Элективный курс «История физики в России»




Скачать 141.05 Kb.
Дата10.07.2016
Размер141.05 Kb.
c:\users\надежда\desktop\14.jpeg

Пояснительная записка

Элективный курс «История физики в России» создается с целью ознакомления учащихся с вкладом российских ученых в развитие физики, формирования на этой основе интереса учащихся к изучению физики и воспитания чувства гордости за отечественную науку.

Ознакомление школьников с историей физики помогает насытить школьный курс физики яркими историческими фактами, представить основные понятия и законы физики в их развитии. В курсе физики средней школы роль российских ученых освещается в связи с общим ходом развития физики. В предлагаемом элективном курсе акцент будет сделан на изучении истории отечественной физики и ее творцов, начиная от М.В. Ломоносова до современных ученых-физиков.

Данный элективный курс решает задачи:

углубления знаний о материальном мире и методах научного познания природы на основе знакомства с историей открытий российских физиков;

развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе самостоятельного приобретения знаний и уме­ний по физике с использованием различных источников информации, в том числе средств современных информационных технологий;

овладения умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели для объяснения экспери­ментальных фактов;

воспитания навыков сотрудничества в процессе совместной работы, уважительного отношения к мнению оппонента в процессе дискуссии, развития способности давать морально-этическую оценку фактам и событиям.

Общая характеристика предмета

При изучении данного элективного курса акцент следует делать не столько на приобретение дополнительной суммы знаний по физике, сколько на развитие способностей самостоятельно приобретать знания, критически оценивать полученную информацию, излагать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу, выслушивать другие мнения и конструктивно обсуждать их. Поэтому ведущими формами занятий могут быть семинары и практические занятия. Темы предстоящих семинаров объявляются заранее, и каждому учащемуся предоставляется возможность выступить с основным сообщением на одном из занятий. На семинарских занятиях целесообразны выступления школьников, подготовивших демонстрационный эксперимент, иллюстрирующий те опыты, которые были проведены ученым-физиком, вклад которого рассматривается на занятии.

Практическое знакомство учащихся с экспериментальным методом изучения природы наиболее продуктивно в форме проведения небольших самостоя­тельных наблюдений, опытов и исследований. Для выполнения должны предлагаться в первую очередь такие опыты и эксперименты, которые подводят школьников к установлению закономерностей, открытых российскими учеными, таких как: закон Джоуля-Ленца, выражение для скорости ракеты, впервые полученное К.Э. Циолковским. Школьникам можно предлагать задания на моделирование ракетной установки, радиоприемника А.С. Попова, электродвигателя Б.С. Якоби. Исследовательские задания можно предлагать в качестве индивидуальных или групповых работ для 2-х - 3-х учащихся по их выбору для выполнения в течение нескольких занятий.

Опыты, наблюдения и самостоятельные исследования рассчитаны на использование типового оборудования кабинета физики. Желательно проводить экспериментальные исследования, подобные тем, которые проводили российские ученые-физики. Возможности школьного физического кабинета позволяют это сделать, так как школьные приборы часто по своему качеству пре­восходят многие приборы, которыми пользовались ученые при открытии физических законов.

Изучение истории физики требует иных интеллектуальных умений и мыс­лительных навыков, чем при обычном изучении физики. Здесь акцент делается на изучение личности ученого и его творений на фоне той эпохи, в которую он жил, а также ее технических возможностей. Поэтому элективные занятия должны быть организованы не как процесс передачи готовой дополнительной суммы знаний, а как процесс самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся на основе использования материалов из истории физики. С этой целью в учебное пособие к элективному курсу кроме материалов по исто­рии физики должны войти задания для проведения практических занятий и хресто­матийные материалы.

Изучение вклада российских ученых в развитие физики позволяет обобщить знания по всем разделам физики, так как российские ученые внесли существенный вклад практически во все области физической науки.

Ж.И. Алферов назвал три великих открытия XX в., которые не только опре­делили научно-технический прогресс во второй половине XX в., по-новому объяснив многие вещи в физике, но и привели к масштабным социальным из­менениям и во многом предопределили современное развитие как передовых стран, так и практически всего населения земного шара:

Открытие деления ядер урана под воздействием нейтронного облучения в разработку способов практического использования которого внесли существенный вклад российские ученые Игорь Васильевич Курчатов, Яков Борисович Зельдович, Юлий Борисович Харитон и другие.

Открытие транзистора, которое привело к наступлению постиндустри­ального периода развития общества. Существенный вклад в развитие физики полупроводников внесли российские физики Абрам Федорович Иоффе и Яков Ильич Френкель.

Открытие лазерно-мазерного принципа, сделанное в 1954-1955 гг. практически одновременно Николаем Геннадиевичем Басовым и Александром Михайловичем Прохоровым в России и Чарльзом Таунсом в США.

В 1970 г. в России впервые в мире появились полупроводниковые лазеры, работающие в непрерывном режиме при комнатной температуре на основе так называемых полупроводниковых гетероструктур, исследованных российским физиком Жоресом Иванович Алферовым, разработана волоконно-оптическая связь. Таким образом, российские ученые внесли существенный вклад в великие открытия XX века.

При изучении данного элективного курса акцент следует делать не столько на приобретение дополнительной суммы знаний по физике, сколько на развитие способностей самостоятельно приобретать знания. Поэтому ведущими формами занятий могут быть исследовательские проекты, ролевые игры, круглый стол, работа с научно- популярной литературой, экскурсии.

Курс построен с опорой на знания и умения, полученные учащимися при изучении физики, биологии и природоведения в 5-9 классах.

Элективный курс рассчитан на обучающихся 10-11 классов. Продолжительность курса 34 часа, состоит из 5 блоков, каждый блок имеет логическое завершение и может быть использован как самостоятельный курс.



Место предмета в учебном плане МБОУ «Матвеевская СОШ»

По учебному плану на изучение курса «История физики в России» в 11 классе отводиться 34 часа из расчета 1 час в неделю

Лабораторных работ 7

Содержание программы

1. Начало развития естествознания в России (3 ч).

Организация Петербургской Академии наук. Исследования М.В. Ломоно­сова по молекулярной физике, оптике, электричеству.

Разработка теоретических основ аэрогидродинамики. Создание К.Э. Циолковским теории реактивного движения и межпланетных полетов.

Индивидуальные экспериментальные задания:

Экспериментальная проверка уравнения Бернулли.

Демонстрация полета ракеты.

Экспериментальная проверка формулы Циолковского.

^ 2. Исследования российских ученых в области электродинамики (8 ч)

Открытие электрической дуги. Исследования электрических и магнитных превра­щений. Разработка электрических машин и источников света. Работы В.В. Петрова, Э.Х. Ленца, Б.С. Якоби, П.Н. Яблочкова, А.Н. Лодыгина, М.И. Доливо-Доброволь­ского. Открытие радио А.С. Поповым.

Индивидуальные экспериментальные задания:

Демонстрация электрической дуги.

Демонстрация правила Ленца.

Экспериментальная проверка закона Джоуля-Ленца.

Изучение принципа действия трансформатора.

Конструирование и демонстрация модели электродвигателя.

Демонстрация принципа действия трехфазного генератора.

Демонстрация принципа действия трехфазного электродвигателя.

Конструирование модели приемника А.С. Попова.

Исследования российских ученых в области физики атома

и атомного ядра (10 ч)

Открытие периодической системы элементов Д.И. Менделеевым. Работы Я.И. Френкеля и Д.Д. Иваненко по теории строения атомного ядра. Эффект Вавилова-Черенкова. Открытие явления комбинационного рассеяния света. Работы Я.Б. Зельдовича, Ю.Б. Харитона, И.В. Курчатова по осуществлению цепных ядерных реакций. Исследования В.А. Фабриканта, В.И. Векслера, А.Д. Сахарова, Л.А. Арцимовича в области физики элементарных частиц и управляемого термоядерного синтеза.

Индивидуальные экспериментальные задания:

Демонстрация следов альфа-частиц в камере Вильсона.

Демонстрация кругового движения электронов в магнитном поле.

Исследование российских ученых в области квантовой оптики, квантовых явлений в жидкостях и твердых телах (10ч)

Открытие законов фотоэффекта А. Г. Столетовым

Открытие светового давления П. Н. Лебедевым

Работы С. И. Вавилова по доказательству квантовой природы света.

Открытие явления усиления электромагнитных волн при прохождении через среду с инверсным распределение атомов.

Создание квантовых генераторов.

Работы В. А. Фабриканта, Н. Г. Басова, А. М. Прохорова.

Исследования российских ученых в области физики проводников.

Работы А. Ф. Иоффе, Ж. И. Алферова.

Исследования по теории конденсированных сред и физики низких температур.

Работы Л. Д. Ландау и П. Л. Капицы

Обобщающая конференция (2 ч) 6. Защита проектов (1ч)

Ожидаемыми результатами элективных занятий являются:

получение представлений о вкладе российских ученых в развитие физики, методах научного познания природы и современной физической картине мира;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;

сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальней­шего обучения или профессиональной деятельности;

приобретение опыта поиска информации по заданной теме, составления реферата и устного доклада по составленному реферату, навыков проведения опытов с использованием простых физических приборов и анализа получен­ных результатов.

Дополнительная литература:

Литература для учащихся

Энциклопедия для детей. ФИЗИКА. Т. 16. - М.: Аванта, 2000.

Энциклопедический словарь юного физика. - М.: Педагогика, 2002.

^Литература для учителя

Ильин В.А. История физики. - М.: АСАDЕМIА, 2003.

Фабрикант В.А. Физика. Оптика. Квантовая электроника: Избранные статьи. - М.: МЭИ, 2000.



Электронные образовательные ресурсы:

Электронные цифровые ресурсы

http://www.prosv.ru - cайт издательства “Просвещение” ( рубрика “Физика”)

http://www.drofa.ru - cайт издательства Дрофа( рубрика “Физика”)

http://wwwinternet-scool.ru - cайт Интернет – школы издательства Просвещение. На сайте представлены Интернет-уроки по физике, включает подготовку сдачи ГИА.

http://www.legion.ru - cайт издательства “Легион”

http://www.intellectcentre.ru - cайт издательства “Интеллект – Центр”, где можно найти учебно-тренировочные материалы, демонстрационные версии, банк тренировочных заданий с ответами, методические рекомендации и образцы решений.

http://www.fipi.ru - портал информационной поддержки мониторинга качества

Календарно - тематическое планирование

элективного курса «История физики в России»

Класс 11


Учитель Урошникова Надежда Михайловна

Количество часов 34, в неделю 1 час

Плановых контрольных уроков, зачетов, тестов

Административных контрольных уроков

Планирование составлено на основе авторской программы В. А. Орлова

М: Дрофа, 2007г.



Календарно – тематическое планирование



Раздел, тема

Кол-во

часов


Характеристика

Деятельности

обучающихся


Сроки

по расп фактич






Начало развития естествознания в России

3







1(1)

Организация Петербургской Академии наук. Исследования М.В. Ломоносова по молекулярной физике, оптике, электричеству.

1

Изучение правил т\б

04.09

2(2)

Разработка теоретических основ аэрогидродинамики. Создание К.Э. Циолковским теории реактивного движения и межпланетных полетов

1

Д:

Демонстрация полета ракеты.




11.09

3(3)

Экспериментальная проверка уравнения Бернулли.

Экспериментальная проверка формулы Циолковского.



1

л\р №1,2

18.09




Исследования российских ученых в области электродинамики

8







1(4)

Открытие электрической дуги

1

Составление конспекта Демонстрация электрической дуги.

Демонстрация правила Ленца.




25.09

2(5)

Исследования электрических и магнитных превра­щений

1

Составление конспекта

02.10

3(6)

Разработка электрических машин и источников света. Работы В.В. Петрова, Э.Х. Ленца, Б.С. Якоби, П.Н. Яблочкова, А.Н. Лодыгина, М.И. Доливо-Доброволь­ского.

1

Составление вопросов

09.10

4(7)

Открытие радио А.С. Поповым.

1

Составление конспекта

16.10

5(8)

Экспериментальная проверка закона Джоуля-Ленца.

1

л\р №3

23.10

6(9)

Изучение принципа действия трансформатора

1

л\р №4

30.10

7(10)

Конструирование и демонстрация модели электродвигателя.

1

л\р №5

10.11

8(11)

Конструирование модели приемника А.С. Попова.

1

л\р №6

17.11




Исследования российских ученых в области физики атома

и атомного ядра

10







1(12)

Открытие периодической системы элементов Д.И. Менделеевым

1

Составление конспекта

24.11

2(13)

Работы Я.И. Френкеля и Д.Д. Иваненко по теории строения атомного ядра.

1

Составление вопросов

01.12

3(14)

Эффект Вавилова-Черенкова

1




15.12

4(15)

Открытие явления комбинационного рассеяния света.

1

Составление конспекта

22.12

5(16)

Работы Я.Б. Зельдовича, Ю.Б. Харитона, И.В. Курчатова по осуществлению цепных ядерных реакций

1

Составление вопросов

12.01

6(17)

Исследования В.А. Фабриканта, В.И. Векслера, А.Д. Сахарова, Л.А. Арцимовича в области физики элементарных частиц и управляемого термоядерного синтеза.

1

Составление конспекта

19.01

7(18)

Демонстрация следов альфа-частиц в камере Вильсона

1

Проведение эксперимента

26.01

8(19)

Демонстрация кругового движения электронов в магнитном поле.

1

Решение задач

02.02

9(20)

Обобщение «Исследования российских ученых в области физики атома

и атомного ядра»



1

Составление вопросов

09.02

10(21)

Тест «Исследования российских ученых в области физики атома

и атомного ядра»



1

тест

16.02




Исследование российских ученых в области квантовой оптики, квантовых явлений в жидкостях и твердых телах

10







1(22)

Открытие законов фотоэффекта А. Г. Столетовым

1

Решение задач

01.03

2(23)

Открытие светового давления П. Н. Лебедевым

1

Составление конспекта

01.03

3(24)

Работы С. И. Вавилова по доказательству квантовой природы света.

1

Решение задач

15.03

4(25)

Открытие явления усиления электромагнитных волн при прохождении через среду с инверсным распределение атомов.

1

Составление конспекта

15.03

5(26)

Создание квантовых генераторов.

1

Составление конспекта

05.04

6(27)

Работы В. А. Фабриканта, Н. Г. Басова, А. М. Прохорова.

1

Составление конспекта

12.04

7(28)

Исследования российских ученых в области физики проводников.

1

Составление конспекта

19.04

8(29)

Работы А. Ф. Иоффе, Ж. И. Алферова.

1

Тест

26.04

9(30)

Исследования по теории конденсированных сред и физики низких температур.

1

Запись конспекта

03.05

10(31)

Работы Л. Д. Ландау и П. Л. Капицы

1




10.05

32, 33

Обобщающая конференция

2

Лекция

17.05

1(34)

Защита проектов

1

Проект

24.05

МБОУ «Матвеевская СОШ»

2015-2016 уч год

Примерные темы творческой проектной деятельности

учащихся 11 класса элективного курса по физике «История физики в России»



тема проектной деятельности

Ф. И.

Дата защиты

1

Фундаментальные опыты и развитие электродинамики.

Габдуллин А.




2

Ньютон и Гук: противостояние гениев.

Кудрявцева С.




3

Зеркальное и рассеянное отражение света.

Шакиров Р




4

Галилей- основоположник экспериментального метода исследования в физике.

Ярмиева Р.




Учитель _______ (Н. М. Урошникова)

Требования к исследовательской работе:

-знание основных этапов постановки исследования и экспериментов, основных понятий и положений теории, законов, правил, формул, общепринятых символов обозначения физических величин, единиц их измерений;



-умение подготовить лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты и делать выводы на основании полученных данных;

-умение отбирать, изучать и систематизировать информацию, полученную из научно- популярной литературы и других источников (оценивается информация при представлении докладов, рефератов, презентаций)


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница