Формирование успешного родительства




страница1/6
Дата15.08.2016
Размер1.08 Mb.
  1   2   3   4   5   6
Министерство образования Сахалинской области

ГБУ «Центр психолого-педагогической помощи семье и детям»

ФОРМИРОВАНИЕ УСПЕШНОГО РОДИТЕЛЬСТВА

(Из опыта работы ГБУ «Центр психолого-педагогической

помощи семье и детям»: сборник сценариев мероприятий)

2013


Формирование успешного родительства (Из опыта работы ГБУ «Центр психолого-педагогической помощи семье и детям»: сборник сценариев мероприятий) / Авторы-сост.: С.А. Французова, Е.Б. Кашкина – 2013 г.

В сборнике представлены сценарии мероприятий, направленных на пропаганду семейных ценностей, формирование у граждан, принявших на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей, необходимых психологических знаний, педагогических умений, навыков общения и позитивного взаимодействия с приемными детьми, а так же, формирование потребности граждан в оказании помощи детям, нуждающимся в защите государства.

Пособие предназначено для педагогов-психологов, социальных педагогов, специалистов органов опеки и попечительства и других специалистов по работе с семьей.

ВВЕДЕНИЕ
Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей, целью которого является создание психолого-педагогических условий, предотвращающих семейное неблагополучие, оказание помощи в преодолении трудностей воспитания, и, как следствие, профилактику возвратов детей в интернатные учреждения, – одно из направлений деятельности ГБУ «Центр психолого-педагогической помощи семье и детям». Данное направление, включающее в себя, в том числе, гармонизацию детско-родительских отношений, осуществляется специалистами отдела развития семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

В рамках психолого-педагогического сопровождения замещающих семей специалистами отдела были разработаны семинары-тренинги для замещающих родителей, целью которых является обучение участников основам знаний по психологии детей и подростков в доступной игровой, интерактивной форме, формирование навыков эффективного взаимодействия в диаде родитель-ребенок. Данные семинары-тренинги были проведены в большинстве районов Сахалинской области и получили положительные отзывы от их участников.

С 18 февраля 2012 года в ГБУ «Центр психолого-педагогической помощи семье и детям» начала свою работу «Родительская гостиная». Ее посетители – замещающие родители и их приемные дети – пришли на встречу с массой вопросов и огромным желанием научиться чему-либо новому, для того, чтобы их семьи стали еще более крепкими, дружными и успешными. С тех пор субботние встречи в «Родительской гостиной» стали регулярными и в них принимают участие замещающие семьи из г. Южно-Сахалинска, Анивского, Корсаковского, Долинского, Холмского районов.

По словам участников, благодаря таким занятиям родители обучаются мастерству выражать родительскую любовь, выходить из конфликтных ситуаций мирным путем, устанавливать с ребенком более тесный контакт.



Данное пособие включает в себя программы семинаров-тренингов для замещающих семей и сценарии мероприятий, проведенных в рамках «Родительской гостиной», – опыт работы педагогов-психологов, социальных педагогов с замещающими родителями и детьми, оставшимися без попечения родителей, принятыми на воспитание в семьи. Оно будет полезным специалистам, работающим как с замещающими семьями, так и с обычными семьями, воспитывающими родных детей.

«ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО ОБРАЗА СЕМЬИ

У РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ»

Авторы разработки:

Е.Б. Кашкина, педагог-психолог ГБУ «Центр психолого-педагогической помощи семье и детям»,

Ф.И. Жексимбаева, педагог-психолог ГБУ «Центр психолого-педагогической помощи семье и детям».

Цель: Способствовать гармонизации стиля воспитания и развитию чувства эмпатии в диаде «родитель-ребенок».

Задачи:

  1. Формировать умение видеть положительное в характере и поведении близких людей.

  2. Обучать способам позитивного взаимодействия родителей и детей.

  3. Побуждать участников к стремлению использовать виды деятельности, позволяющие членам семьи лучше узнать друг друга.

Форма проведения: тренинг взаимодействия для детей и родителей.

Целевая аудитория: замещающие родители и приемные дети в возрасте от 7 до 12 лет.

Оборудование: бейджи, фломастеры, игрушка, листы формата А1 для записей, маркеры, карточки-таблицы, листы для рисования формата А3, акварельные краски, кисти, емкости для воды, ленты длиной 1м, стикеры в виде сердца, стикеры обычные, листы с изображением смайликов: «радость», «безразличие», «недовольство».

Ход занятия

  1. Организационный этап.

  1. Оформление бейджей.

  2. Знакомство. Все садятся в круг, чередуясь: родитель – ребенок. По кругу передают игрушку и рассказывают в таком порядке: родитель о ребенке, ребенок о родителе (ведущие рассказывают друг о друге). Необходимо рассказывать только о хороших качествах и ни в коем случае не называть недостатков своих близких.

  3. Ожидания – опасения. На большом листе записывают в две колонки ожидания участников тренинга и их опасения, связанные с данным мероприятием.

  4. Правила тренинга. Ведущий озвучивает правило, а участники голосуют. Примерный перечень правил:

  • На занятии одновременно может говорить только один человек.

  • Необходимо соблюдать временной регламент.

  • Говорить можно только в круг, нельзя шептаться с соседом.

  • Другим людям, даже близким, можно рассказывать только о том, что делал или чувствовал на тренинге ты сам. Нельзя рассказывать о том, как вели себя или что говорили другие участники группы.

  • Старайся участвовать во всех упражнениях.

  • Позаботься о себе сам: устал сидеть – тихонько встань, захотел попить – сделай это, не мешая другим, и т.д.

  1. Игра «Имя - прилагательное». Всем участникам предлагается назвать свое имя и прилагательное, начинающееся на туже букву, что и их имена. Примечание: ведущий помогает в выборе прилагательных. Это упражнение позволит составить представление об эмоциональном состоянии участников тренинга, «разогреть» их.

  1. Основной этап.

  1. Игра «Хорошо ли мы знаем друг друга?» Ведущий говорит о важности понимания себя самого и понимания своего ребенка и предлагает родителям и детям ответить на ряд вопросов. Отвечая на вопросы, родители и дети заполняют таблицу, где отвечают за себя и за своего ребенка (родителя).

Вопрос

Ответ родителя

Ответ ребенка


























































Примерные вопросы:

  • Мое любимое домашнее животное.

  • Любимый цвет.

  • Любимая сказка.

  • Любимый цветок.

  • Любимая игра.

  • Если бы у меня была фантастическая возможность стать кем-нибудь на один день, я бы стал…

  • Доброго волшебника я попросил бы о ….

Ведущий просит детей и родителей обменяться своими табличками.

  • У кого совпало написанное за себя и за другого? Почему?

Обсуждение упражнения.

  1. Игра «Обезьянка и зеркало». Ведущий: В комнате стоит зеркало. Туда вошел человек, на плече у которого сидела обезьянка. Она увидела себя в зеркале и подумала, что это другая обезьянка, и стала строить ей рожицы. Обезьянка в зеркале ответила ей тем же. Она погрозила ей кулаком, и из зеркала ей тоже погрозили, она топнула ногой, и та обезьянка топнула ногой. Что ни делала обезьянка, другая в точности повторяла ее движения. Всем участникам нужно побывать в роли «обезьянки» и в роли «зеркала».

Обсуждение игры: Что вы чувствовали, когда были обезьянкой? А когда были зеркалом? Какие отражения было приятно видеть, а какие неприятно?

  1. Совместное рисование на влажной бумаге. Детско-родительским парам выдается по одному листу формата А3, кисточки, краски.

Инструкция:

1 шаг – весь лист, выданный вам нужно намочить водой, так чтобы лист был очень влажным. Приступайте.

2 шаг теперь весь этот влажный лист нужно заполнить разноцветными линиями, пятнами, каракулями. Начали.

3 шаг теперь вы можете осмотреть ваш лист со всех сторон и дорисовать в нем общую картину, дать название и рассказать.

Во время представления работ ведущий просит ребенка рассказать, как был нарисован рисунок, кто был инициатором идей, что помогало или мешало работе, каким образом договаривались о прорисовке деталей. Обсуждаются также те особенности взаимодействия родителей и детей, которые проявлялись на различных этапах выполнения задания: сотрудничество, соперничество, ориентация на интересы партнера или их игнорирование.



  1. Игра «Тройка». Приглашаются три участника (по желанию). Они встают в ряд и им связывают ноги таким образом: левую ногу одного с правой ногой другого. В таком положении им предлагается пересечь комнату.

По окончании проводится обсуждение:

  • Удобно ли было двигаться?

  • Кому из участников наиболее сложно перемещаться?

  • В каком случае игроку в центре двигаться легче, увереннее – когда участники сбоку помогают ему и двигаются в одном направлении или когда каждый участник двигается в своем направлении?

Ведущий: в положении человека, стоящего в центре, находится ребенок. С одной стороны располагается школа со своими методами воспитания, требованиями, задачами, ожиданиями, а с другой – семья, родители со своими средствами воспитания, взглядами, ожиданиями. Ребенку необходимо соответствовать ожиданиям школы и семьи, выполнять требования и родителей, и педагогов. Успешность воспитания и обучения ребенка зависит от взаимопонимания, сотрудничества родителей и педагогов.

  1. Игра «Карусель». Стулья ставятся в виде двойного круга: внутреннего и внешнего. Родители садятся на внутренний круг стульев, дети – на внешний. В детско-родительских парах обсуждаются темы:

  • Сотовые телефоны.

  • Поведение в школе.

  • Карманные деньги.

  • Наказание за «двойки».

  • «Гулянье допоздна»

Роль ребенка играет взрослый, а роль взрослого – ребенок. Обсуждение каждой темы 2 минуты, а потом дети пересаживаются на соседний стул по часовой стрелке.

  1. Завершающий этап.

  1. «Я дарю тебе свое сердце». Дети и их родители берут стикеры в форме сердца, пишут на них слова пожелания. Потом встают друг напротив друга, зачитывают эти слова и приклеивают стикер на грудь друг другу со словами: «Я дарю тебе свое сердце».

  2. Подведение итогов. Возвращаемся к листу с записанными ожиданиями и опасениями.

  • Сбылись ли ваши ожидания?

  • Оправдались ли ваши опасения?

  1. Рефлексия. Впечатления от тренинга. Ведущий: Приклейте стикер под смайликом, который выражает ваше настроение после тренинга.


Радость Безразличие Недовольство


«РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ»

Авторы разработки:

Е.Б. Кашкина, педагог-психолог ГБУ «Центр психолого-педагогической помощи семье и детям»,

Ф.И. Жексимбаева, педагог-психолог ГБУ «Центр психолого-педагогической помощи семье и детям».

Цель: Формировать и развивать у детей навыки общения.

Задачи:

  1. Ознакомить с приемами, позволяющими преодолеть психологические зажимы.

  2. Формировать навыки активного слушания.

  3. Тренировать навыки эффективного взаимодействия в группе.

Форма проведения: Тренинг взаимодействия для детей и родителей.

Целевая аудитория: Замещающие родители и дети от 6 до 12 лет.

Оборудование: бейджи, фломастеры, листы для записей формата А1, маркеры, игрушка, 2 бутылки, связанные друг с другом веревочки, 2 конфеты, старые газеты.

Ход занятия

  1. Организационный этап.

  1. Оформление бейджей.

  2. Знакомство. Все садятся в круг, чередуясь: родитель – ребенок. По кругу передают игрушку и рассказывают о хобби, интересах и увлечениях своих близких в таком порядке: родитель о ребенке, ребенок о родителе. Необходимо рассказывать только о хороших качествах и ни в коем случае не называть недостатков своих близких.

  3. Ожидания – опасения. На большом листе записывают в две колонки ожидания участников тренинга и их опасения, связанные с данным мероприятием.

  4. Правила тренинга. Ведущий озвучивает правило, а участники голосуют. Примерный перечень правил:

  • На занятии одновременно может говорить только один человек.

  • Необходимо соблюдать временной регламент.

  • Говорить можно только в круг, нельзя шептаться с соседом.

  • Другим людям, даже близким, можно рассказывать только о том, что делал или чувствовал на тренинге ты сам. Нельзя рассказывать о том, как вели себя или что говорили другие участники группы.

  • Старайся участвовать во всех упражнениях.

  • Позаботься о себе сам: устал сидеть – тихонько встань, захотел попить – сделай это, не мешая другим, и т.д.

  1. Основной этап.

  1. Упражнение «Звучащая сила»

  1. Энергия из звука «Аааааа». Ведущий: Я хочу помочь вам наполнить себя свежей силой. Встаньте и сделайте очень глубокий выдох. Затем наберите полные легкие воздуха и снова выдохните. Но в этот раз выдохните со звуком. Пропойте во все время выдоха долгое «Ааааа». Представьте себе, что при этом из вас вытекают ощущения усталости, утомления, скуки. А на вдохе представьте себе, что вдыхаете вместе с воздухом веселые и радостные мысли. На каждом выдохе пропевайте звук «Ааааа» все громче и громче, пока вся ваша усталость и неприятные ощущения не покинут вас полностью... (1 минута.)

  2. Энергия из звука «Иииии». На минутку встаньте со своего места и превратитесь в сигнальную сирену машины «Скорой помощи». Положите руку себе на голову и произнесите громкий высокий протяжный звук «Иииии». Постарайтесь почувствовать, как ваша голова начинает дрожать от этого звука... А теперь на самом деле попробуйте прокричать этот звук подобно сигнальной сирене, произнося его то ниже, то выше. Через некоторое время вы заметите, что тем самым сохранили свои силы... (30 секунд.)

  3. Теперь вы можете поэкспериментировать с другими гласными звуками, чтобы почувствовать, какие звуки придают вам больше бодрости и сил. Вы можете играть в сигнальную сирену со звуками «Ааааа», «Иииии», «Ооооо» или «Ууууу». Важно, чтобы все эти звуки в ходе упражнения пелись то ниже, то выше.

  1. Мозговой штурм «Поговорим о чувствах».

Ведущий:

а) Мне хочется узнать, сколько слов, обозначающих различные чувства, может назвать каждая семья за одну минуту (пары ребенок – родитель вспоминают слова, обозначающие чувства и записывают их на листочке).

б) Записывает на большом листе все чувства, которые записали на листочках участники.

Теперь скажите мне, какие чувства испытывал каждый из вас, когда мы писали последний диктант...

А теперь скажите, пожалуйста, какие чувства вы испытывали вчера, когда ваши мама или папа вернулись домой после работы...

И, наконец, скажите, какие чувства вы испытывали, когда последний раз что-то сломали...



Анализ упражнения:

  • С кем Вы говорите о своих чувствах?

  • О каких чувствах Вам бывает легче говорить?

  • О каком чувстве Вам говорить труднее?

  • Какое чувство нравится Вам больше других?

  • Какое, по-Вашему, самое неприятное чувство?

  • Почему важно, чтобы мы могли говорить о своих чувствах?

  1. Упражнение «Чувства и интонации».

Ведущий: Представьте себе, что вы попали в другой мир, где разговаривают только длинными гласными, например: Аааааа, Ееееее, Ииииии... Люди, разговаривающие на этом языке, могут выражать все свои чувства только разным произнесением этих звуков. Попробуйте показать, как люди этой страны говорят, что они счастливы. Скажите мне все радостное Аааа, радостные Еееее, Иииии, Ооооо, Ууууу...

Выразите интонацией страх, гнев, печаль, любовь, волнение, гордость, любопытство и др. Обратите внимание, как изменяется мимика и поза, ощущения при выражении разных чувств. Меняется ли ваша осанка, когда вы выражаете новое чувство? А выражение лица? Как вы дышите при разных эмоциях? Сами произнесите поочередно все гласные, демонстрируя оттенки разных чувств: радостное Ааааа, потом грустное Еееее...

Теперь сядьте по двое. Поговорите друг с другом, используя только гласные звуки, но они должны выражать те чувства, которые вы сейчас испытываете. Обращайте внимание не только на голос, но и на позу и выражение лица вашего партнера. (3 минуты.) Давайте вместе обсудим то, что вы при этом переживали.

Анализ упражнения:


  • Что тебе было труднее всего понять в чужой речи?

  • Какое чувство тебе легче всего выразить?

  • Обращаешь ли ты внимание на интонацию собеседника для того, чтобы понять его чувства?

  • Как звучит твой голос, когда ты радуешься? А как он звучит, когда тебе страшно? Как звучит твой голос, когда ты ласковый?

  • Когда ты чувствуешь себя неуютно при разговоре: когда собеседник гневается? Когда он грустен? Когда он выражает любовь?

  1. Игра «Конфета в бутылке». По желанию приглашаются две пары ребенок – родитель. Каждая пара получит три связанные между собой веревочки. На длинной нити висит конфета.

Ведущий: Каждый из вас должен взять в руки одну из коротких веревочек. Затем вы должны будете поместить конфету в бутылку. Вы не должны прикасаться к ней руками. Как только вы выполните задание, громко прокричите: "У нас получилось!"

Анализ упражнения:

  • Удалось ли вам сделать так, чтобы вы выполняли работу вместе?

  • Что для вас было самым тяжелым в этой игре?

  • Как вы договаривались друг с другом?

  • Что привело вас к успеху?

  1. Разминка «Делай как я!».

Ведущий: Пожалуйста, все встаньте и расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место. Каждый участник придумывает простое гимнастическое упражнение. Ведущий первым выходит в центр круга и говорит: «Делай как я!», показывая свое упражнение. Все участники должны повторить его три раза. Ведущий возвращается в круг, а в центр выход следующий участник и показывает свое упражнение с теми же словами: Делай как я!». Упражнение продолжается до тех пор, пока все участники не выйдут и не продемонстрируют свое упражнение.

Игра «Карусель». Стулья ставятся в виде двойного круга: внутреннего и внешнего.

а) «Выше – ниже»: родители садятся на внутренний круг стульев, они играют роль детей, дети – встают на стулья внешнего круга, они играют роль родителей. Разговор ведется на свободную тему. По сигналу ведущего дети передвигаются по часовой стрелке на соседний стул и продолжают разговор.



б) Дети спускаются со стульев и садятся на них. Продолжается общение. По сигналу ведущего дети передвигаются по часовой стрелке на соседний стул и продолжают разговор.

Анализ упражнения:

  • В каком положении было удобнее и приятнее общаться? Почему?

  • Кто особенно внимательно тебя слушал?

  • Как ты это заметил?

  1. Завершающий этап.

  1. Упражнение «Я очень рад…». Дети и их родители встают друг напротив друга и по очереди говорят друг другу такую фразу: «Я очень рад, что у меня есть ты, потому что….» (каждый продолжает ее так, как считает нужным).

  2. Подведение итогов. Возвращаемся к листу с записанными ожиданиями и опасениями.

  • Сбылись ли ваши ожидания?

  • Подтвердились ли ваши опасения?

  1. Рефлексия. Впечатления от тренинга.

Ведущий: На столе лежат небольшие листки бумаги разного цвета и клей. Выберите листок бумаги, по цвету соответствующий вашему настроению после тренинга: оранжевый – радость, серый – безразличие, черный – недовольство. Приклейте свой листочек на большой лист, чтобы мы смогли увидеть, какое настроение среди вас преобладает.

«РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ»

Автор разработки: Ковтун Н.Е., педагог-психолог ГБУ «Центр психолого-педагогической помощи семье и детям».

Цель: Формировать у родителей умение создавать в семье условия, способствующие развитию детской самостоятельности.

Задачи:

  1. Формировать представление о способах воспитания самостоятельности у детей.

  2. Тренировать навыки доверительного взаимодействия в диаде «родитель-ребенок».

  3. Тренировать находчивость, умение гибко изменять свое поведение в зависимости от изменившихся обстоятельств.

Форма проведения: Тренинг взаимодействия для детей и родителей.

Целевая аудитория: Замещающие родители и приемные дети от 7 до 14 лет.

Оборудование: бейджи, фломастеры, листы для записей формата А1, маркеры, игрушка, листы А5, альбомные листы.

Ход занятия

  1. Организационный этап.

  1. Оформление бейджей.
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница