Эстонская академия Театра и Музыки




страница1/11
Дата16.06.2016
Размер1.14 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Эстонская академия Театра и Музыки

MTX300. Введение в историю музыки (Sessejuhatus muusikaajaloosse)

Экзаменационные темы

Составитель


Дина Курапова

Таллинн 2011


  1. Граница Западной музыкальной культуры: временные и географические.


Эпоха Возрождения - Ренессанс, - это исторический поворот от средневековой культуры к новой жизни, новому отношению людей к культуре, искусству, науке. Музыкальный Ренессанс вполне соответствовал этим переменам. Для Возрождения характерно идеал гармонии, торжество раскрепощенной творческой личности - в отличие от времен мрачного Средневековья, когда царила инквизиция. Обращение к человеку стало главным в искусстве. Идеалы человечности люди стали искать в культуре Древней Греции и Древнего Рима. Древнегреч. и древнерим. искусство явилось образцом для творчества художников, поэтов, писателей, скульпторов, архитекторов и, в меньшей степени, для музыкантов. Увы, никто не знал, как звучала музыка в Древней Греции и Древнем Риме.

В самом начале музыкального Ренессанса основное место занимала вокальная церковная музыка. Но звучали уже не только григорианские хоралы. Стало появляться многоголосие. Развивается вокальная и инструментальная полифония, появляются новые музыкальные жанры; сольная песня, кантата, опера, оратория.

Слово «полифония» происходит от греческого polus, что значит «многочисленный» и fone - «звук», «голос». Полифония основана на тождестве функций голосов и этим отличается от гомофонии.

В Италии появились любители музыки, умевшие играть на различных музыкальных инструментах, образовавших музыкальные кружки.



Одним из первых композиторов Возрождения стал итальянец Палестрина (1525-1594) - глава римской полифонической школы. Слово «композитор» по-итальянски звучит так же - compositor - и переводится как «сочинитель». Палестрина писал многоголосные церковные произведения, в том числе около 100 месс. Он создал новый стиль многоголосного хорового пения. Папа Римский Пий IV, услышав мессу Палестрины, пришёл в восторг, и с тех пор авторам катол. музык. произведений было предписано сочинять в стиле Палестрины.

  1. Устная и письменная музык. культура. Разница основных категорий. Развитие нотной записи в 9-13 столетии.


Музыка письменной и устной традиции. Под музыкой устной традиции подразумевается система устной передачи закодированного музыкального текста. Если и целесообразно уподоблять музыку языку, то только ту музыку, которая относится к устной традиции, т.е. музыкальный фольклор. Устная традиция не знает нотной фиксации и требует использование языка. Фольклор - сфера, где господствует язык, а не фиксированный текст. Музыкальный фольклор или музыка устной традиции — это язык другого рода. Язык не словесный, а музыкальный. Через устную музыкульную традицию пришла письменная музык. традиция. В письменной музыкальной культуре имеются исполнитель, композитор и слушатель, а в устной музык. культуре – композитором, исполнителем и слушателем мржет быть одно лицо.

Развитие нотной записи в 9-13 столетии. До нот (лат. nota - знак) в европейской музыке использовались особые знаки - невмы. В первой половине XI века Гвидо д'Ареццо начал записывать ноты на 4-хлинейном нотном стане. Д Ареццо– реформатор нотного письма, ввёл систему сольмизации, 4-х линейный нотный стан с буквенным обозначением высоты звука на каждой линии, и ключ. Создав предпосылки для точной записи музык. произведений, сыграла важную роль в развитии композиторского творчества и легла в основу современной нотации. Система дорабатывалась (добавилась пятая линейка, изменился внешний вид нот и ключи). В 13 столетии развивалась мензуральная нотация - система записи музыкальных звуков, фиксировала не только высоту, но и длительность звуков. В 13 в. для обозначения длительностей использовались знаки: максима (самая большая или двойная длинная), лонга (длинная), бревис (короткая), семибревис (полукороткая). В 14 в. были введены: минима (самая малая) и семиминима. Особые знаки служили для обозначения пауз. Мензуры - виды ритмического деления; они обозначались спец. знаками в начале нотной строки. Позднее для обозначения больших длительностей были введены белые знаки, тогда как семиминима и появившиеся позднее еще более мелкие длительности - фуза и семифуза - обозначались как «светлыми», так и «тёмными» знаками. Система знаков полностью сложилась к 16 в. За эталон частоты ноты берётся нота ля первой октавы, частота которой должна быть равной 440 Гц. Отношение частот двух соседних нот (например, до и до-диез) равно 2-1/12. Первые шесть нот взяты из гимна св. Иоанну. За названия первых шести нот взяты первые слоги строк гимна, который пелся в восходящей октаве:
UT queant laxis

REsonare fibris

MIra gestorum

FAmuli tuorum,

SOLve polluti

LAbii reatum,

Sancte Ioannes.

Названия 6 нот ввёл Гвидо д’Ареццо (нота до у него называлась ут). В дальнейшем ут был заменён на до (Дж. Дони, ~ 1540 года) и добавлена нота си (сокращение от «Sancte Ioannes»; Х. Вальрант, ~ 1574 года).


  1. Произведение и композитор как центральные категории в западной музыкальной истории.


У любого музык. произведения имеется автор. В музык. произведении должен быть текст законченным, чёткой структуры. Нотный текст должен быть письменно зафиксированным, интерапретируемым да так чтобы возможным было провести анализ формы. Произведение должно отвечать определённым ценностям. По мнению немецкого теоретика Николауса Листениуса: «Композитор – музыкант, который создаёт завершённые самост. произведения, которые становятся наследием после его смерти».
  1. Понятие стиля и его значение в муз. истории.


Слово стиль происходит из древнегреческого. В греко-латинской терминологии слово stylus ассоциировалось с почерком. Узнаваемый почерк – стиль, индивидуальность авторского слова, творческой манеры. Термин стиль встречается в музыкально-теоретических трактатах эпохи Возрождения. Диапазон интерпретаций стиля в современном музыкознании широк: - это совокупность композиционных средств (ритм, гармония, мелодия, фактура). Существуют: стили школ, особые черты жанров, стили исходящие в композиционной технике (например: хромматический стиль, стили эпох Барокко, Ренессанса). Стиль – это работа композитора и исполнителя. Большое значение стиль имеет для концертной и музыкально-просветительской работы.

Для композитора важна индивидуальность авторского стиля, путь его формирования. Для исполнителя справиться со стилем интерпретации. Для музыковеда - совершенствование музыковедения как науки. Критик сталкивается с разными рассуждениями, иногда мало обоснованными. Перед педагогом встаёт вопрос о развития стилевого чутья, воспитания музыкального вкуса.

В полифонии существуют: «строгий стиль» и «свободный стиль». Анализ музыкального произведения должен иметь знакомство с данным стилем, его историческим происхождением и значением, его содержанием и приёмами.

Стиль формы: В каждой музыкальной форме (как и в жанре) заложены свои стилистические возможности. Для куплетной песни характерно сопоставление стиля солиста и хора; для сольной с инструментальным сопровождением - вокального стиля и инструментального.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница