Экскурсия «Павло-Кичкас», Заводский район, Запорожье Раздел




Скачать 402.06 Kb.
страница1/2
Дата16.07.2016
Размер402.06 Kb.
  1   2
Экскурсия «Павло-Кичкас», Заводский район, Запорожье
Раздел 1. Введение

Часть 1.

Дорогие экскурсанты, сегодня нам предстоит погрузиться в самое сердце индустриальной Украины – Заводский район города Запорожье. Часть его, занятая жилыми постройками, называется Павло-Кичкас. Заводский район поистине огромен, его площадь составляет 52 км2, а население – более 50 тысяч человек. На его территории находятся уникальные промышленные гиганты: огнеупорный завод, титаномагниевый комбинат, завод ферросплавов и многие другие. Один только комбинат «Запорожсталь» имеет площадь 1130 гектаров, а на его территории размещаются 1465 различных капитальных построек. Это административно-бытовые и производственные сооружения, а также объекты соцкультбыта, столовые, медпункты, вентиляционные шахты и многое другое.

Трамваем добираться довольно долго, поэтому рекомендуем маршрутные такси. Номера следующие: №14 «Павло-Кичкас – 3-й Южный», №73 «Набережная — Павло-Кичкас», №54 «Павло-Кичкас – Городская больница № 5».

Нельзя объять необъятное, поэтому ограничимся поверхностным знакомством. Наверняка, и его окажется достаточно, чтобы составить впечатление об этом уникальном месте. По крайней мере, вы сможете с гордостью заявлять своим друзьям и знакомым: «Я был в Кичмане и вернулся оттуда живым и невредимым». Поверьте, на вас будут смотреть, как на терминатора: согласно рейтингу журнала «Корреспондент» этот район занимает первое место в Украине по уровню преступности и социальной депрессивности.

А пока мы едем – немного истории. Здесь тоже очень много интересного.
Часть 2. Древняя история

Вначале коротко расскажем историю города Запорожье в целом, а после этого рассмотрим более детально основные вехи развития района города – цели нашего путешествия.

Итак, город Запорожье.

Эта местность привлекала человека с древних времен. Здесь обнаружены стоянки, которые относятся к позднему палеолиту. В 7-ом веке до н.э. этой землей владели скифы, причем Каменское городище в Запорожской области было крупным хозяйственным и административным центром степных скифов. С 4-го века н.э. эти земли последовательно переходят от скифов к гуннам, через 200 лет – к аварам и еще через 200 – к хазарам. В середине 10-го века Хазарский каганат был разгромлен князем Святославом и здесь появились печенеги, от рук которых и князь погиб в 972 году. Это событие мы еще упомянем в связи с тем районом, который нам предстоит посетить.

Историки полагают, что за весь период существования запорожских казаков существовало 8 сечей, располагавшихся за порогами, кеаждая из которых просуществовала от 5 до 40 лет. Одна из них – Хортица – была основана в 1552 году шляхтичем Дмитрием Вишевецким по прозвищу Байда.

Александровская крепость – будущий город Запорожье – был частью Днепровской оборонительной линии, которую Екатерина Вторая приказала построить для обороны южных рубежей России от Крымского ханства. В 1775 году строительство Александровскоой крепости было завершено. Одновременно с этим была разрушена Запорожская сечь.


Часть 3. Крепость становится городом

В 1782 году Александровск насчитывал 73 двора с населением 1230 человек. Через год Крымское ханство было присоединено к Росии и крепость утратила свое боевое значение, а в 85-ом приобрела статус посада – поселения городского типа.

Екатерина Вторая в 1787 году отдала распоряжение, согласно которому в эти края началось переселение немцев-меннонитов. Александровск потихоньку рос. К 1804 году здесь проживало уже 2000 человек.

Важной вехой в развитии города является строительство железной дороги в 1783 году. Грузы, прибывавшие по ней в Александровск, перегружались на баржи и отправлялись вниз по течению в Одессу.

В конце 19-го – начале 20-го века в городе строятся промышленные предприятия, в том числе галетная и суконная фабрики, кирпичные и машиностроительные заводы.

В 1902 году новая железнодорожная ветка, пройдя через Александровск, соединила Донецкий угольный и Криворожский железнорудный бассейны. После этого город развивается ускоренными темпами.

После Октябрьской революции года Александровск на несколько лет стал ареной борьбы политических сил, итог которой известен. А в 1921 году его переименовали в Запорожье. Основные вехи современной истории таковы. Строительство ДнепроГЭС (первая очередь) – 1932 год. Через год – Запорожсталь. Областным центром город стал в 1939 году.

После начала Великой Отечесственной войны предприятия были эвакуированы. Город был оккупирован немцами с осени 41-го. Через два года советские войска освободили Запорожье.

Процесс восстановления шел параллельно с застройкой города новыми жилыми массивами, а также концертными залами, театрами и кинозалами. Город приобретал облик, который мы видим сегодня.

Такова вкратце история одного из крупнейших промышленных центров Украины от древних времен до середины 20-го века. О современности мы расскажем в конце нашего путешествия.


Часть 4. Павло-Кичкас: начало

А теперь вернемся к Павло-Кичкасу. Его история развивалась параллельно.

Происхождение слова «кичкас» относят к тюркской группе языков. «Кис-каш» означает «короткий», что, скорее всего, связано с переправой через Днепр ниже порогов. Так называлось это место еще с 9-го века до нашей эры, когда здесь жили сарматы и скифы. Об этом свидетельствуют их захоронения в виде курганов, традиционных для этих народов.

В 10-м веке нашей эры здесь при попытке переправиться погиб от руки печенегов Святослав Игоревич, великий князь киевский, которого историк Карамзин назвал Александром Македонским древне-русской истории. Вот что говорит об этом эпизоде самая ранняя из дошедших до нас летописей «Повесть временных лет»: «Когда наступила весна, отправился Святослав к порогам. И напал на него Куря, князь печенежский, и убили Святослава, и взяли голову его, и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него».

Кичкасная переправа и возведенная неподалеку верфь нуждались в охране, поэтому с 17-го по 18-й век здесь располагались редуты Войска Запорожского, известного также под названием Запорожская Сечь.

Во время очередной войны с Турцией в июне 1770 года здесь была устроена застава для прикрытия Александровской крепости.

В 1775 году, после разгрома Запорожской Сечи, участок земли между балками Кичкасной и Осокоревой перешел во владение Павла Сергеевича Потемкина. С той поры появилось словосочетание «слобода Кичкас». А через пять лет, в 80-м году, было основано село Павло-Кичкас.

Почти через 20 лет существования села, в 1798 году титулярный советник и будущий предводитель дворянства Эммануил Иванович Марк становится новым его хозяином.


Часть 5. Развитие Кичкаса

А вот и «первая ласточка» индустриализации: завод сельскохозяйственных машин был пущен в начале 19-го века. На тот момент в селе насчитывалось три мельницы, кузница и 165 дворов, в которых проживало 1263 человека. В то время у деревни было два названия. Официальное и малоупотребительное – Павло-Кичкас, а расхожее – Маркусова, в честь второго хозяина. Под этим, вторым, названием деревню знала вся округа. Населяли ее малороссы. Близость города была на руку крестьянам, продававшим там хлеб, овощи, картофель и арбузы. Местные жители также ловили рыбу, пряли и ткали. Картину дополняли фруктовые сады, многочисленные природные источники воды, а также искуственно вырытые колодцы – «копанки».

Следует заметить, что неподалеку от села располагалась колония немецких переселенцев под названием «Эйнлаге», возникшая еще в 1789 году. Наряду с близостью города и традиционным для этих мест обилием солдат, немцы влияли на язык, одежду и фольклор крестьян, особенно молодых. Фактически, это была культура предместья, обещавшего в скором будущем стать частью города. Так и случилось.

Второй завод – механический – был построен в Павло-Кичкасе в 1861 году.


Часть 6. Кичкасский мост

А вот в 1904 году Павло-Кичкас стал знаменит: сдан в эксплуатацию одноарочный мост. Его пролет был самым длинным в Европе – 190 метров, а общая протяженность составляла 336 метров. Строительство моста продолжалось 4 года. Об этом сооружении стоит поговорить подробнее, благо ехать еще далеко, а увидеть мост уже не удастся – о нем напоминают лишь два быка, торчащие из воды в акватории речного порта им. Ленина.

Фото 1. Кичкасский мост.


Мост построен на месте Кичкасской переправы в районе так называемого Волчьего Горла – самого узкого места реки. Стратегическое значение этих мест подчеркивается тем, что здесь бывали киевские князья, в том числе Святослав, о котором мы говорили выше, здесь проходил маршрут войска хана Батыя, отсюда Богдан Хмельницкий начинал походы против поляков. В этих местах побывали Пушкин и Шевченко во время своей ссылки.

Любопытный фаакт. Недалеко от переправы, на берегу Днепра находилась так называемая пещера Тараса Бульбы – грот в склоне горы, в котором находились табуретки и стол, изготовленные из цельного гранита. В это пещере скрывался разный пестрый люд – беглые преступники, бродяги,

Фактически, это место бывшее владение казаков Запорожской Сечи, достаточно сказать, что отсюда до ближайшего порога под названием Вольный всего 8 км. Далее на 70 км Днепр был в то время несудоходен, поэтому строительство моста было необходимо для того, чтобы транспортировать грузы, которые перегружались с кораблей.

С 1829 года здесь действовал паром, перевозивший до 10 пароконных повозок. Поначалу он ходил по канату, затем – по металлическому тросу. Однако развитие промышленности в этом регионе неизбежно влекло за собой строительство новых путей сообщения. Проект моста был разработан Лавром Дмитриевичем Проскуряковым – ученым, инженером, специалистом в области мостостроения и строительной механики. К слову, он был учителем академика Евгения Оскаровича Патона. Руководил строительством инженер Лат.

По верхнему ярусу моста проходила двухколейная железнодорожная магистраль, по нижнему – пешеходные тротуары, между которыми находились несущие конструкции моста.

Мост имел большое значение для развития промышленности Александровска, как в то время назывался город Запорожье. Во время военных действий мост приобретал также важное стратегическое значение.

Для своего времени Кичкасский мост был выдающимся инженерным сооружением. Более того, спустя много лет, когда он был частично разрушен во время гражданской войны батькой Махно в 1920-ом, было принято решение восстановить его. И через год мост был снова введен в эксплуатацию. После этого он просуществовал до 1931 года и был демонтирован в связи с развитем промышленности региона. На тот момент был построен ДнепроГЭС и несколько современных мостов через остров Хортицу, поэтому Кичкасский мост оказался не нужен.

Фото 2. Демонтаж Кичкасского моста.




Однако, мы отвлеклись.

Продолжаем обзор исторических событий, связанных непосредственно с Павло-Кичкасским районом.


Часть 7. ДнепроГЭС

В конце 1927 – начале 28 годов началось строительство знаменитой днепровской гидроэлектростанции, а также заводского комплекса черной и цветной металлургии. Так постепенно этот жилой район начал все более отдаляться от города все новыми и новыми промышленными предприятиями. Этот процесс стал особенно интенсивным в 30-е годы. К слову, мы будем скоро проезжать мимо некоторых из них и попутно расскажем о них что-нибудь интересное.

Когда ДнепрГЭС был открыт, а это случилось в 1932 году, воды Депра затопили две исторические балки – Осокоревую и Кичкасную. Теперь это два залива – Осокоревый обрамляет район с севера, а залив Кичкас – с запада. Образовался полуостров с рабочим поселком – именно туда мы и держим наш путь.
Часть 8. Индустриализация, война, восстановление

В начале и середине 30-х годов заработали мощнейшие предприятия Заводского района: Запорожсталь, Днепроспецсталь, коксохим, завод ферросплавов, алюминиевый, огнеупорный и титано-магниевый комбинаты. Список можно продолжить. Важно другое: в этом месте сконцентрированы предприятия, продукция которых является стратегически важной для жизни любого государства. И этот факт неразрывно связан с менталитетом жителей Павло-Кичкаса, подавляющее большинство которых работало и продолжает работать именно на этих предприятиях.

В годы Великой Отечественной войны заводы были эвакуированы.

Павло-Кичкас был полностью освобожден советскими войсками в ночь на 14 октября 1943 года.

Восемь последующих лет ушло на восстановление инфраструктуры и возрождение промышленной мощи района. Параллельно с этим района интенсивно застраивался двух- и трехэтажными жилыми домами. Пленные немцы строили бараки для рабочих по улицам Лизы Чайкиной и Орджоникидзе.

В 1954 году появился новый трамвайный маршрут под названием «Четвертая линия». Он соединил Павло-Кичкас с центром Запорожья.


Часть 9. «Весна на Заречной улице»

Многие помнят знаменитый фильм «Весна на Заречной улице», снятый в 1956 году на Одесской киностудии режиссерами Феликсом Миронером и Марленом Хуциевым. Главные роли в фильме исполнили Нина Иванова и Николай Рыбников. Съемки проходили главным образом в Запорожье, причем именно в Павло-Кичкасском районе. В средней школе №47 снимали сцены в учительской, а в школе рабочей молодежи №4 – учебный класс. Учительница русского языка и литературы Светлана Косицына обучала актрису Нину Иванову правильно проводить диктант. В фильме учительница узнавала свои жесты, которым научила актрису. А заслуженный сталевар Украины Григорий Пометун обучал своему мастерству актера Николая Рыбникова перед съемками на Запорожстали. Сцена возле школьных ворот, в которой Савченко встречает учительницу, снята возле 46 школы. В фильме виднеется темное здание, расположенное левее. Старожилы утверждают, что это – баня, которую снесли в 1991 году.


Часть 10. Годы застройки

С 1961 по 1966 годы был построен кинотеатр «Авангард», средняя школа №75, детский садик «Орленок» и профессионально-техническое училище №23. Кинотеатр снесли в конце 90-х годов.

С 23 мая 1969 года Заводский район выделили из территории Орджоникидзевского и он получил статус самостоятельного. Его площадь составила 56 км2 с населением 53 355 человек. В это же время были построены большая столовая, стадион «Титан», плавательный бассейн, Дворец пионеров, районная автоматическая телефонная станция, мастерская по ремонту холодильников и химчистка.

Первый высотный дом в 14 этажей был построен в 1970 году. Кроме квартир в нем находились районный ЗАГС, молодежное кафе и кулинария. Рядом, в девятиэтажном жилом здании находился первый в Павло-Кичкасе универсам.

В 1972 году в парке 30-ти летия Победы открылся ресторан «Кичкас», по улице Республиканской. Это было очень престижное завдение, «брендовое» как выразились бы сегодня. Отлично спроектированное здание и прекрасная кухня, а также образцовое обслуживание снискали этому заведению заслуженную славу. Попасть в ресторан было непросто, нужно было записываться заранее. Сегодня в этом здании находятся столовая, кафе и кулинария.

Замечательный подарок талантливым детям сделали строители в 1974 году, сдав в эксплуатацию музыкальную школу по улице Орджоникидзе.

Еще через год появился новый трамвайный маршрут «Пятая линия», связавший Павло-Кичкас и Дворец спорта «Юность». В том же году были открыты больница на Социалистической и поликлиника на Посадочной.

Комбинат «Запорожсталь» построил малосемейное общежитие по улице Вроцлавской в 1992 году.


Часть 11. Новый статус района

Начало 21-го века ознаменовано изменением статуса района. До этого из-за плохой экологии он считался малоперспективным для строительства жилья. И это несмотря на то, что очень многие его жители ютились в строениях весьма малопригодных для проживания. Чего стоят хотя-бы бараки, построенные еще немецкими военнопленными? Глава Павло-Кичкасского района Павел Андреевич Михайлик приложил максимум усилий для того, чтобы изменить его статус. И это ему удалось. У жителей появилась перспектива обрести достойное жилье. К слову, по улице Алмазной менее чем через десять лет были построены дома для тех, кто до того момента жил в послевоенных бараках.

С 2001 года ведутся работы по укреплению береговой линии Днепра.

В 2005 году открылся супермаркет в здании бывшего хлебозавода по улице Лизы Чайкиной.

И, наконец, к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне на улице Исторической установлен памятный знак 203-й и 244-й стрелковым дивизиям, которые освободили район от фашистских захватчиков.
Раздел 2. На пути к Черной горе

Часть 12. Ул. Историческая

Фото 3. Ул. Историческая в сторону ул. Глазунова.




Конечная маршрутки №14 – это пересечение улиц Исторической и Глазунова. Если свернуть влево, мы попадем на рынок. Но мы немного пройдем по ходу движения по Исторической. Это недалеко, буквально пару небольших кварталов, до пересечения с улицей Финальной. Первые метры пешей прогулки – и вы понимаете, что попали... в необычайное место! Причем, вас здесь совсем не ждут. Проверьте, на месте ли газовый баллончик и электрошокер? Отлично. Идем дальше.

Проходим перекресток с улицей Социалистической. Кстати, на этой улице снимали сцену пурги в фильме «Весна на Заречной улице», о нем мы говорили ранее. В момент съемок снега не было, поэтому привезли фюзеляж самолета без крыльев и искусственный снег. Пропеллер вращался, снег подбрасывали перед ним и таким образом получилась полная иллюзия обильного снегопада. Еще один интересный факт: многие актеры, занятые в этом фильме, жили в рабочем общежитии вместе со сталеварами, общались, ужинали. График съемок был плотным, поэтому актеры ничего не успевали купить в незнакомом городе, и рабочие охотно делились с ними всем, что у них было, по-братски.

Наш маршрут будет проходить возле гимназии №47, в которой снимался фильм, и мы еще поговорим на эту тему.
Часть 13. Бассейн «Салют»

Фото 4. Бассейн «Салют».



На перекрестке Исторической, по которой мы идем, и Социалистической, которую мы пересекаем, находится бассейн «Салют», Историческая, 14. Бассейн построен заводом ферросплавов и находится в городской коммунальной собственности. При бассейне работает детско-юношеская спортивная школа. Его длина – 25 метров, 6 дорожек. Разовое посещение стоит 20 гривень, абонемент на месяц – 150. Надо полагать, это «взрослые» цены. Местные жители утверждают (и у нас нет оснований им не верить), что детский абонемент в этот бассейн стоит 10 гривень в месяц! Остальную сумму доплачивает город. Есть и минусы – бассейн работает только в отопительный сезон. Жалуются также и на его душевые, дескать вода там или очень горячая, или очень холодная, и с кранами справится непросто, нужно нажимать на какую-то клавишу, причем несколько раз. А с другой стороны, за такие деньги... Как говорится, мед – да еще и ложкой? И народ это понимает. Ведь занятие плаванием – это полезно, особенно для деток.

Более того, в бассейне «Салют» уже третий год проходят зимние занятия каякингом. Стоит это всего 200 гривень в месяц за четыре занятия. Зимой желающие заняться этим экстремальным видом спорта тренируются, а летом отправляются в настоящие походы. В программу обучения входят основы управления каяком, эскимосский переворот, отработка приемов спасения на воде.

Фото 5. Занятия каякингом




И, наконец, городские власти обсуждают вопрос об организации уроков плавания для школьников в рамках программы по оздоровлению на базе «Салюта» и еще одного бассейна, «Байкал», который находится в Коммунарском районе.
Часть 14. Вдоль по Исторической...

Если вы не боитесь заблудиться, или вообще не боитесь ничего, то можно зайти во дворы домов, расположенных вдоль улицы. Для полноты впечатлений. Да что там во дворы – смело заходите в подъезд: его стены расскажут вам неизмеримо больше, чем любой самый «подкованный» гид. Камера готова? Представляете, какой фурор произведут эти снимки, если выложить их в Сеть? Поэтому, наш вам совет: фотографируйте – как можно больше.

Фотосессия закончена и можно переходить к следующему подъезду...

Хотя, вряд-ли информация на его стенах слишком отличается от той, которая уже есть на карте памяти вашего фотоаппарата. Так что – вперед, нас ждут великие дела... вернее, зрелища.

Пересекаем улицу Фундаментальную.

Пока, собственно, мы видим картину обычного жилого района. Наша цель – Черная гора и Запорожсталь. Посмотрим на них хотя бы издали. А потом заскочим еще в одно интересное место.


Часть 15. Черная Гора и Запорожсталь

Доходим до улицы Финальной. Справа – террикон Черная Гора.

Фото 6. Террикон Черная Гора

Это старый отвал Запорожстали был начал в 1930 году. Он представляет собой скопление отходов различных производств, шлаков, оставшихся после сжигания твердого топлива, а также некондиционого минерального сырья.

Прямо и налево – панорама Запорожстали. Впечатляет, не так ли? Охватить взглядом весь комплекс не удастся, однако составить впечатление о его масштабах вполне возможно.

Теперь самое время для того, чтобы сделать несколько фотографий. Сейчас мы пойдем по улице Финальной – налево, вдоль территории комбината. Вероятно, по пути вы сможете найти иные ракурсы.

Фото 7. Панорама Запорожстали



Раздел 3. По ул .Финальной

Часть 16. Церковь пятидесятников

Проходим угловой дом №24 по Финальной и после №20 углубляемся налево – к зданию, отличающемуся от окружающих строений. Это – молитвенный дом христиан веры евангельской – пятидесятников, ул. Финальная, 18. Церковь называется «Христос – единственная надежда». Пастор церкви – Василий Гедаревич. Он уже 12 лет является епископом христиан веры евангельской Запорожской области. Воспитывает с женой Ольгой шестерых сыновей и одну дочь.

Верующие всех конфессий сегодня не только готовы к диалогу, они активно участвуют в межконфессиональном общении. Католики, православные и протестанты собираются для совместных молитв и это безусловно содействует популяризации христианского вероучения среди населения. Каждый может выбрать ту церковь, к которой влечет его сердце. Реабилитационные центры на базе церквей помогают в освобождении от алкогольной и наркотической зависимости. Это особенно важно в таких социально-неблагополучных районах, как Павло-Кичкас. Человек, регулярно посещающий церковь – будь то православная или баптистская – крепнет духовно, изменяется в лучшую сторону, а некоторые люди буквально возрождаются.

К теме христианства мы еще вернемся. И очень скоро.


Часть 17. ПРЭЖО – 4, ул. Финальная, 7

Продолжаем наш путь по улице Финальной. Справа – территория производственного ремонтно-эксплуатационного жилищного объединения №4. После 2009 года подобные объединения превратились из чисто управляющих контор в эксплуатацонные. Они приняли на себя функции жилищно-ремонтных эксплуатационных участков, которые в народе именовались ЖЭКами. В результате реорганизации в Запорожье было сокращено 16 таких участков. А вместе с ними сократили и работавших в них 316 сотрудников. Все вопросы коммунального обслуживания теперь решаются здесь. Любопытный факт, связанный с этой организацией. Осенью 2011 года состоялось аппаратное совещание горисполкома Запорожья, на котором департамент жилищного хозяйства отчитался о подготовке к зиме. Более половины запорожских крыш были отремонтированы, однако работа нескольких объединений, в частности, четвертого, вызвала нарекания мэра Александра Сина. В Заводском районе, как оказалось, стеновые перекрытия и крыши жилых домов практически не ремонтируются. Городской голова, обратившись к начальнику ПРЭЖО №4 Анатолию Шабале, сказал ему буквально следующее: «Если у вас, как у начальника нет предложений, как выйти из сложившейся ситуации, я не вижу смысла вам оставаться руководителем организации. Тогда пишите заявление об уходе. Я даю вам месяц, чтобы наладить работу жилищной организации, если же нет, мы с вами попрощаемся».

Местные жители пытаются решать проблемы своими силами, собирают всем подъездом на стройматериалы, сами делают ремонт. Иногда бывают «накладки». Пошел квартиросьемщик в контору, попросил, чтобы крышу отремонтировали. Ему отказали – нет материалов. Ладно, говорит жилец, я сам все куплю, дайте рабочих. Не положено. Ладно, пошел, все купил, нанял людей, сделал крышу. А в следующем месяце контора выставила ему счет за ремонт крыши.

Идем дальше.


  1   2


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница