Французский киноавангард 20-х гг. И неоавангард «новой волны» как факторы развития выразительных средств кинематографа




страница1/4
Дата16.07.2016
Размер0.72 Mb.
  1   2   3   4


ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КИНЕМАТОГРАФИИ имени С. А. ГЕРАСИМОВА

На правах рукописи

УДК 778.5.01 (014)

ББК 85.374 (3)

В-493
Виноградов Владимир Вячеславович


ФРАНЦУЗСКИЙ КИНОАВАНГАРД 20-Х ГГ. И НЕОАВАНГАРД «НОВОЙ ВОЛНЫ» КАК ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ КИНЕМАТОГРАФА

Специальность 17.00.03 –

«Кино-, теле- и другие экранные искусства»

Диссертация на соискание ученой степени доктора искусствоведения



Москва 2011
Работа выполнена в Научно-исследовательском институте

киноискусства Всероссийского государственного университета кинематографии им. С. А. Герасимова


Научный консультант:

В.С. Малышев, доктор искусствоведения, профессор

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ:

Н.Н. Ефимова, доктор искусствоведения, профессор

И.А. Звегинцева, доктор искусствоведения, профессор

В. А. Колотаев, доктор филологических наук, профессор


ВЕДУЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ: Государственный институт искусствознания

Защита состоится 21 ноября 2011 г. в 15 часов на заседании диссертационного совета Д 210.023.01 при Всероссийском государственном университете кинематографии им. С. А. Герасимова

Адрес: 129226, Москва, ул. Вильгельма Пика, 3, ВГИК

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета.


Автореферат разослан _____ ­ октября  2011 года.


Ученый секретарь

Диссертационного совета,

кандидат искусствоведения, доцент Т.В. Яковлева


I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования

Зарождение феномена авангарда в культуре ХХ в. явилось важнейшим фактором эстетической революции, расширившей границы привычного художественного пространства и придавшей импульс дальнейшему развитию искусства. Поэтому анализ сущностной природы авангарда и его конкретных форм необходим для понимания процессов как происходивших, так и происходящих в истории искусств.

Актуальность темы диссертации «Французский киноавангард 20-х гг. и неоавангард «новой волны» как факторы развития выразительных средств кинематографа» обуславливается недостаточным пониманием принципов функционирования киноавангарда, его стратегий и конкретных смысловых значений отдельных произведений.

Анализ вышеозначенной проблематики имеет первостепенное значение для:

- формирования и развития выразительной системы кинематографа как вида искусства;

- расширения и углубления понимания культурных феноменов в рамках искусствоведческого, и в частности киноведческого, исследования.

Авангардистские периоды1 в истории искусств и кинематографа всегда сопряжены с пересмотром, созданием новых средств выразительности, а главное – с выработкой новых идей, возникающих, как правило, в своей крайней, экстремальной форме. Позже многие открытия авангарда адаптируются и начинают выступать в качестве привычного и понятного всем приема или выразительного средства.

Современная ситуация как в отечественном, так и зарубежном кинематографе характеризуется кризисом идей. Это приводит кинематограф к тупику, особенно заметному в настоящее время. Вывести из него может новый всплеск авангардных течений, предполагающих революционное обновление языка искусства.

Обратившись к истории ХХ века, можно выделить три волны бифуркационного авангарда, получивших свое воплощение в кинематографе. Это авангард 20-х гг., модернизм (неоавангард) и постмодернизм.

Авангард 20-х гг. (в силу необходимости полной замены художественной парадигмы) стал самой кардинальной формой разрыва с существующей традицией. Отсюда – отказ от традиционной связности и рациональности, декларация смысловой непроницаемости и пр. Модернизм являлся не столь революционным явлением. Его задача была заключена не в полной замене, а в обновлении существующей модели («новый роман», «синема-верите» и др.). Постмодернизм же представлял собой реакцию на ощущение исчерпанности всех видов известных культурных парадигм.

Следующий качественный этап в развитии современного киноискусства должен быть связан с рождением принципиально новой формы авангарда, транслирующей современную модель искусства. Это даст возможность кинематографу как системе войти в стадию обновления. В силу этого интерес к авангарду особенно актуален в кризисные для искусства периоды. Именно этим обосновано настоящее обращение к эпохам авангарда 20-х гг. и модернизма.

Если говорить об истории киноавангарда, легко заметить постоянный интерес художников к прошлому, которое дает пищу современности. Обращаясь к цепочке авангард – неоавангард (модернизм) – постмодернизм, можно отметить, что каждая из этих эпох внимательно относилась к предыдущему опыту, но уже по-своему интерпретировала старые идеи2.

При обращении к подобной теме может возникнуть ряд вопросов: «Не все ли мы знаем об этих эпохах, и надо ли еще раз ворошить старое? Быть может, для рассуждений о настоящем и прогнозирования будущего вполне достаточно прежних знаний по истории авангарда?» Недостаточно. Эти периоды в истории кино не слишком хорошо поняты как в зарубежной, так и в отечественной науке. Свидетельством тому – появление современных серьезных научных исследований в этой области.

Авангард по своей природе ориентирован на непонимание или изначальную смысловую множественность (при всем его порой рациональном построении3). В силу этого смысловое обогащение текста может происходить многократно. И если в западном киноведении мы видим именно такую картину, то в отечественной науке о кино ситуация иная. Долгое время объективное изучение зарубежного киноавангарда не представлялось возможным в силу определенных идеологических препятствий. Вследствие этого в отечественном киноведении образовалась огромная лакуна, связанная не столько с недостаточной множественностью анализа авангарда, сколько с каким бы то ни было детальным его пониманием. Исследований, посвященных данной тематике, чрезвычайно мало.


  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница