Формирование автономности учащихся в изучении английского языка




Скачать 77.06 Kb.
Дата04.08.2016
Размер77.06 Kb.
Формирование автономности учащихся в изучении английского языка

Автор: Миронова Татьяна Владимировна, учитель английского языка I категории МБОУ «СОШ №77 с углубленным изучением английского языка»



Введение

За последние годы в сфере образования происходят значительные преобразования: существенно изменяется содержание учебных дисциплин, идет процесс интенсификации учебного процесса, внедряются новые технические средства и компьютерные технологии. Тенденции развития современного общества в целом и сферы образования, в частности, требуют развития у учащихся желания, способности и умения проявлять инициативу, нестандартно мыслить и адаптироваться к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям. Жизнь и деятельность в современных условиях предполагает наличие у учащихся практических умений взаимодействия с разными людьми, принятия ответственных решений в реальных жизненных ситуациях, осуществления равноправного диалога субъектов, способности к самостоятельному добыванию знаний и стремления к активному самообразованию в течение всей жизни. Поэтому автономность личности является актуальной проблемой, на решение которой направлено данное исследование.



Гипотеза:

  • интерактивные технологии способствуют развитию познавательных умений учащихся и способствуют развитию автономности школьника в изучении английского языка

Цель исследования:

  • исследование возможностей интерактивных технологий в формировании автономности учащихся средствами предмета «английский язык»

Задачи исследования:

  • определить причины несамостоятельности ученика в изучении иностранного языка и искать пути решения этих проблем

  • проанализировать уровень сформированности автономности учащихся

  • изучить литературу по данному вопросу

  • формировать личные мотивы учащихся к изучению английского языка

  • развивать учебно-познавательные умения в процессе урочной и внеурочной деятельности

Методы исследования:

  • анкетирование учащихся

  • изучение литературы

  • эксперимент

Проблема автономности личности находится в поле зрения различных наук: философии, педагогики, психологии и других. Эту проблему на протяжении веков исследовали многие ученые: древнегреческие софисты (Антифонт, Гиппий, Протагор), философы-экзистенциалисты (А. Камю, Ж.-П. Сартр, К. Уилсон), Н.А. Бердяев, основатель аналитической психологии К.Г. Юнг, основоположник индивидуальной психологии А. Адлер, Э. Фромм, В. Франкл, А. Маслоу и Г. Меррей.

В философском понимании автономность является одной из существенных характеристик субъективной свободы личности.

В психологии автономность понимается как качество личности, характеризующее ее стремление к самоактуализации, раскрытию своих способностей, к самостоятельной деятельности.

С точки зрения педагогики, развитие автономности личности в образовании тесно связано с необходимостью формирования познавательной активности, самостоятельности, инициативности, ответственности, свободы выбора, навыков самоконтроля, мотивации к овладению новыми знаниями и способами действий.

Важнейшим средством развития активности, самостоятельности и, в конечном итоге, автономности обучаемых является система творческих задач. Активность обучаемых проявляется не только в добросовестном выполнении указаний преподавателя, но и в интенсивности выполнения задачи, связанной с поисками своих индивидуальных путей ее решения. Самостоятельность предполагает решение возникающих вопросов самими обучаемыми.

Интерактивное обучение («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – это взаимодействие в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).
Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных приемов, среди которых можно выделить следующие: творческие задания, работа в малых группах и в парах, обучающие игры (ролевые игры, деловые игры и образовательные игры), использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии), социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки), изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого», использование вопросов), обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем («Займи позицию (шкала мнений)», «Один — вдвоем — все вместе», «Смени позицию», «Карусель», «Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу», дебаты), разрешение проблем («Дерево решений», «Мозговой штурм»), презентации.

К интерактивным технологиям относятся: метод проектов, дискуссия, игровая технология, проблемное обучение, теория ТРКМЧП, дебаты, портфолио.

Ход работы

Для определения уровня учебно-познавательных умений учащихся было проведено анкетирование в 8х классах. Обработка данных показала, что уровень сформированности некоторых умений у учащихся недостаточный. Учащиеся не умеют самостоятельно ставить цель, планировать свою деятельность, анализировать и выбирать главное из собранной информации.

В своей работе я использую много интерактивных приемов: творческие задания, работа в парах, группах, инсценировки сказок, песен, презентации. Но для проведения данного эксперимента и получения результата было решено использовать метод проектов.

В иноязычном образовании метод проектов применяется на этапе творческого применения языкового материала, когда учащиеся подготовлены в рамках определённой тематики к использованию языка в его прямой функции – формирования и формулирования мыслей. В этом случае на уроках иностранного языка решаются интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы с учётом особенностей культуры страны изучаемого языка и по возможности на основе межкультурного взаимодействия.

Данный подход определяется современными требованиями к преподаванию иностранного языка в средней общеобразовательной школе. В соответствии со становящейся личностно-ориентированной образовательной парадигмой и актуальным социальным заказом, школьное иноязычное образование рассматривается сегодня как взаимосвязанное коммуникативное, социокультурное и личностное развитие учащихся. На настоящий момент в методике преподавания иностранного языка сложилось ясное осознание того, что данная цель может быть достигнута через проблемный и межкультурный подходы к определению предметного содержания иноязычного образования, а также через личностно-ориентированный и коммуникативно-деятельностный подходы к организации иноязычной образовательной деятельности.

Проектная технология обучения иностранному языку является одной из образовательных тактик, обеспеченных довольно надёжным научно-методическим инструментарием.

На I этапе работы с учащимися 8х классов обсуждалась проблема повышения интереса младших школьников к изучению английского языка. После обсуждения ученики 8х классов предположили, что хорошим стимулом для изучения английского языка может быть использование на уроках игр на английском языке. Таким образом, ребята сформулировали цель проекта:


  • Помочь учителям подобрать игры английских школьников, которые способствовали бы повышению мотивации младших школьников к изучению английского языка

В свою очередь задачи проекта учащиеся определили следующие:

  • Найти необходимые игры

  • Выбрать из всех игр наиболее интересные

  • Выучить и научить одноклассников играть в эти игры

  • Оформить свою работу в форме листовки с любимыми играми английских школьников и представить ее учителям, работающих в начальной школе

  • Провести игровые уроки во 2х классах

Таким образом, ребята составили план работы и определились с формой продукта проекта.

После обсуждения были приняты критерии оценки проекта, например:



  • должно быть найдено не менее 3 игр

  • все должны принимать участие в работе над проектом

  • результат должен быть оформлен

  • работа должна быть сделана в срок

На II этапе ребята с большим интересом принялись за дело, у многих появился блеск в глазах и даже своеобразный азарт. Кто-то из учащихся провел много времени в поисках игр в интернете, а кто-то вспомнил игры из своего личного опыта, из образовательных поездок в Англию и Шотландию. Когда игры были накоплены, учащиеся выбрали самые интересные (все они оказались подвижными), выучили правила игр, и что не менее важно – наигрались вдоволь! Ребята значительно пополнили свой словарный запас современной молодежной лексикой.

На заключительном этапе ребята поделились своими работами с учителями и провели игровые уроки во 2х классах. Малыши были просто в восторге от общения, знакомства со старшеклассниками и, конечно, от английских игр!!!



Результаты

При реализации проекта у ребят формировались следующие метапредметные умения и навыки:



  • Определять и формулировать проблему, выдвигая гипотезы ее решения;

  • Ставить цель;

  • Планировать деятельность

  • Работать с информацией, самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле

  • Обсуждать методы исследования, проводить исследования

  • Собирать данные и анализировать их

  • Анализировать собственную деятельность

  • Применять полученные знания на практике

  • Отбирать необходимый материал

  • Презентовать продукт своей деятельности

  • Проводить рефлексию

Вывод:

  • гипотеза подтвердилась: интерактивные технологии создают ситуацию успеха, действительно стимулируют формирование автономности, вызывают желание к самообразованию

Планы на будущее:

  • продолжить формировать автономность в изучении английского языка, используя интерактивные технологии


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница