«Финансы, денежное обращение и кредит» для специальности: 38. 02. 01 «Экономика и бухгалтерский учет»



страница1/2
Дата14.08.2016
Размер0.52 Mb.
ТипМетодические указания
  1   2


Краевое государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Нытвенский промышленно-экономический техникум»

Методические указания по планированию и организации внеаудиторной самостоятельной работы

для студентов очного отделения образовательных учреждений среднего профессионального образования

(домашние задания)


по дисциплине

«Финансы, денежное обращение и кредит»

для специальности: 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет».

Нытва


2014

Методические указания по планированию и организации внеаудиторной самостоятельной работы предназначены для упорядочения работы студентов, разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). Структура методических указаний определена последовательностью изучения дисциплины "Финансы, денежное обращение и кредит"

Для каждой работы определены вопросы, которые необходимо осветить в самостоятельной работе, указана литература.






Утверждена

зам.директора по УМР

_____________Мялицина Т.Г.

«___»__________2014 г.




Рассмотрена и одобрена

на заседании П(Ц)К

Председатель_______________Кылосова М.Г.

«___»__________2014 г.






Составитель: преподаватель социально-экономических дисциплин

КГАОУ СПО «НПЭТ» Ишбаева Н.С.

Рецензенты:


СОДЕРЖАНИЕ




стр.

Пояснительная записка

4

Тематическое планирование внеаудиторных самостоятельных практических работ

Содержание учебной дисциплины

Самостоятельная работа № 1. Деньги и денежное обращение

Самостоятельная работа № 2. Финансы и финансовая система

Самостоятельная работа № 3. Бюджет и бюджетная система

Самостоятельная работа № 4. Кредитная и банковская система

Самостоятельная работа № 5. Рынок ценных бумаг

Список рекомендуемой литературы

5
6

8

12

16

21

31

35











Пояснительная записка
Методические указания по планированию и организации внеаудиторной самостоятельной работы предназначены для упорядочения работы студентов очного отделения, разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). Структура методических указаний определена последовательностью изучения дисциплины "Финансы, денежное обращение и кредит".

Для каждой работы определены задания, которые необходимо осветить в самостоятельной работе, указана литература.

Цель методических указаний по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы для студентов - оказание помощи обучающимся при выполнении самостоятельной внеаудиторной работы по изучению дисциплины "Финансы, денежное обращение и кредит".

Самостоятельная работа может проходить в форме решения задач, практических ситуаций и т.д.

Методические указания по планированию и организации внеаудиторной самостоятельной работы по изучению дисциплины позволяют расширить кругозор студентов в области познания своей будущей профессии.

Количество часов, отведенных на внеаудиторную самостоятельную работу – 12 ч.



Планирование внеаудиторных самостоятельных практических работ


Самостоятельная работа № 1. Деньги и денежное обращение

2 ч

Самостоятельная работа № 2. Финансы и финансовая система

2 ч

Самостоятельная работа № 3. Бюджет и бюджетная система

2 ч

Самостоятельная работа № 4. Кредитная и банковская система

4 ч

Самостоятельная работа № 5. Рынок ценных бумаг

2 ч


Содержание учебной дисциплины "Финансы, денежное обращение и кредит"
Дисциплина "Финансы, денежное обращение и кредит" относится к циклу общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.

В условиях становления современных рыночных отношений меняется не только характер экономической деятельности предприятия, но и методы управления ими, поэтому в результате изучения дисциплины "Финансы, денежное обращение и кредит" обучающийся должен:



должен уметь:

-Оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка;

-Проводить анализ показателей, связанных с денежным обращением;

-Проводить анализ структуры государственного бюджета, источники финансирования бюджете;

-Составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска.

должен знать:

-Сущность финансов, их функции и роль в экономике;

-Принципы финансовой политики и финансового контроля;

-Законы денежного обращения;

-Сущность, виды и функции денег;

-Основные типы и элементы денежных систем;

-Структуру кредитной и банковской системы;

-Функции банков и классификация банковских операций;

-Цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики; структуру

финансовой системы;

-Принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства;

-Виды и классификация ценных бумаг;

-Особенности функционирования первичного и вторичного рынка ценных бумаг;



-Характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг;

-Характеристика кредитов и кредитной системы в условиях рыночной экономики;

-Особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы.
Бухгалтер должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).




Самостоятельная работа №1

Тема. 1. Деньги и денежное обращение
Цель. На основе теоретических знаний по сущности, функции и виды денег овладение определенными способами действия.

Пояснения. Деньги – особый товар, представляющий всеобщий эквивалент (равностоимость) или всеобщую эквивалентную форму стоимости всех других товаров. Специфическое свойство денежного товара – выражать стоимость любого другого товара, служить всеобщим орудием обмена.

Так как деньги находятся в постоянном движении, то важным является также рассмотрение в этом разделе понятия «денежное обращение», под которым понимается денежный поток, при котором деньги выполняют свои функции. Денежное обращение подчиняется закону:



из которого вытекает требование сбалансированности денежной и товарной массы в обращении. Это сбалансированность выражается уравнением обмена

Для анализа движения денег используют денежные агрегаты – это вид денег, отличающийся друг от друга степенью ликвидности (способности денег быстро обмениваться на товар). Существует 5 видов денежных агрегатов: М0, М1, М2, М3, М4.

С понятием денег и денежного обращения неразрывно связано понятие инфляции (вздутие) – это переполнение каналов денежного обращения и как следствие обесценивание денег. Инфляция может быть различных видов: инфляция спроса, инфляция издержек, ползучая, галопирующая, гиперинфляция, стагфляция.

Одной из форм стабилизации денежного обращения, зависящей от состояния инфляционных процессов, являются денежные реформы: нуллификация, реставрация (ревальвация), девальвация, деноминация, а также использование Центральным Банком различных инструментов денежного обращения: регулирование учетной ставки, регулирование норм обязательных резервов и операции на открытом рынке.



Задание. Решить практические ситуации.

Задача 1. Определите количество денег, необходимых в качестве средства обращения. Сумма цен по реализованным товарам (работам, услугам) =5000 млн. руб. Сумма цен товаров (работ, услуг), проданных с рассрочкой платежа, срок оплаты которых не наступил, = 42 млн. руб.

Сумма платежей по долгосрочным обязательствам, сроки которых наступили, = 172 млн.руб. Сумма взаимно погашающихся платежей = 400 млн руб. Среднее число оборотов денег за год = 10.



Задача 2. Рассчитайте скорость оборота денег. Денежная маcca наличных и безналичных денег = 200 млрд. руб. ВНП =4080 млрд. руб.

Задача 3. Определите количество денег, необходимых в качестве средства обращения. Сумма цен по реализованным товарам – 4500 млрд. руб.; сумма цен товаров работ, услуг, проданных с рассрочкой платежа, срок оплаты которых не наступил – 42 млрд. руб.; сумма платежей по долгосрочным обязательствам, срок оплаты которых уже наступил – 172 млрд. руб.; сумма взаимопогашаемых платежей – 400 млрд. руб.

Среднее число оборотов денег за год – 10.



Задача 4. Рассчитайте скорость оборота денег. Денежная масса наличных и безналичных денег – 400 млрд. руб. ВНП – 4080 млрд. руб.

Задача 5. Рассчитайте оборачиваемость денег, хранящихся на расчетном счете. Денежные агрегаты: М0 = 120 млрд. руб., М1 = 360 млрд. руб., М2 =3 80 млрд. руб.

Задача 6. Определить количество денег, необходимых в качестве средства обращения. Сумма цен по реализованным товарам – 5700 млрд. руб. Сумма цен товаров, проданных с рассрочкой платежа, срок оплаты которых не наступил, – 50 млрд. руб. Сумма платежей, срок оплаты которых наступил, – 202 млрд. руб. Сумма взаимопогашаемых платежей – 498 млрд. руб. Среднее число оборотов денег в год – 19.

Задача 7. Определите количество денег, необходимых в качестве средства обращения. Сумма цен по реализованным товарам (работам, услугам) =6000 млн. руб. Сумма цен товаров (работ, услуг), проданных с рассрочкой платежа, срок оплаты которых не наступил, = 48 млн. руб.

Сумма платежей по долгосрочным обязательствам, сроки которых наступили, = 212 млн. руб. Сумма взаимно погашающихся платежей = 440 млн. руб. Среднее число оборотов денег за год = 11.



Задача 8. Рассчитайте скорость оборота денег. Денежная маcca наличных и безналичных денег = 200 млрд. руб. ВНП =4080 млрд. руб.

Задача 9. Индекс цен в прошлом году был 110 %, а в текущем – 121 %. Определите уровень инфляции.

Задача 10. На основании данных, приведенных в таблице, определите:

А) величину М0

Б) величину М1

В) величину М2

Г) величину М3

Небольшие срочные вклады

Крупные срочные вклад

Вклады до востребования

Государственные облигации

Наличные деньги


300

645


448

300


170

Задача 11. Предположим, что каждый рубль обращается в среднем 4 раза в год и направляется на покупку конечных товаров и услуг. Номинальный объем ВВП составляет 900 трлн. руб. Определите величину спроса на деньги.

Задача 12. Расположите следующие активы в порядке возрастания их ликвидности:

А) акции Мосэнерго

Б) наличные деньги

В) вклад до востребования в Сбербанке России

Г) дом

Задача 13. Известно, что налично-денежный оборот (агрегат МО) в январе 2005 г. составил 1093,1 млрд. ДМ, денежный агрегат МЗ — 2746,9 млрд. ДМ, ставка обязательных резервов ЦБ - 10%.

Определить: 1) удельный вес налично-денежного оборота в денежной массе (агрегат МЗ); 2) денежный мультипликатор.



Задача 14. На основании данных таблицы рассчитать:

1) темпы прироста или снижения денежной массы (агрегат М2) по отношению к предыдущему периоду;

2) удельный вес наличных денег (агрегат Мо) в общей денежной массе (агрегат М2) и выявить динамику в этом процессе.

Таблица




1.01.98

01.04.98

01.01.99

01.04.99

Всего

в том числе

374,1

360,4

448,3

473,8

наличные деньги

130,4

119,1

187,8

174.1

Депозиты до востребования Срочные и сберегательные депозиты

243.7

241,3

174,1

299,7

Инструкция выполнения работы.

1. Изучить тему "Деньги и денежное обращение".

2. Проанализировать условия задачи

3. Оформить решение.

4. Составить кроссворд по теме "Деньги и денежное обращение" из 30 слов.

Пример решения задач.

Задача 1. На основании данных таблицы рассчитать:

1) темпы годового прироста:

а) денежной базы;

б) наличных денег в обращении (агрегат МО);

в) денежной массы (агрегат М2);

г) широких денег (агрегат М2Х);

2) величину денежного мультипликатора;

3) удельный вес наличных денег в денежной массе (агрегат М2), в %.

Таблица




01.01.11

01.01.12

01.01.13

Резервные деньги (млрд руб.)

164,9

210,4

269,7

в том числе деньги вне банков

103,8

130,4

187,8

Депозиты до востребования

87,3

162,5

149,5

Срочные и сберегательные депозиты

97,2

81.2

111,0

Депозиты в иностранной валюте

69,4

80.5

190,9

Решение.

1а. Годовой прирост денежной базы составил за 2011 г. 27, 6% (210,4: 164,9); за 2008 г. - 28,2% (269,7: 210,4).

1б. Годовой прирост наличных денег в обращении (агрегат М0) составил за 2011 г. 25,6% (130,4: 103,8); за 2008 г. — 44,1% (187,8:130,4).

1в. Для расчета годового прироста денежной массы (агрегат М2) нужно определить величину денежной массы. На 01.01.11 г. агрегат М2 составил 288,3 млрд. руб. (103,8+87,3+97,2); на 01.01.12 г. - 374,1 млрд. руб. (130,4+162,5+81,2); на 01.01.13 - 448,3 млрд. руб. (187,8+149,5+111,0). Отсюда следует, что темп прироста агрегата М2 за 2011 г. составил 29,8% (374,1: 288,3); за 2012 г. - 19,8% (448,3: 374,1).

1г. Для расчета годового прироста широких денег (агрегат М2Х) нужно определить объем широких денег. На 01.01.11 г. агрегат М2Х составил 357,7 млрд. руб. (288,3+69,4); на 01.01.12 г. — 454,6 млрд. руб. (374,1+80,5); на 01.01.13 г. - 559,3 млрд. руб. (448,3+111,0). Отсюда следует, что темп прироста агрегата М2Х за 2011 г. составил 27,1% (454,6: 357,7); за 2012 г. - 23,0% (559,3: 454,6).

2. Денежный мультипликатор на 01.01.11 г. составил 1,75 (288,3: 164,9); на 01.01.12 г. - 1,77 (374,1: 210,4); на 01.01.13 г. - 1,66 (448,3: 269,7).

3. Удельный вес наличных денег в денежной массе (агрегат М2) составил на 01.01.11 г. - 36% (103,8: 288,3); на 01.01.12 г. - 34,9% (130,4: 374,1); на 01.01.13 г. - 41,9% (187,8: 448,3).

Задача 2. Известно, что в 2000 г. объем валового национального продукта составлял 3549,6 млрд. ДМ, денежная масса (агрегат Ml) — 916,9 млрд. ДМ. Требуется определить скорость обращения денег.

Решение. Исходя из приведенной формулы, скорость обращения денег составит: 5,87 = 3549,6:916,9.

Задача 3. Месячный уровень инфляции в течение года равен 3%. Требуется определить уровень инфляции за год.

1) определим индекс инфляции за год:



In = (1 + rN)N = (1 + 0,03) = 1,47;

2) уровень инфляции за год составит:

г = In - 1 = 1,47 - 1 = 0,47 = 47%.

Решение: уровень инфляции за год составит 47%.

Задача 4. Месячный уровень инфляции 10%. Следует определить индекс инфляции за год и годовой уровень инфляции.

1) индекс инфляции за год равен:



In = (1+ОД)12 = 3,45;

2) уровень инфляции за год равен:



г = 3 , 4 5 - 1 =2,45 = 245%.

Решение: индекс инфляции за год составит 3,45; уровень инфляции за год будет равен 245%.
Самостоятельная работа № 2

Тема 2.Финансы и финансовая система
Цель. Изучение финансов и финансовой системы.

Пояснения. Финансы – это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием средств государства и предприятий;

– финансовая система – это система форм и методов образования, распределения, и использования средств государства и предприятий;

– финансовая политика – это совокупность государственных бюджетно-налоговых и иных финансовых механизмов, направленных на формирование, распределение и использование финансовых ресурсов для выполнения государством своих функций;

– управление финансами – это комплекс мер целенаправленного воздействия, направленного на достижение поставленных государством целей и задач.

Звенья финансовой системы:

– государственный бюджет – это финансовый план страны на текущий год, имеющий силу закона;

– внебюджетные фонды – это государственные, региональные или местные финансовые ресурсы строго целевого назначения не входящие в государственный бюджет;

– страховые фонды – это экономические отношения по защите личных и/или имущественных интересов физических и/или юридических лиц при наступлении определенных событий за счет страховых фондов;

– фондовый рынок (рынок ценных бумаг) – это рынок, на котором происходит купля-продажа ценных бумаг и их обращение через фондовых посредников (дилеров, брокеров и т.д.);

– государственный кредит – это кредитные отношения между государством одной стороны и физическими и/или юридическими лицами, при которых государство может выступать как заемщик, кредитор или гарант;

– финансы предприятий различных организационно-правовых форм – это система экономических отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов на общегосударственные цели, финансирование затрат самих предприятий. Основными организационно-правовыми формами предприятий являются: унитарные предприятия (государственные, субъектов федерации, муниципальные); хозяйственные товарищества; акционерные общества; производственные кооперативы; общества с ограниченной общественностью.

Задание. Решить практические ситуации

Задание 1. Известно, что финансы выполняют две основные функции – распределительную и контрольную. В связи с этим ответьте на вопросы:

1.  На какие функции денег опираются названные функции финансов? Есть ли между ними связь?

2.   Каким сортом (обособленно или во взаимосвязи) действуют распределительная и контрольная функции финансов? Как они влияют на состояние экономики?

3.  Ведет ли к изменению функции финансов стремительное развитие коммерческой банковской деятельности в России? Назовите позитивные и негативные последствия этого процесса для финансовой сферы.



Задание 2. Используя модель потока доходов и расходов из курса "Микроэкономика", объясните:

1.  Почему деньги в этой модели перемещаются в одном направлении, а факторы производства, товары и услуги – в противоположном? Что здесь является финансовыми потоками, и у каких субъектов формируются при этом финансовые резервы?

2.  Опираясь на модель потока доходов и расходов, раскройте смысл утверждения: "Расходы одних субъектов – это доходы других субъектов". Назовите этих субъектов, докажите, что в любом случае расходы равны доходам.

3.  Что бы означал "кризис неплатежей" для функционирования данной модели? Что бы конкретно произошло?

4.  Как сказалось бы каждое из следующих событий в финансовой сфере на уровне цен на товарном рынке в рамках модели поток доходов и расходов?

– миллионы людей отказали бы в доверии банкам и решили хранить свои деньги дома;

– правительство решило бы увеличить оборонные расходы на 10% (альтернатива: сократить на 10%);

– в спекулятивных целях магазины увеличили бы свои финансовые средства.

При ответах на все эти вопросы найдите аналогии в российской истории и сегодняшней практике.

Задание 3. Ответьте на вопросы:

- Какие денежные отношения относятся к финансовым?

- В чем вы видите кризисное состояние финансов России и пути выхода из кризиса?

Задание 4. Приведите конкретный пример реализации базовых функций финансов на уровне конкретного предприятия, определите субъектов управления в рамках этого процесса.

Задание 5. Раскройте сущность финансовой политики государства, общие и специфические черты на отдельных этапах в XX в.

Задание 6. Каковы основные черты финансовой политики в 1992–2000 гг.? Каковы причины финансового кризиса в 1998 г.? Можно ли было предотвратить этот кризис, и если можно, то какие меры нужно было предпринять правительству и Центральному банку РФ (лучше регулировать курс рубля, не допускать роста внутреннего государственного долга, проявить больше профессионализма в защите интересов России при сотрудничестве с МВФ и Мировым банком, регулировать депозитные и кредитные ставки ЦБ)?

Задание 7. Дайте характеристику финансовой стратегии России в начале XXI в.

Задание 8. Определите сумму первоначального вклада капитала компании, необходимого для получения через 7 лет капитала в размере 3500 млн. руб. при ставке банка 8 % годовых.

Задание 9. Инвестор имеет 400 тыс. руб. и желает получить через два года 1000 тыс. руб. Каково должно быть минимальное значение коэффициента дисконтирования?

Задание 10. АО «Заря» планировало приобрести в декабре 10 т сахара по цене 5000 руб. за 1 т, 2 т муки по цене 5200 руб. за 1 т, 30 т сухого молока по цене 6200 руб. за 1 т. Фактически же в декабре цены на вышеперечисленные продукты составили 6000, 6100, 6800 руб.
за тонну соответственно. Определите индекс цен. Какова сумма дополнительного вложения капитала?

Задание 11. Инвестор имеет 800 тыс. руб. и желает получить через год 5000 тыс. руб. Каково должно быть минимальное значение коэффициента дисконтирования?

Задание 12. За первый год предприятием было произведено 200 единиц товара, проданного по цене 150 руб. за единицу. За второй год было произведено 220 единиц товара, проданного по той же цене. Затраты на производство товара составили 15000 руб. Определить силу воздействия операционного рычага

Задание 13. Прибыль предприятия в 1 квартале составила 198 000 руб., во 2 квартале – 345 000 руб. Выручка от реализации во 2 квартале составила – 665000 руб., в 1 квартале – 430000 руб. Рассчитать величину операционного рычага.

Задание 14. Увеличение предприятием объема продаж на 15 % привело к увеличению прибыли на 38%. Рассчитать величину операционного рычага.

Инструкция выполнения работы.

1. Изучить тему " Финансы и финансовая система".

2. Проанализировать условия практических ситуаций

3. Оформить решение.

4. Составить криптограмму по теме " Финансы и финансовая система".

Пример решения практических ситуаций.

С экономической точки зрения рычаг – это некоторый фактор, небольшое изменение которого может привести к существенному изменению результативных показателей, т.е. дать эффект рычага.

Операционный (производственный) рычаг – это потенциальная возможность влиять на балансовую прибыль путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска продукции; показывает насколько изменяется прибыль при изменении выручки на 1%. Этот эффект обусловлен различной степенью влияния динамики постоянных и переменных затрат на формирование финансовых результатов деятельности предприятия при изменении объема производства.

Величина операционного (производственного) рычага равна отношению процентного изменения прибыли до вычета % и налогов к процентному изменению объема реализации.



Пример 1. Прибыль предприятия в отчетном году составила - 300000 руб., в предыдущем году – 200000 руб. Выручка от реализации в отчетном году – 3000000 руб., в предыдущем году – 3300000 руб. Рассчитаем величину операционного рычага. Для этого Определим относительное изменение выручки от реализации = (3300000 – 3000000) / 3000000 = 0,1 ( 10%) и относительное изменение прибыли = (300000 – 200000) / 200000 =0,5 (50%) Тогда операционный рычаг = 50% / 10% =5. Изменение выручки, равное 10%, за счет воздействия операционного рычага, сила которого равна 5, привело к изменению прибыли, равному 50%.

Пример 2. Увеличение предприятием объема продаж на 10% привело к увеличению прибыли на 40%.

В этом случае операционный рычаг равен 40%/10% = 4.



Самостоятельная работа № 3




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница