Ференц Лист (1811–1886)



Скачать 35.03 Kb.
Дата14.03.2016
Размер35.03 Kb.
Ференц Лист

(1811–1886)

Ференц Лист (Franz Liszt, 1811–1886) – венгерский композитор, пианист, дирижёр, педагог, музыкальный писатель, общественный деятель. Учился у К. Черни (фортепиано), А. Сальери, Ф. Паэра и А. Рейхи (композиция). В 1823–1835 гг. жил в Париже, где развернулся его талант пианиста-виртуоза (выступал с 9-летнего возраста) и началась педагогическая и композиторская деятельность.

В 1835–1839 гг. («годы странствий») Лист жил в Швейцарии и Италии. В этот период Лист достиг совершенства своего исполнительского искусства, создав концертный пианизм в его современном виде. Определяющими чертами стиля Листа стали синтез рационального и эмоционального, яркость и контраст образов в соединении с драматизмом выражения, красочность звучания, ошеломляюще-виртуозная техника, оркестрово-симфоническая трактовка фортепиано. В музыкальном творчестве Лист реализовал мысль о взаимосвязи различных искусств, особенно внутренние связи музыки с поэзией. Создал для фортепиано «Альбом путешественника» (1836), фантазию-сонату «После чтения Данте», «Три сонета Петрарки» (1-я редакция) и др.

До конца жизни Лист продолжал бесплатные занятия с учениками, воспитав свыше 300 пианистов из разных стран. Среди учеников: Э. д’Альбер, Э. Зауэр, А. Рейзенауэр, А.И. Зилоти, В.В. Тиманова; его советами пользовались многие композиторы.

Непреходящее значение творчества Листа – в демократизме и действенном гуманизме идейного содержания, его главными темами являются борьба человека за высокие идеалы, стремление к свету, свободе, счастью. Определяющие принципы новаторского творчества композитора – программность и, связанный с ней, монотематизм. Идейно-художественные принципы Листа получили распространение в творчестве композиторов различный национальных школ, в том числе русской, высоко ценивших его творческий гений, что нашло отражение и в музыкально-критических статьях В. В. Стасова, А.Н. Серова и др.

Фортепианный цикл «Годы странствий»

С 1835 по 1848 годы композитор Ференц Лист много путешествует, и написанный в этот период сборник пьес получил название «Годы странствий». Название «Годы странствий» (в точном переводе «Годы паломничества») навеяно «Паломничеством Чайльд-Гарольда» Байрона, откуда заимствованы эпиграфы большинства пьес «Первого года».

В период «странствий» Ф. Лист много гастролировал по многочисленным породам Европы. На родине в Венгрии его выступления стали подлинным триумфом, его чествовали как национального героя (в этот период Венгрия страдала от наводнений и сборы от концертов были направлены в помощь пострадавшим). Композитор также трижды побывал в России (1842, 1843, 1847), познакомился и подружился с русскими музыкантами.

Цикл «Годы странствий» приобрел наибольшую известность в творчестве Ф. Листа. Работа над циклом продолжалась очень долгое время: первые пьесы возникли в начале 30-х годов, последние – в конце 70-х. В 1842 году Лист выпустил сборник со следующим предисловием: «Около года тому назад я опубликовал три швейцарских напева, объединив их под названием «Альбом путешественника».

«Годы странствий» – это сборник фортепианных пьес. Сборник состоит из 3-х частей: «Год первый» – Швейцария, «Год второй» – Италия, «Год третий» – Рим. Этот сборник был подвержен множеству изменений. Сначала пьесы 1-го тома вошли в сборник «Альбом путешественника», где композитор делился впечатлениями о Швейцарии. Потом он внес ряд изменений и создал из них «Годы странствий» – «Год первый». Во время путешествия по Италии, искусство итальянского возрождения произвело большое впечатление на Ф. Листа. Он написал несколько пьес, которые позднее вошли во 2-й том. «Год третий» создавался целых 10 лет – 1867-1877 гг. Там отразились впечатления о Риме. На сборник оказали влияние и религиозные впечатления автора.

В фортепианном цикле «Годы странствий» Лист выразил свои впечатления о местах, которые посетил; создал музыкальные картины природы, которой наслаждался; выразил размышления о великих мастерах, которыми восхищался. Все пьесы очень живописны, с яркими темами. Композитор стремился сделать свой музыкальный замысел как можно более ясным, понятным самым широким кругам слушателей, чему должны были служить и рисунки, предпосланные каждой пьесе в первом издании.



По материалам сайта: http://classic.chubrik.ru/Liszt/
Каталог: files -> projects -> urok v moskve -> uroki -> obrazy vody v muzykalnom iskusstve
uroki -> 1. Главным требованием Сталина к Финляндии было: а отодвинуть границу от Ленинграда на север
uroki -> Даты, понятия, термины, персоналии к уроку События/даты
uroki -> Справочный материал Большая Лубянка, 14. Усадьба Ростопчина-Орлова-Денисова
uroki -> Класс «Хрящевые рыбы»
uroki -> Александр Васильевич Александров
uroki -> Суворов Александр Васильевич (1730-1800)
uroki -> Text4teacher doc Волшебная сказка. Понятийный аппарат Миф
uroki -> Европейская живопись эпохи Просвещения
uroki -> Мои путешествия по Сибири Издательство Академии Наук ссср, Москва Ленинград, 1948


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница