Фгбоу впо всгуту политология словарь терминов и персоналий Составители: А. Л. Болдонов Ю. А. Романов Улан-Удэ Издательство всгуту 2015



Скачать 444.5 Kb.
страница1/6
Дата29.02.2020
Размер444.5 Kb.
  1   2   3   4   5   6


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления»

(ФГБОУ ВПО ВСГУТУ)

ПОЛИТОЛОГИЯ

Словарь терминов и персоналий


Составители: А.Л. Болдонов

Ю.А. Романов


Улан-Удэ

Издательство ВСГУТУ

2015

УДК 32(035)



ББК 66.0я2

П504
Печатается по решению редакционно-издательского совета Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления

Рецензенты:

Л.В. Мантатова, д-р. филос. наук, профессор, заведующий кафедрой «Философия», ВСГУТУ

Ю.Ц. Тыхеева, д-р. филос. наук, доц. кафедры «История, культорология и архивное дело, ВСГУТУ
П504 Политология: Словарь терминов и персоналий / Сост. А.Л. Болдонов, Ю.А. Романов. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2015 – 92  с.

ISBN 978-5-89230-670-6

В словаре приводятся наиболее используемые при изучении «Политологии» термины и персоналии ученых, внесших наибольший вклад в становление и развитие политической науки. Изучение данного словаря поможет студентам более конкретно представить себе мир политики и политических процессов.

Данный словарь указания адресуется студентам всех форм обучения, изучающим курс «Политология».

УДК 32(035) ББК 66.0я2
ISBN 978-5-89230-670-6

 А.Л. Болдонов,

Ю.А. Романов, 2015

 ВСГУТУ, 2015



Введение

Предлагаемое издание словаря опирается на терминологию и персоналии политической науки. Для успешного осуществления политической модернизации, ее компетентного осуществления необходим более высокий уровень знаний о мире политических процессов и явлений, умения глубоко анализировать процессы, происходящие в современном глобализирующемся мире, меняющемся каждый день.

Понятия и категории, используемые современной политологией, весьма многообразны, имеют множество значений. Их исчерпывающее освещение не входило в задачу авторов данного словаря. Тем не менее, в нем дается характеристика многих ключевых политических процессов и явлений, таких как власть, политика, демократия и т.д. Весь материал в словаре расположен в алфавитном порядке, что облегчает поиск тех или иных терминов или персоналий. Авторы словаря стремились использовать конструктивный опыт, накопленный другими авторами. Так, в данном пособии для характеристики тех или иных понятий, раскрытия их содержания используются в ряде случаев афористические высказывания известных политиков и политологов, что практикуется в современной научно-методической литературе по «Политологии».

Цель предлагаемого издания – помочь студенту разобраться в многообразии понятий и категорий политической науки, хотя бы кратко ознакомить с именами признанных ученых, усилиями которых создавалась и продолжает создаваться современная политическая наука.



ТЕРМИНЫ


  1. Абсентеизм политический (лат. аbcentia – отсутствие) – уклонение от участия в выборах, осознанное неучастие в политической жизни.




  1. Автаркия (греч. аutarkia – самоудовлетворение) – 1) политика замкнутости, самоизоляции от внешнего мира, становящаяся в условиях глобализации все более бесперспективной; 2) создание автономной системы самообеспечения.




  1. Авторитаризм (от лат. auctoritas — власть), система власти, характерная для антидемократических политических режимов. Обычно сочетается с личной диктатурой. К историческим формам авторитаризма относятся азиатские деспотии, тиранические и абсолютистские формы правления древности, средневековья и нового времени, военно-полицейские и фашистские режимы, различные варианты тоталитаризма.




  1. Авторитет (от лат. auctoritas — власть, влияние), в широком смысле — общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте; в узком — одна из форм осуществления власти.




  1. Агрегирование (лат. аggregatio – накопление) – функция политической системы, осуществляемая ее различными институтами, прежде всего, политическими партиями, состоящая в согласовании разнородных интересов, требований, предъявляемых к политической системе индивидами и социальными группами. Термин введен известным американским политологом Г. Алмондом.




  1. Аккламация (от лат. аcclamatio) - принятие решения собрания путем возгласов, криков и других внешних выражений воли.




  1. Акт (actum — документ), Официальный документ. Юридический акт, издается государственным органом, должностным лицом в пределах их компетенции в установленной законом форме (закон, указ, постановление и т. д.).




  1. Актор - субъект политики.




  1. Актор политический (от лат. actor – исполнитель и греч. politike) – практически действующий политический субъект (институт, социальная группа, личность), активно воздействующий на процесс принятия решений и (или) их реализацию.




  1. Анархизм (от греч. anarchia – безвластие) – идейно-политическое течение, отрицающее государство и принуждение и предполагающее заменить их свободной, добровольной, самоуправляющейся ассоциацией граждан. У истоков анархизма стоит английский писатель У. Годвин, выдвинувший в XVIII в. идею общества без государства. В Европе как политическое течение анархизм сложился в 40–70 гг. ХIХ в. В разработку идеологии и практики анархизма существенный вклад внесли М. Бакунин, П. Кропоткин.

«Такова уж природа всякой власти, что она обречена, делать зло». (М.А. Бакунин).


  1. Анекдот политический (фр. аnecdote – рассказик, забавная история) – краткий смешной рассказ о какой-либо политической ситуации, поведении и чертах характера лидера и т.д. Анекдот может быть острым средством политической борьбы: дискредитация противников, формирование симпатий к сторонникам, особенно к собственным политическим лидерам. Анекдот – плод как коллективного, так и индивидуального творчества. Анекдот политический отличается намеренной гипертрофией черт и ситуации (вплоть до абсурдизации), способствующей запоминанию и выявлению каких-либо реальных проблем политической жизни.




  1. Антиглобализм  формирующаяся концепция и практика, построенные на оппозиции к современной атлантистской неолиберальной модели глобализации. Последняя выражается в универсализации ценностей "общества консьюмеризма" и вытеснении культурной самобытности локальных сообществ, гегемонии супердержав и их интервенции в экономическое, политическое и экологическое пространства слаборазвитых стран, упразднении различных форм социальной помощи населению и деструкции социальной сферы в целом. Данной модели противопоставляется своеобразный сплав идей и ценностей гуманизма, локализма и энвайронментализма, культурного многообразия, мультимерности человеческого опыта, уникальности, самодостаточности и суверенности местных сообществ. Очевидно, что с развитием глобализации, рассматриваемой в целом как прогрессивный процесс, стали обнаруживаться ее негативные последствия. Из-за ряда неудачных попыток международных институтов разрешить углубляющиеся противоречия возникла артикулированная оппозиция, порождая феномен "антиглобализма" на разных уровнях. На сегодняшний день последний представлен достаточно широким спектром социальных критиков из академических кругов, экономистов, политических лидеров, как левого, так и правого толка, международных и локальных организаций и сообществ. Особую нишу заняли общественные движения. Судя по организации десятков протестов, преследующих саммиты транснациональной элиты по всему земному шару, они представляют наиболее активную позицию в отношении социальной цены за реализацию проекта глобализации. Их акции отличаются все более зрелой стратегической направленностью, ярко выраженными мировоззренческими ориентациями, постоянством и глобальностью охвата.

  2. Антиэнтропийность (греч. anti – противоположность, en – в, внутри, thrope – поворот, превращение) – способность системы к сохранению своей целостности.




  1. Аполитичность (греч. a – отрицание и politikе) – равнодушное отношение к поалитике, неучастие в политической жизни.




  1. Апологетика (греч. apologetikos – защитительный) – предвзятая защита и оправдание идей, норм, институтов.




  1. Ассимиляция (от лат. assimilatio  подобный). Понятие, впервые использованное в исследованиях расовых отношений в США для описания процессов, посредством которых иммигрантские группы интегрируются в господствующую культуру белых. Так, при исследовании Р. Парком (1950) "цикла расовых отношений" социальное взаимодействие между принимающим обществом и новыми иммигрантами рассматривалось в терминах четырех стадий: контактов, конкуренции, аккомодации и ассимиляции. Первоначально А. рассматривалась как односторонний процесс утраты приезжими своей собственной культуры и освоения ими культуры господствующего общества. В новейших исследованиях А. рассматривается как взаимный процесс обоюдного приспособления принимающей и мигрирующей общностей. Кроме того, характер этнической группы может способствовать, ограничивать или исключать межрасовые, межнациональные браки, гражданское участие и социальное включение. Понятие А. часто используется как синоним аккультурации.




  1. Артикуляция (лат. articulo – расчленяю) – функция политической системы, состоящая в выявлении группами интересов, общественными организациями и политическими партиями требований индивидов и социальных групп, предъявляемых к политической системе. К основным формам артикуляции относятся голосование на выборах, деятельность неформальных групп, общественных организаций, протестная деятельность и некоторые другие. «В каждой политической системе существуют определенные механизмы, посредством которых граждане и социальные группы выражают свои нужды и требования к правительству. Этот процесс артикуляции интересов может принимать многообразные формы. Опыт, в частности, Соединенных Штатов, показывает, что артикуляция интересов часто смещена в сторону запросов наиболее обеспеченных слоев общества, которые нередко и лучше организованы» (Алмодн Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р.).




  1. Архетип (греч. arche – начало, typos – образ) – некритически воспринимаемые человеком стандарты и стереотипы группового мышления.




  1. Аутсайдеры (англ. оutsider – отстающий) – социальные слои, занимающие самые нижние ступени в общественной пирамиде, имеющие крайне низкий уровень жизни. В политическом плане – те политические силы (движения, организации и т.д.), которые из-за своей немногочисленности, отсутствия необходимой поддержки различных слоев населения, узости или отсутствия электората находятся на периферии политической жизни и, как правило, не способны оказывать на нее сколько-нибудь заметное влияние.




  1.  Бихевиоризм (от англ. behavior – поведение) – подход в обществознании, основывающийся на исследовании поведения, применении количественных методов к изучению и сравнению различных объектов. Бихевиоризм возник как реакция на неудовлетворенность институциональным, историческим подходами с характерными для них описательностью, формализмом, схематичностью. Бихевиоризм активно развивался в политической науке в 1930–1950-е гг. Основоположниками бихевиоризма считаются американские политологи Ч. Мерриам и Г. Лассуэл. В период своего апогея взгляды теоретиков «поведенческой революции» отличались крайним радикализмом, но в дальнейшем они были смягчены.




  1.  Блеф (от англ. bluff – обман, запугивание). Это понятие привнесено из практики карточной игры. Используется для обозначения устремлений различных политических сил – группировок, партий, союзов демонстрировать большую силу или влияние, чем имеется в наличии.




  1. Брейн-дрейн (англ. brain – мозг и drein – дренаж, утечка) – «утечка мозгов», т.е. отток специалистов высокой квалификации из научной, научно-технической, а также гуманитарно-культурной сфер стран с низким уровнем жизни в страны, где уровень жизни более высокий.




  1. Бюрократия (от франц. bureau – бюро, канцелярия и греч. kratos – сила, власть, влияние, господство) – группа людей, профессионально занимающихся вопросами управления и выполнением решений высших органов власти. Деятельность бюрократии основана на разделении ролей и функций посредством четких правил и процедур.




  1.  Бюрократизм – система управления, осуществляемого с помощью оторванного от общества и стоящего над ним аппарата. Это и особый стиль управления с такими характерными для него чертами, как формализм, волокита, использование различных антитехнологий – деструктивного манипулирования, круговой поруки и многих других. Бюрократизм – один из серьезных механизмов торможения развития любого общества. «Бюрократия разрастается, чтобы поспеть за потребностями разрастающейся бюрократии» (А. Азимов, американский писатель-фантаст). «С плохими законами и хорошими чиновниками вполне можно править страной. Но если чиновники плохи, не помогут и самые лучшие законы» (О. фон Бисмарк).




  1. Венчурность – рисковый характер того или иного процесса.




  1.  Верификация – процедура соотнесения теоретических гипотез и практических данных.




  1. Вестернизация – механическое копирование западного опыта.




  1. Вето (от лат. veto - запрещаю): 1) запрет, накладываемый одним органом власти на решения другого, например право президента не подписывать закон, возвращать его парламенту на повторное рассмотрение; 2) отказ одной страны одобрить действия, предложенные другой страной или международной организацией.




  1.  Власть (англ. power) – центральная и многозначная категория политической науки, чаще всего определяется как способность и возможность субъекта осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность людей посредством насилия, принуждения, убеждения, авторитета, различного рода манипуляций и других средств.




  1. Власть политическая (англ. political power) – один из видов власти в обществе. Ее отличительные черты: 1) легальность использования силы в пределах своей территории; 2) верховенство, обязательность ее решений для всего общества; 3) публичность, т.е. всеобщность и безличность, обращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права (закона); 3) моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений; 4) многообразие ресурсов. «Любовь к власти есть демон людей. Дайте им все – здоровье, пищу, жилище, образование, – и они будут несчастны, капризны, потому что демон ждет, ждет и хочет удовлетворения. Отнимите у них все и удовлетворите их демона – они станут счастливы…» (Ф. Ницше). «Цель власти – власть». (Дж. Оруэлл). «Власть развращает, а отсутствие власти развращает абсолютно». (Э. Стивенсон, американский писатель). «Все в нашей власти! – если во власти все наши». (М. Звонарев, журналист).




  1.  Выборы – легальный способ смены правящих элит через волеизъявление населения, важный инструмент легитимации и стабилизации власти.




  1. Гегемонизм – абсолютное превосходство.




  1. Глобализация (лат. globus – шар) – процесс расширения взаимосвязи и взаимовлияния различных стран и народов, снятие многочисленных барьеров между государствами и культурами, чему в значительной мере способствует использование современных информационных технологий. Глобализация – это процесс интенсификации экономических, финансовых, политических, военных, культурных, идеологических связей и взаимозависимостей между сообществами. Это приводит к униформизации мира во всех областях и появлению социальных связей в наднациональном масштабе.




  1. Глобальная система (от фр. global  всеобщий; лат. globus  шар).
    Г.с.  совокупность структур, процессов функционирования человечества и природы в их взаимосвязи. Это совокупность проблем, затрагивающих коренные жизненные интересы всего человечества и связанных с интеграцией и дифференциацией, отношением общества и природы, с угрозой самоуничтожения. Глобальные процессы имеют значительную меру независимости от политики наций и государств и их невозможно объяснить с помощью традиционной логики развития отдельных стран. Базисной основой Г.с. является экономический процесс трансформации капитализма в интегрированную глобальную экономику, основанную на межнациональных корпорациях. Они интегрируют экономическую деятельность в мировом масштабе. Стратегия потребительства (консьюмеризм) приводит к глобализации культуры с заменой или дополнением локализованных культур. Подлинное осознание себя глобальной общностью появляется у землян только во второй половине ХХ в. благодаря сверхдальним средствам связи (особенно телевидения). Человечество натолкнулось на проблемы со стороны природы  экологические, технологические, демографические.

Три этапа становления Г.с.: суммативный (есть общее качество  язык, труд, производство); комплексный (взаимосвязь, при которой один компонент не обязателен для другого); органический (все элементы взаимосвязаны, выражают себя и не могут существовать друг без друга). Появление общечеловеческих интересов тесно связано с "кризисом цивилизации": 1) кризис системы международных отношений, затягивающиеся конфликты, войны, революции, террор, санкции, эмбарго, отсутствие механизма международного урегулирования, одностороннее вмешательство); 2) кризис "завоевательного" отношения к природе, тотальная "экологическая война", "демографический кризис"; 3) кризис воспроизводства человека (базовое противоречие между его "высвобождением, свободой, индивидуализмом и ростом взаимозависимости, солидарности). Принцип "не за счет человека, а ради человека"  это императив выживания и объективная возможность дальнейшего развития духовного мира человеческого интеллекта, коллективного разума  становится по мере роста могущества цивилизации фактором, который определяет судьбу человечества. Модель глобальной системы должна включать в себя уже известные миру идеи: 1) мы не должны разрушать систему, от которой зависит наше существование; 2) нищеты не должно быть, это унижает и эксплуататора и эксплуатируемого; нельзя сдавать в архив сам замысел социалистического обновления общественной жизни; 3) лучше сотрудничать, чем враждовать; любовь к человечеству  как к своим близким; 4) будущее в наших руках и оно не хуже и не лучше того, что мы построили. Итоги XX в. в макросоциогическом измерении: потенциал современной цивилизации близок к исчерпанию; человечество взаимодействует с природой как единый вид, поэтому принципы взаимоотношения Человека и Природы должны стать абсолютными общечеловеческими универсалиями; многоукладность экономических, культурных и политических систем  проявление закона роста разнообразия, тенденции многовариантности общественной эволюции усиливаются, это общий цивилизационный процесс, диалектически связанный с взаимопроникновением социальных систем, не существует и не может существовать одной универсальной цивилизации, их нельзя ранжировать, ибо каждая несет свои особенности, значимые для всех; развитие той или иной цивилизации определяется ее способностью накапливать знания и мастерство, передавать накопленную информацию другим поколениям, та нация, которая сегодня сумеет создать более совершенную систему "УЧИТЕЛЬ", сделается планетарным лидером XXI в. (Н. Моисеев); ни одна революция не достигла тех целей, ради которых она предпринималась, причина общая для всех катастроф и бифуркаций: при переходе через критические состояния память системы резко уменьшается и в становлении ее будущего состояния превалирующая роль принадлежит непредсказуемым, случайным факторам.

Общий вывод для Г.с.: идти по шажочкам, избегать кризисов, эволюционно, медленно. Современный глобальный кризис может иметь лишь два исхода: 1) либо нас ожидает судьба динозавров (они были властителями земли 60 млн лет назад), 2) либо энергия, талант, воля человечества утвердят новые формы жизни в составе глобальной системы. Но тогда это будет другая Планета.

  1. Гомеостаз – единая целостность.




  1.  Государственная Дума РФ – политический институт, нижняя палата Федерального Собрания РФ. Включает 450 депутатов.




  1. Государство (англ. state) – центральный институт политической системы, особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом, монополией на применение узаконенного насилия и осуществляющая управление обществом с помощью специального механизма (аппарата). Важнейшими конституирующими элементами государства выступают территория, население (народ) и суверенная власть. Территория как признак государства нераздельна, неприкосновенна, основа основ государственного суверенитета, неотчуждаема. Народонаселение как элемент государства есть человеческое сообщество, проживающее на территории данного государства и подчиняющееся его власти. Государственная власть суверенна, т.е. обладает верховенством внутри страны и независимостью в отношениях с другими государствами. «Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад». (В.С. Соловьев). «Как только кто-либо говорит о делах Государства: что мне до этого? – следует считать, что Государство погибло». (Ж.Ж. Руссо). «Вперед же. Вперед! Давайте двигаться вперед без страха перед будущим и со страхом оказаться ничтожным перед лицом своих обязанностей». (У. Черчилль).




  1. Гражданское общество (англ. civil society) – категория политологии для обозначения совокупности социальных образований: групп, коллективов, организаций, ассоциаций, объединенных специфическими экономическими, этническими, культурными, религиозными и другими интересами, реализуемыми вне сферы деятельности государства. Термин «гражданское общество» был впервые употреблен в Англии в 1594 г., а свое специфическое значение он приобрел в Шотландии в ХVII в. и в Германии в ХIХ в.




  1. Группы интересов (англ. interest groups) – объединения индивидов на основе общих интересов, стремящиеся оказать влияние на политические институты в целях обеспечения принятия наиболее благоприятных и выгодных для себя решений. Главными функциями групп интересов являются: артикуляция и агрегирование интересов, коммуникация и рекрутирование. В отличие от политических партий группы интересов не ставят своей целью борьбу за власть. Их деятельность получила название «лоббизм».





  1. Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница