистан пережил гражданскую войну, окончившуюся подписанием 27 июня 1997 года Общего соглашения об установлении мира и национального согласия.

4. Гражданская война унесла 57 тысяч жизней, более 50 тысяч детей стали сиротами, 1 миллион человек стали беженцами, а экономики страны был нанесен ущерб более 10 миллиардов долларов США.

5. В соответствии со статьёй 1 Конституции, принятой всенародным референдумом 6 ноября 1994 года, «Республика Таджикистан – суверенное, демократическое, правовое, светское и унитарное государство».

6. Государственная власть осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

7. Таджикистан является многонациональным государством и состоит из Горно-Бадахшанской автономной области, 2 областей, 17 городов, 62 районов, 57 поселков, 369 сел.

8. Территория – 143,1 тыс. кв. км.

9. Население – на 21 сентября 2010 года – 7 млн.565 тыс. человек.

10. Государственная граница – протяженность – 700 километров с запада на восток, 350 километров с севера на юг. На западе и на севере с Узбекистаном (910 километров) и Кыргызстаном (630 километров); на юге – с Афганистаном (1030 километров); на востоке – с Китаем (430 километров).

11. Таджикистан где 93% территории занимают горы, относится к высочайшим горным системам мира. На душу населения в Таджикистане приходится только 0,11 га земли, из них орошаемой – 0,08.

12. На территории страны протекает 947 рек, общая длина которых составляет 10 километров. На их долю приходится более 60% гидроресурсов Среднеазиатского региона. При этом Таджикистан использует около 10% общего стока.

III. Правовые основы поощрения и защиты прав человека

13. Права и свободы человека и гражданина регулируются и охраняются Конституцией, законами и признанными Таджикистаном международно-правовыми актами. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются провозглашенными правами и свободами и имеют равные с гражданами Таджикистана обязанности, за исключением случаев, предусмотренных законом. Таджикистан может предоставить политическое убежище иностранным гражданам, ставшим жертвами нарушения прав человека. Все равны перед законом и судом. Государство гарантирует права и свободы каждого, независимо от его национальности, расы пола, языка, вероисповедания, политических убеждений, образования, социального и имущественного положения. Мужчины и женщины равноправны. Каждый имеет право на жизнь. Каждому гарантируется судебная защита. Никто не считается виновным в совершении преступления до вступления приговора суда в законную силу. Закон защищает права потерпевшего. Жилище неприкосновенно. Каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, отдельно или совместно с другими исповедать любую религию или не исповедать никакой, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов и обрядов и т. д.

14. Основные права человека закреплены в законодательстве страны, которая постоянно совершенствуется. На основе принятых международных документов в области прав человека, а также рекомендаций различных органов ООН и других международных организаций вносятся изменения в законодательство страны, принимаются новые законы. Указом Президента от 19 февраля 2011 года утверждена Концепция прогнозного развития законодательства страны, приоритетными направлениями которой предусмотрены совершенствование законодательства для обеспечения прав человека и основных свобод, обеспечения верховенства права, развития демократических институтов, а также продвижения демократических реформ.

15. В соответствии со статьей 10 Конституции «Международно-правовые акты, признанные Таджикистаном, являются составной частью правовой системы страны. В случае несоответствия законов страны признанным международно-правовым актам применяются нормы международно-правовых актов».

16. Таджикистан является участником основных международных договоров: Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Конвенция о правах ребенка и Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, Факультативного протокола к МПГПП и 2 факультативных протокола к Конвенции по правам ребенка и более 10 двухстароних соглашений в области прав человека в рамках СНГ.

17. Таджикистан в числе первых государств Центральной Азии присоединился к Конвенции о статусе беженцев 1951 года и его Протоколу касающийся статуса беженцев 1967 года.

18. Правительством принимается меры по своевременному рассмотрению индивидуальных жалоб в соответствии с международным пактом о гражданских и политических правах.

19. По тем индивидуальным жалобам, по которым Правительство в силу объективных причин своевременно не смог представить информацию, принимаются меры и о принятии окончательного решения по ним будет представлена информация в соответствующие комитеты ООН.

20. В сотрудничестве с международными организациями по правам человека регулярно представляются национальные отчеты, на постоянной основе принимаются специальные докладчики Совета ООН по правам человека.

21. Так, в 2005 году состоялся визит Специального докладчика ООН по вопросу о независимости судей и адвокатов Леонардо Деспуи, в 2007 году – Специального докладчика ООН по вопросу о свободе религии или убеждений Асмы Джахангир, в 2008 году – Специального докладчика ООН по вопросу о насилии в отношении женщин, его причинах и последствиях Якин Эртюрк. В 2010 году дано согласие на визит спец докладчика по вопросу о достаточном жилище Ракел Ролник (состоится в 2011 году).

22. Президент является гарантом Конституции и законов, прав и свобод человека и гражданина, национальной независимости, единства и территориальной целостности, преемственности и долговечности государства, согласованного функционирования и взаимодействия государственных органов, соблюдения международных договоров Таджикистана.

23. Вопросами продвижения и защиты прав человека также занимаются Комитет по законодательству и правам человека обеих палат Парламента, Отдел конституционных гарантий прав граждан Исполнительного аппарата Президента, Комиссия по обеспечению выполнения международных обязательств в области прав человека при Правительстве, Комиссия при Правительстве по правам ребенка, Межведомственная комиссия по борьбе против торговли людьми, Межведомственная комиссия по регулированию миграционными процессами при Правительстве и др.

24. В 2008 году принят Закон «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Таджикистан» и 27 мая 2009 г. назначен первый Уполномоченный по правам человека (Омбудсмен).

IV. Трудности и достижения на местах

A. Равенство и не дискриминация

25. Государство гарантирует права и свободы каждого, независимо от его национальности, расы, пола, языка, вероисповедания, политических убеждений, образования, социального и имущественного положения.

26. В настоящее время в Таджикистане наряду с коренной нацией – таджиками, составляющими абсолютное большинство населения, проживают представители почти 120-и наций и народностей.

27. Национальный состав населения составляет: таджики – 4898382-79,9%, узбеки – 936703-15,3%, русские-68171-1,1% , киргизы – 65515-1,1%, цыгане – 4249-0,1% человек и другие национальности 154473-3,4%.

28. Принципы равноправия национальных меньшинств, недопущение дискриминации по национальной и расовой принадлежности закреплены в законодательстве.

29. В районах и местностях, где компактно проживают представители той или иной нации, на их родном языке действуют общеобразовательные школы и культурные учреждения, центры и другие объекты социально-бытового назначения. Для национальных меньшинств в различных городах и районах страны функционируют 15 русских школ, 404 узбекских, 33 киргизских и 3 туркменских. Также имеется много смешанных школ, в том числе 95 таджико – русских, 533 таджико – узбекских, 27 таджико – киргизских, 3 таджико – туркменских и 61 трехязычных – таджико-русских-узбекских школ.

30. В информационном пространстве страны работает большое количество средств массовой информации на различных языках. В том числе выходит 20 газет и 6 журналов на русском языке, 2 журнала на узбекском языке, 1 газета на киргизском и так далее. В стране функционируют 7 информационных агентств на таджикском, русском и английском языках. Общий объем общереспубликанских телевизионных передач на других языках в неделю составляет 20 часов 50 минут, в том числе на узбекском, русском, арабском и английском языках. На языках национальных меньшинств демонстрируются передачи по областным городским и районным каналам телевидения. На каналах республиканского и областного радио общий объем передач на языках национальных меньшинств достигает 80–и часов.

31. В соответствии с Законом «Об общественных объединениях» создано 16 объединений национальных меньшинств.

32. Согласно Конституции мужчины и женщины равноправны.

33. В Таджикистане уделяется особое внимание роли женщины в обществе.

34. 3 декабря 1999 года был принят Указ Президента «О повышении роли женщин в обществе».

35. В 2005 году был принят Закон «О государственных гарантиях равноправия мужчин и женщин и равных возможностей их реализации», в котором закреплены государственные гарантии по обеспечению равных возможностей для мужчин и женщин в сфере государственной службы, социально-экономической сфере, при реализации избирательного права и т.д. Предпринимаются последовательные шаги по реализации указанного закона.

36. Постановлением Правительства от 1 ноября 2006 года была утверждена Государственная программа «Воспитание, подбор и расстановка руководящих кадров из числа способных женщин и девушек на 2007–2016 годы».

37. Одной из целей Государственной программы «Основные направления Государственной политики по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин в Республике Таджикистан на 2001–2010 годы» являлось расширение представительства женщин – руководителей в государственных органах. Общим показателем достижения этой цели является представительство женщин в законодательной, исполнительной и судебной ветвях власти на уровне не менее 30%.

38. По итогам последних парламентских выборов, состоявшихся в феврале 2010 года, 5 женщин стали членами Маджлиси милли Маджлиси Оли, и 12 – депутатами Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли.

39. В областные, городские и районные органы представительной власти (Маджлисы народных депутатов) избраны 459 женщин (в предыдущем созыве 2005 – 404).

40. Значительно выросло представительство женщин в органах местного самоуправления.

41. Из 303 судей 55 – женщины, 6 из них работают на должности председателей судов.

42. Во всех структурах исполнительной власти, как в центральной, так и в местных органах,работают 4793 женщины, из них 920 занимают руководящие должности. 4 женщины являются председателями районов, 67 женщин заместителями председателей районов. Одна женщина является заместителем Премьер министра.

43. Постановлением Правительства от 29 мая 2010 года утверждена Национальная стратегия активизации роли женщин в Республике Таджикистан на период 2011–2020 годы.

44. Открыт финансируемый из госбюджета “Центр самопознания женщин г. Душанбе” (оказание юридической помощи, профобучение, содействие при устройстве на работу).

45. Законом “О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Республики Таджикистан” от 21 июля 2010 года повышен брачный возраст от 17 лет до 18 лет. Брачный возраст повышается для обеспечения прав девушек на получение образования и их подготовку к самостоятельной жизни, а также для реализации отдельных пунктов Конвенции ООН о правах ребенка.

46. Государственной программой «Основные направления государственной политики по обеспечению равных прав и возможностей мужчин и женщин в Республике Таджикистан на 2001–2010 годы» были определены и реализуются приоритетные направления деятельности государственных структур по преодолению насилия в отношении женщин и детей в числе которых:


  • улучшение работы правоохранительных органов по профилактике, регистрации и ведению дел;

  • активизация общественности и общественного мнения, направленных на борьбу с проявлением насилия;

  • ликвидация последствий насилия.

47. В настоящее время проект Закона «О предотвращения насилия в семье» находится на рассмотрении парламента страны.

48. При Комитете по делам женщин и семьи при Правительстве реализуется Проект «Службы поддержки девочек, подвергшихся насилию». Функционирует ряд Реабилитационных центров государственных и общественных объединений.

49. Приказом МВД от 17 марта 2010 года в органах внутренних дел введены должности инспекторов по противодействию насилию в семье.

50. Насилие, в том числе физическое, в отношении детей является уголовным преступлением. Совершение преступления в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, а также в отношении малолетнего, несовершеннолетнего, другого беззащитного или беспомощного лица либо лица, находящегося в зависимости от виновного, УК признается отягчающим обстоятельством вины.

51. Рассматривается вопрос о создании специального уполномоченного органа по вопросам детей.

52. Принимаются меры по обеспечению более полной и своевременной регистрации рождений. В соответствии с Законом «О государственной регистрации актов гражданского состояния» заявление о регистрации рождения ребенка должно быть представлено не позднее трех месяцев со дня рождения ребенка. Родитель, не представивший заявление о государственной регистрации рождения ребенка в орган записи актов гражданского состояния в срок, несет ответственность в соответствии с законодательством.

53. Президентом поручено пересмотреть законодательство по упрощению процедуры усыновления (удочерения) детей сирот, поддержки практики опекунства, приютов семейного типа.

54. Комиссией по правам ребенка при Правительстве в 2010 году принят Национальный план действия в сфере реформы ювенальной юстиции на 2010–2015 годы, который в частности предусматривает такие меры как профилактика правонарушений среди несовершеннолетних, применения альтернативного правосудия, повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов специализирующихся по вопросам правонарушений среди несовершеннолетних, совершенствования нормативно-правовой базы и приведения её в соответствие с международными стандартами, реформа закрытых учреждений для несовершеннолетних правонарушителей и т.д.

55. Государством уделяется серьезное внимание проблеме торговли людьми. С целью реализации Закона «О борьбе против торговли людьми» постановлением Правительства от 4 января 2004 г. создана Межведомственная комиссия по борьбе против торговли людьми. В 2008 году был подписан Меморандум о сотрудничестве между правительством и Международной организацией по миграции в сфере противодействия торговле людьми на 2008–2009 годы, который успешно был реализован.

56. С целью оптимизации реализации государственной политики в сфере борьбы против торговли людьми, в том числе, имплементации соответствующих международных обязательств и снижения потенциальных рисков для населения страны постановлением Правительства от 3 марта 2011 года принята Комплексная программа по борьбе с торговлей людьми в Республике Таджикистан на 2011–2013 годы.

57. Основными задачами Программы является: совершенствование нормативно-правовой базы, предупреждения, выявление и пресечение деятельности по торговле людьми и минимизация её последствий, комплексная реабилитация лиц, ставших жертвами торговли людьми, защита личности, государства и общества от торговли людьми, модернизация путей и методов борьбы, деятельности субъектов борьбы с торговлей людьми с учетом передовой практики, а также укрепление социального и международного сотрудничества в данной области.

58. Готовится проект Закона о внесении изменений в соответствующую статью Уголовного кодекса о торговле людьми.

59. Важное место в системе образования занимает общее образование, которое осуществляется посредством начальных школ, общих основных школ, общих средних школ, гимназий и лицеев. Начиная с 2005 года в общеобразовательных учреждениях страны реализуется нормативное (подушевное) финансирование, а с 2010 года общеобразовательные учреждения по всей стране переведены на эту форму финансирования. Основной целью подушевного финансирования является обеспечения рационального и целевого использования бюджетных средств путём предоставления большой самостоятельности школ в управлении денежными и человеческими ресурсами.

60. Основываясь на национальную Концепцию образования и Концепцию перехода на новую систему общего образования с целью обеспечения равного доступа к базовому образованию и увеличение охвата средним образованием значительный приоритет придается повышению качества образования. В связи с этим планируется переход на 12 летнюю систему общего образования.

61. С целью вовлечения гражданского общества в процесс предоставления социальных услуг и социальной защиты населения реализован комплекс мер по внедрению новых форм оказания социальных услуг. При содействии Европейского союза в период с 2007–2010 годы созданы и действуют 8 центров дневного пребывания: 4 для детей с ограниченными возможностями; 4 для пожилых и лиц с ограниченными возможностями – инвалидами.

62. Для предоставления социальных услуг детям с ограниченной возможностью при отделах здравоохранения местных исполнительных органов государственной власти созданы специальные медицинские, психологические, педагогические консультации.

63. Правительство ежегодно выделяет дополнительные средства для обучения людей с ограниченными возможностями в высших учебных заведениях страны. В 2010 году было выделено 21 место для лиц с ограниченными возможностями.

64. С целью определения правовых, экономических и организационных основ обеспечения социальной защиты инвалидов и создания им равных возможностей для жизнедеятельности и интеграции в общество, 3 мая 2010 года принят новый Закон «О социальной защите инвалидов». Настоящий Закон вступил в законную силу с 29 декабря 2010 года.

65. В 2006 году Правительством одобрена «Государственная программа развития молодежи в Республике Таджикистан на период 2006 – 2010гг.», которая успешно завершена.

66. В целях повышения эффективности политики государства в отношении молодёжи, а также создания социально-экономических, правовых, организационных условий для социального формирования молодёжи в 2009 году Правительством одобрена Программа «Молодежь Таджикистана» на 2010 – 2012гг.».

67. Граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязаны состоять на воинском учете, не имеющие права на отсрочку или освобождение от призыва, призываются на военную службу. Гражданин при первоначальной постановке на воинский учет, при призыве (поступлении) на военную службу подлежит надлежащему медицинскому освидетельствованию.

68. За период с 2006–2010 г.г. органами прокуратуры возбуждено 16 уголовных дел по фактам ненадлежащего призыва граждан (облавы) по отношению 22 должностных лиц военных комиссариатов.

69. По результатам расследования по 8 уголовным делам в отношении 10 обвиняемых вынесены обвинительные приговоры.

70. По 8 уголовным делам в отношении 14 обвиняемых прекращены производством по нереабелитирующим основаниям предусмотренным уголовно-процессуальным кодексом (акт амнистии, раскаянием, изменения обстановки и т.д.).

71. В Республике Таджикистан принят Закон «О противодействии вирусу иммунодефицита человека и синдрому приобретенного иммунодефицита». В целях реализации данного Закона постановлением Правительства от 30 октября 2010 года утверждена Программа по противодействию эпидемии ВИЧ/СПИД в Республике Таджикистан на период 2011–2015 годов. С целью снижения распространения ВИЧ/СПИД выполняются профилактические мероприятия среди населения страны, в том числе среди женщин репродуктивного возраста.

72. Социальные нормы, стереотипы не позволяют получать женщинам, особенно девочкам, знания в области репродуктивного здоровья.

73. Учитывая высокий уровень религиозности населения, вовлечение религиозных лидеров в поддержку национального ответа на эпидемию ВИЧ/СПИДа в Таджикистане является очень важным.

74. В настоящее время вопросы репродуктивного здоровья, профилактики ВИЧ/СПИДа включены в учебную программу Исламского института Таджикистана. Проводится обучение религиозных лидеров на местах и вовлечение их в процесс пропаганды безопасного поведения среди населения.

75. Министром здравоохранения подписан приказ от 24 мая 2008 года «О внедрении на пилотном уровне протокола вертикальной передачи ВИЧ от матери к ребенку». Данный документ регламентирует профилактику передачи ВИЧ от матери к ребенку в лечебно-профилактическом учреждении. Внедрение данного документа в настоящее время осуществляется в восемнадцати пилотных городах и районах страны для врачей акушер – гинекологов.

76. Добровольное или обязательное тестирования на ВИЧ обеспечивается Законом «О противодействии ВИЧ/СПИД» и постановлением Правительства от 1 апреля 2008 года «О Порядке медицинского освидетельствования на ВИЧ».

77. Согласно данного Порядка, тестированию на ВИЧ подлежат лица по клиническим показаниям, которые возможно вызваны развитием ВИЧ-инфекции в организме больного. Лица, которым планируется проведение хирургических вмешательств, не подлежат тестированию на ВИЧ, если у них не выявлены заболевания, которые приведены в данном приложении. Наряду с этим, когда пациент, который направляется на прохождение тестирования на ВИЧ или высылается образец его крови, результаты обследования сообщаются исключительно самому пациенту или его ближайшему родственнику, но не медицинским работникам. Кроме того, с целью прослеживания исполнения принятых нормативно-правовых документов, оказания организационно-методической помощи, а также не допущения стигмы и дискриминации со стороны медицинских работников, регулярно со стороны специалистов центров по профилактике и борьбе со СПИД проводятся мониторинговые визиты в лечебно-профилактические учреждения страны.

78. По проведенным исследованиям среди медицинских работников становится ясно, что год за годом снижается уровень стигмы и дискриминации ВИЧ-инфицированных со стороны медицинских работников страны. Для достижения данного результата Правительством, Министерством здравоохранения, Центрами по профилактике и борьбе со СПИД, а также международными и общественными организациями проводятся различные мероприятия среди медицинских работников.

79. Постановлением Правительства от 3 мая 2010 года утвержден порядок назначения и выплаты ежемесячного государственного пособия детям в возрасте до 16 лет инфицированных вирусом иммунодефицитом человека или больных синдромом приобретенного иммунодефицита.

80. За последние два года в системе здравоохранения внедрены новые виды диагностики и лечения с использованием высоких технологий. В частности, операции при тяжелых врожденных пороках сердца, по замене почки, тазобедренного и коленного суставов на искусственные, внедрено лечение сердечно-сосудистых больных с использованием стволовых клеток, внедрены новые методы операций на глазах, челюстно-лицевой хирургии и при раке пищевода.

81. Впервые в стране неоперативным путем под контролем ультразвука проведено лечение кисты печени и поджелудочной железы, в то время как раньше этих больных или оперировали или направляли за пределы страны.

82. За последние 5 лет в стране значительно увеличился доступ и прохождение консультирования и тестирования населения на ВИЧ. Наряду с этим, на сегодняшний день в стране существуют свыше 240 пунктов прохождения тестирования на ВИЧ, обучены свыше 350 специалистов для проведения добровольного консультирования и тестирования. Увеличение количества людей, прошедших тестирование на ВИЧ позволяет своевременно выявлять новые случаи заражения ВИЧ.

83. Профилактические программы и мероприятия проводятся как со стороны государственных, так и со стороны международных и общественных организаций. В стране существуют около 50 пунктов оказания услуг для потребителей инъекционных наркотиков, 20 дружественных кабинетов для работниц коммерческого секса, 45 дружественных кабинетов для трудовых мигрантов и членов их семей, дружественные кабинеты для мужчин, социальное бюро для бывших заключенных и другие. Все усилия направлены на снижение полового и инъекционного риска заражения ВИЧ среди указанных групп населения.

84. Наряду с этим, как видно доступ и проведение профилактических мероприятий в области ВИЧ/СПИД среди населения улучшается год за годом.



Каталог: HRBodies
HRBodies -> Доклад Рабочей группы по универсальному периодическому обзору
HRBodies -> Генеральная Ассамблея
HRBodies -> Доклад Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека
HRBodies -> Генеральная Ассамблея
HRBodies -> Доклад независимой международной комиссии по расследованию событий в Сирийской Арабской Республике
HRBodies -> Доклад независимой международной комиссии по расследованию событий в Сирийской Арабской Республике
HRBodies -> Гражданство: Российская Федерация
HRBodies -> Организации Объединенных Наций по правам человека Резюме в настоящем документе содержится краткий доклад


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница