Федерация Независимых Профсоюзов России (фнпр) I. Общие положения. I краткая историческая справка




страница1/7
Дата16.07.2016
Размер1.58 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7


Федерация Независимых Профсоюзов России (ФНПР)

I. Общие положения.
I.1. Краткая историческая справка.

Учредительный съезд ФНПР проходил в два этапа: в марте и сентябре 1990 г. Весной был провозглашен сам факт образования ФНПР – первого, после 66 лет отсутствия, общероссийского профсоюзного объединения - и создан оргкомитет во главе с И.Е. Клочковым. Состоявшийся после первого этапа Учредительного съезда пленум Совета ФНПР сформировал Президиум Совета в составе 63 человек. Председателем Совета был избран И.Е. Клочков, его заместителями – В.И. Романов, Н.Д. Малахаткина (позже еще одним заместителем стал К.И. Доев).

18-19 сентября 1990 г., во время проведения второго этапа Учредительного съезда ФНПР, были приняты основополагающие документы, определявшие характер целей и задач Федерации, приоритеты ее социально-защитной и общественно-политической деятельности, тактику, формы и методы действий, принципы организационного построения и работы. На Учредительском съезде была рассмотрена и одобрена «Тактика действий Федерации Независимых Профсоюзов РСФСР в предстоящий период». В качестве приоритетов деятельности ФНПР по защите трудящихся в этом документе называлось, в числе прочих, "заключение соглашений по социально-экономическим вопросам между Советом ФНПР и Правительством РСФСР, соглашений между отраслевыми профсоюзными органами и соответствующими органами управления, между межсоюзными профорганами и исполнительными органами местной власти, коллективных договоров на предприятиях, в учреждениях и организациях, обеспечивающих социально-экономическую защищенность трудящихся и учащейся молодежи, улучшение условий труда и быта, экологической обстановки"1).

Политика руководящего органа ФНПР - Совета Федерации - определялась в значительной степени личностью его председателя, И.Е. Клочкова, имевшего солидный опыт руководящей работы в партийных, советских и хозяйственных органах. Ближайшими соратниками и единомышленниками И. Клочкова являлись В.И. Романов (отвечал за разработку альтернативных экономических и социальных программ, анализ правительственных и парламентских документов и выработку поправок к ним) и Н.Д. Малахаткина (практически возглавляла работу аппарата Совета ФНПР). Основным полем политической борьбы данной группы, которая на тот момент отражала позицию руководства ФНПР в целом, стала борьба с правительством Гайдара: важнейшей политической задачей провозглашалось расширение реального влияния в профсоюзных массах, развитие их мобилизационной способности к активным протестным действиям. Изнутри ФНПР, однако, сильно ослаблял тот факт, что в ее рядах среди профсоюзных функционеров и активистов, перешедших по наследству от «государственных профсоюзов» времен СССР, было крайне мало тех, кто готов был выступить настоящими организаторами.

Изначально Совет Федерации был настроен по отношению к «радикальным» экономическим реформам достаточно лояльно. Так, в январе 1992 г. на Пленуме ФНПР принимается четырехмесячный мораторий на проведение забастовок как нецелесообразных и ведущих к параличу экономики действий. Однако уже с марта в рядах профсоюзов, входящих в систему ФНПР, пошло постепенное нарастание оппозиционных настроений: в ряд первоочередных выдвинулась задача всеми законными средствами, включая забастовки, облегчить тяжкое бремя реформ для всех категорий трудящихся и их семей. Пришло осознание того, что добиться желаемого можно только, создав систему социальных гарантий трудящимся на общенациональном, региональном уровнях, а также в рамках конкретного предприятия. Ключевыми звеньями такой системы должны были стать генеральные и тарифные соглашения.

Начиная с апреля 1992 г. Совет ФНПР все чаще выступает против рекомендаций Международного валютного фонда в качестве определяющего фактора экономической политики Кабинета министров РФ. Другой конфликтной осью между правительством и Советом Федерации стал вопрос влияния государства на социально-страховые функции профсоюзов. Поводом для развития конфликта в этой сфере явились вынашиваемые Правительством планы по огосударствлению функции социального страхования. По словам ряда экспертов Федерации независимых профсоюзов России, еще в сентябре 1991 г. Президенту РФ был передан на подпись проект Указа о национализации имущества советских профсоюзов, подготовленный активистом Конфедерации труда (самодеятельного союза политизированных объединений рабочих СССР и независимых профсоюзов, созданного в мае-июне 1990 г. на I съезде представителей рабочего движения СССР) И. Шаблинским. По имеющимся сведениям проект Указа предусматривал «роспуск советских государственных профсоюзов, национализацию их имущества и возвращение его народу через продажу с аукциона». Учитывая не раз выражавшееся представителями Международного валютного фонда недовольство чрезмерной активностью профсоюзов в России и их «завышенными» юридическими правами, новая российская власть стояла перед большим соблазном радикального решения этой проблемы, от реализации которого удержала, по-видимому, принципиальная невозможность в короткий срок создать столь же разветвленную и эффективную государственную службу социального страхования населения.

Настоящее политическое состязание развернулось между Советом ФНПР и Правительством по вопросу о тарификации и регламентации трудового законодательства и социальных программ в сфере труда и заработной платы. Бездеятельность Совета ФНПР в этой ситуации грозила фактическим расколом и выходом из состава профобъединения большинства составляющих его профсоюзных структур. Организованная ФНПР акция по заключению Генерального Тарифного соглашения между Правительством, предпринимателями и профсоюзами должна была предотвратить эту тенденцию, а также заставить Правительство оставить помыслы о национализации имущества Федерации.

В марте 1992 г. ФНПР обнародовала Декларацию по социально-экономической политике, направленную на предотвращение дезорганизации производства и обнищания народа, а также выступила с предложением установить минимальную зарплату в размере 1000 рублей в месяц. По линии Федерации была организована акция с целью оказания давления на Правительство - «кампания весеннего наступления трудящихся» под названием «Дни единства действий профсоюзов России» с девизом: «Рыночным ценам - рыночную зарплату». 8 апреля 1992 г. лидер ФНПР дал интервью «Независимой газете», в котором заявил: «Вполне вероятно, мы будем требовать отставки Правительства». Однако акция не удалась, поскольку сколько-нибудь массовой поддержки со стороны трудящихся Федерация не получила.

Конфликт с Правительством усугубился в сентябре 1992 г., когда по инициативе Г. Бурбулиса, вице-премьера А. Чубайса и председателя комиссии по социальным вопросам Совета Республики М. Захарова был подписан Указ Президента РФ о передаче в Госкомимущество Фонда социального страхования ФНПР. В ответ на это в сентябре 1992 г. Совет ФНПР предпринял новую акцию - проведение в сентябре-октябре «коллективных выступлений членов Федерации профсоюзов, трудящихся под девизом «Повернуть реформу лицом к человеку труда». В конце сентября 1992 г. в результате переговоров лидера ФНПР И. Клочкова и исполняющего обязанности Председателя Правительства РФ Е. Гайдара была достигнута договоренность о приостановке действия данного Указа Президента РФ.

Активное и нарастающее противостояние ФНПР с Правительством толкнуло Федерацию на поиск новых союзников на внепартийном уровне. Последнее было обусловлено стремлением избежать обвинений в политическом ангажировании. Такого союзника Федерация независимых профсоюзов России нашла в лице значительной части Верховного Совета РФ, оппозиционного парламентского блока «Российское Единство» и фракций, ориентированных на оппозиционный кабинету Гайдара политический блок «Гражданский Союз» - «Демократический центр», «Промышленный Союз» и «Союз конструктивных сил», а также Аппарата Председателя Верховного Совета РФ Р. Хасбулатова. Попытка использовать Верховный Совет как орудие борьбы с Правительством стимулировала инициирование в нем законопроектной деятельности, альтернативной существующим Министерству труда и социальных вопросов и Министерству экономики, финансов. Тактика политического блокирования на основе имеющегося оппонирования Правительству фактически дала возможность ФНПР получить большую устойчивость и повысить авторитет в глазах определенной части работающих по найму на государственных предприятиях и в учреждениях.

Всего за пять дней до кровавых событий 3-4 октября 1993 г. в Москве, 28 сентября участники XVI расширенного Пленума Совета ФНПР вместе с представителями координационных и забастовочных комитетов отраслевых профсоюзов и региональных объединений ФНПР призвали ответственные политические силы и все ветви государственной власти найти разумный компромисс и обеспечить мирное разрешение разразившегося кризиса. Обсуждение на пленуме сложившейся ситуации грозило перерасти в сильнейший кризис, но все же его участники сочли целесообразным временно воздержаться от прямой конфронтации и назначения даты общероссийской акции протеста, сохранив тем не менее предзабастовочную активность в отраслях и регионах. Как показали дальнейшие события, это было позитивное решение, поскольку правительственные органы, в свою очередь, развернули широкое наступление на Федерацию: были отключены телефоны, заморожены счета в банках и принят поспешный Указ Президента об изъятии из ведения профсоюзов Фонда социального страхования. К репрессиям против профсоюзов, руководство которых не поддержало президента в дни его противостояния с парламентом (Исполком Совета ФНПР выступил с резким заявлением, осуждающим действия Президента и его Указ от 21 сентября 1993 г. «О поэтапной конституционной реформе в РФ», в соответствии с которым прекращались полномочия съезда народных депутатов и Верховного Совета), призывали некоторые средства массовой информации, ряд общественных организаций и политических деятелей. В такой обстановке в профсоюзных кругах возник вопрос о замене руководства Федерации людьми, не проявившими себя в активной антиправительственной деятельности. Сложившаяся ситуация побудила И.Е. Клочкова подать в отставку. 14 октября 1993 г. XVII Пленум, приняв отставку Клочкова, избрал и.о. Председателя ФНПР М.В. Шмакова (ранее работавшего председателем Московской Федерации профсоюзов)и определил дату и повестку дня второго (внеочередного) съезда ФНПР.

Большое значение в дальнейшем реформировании и развитии российских профсоюзов имел II (внеочередной) съезд ФНПР, проходивший в Москве 28 октября 1993 г. На съезд были избраны 500 делегатов, представлявших 60 миллионов членов профсоюзов, в том числе 253 делегата от 37 отраслевых профсоюзов и 247 делегатов от 77 региональных межсоюзных профобъединений1). Значительное место в работе съезда заняли вопросы организационной работы ФНПР и ее членских организаций. Была поставлена задача – продолжить реформирование ФНПР в соответствии с требованиями времени. Новым председателем ФНПР был избран М.В. Шмаков, его замами стали В.С. Гончаров и Е.Н. Осинкин, а позже и В.Г. Пугиев.

На съезде были рассмотрены вопросы: о действиях ФНПР в сложившихся социально-экономических условиях; об изменениях в Уставе ФНПР; организационный вопрос и другие. В своем докладе вновь избранный председатель ФНПР Михаил Шмаков обстоятельно проанализировал кризисные явления внутри самой Федерации: кризис целей, который проявился в ориентации на выживание, в то время как профсоюзам надо было ускоренно работать над стратегией своего развития и деятельности в новых экономических условиях; кризис методов действий ФНПР (прямое, откровенное давление на властные структуры без учета экономических реалий подорвало изнутри крайне важный механизм социального партнерства); кризис ориентации, свидетельствовавший о том, что руководящие структуры профсоюзов подходили к оценке проблем и требований общества, не учитывая специфические интересы различных групп населения, не имея ясно сформулированной политики по отношению к различным регионам страны, отраслевым профсоюзам. Отсюда и кризис политической ориентации, постоянные колебания от политического нейтралитета к прямой поддержке разных политических течений. Все это в конечном итоге привело к резкому снижению возможностей Федерации, других профсоюзных структур выражать и защищать интересы трудящихся, влиять на курс и степень социальной направленности реформ.



На съезде были приняты проект Платформы ФНПР «Свобода, справедливость, солидарность», Декларация о принципах объединения профсоюзов, новый Устав ФНПР, в котором подчеркивалось, что Федерация осуществляет свою деятельность на принципах свободы, независимости, демократии и самоуправления, соблюдения полной самостоятельности, равенства прав и обязанностей членских организаций в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

III Съезд ФНПР открылся в Москве 5 декабря 1996 г.: на него было избрано 711 делегатов от 123 членских организаций ФНПР, представляющих свыше 45 миллионов членов профсоюзов1). Много внимания на съезде было уделено политической составляющей деятельности профсоюзов, взаимодействию ФНПР с органами государственной власти, различных ее ветвей. Отмечалось, что ФНПР подписала протоколы о сотрудничестве с тремя фракциями Государственной Думы - НДР, КПРФ, «Яблоко».

После окончания съезда в ФНПР развернулась работа по подготовке второго этапа Общероссийской акции протеста под лозунгом «За труд, зарплату и социальные гарантии» (первый этап акции был проведен 5 ноября 1996 г.). В середине февраля 1997 г. Исполком Генсовета Федерации официально выдвинул ряд требований, адресованных российским работодателям, Правительству, федеральным органам исполнительной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления: вернуть долги по зарплате и социальным выплатам с их компенсацией за каждый день задержки; разработать и реализовать комплекс антикризисных мер, предусматривающих развитие производства, сохранение и создание новых рабочих мест, осуществление социально ориентированной экономической деятельности; обеспечить безусловное соблюдение прав человека труда. Несмотря на активные попытки Правительства добиться отмены акции протеста, она состоялась 27 марта 1997 г. Наряду с митингами и шествиями в ряде мест прошли стачки, вместе с экономическими лозунгами люди повсеместно выдвигали требования политического характера: о смене курса реформ, об отставке Президента страны, главы Правительства и его первых заместителей. По данным ФНПР, в акции приняло участие 20 млн. 874 тыс. человек из 700 городов страны. Эти данные существенно расходятся с цифрами, приводимыми органами внутренних дел - 1 млн. 800 тыс. человек. Впрочем, данные МВД не учитывают участников митингов и собраний, проходивших на территории предприятий. Забастовки, по данным пресс службы ФНПР, прошли на 16204 предприятиях. В них приняло участие 5 млн. 109 тыс. человек. Среди крупнейших бастовавших предприятий - Челябинский и Владимирский тракторные заводы, Златоустовский металлургический завод, Ярославский радио строительный завод, Азовская и Северодвинская судоверфи, заводы «Пермские моторы», «Россельмаш», самарский «Полет», а также огромное количество школ, больниц и других предприятий бюджетной сферы. По сведениям профсоюзных работников, в уличных акциях протеста в Приморском крае приняло участие 760 тыс. человек из 27 городов, в Новосибирской области - 400 тыс. человек, в Омской - 250 тыс. человек, в Кузбассе - 230 тыс. человек. Председатель ФНПР Михаил Шмаков сообщил, что в митинге профсоюзов на Васильевском спуске в Москве участвовало 140-150 тыс. человек. Практически во всех регионах России акция протеста прошла спокойно: ожидавшихся массовых беспорядков не возникло. Руководство ФНПР заявило, что в случае, если ситуация с выплатой задолженностей не изменится кардинальным образом, акция протеста продолжится 1 мая в форме бессрочной забастовки. На дневном пленарном заседании Государственной Думы РФ, состоявшемся 11 апреля 1997 г., М. Шмаков выступил с сообщением об итогах прошедшей акции протеста. На том же заседании депутаты 338 голосами приняли за основу проект постановления «О неотложных мерах по реализации требований, высказанных в ходе Общероссийской акции протеста граждан под лозунгом «За труд, заработную плату, социальные гарантии» 27 марта 1997 года», внесенный Комитетом по труду и социальной политике.

26 января 1998 г. было подписано Генеральное соглашение (ГС) между общероссийскими объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством РФ на 1998-1999 гг. Профсоюзная сторона добилась включения в него обязательства Правительства и объединений работодателей погасить задолженность по зарплате в организациях всех форм собственности. Вместе с тем, рассмотрев ситуацию, складывающуюся в социально-экономической сфере страны, Исполком Генсовета ФНПР, состоявшийся 5 февраля 1998 г. признал предпринимаемые властными структурами меры и шаги неудовлетворительными и принял решение провести 9 апреля Всероссийскую акцию профсоюзов «За полную выплату заработной платы» в форме приостановок работы, забастовок на предприятиях и в организациях, где своевременно не выплачивается зарплата, имеются трудовые конфликты, а для поддержки бастующих организовать пикетирования, шествия, митинги и собрания. По официальным данным, в этой акции приняли участие 776,6 тысячи человек. По данным профсоюзов, 9 апреля протестовало около 14 миллионов человек; в целом по стране забастовками было охвачено более 12 тысяч предприятий и организаций; в акции участвовали и профсоюзы, работающие с Федерацией на основе договоров и соглашений, а также другие профсоюзы и профобъединения, не входящие в ФНПР.

В связи с тем, что разрозненные акции протеста не приносили необходимого результата (продолжали расти долги по зарплатам и пенсиям, неуклонно снижался жизненный уровень населения), 16 июля 1998 г. Исполком Генсовета ФНПР принял решение провести 7 октября 1998 г. Всероссийскую забастовку. 27 августа 1998 г. Генсовет Федерации принял постановление «О проведении Всероссийской забастовки 7 октября 1998 года». Накануне забастовки председатель ФНПР М. Шмаков заявил в интервью «Интерфакс-АиФ»: «Что собой реально представляют сегодня российские профсоюзы и каковы их возможности, каждый сможет убедиться уже совсем скоро, 7 октября». И тут же уточнил, что от партнерства с другими политическими силами ФНПР не отказывается, но предупреждает: «Не надо пытаться «возглавить», а то и оседлать профсоюзную акцию, как это случалось раньше». Намечаемая акция была не совсем обычной: основной формой протеста предполагались забастовки, пикеты же, митинги, шествия и прочие уличные акции должны были стать лишь дополнением к ним. И если в аналогичных мероприятиях в марте 1997 г. участвовало около 20 млн. человек, то теперь прогнозы были значительно масштабнее, поскольку долги по зарплате увеличились, жизнь ухудшилась, а доверие к правительству было подорвано окончательно. По поручению Генсовета ФНПР органам Исполкома и законодательной власти России были направлены следующие требования профсоюзов: смена социально-экономического курса реформ; обеспечение своевременной выплаты текущей зарплаты; полное погашение задолженностей с одновременной индексацией долгов, повышение оплаты труда; отмена принятых Правительством РФ решений о введении дополнительного налогообложения зарплаты и социальных выплат; незамедлительное принятие Госдумой и Советом Федерации пакета законопроектов в защиту конституционных прав трудящихся. Большая и тщательная подготовительная работа способствовала тому, что акция 7 октября 1998 г. прошла очень организованно и стала самой масштабной за всю историю российского профдвижения. Всего в ней, по данным профсоюзов, участвовали более 25 миллионов человек.

Отмечая, что осуществление финансово-экономических преобразований и социальной реформы в стране в 1999 г. сопровождались беспрецедентным ростом массовых нарушений социально-трудовых прав работников, преследований профсоюзных активистов, открытым препятствованием деятельности профсоюзов в организациях, профсоюзы продолжали отстаивать права трудящихся в этой чрезвычайной ситуации. Так, за 8 месяцев 1999 г. в стране было организовано 5760 забастовок, и состоялось 3813 коллективных трудовых споров1).



16 февраля 2000 г. состоялось очередное заседание Генерального Совета ФНПР, в котором приняли участие и.о. Президента РФ Владимир Путин, вице-премьер Валентина Матвиенко, министр труда и социального развития Сергей Калашников, ряд депутатов Государственной Думы РФ нового созыва, активно сотрудничающих с российскими профсоюзами. В центре внимания были вопросы о задачах профсоюзов по реализации Генерального соглашения на 2000-2001 гг.

На заседании выступил В. Путин, который обозначил вехи сотрудничества между профсоюзами и исполнительной властью, особо подчеркнув, что встречи с лидером ФНПР проходят регулярно, и что власть заинтересована в том, чтобы профсоюзы стали влиятельной силой общества. Генеральное соглашение, как важнейший документ социальной сферы, должно защищать доходы граждан, занятость, устанавливать оптимальную цену труда, социальные гарантии. Отметив, что профсоюзы «справедливо настаивают на увеличении минимальной заработной платы и тарифов по оплате труда», Владимир Путин заявил, что «требования профсоюзов к правительству неизбежны, но эти требования должны быть максимально приближены к реальному положению дел в стране, в экономике государства». «Требовать то, что невозможно выполнить, - значит подогревать социальную напряженность», - сказал В. Путин, подчеркнув при этом, что задачи профсоюзов в современных условиях значительно шире и содержательнее. «… мы все вместе должны серьезно учитывать перспективы перетока рабочей силы, предлагать программы обучения по нужным стране специальностям, учитывать реальные перспективы развития предприятий.» Формулой успеха должна стать совместная ответственность работодателей, профсоюзов и государства.

По словам М. Шмакова, доклад которого о задачах профсоюзов по реализации Генерального Соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, объединениями работодателей и правительством РФ на 2000-2001 гг. стал своего рода ответным словом на вступительную речь В. Путина, важнейшими для профсоюзов являются вопросы эффективного выполнения коллективных договоров, тарифных и трехсторонних соглашений, определяющих всю систему социальной стабильности в стране. В связи с этим профсоюзы неоднократно демонстрировали свою заинтересованность в развитии партнерских отношений между работодателями и исполнительными структурами. Однако отсутствие согласованной государственной политики в области труда и социальных отношений не позволяет обеспечить единую направленность деятельности социальных партнеров. В то же время власти – и в первую очередь, Министерство труда и некоторые региональные правительства невольно подталкивали профсоюзы к организации забастовок, хотя сами профсоюзы оценивают те же забастовки, как провал социального партнерства.

От имени ФНПР М. Шмаков высказал неудовлетворенность тем, что опережающий характер социального развития так и не стал приоритетным. В частности, он сказал: «К сожалению, мы вынуждены констатировать, что сегодня мы далеки от реальной демократии и эффективной системы государственного управления. Не удалось в течение последних двух лет серьезно изменить положение работников к лучшему ни при помощи Конституции…, ни при помощи механизмов системы социального партнерства. Проблемы основополагающего характера остаются пока нерешенными.» Остановившись на задачах и особенностях переговорного процесса профсоюзов и правительства, М. Шмаков отметил, что альтернативой ему может быть только классовая борьба, но до сих пор не все в правительстве это осознали. Вместе с тем, готовность профсоюзов к переговорам не отрицает применения профсоюзных средств давления.

Наряду с этим профсоюзы положительно оценивают усилия правительства выплатить долги бюджетникам, однако индексация их зарплаты в предыдущие годы в основном происходила за счет «сжатия» межразрядных коэффициентов, то есть за счет внутренних источников. По словам М. Шмакова, «вялотекущий» процесс реструктуризации долгов предприятий, хотя и позволил некоторым улучшить свое положение, однако перспективы не столь радужны, так как по-прежнему не хватает инвестиций. 4 миллиона пенсионеров работают, чтобы выжить, поэтому трудно ожидать, что они по собственной воле покинут свои рабочие места и освободят их для молодых.

М. Шмаков потребовал также доработать Трудовой кодекс и изменить статус Фонда занятости, который «в настоящее время работает как структурное подразделение ФНПР». Что касается тарифной политики внебюджетных фондов, то это, по мнению профсоюзов, вопрос оптимальной договоренности между социальными партнерами. В заключении Генеральный Совет ФНПР принял Постановление «О задачах профсоюза по реализации Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2000-2001 годы» (см. Приложение 1).



I.2. Уставные документы ФНПР.

В принятых документах Учредительного съезда, в «Основах организационного строения и деятельности Федерации Независимых Профсоюзов РСФСР (Уставе)» сформулированы основные принципы организационного строения и деятельности ФНПР. Прежде всего, это - принцип добровольности: ФНПР провозглашалась как добровольный союз профессиональных союзов РСФСР, организаций отраслевых профсоюзов СССР, действующих в республике, союз региональных межсоюзных организаций профсоюзов и других профессиональных формирований трудящихся в целях консолидации действий в защиту законных прав и общих интересов трудящихся и других групп населения. Главный упор ее организаторы сделали на то, чтобы решение того или иного профсоюза, профсоюзной организации о вступлении в Федерацию принималось вполне самостоятельно и осознанно, действительно на свободных и добровольных основах, без какого-либо давления из центра.

В качестве другого важнейшего принципа организационного строения и деятельности ФНПР был провозглашен принцип ее независимости от государственных и хозяйственных органов, политических и общественных организаций, ее неподотчетность и неподконтрольность этим органам и организациям. Характерно, что не только ФНПР и ее членские организации, но и другие российские профсоюзы, профобъединения назвали принцип независимости определяющим в своей деятельности. Однако реализация этого принципа на практике оказалась не простым делом. Относительно легко профсоюзы добились независимости от государственных органов, политических партий и движений. Гораздо сложнее складывались отношения с работодателями. Профсоюзные активисты не сразу научились видеть в директоре оппонента в социальных конфликтах. Начавшийся курс на проведение рыночных реформ поставил на грань краха подавляющее большинство предприятий отечественной индустрии, заставил трудовые коллективы и директорский корпус сплотиться во имя общего спасения. Вот почему профсоюзы и часть директорского корпуса нередко выступали вместе за изменение и корректировку экономической политики, проводимой в интересах бюрократии и спекулятивного капитала, за возрождение национального производства, за социальную рыночную экономику в интересах большинства. Это явилось причиной того, что многие формирующиеся российские профсоюзы распространяли профсоюзное членство на директоров-работодателей, администрацию в целом. При этом учитывалось конституционное право каждого на объединение в профсоюзы. Столь неординарная ситуация послужила одним из веских оснований для ФНПР, большей части ее членских организаций выступить в едином предвыборном блоке с Российской объединенной промышленной партией на выборах в Государственную Думу 1995 г.

Абсолютное большинство профсоюзов, вошедших в ФНПР, провозгласили в качестве основы своего организационного строения и внутрисоюзных отношений принцип федерализма. Основные нормы и требования этого принципа предполагали:



  • добровольность вхождения в Федерацию и право на свободу выхода из нее в соответствии с зафиксированными в Уставе Федерации нормами и условиями;

  • автономию и самостоятельность членов Федерации при разработке своих уставов, основных положений деятельности в соответствии с законодательством, принятии решений, формировании организационной структуры;

  • формирование (выборность) руководящих органов Федерации согласно равному представительству путем прямого делегирования членскими организациями своих представителей с правом их отзыва и замены;

  • обязательность выполнения членами Федерации решений ее выборных органов, принятых на основе согласия и в рамках действующих уставов;

  • плюрализм мнений и свободу дискуссий на стадии обсуждения вопросов и единство действий после принятия решений; уважение интересов и мнения меньшинства, его права на защиту и разъяснение своей позиции;

  • солидарность, товарищескую поддержку, взаимную помощь и обязательность членов Федерации по отношению друг к другу в решении возникающих у каждого из них проблем;

  • взаимную подотчетность руководящих органов Федерации членским организациям и руководящих органов членских организаций – выборным органам Федерации.

На II (внеочередном) съезде Федерации Независимых Профсоюзов России Устав ФНПР был утвержден в новой редакции, где в качестве важнейших принципов ее деятельности провозглашались принципы свободы, независимости, демократии и самоуправления, равенства прав и обязанностей членских организаций в соответствии с общепризнанными нормами международного права, российским законодательством, настоящим Уставом, соглашениями, заключенными Федерацией; подчеркивались принципы добровольности образования ФНПР и свободы вхождения и выхода из нее профорганизаций.

В соответствии с новой редакцией Устава органами ФНПР были определены:



  • съезд – высший орган Федерации, созываемый Генеральным советом Федерации по мере необходимости, но не реже одного раза в четыре года;

  • Генеральный совет Федерации – руководящий орган Федерации в период между съездами, формируемый из руководителей членских организаций, а также дополнительно по одному представителю от каждого профессионального союза, делегируемому и отзываемому выборным органом соответствующего профсоюза;

  • Исполнительный комитет Генерального совета Федерации (Исполком), выбираемый Генеральным советом на паритетной основе для организации и ведения текущей работы между его заседаниями и реализации его решений. Исполком имеет свои постоянные комиссии;

  • Председатель Федерации (избирается на съезде, в период между съездами подотчетен Генеральному совету).

Серьезные поправки внес в Устав III съезд ФНПР (1996 г.). Одобренные его делегатами коррективы и дополнения были направлены, главным образом, на укрепление организационного единства Федерации. Так, в новой редакции Устава предусматривалась обязательность выполнения членскими организациями решений выборных органов ФНПР по вопросам, относящимся к их компетенции. Значительно была расширена статья об обязанностях входящих в профцентр организаций (Федерацию не миновала общая беда всех наследников всесоюзных и общероссийских структур - всеобъемлющий процесс дезинтеграции и первое его следствие - перемещение центра властных полномочий и материальных ресурсов в региональные организации, также как и сложные отношения с ними центральных органов власти). Им предписывалось не только соблюдать Устав, поддерживать деятельность Федерации и принимать активное участие в реализации ее целей и задач, проявлять солидарность в защите прав и интересов членских организаций, но и представлять финансовую отчетность, связанную с уплатой членских и иных взносов в Федерацию, информировать ФНПР об участии в выборах федеральных органов государственной власти, местного самоуправления, проявлять солидарность и принимать активное участие в организации и проведении Федерацией коллективных действий профсоюзов, оказывать финансовую и другую поддержку учрежденным ФНПР средствам массовой информации.

В полном соответствии с Федеральным законодательством в уставе фиксировалось право ФНПР осуществлять предпринимательскую деятельность, отвечающую целям, для достижения которых она была создана, организовывать приносящее прибыль производство товаров и услуг, участвовать в хозяйственных обществах, товариществах и иной деятельности, не запрещенной действующим законодательством. При этом особо отмечалось, что полученная Федерацией прибыль не подлежит распределению между ее членами и должна направляться только на уставные цели ФНПР. Были усилены требования в области финансовой дисциплины. Отныне членская организация, не уплачивающая членские взносы Федерации или уплачивающая их в размере ниже установленного без уважительных причин в течение полугода, может по решению Генерального Совета ФНПР исключаться из Федерации.



I.3. Численность Федерации.

В качестве основных членских организаций ФНПР выступают общероссийские отраслевые профессиональные союзы, территориальные (республиканские, краевые, областные) профобъединения, а также другие общероссийские профобъединения, действующие в соответствии со своими уставами и положениями.



К сентябрю 1990 г. (моменту проведения второго этапа Учредительного съезда ФНПР) Федерация объединяла 94 членские организации, в том числе 75 региональных и 19 отраслевых. В их состав входило свыше 328 тысяч первичных профсоюзных организаций, 946 обкомов, крайкомов профсоюзов и советов председателей профкомов, представлявших интересы около 54 миллионов членов профсоюзов или 70 % от их общей численности в РСФСР.1)

К октябрю 1993 г. в состав ФНПР входили 114 членских организаций, в том числе 77 региональных межсоюзных профобъединений и 37 отраслевых профсоюзов, представлявших около 60 миллионов членов профсоюзов2).

На момент проведения III съезда (5 декабря 1996 г.) ФНПР объединяла 123 членские организации, представляющие свыше 45 миллионов членов профсоюзов3).



По состоянию на 1 июля 1999 г. ФНПР продекларировала численность в 37 миллионов человек, включая ассоциированных членов.

На сегодняшний день ФНПР объединяет 52 профсоюзные организации: 42 отраслевых профсоюза являются постоянными членами ФНПР, а 10 – ассоциированными членами, сотрудничающими с Федерацией на основании соответствующих договоров. На встрече с делегацией Международной Конфедерации Свободных Профсоюзов, состоявшейся 30 мая 1999 г., Председатель ФНПР М.В. Шмаков отметил, что численность Федерации уменьшается с каждым годом. Прежде всего, это связано с повсеместным ростом безработицы в государственном секторе экономики, а также с трудностями создания профсоюзов на частных предприятиях и в военных организациях.



ФНПР имеет 79 региональных Советов профсоюзов (всего в состав Российской Федерации входит 89 регионов, однако, 10 региональных Советов контролируют по 2 региона каждый). Региональные Советы объединяют и координируют деятельность отраслевых региональных профсоюзных комитетов.

I.4. Структура ФНПР.
Председатель ФНПР – Шмаков Михаил Викторович (1949 г.р.): в 1986 г. был избран председателем Московского горкома профсоюза рабочих оборонной промышленности. В 1990 г. возглавил Московский городской совет профсоюзов. В этом же году под его руководством была создана Московская федерация профсоюзов, на конференции представителей членских организаций которой М.В. Шмаков был избран ее Председателем. В 1993 г. на II (внеочередном) съезде ФНПР М.В. Шмаков был избран Председателем Федерации. Является членом Административного совета Международной организации труда (МОТ).
Заместители Председателя ФНПР:
Гончаров Вячеслав Степанович (1941 г.р.): на профсоюзную работу пришел в 1991 г. после избрания председателем Тульского областного совета профсоюзов. С 1993 г. и по настоящее время – заместитель Председателя ФНПР.

Фролова Татьяна Леонидовна (1949 г.р.): на профсоюзной работе находится с 1980 г. Неоднократно избиралась председателем профкома НИИ информации и технико-экономических исследований по тяжелому машиностроению, членом президиума горкома профсоюза тяжелого машиностроения. С 1987 г. работала инструктором МГСПС. Далее была заведующей отделом Московской федерации профсоюзов. 30 ноября 1993 г. избирается секретарем ФНПР. В сентябре 1991 г. вместе с некоторыми руководителями МФП, лидерами Социалистической партии и группой "Марксизм-XXI" подписала призыв инициативной группы к созданию Партии труда, вошла в оргкомитет партии. В июне 1995 г., после создания движения "Профсоюзы России - на выборы", была избрана секретарем Федерального Совета движения, отвечающим за оргработу. Татьяна Фролова была избрана на пост заместителя председателя ФНПР по предложению Михаила Шмакова на Генеральном Совете, состоявшемся 19 сентября 2000 г., вместо Е.Н. Осинкина, скоропостижно скончавшегося 6 сентября 2000 г.

Пугиев Виктор Георгиевич (1938 г.р.): в профсоюзы пришел в 1982 г. на должность начальника Главного управления капитального строительства ВЦСПС. В 1989 г. стал председателем Центрального совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС, а с 1992 г. и по настоящее время – президент ОАО «ЦСТЭ-ИНТУР Центральный совет по туризму». В 1994 г. был избран заместителем Председателя ФНПР с одновременным руководством «ЦСТЭ-ИНТУР».

Суриков Алексей Иванович (1944 г.р.): в 1975 г. избран заместителем председателя профкома Ярославского моторного завода, а в 1976 г. – заместителем председателя профкома ПО «Автодизель» Минавтопрома СССР. С 1980 по 1987 гг. работал на выборной должности в качестве председателя Ярославского обкома профсоюза рабочих автотракторного и сельскохозяйственного машиностроения. В 1987 г. избран секретарем ЦК одноименного профсоюза, в 1990 г. – стал заместителем председателя ЦК профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения. С 1990 по 1991 гг. – первый заместитель председателя Всесоюзного совета профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения. В декабре 19991 г. возглавил ЦК профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения РФ. С 1993 г. по настоящее время – заместитель Председателя ФНПР.

Будько Виталий Иванович (1950 г.р.): с 1979 по 1991 гг. находился на различных выборных должностях в Кузбасском теркоме углепрофсоюза. С должности председателя Кузбасского теркома профсоюза рабочих угольной промышленности в 1991 г. был избран председателем Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности. С 1999 г. – заместитель Председателя ФНПР.
Аппарат Федерации независимых профсоюзов состоит из нескольких отделов (управлений, центров), практически каждый из которых имеет в своем составе несколько подразделений (групп), реализующих на практике то или иной направление деятельности. Перечислим основные из них.

  • Общий отдел:

  • Протокольная группа

  • Группа служебной корреспонденции и писем

  • Спецчасть

  • Организационный отдел:

  • Группа по вопросам деятельности профорганов общероссийских профсоюзов

  • Группа по вопросам деятельности профорганов территориальных профобъединений

  • Правовое управление:

  • Группа экспертизы правовых актов

  • Группа защиты прав профсоюзов

  • Приемная - юридическая консультация ФНПР

  • Отдел социально-экономических отношений и защиты экономических прав трудящихся:

  • Группа экономического анализа, экспертизы и социально-экономического прогнозирования

  • Группа социального партнерства и содействия трехстороннему сотрудничеству

  • Группа программы содействия занятости населения

  • Группа защиты интересов лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

  • Группа реформирования собственности и трудовых конфликтов

  • Техническая инспекция труда ФНПР

  • Отдел по взаимодействию с парламентом, общественными формированиями и движениями

  • Отдел по проблемам социальных гарантий

  • Информационно-аналитический центр профсоюзов

  • Пресс-группа

  • Отдел по международным связям

  • Финансовый отдел

  • Управление делами ФНПР

  • Ревизионная комиссия ФНПР.



I.5. Финансовая дисциплина и уплата членских взносов.

Бюджет ФНПР состоит из членских взносов и прочих поступлений. Согласно Уставу, Федерация не занимается коммерческой деятельностью и направляет все финансовые средства на уставную деятельность. Членские взносы составляют 1% от заработной платы члена профсоюза. Взносы взимаются путем прямых вычетов из заработной платы либо путем уплаты членского взноса (в зависимости от желания члена профсоюза, подтвержденного его письменным заявлением).



В соответствии с Постановлением Генерального совета ФНПР от 3.03.99 г.:

  1. каждый отраслевой профсоюз-член ФНПР обязан выплатить в ФНПР в качестве членского взноса 2% от общей суммы членских взносов;

  2. каждое территориальное объединение обязано выплатить в ФНПР фиксированный взнос в размере, зависящем от численности членов профсоюзов.

В принципе, общая сумма членских взносов распределяется в настоящее время следующим образом:

  • 75% - первичные профсоюзные организации;

  • 20% - среднее звено (районные и областные отраслевые объединения);

  • 2-3% - территориальные объединения профсоюзов;

  • 2-3% - национальные отраслевые профсоюзы и ФНПР.

На ноябрь 1999 г. общая численность ФНПР составила 34 637 700 членов. В 1999 г. в Федерацию фактически поступило примерно 52% от запланированной суммы членских взносов, что составило около 10 млн. рублей (444 500 долларов США).

В бюджете 1999 г. взносы по плану должны были составить 77,6% от общей суммы поступлений. Фактически же по результатам 1999 года они составили лишь 38%. Таким образом, вместо запланированной величины бюджета в 24,9 млн. рублей (1 001 900 долларов США) в 1999 г. в него поступили лишь 15,5 млн. рублей (688 900 долларов США).

Причины недополучения членских взносов:

  1. задержки с выплатой заработной платы;

  2. недобросовестность работодателей (администрация не перечисляет членские взносы либо задерживает их перечисление на банковский счет профсоюзной организации предприятия);

  3. сложное финансовое положение всех профсоюзных структур.

При определении реальной стоимости бюджета необходимо учитывать индекс цен (инфляцию), которая составила в 1999 г. 36,5%. Для дополнения картины следует отметить, что в результате банковских кризисов, имевших место в России в ноябре 1994 г. и августе 1998 г., значительная часть средств профсоюзов была обесценена, заблокирована или безвозвратно исчезла вместе с обанкротившимися банками.

I.6. Материальная база и собственность Федерации.

ФНПР образовалась в 1990 г. как республиканская (РСФСР) организация в ВЦСПС. До этого в России, в отличие от других союзных республик, не было своего «государственного профсоюза», а руководство профорганизациями РСФСР замыкалось непосредственно на ВЦСПС. Однако сразу после образования лидеры Федерации стали проводить самостоятельную политику. С этого времени между профсоюзными боссами началась «холодная война» из-за раздела профсоюзной собственности, принадлежащей в основном ВЦСПС. ФНПР, к примеру, претендовала в Москве на комплекс профсоюзных зданий на Ленинском проспекте, центральное профсоюзное издательство «Профиздат», профсоюзный велотрек в микрорайоне Крылатское и другие крупные объекты.

Стоит упомянуть, что вопрос о том, кому же будет принадлежать собственность, оставшаяся после распада ВЦСПС, - государству или профсоюзам - до сих пор остается предметом ожесточенных споров. Фактически вся российская собственность советских профсоюзов перешла в руки ФНПР. Так, например, Федерация владеет санаторно-курортным объединением «Профкурорт», в которое входят 619 предприятий, организаций, учреждений, в том числе 234 санатория, 47 пансионатов, 102 дома отдыха, 17 курортных поликлиник и сети культурно-спортивных учреждений. Кроме того, профсоюзам принадлежат курорты, гостиницы, пансионаты, стадионы, академии, институты повышения квалификации, туристические, спортивные и оздоровительные учреждения, жилищный фонд, типографии, издательства, земельные участки.

В советское время в собственности профсоюзов находилось более 300 тысяч мест в различных здравницах страны. После распада СССР России досталось около 50% этого имущества на 170 тысяч мест. В 1992-1993 гг. «санаторная» собственность профсоюзов была акционирована, и сейчас в той или иной форме под контролем ФНПР находится 150 тысяч мест. Исключение составляют здравницы Кавказских Минеральных Вод: здесь по указу Бориса Ельцина в соотношении 40 на 60 произошло разграничение собственности между государством и профсоюзами. Все дворцы культуры, детские сады, спортивные сооружения, которые находились в собственности профсоюзов, в настоящее время переданы на баланс муниципалитетов и прочих госучреждений. Прежде 70% спортсооружений принадлежали профсоюзам. По оценкам, объемы фондов у профсоюзов по сравнению с советскими временами снизились в 2 раза.1))

Будучи наследником бывших официальных советских профсоюзов, ФНПР по своей структуре принципиально отличается от профобъединений классического типа. Например, профсоюзы, входящие в ФНПР, часто включают в себя не только наемных работников, но и работодателей в лице держателей акций предприятий и высших менеджеров. Кроме того, ФНПР не только объединяет десятки миллионов рядовых участников. Верхушка Федерации - это группа холдинговых компаний, владеющая сотнями объектов недвижимости. Все это делает ФНПР одним из крупнейших собственников в стране. С 1991 г. неоднократно поднимался вопрос о национализации имущества ФНПР как наследницы ВЦСПС и передаче его новым профсоюзам, или просто приватизации путем свободной продажи. Тогда руководству федерации, используя свои старые связи в новом российском руководстве, удалось отстоять собственность. Несмотря на это, угроза национализации с последующей приватизацией путем продажи акций на свободном рынке по-прежнему дамокловым мечом висит над ФНПР. Однако эта угроза может быть реализована только правительством. Поэтому хорошие отношения с правительством являются абсолютным приоритетом для руководства ФНПР. Почему же в этих условиях ФНПР не только организует массовые выступления, но и ориентирует их именно против федерального правительства? Ряд экспертов считает, что руководство Федерации, опасаясь национализации и пытаясь утвердиться на политической арене, не столько организует выступления трудящихся, сколько присоединяется к ним. Кроме того, ФНПР сильно децентрализована, ее организации на местах и на предприятиях еще больше зависят от региональных властей и от директоров, чем руководство ФНПР от федеральной власти.

По информации, опубликованной Агентством социально-трудовой информации, лидеры отраслевых профсоюзов, входящих в состав ФНПР, все чаще ставят вопрос о доходах, получаемых от профсоюзной собственности1). Так, в начале 2001 года четырнадцать председателей отраслевых профсоюзов ФНПР и ряд лидеров международных объединений профсоюзов СНГ, офисы которых расположены во Дворце труда на Ленинском проспекте в Москве, обратились с письмом к председателю ФНПР Михаилу Шмакову и председателю ВКП Владимиру Щербакову. В нем выражено недоумение по поводу того, что предприятие по управлению административными и хозяйственными зданиями УД ФНПР, административно – хозяйственный отдел аппарата преднамеренно завышают цены (по сравнению со средними по Москве за подобные услуги) за оплату телефонов, в том числе местной связи, коммунальных платежей и наем помещений. Таким образом, по мнению профлидеров, подписавших письмо, ФНПР перекладывает часть своих расходов на плечи членских организаций, многие из которых испытывают серьезные финансовые трудности. В письме также говорится о том, что при этом ФНПР и ВКП по сути дела сосредоточили в своих руках управление общей профсоюзной собственностью и не отчитываются перед отраслевыми профсоюзами о распределении доходов. Лидер одного из профсоюзов ФНПР заявил АСТИ, что хотелось бы получить отчет об использовании, в частности, доходов от павильона «Профсоюзы» на ВВЦ, где помещения сдаются в аренду уже долгое время.


II. Основные направления деятельности ФНПР.
Приоритетными проблемами для ФНПР являются: достойная заработная плата наемных работников (установление гарантированного (не ниже прожиточного минимума) размера минимальной оплаты труда; неукоснительное соблюдение трудового законодательства о своевременности и полноте оплаты произведенной работы); становление и развитие социального государства, призванного находить оптимальный баланс между возможностями рыночного саморегулирования экономики и координирующим государственным воздействием на уровне хозяйственной свободы в интересах социальной защищенности и поддержки наиболее уязвимых слоев и групп населения; развитие системы социального партнерства как основного регулятора социально-экономических и трудовых отношений в условиях цивилизованной рыночной экономики; усилия по стабилизации ситуации в сфере занятости и недопущению массовой безработицы (проблемы фонда занятости, экспертиза законопроектов, способных повлиять на интересы работников, реформы форм собственности); правовая работа (формирование основ «коллективного» трудового права в России; законодательное закрепление деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений; работа в комитетах и комиссиях нижней и верхней палат Федерального Собрания; законотворческая деятельность); сохранение и развитие традиционной сферы деятельности профсоюзов (охраны труда, организации отдыха и оздоровления трудящихся и членов их семей).

Поддерживая необходимость реформирования общественных отношений и перевода экономики на рыночные рельсы, Федерация вместе с тем постоянно подчеркивает принципиальную позицию по отношению к осуществляемым преобразованиям, в соответствии с которой реформы не являются самоцелью. По мнению профсоюзов, реформы могут быть оправданы лишь в том случае, если они приводят к реальному расширению прав и свобод граждан, заметному поступательному улучшению условий и повышению уровня жизни большинства людей и на этой основе дают импульс развитию общества и укреплению государства. ФНПР считает, что многих социальных издержек реформ можно было бы избежать за счет более гибких подходов к выбору вариантов и методов их осуществления. В целом Федерация не ограничивает себя рамками «мирных» форм борьбы: готовность профсоюзов активно использовать массовые акции протеста вплоть до забастовок основывается прежде всего на том, что правительство и работодатели зачастую не хотят идти ни на какие уступки и даже не склонны вести переговоры с профсоюзами.


II.1. Практика социального взаимодействия.

Днем рождения российской системы социального взаимодействия в области социально-трудовых отношений следует считать 15 ноября 1991 г., когда в целях создания системы социального партнерства (СП), разрешения трудовых конфликтов в условиях перехода к рыночной экономике, Борис Ельцин подписал указ «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)». А вскоре, 24 января 1992 г., его же указом была учреждена Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК). Она-то и должна была стать постоянным органом системы социального партнерства, то есть заключать генеральные, рассматривать тарифные соглашения и регулировать трудовые споры. Согласно президентскому указу, сторонами в новом треугольнике становились профсоюзы (представители наемных работников), предприниматели (работодатели) и правительство. Первым координатором РТК был назначен Геннадий Бурбулис, в ту пору госсекретарь при президенте, который и сформулировал идею: социальное партнерство включает в себя, как элемент, механизм разрешения конфликтов и споров, но не сводится к нему, а является, по существу, необходимым условием функционирования рыночной экономики с позиций его благоприятного для большинства развития. Идея социального партнерства включает в себя некий тип мировоззрения, изначально демократический по системе базовых ценностей и настраивающий носителей этого мировоззрения на поиск правовых и организационных форм согласования своих интересов.

Проблема со всей неизбежностью сводилась к вопросу о том, с чего начинать соцпартнерское строительство? С фундамента, то есть с создания необходимых элементов рынка и демократии? Или с крыши, используя для строительства то, что есть под рукой. Под рукой в то время оказались профсоюзы, входящие в состав ФНПР. Имелись малочисленные предпринимательские структуры, которым пока не грозили социально-трудовые конфликты, и государство как главный работодатель страны. Строить начали с крыши. Схема выглядела так: социальное партнерство есть партнеры плюс демократия плюс рынок. Понятно, что за неимением двух последних условий как минимум были необходимы партнеры. Пожелавших считаться таковыми оказалось более чем достаточно, но они явно не вписывались в означенную геометрическую фигуру - треугольник. В профсоюзной стороне РТК господствовала ФНПР. В той же стороне РТК присутствовали и альтернативные, свободные профсоюзы, возникшие на демократической волне 1989-1990 гг.: Независимый профсоюз горняков, СОЦПРОФ, Горно-металлургический, авиадиспетчеров и некоторые другие.

  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница