Г. Челябинск, 2015




страница1/9
Дата12.06.2016
Размер1.75 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9



г. Челябинск, 2015

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

стр. 3

1. 1.Пояснительная записка

стр. 3

1.1.1 Цели и задачи Программы

стр. 3

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

стр. 6

1.1.3.Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста.

стр. 7

1.2. Планируемые результаты

стр. 9

1.2.2.Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы

стр. 9

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

стр. 13

2.1.Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях.

стр. 13

2.2.Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы

стр. 41

2.3.Проектирование регионального компонента

стр. 54

2.4.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

стр. 58

2.6.Иные характеристики Программы

стр.62

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

стр. 66

3.1. Материально-техническое обеспечение Программы

стр. 66

3.2.Организация развивающей предметно-пространственной среды

стр.67

3.3.Обеспеченность методическими рекомендациями и средствами обучения воспитания

стр. 70

3.4.Организация режима пребывания детей в учреждении

стр. 71

4.Список литературы

стр. 72

5. Краткая презентация Программы

стр. 73


  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.


1 . Пояснительная записка

Адаптированная образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 320 г. Челябинска» для детей с нарушениями слуха (далее – Программа) предназначена для работы со слабослышащими детьми дошкольного возраста (3 – 7 лет). Программа для детей с нарушениями слуха разработана на основе Основной образовательной программы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 320 г. Челябинска» с учётом конкретных условий, образовательных потребностей и индивидуальных особенностей развития слабослышащих детей по основным направлениям - физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.

Программа разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:

- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

Теоретической основой разработки Программы являются:

- Программа «Общение» для слабослышащих детей Э.И. Леонгард, М., 2000;

-Программа для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста Л. А. Головчиц, Л. П. Носкова, Н. Д. Шматко. − М.: Просвещение, 1991.

- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы. под ред. Н. Е. Вераксы, В. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2015;

- Образовательная программа дошкольного образования «Наш дом – Южный Урал» Бабуновой Е., Багаутдиновой С., Галкиной Л.. Челябинск АБРИС 2014;

- Образовательная программа дошкольного образования по художественно-творческому развитию детей дошкольного возраста Шестаковой А. «Росток», Челябинск, 1996;

- Образовательная программа дошкольного образования здоровьесберегающего направления Стеркиной Р., Князевой О., Авдеевой Н. «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

Программа рассчитана на выполнение во всем объеме при полном сроке пребывания детей в дошкольном учреждении (не менее 4 лет), наличии необходимой материальной базы и соответствующей квалификации педагогов (высшее дефектологическое образование учителя- дефектолога, среднее педагогическое или высшее педагогическое дошкольное образование воспитателя при систематическом повышении его квалификации в области дефектологических знаний).

Программа ориентируется на:

–формирование личности ребенка с использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов обучения и воспитания;

–создание оптимальных условий обучения детей с нарушением слуха с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приемов, организацией совместных форм работы воспитателей, педагога-психолога, учителей-логопедов, учителей-дефектологов;

–на личностно-ориентированный подход к организации всех видов детской деятельности и целенаправленное формирование ориентации в текущей ситуации, принятие решения, формирование образа результата действия, планирование, реализацию программы действий, оценку результатов действия, осмысление результатов.

Программа обсуждается и реализуется с участием родителей (законных представителей) ребенка. В ее структуру, в зависимости от психофизического развития и возможностей ребенка, структуры и тяжести недостатков, интегрируются необходимые модули коррекционных программ, комплексов методических рекомендаций по проведению занятий с детьми с нарушением речи.

Реализация Программы ребенка с нарушением слуха строится с учетом:

–особенностей и содержания взаимодействия с родителями (законными представителями) на каждом этапе включения;

– особенностей и содержания взаимодействия между сотрудниками ДОУ;

– вариативности и технологий выбора форм и методов подготовки ребенка с нарушениями слуха к включению в деятельность;

– критериев готовности ребенка с нарушениями слуха к продвижению по этапам инклюзивного процесса;

организации условий для максимального развития и эффективной адаптации ребенка в инклюзивной группе.

Координация реализации Программы осуществляется на заседаниях психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ с участием всех педагогов и специалистов, задействованных в реализации Программы.

В Программе:

— представлены содержание и особенности организации образовательной деятельности в дошкольных группах (дошкольное детство);

— дана характеристика особенностей развития детей и планируемых результатов освоения программы в каждой возрастной группе;

— определены задачи, содержание и результаты образовательной деятельности в каждой возрастной группе и по каждой из образовательных областей:

-«Социально - коммуникативное развитие»,

-«Познавательное развитие»,

-«Речевое развитие»,

- «Художественно-эстетическое развитие»,

-«Физическое развитие».

В Программе раскрыты особенности игры как особого пространства развития ребенка;

— описаны вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы; особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик детей; способы и направления поддержки детских инициатив; особенности организации педагогической диагностики и мониторинга;

— охарактеризованы особенности взаимодействия педагогического коллектива.

Программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми. Формирование устной речи и коммуникативное развитие детей с нарушениями слуха является одним из наиболее сложных и ответственных направлений коррекционной работы.

Актуальность данной проблемы для слабослышащих дошкольников возрастает в связи с несформированностью речевых средств, связанных с органическими нарушениями в процессах физиологического созревания и психологического развития детей. Для коррекции речевых недостатков воспитанникам необходимы специальные занятия, так как вне этих занятий не может быть сформирована полноценная словесная речь. И учителю-дефектологу, и воспитателю необходимо создать речевую среду, которая так необходима детям с нарушениями слуха для активизации устной речи, ее коммуникативной функции.

Дети имеют разную степень снижения слуха. В коррекционной работе необходимо учитывать степень дефекта, возрастные и индивидуально-психологические особенности дошкольников, а также их время пребывания в детском саду. Нарушение слуха — это всегда серьезная проблема и для ребенка, и для его родителей. За полноценное существование слабослышащего малыша можно и нужно бороться. Слабослышащие малыши — совершенно обычные дети. Они так же любят бегать, играть, танцевать, веселиться и шалить, экспериментировать с разными предметами, строить, лепить и рисовать. Нарушение слуха, каким бы тяжелым оно ни было, не является непреодолимым препятствием при обучении ребенка речи. Те или иные остатки слуха имеют все глухие дети, поэтому слуховое восприятие необходимо развивать даже в тех случаях, если эти остатки — минимальны. При создании определенных условий неслышащие дети достигают высокого уровня развития и речи, и слуха.

Дети с нарушенным слухом должны жить вместе со слышащими и иметь равные с ними возможности. Это одна из главных задач обучения и воспитания таких детей.

1.1.Цели и задачи Программы.

Цель Программы – создание условий для всестороннего развития слабослышащих детей в целях обогащения их социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

Задачи:

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;

- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, физических, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;

-формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

-обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья слабослышащих детей.

Специальные (коррекционные задачи):

- обеспечение коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушения слуха), оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

- освоение детьми с нарушениями слуха Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

1.2.Принципы и подходы к формированию программы.

В соответствии с ФГОС ДО Программа построена на следующих принципах:

-полноценное проживание ребёнком всех дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;

-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

-содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничество ДОУ с семьёй;

-приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

-формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

-возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

- учёт этнокультурной ситуации развития детей.

-принцип развивающего образования, реализующийся через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

- соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть достижение поставленных целей и решение задач только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;

-принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;

-принцип непрерывности образования обеспечивает связь всех ступеней дошкольного образования, от раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы. Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью – любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.;

- принцип системности. Программа представляет собой целостную систему высокого уровня: все компоненты в ней взаимосвязаны и взаимозависимы.



Коррекционная работа строится с учетом следующих принципов:

- принцип единства развития и коррекции, который означает, что коррекционная работа осуществляется только на основе анализа внутренних и внешних условий развития ребенка, с учетом возрастных закономерностей развития и характера нарушений;

- принцип единства диагностики и коррекции развития, который предполагает, что цели и содержание коррекционной работы могут определяться на основе комплексного, системного, целостного, динамического изучения ребенка;

-принцип взаимосвязи коррекции и компенсации показывает, что система коррекционной работы призвана компенсировать нарушения в развитии и направлена на реабилитацию и социальную адаптацию ребенка с проблемами;

- принцип учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития определяет индивидуальный подход к ребенку и построение коррекционной работы на базе основных закономерностей психического развития с учетом сенситивных периодов, понимания значения последовательных возрастных стадий для формирования личности ребенка;

- принцип комплексности методов психолого-педагогического воздействия позволяет оказать помощь ребенку и его родителям;

- принцип личностно-ориентированного и деятельностного подходов в осуществлении коррекционной работы предполагает выбор и построение материала исходя из индивидуальных особенностей с учетом потребностей и потенциальных возможностей, с опорой на значимый вид деятельности для ребенка;

- принцип оптимистического подхода в коррекционной работе предполагает организацию атмосферы успеха для ребенка, веру в ее положительный результат, поощрение его малейших достижений;

- принцип активного привлечения ближайшего окружения, т.к. ребенок является субъектом целостной системы социальных отношений и успех коррекционной работы зависит от сотрудничества с родителями.

1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста.
В ДОУ организованы 2 группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями слуха, которые посещает 24 ребенка четвертого, шестого и седьмого года жизни.

Группы скомплектованы воспитанниками по возрастному принципу.







направленность

возраст

Кол-во групп

Предельная наполняемость группы

Режим работы

Группа для детей с нарушениями слуха

компенсирующая

Четвертый и седьмой год жизни

1

8

10час.

Группа для детей с нарушениями слуха

компенсирующая

Шестой и седьмой год жизни

1

8

10 час.

С точки зрения автора метода слухоречевого и языкового развития глухих и слабослышащих детей Э.И. Леонгард глухие и слабослышащие дети – это нормальные дети, и при условии оказания соответствующей помощи слабослышащие дети могут развиваться по законам развития слышащего ребенка.

Проблема слуха и речи – это проблема социальная. У ребенка при данном нарушении уже ничего не болит, однако глухота создает изоляцию и нарастание вторичных дефектов. Первичным дефектом в данном случае является глухота или тугоухость, но при отсутствии условий для развития ребенка возникает вторичный дефект, в первую очередь – немота. Возникает далее даже и третичный дефект – то, что мешает человеку с нарушенным слухом адаптироваться в обществе слышащих и нарушает развитие его личности. При нарастании третичного дефекта не только общество отторгает такого человека, но и сам человек начинает отторгать общество, относиться к обществу иждивенчески. Такой человек не может строить полноценные социальные отношения, не может строить отношения в коллективах слышащих. Необходимо достигать общения не только средствами дактилологии или языка жестов, но и речевого общения, в том числе с людьми, слух которых не нарушен.

Создание оптимальных условий для развития детей с нарушением слуха и интеграции в слышащую социальную среду.

Развитие восприятия должно осуществляться в течение всего дошкольного возраста, с постепенным усложнением программы. Ранняя потеря слуха (особенно в первые месяцы жизни) приводит, прежде всего, к невозможности для ребенка воспринимать мир объемно, пространственно. Помимо контактных воздействий слабослышащий ребенок реагирует только на те воздействия, которые возникают в поле его зрения, поэтому у него затрудняется становление полноценного полисенсорного восприятия окружающего мира, т.е. нарушается одно из главных условий нормального развития. Именно поэтому для слабослышащих детей неприемлемы занятия типа школьных, когда ребенок обязан неподвижно сидеть за столом. Ребенок должен иметь свободу перемещения, чтобы со всех сторон разглядеть исследуемый предмет и участвовать в различных практических ситуациях.

Развитие слабослышащего ребенка отличается тем, что ребенок плохо слышит и данный недостаток в силу неблагоприятных условий приводит к нарушению многих функций и сторон психики. У детей с нарушением слуха сформировываются только зачатки слуха, мышление почти не продвигается в своем развитии от наглядно-образного к словесно - абстрактному. Слух не становится в полной мере речевым слухом, т.е. качественно недоразвился. В таком состоянии его взаимодействие с речью оказывается нарушенным, что вторично мешает формированию речевых механизмов и продолжает препятствовать дальнейшему развитию речи.

В норме речь и мышление развиваются во взаимодействии. Поскольку дефект слуха у ребенка возник в раннем возрасте, то уровень развития речи и возможности к абстрагированию у него изначально невысокие. Протекающие в таких условиях взаимодействие речи и мышления малопродуктивно, т.е. они мало способствуют развитию друг друга и не оказывают такого благотворного влияния на остальные психические процессы (восприятие, представление, память, внимание), которые наблюдаются у нормально развивающихся детей. Можно заключить, что аномалия слабослышащего ребенка носит не узко-частный, а целостно-системный характер.

Отклонения в развитии детей, связанные с нарушением слухового анализатора сказываются на их устной речи. Главные трудности у таких детей – усвоение слов на слух и понимание речи в целом. Недоразвитие отличается как качественно, так и количественно: фонетический строй речи, ограниченность словарного запаса, нарушение грамматического строя

Очень медленно, даже в условиях специального обучения, идет обогащение словарного запаса. Наиболее успешно запоминаются словесные обозначения людей, окружающих ребенка, домашних животных, основных предметов мебели, еды и др. По мере того, как дети овладевают доступной их возрасту лексикой, возникают новые проблемы: формирование фразовой речи, многозначность слова и т.д.

Связанная со снижением слуха задержка речевого развития, низкие потребности в общении отрицательно складываются на становлении предметной и игровой деятельности. Более поздние сроки формирования действий с предметами обуславливают своеобразие и низкий уровень игры слабослышащих детей, запаздывание ее сроков. Игры слабослышащих детей значительно беднее по содержанию, они воспроизводят преимущественно хорошо знакомые бытовые действия, не отражая наиболее существенные элементы и внутренние смысловые отношения. Для детей с нарушенным слухом характерны трудности игрового замещения, когда происходит перенос игровых действий на предметы, выполняющие в быту другие функции. Отвлечься от функции данного предмета, обозначить его другим наименованием и действовать в соответствии с ним для маленького тугоухого ребенка очень сложно, так как значение слов длительное время закреплено за одним предметом. Полноценная сюжетно-ролевая игра, предполагающая построение и варьирование сюжета, усвоения ролевого поведения и ролевых отношений у большинства детей с нарушениями слуха не проявляется и в старшем дошкольном возрасте. Таким образом, до конца дошкольного возраста игровая деятельность слабослышащих детей не достигает необходимого уровня и представляет собой отдельные игровые действия, носящие стереотипный, процессуальный характер.

Большое значение для эмоционального и личностного развития ребенка приобретает развитие изобразительной деятельности. Слово имеет образ, но образ при этом носит персональный характер, что предполагает запрет на образец для рисунка. Ребенок не рисует тех деталей, которые для него не имеют значения, он может, например, рисуя портрет, не нарисовать глаза – возможно, он еще не осознал, для чего они нужны. Нельзя говорить ему «А что же ты глазки не нарисовал? Давай нарисуем…». Систематическое исправление педагогом рисунка ребенка недопустимо, потому что ребенок осознает недостатки своего рисования и в дальнейшем отказывается рисовать, так как «не умеет».

При этом помимо собственно рисования существуют занятия по декоративному искусству, где детей учат воспроизводить отдельные элементы или занятия по сенсорному восприятию, когда ребенок учится воспринимать предметы, их пространственные взаимоотношения и т.д.

В физическом развитии замечается отставание в моторном развитии, что неблагоприятно сказывается на общем развитии. Недостатки моторики слабослышащих часто проявляются как в задержке сроков формирования основных движений, так и в неловкости, неточности, замедленности, напряжении и др., что обусловлено нарушениями равновесия, координации, патологическими нарушениями тонуса мышц. Для физического развития таких детей характерны сниженные антропометрические показатели, нарушение осанки, уплощение стоп.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница