Физического воспитания в вузе средствами психофизического тренинга ушу 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры




Скачать 402.89 Kb.
страница1/5
Дата13.06.2016
Размер402.89 Kb.
  1   2   3   4   5
На правах рукописи
АЛТАНЧУЛУУ

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ СРЕДСТВАМИ

ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА УШУ


13.00.04 – Теория и методика физического воспитания,

спортивной тренировки, оздоровительной

и адаптивной физической культуры

А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Улан-Удэ


2007

Работа выполнена в Бурятском государственном университете



Научный руководитель: кандидат педагогических наук,

доцент А.С. Сагалеев



Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,

профессор А.В.Гаськов

кандидат педагогических наук,

доцент Г.Б.Бардамов




Ведущая организация: Бурятский институт повышения

квалификации работников образования


Защита состоится 30 мая 2007 г. на заседании диссертационного Совета Д 212.022.02 при Бурятском государственном университете по адресу: 670000, Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, ул.Смолина 24 «а».

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Бурятского государственного университета.


Автореферат разослан 30 апреля 2007 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат педагогических наук, доцент И.Г.Моргунова


О
3
БЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ



Актуальность исследования. За последние годы в России наблюдается рост об­щественного интереса к восточным видам единоборств, что не вызывает со­мнений об эффективности большинства стилей Ушу, как спортивных дис­циплин и видов физической рекреации и двигательной реабилитации.

Важной причиной для занятий Ушу может служить зада­ча укрепления здоровья. Современные исследования показывают, что с помощью Ушу можно излечить многие тяжелейшие рас­стройства и болезни (Ма Саньда, 1990; Н.В. Абаев, 1983, 1989, 1990; Н.В. Абаев, И.Е. Гарри, 1989; А.М. Бойков, 1989; Чжан Вэеьгуэн и др., 1991; Ли Цзе и др., 1998; Лю Шухуэй, С.В. Лейкин, 1998; Лю Шухуэй, 1999; Л.В. Косыгина, 2000; Г.Н. Музруков и др., 1998-2000; Г.Н. Музруков, 2001; О.А. Куликова, 2004 и др.).



Основными задачами Ушу как рекреационно-реабилитацион-ного вида физической культуры являются не только развитие физических качеств, обучение двигательным умениям и на­выкам, но и развитие таких качеств психики, как внимательность, концентрация сознания и осознанность движений. В процессе заня­тий эффективно решаются задачи релаксации, саморегуляции и вос­становления функционального состояния центральной нервной сис­темы (Долин А.А., Маслов А.А., 1990; Абаев Н.В., Калмыков С.В., 1993; Тарас А.Е., 1997; Королев Н.В., 1998; Гагонин С. Г., 1995-1998; Косыгина Л.В., 2000; Антонио Мачадо, 2003; Куликова О.А., 2004; Чертовских Е.В., Глебов Е.И., 2005 и др.).

Рабочая гипотеза. Предполагалось, что «цзибэньгун», как один из стилей Ушу сочетает в себе традиционные и современные методики подготовки. «Цзибэньгун» является одним из наиболее эффективных направлений из числа развиваемых в Рос­сии боевых искусств с точки зрения методологии спорта и решения задач оздоровительно-восстановительного характера. «Цзибэньгун» как вид физической рекреации и двигательной реабилитации может быть успешно адаптирован к условиям России. «Цзибэньгун» как средство укрепления здоровья базируется, прежде всего, на методиках цигун, способствующих повышению био­энергетического потенциала организма человека.

Объект исследования - процесс подготовки в «цзибэньгун» как рекреационно-реабилитационном виде физической культуры.

Предмет исследования - педагогические аспекты организации тренировочного процесса «цзибэньгун» в условиях вуза России, направ­ленные на выработку у обучаемых специфических умений и навы­ков.

Ц
4
ель исследования
- теоретически обосновать и экспериментально апробировать пути адаптации цзибэньгун к системе физической куль­туры России как специфического вида боевых искусств.

Задачи исследования:

  1. Изучить основные тенденции и пути развития ушу на совре­менном этапе.

  2. Выявить особенности адаптации ушу к условиям Рос­сии на основе анализа учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.

  3. Разработать и экспериментально апробировать степень влия­ния специфических упражнений базовой техники ушу на общее физическое состояние организма и физическую подготовленность испытуемого контингента студентов.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

  • теоретический анализ и обобщение литературных источников по изучаемой проблеме;

  • педагогические наблюдения;

  • анкетный опрос;

  • тестирование физической подготовленности;

  • тестирование количественных пока­зателей здоровья и общей физической работоспособности;

  • метод цве­товых выборов (тест Люшера) для определения изменения психоло­гических характеристик обучаемых.

  • педагогический эксперимент.

Полученные результаты исследования обработаны методами математической статистики (параметрический t–критерий Стьюдента; r–корреляционный анализ).

Теоретико-методологической основой работы являются:

  • современные концепции теории и методики физической культуры и спорта, в том числе подготовки спортсменов-единоборцев (Матвеев Л.П., 1977, 1979, 1999; Зациорский В.М., 1979; Калмыков С.В., 1993-2000; Таймазов В.А., 1997 и др.);

  • концепции совершенствования подготовки спортсменов на основе достижения культур Востока и Запада в сфере физической культуры и спорта (Абаев Н.В., Калмыков С.В.1993; Калмыков С.В., 1994; Гагонин С.Г., 1999; Лю Шухуэй, 1999; Дашинорбоев В.Д., 2000; Музруков Г.Н., 2000, 2001; и др.).

Научная новизна исследования заключается в том, что пред­принята попытка всестороннего анализа психофизического тренинга ушу как духовно-­философской системы, средства укрепления здоровья и боевого ис­кусства. Осуществлен анализ традиционных и современных методик тренировки различных стилей ушу с учетом их практического применения. Научно обосно­вана и доказана необходимость применения в российской практике дифференцированных методик для занятий с людьми, обладающими различными уровнями подготовки. Разработаны основные требования к тренировочному процессу и соревновательной практике в ушу. Теория и методика преподавания цзибэньгун рассматриваются в контексте теории спортивно-боевых единоборств. Существующие в России теория и методика спортивной тренировки дополняются но­выми теоретическими положениями о сущности движений в цзибэньгун.

П
5

рактическая значимость исследования выражается в разра­ботке методик преподавания ушу в условиях вузов России как средства физической рекреации, двигательной реабилитации и вида спорта, что позволит усовершенствовать базу методической и пси­холого-педагогической подготовки занимающихся и тренеров, осуще­ствить оптимизацию учебно-тренировочного процесса. Подготовлены дифференцированные программы, учебные планы и осуществлено по­урочное планирование учебного процесса для различных категорий занимающихся.

Результаты исследования внедрены в учебно-тренировочный процесс физического воспитания студентов Бурятского государственного университета.

Основные положения, выносимые на защиту:


  1. Цзибэньгун как разновидность из стилей ушу может быть адаптирован к условиям России как боевое искусство, вид спорта, вид физической рекреации и двигательной реабилитации, а также как средство укрепления здоровья.

  2. Эффективность психофизического тренинга ушу как средства укрепления здоровья базируется на методиках цигун: повышение биоэнергетического потенциала организма человека в процессе практики цзибэньгун происходит благодаря сочетанию техники медитации, дыхания и движения.

  3. Применение экспериментальной программы в учебно-тренировоч-ном процессе на занятиях в вузе с учетом контингента занимающихся женского пола, позволили повысить показатели общего физического состояния организма и физической подготовленности занимающихся, специализирующихся восточным единоборством ушу.


  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница