«Этот непростой егэ»




Дата23.07.2016
Размер41 Kb.





Провела:

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 1 с. Красное

Липецк. обл.

Сидорина Ирина Рубеновна.
Тема: «Этот непростой ЕГЭ».

Цель: Показать этапы подготовительной работы ЕГЭ

по русскому языку.

Оборудование: текст, карточки, портрет Д.С. Лихачёва.

Ход урока.
Учитель: Несмотря на то, что вы в 10-м классе, готовиться к экзамену надо уже сейчас. Что мы и делаем с вами постоянно. Сегодня мы рассмотрим несколько этапов подготовительной работы к ЕГЭ по русскому языку. С некоторыми видами работ вы уже знакомы, познакомимся и с новыми.


  1. Орфоэпическая разминка. 2 ученика получают карточки с предложениями, которые они должны верно и внятно прочитать. Ученики следят за чтением и указывают на ошибки. Затем на обороте доски, где записаны слова, ученики должны расставить ударения.

Карточка №1.



  1. Компания премирует лучших сотрудников.

  2. Выделены средства для приобретения оборудования.

  3. Работает новый диспансер.

  4. Это студент медицинской академии.

  5. Надо облегчить страдания больного.

  6. Ходатайство отослано.

(Премирует, средства, диспансер (сэ), академии (дэ), облегчить, ходатайство).

Карточка №2.


  1. Молодая мама балует дочку.

  2. Посуда из берёсты красивее.

  3. Кулинария в конце квартала.

  4. Жалюзи на окнах – это модно.

  5. Договор нарушен.

  6. Приготовьте украинский борщ.

(Балует, красивее, кулинария, квартала, жалюзи, договор, украинский).

№2 Задания по лексической сочетаемости слов. Запишите словосочетания.

Определите, какого управления требуют приведённые ниже слова?

Беспокоиться, тревожиться за кого-нибудь, о ком-нибудь

Оплатить, заплатить что-нибудь, за что-нибудь

Превосходство, преимущество перед чем-нибудь, над чем-нибудь

Отзыв, рецензия о чём-либо, на что-либо

Жалоба, характеристика кого-либо, на кого-нибудь

№3. Переведите слова. Учитель диктует слова.


Замените заимствованные слова русскими синонимами. Запишите в тетрадь.

Эскиз – набросок.

Доминирующий – преобладающий.

Мизантроп – человеконенавистник.

Гуманный – человечный.

Фиаско – неудача, провал.

Триумф – победа.

Как называются слова 2-х последних пар? Антонимы.


№4. Определите средства выразительности в предложениях:

  1. Уходим мы, чтоб возвратиться, Приходим, чтоб снова уйти.

  2. О, если б я нищ был! Как миллиардер.

  3. Будь счастлива несчастием своим.

(Синтаксический параллелизм, антитеза, оксюморон).


Спишите предложения, подчеркните грамматические основы.
№5. Определи значение паронимов. Составьте словосочетания.

Болотистый – болотный

Абонент – абонемент

Враждебный – вражеский.
№6. Следующий этап подготовки к экзамену – это работа с мини-текстом из книги Д.С. Лихачёва «Заветное».
Я недаром взяла текст именно Лихачёва

Дмитрия Сергеевича, потому что его тексты публицистического стиля на нравственную тему очень часто встречаются в части «С». Прежде чем начнём работать с текстом, послушайте немного об этом человеке.

Ученица рассказывает об учёном.
Текст «Поезда».
1.Сергей Сергеевич Аверинцев рассказывал мне, как летом он снимал дачу рядом с железной дорогой. 2. Поезда мешали спать. 3. Наконец он решил: проносятся не поезда, а проезжают люди со своими заботами и мыслями. 4. И шум поездов перестал раздражать его. 5. Он стал спать.

6. Надо развивать в себе благожелательное, понимающее отношение к окружающим, и тогда станет легче жить.

7. Злые люди живут короче, чем добрые.
Вопросы к тексту.

Определите основную мысль текста.

Определите роль последнего предложения в тексте. Какую смысловую нагрузку несёт это предложение?

Задание на дом: Написать небольшое сочинение, используя последнее предложение этого текста. Докажите, верность этого высказывания своими примерами. Запишите в тетрадь это предложение.

Работа с текстом.


  1. Выпишите словосочетания из 7-го предложения, определите вид подчинения (злые люди, живут короче, добрые люди).

  2. Определите вид сказуемого из 2-го предложения (мешали спать – составное глагольное).

  3. Из 2-го предложения выпишите слово, в котором звуков больше, чем букв (поезда) и слово, в котором букв больше, чем звуков (спать). Докажите. (у доски)

  4. Объясните, к какой части речи относится слово летом (наречие, перешедшее из существительного) Составьте предложение, в котором это слово – существительное. (В этом году мы наслаждались тёплым летом.) Определите способ образования слова окружающим из 6 предложения (переход из одной части речи в другую, неморфологический способ, из причастия)Какое это причастие?

  5. Выпишите из текста все предлоги. (рядом с, со, в, к) Какие это предлоги? производ. и непроизводн.

  6. Найдите односоставные предложения в составе сложного, Назовите их вид (предложение №6, безличные).

  7. Прокомментируйте знаки препинания 1 и 3 предложений. Выпишите их, выполните пунктуационный разбор.

  8. Какие орфографические правила можно подтвердить примерами из текста? Ученики выходят к доске, комментируют орфограммы.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница