Формирование здорового образа жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста в прогимназии




Скачать 79.08 Kb.
Дата26.04.2016
Размер79.08 Kb.
Формирование здорового образа жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста в прогимназии «Эрудит»

A healthy lifestyle of children of preschool and primary school children in preschools "Scrabble"


Аннотация

В статье анализируются основные направления и подходы к проблеме формирования здорового образа жизни у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Представлены практические рекомендации по формированию культуры укрепления и сохранения собственного здоровья.


The article analyzes the main trends and approaches to the problem of a healthy lifestyle in children of preschool and early school age. Presents practical recommendations for promoting culture and preserving their health.
Ключевые слова: воспитание, формирование здорового образа жизни, дети дошкольного возраста, младший школьный возраст.

Keywords: education, promotion of healthy lifestyles, preschool children, primary school age.

Автор

ФИО: Цогоева Людмила Таймуразовна

Tsogoeva L.T.



Уч. звание, должность: воспитатель

Место работы: ГБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназии «Эрудит»

E-mail: valievazema@mail.ru

Телефон: (928) 0676933

Адрес: г. Владикавказ, ул. Московская, 17а
Процесс формирования здорового образа жизни подрастающего поколения до недавнего времени идентифицировался с физическим воспитанием. Жизнь, однако, показала, что в век стрессов и неврозов, агрессивности и равнодушия, социальных болезней и экологически неблагополучных условий существования физическому воспитанию не справиться с поставленными задачами по формированию культуры здоровья учащейся молодежи. В связи с этим, проблема формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья учащихся стала приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы. Возникла насущная потребность выделения самостоятельной области воспитания, получившей название «формирование культуры здоровья детей дошкольного и младшеготшкольного возраста».

В свое время В.А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». «Здоровье – это вершина, которую должен каждый покорить сам – так гласит восточная мудрость. Задача педагогов – научить детей покорять эту вершину. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот.

Дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. На протяжении всего дошкольного детства происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование высшей нервной деятельности (Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова). Нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью. Эмоциональное перенапряжение связано с ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций. Не случайно именно в этом возрасте родители и педагоги часто сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей, как смена настроения, повышенная раздражительность, психомоторная возбудимость, плаксивость, быстрая утомляемость, невнимательность при выполнении заданий. У детей могут наблюдаться следующие реакции: они грызут ногти, крутят волосы, длительное время не засыпают, совершают беспорядочные движения (покачивания, подпрыгивания и т. д.) [4].

Исследованию вопросов формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни посвящены труды Ю.Е. Антонова, А.А. Бодалева, И.Н. Воробьевой, Л.Д Глазырина,. М.Н. Кузнецовой, Н.В. Нежиной, В.А. Сластенина, А.В. Юматовой. Анализ работ В.А.Деркунской, С.А.Козловой, Л.Г. Касьяновой, О.А. Князевой, И.М. Новиковой и др. показывает, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью) как ценности.

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития других сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций. Обучение здоровому образу жизни – целенаправленный, систематический и организованный процесс. Именно такая организация обучения способствует формированию представлений о здоровьесбережении и научит детей отличать здоровый образ жизни от нездорового, поможет в дальнейшем беречь свое здоровье и здоровье окружающих. Здоровый образ жизни – это «результирующая действий многих внутренних и внешних факторов, объективных и субъективных условий, благоприятно влияющих на состояние здоровья».

Только с самого раннего возраста можно привить детям знания, навыки и привычки в области охраны здоровья (А.В. Юматова), которые впоследствии превратятся в важнейший компонент общей культуры человека и окажут влияние на формирование здорового образа жизни всего общества [9]. Формирование здорового образа жизни включает в себя три основные цели:



  • глобальную – обеспечение физического и психического здоровья подрастающего поколения;

  • дидактическую – вооружение школьников необходимыми знаниями в области охраны здоровья, привитие умений, навыков и привычек, позволяющих предотвращать детский травматизм, способствующих сохранению здоровья, трудоспособности и долголетия;

  • методическую – вооружение учащихся знаниями физиологических основ процессов жизнедеятельности человека, правил личной гигиены, профилактики соматических заболеваний, психических расстройств, инфекций, передаваемых половым путем, а также знаниями о вредном воздействии на организм психотропных веществ.

Ответственность за достижение этих целей формирования здорового образа жизни возлагается, главным образом, на школу. Школа – это не только образовательное учреждение, это особый мир детства (И.Н. Воробьева), в котором ребенок проводит значительную часть своей жизни. Отсюда необходимость посмотреть на образовательную среду современной школы с точки зрения экологии детства [6]. И здесь велика роль, во-первых, учебных предметов и, во-вторых, различных внеурочных мероприятий: классных часов, бесед, викторин.

В настоящее время в практику работы образовательного учреждения «Эрудит» широко внедряются различные оздоровительные программы, способствующие формированию валеологической грамотности, здорового образа жизни учащихся. Как правило, здесь проводятся отдельные оздоровительные мероприятия, которые, в конечном счете, не всегда дают положительный эффект. Для этого прилагаются все усилия, чтобы работа по здоровьетворчеству носила системный характер.

Наша работа направлена на формирование навыков сохранения здоровья через полученные знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и правилах здорового образа жизни. Дети практически применяют эти правила через проигрывание различных ситуаций во внеурочное время. Мы обсуждаем с детьми вопросы о том, что такое «здоровье» и что такое «болезнь», подводим к выводу о том, что здоровье человека зависит от его образа жизни.

Проводятся «Беседы о здоровье», «Беседы-игры», уроки-сказки, театрализованные представления и т. д. Такие формы работы позволяют шире вводить элементы занимательности. В процессе игры создаются условия для всестороннего развития личности детей. Игры заставляют активнее мыслить, способствуют расширению кругозора, формируют представление об окружающем мире. В процессе игры улучшается физическое развитие детей и совершенствуются психические процессы.

С детьми проводятся беседы о том, как правильно относиться к себе и к окружающим, как общаться и взаимодействовать с другими людьми. Дети учатся понимать, при каких условиях среда обитания (школа, улица, жилище) безопасны для жизни и здоровья. Школьники рассматривают свои внешние данные, свое развитие как естественный процесс, который зависит от разумного поведения.

В работе с детьми мы исходим из того, что детство – особый уникальный период в жизни человека, это не подготовка к жизни, а сама жизнь с определенным, присущим только ей кругом потребностей и возможностей. Поэтому в работе с детьми мы руководствуемся принципом гуманизма и педагогического оптимизма, что предполагает веру в ребенка, в его потенциальные возможности реализовать себя как личность.

Вся эта работа говорит о том, что здоровье – это не подарок, полученный один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого из нас. Данная деятельность призвана убедить в том, что наш организм заслуживает особого внимания, что познание себя – одна из главных задач homo sapiens (человека разумного).

Одним из приоритетных направлений деятельности «Эрудит» является охрана и укрепление здоровья детей. В образовательной организации «Эрудит» организованы оздоровительные, профилактические и противоэпидемические мероприятия, включающие в себя: систему эффективных закаливающих процедур, разработанных для каждого возраста, с учетом группы здоровья ребенка: контрастное закаливание ног; ходьба - солевое закаливание ног; контрастные воздушные ванны; влажные обтирания; «Морской берег»; босохождение; точечный массаж; полоскание горла и рта настоями трав; максимальное пребывание детей на свежем воздухе; оздоровительные комплексы: душ – фитобар – бассейн, мероприятия по укреплению иммунитета в период обострения гриппа; вакцинация детей согласно национальному календарю профилактических прививок. Все дети привиты по возрасту, своевременно; усиление контроля за санитарным состоянием в «Эрудите».

Организуем настоящие театрализованные представления также с помощью мягких игрушек, провели «Урок Айболита» о культуре питания. Живой интерес у детей вызвали стихи и загадки о полезных ягодах, овощах и фруктах. Они активно их отгадывали, за что в награду получали апельсины, мандарины и бананы.

Итак, необходимость соблюдения принципов здорового образа жизни осознается почти всеми учениками исследования. Анализ представлений о здоровом образе жизни показывает актуальность данного направления работы в воспитании учеников.



В последнее время мы много говорим о возрождении России. Вложить свой посильный вклад в сохранение её генофонда – благороднейшая задача тех, кто трудится в народном образовании. И это надо делать сегодня, завтра будет поздно.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Гацалова Л.Б., Парсиева Л.К. Социально-аксиологические ориентиры современного российского социума //В мире научных открытий. 2013. № 11. С. 28.

  2. Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам: программа и программные требования / Л.Д.Глазырина. – М. : ВЛАДОС, 1999. – 365 с.

  3. Нежина Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста / Н.В.Нежина // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 4. – С. 14-17.

  4. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века / сост. Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова и др. – М. : Гардарики, 2008. – 164 с.

  5. Дзусова Б.Т., Гегкиева А.К., Дзугкоева С.Ю. Ирон адæмон сфæлдыстад – нæ адæмы хæзна (Устное народное творчество – достояние осетинского народа). Nauka-Rastudent.ru. 2015. № 11. С. 29.

  6. Воробьева И.Н. Теоретические основы формирования мотивационно-ценностного отношения школьников к здоровому образу жизни средствами физической культуры //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014.№ 1 (16). С. 37-40.

  7. Дзусова Б.Т. Методика работы по усвоению этнокультуроведческой лексики русского языка в осетинской школе: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Владикавказ, 1998.

  8. Цаликова М.А. Развитие речи билингвов с опорой на языковой изоморфизм. В сборнике: Актуальные проблемы науки на современном этапе развития. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. Уфа, 2015. С. 296-300.

  9. Юматова А.В. Формирование здорового образа жизни дошкольников / А.В. Юматова // Дошкольное воспитание. – 1996. - № 3. – С. 12 - 14.

  10. Парсиева Л.К., Гацалова Л. Б. Современные механизмы регулирования региональной демографической политики в условиях экономической нестабильности // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5. С. 433.

  11. Туаева Л.А. Воспитание у школьников способности к самореализации как социально-педагогическая проблема //Nauka-Rastudent.ru. 2015. № 5 (17). С. 38.



База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница