Этика. Сам термин читается по-разному: славянский перевод Ифика (чтение связано с тем, как предлагает Эразм Роттердамский). Древний мир интересовался многими проблемами, связанными с моралью, нравственностью



страница1/4
Дата17.07.2016
Размер0.54 Mb.
  1   2   3   4
02.09.10

Этика. Сам термин читается по-разному: славянский перевод – Ифика (чтение связано с тем, как предлагает Эразм Роттердамский). Древний мир интересовался многими проблемами, связанными с моралью, нравственностью. Вырабатывались принципы взаимоотношения между людьми. Эти вопросы ставились самой жизнью. Мудрость – самая первая по представлению греко-римского мира добродетель. Мужество, справедливость, воздержание. Эти добродетели по-разному трактовались. Мудрость – умение убеждать других, ораторское искусство. Мудрость, которая проявляется в ораторских речах, выступлениях адвоката, была обязательным требованием для них. Ораторское искусство иногда превращалось в упражнение, чтобы убедить людей. Трудно говорить, насколько эта мудрость является нравственной, скорее безнравственная – чтобы просто убедить человека. Мужество требовалось от каждого гражданина, как человека, который должен защищать свое отечество. Мужество требовалось как особое качество от атлетов, от гимнастов, от гладиаторов. Справедливость определяет отношение одного человека к другому, она требовалась в любых взаимоотношениях между людьми. Она понималась по-разному, не учитывались интересы других. Понятия справедливости носили субъективный подход. Воздержание – разные смыслы. Воздержание – определяет отношение человека к самому себе. Воздержание требовалось как свойство и качество гимнастам, атлетам, борцам. Воздержание – то, что каждый человек сам определял. Представления о том, от чего надо воздерживаться – несколько растяжимый характер. В большинстве случаев – если связано с природой человека, то от этого и воздерживаться не нужно. Предмет этики первоначально имел практическое значение, потом стал наукой, философией.

Для древнего мира было характерно представление о том, что этические формы устанавливает сам человек: Человек – мера всего. Мораль имела субъективный характер. Что для меня хорошо, то и морально. Этот подход был превалирующим в древнем мире. С течением времени этот подход приводил к сознанию человека о том, что нужно иметь более прочные, объективные основания для нравственности. Стоики: нужно жить согласно природе. Природа для них – нравственный закон, который действует в мире и в человеке. Гармония убеждала их в этом. Нужно было руководствоваться высшим разумом. Это было далеко от истины, но это очень важно. В этом отношении важно подчеркнуть, что не от самого человека происходит оценка тех или иных моральных принципов, а от высшего разума. Подход этот более глубокий. Этика как философская наука не только в теоретическом плане двигалась вперед, но и в практическом: необходимо эти принципы этики применять в жизни. Нужно те или иные принципы требовать от человека, учитывая государственную пользу (некоторые философы). Это показывает, что философы также утверждали, что этические принципы должны иметь практическое применение. Этика как философская наука всегда присутствовала в античном мире, занимала особое место. Большое значение придавалось пиитике и музыке. Это находило представление о том, насколько образован и морален человек древнего мира.

Ветхозаветная этика. Христос сказал, что пришел исполнить закон. Закон дан Богом через пророков. Декалог. Также Господь говорил, что нужно возлюбить ближнего своего, как самого себя. Далеко не всегда принципы Декалога осуществлялись ветхозаветным человеком – наряду существовала месть: око за око. Также существовали религиозные принципы – мог спасти жертвенник. Этика была связана с жертвоприношением – это внешний подход, каким образом можно искупить себя от тех или иных грехов – несовершенство этики. Ветхозаветное человечество было далеко, чтобы следовать тем заповедям, которые были даны. Человек мог более легко поддаваться искушению, надеясь, что сам принесет большие жертвы кровавые.

Христианская этика определяется учением Господа: заповеди блаженства, заповедь Любви. Христианская этика – учение о христианской нравственности. Вопросы нравственности очень тесно связаны с аскетикой. Аскетика – как образом применять знания и усилия, чтобы достигать целей и задач, которые стоят перед человеком. Как человек посредством личных усилий, подвигов, аскезы, может достигать освобождения всей души, укреплять добрые начала, противиться всему наносному, второй природе. Аскетика занимается глобальными вопросами: говорит, что аскеза необходима (и почему необходима), с другой стороны говорит, что она возможна и приводит к положительным результатам. Необходимость проистекает из состояния человеческой природы после грехопадения. Языческая этика этим вопросом не занималась – понятие о грехе отсутствует у них. Нужно жить соответственно природе. Чтобы показать необходимость, нужно рассматривать состояние человека как обновление, освобождение. Человек не только принимает таинство крещение, но баня пакибытия предполагает постоянные усилия и работу над собой, чтобы не допускать греха и отражать стрелы лукавого. Об этом говорит ап. Павел. Петр: враг рода человеческого подобен льву рыкающему. Нужно быть всегда бдительным, чтобы видеть опасности. Надо внимать себе, стоять в вере – это требует определенных усилий, подвигов. Аскеза должна быть присуща каждому человеку. Этот термин в истории применялся преимущественно по отношению к монашествующим. Человек должен быть в постоянной готовности, как воин (Павел). Бодрствуйте и трудитесь. Это требует волевых усилий. Готовность к тому, чтобы показать опасности, которые могут подстерегать человека. Личный опыт аскезы имеет исключительное значение. Павел уподобляет христиан атлетам, которые бегут на ристалище. В течение всей жизни они готовятся. Христиане должны брать пример с атлетов.

10.09.10


Родоначальником считают Сократа, но тот ничего не писал, передали это ученики. У Платона своеобразные взгляды на этические вопросы. Аристотель – точная система в этих вопросах. Его ученики создали Органон – то, что Аристотель говорил по вопросам этики.

Понятия об аскетизме



В обычном словоупотреблении – это человек, который удаляется от общественной жизни, говорят, что это дело ненужное для рядового христианина. Некоторые считали, что строгий аскетизм противен природе христианства. Аскезис (греч.) связано с термином Аскео (искусно обрабатывать грубые материалы, приспосабливать их для тех целей, к которым движется человек). В древности также назывались и аскеты – для успешных занятий они придерживались определенного образа жизни. Аскетизм употреблялся у философов (в этическом смысле – смысле добродетелей, в основном, в воздержании). Философия – упражнение в искусстве (для них – в добродетели). Философия самая является для них добродетелью. Главная цель философии – достижение добродетели. Наличие добродетели аскетической и природной (у Филона). Природная дается человеку без всяких усилий – дар Божий. Аскетическая приобретается с большими усилиями, посредством аскетизма. Писание называет жизнь христиан борьбой для достижения Царства Небесного. Для достижения цели верующего требуется много усилий. Аналогия борцов естественным образом послужила таким примером. 1Кор.9: только один получает награду, бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются, те для получения венца тленного, а мы – нетленного. С одной стороны аналогия, с другой – различие. Самое главное: там увенчиваются только тленными венцами. 1Тим.4: телесные упражнения мало полезны, нужно упражнять себя в благочестии. Здесь термин Гимнази – в смысле темы благочестия. Глагол Аскео употребляется только один раз – обнимается вся жизнь апостола Павла. Деян.24:16 – говорит о своих лишениях во время своего служения. Григорий Богослов: аскетические упражнения практиковались у греков, имели уважение у них, этим отличались философы. Христианские авторы писали «наша философия», переводчики переводили «любомудрие». Аскетизм у отцов: трудиться – в общем смысле, и в частном – в монашеском смысле. В общем смысле – утонченность, искусность для служения той или иной цели. Макарий Великий: некоторый мудрецы удивляли в науках. У святых отцов чаще всего в значении добродетели. Макарий: всецело обратиться к Богу кажется трудным, посредством суровых подвигов добродетелей. Григорий Богослов: добродетель подвигает людей к аскетизму. Имя аскета первые века давались тем христианам, которые оставались в обществе. Кто удалялись из общества – анахореты. Наименование аскетов перешло на монашествующих. Евсевий первым назвал монахов аскетами. 15Гангрского собора запрещает оставлять детей под предлогом отшельничества (аскетизма). Аскетизмом названа уединенная жизнь, которая характеризуется непосредственным удалением от мира. 21правило такого же собора: аскетизм связан девством, воздержанием и отшествием от мирских дел. Этот термин очень прочно входит в жизнь. Под аскетизмом разумеется жизнь суровая, строгая, которая связана с телесным напряжением. У аскетов очень много говорится о созерцании. Аскетизм – применение сообразных средств для приобретения добродетели. Аскетизм имеет прямой целью ставить приспособление сил к принятию человеком достижения жизни вечной. Аскетизм является моментом христианского учения – для осуществления этого необходимы молитвы, внешние действия. Аскетизм далеко не обнимает, не выражает собой христианское учение. Это лишь средство, орудие ко спасению. Поучения аввы Дорофея: он говорит о созидании духовного совершенства человека на подобии постройки дома. Надо заложить фундамент прочный – веру. Камни (добродетели) полагаются друг на друга со связями, должны быть краеугольные камни (терпение и мужество). Известь – смиренномудрие. Необходимо с рассудительностью полагать камни. Здание венчается кровлей – любовью (верх совершенства). Кровля ограждалась перилами – смирением. Самый процесс созидания души определяется глаголом Аскео.

Краткий конспект поучения (14) аввы Дорофея.

Аскетизм в богословской науке – отражает в себе конфессиональные принципы. Католицизм: нищета, безбрачие и послушание. Они относят этот термин к тем, кто взял на себя эти обеты. Протестанты в целом отрицают существование в Евангелии намеков на монашество и аскетизм. Также имеются существенные стремления, чтобы применять в своей личной жизни подвиги.

16.09.10

Спасение

Дело спасения человека было делом восстановления богочеловеческого союза. Спасение само по себе понятие несколько отвлеченное. От чего спасение? Для чего? Греч. Сотирия – от глагола Сози (от корня сос, саоз – здоровый). Сотирия – оздоровление, освобождение от порчи. Указывает, что человек в результате грехопадения действительно подвергся изменениям – болезни. В Новом Завете означает избавление от опасности, смерти, болезни, возвращение здоровья. В страдательной форме – получить исцеление от кого-то. Сотирия – избавление от духовной смерти, от погибели, от греха, возвращение природе человека нормального состояния. В этом отношении особенно важны слова Спасителя: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные, я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию». Понятия спасения и вечной жизни являются взаимозаменяемыми в Новом Завете. Учение о вечной жизни – характерный момент, который определяет сущность и значение спасение. Понятием вечная жизнь выражается сущность отношений Бога и человека. Вечная жизнь – венец веры в Бога. Величайшее благо – вечная жизнь, а величайшее зло – вечная смерть (Августин). Человек по сравнению с другими земными существами наиболее близок к жизни божественной – образ и подобие Божие. Григорий Нисский, обращаясь к этому вопросу говорит, что образ Божий – данность, а подобие – заданность. Образ даже в результате грехопадения не был утрачен человеком. Живой союз любви человека с Богом возможен и бывает тогда, когда человек стремится к Богу – святость, освящение. Святость – понятие, которое имеет различные степени. Человек не может достигнуть вершины нравственного совершенства. Святость приобретается благодаря постоянной целеустремленной деятельности. Требование святости выражено в Ветхом Завете: будьте святы, ибо Бог свят. Иустин Мученик: бессмертие получат лишь те, кто приближаются к Богу. Василий Великий: кто утвердил в себе образ Божий, тот уподобился Богу и постоянно пребывает в вечном блаженстве. Любая остановка на пути к совершенству может стать поползновением ко греху. Здесь необходимость движения вперед.

Святые отцы, говоря о спасении, раскрывают учение о том, от чего было совершено спасение. Человек решил отказаться признавать Бога как опору своего существования. Когда подумал, что можно стать как боги, нарушил заповедь Божию, решил жить своими человеческими силами, быть выше поддержки. Этот шаг был гибельным для человека, для его воли, для его природы в целом. Человек в своем самосознании носил зачатки возможности к развитию вечной жизни. Реально обладает вечностью только Бог. Когда распадается союз, то теряется источник самосущной жизни. Естественно, что вместо подлинной жизни для человека началась жизнь мнимая, ведущая к смерти. Об этом выразительно сказано в книге Бытия. Жизнь вне Бога для человеческого духа – подлинная смерть. Иоанн Дамаскин: человек, очутившись за воротами рая, лишился божественного общения и подпал под власть смерти. Человек резко изменился в своем жизненном определении, в своих внутренних отношениях к Богу, стал неспособным к богообщению. Бог не оставил человека, несмотря на это. Человек уклонился от общения с Богом – это была страшная вина, но человеческая природа осталась богоподобной, черты богоподобия остались. Высшее человеческое благо было разрушено грехом, то и восстановление этого блага могло быть достигнуто путем освобождения от греха. Дело спасения имеет своей целью восстановление природы, явилось оживотворение, воссозданием природы человека. Оно есть новое творение. Спасение могло быть совершено только Богом по бесконечной любви к людям. Бог – причина, начало и сущность, жизнь всего. Господь возвратил нас из того, что противно природе к тому, что согласно природе первозданной. Воплощение Сына Божия было способно соделать людей причастниками его Божества. Пришествие Господа было для того, чтобы возвратить себе судьбу человека, изменить, преобразить, обновить нашу природу. Цель пришествия Сына Божия заключается в том, чтобы люди стали иметь жизнь вечную. Искупительное дело Господа было борьбой с царством тьмы, победой над ним. Христос открыл человечеству царство Божие. Сущность искупительного дела Христова выражена Дамаскиным: через Рождение, Крещение и Смерти и Воскресения стал начатком Воскресения, чтобы и мы сделались наследниками Божиими. Между Богом и человеческими существами сделалась возможной тесная связь общения, которая есть между Отцом и Сыном. Господь говорит, что дает жизнь с избытком – это полнота жизни, которая была утрачена. От лица Спасителя осуществилось воссоединие Божества и человечества. Павел делает параллель между Адамом и Христом.

Нужно учитывать объективную и субъективную сторону спасения. Спасение совершено для всего человечества, но восприять плоды спасения должен сам человек – через таинства. Отцы, когда говорят о процессе восстановления, указывают на таинства крещения и Евхаристии. Крещение – баня пакибытия – возвращение подлинной жизни. Верующие крестились именно во Христа облеклись – это входит в человеческую природу. Далее должно происходить поддержание – в таинстве Евхаристии. Теснейшее общение с Богом, обожение. Верующий освящается во всей полноте.

23.09.10


Об этом говорит не только Григорий Нисский, но и Макарий Египетский, Симеон Новый Богослов, Григорий Палама. О спасении – объективно спасение для всех, нужна и субъективная сторона. Наше спасение заключается в том, чтобы стать другими по сравнению с тем, кто мы сейчас есть – Златоуст. О свободе человека – свободное стремление сообщает любви силу. Подражание Христу – люди являются чадами возлюбленными. Нравственное уподобление Христу. Сознание необходимости перемены жизни. Синергия. Благодать Божия.

21.10.10


Слова Спасителя Мф.13: действие закваски. Макарий Великий: благодать действует как закваска – Божественная благодать сопребывает, укореняется и действует. Здесь подчеркивается процесс, о котором говорит и Спаситель. Благодать распространяет свое воздействие на все стороны личности человека, но не подавляет ее. Это постепенное проникновение Божественной благодати находится в полном соответствии со свободными расположениями человека. Если душа в течении многого времени будет настроена согласно благодатью, то благодать воцарится в душе всецело. У святых отцов много говорится о действии благодати. Когда человек достигает высшей степени, то светится изнутри. Характерно утверждение преподобного Серафима, также когда видели его просветленным. Это выражается также в иконографии. Необходимо остановится на возрождении человека, которое происходит благодаря действию Божественной благодати. Это процесс, который происходит не мгновенно. Начальный момент восприятия благодати – таинство крещения. Только таким образом человек приобщается к Божественной благодати. В дальнейшем зависит от человека, насколько он сам может действовать.

Спасающая вера.

Павел: Фил.3 – все почитаю тщетою ради Христа, все почитаю за сор, чтобы обрести Христа, чтобы найти праведность от Бога по вере, чтобы познать Его. Момент отрицательный – самоотвержение. Положительный – стремление ко Христу, стремление сообразовать свою жизнь с праведностью Христа. Самоотречение и следование Христу определяют жизнь по вере. Самоотречение – покорение себя праведности Божией. Христос умер за всех, чтобы живущие уже не для себя жил, а для Христа. Верующий сораспинается Христу. Феофан: предание себя Господу до смерти. Спасающая вера в качестве существенного элемента включает в себя состояние любви: любовь не ищет своего. Свет Христов пронизывает человека, возбуждает суд над жизнью человека. Феофан: свет пришел в мир, всякий делающий злое, не идет к свету – Христос есть истина, истина воплотилась в Нем, в его учении, в Его жизни. Если пребудете в слове моем, то вы – Мои ученики. Вера человека основывается, прежде всего, на познании истины во Христе. Человек переживает внутренний переворот. Сущность этого переворота состоит в том, что все лучшие элементы человека направляются к добру. Состояние обращения – покаянная вера. Это сочетание очень часто употребляется аскетами. Человек должен сделать внутреннее напряженное усилие, оторваться от греха. Человек должен почувствовать нужду в Божественной помощи, уверенность, что она может быть подана ему через благодать. Сущность положительного момента обращения – стремление человека, полная преданность Христу. Жить отныне по воле Божией. Основное значение веры обуславливается не теоретическим, не эмоциональным моментом, а моментом волевой решимости, сознательного избрания пути. Здесь очень важное значение имеет устремление человеческой воли. Ради всего благодать Божия входит через таинства. Решимость, собственно, определяет направление жизни человека.

Павел: человек, когда преображается, становится рабом праведности. Это состояние свидетельствует, что рабство праведности – истинная свобода. Когда человек приходит в обновленное состояние, то свобода возрастает в человеке. Благодать освобождает человека от всех последствий греха – беспрепятственное обретение вечной жизни. Отсюда свобода возрастает, крепнет в верующем. Поползновение ко греху. Для сохранения свободы человек должен жить по началам духа – не исполнять вожделения плоти. Златоуст: после крещения человек должен действовать согласно благодати, ибо одного крещения недостаточно, крещение вводит человека, дальнейшее зависит от самого человека, насколько он будет жить соответственно с теми обетами, которые дает в крещении. Если человек в крещении умер для греха, то после крещения верующий должен действительно, постоянно умерщвлять грех. Вся жизнь верующего – освящение, очищение от греха. Обновление верующего после крещения состоит в двустороннем процессе соумирания и совозростания со Христом. Даже на высоте человек может пасть – все зависит от человека, его свободного выбора. Совершенствуется и его свобода – чем больше человек совершенствуется, тем более укрепляется его воля. Святые отцы предупреждают о беспечности и рассеянности, которые могут привести к падению. Феофан: всякий может пасть, на какой бы степени он не стоял.

Положительной целью для подвижничества является не только сохранение благодати, но раскрытие личности для благодати совершенной, которая является достоянием утвержденных в вере (Симеон Новый Богослов).

Слово 26 преподобного Симеона (в 1томе его творений) – домашнее задание.

Макарий Египетский – действие благодати как огонь, которым пользуется кузнец.

28.10.10

Значение веры и добрых дел.



Вера является всеобъемлющим моментом, она должна распространяться на все области человеческой жизни. Вся деятельность верующего служит неизменным выражением веры. Все, что выходит за пределы веры, относится к предметам, чуждым ей. Павел: все, что не по вере – грех (Рим.). Важное значение в том, что неверующий может совершать добрые поступки, но обычно в них бывает примесь меркантильных соображений, он не имеет прочного основания в вере. Если все проанализировать, то можно увидеть, что здесь не все является чистым и ясным. Вера служить единственным основанием, на котором постепенно сооружается все здание человека. Авва Дорофей: основание душевного здания добродетели является вера. Являясь первым шагом, вера служит одушевляемой всей последующей деятельности человека. Спасающая вера сопровождается напряжением всех сил, предполагает нравственный подвиг человека. Павел прямо говорит, что он подвизается. Это состояние Павла относится к вере. Вера должна приводиться в действие любовью – конкретными проявлениями. Именно в этом осуществляет свое значение вера. Иаков: исполнитель веры блажен будет в своем действии. Внутреннее состояние веры непрерывно проявляется во вне, выражает внутреннюю жизнь. Сердце человека определяет действие того, что происходит внутри человека. Также проявления веры называется обычно добрыми делами. Добрые дела составляют проявление веры. Добрые дела являются частными моментами веры, они служат конкретными моментами сознательного свободного нравственного выбора в пользу спасения, которое совершил Господь. Вера – стремление усвоить себе плоды спасения, то добрые дела – стремление осуществить, реальные проявления стремления к действительной жизни. Павел: Представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые. Верующие из рабов греха стали рабами праведности, они должны все силы направлять, чтобы совершать благие дела. Вера в Бога как отсутствие или недостаточность добрых дел, равносильно отречению от Бога. Вера требует дел и надежды на Бога, а также сострадания человеку (Ефрем Сирин). Несомненность веры в людях раскрывается по мере того, как нравы их становятся добрыми (Исаак Сирин). Златоуст: кто не имеет дел, тот чужд добродетели. Марк Подвижник: крещение не усовершает того, кто не исполняет заповеди. Иак.2:27 – человек оправдывается делами. После крещения требуются усилия со стороны человека. Марк Подвижник: вера состоит в том, чтобы исполнять заповеди Господа. Вера, любовью споспешиствуема. Вера раскрывает, совершенствует добрые дела. В связи с этим приобретаются силы и способности человека к благодати. Видно, что добрые дела по своей сущности являются стремлением к благодати. Добрые дела необходимы не сами по себе, не в качестве необходимых подвигов, но как средство достижения благодати, как свидетельство веры. Добрые дела не могут быть названы и внешним фактором в деле его спасения. В подлинном смысле – напряженная деятельность, направленная на присвоение благодати Христовой. Сам Господь сказал, что царство небесное силой берется. Если мы будем иметь в виду слова Павла (царство Божие – не пища и не питие), то созидание Царства Небесного приводит к результату. В дальнейшей жизни важно последование за Христом в доброделании. Феофан Затворник: начало спасения не даром дается за веру, но является ответом на действия человека. Направление человека к Богу, направление ко Христу.

Необходима внутренняя брань. Аскеты подчеркиваются внутреннюю брань, которая является добрым основанием для доброго поступка. Добырй человек из доброго сокровища изводит доброе. Феофан: внутреннее построение дела составляет душу тела, внешнее производство – тело дела. Внутреннее состояние человека должно быть основание для внешнего проявления – в этом заключается сущность доброделания. Аскеты: Господь готов даровать благодать всем, но не все готовы принять ее. Направление деятельности человека в каждый конкретный момент обуславливает жизнь человека. Прежняя праведность человека оказывается бесполезной, впоследствии потерял то, что приобрел ранее. Иустин мученик: наш Господь сказал: в чем я найду вас, в том и буду судить. Значение доброделания самого по себе безотносительно к внутреннему нравственному состоянию – притча о винограднике (последние рабочие награждаются не менее тех, кто пришли с самого начала), здесь не сумма добрых дел, а внутреннее состояние. Последний пришедший в виноградник проявил усердие, хотя сделал мало, но делал с усердием, за это и был вознагражден. Также и относительно тех людей, которые в конце жизни обратились к Богу, с большой ревностью осуществили заповеди Божии. Златоуст: Богом покаяние ценится не по расположению времени, а по душевному расположению человека. То, что делает человека добрым, может быть расценено по состоянию внутреннего положения человека.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница