Фазаил агамалы президент реформатор




страница1/10
Дата10.08.2016
Размер2.93 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10




Посвящается доброй памяти

Гейдара Алиева, основоположника

современного демократического и светского

Азербайджанского госу дарства, великого

лидера азербайджанского народа,

незабвенной исторической личности.



ФАЗАИЛ АГАМАЛЫ

ПРЕЗИДЕНТ – РЕФОРМАТОР

Сантк-Петербург

Издательство «Юридический центр Пресс»

2010


ББК 63.3(5Азе)8

А23


А23 Агамалы Ф.
Президент–Реформатор. — СПб.: Издателсьство «Юридический центр Пресс»,

2010. - 287 с.

ISBN 978-5-94201-593-0
Книга, подготовленная доктором исторических наук Фазаилем Агамалы, в лаконичной форме охватывает все ас пекты успешной внутренней и внешней политики, проводи мой в период президентской деятельности главы государства Азербайджанской Республики Ильхама Алиева.

Автор на основании фактов и аргументов анализирует фундаментальные принципы политического наследия Гейдара Алиева, составляющие основу концепции национальной государственности, представляющую крайнюю важность и необходимость политической преемственности для национальной госу дарственности, и справедливо связывает гармоничное разви тие страны, демократизацию общества и подъем внешней по литики на уровень приоритетного развития с новаторством, принятием либеральных ценностей за основу, реформизмом Ильхама Алиева.

Книга предназначена для широкой читательской ауди тории, научных работников и всех изучающих современную историю Азербайджана.
ББК 67.408
© Агамалы Ф., 2010

ISBN 978-5-94201-593-0 © Изд-во «Юридический центр Пресс», 2010


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 8



ГЛАВА I

КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Краеугольный камень национальной

государственности…… ……….17

Возвращение на политический Олимп: конец

анархии, начало национального возрождения………22

Реформы, служащие высокому развитию,

гражданскому обществу …………30

ГЛАВА II

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ:

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Факторы, обусловливающие

политическую преемственность......................................48

Социально-политические и идеологические

аспекты политической преемственности ………….58

Политическая преемственность и внешний фактор…….70

Сильный лидер, слабая оппозиция ………….77

ГЛАВА III

УСТОЙЧИВОЕ И ДИНАМИЧНОЕ РАЗВИТИЕ

Усовершенствование системы

государственного управления ………….84.

Переломный этап экономических реформ ………….101

Безопасность продовольствия ………..119

Формирование армии ………..125

Существенное внимание предпринимательству…….132

Инфраструктурные реформы ………..147

Информационные технологии

становятся приоритетом государства ………..158

Забота государства об экологии ………..163

Период подъема гуманитарной и социальной сфер…..167

Олимпийское движение дает успешные

результаты ………..182



ГЛАВА IV

НОВЫЙ ЭТАП ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

Фундаментальные

принципы демократического общества ……….187

Права и свободы человека, гуманизм ……….191

Усовершенствование судебных реформ ……….202

Президент и свободная пресса ……….206

Традиция демократических выборов крепнет………211

ГЛАВА V

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ЦЕННОСТИ

Политика, служащая национальным интересам……223

Новый этап и современные ценности ……….232

Непримиримая позиция в

отношении Армении, страны-агрессора ……….253

Выводы ……….278


ВВЕДЕНИЕ

В жизни всех народов политическая преемственность в руководстве государством играет важную роль. Факторы, обусловившие необходимость продолжения политического курса национального лидера Г.А. Алиева на конкретный мо­мент истории, безусловно, заключались в стремлении все­цело направить этот курс на претворение в жизнь интересов государственности Азербайджана.

Необходимость обеспечения преемственности в претворении в жизнь политического курса, концепций национальной государственности, определенных великим вождем Г. Алиевым, стали на повестку дня как требование времени. Отказ от политического курса и системы управле­ния, намеченных Г.Алиевым, мог привести к возмож­ным потрясениям, большим трагедиям в обществе, а азер­байджанский народ уже пережил эти процессы в конце 1980-х - начале 1990-х годов, и именно поэтому настаивал на обеспечении преемственности политического курса, оп­ределенного великим вождем.

В отличие от оппонентов, система взглядов Ильхама Алиева на политический курс Гейдара Алиева носила институциональный характер. В тактическом, стратегическом и перспективном ракурсе стояли приоритеты, включен­ные в концепцию государственности великого лидера. Но самое главное - верность Ильхама Алиева, обладающего высоким интеллектом и сформированным в политической школе исторической личности имиджем профессионально­го дипломата, современного лидера, существующим традициям, являясь системной, нашла свое подтверждение не только в теоретической плоскости, но и в практической де­ятельности, тем самым став одной из его основных привле­кательных черт.

Сразу после избрания президентом страны Ильхам Алиев проявил новаторские и реформаторские намерения. Опираясь на фундаментальные принципы экономических, социальных, правовых и политических реформ нашего ве­ликого лидера и на логику процессов и изменений, происхо­дящих в мире, он предпринял важные шаги, еще больше ус­корившие развитие Азербайджана на демократический путь. Подписанные им широкомасштабные государственные программы, указы и распоряжения, проекты законов, представленные на обсуждение Милли Меджлиса, и их реализация однозначно сформировали имидж президента-реформатора.

Все эти качества сделали Президента объектом широ­комасштабного интереса. Успешное осуществление взятой им на себя миссии во многих областях, крайне важных для Азербайджана, его подход к политическим процессам, в частности, его выступления, опирающиеся на рациональное, аналитическое мышление, вызвали огромный интерес как внутри страны, так и международной общественности.

Еще с середины 1990-х годов Ильхам Алиев, наряду с функциями первого вице-президента Азербайджанской Го­сударственной Нефтяной Компании и президента Национального Олимпийского Комитета, вел важную работу, связанную с обеспечением национальных интересов Азербайджана в статусе руководителя делегации нашей страны в Парламентской Ассамблее Совета Европы. Под его руководством делегация Азербайджана достигла боль­ших успехов во время обсуждения Нагорно-Карабахского вопроса в Совете Европы. По инициативе Ильхама Алиева на Парламентской Ассамблее Совета Европы захватничес­кая политика Армении была поставлена на повестку дня как беспокоящая Европу проблема, были также вынесены на обсужде­ние документы о возврате пленных и заложников, выращи­вании наркотических веществ в Нагорном Карабахе и направлении полученной от этого прибыли на террористи­ческую деятельность, разрушении исторических и культур­ных памятников в Нагорном Карабахе. В период руко­водства парламентской делегацией Азербайджана в ре­зультате последовательных усилий Ильхама Алиева, избранного на такие важные должности как вице-президент Парламентской Ассамблеи Совета Европы и член Органи-зационнного бюро, Совет Европы осудил захватническую политику Армении в отношении Азербайджана.

Ильхам Алиев, доказавший на практике, что он является достойнейшим продолжателем богатых традиций госу­дарственности общенародного лидера Гейдара Алиева, к концу 1990-х годов уже выступал как серьезный политический деятель, определяющий направление полити­ко-экономических процессов на геополитическом пространстве региона, влияющий на него. Статус достойного продолжателя политическо­го курса Гейдара Алиева привлекал внимание как характерная черта его политического портрета. Он приложил большие уси­лия, чтобы договоры, подписанные с мировыми транснациональными корпорациями в рамках новой нефтяной стратегии, установленной нашим великим лидером, отвечали национальным интересам Азербайджана. Наряду с этим, соответствующие меры, предпринятые президентом Национального Олимпийского Комитета, с целью обеспече­ния массовости спорта в нашей стране, в короткие сроки при­несли свои плоды. Победы азербайджанских спортсменов в серьезных соревнованиях приняли регулярный характер, ак­тивность нашей страны в Олимпийском движении возросла. Превращение Азербайджана в спортивную страну - процесс строительства спортивных комплексов и передачи их в распо­ряжение народа - приобрел широкий размах.

Граждане Азербайджана с добрыми чувствами вспоми­нают и период депутатства Ильхама Алиева. Жилые здания и многочисленные объекты инфраструктуры, построенные в Гарадагском районе, который он представлял в Милли Меджлисе первого созыва, получили высокую оценку. А достижения возглавлявшего пропорциональный спи­сок партии "Ени Азербайджан" Ильхама Алиева во время выборов в Милли Меджлис второго созыва в 2000г., еще больше укрепили реальность восприятия его гражданами как несомненного лидера, способного обеспечить успешное раз­витие нашей страны в будущем.

Назначение единодушным решением Милли Меджли­са Азербайджанской Республики 4 августа 2003г. Ильхама Алиева на пост премьер-министра в действительности так­же стало выражением поддержки, оказываемой ему наро­дом. Превратив с первых же дней руководства прави­тельством тенденцию защиты интересов граждан в главный приоритет для Кабинета Министров и, мобилизовав правя­щую команду на решение существующих проб­лем, Ильхам Алиев был принят азербайджанским народом и всем миром как государственный деятель, ответственный за судьбу страны после общенародного лидера Гейдара Али­ева, и завоевал международное признание и большую об­щественную поддержку. Важный опыт, приобретенный на посту премьер-министра, принес общественно-политические дивиденды в избрание Ильхама Алиева Президентом Азербайджанской Республики и продолжение новой страте­гии развития с тем же динамизмом. «Он - высокоинтел­лектуальная, прагматически мыслящая, прекрасно зна­ющая мировую политику и экономику, энергичная и инициативная личность. Хочу вас заверить, Ильхам Алиев и дальше, объединяя самых достойных сынов на­шего народа вокруг себя, сделает многое на пути разви­тия азербайджанского государства и благоденствия на­шего народа. Я уверен, что Ильхам Алиев сможет довести до конца с вашей помощью и поддержкой те судьбо­носные задачи, планы, дела, которые не смогу завер­шить я. Я уверен в нем как в себе самом, и возлагаю большие надежды на его будущее».

Эти мысли взяты из обращения к народу Гейдара Алиева накануне президентских выборов 2003г. в связи со снятием им своей кандидатуры в пользу Ильхама Алиева. Если мы обратим внимание на общественно-политические процессы и достигнутые успехи, имевшие место в Азербайджане после президентских выборов, состоявшихся 15 октября 2003г., то увидим, насколько оправдали себя в жизни эти мысли, с большой дальновидностью высказанные общенациональным лидером. Сегодня успехи нашей стра­ны, достигнутые в результате политики, проводимой Прези­дентом Азербайджана, - это, в действительности, заветные желания великого лидера, жившие когда-то в его мечтах, для осуществления которых он подготовил необходимую почву.

Основные состав­ляющие черты политико-психологического портрета Ильхама Алиева как профессионального политика од­нозначно доказывают, что он является успешной и са­мобытной личностью. Сочетая в себе удачный синтез де­мократических ценностей, аристократических манер, рационального образа мышления, непоколебимого пат­риотизма, прагматизма и национального менталитета, он, благодаря этим качествам, привнес новое дыхание, современность и интеллектуализм в политику Азер­байджана.

Тот факт, что Ильхам Алиев с первых месяцев управления государством оказался в авангарде процессов, протека­ющих в Азербайджане и в целом во всем регионе, должен оцениваться как логическое решение политических требо­ваний общества. Наряду с этим, среди факторов, превраща­ющих феномен Ильхама Алиева в важное общественно-по­литическое событие, следует особо отметить такие ка­чества, как верность и преданность политическим принципам, привязанность к политическому курсу Гейдара Али­ева, интеллектуальные возможности и политический та­лант, открытость для общества, толе­рантность, искренность, гуманизм.

Начатые зодчим и строителем независимого госу­дарства Гейдаром Алиевым великие дела, проводимые эко­номические, социальные, правовые и политические рефор­мы, судьбоносные задачи, планы, внутренняя и внешняя по­литика, служащая национальным интересам, и сегодня с ус­пехом продолжаются Президентом Ильхамом Алиевым. С первых же дней пребывания на посту главы государства, вы­полняя обещания, данные им во время предвыборных встреч, Ильхам Алиев проводит весьма важные меры, направленные на ускоренное развитие экономики страны и улучшение материального благосостояния населения. Указ главы госу­дарства «О мерах по ускорению социально-экономическо­го развития в Азербайджанской Республике», подписан­ный 23 ноября 2003г., «Государственная Программа социально-экономического развития регионов Азер­байджанской Республики» и многие другие документы обеспечили динамичное развитие всех регионов нашей страны. За короткие сроки в различных уголках республики открылись сотни тысяч рабочих мест, были созданы новые производственные предприятия. Еще большее укрепление внутриполитической ста­бильности в Азербайджане, вступление в новую плоскость отношений с зарубежными государствами и автори­тетными международными организациями - также одно из наибольших достижений в нашей жизни за этот период.

В результате целенаправленной политики, проводимой в жизнь, уровень безработицы и бедности приблизились к минимуму, был достигнут основательный прогресс в развитии ненефтяного сектора во избежание зависимости национальной экономики от нефти, созданы выгодные усло­вия для предпринимательской деятельности. Работа, прово­димая по обеспечению социальной защищенности малообес­печенной части населения, сегодня продолжается с еще большей интенсивностью, укрепляя веру нашего народа в свое государство.

Разрешение Нагорно-Карабахского конфликта, долгие годы волнующего азербайджанское общество, также нахо­дится в центре постоянного внимания Ильхама Алиева. Ре­шительная позиция, от которой глава государства за время пребывания на посту ни разу не отступил, демонстрирует большую настойчивость в этом направлении, заставляет международную общественность наконец задуматься о не­обходимости разрешения конфликта в рамках территориальной целостности Азербайджана, международных право­вых норм и принципов. Авторитетные международные ор­ганизации и сверхдержавы мира, старающиеся разрешить проблему, уже начали осознавать, что Азербайджан невоз­можно заставить пойти ни на какие уступки, противореча­щие его национальным интересам. Несомненно, в случае, если мирное решение проблемы не будет найдено, Прези­дент Ильхам Алиев, опираясь на волю народа, обеспечит территориальную целостность Азербайджана с помощью других средств.

Социально-экономические достижения последних лет повысили как оборонный потенциал нашей страны, так и еще больше укрепили нашу национальную армию, создан­ную великим лидером Гейдаром Алиевым. Уже тот факт, что оборонный бюджет Азербайджана равен всему государственному бюджету захватнической Армении, создает полное представление о военном преимуществе Азербайджана.

Ильхам Алиев неоднократно заявлял, что Азер­байджану не быть без Карабаха. Разрешение этого конфлик­та исключительно в рамках территориальной целостности Азербайджана, а также международных правовых норм и принципов - однозначная позиция главы государства. Президент Азербайджана заявил со всей решительностью: «...Ни через 5 лет, ни через 10, ни через 15, ни даже через 100 лет Нагорный Карабах не будет отделен от Азер­байджана. До тех пор пока я являюсь Президентом, я этого не допущу».

Такая решительность, несомненно, обусловлена волей народа, возможностями, созданными для нашего госу­дарства социально-экономическими достижениями, укреп­ляющейся из года в год позицией Азербайджана на между­народной арене, и, самое главное, социально-политической стабильностью, царящей в нашем обществе.

В период управления страной Ильхамом Алиевым стро­ительство гражданского общества носило последовательный характер, было достигнуто национальное единство. Установ­ление нормального диалога между внутриполитическими силами страны, вытеснение проявлений радикализма в поли­тике Азербайджана элементами либерализма - серьезные дос­тижения нашего народа за последние годы. Президент не жа­леет сил для строительства гражданского общества, обеспече­ния свободы слова и плюрализма.

Как глава государства Ильхам Алиев смог в короткие сроки поднять уровень единения азербайджанцев всего ми­ра на совершенный уровень научно-теоретической ко­нцепции, азербайджанская диаспора превратилась в ре­альный центр, способный оказывать существенное влияние на процессы, протекающие в большинстве стран мира. Сегодня каждый азербайджанец, независимо от того, на каком континенте он живет, гордится существованием такого сильного государства, как Азербайджан, и чувствует поддержку этого государства.

В результате последовательных усилий Ильхама Али­ева Азербайджан, встав на путь расширенной интеграции в евроатлантическое пространство, и сегодня является актив­ным участником диалога между цивилизациями, благодаря своим экономическим, демократическим, культурным и ду­ховным достижениям. Ставший реальностью проект основ­ного экспортного трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан, автором которого является наш великий лидер, став одним из важнейших глобальных процессов, еще бо­лее повысил значение Азербайджана для мира. Реши­тельная политика Ильхама Алиева превратила Азер­байджан в самое сильное, лидирующее государство Южно-Кавказского региона, страна добилась рекордных показателей в мире по темпам развития экономики. Еще более динамичное и настойчивое продолжение Ильхамом Алиевым процесса строительства государства, фундамент которого был заложен общенациональным лидером Гейда­ром Алиевым, повышает уверенность наших граждан в завтрашнем дне.

Миссия, взятая сегодня на себя Президентом Ильха­мом Алиевым, в высшей степени ответственна и трудна, од­нако его политическая воля дает все основания для оптимиз­ма. Его политическая сила заключается в присущем ему прогрессивном мировоззрении, интеллектуальных возмож­ностях, опыте, накопленном в различных областях управле­ния и, в целом, в его универсальном таланте. Шаг за шагом он овладел сложнейшими секретами мира большой полити­ки, прошел школу зрелости и вышел на путь, ведущий к великим свершениям.


ГЛАВА I

КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Государственность подразумевает чувст­во патриотизма, отождествление понятия "Родина" с понятием "Национальное досто­инство". Если в какой-либо стране каждый прес­ледует только свои интересы, интересы своей семьи, безразличен к судьбе народа, к политичес­ким и экономическим интересам нации - это означает, что в этой стране нет традиций госу­дарственности. Необходимо, чтобы каждый гражданин задумывался о большой политике своей страны.

Гейдар Алиев

КРАЕУГОЛЬНЫЙ КАМЕНЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

С момента зарождения человечества мыслители, фи­лософы, ученые-историки постоянно ведут споры о роли личности в истории. Общее мнение на этот счет таково, что сильные личности однозначно могут влиять на течение ис­тории, иногда - изменять ее течение, могут даже своей славной жизнью сами писать историю.

Безусловно, каждый народ, гордясь своими талантливыми мыслителями, деятелями искусства, прославляет также истори­ческие личности, заслужившие право на вечную память. Учитывая тот факт, что политическая наука - одна из са­мых сложнейших наук, влиятельный политик, наряду со знанием основ всех наук, должен быть дальновидным, мудрым, обладать большими организаторскими способностя­ми, талантом политического лидера, словом, должен быть очень одаренным человеком. Исторические личности, достигшие уровня гениальности – это избранники Бога. И азербайджанский народ в каждый период своей истории умел взращивать таких людей. А в политической истории XX века именно великая личность Гейдара Алиев прославила Азербайджан не только в масштабе СССР, но и во всем мире, поставила Азербайджан в один ряд с развитыми странами.

Образ Гейдара Алиева - политика для азер­байджанского народа является в высшей степени родным и почитаемым. Этот светлый образ воплотил в себе государствен­ный разум азербайджанского народа, целую управленчес­кую школу, самые сложные и совершенные качества общественно-политической мысли. Эта личность дорога еще и тем, что она воплотила в себе все достойные качества каж­дого азербайджанца. Анализ некоторых важных качеств ха­рактера Гейдара Алиева-политика в реальности означает рассмотрение значимого этапа нашей новейшей истории, процесса становления государства, выхода Азербайджана на мировую арену. Гейдар Алиев - это такой феномен, в кото­ром каждый может найти присущие ему умственные, науч­но-теоретические, интеллектуальные качества, а также качества, способствующие становлению личности. Этот образ - олицетворение уникальной возможности самоутвержде­ния народа, обреченного 70 лет жить в советской колони­альной зависимости, возвысившего своего потомка до вершины управления мощной империей. Значимость образа Гейдара Алиева в общественном сознании этим не ограничивается, он воспринимается как высота, олицетворяющая дальней­шее процветание Азербайджана.

И в советский период, и после восстановления госу­дарственной независимости Азербайджана он искренне и преданно, денно и нощно интенсивно трудился во имя приобщения азербайджанского на­рода к культурным и демократическим ценностям совре­менного мира, во имя его возрождения и процветания. Пре­восходство личности Гейдара Алиева характеризуется еще двумя отличительными чертами - идейностью и бескорыс­тием. Идея сильного Азербайджана, концепция укрепления государственности являлись его жизненным кредо.

История распорядилась так, что Азербайджан долгие годы подвергался беспрерывным нашествиям чужеземцев, был поделен, раздроблен, вынужден был жить в тяжелых условиях колониального режима. Более того, немало проблем свалилось на нашу страну в годы со­ветской империи - репрессии, притеснения национальных и духовных ценностей, невообразимые трагедии, порожден­ные второй мировой войной. Однако наш народ, несмотря на все лишения, грудью отстоял свое существование, свой язык, религию, национальные и моральные ценности. Но только Гейдар Алиев смог поднять все эти достоинства на общегосу­дарственный уровень и реализовать их в более широком масштабе. Только благодаря его деятельности Азербайджан из аграрной страны превратился в мощную промышленную республику, заметно выделяющуюся своим высоким интеллектуальным уровнем выделяющуюся в мусульманском мире Востока. Ни для ко­го не секрет, что даже спустя 24 года после окончания второй ми­ровой войны Азербайджан не мог похвастаться своими ни экономическими, ни культурными, ни научно-техническими показателями. Динамика развития была очень слабой, почти равна нулю. Такая инертность продол­жалась до июля 1969г. С избранием Гейдара Алиева руко­водителем советского Азербайджана в стране наступил период развития и процветания. Эту дату в Азербайджане счита­ют началом новой эпохи, и это абсолютно правильно. Вскоре талант руководителя Гейдара Алиева, его целенаправленная политическая деятельность начали давать свои плоды. Уже в 1970-е годы в экономической, научно-технической, культурной областях, а также в инфраструктуре Азер­байджана были сделаны очень важные шаги, обусловившие его развитие. Был построен целый ряд заводов и фаб­рик, укрепляющих экономическую мощь и промышленный потенциал республики. Азербайджанская продукция на ми­ровом рынке, прославила нашу страну в мире.

Гейдара Алиева отличали свойственные только ему реши­мость и независимость. Его умение вести переговоры с ру­ководством СССР, дар убеждения были присущи далеко не каждому. Методы его управления республикой были для того периода новаторскими. Решением внутригосударственных проблем в первую оче­редь занималось само республиканское руководство. В то время это могло восприниматься как признак независимого самоуп­равления. Но именно поэтому, несмотря на оказываемое дав­ление, в период руководства Гейдара Алиева Азербайджа­ном в экономической, общественно-политической, научной и культурной областях страны были заложены основы но­вой эпохи. В результате напряженной и целеустремленной работы Гейдара Алиева Азербайджан превратился из республики, не упоминаемой даже в масштабах союза, в пере­довую республику, узнаваемую во всем мире по развитой экономике и культуре. За этот период в стране было построено 250 крупных заводов и фабрик, оснащенных современным для того времени оборудованием. Азербайджан создал свой сильный экономический потенциал. Основы нефтяной промышленности, являющейся главной артерией сегодняшнего экономического прогресса, закладывались именно в далекие 70-е годы. Так, в тот период Азербайджан занимал передовые по­зиции в СССР по нефтедобыче и производству нефтепро­дуктов. Машиностроительный сектор способствовал осво­ению запасов углеводорода не только Азербайджана, но и Казахстана, Туркменистана и других нефтедобывающих ре­гионов СССР. В тоже время, экономические взаимоотноше­ния с другими республиками, установленные на высоком уровне, способствовали как развитию и усилению экономи­ки, так и подготовке потенциальных высококвалифициро­ванных специалистов. В области производства сельскохо­зяйственной продукции Азербайджан также был в числе пе­редовых республик СССР.

Наряду с развитием экономики, велась важная работа в научной, технической, культурной и военных от­раслях. Открывались все новые учебные заведения, перед мо­лодежью открывались широкие возможности для получения образования за пределами республики. Как учеба в престижных вузах СССР, так и об­мен студентами с зарубежными странами, подготавливали основу для формирования потенциальной кадровой базы. Наряду с этим, для подготовки национальных военных кадров, по инициативе Гейдара Алиева, в 1971г. в Баку было откры­то военное училище имени Джамшида Нахчыванского. Это учебное заведение имеет исключительное значение в подго­товке и формировании военного кадрового потенциала. Степень важности создания военных кадров высокого ранга наиболее очевидна в реальной жизни сегодняшнего Азер­байджана.

Период руководства Гейдара Алиева советским Азер­байджаном может быть охарактеризован как период про­цветания культуры. В тот период были построены монумен­тальные культурные центры, полностью соответствующие самым высоким современным стандартам, такие, как Дворец Республики, ныне носящий имя Гейдара Алиева, дворец Гюлюстан, Оперная студия, был рес­таврирован Театр оперы и балета. Наряду с этим, открыва­лись дома-музеи выдающихся государственных деятелей Азербайджана, ученых и деятелей культуры, воздвигались памятники им.

Все вышеперечисленное еще раз подтверждает тот факт, что период руководства Гейдара Алиева советским Азер­байджаном был периодом его возрождения, периодом создания мощной экономической базы, школы талантливых специалистов в самых различных областях для нынешнего Азербайджана. Именно наличие такой социально-экономической базы застраховало Азер­байджан в переходный период после развала СССР от экономического регресса, спасло от кризиса и упадка, которо­му подверглись страны постсоветского пространства.



ВОЗВРАЩЕНИЕ НА ПОЛИТИЧЕСКИЙ ОЛИМП:

КОНЕЦ АНАРХИИ, НАЧАЛО НАЦИОНАЛЬНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

Неоспоримые заслуги Гейдара Алиева на века запечатлены в памяти нашего народа. Начальный этап становления государства, так же, как это происходило и в советский период, сопровождал­ся сопротивлением как внутренних, так и внешних сил, не жела­ющих видеть Азербайджан независимым. Национальные же интересы требовали поиска путей выхода из этих тисков антагонизма без потерь, боли и крови, так как жертвы, принесенные во имя независимости, были огромны. Справиться с такой тяжелой задачей могла только личность, поднявшая воп­рос независимости Азербайджана до уровня чрезвычайности. Это в истории нашего народа была качественно иная миссия.

Образ политического лидера в обязательном порядке должен воплощать в себе нравственность, ментальные качества народа. В противном случае он не сможет оказывать сильного и эффективного влияния на общественное сознание. Неос­поримым превосходством Гейдара Алиева над новоявлен­ными политиками, а скорее политиканами, появившимися на политической аре­не, воспользовавшись образовавшейся на тот момент пусто­той, было его отличное знание ментальности и психологии азербайджанского народа. Во все времена Гейдар Алиев в своем служении народу во главу угла ставил нравственные ценности, и это многократно увеличивало веру в него как политика.

Все это однозначно подтверждает лидерство Гейдара Алиева во всех процессах, направленных на завоевание Азер­байджаном государственной независимости. Но понятно, что провозглашение независимости вовсе не означает решение всех проблем. Несмотря на то, что в 1991г. Азербайджан провозгласил о своей государственной независимости, фак­тически тогда это носило формальный характер. Аяз Муталибов, будучи верным своим рабским мироощущениям, руководил страной согласно директивам, получаемым из Москвы. Но самая реальная опасность государственности Азербайджана возникла в период руководства страной партиями "Народный фронт" и "Мусават". Иностранные государства, злоупотреб­ляя некомпетентностью правления Абульфаза Эльчибея, с большим усердием пытались превратить Азербайджан в во­енно-политический плацдарм, старались, чтобы руководство государством осуществлялось согласно их заказам. Эта тенденция, начавшаяся в мае 1992г., расшатывала Азер­байджанскую государственность. Но Гейдару Алиеву уда­лось спасти страну от беспощадной борьбы между некомпетентным руководством партий Народный фронт-Мусават и черносотенцами Сурята Гусейнова.

С возвращением Гейдара Алиева в 1993г. к по­литической власти в азербайджанском обществе идеи госу­дарственности начали приобретать фундаментальное значе­ние. Кроме того, Гейдару Алиеву удалось спасти государственность Азербайджана от трагедии и краха во время событий октября 1994г. и марта 1995г. Отличи­тельной особенностью того периода также было то, что Гей­дар Алиев наряду с обеспечением общественно-политичес­кой стабильности начал претворять в жизнь концепцию мо­дели демократического государства. Его активная борьба и многосто­ронняя деятельность тех лет во имя государственности вызывают большой интерес и восхищение. Подтверждением этого могут служить обеспе­чение в стране политической стабильности и нейтрализация анархических сил, выступающих против государственности Азербайджана.

Не случайно Гейдар Алиев, обезвредив анархические силы, дал старт осуществлению в стране поли­тических, юридических, экономических, социальных пре­образований. Одной из неоспоримых заслуг Гейдара Алиева, наряду с сохранением и развитием государственной незави­симости, было создание юридической базы правового госу­дарства. Принятая в 1995г. Конституция заложила основу строительства Азербайджанской Республики как право­вого государства. Азербайджан как демократическое, пра­вовое, светское государство, впервые избрал путем своего дальнейшего развития приоритеты прав человека и разделе­ния властей. Этот документ, созданный по инициативе Гей­дара Алиева и принятый в результате всеобщего голосования, вошел в историю как первая Конституция незави­симого Азербайджана.

Проведенные в 1995г. выборы в первый парламент не­зависимого Азербайджана создали еще более широкие возмож­ности для создания правовой базы в процессе укрепления государственной независимости, а также в определении и осуществлении приоритетных направлений. Таким образом, были заложены основы деятельности, направленной на то, чтобы Азербайджан занял достойное место среди дру­гих государств мира, превратился в субъект международ­ных отношений.

Политический курс Гейдара Алиева имел своей целью сохранение, укрепление и развитие госу­дарственной независимости Азербайджана. Построение пра­вового государства, социально-экономическое развитие стра­ны, формирование гражданского общества, решение проблем национальной безопасности и международной политики, ра­бота, осуществляемая в сфере национального и духовного развития, всецело были направлены на практическое упрочение фактора независимости. С этой точки зрения подготовка и претворение в жизнь Гейдаром Алиевым успешной нефтяной страте­гии Азербайджана приобретает особое значение.

Однако национальный лидер прекрасно осознавал тот факт, что, продолжая неравную борьбу против армянских агрессоров Азербайджан, с одной стороны, попадет в еще более тяжелое положение по сравнению с Арменией, полу­чающей всестороннюю помощь от иностранных государств, а с другой стороны, невозможно будет привлечь в нашу стра­ну транснациональные нефтяные компании, заключить с ними договоры и таким образом свободно, без угрозы со стороны какого-либо государства экспортировать азер­байджанскую нефть на Запад. Выход азербайджанской неф­ти на западный рынок означал наряду с притоком в Азербайджан финансовых ресурсов, обеспечение безопас­ности и государственной независимости.

В крайне сложной обстановке Гейдар Алиев оказался перед дилеммой: или Азербайджан, не имеющий регуляр­ной армии, не обладающий военной мощью, должен про­должать войну с Арменией, располагающей более широки­ми возможностями, и в этом случае нести огромные поте­ри, или следует создать передышку в войне, укрепить Азербайджан, пригласив крупные нефтяные компании в страну, противос­тоять агрессии, повысив военный потенциал, обеспечить территориальную целостность Азербайджана, устранив последствия агрессии. Национальный лидер выбрал второй путь и добился прекращения огня. Таким образом, Гейдар Алиев создал основу успешной нефтяной стратегии Азер­байджана.



Основные принципы нефтяной стратегии Азербайджа­на опираются на более рациональное использование природ­ных ресурсов страны во имя благосостояния азер­байджанского народа и претворение в жизнь этой стратегии, что наряду с экономическими интересами, напрямую связано с обеспече­нием интересов национальной безопасности государства. Именно благодаря этой стратегии Азербайджан смог укре­пить свое геостратегическое положение в мире и постепенно превратился в направляющий субъект происходящих гло­бальных процессов. Гейдар Алиев, сумевший определить стратегию, соответствующую духу борьбы, идущей между мировыми силовыми центрами, в конечном итоге смог пре­дотвратить не только попадание Азербайджана в зависи­мость от супердержав, но в то же время сумел приобрести для Азербайджана статус государства, влияющего на определение направления борьбы между этими державами.

Несмотря на скрытое и явное давление, в истории су­веренного Азербайджана произошло историческое собы­тие: 20 сентября 1994г. был подписан первый договор - «Контракт века» - о совместной эксплуатации нефтяных месторождений азербайджанского сектора Каспийского моря между крупными мировыми нефтяными компаниями и Азер­байджанской Государственной Нефтяной Компанией. Не­которые прикаспийские государства объявили о непризна­нии юрисдикции этого договора. И повод для этого был: международный юридический статус Каспия еще не был определен. Особенно выделялся своей парадоксальностью протест тогдашнего руководства России: официальная Москва и участвовала в подписании договора, и в то же время не признавала его. Всего через две недели после подписания "Контракта века" в Азербайджане была совер­шена попытка государственного переворота. Внутренние реакционные силы и их зарубежные заступники оказались сильны, вероятность свержения правящего руководства бы­ла велика. Однако попытка переворота потерпела пораже­ние: политическая мощь, железная воля и умение Гейдара Алиева найти выход из любой создавшейся ситуации оказались сильнее оружия противоположной стороны. Но даже после этого оказываемое давление на Азербайджан в связи с процессами, происходящими на Каспии, не прекратилось. Вопрос определения статуса Каспия не сходил с повестки дня. Азербайджан более всех желал оп­ределения статуса. Баку предлагал раздел Каспия по национальным секторам, но эту позицию ни одно из прикас­пийских государств не одобряло. В Каспийской полемике Россия требовала сохранения общего пользования морски­ми богатствами, и его в этом поддерживала другая реги­ональная сила - Иран. Казахстан и Туркменистан хранили молчание. В действительности же статус Каспия никого не интересовал. Целью создания конфликтной ситуации было не дать возможность Азербайджану добывать нефть на Кас­пии и, в конечном счете, не позволить нашей стране участвовать в таком многообещающем международном сотрудничестве. Оставшись фактически в одиночестве, в этой весьма драматической и опасной игре вокруг Каспия, Азербайджан тем не менее был катего­ричен. Несмотря на оказываемое давление, президент Гейдар Алиев в нефтяных и связанных с ними вопросах, ни на шаг не отступил. Во-первых, позиция Азербайджана соот­ветствовала объективным и международным нормам, при­нимала во внимание и свои интересы и интересы прибреж­ных государств. Во-вторых, нефть для Азербайджана озна­чала не только огромную прибыль от запасов углеводорода, а, в первую очередь, была судьбоносным вопросом для госу­дарства и народа. Нефть, прежде всего, служила укрепле­нию государственности и национальной безопасности. Поэтому в этом вопросе не могло быть никаких уступок. Прези­дент Гейдар Алиев до конца продемонстрировал принципи­альную позицию и добился успеха. В вопросе определения статуса Каспия не Азербайджан, а Россия пересмотрела свои позиции. Москва приняла идею деления дна моря на национальные сектора. Казахстан поступил точно так же. Впоследствии прикаспийские государства подписали соот­ветствующие двусторонние соглашения. Правда, междуна­родный юридический статус Каспия не определен и по сей день. Но прогресс в этом вопросе очевиден: достигнуто принципиальное согласие по острым спорным моментам, напряженность сменилась обстановкой конструктивного сотрудничества; с каждым годом Азербайджан в своем сек­торе увеличивает добычу нефти. В начале борьбы за Каспий крупные державы руководствовались лишь своими интересами, не принимая во внимание интересы Азербайджана. Однако президент Гейдар Алиев заставил считаться с мнением нашей страны. Мировые державы убедились в том, что, как и в любом регионе, так и в секторе Южный Кавказ-Каспий существует лидирующее государство, играющее своего ро­да узловую роль, - и это Азербайджан. Попытка действовать в регионе, не принимая во внимание отношение к тому или иному вопросу этого государства, безуспешна и обречена на провал. Президент Гей­дар Алиев продемонстрировал ту же решительность и категоричность в отношении проекта стратегических тру­бопроводов. Попытка известных сил, монополизировав этот проект, воспрепятствовать строительству трубопроводов и, тем самым, помешать их строительству, потерпела крах. Строительство трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан уже давно было начато, а газопровод Баку - Тбилиси - Эрзурум будет реализован в скором времени. Другими словами, благодаря целеустремленной и последовательно реализуемой политике Гейдара Алиева в отношении Каспия, вок­руг бассейна Каспийского моря была сформирована атмос­фера взаимовыгодного продуктивного сотрудничества. И это полностью соответствовало интересам Азербайджана.

В этом смысле «Контракт века», подписанный 20 сен­тября 1994г. с крупными мировыми державами, сыграл исключительную роль в укреплении государственной неза­висимости. В то же время Азербайджану, ставшему центром мирового внимания благодаря этому соглашению, удалось определить свой статус в глобальном пространстве. Этот ста­тус, опирающийся на государственную независимость, ценен тем, что в отличие от многих государств, Азербайджан воспринимается не как сторона, зависимая от международ­ных субъектов, а как полноправный член мирового содру­жества. Гейдару Алиеву удалось превратить стратегический нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, доставляющий углево­дородные запасы Каспия на мировой рынок, в стратегичес­кий проект, предопределяющий будущую судьбу не только Азербайджана, но и всего региона Южный Кавказ - Центральная Азия. На сегодняшний день определение миро­выми государствами своей политики в этом регионе с по­зиций именно этого глобального энергетического проекта также должно расцениваться как результат напряженного труда, проделанного Гейдаром Алиевым на пути укрепления независимости Азербайджана.



РЕФОРМЫ, СЛУЖАЩИЕ ВЫСОКОМУ РАЗВИТИЮ, ГРАЖДАНСКОМУ ОБЩЕСТВУ

Дважды по велению судьбы взявший на себя миссию спасителя Гейдар Алиев, придя к власти в решающий мо­мент, сумел встать на защиту народа и вывести его из труд­ных испытаний времени с высоко поднятой головой. Восстановление и обогащение традиций государственности в Азербайджане, укрепление независимости, обретение этим понятием вековечного, бесповоротного характера, уве­ренное продвижение нашей страны по пути динамичного экономического развития, ускоренное преумножение международного авторитета стали возможными именно благодаря титаническому труду Гейдара Алиева.

Еще долго будут проводиться исследования о феноме­нальной памяти национального лидера, о его железной ло­гике, умении мастерски выходить из напряженной полити­ческой ситуации, о способности принимать решения в самых сложных условиях, дальновидности, высо­ком интеллектуальном уровне, уверенном взгляде в буду­щее, и одновременно о его особеннос­тях заботливого, но жесткого руководителя. Историческая деятельность Гейдара Алиева, его опыт, принесшие славу его народу, создают широкие перспективы не только для настоящего, но и позволяют с опти­мизмом смотреть в будущее. Национальный лидер Азербайджана, будучи великой личностью, отождествлял цивилизованное разви­тие общества с надежным обеспечением ин­тересов каждой личности в отдельности и для претворения этого в жизнь предпринимал все необходимые шаги. Именно благодаря напряженным усилиям Гейдара Алиева в на­шей независимой республике, уверенно идущей по пути строительства правового, демократического, светского го­сударства, была создана нормативно-правовая база для формирования гражданского общества, для свободной и самос­тоятельной жизни людей, для обеспечения верховенства за­кона. Был заложен фундамент гражданского общества, опи­рающегося на закон и справедливость, создана основа для его усовершенствования.

Наличие сегодня в Азербайджане средств массовой информации, отвечающих западным стандартам, и есть ре­зультат этих реалий. В последние годы в Азербайджане бы­ли проведены серьезные реформы в области свободы слова. Эта политика определила направление и перспективы дальнейшего развития печатного слова, стала импульсом для де­ятельности многочисленных печатных органов в стране. В результате проделанной работы в Азербайджане была отме­нена цензура, начали действовать многочисленные незави­симые телевизионные каналы, была сформирована норматив­но-правовая база свободной прессы и т.д.

Несомненно, упрочение в Азербайджане свободы сло­ва и свободной прессы связано с именем Гейдара Алиева. До 1993-го года пресса страны, мечущаяся в состоянии неопре­деленности, подвергавшаяся политическому давлению, бес­пощадным атакам "ножниц" цензуры, получила новую пу­тевку в жизнь благодаря политической воле Гейдара Али­ева. Великий лидер осознавал, насколько важна для прессы совместная работа с властью, да и власти необ­ходима пресса. Эти два элемента являются неотъемлемыми компонентами политической системы. Национальный ли­дер умел профессионально оценивать огромную роль СМИ в демократическом развитии страны, прек­расно понимал пользу доведения правдивой информации до общественности посредством средств массовой информации, в целом, роль СМИ в построении независимого государства, потому в течение всех лет пребывания у власти всегда очень чутко к этому относился.

Отношение Гейдара Алиева к печати постоянно опи­ралось на насущные требования развития демократии. Не случайно, что 6 августа 1998г. им был подписан Указ "О дополнительных мероприятиях в области обеспечения свободы слова, мысли и информации в стране". Согласно указу главное управление по охране государственных сек­ретов страны в прессе было упразднено. Это означало уп­разднение цензуры. Несомненно, с того периода в азер­байджанской прессе начался новый этап. В то же самое вре­мя, в первые годы пребывания у власти Гейдара Алиева его от­ношения с новым поколением журналистов, можно сказать, были на нуле, в целом, отношения журналист - чиновник не опира­лись на существующую реальность. Но очень скоро была решена и эта проблема. Постоянно вступая в контакты с прессой, Гейдар Алиев привил обществу привычку работать с Медиа. Необ­ходимо признать и тот факт, что больше всего в азер­байджанской прессе критике подвергался сам Гей­дар Алиев. Иногда о нем писали непостижимые вещи. Несмотря на все это, он умел терпимо относиться к критике и такое отношение внушал и пропагандировал в обществе.

6 марта 2000-го года Распоряжением Президента Азербайджанской Республики была утверждена «Програм­ма мероприятий, направленных на улучшение матери­ально-технической базы средств массовой информации в 2000-2001 гг.».

Целесообразным и последовательным пунктом этого преобразования стало упразднение Министерства печати и информации. С целью создания и укрепления базы средств массовой информации, указом Президента Азербайджанской Республики от 20 июля 2001-го года был соз­дан Национальный совет телевидения и радио и были ут­верждены его Положения.

Подписанное Гейдаром Алиевым всего спустя 9 дней после встречи с журналистами 21 июля 2000-го года, посвя­щенной Национальному дню печати распоряжение «О до­полнительных мерах по увеличению государственной поддержки средств массовой информации», по сей день сохраняет свою значимость и важность. Этим распоряжени­ем, состоящим из 5 пунктов, была определена программа действий, направленных на усиление материально-техни­ческой и финансовой базы средств массовой информации, создание широких возможностей для свободы слова, свобо­ды печати и свободы мысли. В числе этих поручений и реко­мендаций были также указания о награждении редак­торов, редакций ведущих газет, имеющих особые заслуги в формировании и развитии независимой прессы, о присуж­дении талантливым журналистам президентской стипендии и т.д. Возвращение по требованию народа к власти этой, в самом прямом смысле слова, большой личности, и для прессы стало днем освобождения. Необходимо приз­нать тот факт, что сегодня развитие каждого государства и общества невозможно без уважения к свободной прессе.

После прихода к власти национального лидера Гейдара Алиева вторично коренным образом изменилось от­ношение к проблемам женщин. Равноправие женщин, их роль в обществе нашли свое отражение в Конституции, при­нятой в 1995г. В том же году был создан Государственный Национальный совет для участия в ИВ Международной женской конференции, проводимой в Пекине. Наряду с этим в 1995г. Азербайджан вступил в Конвенцию «О лик­видации всех форм дискриминации женщин». Для решения проблем женщин на государственном уровне 14 января 1998г. национальный лидер Гейдар Алиев подписал указ о создании «Государственного Комитета по проблемам жен­щин». После создания комитета был составлен Нацио­нальный план действий по проблемам женщин в Азер­байджанской Республике. В создании этого плана были уч­тены 12 пунктов Пекинской Конференции и участвовали в этом деле все государственные и негосударственные организации. Национальный план действий по проблемам женщин был утвержден решением № 33 Кабинета Министров Азер­байджанской Республики от 6 марта 2000-го года. Подпи­санный в то же время Гейдаром Алиевым Указ «О претворе­нии в жизнь Государственной женской политики в Азер­байджанской Республике» - очень важный документ и с точ­ки зрения наследования достигнутых в XX веке успехов, и с точки зрения определения направлений развития Госу­дарственной женской политики в будущем. 14-15 сентября 1998-го года прошел I съезд женщин Азербайджана. В поздравительном письме съезду национальный лидер Гей­дар Алиев с гордостью отмечал: «Считаю, что этот съезд является одним из знаменательных событий в истории Азербайджана в XX веке. На этом съезде женщины Азер­байджана закладывают основы будущего женского дви­жения в суверенном Азербайджане». II съезд женщин Азербайджана состоялся 27 сентября 2003г.

В процессе строительства гражданского общества па­раллельно с осуществлением государственной женской по­литики претворялась в жизнь и молодежная политика. Од­ним из первых шагов, сделанных в этом направлении, было создание Министерства молодежи и спорта. Подписанным национальным лидером Гейдаром Алиевым 26 июля 1994-го года указом была учреждена новая государствен­ная организация - Министерство молодежи и спорта Азер­байджанской Республики, созданное для воспитания подрастающего поколения в соответствии с общенациональной стратегией социального, экономического и культурного развития Азербайджана, для пропаганды общечеловеческих и национальных ценностей среди молодежи и для осу­ществления других важных вопросов. Логическим про­должением этого было подписанное Гейдаром Али­евым 26 января 1996-го года Распоряжение о проведении первого Форума молодежи Азербайджанской Республики. В соответствии с распоряжением 2 февраля 1996-го года был проведен первый форум молодежи Азербайджанской Республики. С целью увековечения этого важного события Гейдар Алиев 1-го февраля 1997 года подписал еще одно распоряжение о том, чтобы 2 февраля официально отмечал­ся как День молодежи Азербайджана. 2-3-го марта 1999-го года состоялся второй форум молодежи Азербайджана. Несмотря на эти фундаментальные в сфере реали­зации государственной молодежной политики меры, оставался ряд проблем и вопросов. Решение проблем детей, под­ростков и молодежи, составляющих более половины насе­ления страны, их подготовка в соответствии с требованиями нового времени, делали насущным принятие комплексных мер. Именно с этой целью 29-го июля 1999-го года Гейдар Алиев подписал Указ «О Государственной молодежной по­литике». Этот указ ярко демонстрировал внимание, заботу Гейдара Алиева о молодежи Азербайджана.

Деятельность национального лидера в области обеспечения прав человека в Азербайджане также носила фундаментальный характер. Особо отмечалась роль правового просвещения в осуществлении правовых преобразований в области построения правового государства и в области прав человека в Азербайджане. В Указе Президента Азербайджанской Республики от 22 февраля 1998-го года «О мероприятиях, проводимых в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина», предусматривалось осуществление важных преобразований.

Утвержденная 16 апреля 1998-го года «Программа проводимых мероприятий, посвященных 50-летию Все­мирной Декларации ООН о правах человека», предусматри­вала осуществление важных мер, связанных с защитой прав человека. На основании этой программы перед соответствующими государственными органами был пос­тавлен ряд обязанностей. В качестве примера можно отме­тить подготовку Государственной программы по защите прав человека и проекта закона об уполномоченном пове­ренном Азербайджанской Республики по правам человека, организацию обучения защиты прав человека, соответству­ющего международным стандартам в осуществлении спра­ведливого судебного разбирательства в Азербайджанской Республике и другие подобного рода обязанности. В «Госу­дарственной программе по защите прав человека», утвержденной очередным распоряжением Президента Азер­байджанской Республики от 18 июня 1998-го года, были ши­роко отмечены вопросы создания органов, занимающихся защитой и пропагандой прав человека, и другие вопросы. Все отмеченные нормативно-правовые документы и закрепленные в них вопросы, без сомнения должны быть оценены как результат правовых преобразований, проводимых Гей­даром Алиевым.

Одним из важнейших шагов, предпринятых Гейдаром Алиевым в области прав человека, была отмена смертного приговора. Именно по его личной инициативе с 1993-го года был объявлен мораторий на исполнение этого приговора, а Законом от 10 февраля 1998-го года этот закон был пол­ностью упразднен. В связи с этим Азербайджанская Респуб­лика была включена во 2-й Протокол международного Пак­та о гражданских и политических правах.



В числе претворяемых в жизнь правовых преобразова­ний, одним из важнейших событий в истории законода­тельства в области прав человека, был принятый Милли Меджлисом 28-го декабря 2001-го года Закон «Об уполно­моченном (Омбудсмане) Азербайджанской Республики по правам человека». Регулирование деятельности уполномо­ченного на уровне Конституции означало высокую оценку его значимости для общества. Через шесть месяцев после принятия закона, 2-го июля 2002-го года, был избран первый омбудсман Азербайджанской Республики.

Концепция государственности Гейдара Алиева состо­яла не только в приобщении народа к независимости, в сох­ранении Азербайджаном имиджа независимого госу­дарства. Согласно политическим взглядам великого лидера, независи­мость народа подразумевает отождествление понятия "Родина" с понятием "Национальное достоинство". А именно, весь внутренний потенциал, включая природные богатства, интеллектуальную собственность и культурно-нравствен­ные ценности, все возможности должны быть мобилизо­ваны и направлены так, чтобы каждый гражданин мог реализовать свои личные интересы в плоскости общенационально­го прогресса.

Во время встречи с иностранными журналистами в 1997 году, отвечая на вопрос корреспондента о зарождении традиций государственности и о причинах, обуславлива­ющих это зарождение, мудрый политический деятель сказал, что это, в первую очередь, процесс, идущий в направлении превращения населения в народ, народа в нацию, жителей в граждан: «Государственность - подразумевает чувство патриотизма, отождествление семьи, безразличие к судьбе народа, к политическим и экономическим интере­сам нации - означает, что в этой стране нет традиций государственности. Необходимо, чтобы каждый гражданин задумывался о большой политике своей страны».

Оценка национально-нравственных ценностей с по­зиций государственности имеет особое значение с точки зрения защиты, сохранения и развития понятия азербайджанства в нашей стране. Гейдар Алиев, включая все составные части идеологии азербайджанства в структуру национальной идеологии, исходил из синтеза по­нятий нравственности и государственности. Поэтому одни­ми из основных компонентов азербайджанства явля­ются национальная государственность и национально-нравственные ценности. Самый большой завет Гейдара Алиева в вопросе сохранения и увековечивания нацио­нальной государственности состоял в том, чтобы, в первую очередь, интеллигенция стояла на защите национально-нравственных ценностей и вселяла в них жизнь.

Именно с целью сохранения азербайджанского языка, осуществления в стране политики единого языка и алфави­та, Гейдар Алиев в августе 2001-го года подписал указ о пе­реходе на латинскую графику.

Одним из важных дел, направленных на укрепление суверенитета Азербайджана, было обеспечение интеграции страны в мировое сообщество. Эта проблема в полной мере нашла свое решение благодаря успешному курсу междуна­родной политики, которую вел Гейдар Алиев, и равноправ­ное сотрудничество с международными организациями стало одним из основных гарантов суверенитета. Сегодня Азер­байджан установил обоюдные дипломатические отношения с большинством государств мира и сотрудничает с бо­лее 300-ми международными организациями. Азербайджан, являясь полноправным членом таких влиятельных органи­заций, как Организация Объединенных Наций, Организация Безопасности и Сотрудничества в Европе, Совет Европы, СНГ, ГУАМ, Организация Черноморского Экономического Сотрудничества, Организация Исламская Конференция, па­раллельно установил обоюдно взаимовыгодные отноше­ния с такими организациями, как Евросоюз, НАТО, Меж­дународный Валютный Фонд, Европейский Банк Ре­конструкции и Развития, Исламский Банк Развития, опреде­ляющими направление идущих в мире процессов. Эти достижения есть результат дальновидной политики Гейдара Алиева.

26 января 2001-го года Азербайджанская Республика стала членом Союза Европы - одной из влиятельных не только в Европе, но и во всем мире организаций. И таким об­разом Азербайджан стал в один ряд с ведущими, развитыми, демократическими государствами. Это стало возможным только в результате последовательной политики нацио­нального лидера Гейдара Алиева, которую он вел по созданию демократического и правового государства в Азербайджане. Сегодня в мире Азербайджан знают как цивилизованное демократическое государство, как свобод­ную страну.

Азербайджанская Республика после восстановления государственной независимости, взяла курс на создание гражданского общества, демократического государства и соответствующей этому системы прав человека. Азер­байджанская Республика, вступив в ряды членов Совета Европы, присоединилась к ряду его конвенций, в том числе, к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Конвенция была подписана Президентом Азербайджанской Республики накануне принятия Азербайджана в члены Со­вета Европы - 25 января 2001-го года в Страсбурге и 25 де­кабря 2001-го года была ратифицирована Милли Меджли­сом.

Документ о ратификации Азербайджанской Республи­кой Конвенции по правам человека был представлен Генеральному секретарю Совета Европы и 25 апреля 2001-го го­да был депозицирован. С этого момента у каждого субъекта, находящегося под юрисдикцией нашей республики, появи­лось право обратиться в Европейский Суд по правам чело­века в рамках условий, определенных Конвенцией.

Отсутствие альтернативы наследию национальной го­сударственности Гейдара Алиева находит подтверждение не только в практических вопросах, этот фактор также име­ет серьезное значение с точки зрения формирования идеоло­гического мышления общества. Например, в определенный период времени, понятие "демократия" воспринималось неправильно. В лучшем случае, общественность на фоне со­бытий, происходивших до июня 1993-го года, связывало его с анархическими тенденциями. Сегодня же демократические ценности не выходят за границы, регулируемые законами и национальным менталитетом, и это постепенно усваивается общественным сознанием в соответствии с диалектическим развитием. С этой позиции, реальная демократия связана напрямую с именем Гейдара Алиева. Его наследие ни в коем случае не позволяет воспринимать демократию как массовую необуз­данность и не дает возможность распространять нега­тивные стороны радикальной западной демократии. Факти­чески всесторонняя регулирующая миссия этого курса оп­равдала себя и в идеологической сфере.

В течение всех 10-ти лет руководства независимым Азербайджаном Гейдар Алиев своей основной стратегической задачей считал обеспечение единства азербайджанского общества. И поэтому попытки некоторых сил, лишенных симпатий масс и других ресурсов, использовать региональный фактор в качестве толчка в борьбе за власть, потерпели крах. Общественное мне­ние давно принимает за аксиому тот факт, что Гейдар Алиев обеспечил монолитность азербайджанского общества, пре­дотвратил его раскол в разных плоскостях - социального неравенства, регионального фактора, религиоз­ной и национальной принадлежности. Это был очень серьез­ный шаг вперед, сделанный для обеспечения самого су­ществования азербайджанской государственности. Это подтверждают и реалии прошлых лет.

Согласно системе взглядов Гейдара Алиева, главными условиями для демократии являются политическая ста­бильность и сильная государственная власть. Не случайно, что процессы, начатые в 1993-м году, в течение всего двух лет создали реальную почву для развития процесса демок­ратизации в Азербайджане, все внутренние и внешние силы, способные помешать этому процессу, были нейтрализова­ны. Восстановилась вера общественности во власть в лице Гейдара Алиева, общество осознало, что оно - не темная масса, уповающая на судьбу, приговоренная проживать пронизанную пессимизмом политическую жизнь. Специфика этого этапа состояла в том, что без политической стабильности ре­шение других проблем общества было невозможно. За по­литической стабильностью должны были следовать кардинальные преобразования, и Гейдар Алиев сделал очеред­ные успешные шаги в этом направлении.

Следующий этап можно охарактеризовать как процесс государственного строительства и демократизации. Для полного административного контроля за происходящими процессами, для построения парламентской и судебной властей понадобилось всего несколько лет. В тот период па­раллельное осуществление процесса строительства сильно­го государства и процесса демократизации было крайне важно. Также необходимо отметить, что это было трудной задачей, потому что в любой стране процесс де­мократизации ослабляет административную власть, а нача­ло этого процесса в Азербайджане могло привести страну к анархии. Но Гейдар Алиев, обеспечив баланс между этими двумя процессами, вывел не имеющую аналогов политичес­кую модель.

Сильная государственная власть создавала основу для развития процесса демократизации. Так как в тот период она не была однозначным процессом, некоторые анархические силы, в ее внутренних слоях, пытались реализовать свои идеи под видом исключительно демократизации. По этой причине найти и нейтрализовать такого рода силы в ряду мно­гочисленных массовых политических процессов, было очень трудно. И единственным путем для этого стало создание го­сударственной модели, готовой к самым экстремальным ситуациям. Гейдар Алиев, прекрасно оценивающий такую ре­альность, доказал, что демократия может быть создана только волей сильной власти. Он с успехом применил в стране западные стандарты и создал единство этих стандар­тов с национальным менталитетом. Действительно, в совре­менных теориях политики этот принцип принимается как приоритетный и в цивилизованных странах не рассматривает­ся в стороне от сильной власти и национального менталитета. Созданная Гейдаром Алиевым в стране сильная власть имела большое значение с точки зрения тенденций, отвлекающих азербайджанское общество от процесса демократизации.

Этот фактор имеет еще более значительное стратегичес­кое значение. В тот период экономическому развитию Азербайджана, иностранным инвестициям и бизнесменам должны были быть даны реальные гарантии. Какими бы вы­годными ни были природные факторы, привлекающие зарубежных бизнесменов и иностранный капитал в Азербайджан, они бы не сделали рискованных шагов без политических га­рантий. Однако, благодаря политической воле и гарантиям Гейдара Алиева, иностранный капитал, привлеченный в ко­роткий срок в республику, превратился в основного гаранта военной и геополитической безопасности Азербайджана. Все интересы были взаимообразно соблюдены.

Последние годы управления Гейдаром Алиевым страной характеризуются как новый этап, отличающийся своим комплексным характером. Было бы более целесообразно назвать этот период как отличавшийся стабильным уровнем раз­вития. Процесс демократизации в стране продолжился в нормальном русле, были устранены все разногласия между политическими элементами, обеспечено экономичес­кое развитие, международный имидж страны претерпел серьезные позитивные изменения. В эти годы, которые можно считать новым политическим этапом ис­тории Азербайджана, завершился процесс формирования государственных институтов на абсолютно новой, соот­ветствующей международным стандартам основе. Суть, проводимой Гейдаром Алиевым политики состояла в том, что ему удалось подготовить общество к качественно но­вым демократическим изменениям и навыкам.

Несокрушимая воля Гейдара Алиева, динамизм мышления, способность оценить происходящие в мире события и, проанализировав их модернизировать, осуществить самые приемлемые схемы политического общения, все это вывело Азербайджан в XXI век как динамично развивающееся го­сударство, обеспечило его стойкий национальный расцвет. Одними из приоритетных вопросов внешнеполитического курса Гейдара Алиева были защита национально-госу­дарственных интересов Азербайджанской Республики, при­общение страны к числу развитых мировых государств и до­ведение до мирового сообщества правды о борьбе Азербайджа­на за территориальную целостность. Создание азер­байджанцами, проживающими во многих странах мира сво­их организаций, развитие их политических, экономических и культурных отношений с независимой Азербайджанской Республикой являются крайне важными задачами. Празднование в Азербайджане 31 декабря - Дня солидарности азербайджанцев мира - один из главных моментов в формировании национальной диаспоры, развития азер­байджанского лобби. Начало этому процессу положил Указ Верховного Меджлиса Нахчыванской АР от 16 декабря 1991-го года «О дне солидарности и единства азербайджа­нцев во всем мире», подписанный непосредственно инициатором этого исторического акта Гейдаром Алиевым.

Именно это событие привлекло еще большее внима­ние наших соотечественников, проживающих за пределами своей исторической родины, к сделан­ным Гейдаром Алиевым после прихода к политической власти делам, вселило в них веру и надежду в настоящее и будущее Азербайджанского государства, стало причиной расширения их связей с Отчизной.

Участие и программное выступление Президента Азербайджанской Республики Гейдара Алиева 22 июня 2000-го года на учредительном собрании Всероссийского Азербайджанского Конгресса в Москве стало реальным ша­гом, направленным на формирование азер­байджанской диаспоры.

Проведение в Баку 9-10 ноября 2001-го года Всемирного съезда азербайджанцев стало новым этапом во взаимоотношениях общественных формирований и в повы­шении национального самосознания наших соотечественников. Продолжением этого важного дела стало осознание необходимости создания нового центра, новой инфраструкту­ры, целью которой будет объединение азербайджанцев, проживающих за рубежом, обеспечение вза­имосвязи между ними, создание прямых контактов с Азербайджанской Республикой, проведение единого политичес­кого курса, координация всей их деятельности и решение дру­гих серьезных задач. И в такой важный момент Гейдар Алиев с присущей ему мудростью и дальновидностью, исходя из своего многолетнего опыта, 5 июля 2002-го года подписал Указ о создании новой государственной организации - Государственного Комитета по работе с азербайджанцами, про­живающими в зарубежных странах. Целью этого комитета было расширение и развитие связей с азербайджанцами, находящимися вне родины.

Конкретный и сбалансированный внешнеполитичес­кий курс, проводимый Гейдаром Алиевым, полностью обес­печив национальные интересы нашей страны, превратил ее из зоны конфликта в геополитическое пространство, конц­ентрирующее интересы международных сил. После прихода к власти национального лидера, в первую очередь, была снята явная напряженность в дипломатических отношениях с ближайшими соседями - Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран. А в последующие годы были установлены дипломатические отношения со всеми разви­тыми государствами мира и подписаны двусторонние сог­лашения, отвечающие интересам нашей страны.

Таким образом, возвращение к политической власти национального лидера Гейдара Алиева привело к основа­тельным и положительным изменениям на внешнеполити­ческой арене, а также во всех других областях. Он точно определил исторический путь развития Азербайджана, в том числе цели и направления ее внешней политики. В основу внешнеполитической доктрины в полной мере были по­ложены исторический путь, пройденный Азербайджаном, существующие реалии, перспективные задачи, а также стратегические и тактические вопросы. Очень скоро успешное осуществление внешнеполитического курса, основанного Гейдаром Алиевым, дало свои результаты. А именно, был положен конец изоляции Азербайджана в регионе, приняты меры против армянской агрессии, было достигнуто прекра­щение огня в зоне боевых действий. Подписав нефтяные контракты, Азербайджан продемонстрировал всему миру, что является хозяином своих богатств, укрепилась позиция нашей страны в международных и региональных органи­зациях, была создана благоприятная почва для социально-экономического процветания.

Под руководством Гейдара Алиева велась напряжен­ная работа для устранения конфликта Азербайджан - Арме­ния - Нагорный Карабах, были достигнуты значительные результаты. Самое большое достижение - это осуждение международными организациями военной агрессии, осуществляемой вооруженными силами Армении против Азер­байджана, принятие по этому поводу ряда резолюций. В че­тырех Резолюциях, принятых Советом Безопасности ООН, и в шести Декларациях Генерального секретаря ООН выдви­нуты требования о немедленном и безоговорочном выводе вооруженных сил Армении со всех оккупированных терри­торий, а также возвращении беженцев и вынужденных пере­селенцев на места их постоянного проживания. На встрече в верхах в 1994г. в Будапеште в целях скорейшего устране­ния армяно-азербайджанского конфликта было принято решение о создании многонациональных сил ООН, приз­ванных стоять на защите мира. После Будапештской встре­чи ускорился процесс переговоров в рамках Минской группы, также был создан канал прямых двусторонних переговоров с Арменией на уровне полномочных представи­телей президентов Азербайджана и Армении, стало возмож­ным освобождение военнопленных и заложников. Сов­местное заявление Президентов Азербайджанской Республики и Армении, сделанное в Лиссабоне, может быть воспринято как один из важнейших шагов в направлении устранения конфликта. По сути, это заявление можно считать первым совместным документом, демонстрирующим решимость сторон положить конец воору­женному конфликту на основе международных принципов и норм. Подтверждение в декабре 1996г. 53 странами принципов, отражающих территориальную целостность Азербайджана, присвоение Нагорному Карабаху особого статуса в составе Азербайджанской Республики, гарантиру­ющего безопасность азербайджанской и армянской общин Нагорного Карабаха, а также признание Лиссабонского до­кумента, представляющего историческое значение для азербайджанского народа, стали успе­хом нашей дипломатии, обеспечивающим национальные интересы Азер­байджана, связанные с разрешением конфликта.

Таким образом, начиная с 1993-го года, наша страна осуществляет абсолютно независимую международную по­литику. Эта политика направлена на последовательное уси­ление и развитие государственности страны и за­щиту национальных интересов. Азербайджан выстроил свою внешнюю политику на основе принципов и норм меж­дународного права, уважения суверенитета и территори­альной целостности, принципов невмешательства во внут­ренние дела других стран. Руководствуясь этими принципами и исходя из позиций национальных интересов, внешняя политика Азер­байджана направлена на независимость республики, ее су­веренитет, территориальную целостность и защиту национальной безопасности, и в первую очередь на ликвидацию агрессии со стороны Армении. Кроме того, достиже­ние таких стратегических целей, как обеспечение безопас­ности, стабильности и сотрудничества, реализация ги­гантских транспортных проектов, также являются основны­ми приоритетами внешней политики Азербайджана.




  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница