Формирование региональной финансовой системы в Европейском Союзе




страница1/18
Дата30.07.2016
Размер4.17 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени М.В. ЛОМОНОСОВА
Экономический факультет
На правах рукописи
ЗИМАРИН КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ
Формирование региональной финансовой системы в Европейском Союзе

Специальность 08.00.14 –Мировая экономика

Диссертация

на соискание ученой степени

доктора экономических наук

Научный консультант

д.э.н., проф. Кулаков М.В.

Москва – 2014




ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования в Европейском Союзе региональной финансовой системы 15

1.1 Концептуальные основы формирования региональной финансовой системы 16

1.2 Этапы формирования в ЕС региональной финансовой системы 38

1.3 Валютный союз в основе региональной финансовой системы ЕС 62 ГЛАВА 2. Институциональные основы формирования в Европейском Союзе региональной финансовой системы 86

2.1 Институты ЕС, регулирующие формирование региональной финансовой системы 87

2.2 Формирование в ЕС общего фондового рынка 109

2.3 Современная инфраструктура региональной финансовой системы 131

ГЛАВА 3. Роль национальных финансовых систем стран членов Европейского Союза в обеспечении устойчивости региональной финансовой системы 152

3.1 Гармонизация бюджетно-налоговой системы и условий функционирования фондового рынка 153

3.2 Влияние бюджетных расходов стран − членов ЕС на региональную финансовую систему 175

3.3. Взаимодействие региональной и национальных финансовых систем в преодолении современного кризиса 198



ГЛАВА 4. Роль международных финансовых институтов и двухсторонних отношений в регулировании региональной финансовой системы Европейского Союза 221

4.1 Роль международных финансовых институтов в регулировании региональной финансовой системы ЕС 222

4.2 Отношения между ЕС и США в вопросах финансового регулирования 246

4.3 Сотрудничество ЕС с Россией в финансовой сфере 264



Заключение 288 Библиография 303

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Изучение различных аспектов развития европейской цивилизации давно является одним из приоритетных направлений российской научной мысли. Достаточно, например, упомянуть знаменитую полемику «западников» и «славянофилов». С развитием в Европе интеграционных процессов усилилось внимание к изучению экономических отношений как внутри интеграционного объединения, так и его отношений с третьими странами. Начавшийся в 2007 г. мировой финансовый кризис, возникшие проблемы в зоне евро вызвали всплеск интереса к устройству и функционированию финансовой системы Европейского Союза (ЕС) как региональной финансовой системы. В настоящее время эта система как модель организации финансовой деятельности не является завершенной, находится в стадии трансформации и активного формирования. Современный этап этого процесса предполагает появление новых наднациональных институтов, а также изменение старых, которые действовали еще на предыдущих этапах. Поэтому к числу важнейших характеристик процесса формирования в ЕС региональной финансовой системы относится то, что она создается на основе принципа делегирования полномочий наднациональным институтам и другим соответствующим организациям, как со стороны национальных государств, так и со стороны регулирующих институтов ЕС. Поскольку прежняя Бреттон-Вудская система организации мировых финансов перестала отвечать современным требованиям, отдельные наиболее влиятельные европейские государства и наднациональные институты ЕС играют очень важную роль в ее реорганизации. Это должно обеспечить укрепление институтов мировой финансовой системы и ее дальнейшее устойчивое функционирование.

Вместе с тем, функционирование региональной финансовой системы ЕС в ее современном виде сталкивается с очевидными проблемами, которые особенно остро проявились в период последнего мирового финансово-экономического кризиса. Это существенно повышает актуальность теоретических разработок по европейской тематике, поскольку необходимо учитывать не только позитивный, но и негативный опыт, накопленный в ЕС на различных этапах формирования региональной финансовой системы. Несмотря на то, что, население Европы неоднозначно относится к централизации управления, на основе которой изначально создавалась структура ЕС, для эффективного развития региональной финансовой системы ЕС требуются повышение уровня контроля и дальнейшая гармонизация принципов проведения бюджетно-налоговой политики в странах − членах ЕС.

В контексте интеграционных проектов, реализуемых на постсоветском пространстве, соответствующий опыт ЕС должен являться объектом пристального изучения. В связи с этим представляется актуальным рассмотрение как стратегических подходов к европейской интеграции в финансовой сфере, так и конкретных практических механизмов формирования в ЕС региональной финансовой системы. Всесторонний анализ и осмысление деятельности международных и европейских институтов, которые обеспечивают формирование в ЕС региональной финансовой системы, позволяет тщательно учитывать этот опыт и соответствующим образом его использовать.

Степень разработанности проблемы. Вопросы, определенные темой данного диссертационного исследования, изучались преимущественно в качестве отдельных аспектов в рамках специализированных исследований, посвященных процессу глобализации, ключевым тенденциям развития мировой экономики и мировых финансов, а также вопросам европейской интеграции. Различные аспекты этих важных проблем рассматривались в работах таких видных российских ученых, как: Л. Абалкин, А. Балабанов, О. Богомолов, О. Буторина, С. Глазьев, Л. Глухарев, Р. Гринберг, М. Делягин, А. Дынкин, В. Железова, И. Жук, В. Иноземцев, В. Колесов, Б. Кузык, М. Кулаков, Д. Львов, Е. Мазурова, В. Мау, Я. Миркин, А. Некипелов, М. Осьмова, О. Пилипенко, А. Семенов, Д. Смыслов, С. Сутырин, И. Фаминский, А. Худокормов, О. Черковец, Г. Чибриков, В. Шемятенков, Ю. Шишков, Н. Шмелев, а также зарубежных: Р. Асмус, Э. Аткинсон, Р. Барро, Д. Бекер, О. Бланшар, Ф. Блэк, З. Боди, Д. Бьюкенен, С. Гупта, Д. Гэлбрейт, Д. Кейнс, Л. Кенен, М. Кристиан, П. Кругман, Р. Манделл, Г. Марковиц, Р. Масгрейв, Ф. Модильяни, А. Пигу, Н. Рубини, Д. Стиглиц, Я. Тимберген, Д. Тобин, Д. Флеминг, А. Хансен, Р. Харрод, У. Шарп.

Актуальность проблемы и ее недостаточная научная разработанность, а также постоянно возрастающая практическая значимость вопросов, связанных с формированием региональных валютных систем, определили выбор темы и направления данного диссертационного исследования.



Целью диссертационного исследования является изучение экономической природы явлений, институтов, форм, методов и основных этапов формирования в ЕС региональной финансовой системы, а также ее трансформации в крупномасштабную международную региональную финансовую систему. Особое внимание уделяется обеспечению устойчивости региональной финансовой системы в условиях финансово-экономического кризиса.

Задачи диссертационного исследования:

− определить концептуальные основы, обеспечивающие формирование региональной финансовой системы и исследовать теоретико-методические основы создания в ЕС региональной финансовой системы;

− выявить эволюцию взглядов, основные этапы и соответствующие им приоритеты проводимой политики в процессе формирования в ЕС региональной финансовой системы;

− рассмотреть вопросы, валютной интеграции стран − членов ЕС как ключевого условия формирования еврозоны и двух уровневой модели региональной финансовой системы;

− обосновать основные институты ЕС, которые регулируют формирование региональной финансовой системы, и выявить роль Европейского Центрального Банка (ЕЦБ) – как наднациональной структуры − в проведении в ЕС общей денежно-кредитной политики и консолидации европейского экономического пространства;

− изучить опыт создания системы платежей как одного из важнейших институтов формирования в ЕС современной рыночной инфраструктуры, оценить направления и перспективы ее дальнейшего влияния на формирование региональной финансовой системы;

− проанализировать основы реализации политики в сфере бюджетных доходов и расходов в различных странах − членах ЕС и увеличение размеров долговых обязательств, а также гармонизации европейского рынка ценных бумаг;

− рассмотреть основные тенденции в сфере сотрудничества международных финансовых институтов, наднациональных европейских организаций и официальных представителей отдельных государств ЕС в формирования региональной финансовой системы;

− дать оценку влияния на формирование региональной финансовой системы развития двусторонних отношений в сфере регулирования финансовых отношений между ЕС и США и ЕС с Россией.

Объект исследования – региональная финансовая система в условиях становления и дальнейшей консолидации в ЕС общего экономического пространства.

Предмет исследования – экономические отношения и институциональные структуры, обеспечивающие формирование в ЕС региональной финансовой системы.

Теоретическая и методологическая основа диссертационного исследования – труды отечественных и зарубежных ученных и специалистов в сфере экономики, политологии, социологии, юриспруденции и в области теории и практики международных отношений; нормативные акты, соглашения и резолюции международных экономических организаций, касающиеся управления различными сферами процесса европейской интеграции и процесса формирования европейской финансовой системы.

В основу логики диссертационного исследования положены базовые законы, принципы и категории диалектики: единство и различия формы и содержания, переход количественных показателей в качество, единство и борьба противоположностей, что предполагает развитии через разрешение противоречий и выражается в методе восхождения от частного к общему. Аналитический процесс предполагает сбор, систематизацию, проведение исследований и обобщение положений и выводов на основе массива фактологической информации и статистических данных.



Информационная база исследования − данные статистической и аналитической отчетности национальных государственных учреждений, международных и зарубежных организаций, нормативные и рекомендательные документы министерств и ведомств, законодательные акты, справочники, материалы периодической печати, web-сайты зарубежных и российских организаций, оперативная информация, собранная самостоятельно.

Научная новизна:

− обосновано понятие «региональная финансовая система» и раскрыты концептуальные основы формирования «региональная финансовая система», которая определена как совокупность рынков и финансовых институтов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, обеспечивающих функционирование финансовых активов в рамках тесно интегрированной группы стран при проведении ими структурной, антиинфляционной, социальной и валютной политики. Использование этого понятия позволяет более глубоко анализировать процессы на наднациональном уровне регулирования интеграционного сотрудничества;

− выделено четыре этапа формирования в ЕС региональной финансовой системы. На первом этапе (с 1947 г.) 17 западноевропейских стран подписали соглашение о Европейском платежном союзе и образовали зону свободной торговли. На втором этапе в Риме (с 1957 г.) был подписан договор об образовании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), который был поэтапной программой экономической и валютной интеграции. На третьем этапе был подготовлен проект создания Экономического и валютного союза (ЭВС с 1989 г.), большинство стран − членов ЕС перешли на единую валюту евро, что привело к созданию еврозоны и двухуровневой модели региональной финансовой системы. Подписание Лиссабонского договора (в 2007 г.) − начало четвертого этапа. Согласно этому договору, усиливается роль наднациональных институтов. К их компетенции отнесены вопросы функционирования таможенного союза, внутреннего рынка, монетарной политики стран − членов еврозоны, общей коммерческой политики и т.д. Отказ в ЕС от унифицированного подхода к членству предполагает, что страны − члены ЕС будут согласовывать и выбирать статус и формат участия в региональной финансовой системе;

− доказано, что важнейшим фактором формирования в ЕС региональной финансовой системы является валютная интеграция. Образование двухуровневой модели финансовой интеграции, которая предполагает, что часть стран − членов ЕС, образовав валютный союз и делегировав наднациональным институтам полномочия на проведение денежно-кредитной политики, перешли на единую валюту и вошли в еврозону. Вошедшие в еврозону страны − члены ЕС должны осуществлять согласованную бюджетно-налоговую политику. Вторая группа стран − членов ЕС, которые не вошли в еврозону, должны проводить согласованную с ЕЦБ денежно-кредитную политику, но сохраняют за собой право на реализацию относительно независимой бюджетно-налоговой политики;

− раскрыта деятельность институтов, которые регулируют в ЕС формирование региональной финансовой системы и показатели, на основании которых ЕЦБ осуществляет мониторинг и анализ экономической ситуации в ЕС, еврозоне и остальном мире. Показано, что «при реализации денежно-кредитной политики оценка перспектив ценовой динамики дополняется информацией о движении денежной массы и другими характеристикам. К ним относятся: динамика заработной платы, обменных курсов, цен на долгосрочные государственные облигации; показатели производственной активности и потребительского спроса; индексы цен и издержек производства; изменение налоговых ставок»1; управление международными ликвидными резервами;

− определены институциональные основы и тенденции развития европейского фондового рынка.  Обосновано положение, что институциональный универсализм обеспечит устойчивость финансовой системы. При этом переход к евро является основой для реализации идеи о введении в ЕС единых еврооблигаций (общих долговых инструментов). Выявлены противоречия между странами членами еврозоны по вопросу единых еврооблигаций. Доказано, что реализация данного проекта не стимулирует правительства проблемных стран сокращать дефицит бюджета и соблюдать финансовую дисциплину (их долги становятся частью долга всего ЕС). Сделан вывод, что одним из условий для укрепления устойчивости финансовой системы ЕС является усиление общеевропейского финансового, банковского и страхового надзора, а также единство практики пруденциального надзора;

 − обосновано положение, «что платежные системы, включающее всю рыночную инфраструктуру для осуществления платежей, торговли ценными бумагами и деривативами, являются одним из основных элементов формирующейся в ЕС региональной финансовой системы ЕС. Доказано, что на современном этапе формирования в ЕС региональной финансовой системы для осуществления платежей и торговли финансовыми инструментами платежные и расчетно-клиринговые системы являются одним из самых динамично развивающихся компонентов»2 рыночной инфраструктуры. Показана ключевая роль в этих процессах Евросистемы, которая выступает оператором платежных систем, а также выполняет функцию по надзору и инициированию изменений;

− установлено, что основным международным финансовым институтом, регулирующим в ЕС формирование региональной финансовой системы, является Международный валютный фонд (МВФ), а также «Большая двадцатка» (G20) и связанный с ней Совет по финансовой стабильности. Деятельность международных финансовых институтов по регулированию региональной финансовой системы ЕС способствуют повышению транспарентности и контролируемости финансовых рынков, в том числе посредством модернизации международной финансовой инфраструктуры, преодоления возникающих в мировой экономике дисбалансов, внедрения новых стандартов финансовой деятельности. Через ЕЦБ, Еврокомиссию и другие институты они оказывают влияние на регулирование денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политик в странах − членах ЕС;

− обосновано, что развитие двусторонних отношений в сфере регулирования финансовых отношений между ЕС и США, а также между ЕС и Россией, оказывает существенное влияние на формирование в ЕС региональной финансовой системы. Разно скоростное движение предполагает, что, во-первых, в рамках реализации режима «замещающего соответствия» в вопросах регулирования финансовой деятельности необходимо повысить эффективность принимаемых на уровне национальных государств соответствующих решений. Во-вторых, принимаемые международные правовые акты должны быть согласованы с интересами национальных государств. В-третьих, необходимо полностью отказаться от «практики исключений» в отношении отдельных субъектов (агентов) из общих действующих (на данный момент) международных норм и правил регулирования.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования определяется возможностью их применения при реализации интеграционных проектов на постсоветском пространстве, например, в процессе проведения политики направленной на интеграцию рынков капитала в Евразийском экономическом пространстве, а также при разработке программ стратегического развития внешнеэкономических связей России. «Рассмотрение финансовых и правовых условий и практики введения единой валюты в ЕС позволяет сделать выводы о дальнейших последствиях этого процесса для международных финансовых позиций России, сформулировать предложения и рекомендации в области финансовой и экономической политики и практических действий российских государственных учреждений, банков, компаний и предприятий»3.

Предложения автора по развитию сотрудничества России и ЕС в финансовой сфере, представленные в четвертой главе диссертационной работы, могут быть использованы государственными учреждениями и другими различными организациями при выработке новых подходов и механизмов взаимодействия России и ЕС.

Кроме того, данная работа будет способствовать дальнейшему развитию основных теоретических положений в области мировой экономики, а отдельные положения и выводы используются в преподавании дисциплин: «Экономика зарубежных стран», «Международная экономика», «Региональные финансовые системы и рынки», «Международные финансово-экономические организации» и другие спецкурсы.

Соответствие содержания диссертации специальности, по которой защищается диссертация. Выполненное исследование, выводы и предложения диссертации К.А. Зимарина соответствуют требованиям, предъявляемым к докторским диссертациям. Исследование рекомендуется к защите по специальности 08.00.14–Мировая экономика (экономические науки).

Диссертация соответствует паспорту специальности ВАК Мировая экономика (Экономические науки) по следующим пунктам:

4. Интернационализация хозяйственной жизни. Взаимодействие региональной интеграции и экономической глобализации;

8. Эволюция мирохозяйственного механизма. Регулирование экономических процессов на национальном и международном уровнях. Международная координация экономической политики. Сохранение и трансформация экономического суверенитета;

12. Мировая валютная система, тенденции ее дальнейшей эволюции. Валютные зоны. Мировые резервные и региональные валюты;

14. Мировой фондовый рынок, его механизмы и роль в развитии отдельных стран и мирового хозяйства в целом. Интернационализация деятельности фондовых бирж;

26. Внешнеэкономические интересы России на мировом рынке и в отношениях с отдельными странами и группами стран.

Апробация работы. Работа прошла апробацию на кафедре мировой экономики экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Результаты проведенного автором исследования были представлены на международных конференциях, а также на ежегодных Ломоносовских чтениях на экономическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова и «круглом столе» на кафедре мировой экономики экономического факультета МГУ: «Россия и международные экономические организации», «Европейская интеграция – тенденция к переменам», «Инвестиционные процессы в условиях глобализации», «Общественный сектор в экономике России: теория и практика реформ». Материалы диссертационного исследования использовались в учебно-педагогической и научной деятельности кафедры мировой экономики экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Основное содержание диссертационной работы полностью отражено в 34 научных работах и 4 монографиях, в том числе 15 работ опубликовано в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России. Общий объем публикаций − 68,7 п.л., в том числе, в рецензируемых журналах, входящих в список ВАК − 7,1 п.л.

Логика и структура исследования. Диссертационное исследование состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.

Первая глава посвящена теории формирования региональной финансовой системы. Рассмотрены важнейшие понятия, необходимые для выработки теоретических подходов и моделей, связанных с указанной проблематикой, в частности, понятия «финансовая система». Введено понятие «региональная финансовая система» применительно к наднациональному уровню, охватывающему определенную тесно интегрированную группу стран. Также рассмотрены четыре основных этапа формирования в ЕС региональной финансовой системы.

Во второй главе проведен подробный анализ современного состояния инфраструктуры региональной финансовой системы ЕС и определены основные тенденции ее развития. Особое внимание при этом уделено деятельности ЕЦБ и других финансовых институтов, обеспечивающих формирование в ЕС региональной финансовой системы. Подчеркивается, что были созданы две структуры, задача которых регулировать денежно- кредитные операции как в еврозоне, так и в рамках всего ЕС: Евросистема (Eurosystem), одна из ее задач − обеспечение надлежащего функционирования платежно-расчетных систем еврозоны, и Европейская Система Центральных Банков (European System of Central Banks).

В третьей главе диссертационной работы изучены роль и соответствующее влияние национальных финансовых систем стран − членов ЕС в обеспечении устойчивости при формировании региональной финансовой системы. Описаны факторы, характеризующие существенные различия в бюджетно-налоговой политике европейских государств включая страны Восточной Европы и Прибалтики. Кроме того, особое внимание уделено изучению структуры расходов консолидированного бюджета ЕС.

В четвертой главе рассмотрены роль международных финансовых институтов в регулировании региональной финансовой системы ЕС и механизмы их сотрудничества с европейскими наднациональными и национальными структурами. Кроме того, в четвертой главе проанализированы ключевые аспекты взаимодействия финансовых систем ЕС и США, поскольку это имеет существенное значение для функционирования региональной финансовой системы ЕС и поддержания ее устойчивости. Показано, что такое взаимодействие не только создает очевидные преимущества для развития европейской финансовой системы, но и сопряжено с определенными противоречиями и проблемами. В данной главе также рассмотрены вопросы взаимодействия ЕС и России. Описана история российско-европейских саммитов, выделены основные направления и механизмы сотрудничества.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница