Энергетическая политика кнр на современном этапе



Скачать 390.27 Kb.
страница1/3
Дата08.06.2016
Размер390.27 Kb.
ТипДиссертация
  1   2   3


МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА




На правах рукописи


Фан Тинтин
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КНР НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Специальность 23.00.04 – политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени
кандидата политических наук


Москва – 2012

Диссертация выполнена на кафедре региональных проблем мировой политики факультета мировой политики МГУ имени М.В. Ломоносова





Научный руководитель:

кандидат исторических наук, доцент

Андрианов Виктор Львович.




Официальные оппоненты:

доктор исторических наук, профессор

Бектимирова Надежда Николаевна;







кандидат политических наук

Уртаева Элина Бексолтановна.





Ведущая организация:

Институт Востоковедения РАН.

Защита состоится 17 октября 2012 года в ___ часов на заседании Диссертационного совета Д 501.001.47 по политическим наукам при Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова по адресу: 119991, ГСП-1, Москва, Ломоносовский проспект д. 27, корп. 4, факультет политологии, ауд. Г624.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале Отдела диссертаций Фундаментальной библиотеки МГУ имени М.В. Ломоносова по адресу: г. Москва, Ломоносовский пр., д.27 (сектор «А», к.812).

Автореферат размещен на сайте факультета политологии МГУ имени М.В.Ломоносова: http://polit.msu.ru/next_asp/diss_council/ 

Автореферат разослан « ____ » ______________ 2012 г.



Ученый секретарь

Диссертационного совета

кандидат философских наук, доцент



Демчук А. Л.




I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Энергоресурсы являются одним из важнейших факторов международных отношений. Они также играют стратегическую роль в реализации государственной политики любой страны. Поэтому интерес к проблемам энергетической безопасности повышается во всем мире.

На сегодняшний день перед КНР остро стоит проблема энергетической обеспеченности. Китай обладает самой быстро развивающейся экономикой. Экономический подъем требует дополнительного энергетического и сырьевого обеспечения. По мере быстрого развития экономики в Китае увеличивается спрос на энергию. При этом будущее развитие экономики КНР в определенной степени зависит от достаточности поставок энергоресурсов.

Несмотря на то, что Китай обладает богатыми и разнообразными энергетическими ресурсами, он занимает первое место в мире по численности населения. Поэтому уровень потребления энергии на душу населения ниже средних мировых показателей. Кроме того, в Китае энергетическая эффективность очень низка, и вследствие быстрого роста энергетического производства в стране негативное влияние на окружающую среду усиливается (в структуре энергопотребления Китая доминирует уголь). В этих условиях спрос на энергию в КНР продолжает расти, устойчивое социально-экономическое развитие постоянно сталкивается с новыми вызовами.

Быстрый рост потребления энергоресурсов и нехватка углеводородного сырья вынуждают китайское руководство активизировать действия по оптимизации энергетической политики для обеспечения энергетической безопасности. Китайское правительство, определяя свою энергетическую стратегию, придерживается принципа диверсификации, стремясь одновременно решить несколько задач: развивать альтернативные виды энергии, расширять геополитическое влияние КНР, находить новые зарубежные источники нефти и участвовать в их разработке. Все это оказывает существенное влияние на мировую экономику и международные отношения.

В связи с этим, в последние годы энергетическая политика КНР привлекает повышенное внимание мирового сообщества. Поскольку разведанных запасов жидких углеводородов недостаточно для обеспечения внутреннего рынка, упор делается на импорт нефти и газа от Латинской Америки и Африки до Ближнего Востока, Центральной Азии и России. Проблема обеспеченности энергоресурсами становится не только основополагающим фактором внешней политики и концепции безопасности КНР, но и предметом серьезной обеспокоенности со стороны мирового сообщества.

Таким образом, энергетическая политика Китая определяется быстрыми темпами роста его экономики. Изучение энергетической политики Китая не только имеет значение для определения энергетической безопасности Китая, но и является базисом для прогнозирования глобальной роли Китая в XXI веке. Рассмотрение энергетического сотрудничества Китая с другими странами также имеет очевидное значение для полноты представлений о содержании современного этапа обеспечения глобальной энергетической безопасности.



Степень разработанности проблемы. Проблематика энергетической политики и энергетической безопасности достаточно активно разрабатывалась в трудах российских и зарубежных исследователей с 1970-х годов. Среди них следует отметить работы российских (С.З. Жизнина, Н.А. Симония, А.А. Конопляника, А.А. Кокошина), западных (Д. Ергина, С. Роберсон), китайских ученых (У Лэя, Ся Ишаня, Линь Боцяна, Чжа Даоцзюна и др.).1 Тем не менее четкого и универсального определения понятия энергетической безопасности страны как основного принципа энергетической политики не существует. Авторы из различных стран по-разному трактуют данное понятие применительно к своим условиям, что находит отражение в научной литературе, в которой можно выделить два ключевых подхода.

Первый сводится к анализу энергетической безопасности с позиций стран-экспортеров энергоресурсов. В наибольшей степени этот подход прослеживается в работах российских ученых2. Эти страны главный упор делают на поддержание «стабильности спроса» об экспорте энергоресурсов, которые в конце концов обеспечивают преобладающую долю их государственных доходов. Второй подход ставит в центр анализ позиций стран-импортеров энергоресурсов. Такое направление представлено в работах ученых США и стран Евросоюза. В их трудах энергетическая проблематика вписана в контекст национальной безопасности3.

Китайские ученые, после того как Китай с 1993 г. стал нетто-импортером сырой нефти, уделяют большое внимание энергетическим проблемам Китая. Они считают, что энергетическая политика является внутренней и внешней политикой обеспечения национальной энергетической безопасности и подчеркивают значительную роль правительства КНР в обеспечении безопасности поставок энергоресурсов. В этой связи можно выделить труды Пань Чжунци, Мэнь Хунхуа, Чжан Вэньму, Ли Вэйцзянь и др.4

Тем не менее, в Китае отсутствует единый подход к исследованию энергетической безопасности Китая. Многие китайские ученые считают, что для Китая энергетической безопасностью в первую очередь является нефтяная безопасность. Среди этих исследований необходимо выделить исследование У Лэя «Нефтяная безопасность Китая»5. В этой работе раскрываются, в частности, перспективы глобальной нефтяной безопасности в XXI в., особенности нефтяной безопасности Китая, а также проблемы нефтяной конкуренции между Китаем и странами ЮВА.

Среди литературы по проблемам внутренней энергетической политики необходимо выделить работу Линь Боцяна, который является известным китайским экспертом в сфере энергетической экономики. Автор в своей книге «Размышления об энергетической политике Китая»6 подробно анализирует проблемы энергетического развития, энергосбережения, использования альтернативных источников энергии, энергетического ценообразования в Китае.

Несомненный интерес представляет для этой проблематики работа известного китайского профессора Ся Ишаня «Изучение развития международной энергетической стратегии КНР»7, в которой особый акцент делается на основных проблемах энергетического сотрудничества Китая с главными игроками мировых энергетических рынков, в том числе с США, ЕС, Японией, ОПЕК и Индией. Также интересно исследование профессора Пекинского университета Чжа Даоцзюна – «Политико-экономический анализ нефтяной безопасности Китая»8, в котором рассматривается нефтяная безопасность КНР с точки зрения политики и экономики, международных отношений и энергетической дипломатии.

Кроме китайских, российские и западные ученые, также интересуются внешней энергетической политикой Китая. Надо упомянуть исследование, подготовленное учеными Центра экономических и социальных исследований Китая ИДВ РАН под редакцией А.В. Островского: «Рынок энергетических ресурсов Китая: интересы и возможности России»9. Работа имеет целью анализ рынка энергоресурсов в КНР в начале XXI в. для определения интересов России и возможностей выхода на китайский рынок, а также оценку всех факторов, определяющих конъюнктуру рынка энергоресурсов в КНР.

Известный американский эксперт Брукингского института Э. Даунс в своей монографии «Поиски Китаем энергетической безопасности»10 описывает энергетическую потребность КНР и ее влияние на энергетическую политику США. Она отмечает, что китайская деятельность по обеспечению энергетической безопасности связана с опасениями Китая по поводу энергетической зависимости от иностранных государств.

Внешнюю энергетическую политику страны необходимо реализовать путем энергетической дипломатии. Основой энергетической дипломатии китайского руководства на современном этапе является укрепление сотрудничества в энергетической сфере со странами Ближнего Востока, Африки, Центральной Азии и Россией. Энергетическую дипломатию КНР в регионе Ближнего Востока исследовали российские (К.А. Ефремова), западные (Э. Даунс, М. Хуваидин), китайские (Ло Юань, Ван Ююн и др.) ученые11. Энергетическое сотрудничество между Китаем и странами Африки рассмотрели российские (Р.И. Томберг, Т. Дейч), западные (М. Ходэл), китайские (Дэн Сянхуй, Чжа Даоцзюн, и др.) эксперты12. Разработка энергетического сотрудничества КНР со странами ЦА и Россией представлена в работах российских (А.Г. Коржубаева, А.В. Островского, К. Сыроежкина), западных (Г. Глеасона, С. Бланка), китайских (Ляо Сюаньли, У Эньюаня и др.) исследователей13.

Анализ литературы по энергетической проблематике КНР показывает, что западные ученые (Э. Даунс, М. Дорражи, К. Курриер и др.) 14 обращают большое внимание на негативное влияние энергетических проблем КНР на другие страны. По их мнению, быстрый рост потребления энергоресурсов является одним из факторов роста мировых цен на нефть. В отличии от западных ученых, такие китайские специалисты, как Чжан Вэньму, Пань Чжунци, Ся Ишань15 уделяют больше внимания угрозам энергетической безопасности Китая и их решением.

С точки зрения российских ученых С.Г. Лузянина, А.Д. Воскресенского, С.З. Жизнина, А.Г. Коржубаева, И.Р. Томберга16, российско-китайское энергетическое сотрудничество отвечает общим интересам двух стран, является взаимовыигрышным и взаимовыгодным сотрудничеством. С учетом растущей потребности Китая в энергоносителях и обостряющейся проблемы транспортировки нефти поставки нефти и газа из России в Китай позволят не только обеспечить на будущее перспективный рынок энергоресурсов для России, но и стать важной альтернативой отдельным недобросовестным партнерам на западном направлении.

Несмотря на то, что вопросы китайской энергетической безопасности в современных условиях активно исследуются, однако комплексных исследований энергетической политики КНР еще недостаточно. В этих исследованиях не нашли отражения новые аспекты стратегии китайской энергетической политики с учетом внутренних и внешних факторов, угрожающих энергетической безопасности Китая.



Основными источниками, использованными в диссертации, являются официальные документы, нормативно-правовые акты, договоры, сведения из периодической печати и статистические материалы, связанные с китайской энергетической проблематикой.

Источниковую базу исследования составили официальные документы правительства КНР, в которых энергетическая стратегия рассматривается как составная часть долгосрочной комплексной программы модернизации. Это прежде всего Белая книга «Ситуация и политика Китая в сфере энергетики», опубликованная в 2007 г., которая раскрывает основные цели развития источников энергии КНР и политику активизации энергетического международного сотрудничества.

Основные приоритеты энергетической политики КНР также вытекают из «Среднесрочной и долгосрочной программы энергетической политики (с 2005 по 2020 г.) » (2005 г.), «Среднесрочной и долгосрочной программы по развитию атомного электричества (с 2005 по 2020 г.)» (2007 г.), «Среднесрочной и долгосрочной программы развития возобновляемой энергетики» (2007 г.), «Программы по развитию энергетики на период 11-й пятилетки» (2007 г.) и др.

В «Основных положениях 12-го пятилетнего плана народнохозяйственного и социального развития КНР», разработанных в 2011 г., направления энергетического развития становятся все более четкими. Кроме того, Китай активно совершенствует законы и политические установки по расширению внешних связей, в том числе – в сфере энергетики. В 2001 г. в Китае были обнародованы пересмотренные «Положения о внешнем сотрудничестве в разработке морских нефтяных месторождений» и «Положения о внешнем сотрудничестве в разработке континентальных нефтяных месторождений», которые защищают законные права и интересы зарубежных участников разработки этих ресурсов. Эти документы совершенствуют международное сотрудничество КНР в разведке и разработке нефтегазовых ресурсов.

Важны межгосударственные и международные договоры и соглашения. Среди них следует выделить нормативно-правовые акты, связанные с межгосударственными отношениями в энергетической сфере. Самый важный инструмент содействия международному сотрудничеству в энергетическом секторе представляет собой «Договор к Энергетической Хартии», который был подписан в декабре 1994 года и вступил в силу в апреле 1998 года. Договор обеспечивает важную правовую основу для создания открытого международного энергетического рынка. В 2001 г. Китай стал наблюдателем при Конференции по Энергетической Хартии.

Система коллективной энергетической безопасности промышленно-развитых стран основана на «Соглашении о международной энергетической программе» (1974 г.). Между МЭА и Китаем в октябре 1996 г. подписан «меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в энергетической сфере», который определил стратегический механизм диалога между КНР и МЭА. Кроме того, между Китаем и Советом сотрудничества стран Залива в июне 2010 г. подписан «Меморандум о взаимопонимании по вопросам стратегического диалога».

Особую группу документов составляют двусторонние энергетические соглашения и меморандумы между Китаем и странами ШОС. Создана договорно-правовая база российско-китайского энергетического сотрудничества. Большое значение имеет подписанное 21 апреля 2009 г. «Межправительственное соглашение о сотрудничестве в нефтяной сфере между Россией и Китаем». Китайско-казахстанское энергетическое сотрудничество регулируется «Меморандумом о комплексном сотрудничестве в сфере энергетики и кредитования» (2009 г.), «Соглашением о расширении сотрудничества в нефтегазовой отрасли» (2009 г.) и др.

Незаменимым источником по теме являются документы основных китайских аналитических центров, занимающихся обслуживанием правительственных ведомств и энергетических компаний, содержащие анализ энергетического сектора и рекомендации по улучшению и развитию энергетической политики КНР: ежегодный доклад Академии общественных наук КНР «Доклад энергетического развития Китая» (так называемая Голубая книга), ежемесячный доклад компании CNPC «Международная нефтяная экономика», а также исследования энергетического центра Национальной Комиссии Развития и Реформ КНР.

Анализ западных периодических специализированных изданий также оказался полезным для проведения исследования. В первый эшелон, безусловно, входят «World Energy Outlook» Международного энергетического агентства и «International Energy Outlook» Департамента энергетики США. Эти издания оценивают потенциальные угрозы и возможности, стоящие перед глобальной энергетической системой, и дают прогнозы мировой энергетики.

Использовались показатели мировой энергетики из публикаций Международного энергетического агентства «Energy Statistics of Non-OECD Countries», «Key World Energy Statistics», а также нефтяной компании BP «BP Statistical review of world energy 2011» и др. Источником информации о показателях КНР был основной статистический сборник КНР – «Статистический ежегодник Китая», об энергетике КНР – «Энергетический статистический ежегодник Китая».



Объектом исследования работы является энергетическая политика Китая на современном этапе.

Предметом исследования работы является политика Китая в области обеспечения энергетической безопасности, а также региональные направления энергетической дипломатии Китая.

Цель и задачи диссертационного исследования. Общей целью диссертационной работы является дать оценку эффективности энергетической политики Китая, определить основные ее направления развития, как на внутриполитическом уровне, так и на внешнеполитическом. Для достижения этой цели в работе ставятся следующие задачи:

  • исследование энергетических факторов в международных отношениях и места Китая в обеспечении глобальной энергетической безопасности;

  • выявление основ политики КНР по обеспечению энергетической безопасности;

  • анализ энергетической дипломатии Китая на основных региональных направлениях, в том числе на Ближнем Востоке, в Африке, Латинской Америке, Центральной Азии и Юго-Восточной Азии;

  • рассмотрение перспектив и проблем российско-китайского энергетического сотрудничества.

Теоретическими и методологическими основами исследования послужили результаты исследований российских и зарубежных ученых, законодательные и нормативные акты, определяющие особенности энергетической политики КНР. В ходе исследования применялись методы теоретического обобщения и сравнения, статистический и графический анализ, системный подход, индукция и дедукция. В основе диссертационного исследования также лежит анализ политических и экономических связей КНР с другими странами в области энергетики. Все это позволило обеспечить достоверность и обоснованность выводов и практических рекомендаций.

Научная новизна исследования заключается в комплексном анализе энергетической политики КНР на современном этапе. Это проявляется в следующем:

  • проанализированы позиции и значение Китая в решении мировых энергетических проблем, особенности китайской энергетической политики на современном этапе;

  • раскрыты энергетические факторы в обеспечении экономического развития и национальной безопасности КНР. Проведен анализ механизма функционирования китайской энергетической отрасли;

  • исследована практика внешней экономической деятельности китайских нефтегазовых корпораций в рамках реализации так называемой политики «выхода за рубеж», или по-китайски Цзоу чу цюй;

  • определены направления возможного российско-китайского энергетического сотрудничества и его перспективы.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В международных отношениях энергетический фактор занимает ключевое положение, поэтому государства в условиях растущей энергетической взаимозависимости стремятся обеспечить энергетическую безопасность на региональном и глобальном уровнях. В последние годы Китай играет важную роль в обеспечении глобальной энергетической безопасности. С одной стороны, растущая энергетическая потребность Китая обострила международную энергетическую конкуренцию. С другой стороны, возрастание роли Китая в мировой энергетике способствует международному энергетическому сотрудничеству. Энергетическая безопасность КНР тесно связана с возможностью глобальной энергетической безопасности.

2. Китайская энергетическая политика имеет два аспекта: внутренний и внешний. К внутренней политике могут быть причислены проблемы управления энергоресурсами, энергосбережения и реструктуризации энергопотребления с целью уменьшения зависимости страны от импорта нефти, оптимизации регионального размещения энергетического развития, а также развития альтернативных источников энергии.

3. Внешняя энергетическая политика Китая сводится к двум основным направлениям: привлечению иностранных инвестиций для развития энергетической отрасли внутри страны и активному участию национального капитала в разведке и освоении нефтяных месторождений за рубежом. Первый путь предполагает установление отношений партнерства с крупнейшими энергетическими ТНК, обладающими значительным капиталом, современными технологиями и богатым опытом полевой работы. Второй путь ведет к обострению конкуренции с крупнейшими энергетическими ТНК, занимающими на данный момент лучшие сегменты международного энергетического рынка.

4. Укрепление сотрудничества с правительствами стран-экспортеров и стран-импортеров энергоресурсов, международными энергетическими организациями и энергетическими ТНК, установление с ними устойчивых экономических связей является основой энергетической дипломатии китайского руководства. Китайские национальные нефтегазовые корпорации занимают важное положение в реализации внешней энергетической политики Китая. Они не только имеют собственные коммерческие интересы в различных регионах мира, но и продвигают политические и экономические интересы страны с помощью правительства КНР.

5. В настоящее время Китай активно развивает энергетическое сотрудничество со странами Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки и Центральной Азии. Для Китая наиболее перспективным партнером является Россия. Российско-китайское энергетическое партнерство имеет огромный потенциал и ряд уникальных преимуществ.



Хронологические рамки исследования. Основное внимание в работе уделено энергетической политике КНР в области энергетики с начала 90-х гг. XX в. по 2011 г. В этот период по мере бурного экономического роста и экстенсивного экономического развития потребление энергии в Китае быстро растет. Этот период характеризуется усилением активности в рамках энергетического сотрудничества между КНР и другими странами, а также возрастанием внимания китайского руководства к обеспечению национальной энергетической безопасности.

Практическая значимость работы предопределена комплексностью исследования энергетической политики и региональных направлений энергетической дипломатии КНР. Исследование может представлять практический интерес для специалистов китайских государственных структур. Основные положения и выводы могут быть использованы для разработки программ взаимовыгодного сотрудничества между Китаем и другими странами в энергетическом секторе, прогнозирования направлений сотрудничества на перспективу.

Апробация исследования. Диссертация обсуждена на заседании кафедры региональных проблем мировой политики факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова и рекомендована к защите.

Основные положения и результаты диссертационного исследования были представлены автором на XVII и XVIII Международных конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» в 2010 и 2011 гг., также в опубликованных 11-х статьях (из них 6 статей в рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ журналах и монография), общим объемом 5 п.л.



Каталог: pub -> asp doc -> Diss sovet
Diss sovet -> Трансстрановые трубопроводы как инструмент реализации национальных интересов в современном мире: политологический анализ
Diss sovet -> Гуманитарная интервенция в современных международных отношениях
Diss sovet -> Оглы становление политического режима в современном азербайджане
Diss sovet -> Исламский фактор в политическом процессе современной России
Diss sovet -> Явление разделенных этнонациональных групп: политологический анализ
Diss sovet -> Политическое манипулирование в российских средствах массовой информации: возможности и границы


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница