Кашанин А.В., кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник Института правовых исследований Государственного университета - Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ)
Минимальный уровень творческого характера произведений в авторском праве Франции1.
Целью настоящей работы является рациональная реконструкция развития взглядов на уровень минимальных требований к творческому характеру объектов авторского права в практике французских судов и, соответственно, на формы правовой охраны т.н. произведений с незначительным уровнем творческого характера2.
Французский опыт судебной охраны произведений petite monnaie интересен прежде всего его сходством с наблюдаемыми в российской судебной практике подходами к рассматриваемым проблемам. В частности, следует отметить определенный параллелизм в отношении к минимальному уровню творческого характера, необходимому для предоставления произведению авторско-правовой охраны, к степени и способам аргументации позиций, выраженных в судебных решениях, в стереотипных направлениях решения возникающих проблем. Так, российский правоприменитель, как и французский, демонстрирует явную склонность к предоставлению указанным произведениям авторско-правовой охраны, и, соответственно, к крайнему снижению требований к уровню творческого характера объектов авторского права.
Общность наблюдаемых тенденций позволяет делать некоторые прогнозы о вызовах и проблемах, которые встанут перед отечественным правопорядком, а также обсуждать вопрос о применимости сформулированных во французской доктрине и практике способов их разрешения.
Во Франции, как и в большинстве европейских правопорядков требования к охраноспособному произведению сформулированы крайне лаконично. Более того, в действующем Кодексе интеллектуальной собственности 1992 г. общее указание на признак оригинальности вообще отсутствует3.
Требование к оригинальности произведения формулируется и конкретизируется в доктрине и судебной практике. Однако, выработанные там подходы к решению проблемы вряд ли можно назвать последовательными, поскольку конкретизации оригинальности произведения, анонсированные в качестве применяемых на практике, явно контрастируют с критериями, используемыми в действительности.
Так, традиционным для французской доктрины и судебной практики является признание последовательной субъективной интерпретации критерия оригинальности произведения как выражения личности автора, так что по произведению можно установить фигуру автора, либо, как минимум, понимание рассматриваемого признака в значении своеобразия, неповторимости произведения1. Как видим, в доктрине и судебной практике эксплицитно признаются достаточно высокие стандарты охраноспособности, что в целом соответствует логике континентального авторского права, вытекающей из личностно-ориентированных легитимаций.
Однако, вопреки декларациям судебная практика исходит из значительно более мягких стандартов охраноспособности, предоставляя широкую охрану произведениям с незначительным уровнем творческого характера. По кругу результатов интеллектуальной деятельности, охраняемых посредством созидательной системы охраны, наблюдается явное сходство с англо-американской системой копирайт2.
В действительности суды не выясняют, насколько в произведении выражена личность автора, насколько оно является своеобразным и неповторимым. Во многих случаях оказывается вовсе достаточным отнести произведение к принципиально охраноспособным видам, без дальнейшего установления его оригинальности1, что позволяет предоставить авторско-правовую охрану большой группе произведений petite monnaie.
В качестве другого средства снижения требований к творческому характеру произведения используется замена субъективных признаков оригинальности объективным критерием новизны, устанавливаемой посредством сравнения произведения с уже существующими интеллектуальными продуктами на предмет установления их существенного сходства2 и отличий. Акцент на признаке новизны (причем определяемой в сравнении с конкретными интеллектуальными продуктами) вытесняет анализ того, насколько произведение в принципе тяготеет к стандартным и общераспространенным продуктам, либо наоборот является оригинальным и принципиально неповторимым. Лишь откровенно банальные произведения, когда у их создателей вовсе отсутствует возможность проявить творчество при их создании, признаются неохраноспособными3.
Следует отметить, что объективизация критерия творчества вообще является одной из специфических особенностей французской судебной практики4. Как представляется, это является следствием крайнего снижения стандартов охраноспособности: отказ от установления своеобразия и неповторимости произведения (а именно в этих признаках можно усмотреть проявление своеобразия личности автора), оставляет необходимым установление, как минимум, наличия отличий интеллектуального продукта от уже существующих произведений, т.е. его новизны.
Наконец, следует отметить признание во французской судебной практике значения факторов, исключающих творческий характер произведения, что сближает ее в данном вопросе с германским правопорядком. Речь идет о признании интеллектуального продукта неохраноспособным в том случае, если отсутствовала возможность создания произведения в оригинальной форме (в силу его прикладных целей, соображений технической применимости и др.), либо при полном его соответствии стандартным и банальным для данной сферы интеллектуальным продуктам1. При этом сама по себе возможность выбора и упорядочения элементов составных произведений уже рассматривается как сильное свидетельство в пользу его охраноспособности.
Таким образом, во французской судебной практике был выработан максимально низкий стандарт охраноспособности, что привело к включению в сферу авторско-правовой охраны значительной части произведений petite monnaie, в том числе тех из них, которые следует признать принципиально повторимыми. Это, однако, до определенного момента не приводило к социально ощутимым дисфункциям. Негативные последствия, связанные со снижением стандарта охраноспособности, смягчались тем, что, что предметом судебных разбирательств первоначально были преимущественно традиционные виды произведений, независимое повторение которых оставалось маловероятным. Соответственно, случаи установления монополии на принципиально повторимые интеллектуальные продукты оставались сравнительно редкими. Кроме того, экономическое значение таких объектов было до определенного момента незначительным.
Ситуация принципиально изменилась с распространением компьютерных программ и баз данных. Выяснилась, что большая часть данных интеллектуальных продуктов, решение о включении которых в состав объектов авторского права было принято законодателем в 1985 г. под влиянием лобби производителей программ, а также в силу международно-правовых обязательств, не вписывается даже в минимальные стандарты охраноспособности2.
Французский правоприменитель выбрал прямо противоположный путь решения проблем, нежели германский3. Через месяц после включения программ для ЭВМ в перечень охраноспособных объектов Кассационный суд Франции принял основополагающее решение по делу Babolat Maillot c/ Pachot, в котором пошел на дальнейшее снижение требований к охраноспособному произведению, прямо отказавшись от интерпретации оригинальности как выражения личности автора (умеренная субъективная концепция) и признав произведение охраноспособным в случае, если его создание требовало интеллектуальной деятельности4 (крайняя субъективная концепция). Практически, однако, это означало, что компьютерной программе предоставлялась авторско-правовая охрана в том случае, если она не была механически скопирована, а у ее создателя при написании программы была минимальная возможность выбора (например, между несколькими вариантами комбинации стандартных блоков программы)1. Таким образом, существенное значение приобретал признак новизны, что соответствовало общей тенденции к объективизации используемого французскими судами критерия творчества.
Следует отметить, что после принятия решения по делу Babolat Maillot c/ Pachot нижестоящие суды стали исходить из охраноспособности компьютерных программ как из само собой разумеющегося положения вещей, не требуя от сторон доказывания ее оригинальности2.
Аналогичные подходы применялись и к правовой охране баз данных. Центральное значение приобрел признак новизны базы данных. И лишь в случае, если база данных была в полной мере стандартной и банальной, а у ее создателя полностью отсутствовали возможности выбора при ее создании (в частности, выбора данных, выбора оригинальной структуры базы), суд мог отказать в ее охране. На деле все это означало предоставление максимальной охраны произведениям petite monnaie3.
Итог последовательной реализации логики снижения стандартов охраноспособности произведений был закономерен: во Франции фактически сложилась двучленная система авторского права, во многом противоречивая и недостаточно эффективная.
Действительно, крайнее снижение требований к уровню творческого характера произведений и включение в сферу авторского права нетворческих интеллектуальных продуктов неизбежно приводит к замещению традиционных для континентального авторского права конструкций механизмами защиты инвестиций, характерными для конкурентного права. Использование критериев новизны и интеллектуальной работы позволяет судам предоставлять исключительное право на принципиально повторимые объекты, что влечет возникновение указанных выше дисфункций, связанных с сосуществованием нескольких исключительных прав на один и тот же объект, а также недостаточностью легитимации монополизации таких объектов с точки зрения обеспечения общественных интересов4. Кроме того, такое решение не позволяет эффективно охранять наиболее важные и ресурсоемкие элементы компьютерных программ и баз данных (прежде всего, сами данные, принципиальные программные решения).
Все это заставило законодателя и правоприменителя вводить новые механизмы, направленные не столько на охрану творческого вклада создателя, сколько на защиту инвестиций. Данный процесс получил в литературе наименование "экономизации" авторского права. Его суть заключается в расширении перечня охраноспособных объектов авторского права с одновременным сужением объема авторско-правовой охраны.
Прежде всего, в отношении нетворческих продуктов невозможно существование личных неимущественных прав. Хотя во Франции эксплицитно автору не отказывается в осуществлении личных неимущественных прав, тем не менее в судебная практика отказывается от безусловного применения закрепленного в Art. L. 121-1 французского кодекса интеллектуальной собственности принципа их неотчуждаемости и признает способность личных прав автора быть в определенной мере предметом сделок1, как минимум, в форме отказа от личных прав, данного на будущее2. Во французской доктрине признанию определенных форм отчуждения личных прав способствует использование принципа незыблемости договора (ст. 1134 ФГК), методологии взвешивания имущественного и неимущественного интереса, конструкции злоупотребления правом, института доверительных сделок3. Также в судебной практике признается юридическая сила согласия на нарушение права, данного после факта нарушения, а также распоряжение droit moral в соглашениях с работодателем и соавторами4. Следует, однако, учитывать, что именно признак неотчуждаемости и непередаваемости составляет основу понятия личного права, в противном случае будет утрачена возможность указать на принципиальные отличия личных и имущественных прав5. В этой связи можно констатировать, что droit moral во Франции в настоящее время все больше утрачивают личную природу.
Другое проявление «экономизации» авторского права заключается в уменьшении объема правовой охраны1. В отношении элементов произведений petite monnaie оказывается невозможным предоставление исключительных имущественных прав поскольку, как правило, все они относятся к нетворческим и общедоступным, а их монополизация противоречит общественному интересу2.
В этой связи становится непредставимым осуществление ряда традиционных исключительных прав в отношении целого произведения, в частности, права на переработку произведения3.
Наконец, следует учитывать, что поскольку независимое повторение произведений petite monnaie доступно любому специалисту в соответствующей области, включение их в сферу авторско-правовой охраны лишает предоставляемые их создателям авторские права признаков исключительности, поскольку с высокой степенью вероятности приводит к их возникновению на один и тот же объект у нескольких авторов. Соответственно, осуществление исключительных имущественных и личных неимущественных прав на произведение оказывалось существенно затрудненным.
По сути, правовая охрана произведения сводится к запрету прямого его копирования. Таким образом, традиционный для континентального авторского права механизм исключительных прав переинтепретируется правоприменителем и, по сути, замещается механизмами американской системы копирайт.
Следствием данного процесса представляется смена подходов к определению управомоченного лица. Если для создания охраноспособного продукта достаточно интеллектуальной работы, доступной любому специалисту в соответствующей сфере, то центральной фигурой становится уже не автор, а лицо, вложившее инвестиции в объект. Это прямо было признано французским законодателем, признавшим правообладателем производителя программ и бах данных1. Также следует отметить такое нововведение, как охрану содержания баз данных (Art. L. 342-5 CPI) в соответствии с Директивой ЕС 96/6/ЕС от 11 марта 1996 г. о правовой охране баз данных, направленное исключительно на охрану инвестиций. Наконец, интересной является сложившаяся в последнее время практика предоставления правовой охраны т.н. информационным произведениям, представляющим собой результат простой обработки информационных данных.
Все это позволяет говорить о том, что формально в рамках системы французского авторского права складывается альтернативная система охраны произведений petite monnaie, имеющая принципиально иные цели (охрана вложенных инвестиций) и природу, делающую ее более близкой к системе копирайт и конкурентному праву. Отметим, что такой итог является необходимым следствием решения о снижении стандартов охраноспособности произведений в авторском праве: традиционные механизмы авторского права к произведениям petite monnaie неприменимы, а потому включение данных продуктов в состав охраноспособных объектов приводит к трансформации указанных механизмов и экономизации авторского права.
Оценка сложившегося положения вещей не может быть однозначной. С одной стороны, именно механизмы охраны инвестиций необходимы для охраны произведений petite monnaie, а потому их появление в правовой системе, несомненно, соответствует потребностям оборота.
С другой стороны, формирование системы охраны произведений petite monnaie, которая по своей логике должна быть самостоятельной, имеет место в рамках авторского права, для которого характерны совсем иные механизмы, основанные на учете неповторимости произведения и охране личных неимущественных интересов автора. По сути, законодатель и правоприменитель пытаются решить проблемы охраны произведений petite monnaie неподходящими средствами, и объединить в рамках единого института две разнородных системы. Разумеется, это не может не привести либо к утрате единства и нарастанию противоречивости и неоднородности авторского права, либо к утрате его природы как института, направленного на охрану результатов творческой деятельности.
Собственно, именно эти процессы и наблюдаются сегодня в европейских правопорядках, среди которых французский является наиболее показательным.
С одной стороны, становится очевидной эрозия традиционного континентального авторского права и замещение механизма исключительных прав, дополняемых охраной личных неимущественных интересов автора, механизмами охраны инвестиций (в части снижения требований, предъявляемых к произведениям; распространения авторской монополии на объекты, традиционно рассматривавшиеся как неохраняемые; признания юридических лиц первоначальными правообладателями; сужения объема исключительных и личных неимущественных прав; утраты предоставляемыми правами признаков исключительности). Это, однако, делает неэффективной охрану интересов авторов традиционных творческих произведений, особенно если такие произведения включаются в состав интеллектуальных продуктов petite monnaie с инвестиционной природой.
С другой стороны, попытка сформировать систему охраны инвестиций в рамках традиционных механизмов авторского права, предназначенных для совсем иных целей, лишает найденные решения необходимой эффективности. Отметим, прежде всего, неприспособленность юридической конструкции исключительных прав, возникающих с момента создания произведения, а также института личных неимущественных прав, к охране принципиально повторимых интеллектуальных продуктов. Немаловажным также является и то, что многие из ресурсоемких элементов произведений petite monnaie остаются вне авторско-правовой охраны (как раз в силу принципиальной общедоступности и возможности независимого повторения), поскольку установление авторско-правовой монополии на них было бы чрезмерным с точки зрения обеспечения общественных интересов. Соответственно, включение произведений с незначительным уровнем творчества в сферу объектов авторского права является неэффективным также с позиций обеспечения охраны инвестиций.
Все это свидетельствует о чужеродности цели охраны инвестиций авторскому праву, и необходимости поиска такой формы охраны интеллектуальных продуктов инвестиционного характера, которая бы, с одной стороны, создавала бы препятствия для третьих лиц в использовании объектов без вложения соответствующих инвестиций, а с другой – не ограничивала бы участников оборота в возможностях самостоятельного и независимого создания аналогичных объектов1.
|