Формирование культуры профессиональной деятельности будущего специалиста на основе компетентностного подхода



страница1/4
Дата23.07.2016
Размер0.77 Mb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4



На правах рукописи

ЕЛАГИНА Людмила Васильевна


ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

(методология, теория, практика)

13.00.08 – теория и методика

профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

доктора педагогических наук


Челябинск 2008


Работа выполнена на кафедре общей педагогики

ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический

университет»


Научный

консультант:

доктор педагогических наук, профессор

Гостев Анатолий Германович,


Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор

Шаронин Юрий Викторович





доктор педагогических наук, профессор

Третьякова Татьяна Николаевна





доктор педагогических наук, профессор

Кузнецов Владимир Викторович


Ведущая организация:

ГОУ ВПО «Московский государственный педагогический университет»

Защита состоится _16 октября___2008 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.298.11 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук по специальности 13.00.08 - теория и методика профессионального образования в ГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» по адресу: 454080, г.Челябинск, пр. им. Ленина, 76.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет»

Текст автореферата размещен на сайте ВАК www.vak.ed.gov.ru


Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат педагогических

наук, профессор Н.Ю.Кийкова



ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В условиях кардинальных изменений социокультурных, социально-экономических отношений в мире и в стране, в условиях глобализации и информатизации общества перед профессиональным образованием стоит задача повышения его качества, предполагающая результатом высокий уровень культуры профессиональной деятельности выпускников, соответствие их профессионализма требованиям постиндустриального общества, готовность к самообразованию и самосовершенствованию, социальной мобильности.

Закон РФ «Об образовании», «Национальная доктрина образования», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» подчеркивают основную цель среднего профессионального образования заключающуюся в подготовке специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, свободно владеющих профессией, способных к постоянному профессиональному росту в конкурентной среде.

Интерес к проблемам среднего профессионального образования, обусловленный присоединением России к Болонскому процессу, предопределил понимание отечественной педагогической общественностью необходимости принятия компетентностного подхода как одной из стратегий профессионального образования (В.А. Болотов, А.Г. Гостев, А.А. Деркач, Т.Н. Третьякова). Вместе с тем, отечественные исследователи (Н.М. Борытко, А.В. Вербицкий, В.В. Кузнецов, А.М. Новиков, Н.К. Сергеев, А.П. Тряпицына, Ю.В. Шаронин) отмечают недостаточное внимание к таким аспектам среднего профессионального образования, как развитие индивидуальности специалиста, его культуры профессиональной деятельности, творческого потенциала, мобильности.

В настоящий момент социальные ожидания связаны с модернизацией среднего профессионального образования, ориентацией на реализацию компетентностного подхода, индивидуализацию образовательных маршрутов; взаимодействие учреждения среднего профессионального образования с окружающей средой. В этих условиях приоритетной миссией учреждения среднего профессионального образования выступает формирование базовых профессиональных компетенций специалиста. Компетентностный подход (В.А. Болотов, И.А. Зимняя, О.Е. Лебедев, В.В. Сериков, Т.И. Шамова, А.В. Хуторской.) предполагает «целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых функций, социальных ролей, компетенций». На первое место выдвигается не профессиональная информированность студентов, а умение решать проблемы, возникающие в познании, при освоении техники и технологии, в ситуациях самоорганизации, нравственного выбора и самооценки.

Культура профессиональной деятельности будущего специалиста как показателя его соответствия эталону профессиональной компетентности может быть результатом саморазвития студента. Будучи целевой и содержательной характеристикой современного специалиста, она выступает как сложный синтез когнитивного, предметно-практического и личностного опыта профессиональной деятельности. Культуру профессиональной деятельности будущего специалиста, по мнению ученых, ее нельзя сформировать не включив студента в учебно-познавательную деятельность; он должен пройти через последовательность ситуаций, близких к реальным и требующих от него компетентных действий, оценок, рефлексии приобретенного опыта (В.В. Сериков). Таким образом, культура профессиональной деятельности будущего специалиста, хотя и является продуктом профессионального обучения, но не прямо вытекает из него, а является следствием саморазвития будущего специалиста на различных ступенях образования, причем не столько «технологического», сколько личностного роста, целостной самоорганизации культуры личности и культуры деятельности.

Результаты исследований (П.Ф.Анисимов, И.А.Ковалева, Т.А.Панкова, М.Н.Руткевич) показывают, что возрастают потребности и со стороны студентов в получении достойного образования, позволяющего самореализоваться в профессиональной деятельности и профессиональной культуре, природа которых проявляется в органическом единстве с ценностями человека (А.В.Кирьякова), при наличии ценностно-смыслового отношения, глубокой личностной заинтересованности в данном виде деятельности (В.А.Болотов, А.А.Деркач, В.В.Сериков, Л.Б.Соколова) и их интегрирации в культуру профессиональной деятельности. В этом смысле культура профессиональной деятельности выступает как социально- профессиональная компетентность, как способ поведения, образ жизни будущего специалиста, в котором аккумулируются его познавательные и творческие, преобразующие способности.

Проведенный анализ, выявив многоплановость подходов к исследованию культуры профессиональной деятельности будущего специалиста, в то же время показал отсутствие в науке обобщенных знаний о формировании культуры профессиональной деятельности будущего специалиста на основе компетентностного подхода. Нами выявлен ряд противоречий между:

- потребностью общества в личности будущего специалиста, обладающего культурой профессиональной деятельности и недостаточным уровнем подготовленности выпускников СУЗов к самостоятельному решению проблем в меняющемся обществе;

- объективной необходимостью реализации компетентностного подхода при определении целей, содержания, технологий, организационной структуры образования в формировании культуры профессиональной деятельности будущего специалиста и сложившейся узкопрофильной предметно-знаниевой моделью подготовки будущего специалиста;

- возросшей потребностью работодателей и студентов в получении качественного образования и неудовлетворенностью как общества, так и личности современным процессом обучения в СУЗах, его отчужденностью, отстраненностью от потребностей личности и сферы труда, определяющихся современными условиями жизни;

-наличием компетентностно-ориентированных, личностно-развивающих комплексов образовательных циклов, предлагаемых средним профессиональным образованием в рамках профессиональной подготовки студентов и слабым использованием их социокультурного потенциала для формирования культуры профессиональной деятельности будущего специалиста;

-потребностью практики профессионального образования в научно- методическом обеспечении процесса формирования культуры профессиональной деятельности будущего специалиста и отсутствием в педагогической науке концепций подготовки культуросообразно действующего специалиста, компетентного в решении социально-экономических и профессиональных задач различной сложности;

-необходимостью выявления и использования новых подходов и существующими подходами к анализу профессионально- педагогической деятельности и изменений, происходящих в ней.

На основе обозначенных противоречий сформулирована научная проблема исследования, суть которой заключается в необходимости выявления изменений в культуре профессиональной деятельности будущего специалиста под воздействием социокультурных факторов и определения педагогического подхода, с позиций которого можно совершенствовать образовательный процесс в СУЗе. Учитывая, что сложившиеся подходы не позволяют выявить изменения, происходящие в профессиональном образовании, необходима разработка стратегий выявления социокультурных изменений и ориентация на них практики формирования культуры профессиональной деятельности будущего специалиста.

Теоретическое осмысление проблемы формирования культуры профессиональной деятельности будущего специалиста стало актуальным для современных педагогических исследований. Требует специального изучения компетентностный подход, выполняющий методологическую функцию в процессе формирования культуры профессиональной деятельности будущего специалиста.

Вместе с тем, отсутствие научно-методических рекомендаций по проблеме формирования культуры профессиональной деятельности будущего специалиста на основе компетентностного подхода не позволяет моделировать процесс. Среди затруднений учеными и практиками указывается отсутствие в массовой практике профессиональной школы понимания компетентностного подхода как системообразующего в формировании культуры профессиональной деятельности будущего специалиста.



Состояние научной разработанности проблемы исследования.

В научной литературе достаточно глубоко разработан общетеоретический фундамент изучения культуры профессиональной деятельности: идеи русской и зарубежной философской и исторической мысли о ведущей роли культуры в становлении человечества (В. И. Вернадский, Д. С. Лихачев, А. Ф. Лосев, Ю. М. Лотман, М. Мамардашвили, Х. Ортега-и-Гассет, В. В. Розанов, Вл. Соловьев, П. Флоренский и др.); подходы философов к структуре, анализу, характеристике социокультурной среды (С. С. Аверинцев, М. М. Бахтин, В. Л. Бенин, В. С. Библер, Л. П. Буева, Л. А. Волович, С. П. Иваненков, М. С. Каган, Л. Н. Коган).

Вопросам трудовой и профессиональной подготовки, проблемам выбора профессии посвящены работы В.В. Кузнецова, И.Н. Назимова, А.Д. Сазонова, В.Н. Шубкина. Психофизиологические и медико-биологические основы профессиональной деятельности изложены в работах Б.Г. Ананьева, И.Д. Кащеева, Е.А. Климова, Н.Д. Левитова, А.Н. Леонтьева, К.К. Платонова. Проблемы политехнического образования, соединения обучения с производственным трудом получили научно-теоретические и методические обоснования в исследованиях П.Р. Атутова, А.Ф. Ахматова, С.Я. Батышева, А.С. Белкина, Ю.К. Васильева, А.Г. Гостева, В.К. Дьяченко, В.Д. Симоненко, Н.А. Томина, Е.В. Ткаченко. Проблемы профессионального самоопределения учащейся молодежи, выявления структуры и сущности профессиональной направленности личности изучали Ю.И. Аверичев, Н.Ф. Бугаков, А.О. Измаилов, Л.Ф. Лисе, С.Н. Чистякова, И.С. Якиманская. Профессиональные качества личности исследовали С.Я. Батышев, О.С. Гребенюк, В.М. Распопов, А.П. Сейтешев, Н.А. Сергеев, И.М. Стариков, В.Н. Худяков.

Значимыми для нас являются:

- разработанные вопросы философии и методологии образования студентов и школьников (К. А. Абульханова-Славская, О. С. Анисимов, Е. К. Бондаревская, В. В. Краевский, А. Ж. Кусжанова, Н. А. Люрья, Н. В. Назаров, В. М. Розин, П. Г. Щедровицкий);

- изученные ценностные ориентации молодежи (А. В. Кирьякова, В. Н. Сагатовский, В. П. Тугаринов, Н. З. Чавчавадзе, В. А. Ядов), ценности профессионального образования (Н.Б. Крылов, В.В. Лешер, Н.Д. Никандров);

- обоснованные психолого-педагогические аспекты образования (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, И. С. Якиманская, A. H. Maslow, C. R. Rogers);

- охарактеризованная роль деятельности и особенности развития личности в учебном процессе (Л. И. Божович, Е. С. Заир-Бек, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Э. В. Ильенков, И. А. Колесникова, А. Н. Ксенофонтова, С. А. Расчетина, А. П. Тряпицына, Н. В. Чекалева, Г. И. Щукина);

- исследованные проблемы качества подготовки будущего специалиста (О. А. Абдуллина, Н. В. Кузьмина, М. И. Махмутов, С. Е. Матушкин, А.М. Новиков, В. А. Сластенин, Ю.В. Шаронин.); активизации творческого потенциала личности (В. И. Андреев, С. А. Гильманов, В. И. Загвязинский, Е. А. Климов, Н. Д. Никандров, Н. Ю. Посталюк, В. Г. Рындак, Ю.В. Шаронин) и совершенствования образовательного процесса в колледже (П.Р. Атутов, С.В. Дьякович, В.К. Дьяченко, Р.Н. Князева, В.В. Кузнецов, А.А. Шибанов);

-исследования, посвященные гуманизации образования и модели отечественной профессиональной школы (В.И.Андреев, С.И.Архангельский, М.Н.Берулава, В.А. и Г.А.Бордовские, А.И.Галаган, П.А.Жильцов, О.Е.Лебедев); рассмотрению компетентности как личностного качества (Е.П.Белозерцев, И.А.Зимняя, А.А.Деркач, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, Ф.Ш.Терегулов, А.В.Хуторской).

Данное исследование, выполненное в общем научном контексте, базируется на основополагающих подходах отечественных психологов к проблеме развития личности (Б.Г. Ананьев. К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский. А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, В.С. Мерлин, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе, Д.И. Фельдштейн) и особенно на культурологически-компетентностной основе (А.А. Деркач, Д.С. Ермаков, Э.Ф. Зеер, Е.В. Ткаченко, Ю.В. Шаронин). Такая многосторонность подходов к определению «культуры профессиональной деятельности» и «профессиональной компетентности» утверждает междисциплинарность трактовки самих понятий, дает основание для их уточнения.

Актуальность, проблема исследования, ее теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность в педагогической литературе обусловили выбор темы исследования: «Формирование культуры профессиональной деятельности будущего специалиста на основе компетентностного подхода (методология, теория, практика)».



Объект исследования: система подготовки будущего специалиста в учреждениях среднего профессионального образования.

Предмет исследования: методология, теория и практика формирования культуры профессиональной деятельности будущего специалиста.

Цель исследования: разработать теоретико-методологические основания формирования культуры профессиональной деятельности будущего специалиста на основе компетентностного подхода.

Гипотеза исследования: культура профессиональной деятельности становится показателем высокого уровня компетентности будущего специалиста, обеспечивая его конкурентоспособность на современном рынке труда в том случае, если:

- в организации профессионального образования исходить из единства его социально-экономических и индивидуально-личностных аспектов, реализуя культуросообразную направленность, адаптационно-развивающий характер, компетентностную основу формирования культуры профессиональной деятельности будущего специалиста в виде целостной совокупности методологии, теории и практики;

-обоснование сущности, структуры и содержания культуры профессиональной деятельности будущего специалиста базируется на совокупности ключевых компетенций: социокультурной, личностной, деятельностной, информационной, отвечающих требованиям международных стандартов качества профессионального образования;

-выявление закономерностей процесса формирования культуры профессиональной деятельности будущего специалиста осуществляется с позиции компетентностного подхода;

-обоснована совокупность принципов реализации компетентностного подхода различной степени общности: общих и специальных;

-сконструирована концептуальная модель реализации компетентностного подхода в процессе формирования культуры профессиональной деятельности будущего специалиста;

-разработаны проектно-гуманитарные технологии, активизирующих процесс формирования культуры профессиональной деятельности будущего специалиста на основе компетентностного подхода.

Задачи исследования:

1. Выявить общественно-исторические предпосылки формирования культуры профессиональной деятельности будущего специалиста на основе компетентностного подхода.

2. Определить сущностные характеристики культуры профессиональной деятельности как интегративного качества личности будущего специалиста, включающего совокупность парциальных компетенций.

3. Разработать теоретико-методологическое обоснование компетентностного подхода в формировании культуры профессиональной деятельности будущего специалиста колледжа.

4. Разработать концепцию формирования культуры профессиональной деятельности будущего специалиста на основе компетентностного подхода:

-охарактеризовать ядро концепции, включающее закономерности и вытекающие из них принципы;

-сконструировать модель формирования культуры профессиональной деятельности будущего специалиста на основе компетентностного подхода.

5. Обосновать проектно-гуманитарные технологии как доминирующие в формировании культуры профессиональной деятельности будущего специалиста с позиции компетентностного подхода.

6. Разработать научно-методическое обеспечение процесса формирования культуры профессиональной деятельности будущего специалиста с позиции компетентностного подхода.

Ведущая идея исследования заключается в том, что культура профессиональной деятельности будущего специалиста лежит в поле сложившейся социально-экономической ситуации, предъявляющей требования к уровню профессиональной компетентности будущего специалиста, имеющего опыт культуротворческой деятельности, основанный на усвоении ключевых компетенций (социокультурной, личностной, информационной, деятельностной), осознающего сущность культуры профессиональной деятельности, рефлексирующего и выступающего носителем ее норм и смыслов.

Методологической основой диссертационного исследования выбран многомерный компетентностный подход, рассматриваемый как проявление культурологического, личностно-ориентированного, аксиологического, деятельностного подходов. Компетентностный подход, позволяющий исследовать культуру профессиональной деятельности в рамках более крупных систем: «культура», «деятельность», «личность», и устанавливать зависимости между ними, определил логику построения исследования проблемы формирования культуры профессиональной деятельности будущего специалиста как феномена открытого образования.

Теоретической основой исследования являются:


        • на философском уровне:

- принципы системности, конкретности, всесторонности, интерсубъектности, концепция целостной социально-профессиональной компетентности человека (В.А. Болотов, Н.М. Борытко, Е. В. Ткаченко);

-концепции Н.А. Бердяева, М. Вебера, И.А. Ильина, М.С. Кагана, К. Ясперса, о человеке как основной культурной ценности;

- гносеологические основы логики и методологии науки (О.С. Анисимов, И.В. Блауберг, В.В. Краевский, А.С. Майданов, Н.М. Новиков, А.А. Орлов, Г.П. Щедровицкий);

-труды по проблеме взаимосвязи культуры и образования (С.С. Аверинцев, А.Н. Аверьянов, В.Г. Афанасьев, М.М. Бахтин, Г.Н. Волков, Л.С. Выгодский, П.С. Гуревич, М.Н. Дудина, А.Ф. Лосев, А.И. Ракитов, В.Н. Садовский, А.Д. Урсул, Э.Г. Юдин).



  • на общенаучном уровне:

-концепции современного образования в условиях его модернизации ( Б.С. Гершунский, В.В. Краевский, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, А.В. Хуторской);

- теории профессионального образования (П.Ф. Анисимов, С.Я. Батышев, Г.А. Бокарева, М.Ю. Бокарев, С.М Вишняков, Н.К. Сергеев);

- идеи непрерывного профессионального обучения, преемственности в профессиональной подготовке (С.М. Годник, В.Д. Путилин, Ю.В. Шаронин);

- теории и идеи компетентности профессионала и профессиональной компетентности (Т. Durand, T. Hyland, R.W. While, И.В. Гришина, А.Г. Здравомыслов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Дж. Пейп, Дж. Равен, Н. Хомский, В.А. Ядов и др.);



- теории и идеи о профессионализме, его роли в становлении конкурентоспособного и профессионально-мобильного специалиста (И.Д. Белановская, В.А. Беликов, В.И. Загвязинский, Л.М Кустов, А.К. Маркова, А.Я. Найн, А.М. Новиков, Г.М. Романцев, И.С. Якиманская);

- концепция творческого развития личности в образовательном процессе (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Г.С. Батищев, В.И. Загвязинский, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, В.Г. Рындак, А.П. Тряпицина).



- психолого-педагогические и методические основы проблемного обучения (В.В. Вербицкий, Д. Дьюи, Ю.Н. Кулюткин, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, М.А. Чошанов, Г.И. Щукина);

- концепции междисциплинарной интергации и индивидуализации обучения, личностной ориентированности как ценности (А.А. Бодалев, Е.В. Бондаревская, А.В. Кирьякова, И. Унт, А.В. Усова);

- принципы и технологии развития и функционирования педагогических систем и их научно-методического обеспечения в контексте профессионального становления личности (В.П. Беспалько, К.Я. Вазина, М.В. Кларин, Е.А. Климов, О.Е. Лебедев, Г.К. Селевко, В.С. Шубинский).

Хронологические рамки исследования.

Исследование проводилось в 1995 — 2008 гг. и осуществлялось поэтапно.



1 этап предварительный (1995 — 2000 гг.) — изучалось состояние рассматриваемой проблемы в научной литературе и педагогической практике, определялся исходный понятийный аппарат проблемы, осуществлялся поиск эффективных теоретико-методологических подходов, вырабатывались ключевые позиции исследования. На данном этапе анализировались и экспериментально проверялись отдельные структурные компоненты проблемы, изучался исходный уровень культуры профессиональной деятельности будущих специалистов.

Основные методы исследования: теоретические (содержательный анализ отечественной и зарубежной философской, психологической и педагогической литературы); эмпирические (включенное и фрагментарное наблюдение, анкетирование, экспертная оценка, тестирование, интервьюирование, беседа, обобщение педагогического опыта); статистические методы первичной обработки данных.

2 этап теоретический (2000 — 2004 гг.) — обосновывались и разрабатывались теоретико-методологические и технологические основы концепции, осуществлялась коррекция понятийного аппарата, накапливался и обобщался опыт работы: определялись цели, задачи, методы, технологии, изучались условия, влияющие на формирование культуры профессиональной деятельности будущего специалиста, осуществлялась целенаправленная реализация концепции в образовательном процессе колледжей, анализировался ход и результаты эксперимента.

Основные методы исследования на данном этапе: теоретические (обобщение, систематизация, моделирование); эмпирические (наблюдение, экспертная оценка, анализ продуктов деятельности, тестирование, самооценка); статистические методы первичной и вторичной обработки результатов.

3 этап (2004 — 2008 гг.) был связан с определением логики изложения материала, уточнением теоретических и практических выводов, оформлением полученных результатов, аргументированием принципов, технологий и условий реализации концептуальной модели формирования культуры профессиональной деятельности будущего специалиста на основе компетентностного подхода. Проведено теоретическое обобщение результатов исследования, что нашло отражение в ряде публикаций. Результаты исследования внедрялись в практику образовательной деятельности учреждений среднего профессионального образования.

Основные методы исследования на третьем этапе: теоретические (обобщение и систематизация теоретических положений исследования, структурирование эмпирической фактологии); статистические (методы математической статистики и компьютерной обработки данных).

Каталог: common -> img -> uploaded -> files -> vak -> announcements -> pedagogicheskie -> 01-09-2008
pedagogicheskie -> Система управления процессом развития российского футбола в современных условиях
pedagogicheskie -> Креативная педагогическая технология музыкального образования дошкольников 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания (музыка)
pedagogicheskie -> Современное состояние и тенденции развития поликультурного образования в США
pedagogicheskie -> Читательское развитие личности: теоретико-методологические аспекты
pedagogicheskie -> Развитие теории и практики свободного воспитания в зарубежной педагогике (ХХ в.) 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница