Электронное учебное пособие Пальтов А. Е



страница1/6
Дата30.07.2016
Размер0.78 Mb.
  1   2   3   4   5   6
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича

и Николая Григорьевича Столетовых»

Выдающиеся просветители, педагоги, психологи, дефектологи в специальной педагогике




( Период XV-XX вв.)


Происхождение, принадлежность, направления деятельности, идеи об обучении и воспитании, высказывания, научные труды и сочинения.


Электронное учебное пособие

Пальтов А.Е.


Владимир 2014

Электронное учебное пособие « Выдающиеся просветители, педагоги, психологи, дефектологи в специальной педагогике». ( Период XV-XX вв.) Владимир 2014.


Пособие предназначено для самостоятельной работы студентов по изучаемой дисциплине «Специальная педагогика». Направление подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование.

В пособии систематизирован и представлен материал по происхождению, принадлежности, направлениям деятельности, идеям об обучении и воспитании, высказываниям, научным трудам и сочинениям 56 просветителей, педагогов, психологов, дефектологов, внесших свой вклад в становление и развитие специального образования.



Составитель пособия Пальтов Александр Елисеевич.


Содержание

1. Эразм Роттердамский стр.5

2. Франсуа Рабле стр.6

3. Мишель де Монтень стр.7

4. Томас Мор стр.8

5. Томмазо Кампанелла стр.9

6. Джераламо Кардано стр.10

7. Педро Понсе де Леон стр.11

8. Хуан Пабло Бонет стр.12

9. Джон Локк стр.13

10. Ян Амос Коменский стр.14

11. Джон Валлис стр.15

12. Иоганн Конрад Амман стр.16

13. Дени Дидро стр.17

14. Жан Жак Руссо стр.18

15. Иоганн Генрих Песталоцци стр.19

16. Шарль Мишель де л’ Эпе стр.20

17. Самуил Гейнике стр.21

18. Валентин Гаюи стр.22

19. Жан Марк Гаспар Итар стр.23

20. Фридрих Мориц Гиль стр.24

21. Иоганн Фаттер стр.25

22. Александр Грехем Белл стр.26

23. Луи Брайль стр.27

24. Самуил Грайдли Хоув стр.28

25. Эдуард Сеген стр.29

26. Филипп Пинель стр.30

27. Жан – Этьен Доминик Эскироль стр.31

28. Флери Виктор Иванович стр.32

29. Грачева Екатерина Константиновна стр.33

30. Альфред Бине стр.34

31. Россолимо Григорий Иванович стр.35

32. Мария Монтессори стр.36

33. Рудольф Штайнер стр.37

34. Бетти Хирш стр.38

35. Трошин Григорий Яковлевич стр.39

36. Выготский Лев Семенович стр.40

37. Кащенко Всеволод Петрович стр.41

38. Лаговский Николай Михайлович стр.42

39. Лурия Александр Романович стр.43

40. Рау Федор Андреевич стр.44

41. Данюшевский Израиль Исаакович стр.45

42. Дьячков Алексей Иванович стр.46

43. Рау Федор Федорович стр.47

44. Левина Роза Евгеньевна стр.48

45. Хватцев Михаил Ефимович стр.49

46. Коваленко Борис Игнатьевич стр.50

47. Граборов Алексей Николаевич стр.51

48. Власова Татьяна Александровна стр.52

49. Певзнер Мария Семеновна стр.53

50. Замский Хананий Самсонович стр.54

51. Боскис Рахиль Марковна стр.55

52. Зайцева Галина Лазаревна стр.56

53. Кулагин Юрий Александрович стр.57

54. Литвак Алексей Григорьевич стр.58

55. Волкова Лариса Степановна стр.59

56. Лубовский Владимир Иванович стр.60

Эразм Роттердамскийc:\users\александр елисеевич\desktop\holbein-erasmus.jpg

(1469-1536)
1.Исторический период.

Эпоха Возрождения



2.Принадлежность.

Прогрессивный мыслитель,

филолог, богослов, сатирик, педагог.

3. Направления деятельности. Эразм Роттердамский определил необходимость сочетания античной и христианской традиций при выработке педагогических идеалов, а также принцип активности воспитанника. Эразм открыл для мира такое явление, как мир ребёнка, мир детства. Выступил на защиту ребёнка, на защиту детства, что явилось принципиально новым в понимании детства и роли воспитания, новым в педагогике. Эразм выступал против жестокости по отношению к детям, что было величайшим актом гуманизма, положившим начало поиску форм воспитания, исключающих насилие.

4. Идеи о воспитании и обучении. Людьми не рождаются, но делаются путём воспитания;

Человека человеком делает разум.

Человек обладает свободной волей, и только поэтому возможна его моральная и юридическая ответственность. Выступал против всякого насилия и войн. Ребёнка надо правильно воспитывать с самого рождения. Лучше, если это делают родители. Если они не могут это делать сами, то должны подобрать хорошего учителя. Ребёнку надо дать религиозное, умственное и нравственное воспитание. Важно физическое развитие.

5. Высказывания. Внутренний мир ребёнка — это божественный мир, и к нему нельзя относиться с жестокостью. Воспитание является целью, обучение средством. Главным в воспитании выступает правильно поставленное образование. Обучать сначала языкам, к которым малый ребёнок очень восприимчив. Учить надо играя. Эразм предлагает различные игры для обучения чтению, письму, но предупреждает, чтобы игры не были излишне сложными. Особое внимание при обучении детей нужно уделять тренировке памяти, так как от неё зависят все дальнейшие успехи ребёнка в обучении. Требовал учитывать собственную активность и деятельность ребёнка.

6. Научные труды и сочинения. «О первоначальном воспитании детей», «О благовоспитанности детей», «Беседы», «Метод обучения», «Способ писать письма».
Использованные материалы: ru.wikipedia.org>wiki/Роттердамский,_Эразм

5

c:\users\александр елисеевич\desktop\220px-francois_rabelais_-_portrait.jpg




Франсуа Рабле (1494-1553)
1.Исторический период.

Эпоха Возрождения 2.Принадлежность.

Писатель, сатирик, философ, гуманист, медик, юрист, филолог, археолог, натуралист, богослов.

3. Направления деятельности. Главным произведением Р., создавшим ему мировую славу, является его роман «Гаргантюа и Пантагрюэль», в котором под покровом шуточного повествования о всяких небылицах он дал чрезвычайно острую и глубокую критику учреждений и навыков отмирающего средневековья, противопоставив им систему новой гуманистической культуры Сатирический роман французского писателя XVI века Франсуа Рабле в пяти книгах о двух добрых великанах — обжорах, отце и сыне. Роман высмеивает многие человеческие пороки, не щадит современные автору государство и церковь. В романе Рабле высмеивает, с одной стороны, многочисленные притязания церкви, а с другой — невежество и лень монахов. Рабле красочно показывает все пороки католического духовенства, которые вызывали массовый протест во время Реформации.
4. Идеи о воспитании и обучении. Красной нитью через весь роман (особенно в двух первых книгах) проходит вера в благость природы, в естественную «доброту» человека. Все естественные влечения, по мысли Рабле, законны, и если их не насиловать, они приведут лишь к действиям разумным и моральным. Этот оптимизм эта светлая жизнерадостность, не исчезая вполне, лишь слегка омрачается в последних книгах привкусом горечи и разочарования.

5. Высказывания. Рабле утверждал доктрину «естественной нравственности» человека, не нуждающейся в религиозном обосновании. Но и вообще в его понимании мира религии нет места. Не доходя до полного атеизма, Рабле практически исключает бога, во всяком случае какую-либо религиозную догматику.

6. Научные труды и сочинения. Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль».
Использованные материалы: ru.wikipedia.org>wiki/Рабле,_Франсуа

6




Мишель де Монтень (1533-1592)
1.Исторический период.

Эпоха Возрождения



2.Принадлежность.

Французский писатель и философ-гуманист



3. Направления деятельности.

В своей педагогической теории он выступает смелым и в высшей степени прогрессивным новатором. Принцип возможно разностороннего развития является главным в его теории.


4. Идеи о воспитании и обучении.

По мнению Монтеня, цель воспитания состоит в том, чтобы сделать из ребёнка не специалиста-священника, юриста или доктора, но прежде всего человека вообще, с развитым умом, твёрдой волей и благородным характером, который умел бы наслаждаться жизнью и стоически переносить выпадающие на его долю несчастья. Воспитание по Монтеню должно способствовать развитию всех сторон личности ребенка, теоретическое образование должно дополняться физическими упражнениями, выработкой эстетического вкуса, воспитанием высоких нравственных качеств. Главной идеей в теории развивающего обучения по Монтеню является то, что развивающее обучение немыслимо без установления гуманных отношений к детям. Для этого обучение должно осуществляться без наказаний, без принуждения и насилия. Он считает, что развивающее обучение возможно только при индивидуализации обучения.



5. Высказывания. «Пусть его душе будет привита благородная любознательность; пусть он осведомляется обо всем без исключения; пусть осматривает все примечательное, что только ему не встретится, будь то какое-нибудь здание, фонтан, человек, поле битвы, происходящей в древности, места, по которым проходили Цезарь или Карл Великий». «После того как юноше разъяснят, что же, собственно, ему нужно, чтобы сделаться лучше и разумнее, следует ознакомить его с основами логики, физики, геометрии и риторики; и, какую бы из этих наук он не выбрал, — раз его ум к этому времени будет уже развит, он быстро достигнет в ней успехов. Преподавать ему должны то путем собеседования, то с помощью книг; иной раз наставник просто укажет ему подходящего для этой цели автора, а иной раз он изложит содержание и сущность книги в совершенно разжеванном виде».

6. Научные труды и сочинения. Монтень. Опыты. Издательство «Правда», 1991г.
Использованные материалы: ru.wikipedia.org>wiki/Мишель де Монтень
7

c:\users\александр елисеевич\desktop\200px-hans_holbein,_the_younger_-_sir_thomas_more_-_google_art_project.jpg

Томас Мор (1478-1535)

1.Исторический период.

Эпоха Возрождения



2.Принадлежность.

Английский мыслитель, писатель, гуманист, святой Католической церкви.



3. Направления деятельности. Мор не собирался всю жизнь делать карьеру юриста. В частности, он долго колебался между гражданской и церковной службой. Мор решил стать монахом и жить вблизи монастыря. До самой смерти он придерживался монашеского образа жизни с постоянными молитвами и постами. Тем не менее, желание Мора служить своей стране положило конец его монастырским устремлениям. В 1504 году Мор избирается в Парламент, а в 1505 году — женится.
4. Идеи о воспитании и обучении. Из всех литературных и политических произведений Мора наибольшее значение имеет «Утопия», причем эта книга сохранила своё значение для нашего времени — не только как талантливый роман, но и как гениальное по своему замыслу произведение социалистической мысли. «Утопия» делится на две части, мало похожих по содержанию, но логически неотделимых друг от друга. Первая часть произведения Мора — литературно-политический памфлет; здесь наиболее сильный момент — критика современных ему общественно-политических порядков: он бичует «кровавое» законодательство о рабочих, выступает против смертной казни и страстно нападает на королевский деспотизм и политику войн, остро высмеивает тунеядство и разврат духовенства. Во второй части снова сказываются гуманистические тенденции Мора. Государственный строй утопийцев несмотря на наличие короля — полная демократия: все должности — выборные и могут быть заняты всеми, но, как и подобает гуманисту, Мор предоставляет интеллигенции руководящую роль. Женщины пользуются полным равноправием. Школа чужда схоластике, она построена на соединении теории и производственной практики.

5. Высказывания. Основная причина всех пороков и бедствий — это частная собственность и обусловленные ею противоречия интересов личности и общества, богатых и бедных, роскоши и нищеты. Частная собственность и деньги порождают преступления, которые нельзя остановить никакими законами и санкциями.

6. Научные труды и сочинения. «Утопия» (опубликована в 1516году)

Использованные материалы: ru.wikipedia.org>wiki/Томас Мор


8

c:\users\александр елисеевич\desktop\220px-campanella-2.png


Томмазо Кампанелла (1568-1639)
1.Исторический период.

Эпоха Возрождения



2.Принадлежность.

Итальянский философ и писатель, один из первых представителей утопического социализма.



3. Направления деятельности. Мировоззрение Кампанеллы совмещает в себе все три главных направления новой философии — эмпирическое, рационалистическое и мистическое, Подобно Бэкону, Кампанелла задается созданием новой универсальной науки на развалинах средневековой схоластики.

4. Идеи о воспитании и обучении. Источниками истинной философии он признает внешний опыт, внутренний смысл и откровение. Исходная точка познания есть ощущение. Сохраняемые памятью и воспроизводимые воображением мозговые следы ощущений дают материал рассудку, который приводит их в порядок по логическим правилам и из частных данных посредством индукции делает общие выводы, создавая, таким образом, опыт — основание всякой «мирской» науки.

5. Высказывания. Однако основанное на ощущениях познание само по себе недостаточно и недостоверно: недостаточно потому, что мы познаем в нём не предметы, каковы они на самом деле, а лишь их явления для нас, то есть способ их действия на наши чувства недостоверно потому, что ощущения сами по себе не представляют никакого критерия истины даже в смысле чувственно-феноменальной реальности: во сне и в безумном бреду мы имеем яркие ощущения и представления, принимаемые за действительность, а затем отвергаемые как обман; ограничиваясь одними ощущениями, мы никогда не можем быть уверены, не находимся ли мы во сне или в бреду.

6. Научные труды и сочинения..

Основное произведение Кампанеллы – «Город Солнца». Население этого города-государства ведет «философскую жизнь в коммунизме», то есть имеет все общее, не исключая и жен. С уничтожением собственности уничтожаются в городе Солнца и многие пороки, исчезает всякое самолюбие и развивается любовь к общине. Таким, как город Солнца, Кампанелла желал видеть весь мир и предрекал в будущем «всемирное государство».


Использованные материалы: ru.wikipedia.org>wiki/Томазо Кампанелла

9
c:\users\александр елисеевич\desktop\12792969811.jpg




Джероламо Кардано (1501-1576)
1.Исторический период.

Эпоха Возрождения



2.Принадлежность.

Итальянский ученый-энциклопедист, философ, математик, физик, техник, врач.



3. Направления деятельности. Кардано был выдающимся диагностом, но, в отличие от Везалия, не уделял большого внимания анатомии. Книга о тонких материях (De subtilitate rerum) служила популярным учебником по статике и гидростатике в течение всего 17 в. Известны рассуждения Кардано о создании вечного двигателя, о различии между электрическим и магнитным притяжением. Ученый занимался экспериментальными исследованиями и конструированием различных механизмов. Кардано явился первым представителем научной мысли в области сурдопедагогики, основоположником теории обучения глухонемых в эпоху Возрождения.

4. Идеи о воспитании и обучении. Глухота, по мнению Д. Кардано, происходит от болезни, а немота — от глухоты. Опираясь на этот тезис, ученый разработал классификацию людей, имеющих нарушения слуха. Всех глухонемых он разделил на три вида по таким признакам, как время наступления глухоты и наличие речи: 1 — глухие от рождения; 2 — рано потерявшие слух (до того, как научились говорить); 3 — позднооглохшие, сохранившие речь.

Большой заслугой Д. Кардано было обоснование возможности и необходимости специально организованного обучения глухонемых. В дальнейшем идеи Д. Кардано способствовали разработке средств и методов обучения и умственного развития глухонемых.



5. Высказывания. Ученый высказал ряд «тонких и своеобразных» методических советов. Так, он рекомендовал при обучении неслышащих широко использовать наглядность. По его мнению, предмет (явление) и слово, которым этот предмет (явление) обозначается, должны восприниматься ребенком одновременно.

Прогрессивные взгляды Д. Кардано на возможности воспитания и специально организованного обучения глухонемых детей оказали большое влияние на последующее развитие всех отраслей специальной педагогики.



6. Научные труды и сочинения.Полное собрание сочинений Кардано (Opera omnia) содержит 10 томов.

Использованные материалы: ru.wikipedia.org>wiki/Джероламо Кардано


10

c:\users\александр елисеевич\desktop\img136.jpg

Педро Понсе де Леон (1508-1584)

1.Исторический период.

Эпоха Возрождения



2.Принадлежность.

Монах католического монастыря Испании. Получил образование в Саламанском университете, не имея прав на наследство, вынужден был уйти в монастырь.



3. Направления деятельности. Первые опыты обучения глухих в Испании связаны с деятельностью П. Понсе. Обучение глухого по религиозным и монастырским законам того времени считалось тягчайшим преступлением. Тем не менее, бенедиктинский монастырь св. Сальвадора, расположенный недалеко от Бургоса на севере страны, первым начал оказывать систематическую индивидуальную помощь детям с нарушением слуха.

Педро Понсе де Леон создал оригинальный метод обучения глухих. Дети с нарушением слуха из аристократических семей под руководством Понсе овладевали не только письмом, счетом и чтением на родном языке, но также латынью и греческим.



4. Идеи о воспитании и обучении. В основе обучения, осуществлявшегося П. Понсе, лежало преодоление немоты — обучение глухих словесной речи. Для этого он использовал обучение грамоте, письменной, дактильной и устной формам речи. П. Понсе рассматривал обучение как средство общения и накопления словаря. В этих целях он широко практиковал упражнения в чтении и рассказывании.

5. Высказывания. “Я получил учеников, глухих и немых от рождения, являющихся сыновьями знатных людей, которых я учил говорить, читать, писать и считать; молиться, помогать при проведении мессы, осваивать доктрины христианства; а также знать, как исповедоваться самостоятельно с помощью речи; некоторые из них освоили латынь, другие - латынь и греческий, они понимают итальянский; один ученик был посвящен в сан, имеет приход и отправляет службы; кроме того, ученики получили знания по натуральной философии и астрологии; один добился успехов в управлении поместьем; еще один вступил в армию, и в дополнение к другим своим достижениям освоил все виды оружия, стал превосходным наездником. И сверх того, некоторые ученики стали великими знатоками истории Испании и других стран, сведущими в науках, политике и других дисциплинах».

6. Научные труды и сочинения. Научные труды Педро Понсе де Леон отсутствуют.
Использованные материалы: ru.wikipedia.org>wiki/Педро Понсе де Леон

11
c:\users\александр елисеевич\desktop\juan_pablo_bonet-1.jpg


Хуан Пабло Бонет (1579-1633)

1.Исторический период.

Эпоха Возрождения



2.Принадлежность.

Испанский монах



3. Направления деятельности. Исторический вклад Хуана Пабло Бонета состоит в том, что он системно разработал и оформил в единый метод те практические способы обучения, которыми уже владели его соотечественники Педро Понсе де Леон и Рамирез де Каррион.

4. Идеи о воспитании и обучении. В 1620 г. появилась книга Хуана Пабло Боне «О буквах и искусстве обучать речи немых». Книга делится на две части. В первой описаны звуки испанского языка и предлагается звуковой метод обучения чтению, который позволяет быстрее добиться результата, чем традиционный буквенный. Во второй части приводится алфавит и рассмотрены артикуляции отдельных звуков. Бонет предложил дидактические средства наглядности для облегчения усвоения глухими артикуляции звуков, например вырезанные из кожи или бумаги языки для моделирования положения органов артикуляции.

5. Высказывания. Бонет указывал на то что глухой «способен к широкому речевому, умственному, нравственному и религиозному обучению».

6. Научные труды и сочинения. В 1620 году опубликовал книгу “Упрощение букв и искусство обучения речи глухих. Руководство «О природе звуков и искусстве научить глухонемого говорить».
Использованные материалы: ru.wikipedia.org>wiki/Хуан Пабло Бонет

12

c:\users\александр елисеевич\desktop\john_locke.jpg



Джон Локк (1632-1704)
1.Исторический период.

Философия XVII века



2.Принадлежность.

Английская философия, метафизика, эпистемология, политическая философия, философия сознания, образование



3.Направления деятельности. Основоположник эмпирико-сенсуалистической теории познания. Локк первым из мыслителей раскрыл личность через непрерывность сознания. Он также постулировал, что ум является «чистой доской», то есть, вопреки декартовской философии, Локк утверждал, что люди рождаются без врожденных идей, и что знание вместо этого определено только опытом, полученным чувственным восприятием.

4. Идеи о воспитании и обучении. Важнейшие задачи воспитания: выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование. Цель воспитания — воспитание джентльмена, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно, предприимчивого человека, утончённого в обращении. Умственное воспитание должно подчиняться развитию характера, формирования образованного делового человека.

Религиозное воспитание необходимо направлять не на приучения детей к обрядам, а на формирования любви и почтения к Богу как высшему существу.

Трудовое воспитание заключается в овладении ремеслом (столярным, токарным). Основной дидактический принцип — в обучении опираться на интерес и любознательность детей.


Каталог: bitstream -> 123456789
123456789 -> С. Я. Гончарова-Грабовская
123456789 -> 1. общие положения цель практических занятий
123456789 -> 40 – летию кафедры тэлаиад мгту га посвящается
123456789 -> Лекция Общее устройство авиамоделей. Материалы для авиамоделирования
123456789 -> Пособие по изучению дисциплины Москва 2007 Рецензент: канд истор. Наук В. И. Хорин. Пименов В. И
123456789 -> Методические указания по проведению практических занятий на тему: "Особенности конструкции и технической эксплуатации планера самолета"
123456789 -> Задачах: а определение терминов «концепт» и«концепто-сфера»
123456789 -> Восстановление твердых тканей зубов вкладками и штифтовыми конструкциями
123456789 -> Фольклорное наследие александра потебни
123456789 -> Сердечно-сосудистые заболевания и сахарный диабет


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница