Фгос третьего поколения предписывает развитие общих и специальных компетенций у обучающихся среднеспециальных учебных заведений




страница1/3
Дата20.03.2016
Размер0.69 Mb.
  1   2   3
ГБПОУ ВО «Воронежский юридический техникум»

Методические указания по организации практической работы студентов

по дисциплине Мировая художественная культура (на базе учебника «Мировая художественная культура», авт. Данилова Г.И.)

Автор: Даркина А.В.


Воронеж - 2015

Пояснительная записка


ФГОС третьего поколения предписывает развитие общих и специальных компетенций у обучающихся среднеспециальных учебных заведений.

Курс «Мировой художественной культуры» является общеобразовательным, поэтому он предлагается для изучения как старшеклассниками общеобразовательных учреждений (10-11 классы), так и для студентов первых курсов среднеспециальных учебных заведений (ссузов). Данные методические указания нацелены на развитие у обучающихся навыков критического осмысления тенденций мировой художественной культуры. Все задания пособия предложены в том виде, в котором они представлены в учебнике Даниловой Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. 10 кл. (Том 1) и её же Мировая художественная культура: от XVII века до современности. 11 кл. (Том 2) Базовый уровень: учеб. Для общеобразоват. учреждений. – 9-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2013 в разделе «Творческая мастерская». Несмотря на то что раздел «Творческая мастерская» необязателен для выполнения, задания этого раздела могут оказаться полезными для формирования общих и специальных компетенций студентов. Учебник рассчитан на школьный курс Мировой художественной культуры 10-11 класса, однако по нему обучаются и студенты ссузов. Студенты ссузов изучают МХК только один семестр по двум томам данного издания. Именно поэтому мы решили оставить все задания из «Творческой мастерской» как они представлены в учебнике, снабдив их необходимыми пометками (Том 1 – 10 класс, Том 2 – 11 класс и пр.)



Структура пособия. В рамках каждой темы предлагается список вопросов и заданий, после которых следуют пометки о выполнении: форма отчётности, сроки исполнения, результат деятельности и примечания. В конце пособия представлен список литературы для подготовки к заданиям.

Пособие предназначено для преподавателей, может использоваться также обучающимися.



Тема 1. Искусство первобытного человека


  1. Напишите небольшие сочинения-эссе на темы «Первые художники Земли», «О чём рассказывает наскальная живопись палеолита, посвящённая сценам охоты человека?»

  2. Познакомьтесь с книгой Дж. Хокинса и Дж. Уайта «Разгадка тайны Стоунхенджа» (М., 1972). Какие зрительные образы этого архитектурного памятника рождает ваша творческая фантазия? Попробуйте их запечатлеть или реконструировать один из памятников мегалитического периода с помощью компьютерной графики.

  3. Попробуйте, используя исторические данные, нарисовать эскизы костюма и маски тотема. Какая музыка могла бы сопровождать это театральное действо?


Форма отчётности – письменная, устная. Задействован аудиовизуальный ряд.

Сроки исполнения. После проверки обязательного для всех домашнего задания.

Результат деятельности: глубокое знание особенностей художественной культуры первобытного человека. Используя знания из истории, студент составляет более детальное представление о предмете, заявленном в теме.

Примечание. Последнее задание рекомендуется выполнять студентами, которые умеют рисовать.

Тема 2. Архитектура Древнего Египта


  1. Разработайте маршрут путешествия по долине Гизе. Попробуйте нарисовать одну из египетских пирамид средствами компьютерной графики.

  2. Подготовьте экскурсию в Долину царей или составьте текст ведущего телепередачи, посвящённой архитектурным памятникам Луксора и Карнака. Какие объекты вы отберёте для демонстрации? Почему?



Форма отчётности – письменная, устная. Задействован аудиовизуальный ряд.

Сроки исполнения. После проверки обязательного для всех домашнего задания.

Результат деятельности: глубокое знание особенностей древнеегипетской архитектуры. Актуализируются знания по другим дисциплинам (географии).

Примечание. Выполняя последнее задание, можно скорректировать задание и выполнить радиопередачу с известным путешественником, посетившим Египет и знакомым с египетскими достопримечательностями.

Тема 3. Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта


  1. Внимательно рассмотрите скульптурный портрет писца Каи и прочтите «Прославление писцов» в переводе А.А. Ахматовой. Какой образ творческого человека складывается в вашем воображении? Насколько он соответствует литературному источнику? Какая связь существует между ними? Какими качествами его дополняет скульптурный портрет?

  2. Опишите скульптурный портрет Нефертити. Как вы думаете, насколько справедливо утверждение о том, что спустя тысячелетия она остаётся олицетворением женской красоты, одухотворённости и изящества?

  3. Сравните некоторые изображения египетских фараонов. Как вы думаете, что в первую очередь хотели передать создавшие их мастера? Попробуйте самостоятельно создать портрет фараона, следуя традициям египетского канона.

  4. Каково влияние религиозных представлений египтян на искусство Древнего Египта?

  5. Расскажите об истории создания и важнейших экспонатах некоторых коллекций египетского искусства в крупнейших музеях мира: Лувр (Париж), Британский музей (Лондон), Метрополитен (Нью-Йорк), Эрмитаж (Санкт-Петербург), ГМИИ им. А.С. Пушкина (Москва), художественные музеи Каира, Берлина и др.

  6. Посмотрите художественные фильмы («Фараон», 1966; «Клеопатра», 1963) или театральные спектакли («Цезарь и Клеопатра»). Как в них переданы характерные черты художественной культуры эпохи Древнего Египта? Напишите рецензию на один из просмотренных фильмов или театральных спектаклей.


Форма отчётности – письменная, устная. Задействован аудиовизуальный ряд.

Сроки исполнения. После проверки обязательного для всех домашнего задания.

Результат деятельности: дальнейшее знакомство с особенностями древнеегипетского искусства. Актуализируются знания по истории (религиозные представления египтян), литературе

Примечание. Для подготовки заданий студент может задействовать дополнительные источники информации.

Тема 4. Художественная культура Мезоамерики


  1. Сравните древнеегипетские и мезоамериканские пирамиды. Что отличает их архитектурный облик? Каково их предназначение?

  2. Выполните эскизы одежды или предметов декоративно-прикладного искусства (изделия из перьев, маски, геометрические орнаменты, аппликации из кожи) в традициях древнеамериканского искусства.



Форма отчётности – устная.

Сроки исполнения. После проверки обязательного для всех домашнего задания.

Результат деятельности: знакомство с особенностями древнеамериканского искусства. Сопоставляя древнеегипетскую и древнеамериканскую культуры, студент учится выявлять общее и особенное для обеих культур.

Примечание. По результатам последнего задания можно устроить импровизированную выставку работ студентов.

Тема 5.Эгейское искусство


  1. Сравните фрески Древнего Египта с фресками Кносского дворца. В чём различие творческой манеры египетских и критских мастеров? Какие из них производят на вас большее впечатление?

  2. В романе замечательного писателя-фантаста И.А. Ефремова «На краю Ойкумены» рассказывается о древних ритуальных играх с быком, происходивших в X в. до н.э. на острове Крит. Сравните его рассказ с сюжетом фрески Кносского дворца «Игра с быком». Насколько соответствует изображённое на фреске тому, как описывает это событие И.А. Ефремов?

  3. Прочтите стихотворение В.Я. Брюсова «Эгейские вазы». Какие отличительные особенности их стиля отмечены поэтом?

  4. Разработайте маршрут экскурсии «В лабиринтах Кносского дворца», включив в него рассказ об особенностях его архитектуры и фресковых росписях. Используйте статью В.Я. Брюсова «Учители учителей» (1917).



Форма отчётности – устная, возможна письменная.

Сроки исполнения. После проверки обязательного для всех домашнего задания.

Результат деятельности: детальное знакомство с особенностями древнегреческого искусства (фресками, вазописью). Сопоставляя древнеегипетскую и древнегреческую культуры, студент учится выявлять общее и особенное для обеих культур. Используя литературный текст, обучающийся может представить себя на месте древнегреческого жителя и понять его повседневную жизнь.

Примечание. Выполняя последнее задание, можно подготовить эссе о своих впечатлениях по итогам экскурсии.

Тема 6. Архитектурный облик Древней Эллады


  1. Проведите заочную экскурсию по афинскому Акрополю. На каких объектах вы сосредоточите главное внимание? Почему? Составьте его план-карту и нанесите на неё основные объекты для виртуального посещения.

  2. Попробуйте спроектировать архитектурное сооружение (храм, театр) в традициях античного зодчества. Приведите примеры использования древнегреческой ордерной системы в архитектуре современных городов.

  3. К. Маркс писал: «Высочайший внутренний расцвет Греции совпадает с эпохой Перикла, высочайший внешний расцвет – с эпохой Александра». Разделяете ли вы эту точку зрения? Какие исторические и культурные деяния прославили имена этих великих деятелей? Как вы считаете, что обеспечило Древней Греции звание «колыбели европейской цивилизации»: искусство высокой классики или эллинизма? Аргументируйте свой ответ.



Форма отчётности – устная. Используется аудиовизуальный ряд.

Сроки исполнения. После проверки обязательного для всех домашнего задания.

Результат деятельности: детальное знакомство с особенностями древнегреческого искусства (зодчества).

Примечание. При выполнении последнего задания желательно задействовать дополнительную литературу.

Тема 7. Архитектурные достижения Древнего Рима


  1. Проведите заочную экскурсию по античному Риму. Что определяет архитектурный облик этого города?

  2. Подготовьте сообщение для одноклассников (одногруппников) об античном Риме на основе очерка Н.В. Гоголя «Рим», стихотворений И. Бродского, живописных картин С. Щедрина («Колизей в Риме») и А. Иванова («Аппиева дорога при закате солнца»)

  3. Посмотрите некоторые из художественных фильмов об истории Древнего Рима и сделайте рецензии на один из них («Древний Рим. Расцвет и падение империи». Реж. Н. Мерфи, Н. Грин; «300 спартанцев». Реж. Р. Матэ; «Спартак». Реж. С. Кубрик; «Камо грядеши?» Реж. М. Лерой).



Форма отчётности – устная, письменная. Используется аудиовизуальный ряд.

Сроки исполнения. После проверки обязательного для всех домашнего задания.

Результат деятельности: детальное знакомство с особенностями древнеримского искусства (зодчества). Обучающийся учится делать рецензии на художественный фильм.

Примечание. Заочную экскурсию целесообразно проводить в форме презентации и/или использования других информационно-коммуникационных средств.

Тема 8. Изобразительное искусство Древнего Рима


  1. Подготовьте экспозицию выставки по теме «Шедевры изобразительного искусства Древнего Рима» и проведите по ней экскурсию для одноклассников.

  2. Попробуйте сочинить рассказ на тему «Римский император в скульптурном портрете и в жизни» (по выбору)

  3. Немецкий учёный XVIII в. И. Винкельман так описал в «Истории искусства древности» о фресках Геркуленума; «Что касается исполнения, то большинство древних картин набросаны были так быстро, подобно первому замыслу рисунка; но как легки и подвижны танцовщицы и другие геркуленумские фигуры, написанные на чёрном фоне и приводящие в восторг всех знатоков! Техника живописи у древних была выше современной; они достигли высокой степени жизненности в передаче тела». Разделяете ли вы это мнение учёного? Аргументируйте свой ответ. Как вы думаете, почему прорисовка лиц на фресках менее выразительна, чем изображения тел фигур, передача их жестов и движения?



Форма отчётности – устная, письменная. Используется аудиовизуальный ряд.

Сроки исполнения. После проверки обязательного для всех домашнего задания.

Результат деятельности: детальное знакомство с особенностями древнеримского искусства (живописи). Обучающийся на основании имеющихся знаний учится представлять себя на месте древнего человека (римлянина).

Примечание. При выполнении последнего задания целесообразно использовать дополнительную литературу.

Тема 9. Театр и музыка Античности


  1. Попробуйте разыграть на сцене один из эпизодов трагедии Эсхила «Прикованный Прометей» (или другой пьесы – по выбору). Нарисуйте эскизы костюмов, декораций, масок для различных актёрских амплуа.

  2. Посмотрите одну из современных театральных постановок древнегреческих трагедий или комедий. В чём заключается причина их неослабевающей популярности? Напишите рецензию на этот спектакль, отметив режиссёрский замысел и его воплощение, игру актёров, музыку и декорации.

  3. Подготовьте сообщение об одном из греческих драматургов (Эсхиле, Софокле, Еврипиде). Какие произведения этих авторов вы бы включили в антологию греческой литературы? Обоснуйте свой ответ.

  4. Определите по словарю и запишите в тетрадь значение таких музыкальных понятий, как «мелодия», «гармония», «ритм», «хор», «оркестр», «рапсодия», «симфония».



Форма отчётности – устная, письменная. Используется аудиовизуальный ряд.

Сроки исполнения. После проверки обязательного для всех домашнего задания.

Результат деятельности: детальное знакомство с особенностями древнегреческой литературы. Развиваются уже имеющиеся навыки подготовки рецензии.

Примечание. Задание №1 целесообразно проводить во внеурочное время, задействуя ресурсы студенческого самоуправления.

Тема 10. Архитектура Западноевропейского Средневековья


  1. Прочтите стихотворения О.Э. Мандельштама «Notre Dame» (1912). Как в нём выражены личные впечатления поэта о крупнейшем памятнике Средневековья? Насколько точны, на ваш взгляд, образные поэтические метафоры, передающие «души готической рассудочную пропасть»? Сделайте анализ этого стихотворения.

Где римский судия судил чужой народ,

Стоит базилика, и – радостный и первый –

Как некогда Адам, распластывая нервы,

Играет мышцами крестовый лёгкий свод.
Но выдаёт себя снаружи тайный план,

Здесь позаботилась подпружных арок сила,

Чтоб масса грузная стены не сокрушила,

И свода дерзкого бездействует таран.


Стихийный лабиринт, непостижимый лес,

Души готической рассудочная пропасть,

Египетская мощь и христианства робость,

С тростинкой рядом – дуб, и всюду царь – отвес.


Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,

Я изучал твои чудовищные рёбра, -

Тем чаще думал я: из тяжести недоброй

И я когда-нибудь прекрасное создам…




  1. Попробуйте нарисовать портал средневекового собора в стиле романской или готической архитектуры. Воссоздайте силуэты романского или готического храмов средствами компьютерной графики. Сделайте проект архитектурного сооружения в художественных традициях готики (романики).

  2. Составьте словарь терминов романской и готической архитектуры.

  3. Рассмотрите оформление Дворца дожей в Венеции (XIV в.), Вестминстерского дворца в Англии (XIII – XVI вв.), соборов Святого Вита в Чехии (XIV в.), Святой Анны в Вильнюсе (XV в.) или Святого Стефана в Вене (XIII – XV вв.) (по выбору). Какие элементы готики использованы в оформлении архитектурного облика сооружений? Можно ли согласиться с утверждением, что некоторым башням Московского Кремля (Боровицкой, Никольской, Водовзводной и Спасской) приданы черты готики? Аргументируйте свой ответ.



Форма отчётности – устная, письменная. Используется аудиовизуальный ряд.

Сроки исполнения. После проверки обязательного для всех домашнего задания.

Результат деятельности: знакомство с архитектурными особенностями эпохи Средневековья. Пополнение словарного запаса по теме. Развитие навыков анализа литературного произведения (стихотворения).

Примечание. Задание №4 носит опережающий характер, разумно использовать дополнительные сведения по предмету.

Тема 11. Изобразительное искусство Средних веков


  1. Познакомьтесь со стихотворениями австрийского поэта Р.М. Рильке (1875-1926), посвящёнными французской средневековой готике («Шартр», «Кафедральный собор», «Портал», «Окно-роза», «Капитель», «Собор Парижской Богоматери»). Как в них воссоздан поэтический образ готического Средневековья? Сделайте самостоятельный анализ одного из стихотворений.

  2. Попробуйте сделать эскиз витража готического собора на один из библейских сюжетов. Какую композицию окна-розы вы могли бы предложить?

  3. Разработайте план-проспект выставки, посвящённой изобразительному искусству западноевропейского Средневековья, и оформите её экспозицию.


Форма отчётности – устная. Возможно использование аудиовизуального ряда.

Сроки исполнения. После проверки обязательного для всех домашнего задания.

Результат деятельности: дальнейшее знакомство с архитектурными особенностями эпохи Средневековья (готикой). Совершенствование навыков анализа литературного произведения (стихотворения).

Примечание. Задание №3 может потребовать привлечение дополнительных ресурсов (полиграфических услуг и т.п.).

Тема 12. Театр и музыка Средних веков


  1. Разыграйте один из эпизодов средневекового фарса, мистерии или литургической драмы. Какие советы вы дали бы актёрам-исполнителям? Составьте небольшой словарь по искусству средневекового театра.

  2. Послушайте некоторые из григорианских хоралов. Какие аналогии и почему вы могли бы провести между особенностями многоголосного пения и искусством архитектуры готики?

  3. Познакомьтесь с лирикой французских поэтов трубадуров и немецких поэтов миннезингеров. Каковы основные темы и герои их произведений? Что делает творчество этих поэтов актуальным и для нашего времени?

  4. Познакомьтесь с пьесой А.А. Блока «Роза и крест» (1913), в которой рассказывается о жизни французских рыцарей. Как известно, поэт включил в неё несколько вольных подражаний поэзии трубадуров. Какова их тематика? Что вы узнали о быте, нравах и характере музыки той эпохи их этого произведения?


Форма отчётности – устная.

Сроки исполнения. После проверки обязательного для всех домашнего задания.

Результат деятельности: знакомство со средневековым театральным искусством. Пополнение словарного запаса (терминов) по теме.

Примечания. Задание № 1 следует выполнять во внеурочное время. Задание № 3 предполагает привлечение дополнительной литературы.

Тема 13. Художественная культура Киевской Руси


  1. Мозаики из Михайловского монастыря в Киеве – один из шедевров изобразительного искусства. Рассмотрите мозаику «Дмитрий Солунский». Как в ней переданы идеальные черты святого воина, защитника Отечества? Сравните её с аналогичной иконой конца XII – начала XIII в.

  2. Соотнесите основные исторические события эпохи Киевской Руси с выдающимися памятниками художественной культуры этого времени.

  3. Сопоставьте архитектурный облик Софийских соборов в Константинополе и Киеве. Что между ними общего и чем они отличаются друг от друга?



Форма отчётности – устная. Возможен аудиовизуальный ряд.

Сроки исполнения. После проверки обязательного для всех домашнего задания.

Результат деятельности: более глубокое знакомство с древнерусским искусством. Актуализация соответствующих знаний по истории.

Примечание. Возможно выполнение Задания № 2 в письменной (эссе) или устной (сообщение, аудиовизуальный ряд) форме.

Тема 14. Развитие русского регионального искусства


  1. Прочтите повесть Н.С. Лескова «Запечатлённый ангел». Что особенно близко и дорого сердцу русского человека в искусстве иконописи? Оформите свои впечатления в виде отзыва или рецензии.

  2. В.Н. Лазарев, выдающийся исследователь древнерусского искусства, писал о характерных особенностях новгородской фресковой живописи: «Работавшие здесь мастера в совершенстве владели фресковой техникой, которую они обогатили новыми фактурными приёмами и новыми цветовыми решениями. Надо видеть, как ловко они прописывают чёрной краской брови, ресницы и ноздри, как виртуозно наносят той же чёрной краской зрачок поверх голубоватой прокладки белков глаз, как легко они пишут седые волосы, сочетая белильные мазки с зелёным или голубоватым тоном, как остроумно варьируют оттенки волос при помощи жёлтых, красных, чёрных и голубоватых мазков, чтобы по достоинству оценить вклад новгородцев в средневековую монументальную живопись». Опираясь на известные вам произведения, попробуйте «оценить вклад новгородцев» в историю русской монументальной живописи.

  3. Следование архитектурным традициям владимиро-суздальского зодчества стало отличительной чертой московской архитектуры. Сравните Успенский собор во Владимире с Успенским собором на Городке в Звенигороде. Какие общие и отличительные черты этих архитектурных памятников вы могли бы назвать?

  4. Двухсторонняя икона «Богоматерь Донская» по своему стилю во многом напоминает творческий почерк Феофана Грека. Существуют ли, с вашей точки зрения, основания для подобного утверждения? Могли бы вы отметить различия между этой иконой и фресками Спаса Преображения в Великом Новгороде? Аргументируйте свой ответ.

  5. Подготовьте рассказ об иконографии, красках, композиции и образном строе «Троицы» Андрея Рублёва. В чём вы видите её высший смысл? Можно ли судить об особенностях исторической эпохи и личности Андрея Рублёва по его произведениям? Попробуйте составить творческую биографию Андрея Рублёва. Посетите памятные места, где находятся произведения великого мастера, подготовьте заочную экскурсию о его творчестве. Что вы могли бы рассказать об экспозиции музея им. Андрея Рублёва в Москве?



Форма отчётности – устная, письменная. Возможен аудиовизуальный ряд.

Сроки исполнения. После проверки обязательного для всех домашнего задания.

Результат деятельности: более глубокое знакомство с древнерусским искусством (искусством иконописи, зодчеством, фресковой живописи). Актуализация соответствующих знаний по истории и литературе.

Примечание. Анализ новгородской монументальной живописи позволяет глубже понять повседневную жизнь древнерусского человека, его быт и нравы.

Тема 15. Искусство единого Российского государства


  1. Русский писатель А.И. Герцен (1812-1870) образно выразил своё впечатление от кремлёвских соборов Москвы с поднимающимся над ними Иванов Великим: «Часовой, поставленный Годуновым, в белой одежде, как рында, в золотой шапке, как князь, сторожит покой Кремля». Так ли это? Подготовьте экскурсию по Московскому Кремлю и расскажите о сооружениях, определивших его архитектурный облик (Успенском, Благовещенском и Архангельском соборах, Грановитой палате и колокольне Ивана Великого).

  2. Как вы думаете, справедливо ли утверждение иностранцев, посетивших Русь в XVI в., что Покровский собор (храм Василия Блаженного) на Красной площади построен «скорее как бы для украшения, чем для молитвы»? Как проявилось различие в эмоциональной оценке собора в картинах В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни» и А.В. Лентулова «Василий Блаженный»? Оформите свои мысли и впечатления в виде сочинения-эссе.

  3. Самостоятельно познакомьтесь с крупнейшими центрами русского деревянного зодчества: музеем-заповедником в Кижах в Карелии, Архангельском музеем деревянного зодчества «Малые Корелы», музеем «Витославлицы» под Великим Новгородом (по выбору). Подготовьте заочную экскурсию по одному из музеев, расскажите о наиболее интересных его экспонатах.



Форма отчётности – устная, письменная. Использование аудиовизуального ряда.

Сроки исполнения. После проверки обязательного для всех домашнего задания.

Результат деятельности: более глубокое знакомство с древнерусским региональным зодчеством. Актуализация соответствующих знаний по истории и литературе.

Примечание. Используются задания опережающего характера.

Тема 16.



  1. Познакомьтесь с историей возникновения и становления русского профессионального театра второй половины XVII в. Каковы были его репертуар и особенности сценического воплощения первых пьес придворного и школьного театров? Познакомьтесь с содержанием некоторых пьес и попробуйте оценить их литературные достоинства. Какую их сценическую интерпретацию вы могли бы предложить?

  2. Послушайте фрагмент из пьесы М.П. Мусоргского «Картинки с выставки» («Богатырские ворота Киева») или колокольные звоны, используемые в операх М.П. Мусоргского «Борис Годунов», А.П. Бородина «Князь Игорь», Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», в симфонической поэме С.В. Рахманинова «Колокола» (по выбору). Каковы ваши музыкальные впечатления? Оформите их в виде небольшого сочинения-эссе.



Форма отчётности – устная, письменная.

Сроки исполнения. После проверки обязательного для всех домашнего задания.

Результат деятельности: знакомство с русским профессиональным театром.

Примечание. Используются знания из школьного курса музыки.

Тема 17. Художественная культура Индии


  1. Подготовьте экспозицию выставки на тему «Индия в творчестве европейских поэтов, художников и музыкантов». Используйте произведение Афанасия Никитина «Хождение за три моря», стихотворение Н.С. Гумилёва «Северный раджа» (из книги «Розовый жемчуг»), арию Индийского гостя из оперы В.А. Римского-Корсакова «Садко», индийский живописный цикл художника Н.К. Рериха.

  2. Послушайте индийскую музыку или посмотрите один из народных классических танцев. Как в них воплощены характерные черты этих видов искусства? Попробуйте разработать хореографию народного индийского танца. Какие его главные особенности вы попытаетесь отразить в сценическом воплощении? Какая музыка, костюмы вам понадобятся?

  3. Напишите сочинение о шедеврах индийской литературы. Для этого познакомьтесь с некоторыми художественными произведениями, вошедшими в сокровищницу мировой литературы: «Ригведами» - гимнами о сотворении мира, древним народным эпосом «Махабхарата» и «Рамаяна», классической драмой «Шакунтала» Калидасы, индийской лирической поэзией. Какие проблемы нашли отражение в произведениях индийской литературы? В какой мере они созвучны интересам современного человека?

  4. Познакомьтесь с происхождением древнеиндийского языка санскрита. Попробуйте установить общность отдельных его слов с русским языком или другими языками мира.



Форма отчётности – устная, письменная. Использование аудиовизуального ряда.

Сроки исполнения. После проверки обязательного для всех домашнего задания.

Результат деятельности: более детальное знакомство с индийской традиционной культурой.

Примечание. 1)При выполнении задания № 4 требуются глубокие познания русского и иностранного языков, поэтому оно может представлять определённые трудности для обучающихся.

2) При выполнении заданий обязательно использование дополнительной литературы.



Тема 18. Художественная культура Китая


  1. Средствами компьютерной графики создайте силуэты китайских пагод (павильонов, беседок). Какие особенности архитектуры вы постараетесь передать в первую очередь? Почему?

  2. Попробуйте нарисовать пейзажи в традиционных жанрах китайской живописи («горы-воды», «цветы-птицы»).

  3. Подготовьте экспозицию выставки на тему «Китай в творчестве европейских поэтов, художников и музыкантов». Используйте для этих целей очерки русского писателя И.А. Гончарова «Фрегат “Паллада”», поэтические книги Н.С. Гумилёва «Фарфоровый павильон», «Путешествие в Китай» и «Китайская девушка»

  4. В XVII в. в искусстве Западной Европы получил развитие стиль шинуазри (от фр. «китайщина», «китайская безделушка»). Мода на китайское искусство укрепилась на долгое время и у нас в России (Большой дворец в Петергофе, Китайский дворец в Ораниенбауме). Назовите общие стилевые черты в произведениях русского (западноевропейского) и традиционного искусства Китая.

  5. Составьте антологию лучших произведений китайской лирики. Подберите к стихотворным текстам соответствующие их настроению пейзажи известных вам художников и графиков.


Форма отчётности – устная, письменная. Использование аудиовизуального ряда.

Сроки исполнения. После проверки обязательного для всех домашнего задания.

Результат деятельности: более детальное знакомство с китайской культурой (архитектурой, живописью, поэзией).

Примечание. 1) Задание №4 носит опережающий характер, поэтому обязательно использование дополнительной литературы по предложенным темам.

2) Задание №2 следует предлагать студентам, которые умеют рисовать.



Тема 19. Искусство Страны восходящего солнца


  1. Опираясь на характерные черты японского сада, попробуйте создать собственную садово-парковую композицию в японском стиле. Напишите сочинение-эссе «Мои размышления в японском саду камней»

  2. Познакомьтесь с японским искусством составления букетов – икэбана. Чем можно объяснить особое, трепетное отношение художников к жизни цвета? Попробуйте создать собственные композиции из цветов, веток и трав, символически отражающие характерный стиль и содержание этого искусства.

  3. Попробуйте воспроизвести ритуал чайной церемонии в японском стиле.

  4. Чувство красоты у японцев выражается в четырёх основных понятиях: утончённом изяществе, величии природы, изысканном вкусе, элегантной простоте. Найдите проявление этих качеств в известных вам произведениях японского искусства.



Форма отчётности – устная, письменная. Использование аудиовизуального ряда.

Сроки исполнения. После проверки обязательного для всех домашнего задания.

Результат деятельности: знакомство с японской культурой.

Примечание. Приступая к выполнению задания №3, следует ознакомиться с литературой по теме. Проводить чайную церемонию целесообразно во внеурочное время.

Тема 20. Художественная культура исламских стран


  1. Как вы думаете, почему мусульманско искусство не терпит пустоты?

  2. Познакомьтесь с лирической и философской поэзией Востока (Рудаки, Саади, Низами, Хафизи, Бабура, Фирдоуси). Каковы ваши впечатления от прочитанного? Если бы вам предложили создать антологию восточной лирики, то какие произведения вы включили бы в неё? Почему? Попробуйте создать эскиз обложки и иллюстрации к книге в стиле восточной книжной миниатюры?

  3. Попробуйте сочинить рубаи в стиле Омара Хайяма. Какие темы вы отразите в них в первую очередь? Почему?

  4. Совершите заочное путешествие по одному из городов, ставших центрами исламской архитертуры: Дамаску, Багдаду, Каиру, Кордове, Бухаре, Самарканду.



Форма отчётности – устная, письменная. Использование аудиовизуального ряда.

Сроки исполнения. После проверки обязательного для всех домашнего задания.

Результат деятельности: более глубокое знакомство с культурой мусульманских стран.

Примечание. Последнее задание следует предлагать студентам, которые могут писать авторские стихи.
Тема 21. Изобразительное искусство Проторенессанса и Раннего Возрождения


  1. После смерти Джотто итальянский поэт и писатель Джованни Боккаччо (1313-1375) сказал в одной из новелл «Декамерона»: «Джотто снова вывел на свет искусство, которое многие столетия было погребено под ошибками тех, кто, работая красками, более стремился забавлять глаза невежд, чем удовлетворять разуму мудрых». Насколько справедливы эти слова? Хотели бы вы что-то возразить их автору? Поясните сой ответ, опираясь на творчество художника. В чём заключается сила воздействия его произведений на зрителей?

  2. Внимательно рассмотрите иллюстрации произведений Боттичелли. Как вы думаете, что именно сближает их? Какие стилевые особенности вы могли бы отметить?

  3. Сравните памятник кондотьеру Гаттамелате Донателло с античной конной статуей Марка Аврелия и средневековым «Марбургским всадником». Какие традиции Античности он возрождал, а от каких канонов Средневековья отказался? Рассмотрите конную статую кондотьера Коллеони работы А. Вероккьо. Можно ли воспринимать её как дальнейшее развитие традиций Донателло или попытку вступить в дискуссию с прославленным скульптором?

  4. Посетите один из художественных музеев нашей страны. Какие произведения итальянской живописи XIII-XV вв. представлены в его собраниях? Подготовьте экспозицию выставки репродукций живописных полотен художников Проторенессанса и Раннего Возрождения из собраний Эрмитажа или ГМИИ им. А.С. Пушкниа. Сделайте краткие аннотации к отобранным экспонатам.

  5. Напишите сочинение-эссе по личным впечатлениям на тему «Любимое произведение итальянского Проторенессанса или Раннего Возрождения».

Форма отчётности – устная, письменная. Использование аудиовизуального ряда.

Сроки исполнения. После проверки обязательного для всех домашнего задания.

Результат деятельности: более глубокое знакомство с искусством Раннего Возрождения. Студент учится писать аннотацию к художественному произведению.

Примечание. Задание №4 можно выполнить, предложив на суд зрителей презентацию или видеоролик.

Тема 22. Архитектура итальянского Возрождения


  1. Разработайте маршрут путешествия по Флоренции XV в. какие объекты и экспонаты вы непременно включите в свою экскурсию?

  2. Рассмотрите фасад флорентийской церкви Санта-Мария Новелла (1470), оформленный Л.Б. Альберти. Как вы думаете, что им было унаследовано от Античности и Средневековья, а от чего пришлось отказаться? Какие новые архитектурные решения были предложены великим зодчим?

  3. Славу и известность архитектору Браманте принесла маленькая церковь Сан-Пьетро ин Монторио в Риме (Темпьетто), где впервые были применены классический ордер и характерное для Античности центрическое купольное сооружение. Опишите это произведение.

  4. Попробуйте разработать проект архитектурного сооружения в традициях идеального города Возрождения. Воспользуйтесь для этой цели средствами компьютерной графики и картиной художника Пьеро делла Франческа «Вид идеального города».

  5. Испанский художник Сальвадор Дали (1904-1989), увидев архитектурное творение А. Палладио театр «Олимпико», писал: «Если бы меня попросили назвать места, которые произвели на меня наиболее сильное впечатление своей таинственностью, я назвал бы театр “Олимпико” в Виченце, как наиболее эстетически загадочный и возвышенный». Как вы думаете, какие основания были у С. Дали для подобной оценки?

  6. Подготовьте рассказ (выставку) о жизни и творчестве одного из великих архитекторов итальянского Возрождения. Что определило своеобразия его архитектурного стиля? Какой вклад он внёс в историю мирового зодчества?

  7. Если бы вам предложили снять видеофильм об архитектуре Флоренции (Рима, Венеции), то какие объекты вы включили бы в видеоряд? Какой музыке отдали бы предпочтение? Какой дикторский текст сопровождал бы ваш фильм?


Форма отчётности – устная, письменная. Использование аудиовизуального ряда.

Сроки исполнения. После проверки обязательного для всех домашнего задания.

Результат деятельности: дальнейшее более глубокое знакомство с искусством итальянского Возрождения.

Примечание. 1) Выполняя задания №№ 2 и 6, можно предложить на суд зрителей альбомы по предложенным темам.

2) Задание №5 носит опережающий характер, поэтому рационально воспользоваться дополнительной литературой по биографии С. Дали.



Тема 23. Титаны Высокого Возрождения


  1. Леонардо да Винчи писал: «Что побуждает тебя, о человек, покидать своё жилище в городе, оставлять родных и друзей и уходить в поля через горы и долины, что, как не природная красота мира, которою, если хорошенько вдуматься, ты наслаждаешься единственно посредством чувства зрения?» Какое отражение находит мир природы в творчестве титанов Высокого Возрождения? Как и почему изменились принципы её изображения по сравнению с предшествующими эпохами?

  2. В чём заключается своеобразие скульптурного мышления Микеланджело по сравнению с предшествующими эпохами (Античностью, средневековым Востоком, готикой, Ранним Возрождением)? Как вы понимаете смысл слов Микеланджело о том, что для создания своих скульптур он берёт глыбу мрамора и отсекает от неё всё лишнее?

  3. Поэт Андрей Вознесенский говорил, что в Микеланджело «умирал Ренессанс и, корчась, рождалось барокко». Так ли это, с вашей точки зрения? Для аргументации своего мнения обратитесь к скульптуре «Скорчившийся мальчик». Напишите небольшое эссе на эту тему.

  4. Рассмотрите архитектурный фон на фреске Рафаэля «Афинская школа». Какие его особенности вы могли бы отметить? Согласны ли вы с мнением некоторых исследователей, что автор выстраивает архитектуру по законам театра? Как Рафаэлю удаётся передать внутреннюю гармоничную связь между архитектурой и человеческими фигурами?

  5. Известно, что Микеланджело был одним из тех, кто принимал участие в сооружении собора Святого Петра в Риме. Им был спроектирован купол, форма которого впоследствии стала очень популярной. Как вы думаете, в чём состоял главный секрет привлекательности именно такой формы купола? Сравните его с не менее известными образцами: куполом собора Дома инвалидов в Париже, Святого Павла в Лондоне, Казанского и Исаакиевского соборов в Санкт-Петербурге.


Форма отчётности – устная, письменная. Использование аудиовизуального ряда.

Сроки исполнения. После проверки обязательного для всех домашнего задания.

Результат деятельности: более глубокое знакомство с деятельностью титанов итальянского Возрождения. Актуализация уже имеющихся знаний по предмету.

Примечание. 1) Задание № 3 предполагает знакомство обучающегося с отечественным литературным наследием.

2) Задание №5 носит опережающий характер, поэтому рационально воспользоваться дополнительной литературой по предложенной теме.



Тема 24. Мастера венецианской живописи


  1. Английский писатель и критик XIX в. У. Патер говорил, что краски на картинах венецианских художников «должны первым делом восхищать чувства, восхищать их так же внезапно и чувственно, как осколок венецианского стекла. И в этой чувственной радости и заключается истинная цель художника». Прав ли критик? Соответствует ли данная точка зрения вашему восприятию живописи венецианских художников?

  2. Современный исследователь творчества Джорджоне Н.А. Белоусова отмечала его приверженность к «ренессансно-романтическому течению». В чём выразился романтический дух мировосприятия этого художника?

  3. Давно подмечено, что большинство картин Джорджоне вступают в эмоциональный диалог со зрителем, рождают ощущение недосказанности. О чём же могут «рассказать» картины великого художника?

  4. Как вы понимаете утверждение, что Тициан «мыслит краской» (В.Н. Лазарев)? Как менялось колористическое решение живописных произведений на протяжении его творческого пути? Попробуйте составить собственный эскиз красочной композиции в стиле Тициана.

  5. Как известно, Тициан многое перенял у своего учителя Джорджоне. Сравните его картину «Верена Урбинская» со «Спящей Венерой» Джорджоне. что сближает, а что отличает эти произведения? Каковы особенности художественной манеры великих мастеров?

  6. Оформите альбом (стенд, выставку), содержащий репродукции произведений выдающихся мастеров венецианской школы. Объясните главные принципы вашего выбора.


Форма отчётности – устная, письменная. Использование аудиовизуального ряда.

Сроки исполнения. После проверки обязательного для всех домашнего задания.

Результат деятельности: более глубокое знакомство с деятельностью мастеров венецианской школы. Актуализация уже имеющихся знаний по предмету.

Примечание. 1) Задания №№4 и 6 целесообразно предложить студентам, умеющим рисовать.

2) В рамках задания №6 можно предложить обучающимся подготовить презентацию по теме.



Тема 25. Искусство Северного Возрождения


  1. Какое место в творчестве нидерландских и немецких художников занимают библейские сюжеты и образы? Как в их произведениях переданы взаимоотношения Бога и человека, картины окружающей природы? В чём сила их художественного воздействия на зрителей? Сравните их с произведениями итальянских и русских мастеров XV – XVI вв.

  2. Известный искусствовед Отто Бенеш называл Босха «величайшим гением среди сатириков». Так ли это, с вашей точки зрения? Что и как высмеял, осудил художник в своих произведениях? Как вы думаете, почему созданный им мир полон многозначительной символики? Что нового он внёс в трактовку канонических библейских сюжетов (ада и рая, сотворения мира и т.д.)? Чем вы могли бы объяснить особую популярность работ Босха у современного зрителя? Подготовьте статью (эссе) или репортаж о его творчестве.

  3. Ещё при жизни Брейгеля называли «вторым Босхом», «великим имитатором» его «учёности и фантазии». Действительно ли он «возрождал сны своего учителя и даже превосходил их»? Сравните известные вам произведения художников, докажите или опровергните эту оценку.

  4. Сравните знаменитые «Автопортреты» Дюрера. Какими художественными средствами он передаёт в них эволюцию своей души? Каким предстаёт человек в его произведениях? Что изменилось в его изображении по сравнению с портретной живописью итальянского Возрождения? Как вы думаете, почему «Меланхолию» нередко называют «духовным автопортретом Дюрера» (Э. Панофский), в котором воплощён тип художника Ренессанса? Какой представляется вам личность художника после знакомства с его письмами, дневниками и трактатами по искусству («Руководство к измерению», «Четыре книги о пропорциях человека»)?


Форма отчётности – устная, письменная. Использование аудиовизуального ряда.

Сроки исполнения. После проверки обязательного для всех домашнего задания.

Результат деятельности: более глубокое знакомство с деятельностью нидерландских и немецких художников. Актуализация уже имеющихся знаний по предмету.

Примечание. В рамках задания №2 целесообразно предложить студентам снять видеоролик по теме.

Тема 26. Музыка и театр эпохи Возрождения


  1. Известно, что традиции комедии дель арте получили развитие в русском театральном искусстве: в комедии А.А. Блока «Балаганчик» в постановке В.Э. Мейерхольда (1906), балетном спектакле «Петрушка» И.Ф. Стравинского в интерпретации С. Дягилева с В. Нижинским в главной роли (1911. Русские сезоны в Париже), в постановке пьесы «Принцесса Турандот» Е.Б. Вахтангова (1922). Познакомьтесь с историей этих театральных постановок. Какие традиции итальянской комедии дель арте нашли в них отражение? Оформите свои впечатления в виде отзыва или рецензии.

  2. Рассмотрите картины Антуана Ватто «Жиль» (1720) и Поля Сезанна «Пьеро и Арлекин» (1888). Какие черты актёров итальянской комедии масок воплощены в этих произведениях? Попробуйте создать эскизы костюмов и масок для актёров комедии дель арте. Разыграйте один из эпизодов в традициях итальянского театра масок.

  3. Расскажите о театральных постановках или экранизациях (опер, балетов) произведений Шекспира, которые вам приходилось видеть. Попробуйте инсценировать отрывки или сцены из понравившихся вам произведений. Разработайте эскизы декорации и костюмы для актёров. Какая музыка должна сопровождать сценическое действие?

  4. Посмотрите спектакль театра Е.Б. Вахтангова «Принцесса Турандот», художественные фильмы: «Ромео и Джульетта» (1968, реж. Ф. Дзеффирелли), «Гамлет» (1948, реж. Л. Оливье), «Гамлет» (1964, реж. Г.М. Козинцев), «Король Лир» (1971, реж. Г.М. Козинцев), «Отелло» (1986, реж. Ф. Дзеффирелли). Сделайте рецензию на одно из этих произведений.


Форма отчётности – устная, письменная. Использование аудиовизуального ряда.

Сроки исполнения. После проверки обязательного для всех домашнего задания.

Результат деятельности: знакомство с мировым театральным искусством. Актуализация уже имеющихся знаний по предмету.

Примечание. Тема не входит в учебный план, поэтому обучающимся предлагается освоить её самостоятельно.
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница