Экономика Узбекистана



Скачать 182.21 Kb.
Дата03.08.2016
Размер182.21 Kb.
Экономика Узбекистана
Национальная валюта – сум. 1000 сум — самая крупная банкнота национальной валюты Узбекистана. Все денежные расчеты производятся в сумах(UZS, код 153) - национальной валюте Республики Узбекистан, которая была введена в обращение 1 июля 1994 г. 1 сум состоит из 100 тийинов. В настоящее время в обращении находятся следующие виды банкнот - 1, 3, 5, 10, 25, 50, 100, 200, 500 и 1000 сум. Банкноты номиналом меньше 25 сум практически исчезли из оборота. Тоже самое произошло и с монетами достоинством меньше 25 сум. Пункты обмена валюты в основном располагаются в банках, на базарах, в отелях, в аэропорту и доступны в каждом городе Узбекистана.

Национальная валюта Узбекистана



Преимущества: золото. Развитый рынок хлопка. В 2009 году был рекордный урожай зерновых (около 6,6 млн т). Значительные нетронутые запасы нефти и газа. Текущая добыча газа вносит решающий вклад в производство электроэнергии. Опыт производства с/х машин; единственный в Центральной Азии авиастроительный завод. В городе Асака находится крупный завод «GM Узбекистан», выпускающий автомобили под маркой Daewoo и Chevrolet.

Слабые стороны: зависимость от импорта зерновых, внутреннее производство покрывает лишь 25 % потребности. Недостаточное реформирование экономики. Значительные трудности с конвертацией национальной валюты. Самая крупная купюра (1000 сум) эквивалентна 0,44 доллара США (по состоянию на 22 декабря 2009). Экологически вредная система орошения хлопковых полей. В структуре ВВП значителен вес сельского хозяйства — 38 %, 26 % приходится на промышленность, 36 % на сферу услуг. За 2009 ВВП несмотря на кризис вырос на 8,1 %. По итогам 2008 года страна занимает третье место в мире по экспорту и шестое место по производству хлопка.

  • производство промышленной продукции в Узбекистане за 2009 г. увеличилось на 9,0 %

  • продукции сельского хозяйства — на 5,7 %.

  • объём строительных работ вырос на 33,1 %,

  • объём платных услуг — на 12,9 %,

  • розничный товарооборот — на 16,6 %.

  • 44 % трудоспособного населения заняты в сельском хозяйстве

  • 20 % — в промышленности

  • 36 % — в сфере услуг.

Важнейшей сельскохозяйственной продукцией Узбекистана, помимо хлопка, являются фрукты, овощи и зерно (пшеница, рис и кукуруза).Основными энергетическими ресурсами государства являются природный газ (доказанные запасы до 2 трлн м³, в том числе крупные Шуртанское — 0,5 трлн м³ и Аланское — 0,2 трлн м³ месторождения, разведано крупное месторождение Урга с запасами до 1,5 трлн м³), уголь (Ангренское месторождение с запасами до 1,9 млрд т бурого угля), запасы урановых руд (общие до 230 тыс. т. урана, в том числе крупнейшее — Учкудукское месторождение) и гидроэнергия (рек Чирчик, Ахангаран (Ангрен), Сурхандарья и множества малых).

Внешняя торговля


Узбекистан экспортирует (11,8 млрд долл. в 2009 году) — хлопок, золото, природный газ, минеральные удобрения, металлы, продукцию текстильной и пищевой промышленности, автомобили.Импорт (9,4 млрд долл. в 2009 году) — промышленная продукция, продовольствие, химическая продукция, металлы. Основную долю в товарообороте составляют: Россия 21,0 %, Китай 9,7 %, Швейцария 7,9 %, Украина 7,2 %, Казахстан 6,2 % и Республика Корея 5,8 %. Суверенный Узбекистан встал на путь социально-экономических преобразований, нацеленных на создание устойчивой социально-ориентированной рыночной экономики, открытой мировому хозяйству. Отличительная черта узбекской модели реформ — ориентация на достижение конечного результата, обеспечивающего рост благосостояния населения. Она исходит из необходимости глубоких структурных преобразований в национальном хозяйственном комплексе как главного условия достижения макроэкономической стабилизации, экономического роста и благополучия населения, включения в мировое хозяйство. Другой важный блок реформ — институциональные преобразования. Эти задачи решались путём сочетания экономических (стабилизационные программы, демонополизация, разгосударствление и приватизация, аграрные реформы) и политических мер, разрушения прежних и создания новых структур управления и контроля за экономикой.

В сравнительно короткие сроки удалось разработать нормативно-правовую базу реформ, демонтировать многие институты прежней централизованно-плановой системы, заменив их рыночными, обеспечить финансовую и первичную макроэкономическую стабилизацию, осуществить институциональные преобразования и создать многоукладную экономику, заложить основы рыночной инфраструктуры, сформировать механизмы стимулирования мелкого и среднего предпринимательства, создать новые отрасли экономики, добиться энергетической независимости и приблизиться к зерновой независимости, не допустив обвального спада производства и социальных катаклизмов. С 1995 приостановился спад в промышленности, а с 1996 возобновился рост производства в отраслях реального сектора и в экономике в целом. Объём ВВП в 2001 превзошёл уровень 1991.

   Важнейший результат рыночных реформ — переход от монопольной государственной собственности к многоукладной экономике в ходе поэтапного процесса разгосударствления и приватизации. На 1 января 2002 в негосударственном секторе функционировало 88,3% общего числа зарегистрированных хозяйствующих субъектов. В 2001 в негосударственном секторе производилось более 74% ВВП, более 70% промышленной и 99% сельскохозяйственной продукции, формировалось ок. 98% розничного товарооборота. На его долю приходилось 76% общей численности занятых в экономике. С 2000 акценты сместились с количественных показателей на вопросы реструктуризации отраслей, совершенствование механизмов постприватизационной поддержки предприятий и др. качественные аспекты процесса приватизации. Государство стремится ограничивать своё вмешательство в предпринимательскую деятельность.

По классификации Всемирного банка Узбекистан входит в группу стран с низкими доходами. В 2000 объём ВВП составлял 7666 млн долл. США — 0,2% мирового ВВП, а доход на душу населения — 308 долл. США.

За годы реформ созданы предпосылки для перехода к устойчивому экономическому росту, но сама устойчивость пока не достигнута. Трудности связаны прежде всего с нехваткой капитала. Объём инвестиций в 2002 был почти на 1/5 ниже уровня 1991. Инвестиционная активность несколько оживилась после 2000. Норма валовых накоплений в 2001 увеличилась до 20,2% ВВП, но ещё значительно ниже уровня 1996. Усилилась зависимость инвестиционного процесса от внешних источников. Доля средств иностранных инвесторов в суммарном объёме инвестиций с 14% в 1995 выросла до 29,3% в 2001. Недостаточно эффективная структурная политика, устраняя прежние диспропорции в экономике, вела к возникновению новых, что проявлялось в значительном бюджетном дефиците, глубоком разрыве между официальным и рыночным курсами сума, высокой инфляции.

Благодаря мерам антиинфляционного регулирования удалось подавить глубочайшую инфляцию 1991— 92 и 1993—94. Однако индекс потребительских цен 2000—01 свидетельствует о сохраняющихся инфляционных тенденциях, порождаемых реструктуризацией производства, процессом сближения внутренних цен с мировыми, институциональными преобразованиями.

Наличие значительной массы трудоизбыточного населения выдвигает на первый план вопросы обеспечения занятости. За 1992—2002 численность безработных, зарегистрированных в службах занятости, выросла с 8,8 до 45,6 тыс. чел., а уровень безработицы повысился с 0,1 до 0,5%.

К кон. 1990-х гг. на замедлении темпов экономического роста стали сказываться и недостаточная глубина проводимых преобразований, отставание в развитии рыночной инфраструктуры, низкая эффективность многих приватизированных предприятий, отсутствие прогресса в развитии малого и среднего бизнеса, бюрократизация структур, созданных для его поддержки, трудности с привлечением внешних инвесторов и т.д. В 2000 экономическая политика подверглась серьёзной корректировке в направлении дальнейшей либерализации и углубления рыночных реформ, особенно в вопросах дальнейшего разгосударствления хозяйственной деятельности, приватизации, устранения барьеров на пути развития предпринимательства, налоговой, ценовой и валютной политики, сферы внешнеэкономической деятельности.

За годы реформ аграрно-индустриальная экономика Узбекистана приобрела аграрно-сервисный характер. В 2001 на промышленность приходилось 16,2% валовой добавленной стоимости, на сельское хозяйство — 34,5%, на строительство — 6,7%, на услуги — 42,6%. В промышленности работало 12,7% общей численности занятых, в сельском хозяйстве — 33,5%, в строительстве — 7,7%, в секторе услуг — 46,1%.

В то же время разработка и реализация структурной политики, курс на приоритетное развитие отраслей, обеспечивающих внедрение в производство достижений НТП, равноправное участие в мировой торговле позволили избежать деиндустриализации и примитивизации структуры самой промышленности. С 1998 доля промышленности в валовой добавленной стоимости сохраняется на одном уровне.

Развитие нефте- и газодобычи позволило уже в 1995 отказаться от импорта нефти, а затем и стать нефтеэкспортёром. Тем самым была решена задача обеспечения энергетической безопасности. В базовых отраслях построены и строятся предприятия, использующие современные технологии, — Бухарский НПЗ, Шуртанский нефтехимический комплекс, Ферганский завод фурановых соединений, первая очередь Кызылкумского фосфоритного комбината. Создана собственная автомобильная промышленность — заводы в Асаке и Самарканде, получили развитие высокотехнологичные производства — электронная, радиотехническая промышленность, приборостроение. Доля отдельных отраслей в структуре промышленного производства в 2001 составляла (в %; в скобках — данные за 1991): ТЭК — 21(6), лёгкая — 20(41), пищевая — 13(15), металлургическая — 12 (10), машиностроение и металлообработка — 11(11), химическая и нефтехимическая — 6(4), промышленность строительных материалов — 5(4), лесная и деревообрабатывающая — 1(2).

В результате аграрной реформы вырос и окреп частный сектор, доля которого в общем объёме продукции сельского хозяйства в 2001 превысила 73%. Земля в Узбекистане остаётся в госсобственности. Главная цель аграрной политики — отход от монокультуры хлопчатника при стабилизации его производства как основной экспортной культуры и увеличение производства зерновых для достижения зерновой независимости. За 1990—2001 производство зерна выросло более чем вдвое, но ещё далеко от уровня, обеспечивающего зерновую независимость, производство хлопка-сырца в 2001 превысило 3,26 млн т. Поголовье крупного рогатого скота превысило уровень 1991, поголовье коз и овец с кон. 1990-х гг. начало медленно восстанавливаться (кроме каракулевых овец), но ещё ниже показателя 1991.

Важное направление структурной перестройки — развитие транспортной системы, в т.ч. участие в проекте ТРАСЕКА, расширяющем выход на мировые рынки. Основной вид транспорта — автомобильный. В 2001 на него приходилось 86,3% объёма всех перевезённых грузов и 91,1% объёма пассажироперевозок. Протяжённость автомобильных дорог с твёрдым покрытием — 74,4 тыс. км, в т.ч. дорог общего пользования — 43,2 тыс. км; железнодорожных путей — 6,3 тыс. км, внутренних водных путей — 1100 км, магистральных трубопроводов — 13,4 тыс. км. Действуют 267 аэропортов, из них 10 имеют взлётно-посадочные полосы с твёрдым покрытием.

Развитие систем связи пока отстаёт от потребностей У. В 2001 на 100 жителей имелось 6,5 телефонных аппарата, было зарегистрировано 129,3 тыс. шт. сотовых телефонов, 77 абонентских установок сети «Телекс», 1392 установки передачи данных электронной почтой. Число пользователей Интернета в 2002 — 100 тыс. После завершения строительства узбекского участка Трансазиатско-европейской линии оптико-волоконной связи страна получит самостоятельный выход в международную систему связи.

Объём розничного товарооборота в 2001 составил 132% к уровню 1991, с сер. 1990-х годов его рост приобрёл относительно устойчивый характер. Доля продуктов питания — 61% при доле непродовольственных товаров 39%.

Сектор услуг по темпам роста опережает другие сектора экономики. Из общего объёма платных услуг в 2001 на бытовые услуги, на услуги транспорта и жилищно-коммунального хозяйства приходилось 73,2%, на образовательные — 5,7%, на медицинские, санаторно-курортные — 2,7%, на культурные — 0,8%.

Важным источником валютных поступлений может стать иностранный туризм. По своим рекреационным ресурсам Узбекистан занимает 10—11-е место в мире, в стране более 3 тыс. памятников истории и культуры. Принята государственная программа развития туризма до 2005. За 1993—2000 поток туристов, в основном из Российской Федерации, стран СНГ, Франции, Германии, Японии, увеличился втрое. Перспективы этого сектора связаны с развитием инфраструктуры туризма, расширением валютной базы турпредприятий, совершенствованием механизмов управления туристическим бизнесом.

Экономическая политика государства направлена на формирование рыночных структур, пересмотр отношений собственности, создание новой финансовой и банковской системы, преобразование системы управления, обеспечение динамичного развития на основе преимущественно собственных ресурсов, экономической и экологической безопасности, интеграцию в глобальную экономику.

Главное содержание социальной политики — защита интересов человека и семьи, повышение благосостояния населения, обеспечение занятости, реализация человеческого потенциала, поддержание социального согласия.

Введение в июле 1994 национальной денежной единицы — сума — позволило проводить независимую монетарную политику. С конца 2001 взят курс на дальнейшее ужесточение денежно-кредитной политики, усиление контроля за денежными агрегатами, укрепление налично-денежного обращения.

С 2000 принимаются меры по либерализации валютной политики, направленные на расширение внебиржевого валютного рынка, ускорение унификации официального и рыночного обменных курсов сума. С октября 2003 введено конвертирование сума по текущим операциям.

В Узбекистане создана двухуровневая банковская система. Центральный банк Узбекистана (ЦБУ) осуществляет денежно-кредитное регулирование, эмиссию денег, регулирование банковской деятельности, надзор за банками и др. В 2000 имелось 36 коммерческих банков, в т.ч. 4 — с участием иностранного капитала, 7 — частных, 4 — государственных, остальные — акционерно-коммерческие. С 1998 идёт реформирование банковской системы, предусматривающее либерализацию и реструктуризацию всех сфер её деятельности.

Государственный бюджет хронически сводится с дефицитом, имеющим, однако, тенденцию к снижению (–9,6% ВВП в 1995, –1,4% ВВП в 2001). Доходная часть бюджета в основном формируется за счёт налоговых поступлений, в расходной части ок. 1/2 занимает содержание социально-культурной сферы. В ходе углубления реформ предполагается снижение доли ВВП, перераспределяемой через бюджет, перенесение акцента с ужесточения сбора налогов на расширение налогооблагаемой базы и снижение налоговых ставок, повышение роли государства в антимонопольном и ценовом регулировании для смягчения кризиса неплатежей.

Переход к рыночным отношениям не сопровождался резким ухудшением социальных показателей. Реальные располагаемые денежные доходы населения по сравнению с уровнем предыдущего года составляли в 2000 126,4%, в 2001 — 118,2%. Средняя заработная плата рабочих и служащих составляла в 2000 более 55 долл. США с большой дифференциацией по регионам, среднемесячная пенсия по старости в 2001 — 26 долл. США. В структуре доходов ок. 54% составляет оплата труда, более 33% — доходы от предпринимательской деятельности, 13% — социальные трансферты (2001). В структуре расходов более 94% — расходы на оплату товаров и услуг и обязательные платежи, 2,6% — сбережения во вкладах, ценных бумагах и покупка валюты (2001).

Концепция социальной политики исходит из необходимости повышения благосостояния населения, недопущения роста бедности и малообеспеченности. Ниже уровня бедности в Узбекистане находится 29% населения (1998). Децильный коэффициент дифференциации доходов населения сравнительно невысок, но в кон. 1990-х гг. он значительно вырос по сравнению с 1995.

Развитие многовекторных внешнеэкономических связей — неотъемлемая составная часть стратегии перехода к рынку. Узбекистан установил торгово-экономические отношения более чем со 140 государствами  мира.

С 1992 внешнеторговый оборот вырос более чем в 3 раза и в 2002 превысил 5659 млн долл. США (экспорт 2688,4 млн, импорт — 2970,6 млн). Основные торговые партнёры Узбекистана (72,4% экспорта, 63,1% импорта в 2002) — страны вне СНГ. Из государств СНГ важнейший партнёр — Российская Федерация (38,6% узбекского экспорта в страны СНГ и 59,5% импорта из этих стран в 2002). Экспорт сохраняет преимущественно сырьевой характер и слабо диверсифицирован — ок. 60% составляют хлопок и золото. Увеличение за годы реформ абсолютных объёмов вывоза товаров с высокой степенью обработки, в т.ч. новых ( автомобилей, электроники), пока не привело к кардинальным изменениям структуры экспорта, делающей экономику Узбекистана чрезвычайно зависимой от колебаний мировых цен. Доля машин и оборудования в экспорте в 2002 составляла 3,9%. Постоянно растущая доля в импорте машин и оборудования (41,5% в 2002) — результат проводимой в Узбекистане политики технического перевооружения национального хозяйства через госинвестиции. Во внешнеэкономической стратегии Узбекистана намечается переход от импортозамещения к экспортной ориентации.

Необходимым условием экономического роста является приток средств из-за рубежа, основная часть которых — займы и кредиты на двусторонней основе. Объём прямых иностранных инвестиций за 1994— 2000 составил 877 млн долл. США. На нач. 2001 действовало 1958 ПИИ, в т.ч. 53,5% — в сфере промышленности, 26,5% — торговли и общественного питания. Внешний долг в 1999 превысил 4,5 млрд долл. США, или 25% ВНД.


Экономика Узбекистана: перспективы развития в условиях мирового финансового кризиса

МВФ и ВБ оптимистично оценивают перспективы Узбекистана

В июне 2009 г. во время своего первого визита в страны Центральной Азии (Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан и Узбекистан) с целью изучения влияния на регион глобального экономического кризиса, путей его преодоления и активизации сотрудничества директор­распорядитель Международного валютного фонда (МВФ) Д.Стросс­ Кан заявил, что ожидаемый рост экономики Узбекистана будет одним из самых высоких в мире – 7% в 2009 г. Он отметил, что из всех стран региона «лишь этой стране удастся не только избежать резкого снижения экономической активности, но и достичь столь значительных темпов роста». Финансовая поддержка национальной экономики правительством уже составила 4% ВВП, что дало положительный эффект. В результате при прогнозируемом отрицательном росте мировой экономики в размере 1,3% по итогам 2009 г. рост узбекской экономики (даже если не будут достигнуты показатели прогноза) будет одним из самых высоких в мире. «В эти времена, характеризующиеся потрясениями и неопределенностью, осмотрительное макроэкономическое управление и планирование имеют решающее значение для внушения доверия и проведения действенных мер в ответ на кризис», – добавил Д. Стросс Кан и подчеркнул, что МВФ готов и в будущем расширять сотрудничество с Узбекистаном в вопросах дальнейшего развития экономики страны. В июне 2009 г. Всемирный банк (ВБ) опубликовал доклад «Финансирование глобального развития в 2009 г.: контуры глобального экономического восстановления», в котором подчеркнуто, что Узбекистан лидирует по темпам экономического роста среди стран СНГ и закончит текущий год с приростом ВВП в 4,5%, а в 2010 г. этот показатель может составить 5%, причем прогнозы ВБ по Узбекистану скромнее прогнозов МВФ (ВБ традиционно более сдержан в прогнозах темпов роста мировой экономики).

Международные эксперты отмечают, что рост экономики Узбекистана объясняется использованием собственных ресурсов и эффективными мерами, принимаемыми руководством республики по преодолению последствий мирового финансового кризиса. Правительство страны в начале года прогнозировало рост ВВП на уровне 8%.Прирост ВВП Узбекистана в I полугодии 2009 г. составил 8,2%, госбюджет исполнен с профицитом в размере 0,3 процентного пункта ВВП, а уровень инфляции не превысил показатели, предусмотренные в прогнозе. Реальные доходы населения в I полугодии 2009 г. выросли на 25,9%. Согласно официальным статистическим данным, рост промышленного производства составил 9,1%, – 4,6%, производства потребительских товаров – 13,1%, сельского хозяйства сектора услуг – 18,5%, строительных работ – 32,5%.В январе–июне 2009 г. в сельской местности проложено 435 км газовых и 839 км водопроводных сетей, построено 2,9 млн. кв. м индивидуального жилья, открыты 233 общеобразовательные школы, завершается строительство 196 профессиональных колледжей и 18 академических лицеев. На строительстве, реконструкции и дорожно­ремонтных работах автомобильных дорог общего пользования международного и государственного значения выполнен объем работ на сумму 141 млрд. сум., мелиоративных и ирригационных объектах – на 61,1 млрд.

 Антикризисные меры действуют

Несмотря на мировой финансово­экономический кризис, продуманная социально­экономическая политика и своевременные антикризисные меры обеспечили стабильное, сбалансированное и устойчивое развитие экономики Узбекистана. В условиях падения спроса и цен на многие экспортные товары ключевым фактором поддержания устойчивости экономики стало развитие внутреннего спроса на продукцию отечественных производителей. Это достигается за счет программ развития производственной и социальной инфраструктуры, жилищного строительства, сферы услуг, а также расширения производства «локализуемой» продукции и кооперированных поставок между узбекскими предприятиями.


Одновременно с расширением внутреннего спроса принимаются системные меры по поддержке экспортеров. На пополнение оборотных средств предприятий­экспортеров коммерчес­кими банками предоставлены льготные кредиты на 81 млрд. сум., возврат предприятиям­экспортерам налога на добавленную стоимость (НДС) составил 21 млрд., реструктуризация задолженностей по платежам в бюджет и внебюджетные фонды со списанием штрафов и пеней, а также за поставку электроэнергии, природного газа и коммунальных услуг – около 56 млрд., реструктуризация задолженностей со списанием штрафов и пеней по кредитам коммерческих банков – 54,5 млрд. сум., 65 млн. долл. и 8 млн. евро.
Был задействован механизм реализации экспортной продукции по ценам, равным себестоимости и, в отдельных случаях, ниже. Указанные меры, а также дальнейшая диверсификация экспорта и выход на новые внешние рынки сбыта позволили в январе–июне 2009 г. увеличить экспортные поступления на 13,4%, положительное сальдо торгового баланса составило около 1,6 млрд. долларов. В стране осуществляется комплекс мер по благоустройству сельских населенных пунктов и повышению эффективности аграрного сектора экономики, в первую очередь, за счет ускоренного создания современных предприятий по глубокой переработке сельскохозяйственной продукции. Несмотря на сложные погодные условия, в I полугодии 2009 г. в стране собрано более 6,6 млн. т зерна, производство плодоовощной продукции увеличилось на 12,4%, скота и птицы – на 6,6%, яиц – на 15,3%.Объемы освоенных капитальных вложений в I полугодии 2009 г. возросли на 32,7%, в том числе прямые иностранные инвестиции – в 2,6 раза. На производственные инвестиции было направлено 71,1% общего объема инвестиций. Реализация программы местного производства комплектующих позволила освоить 95 новых видов «локализуемой» продукции, увеличить объемы ее производства в 1,8 раза, обеспечив выпуск и реализацию импортозамещающей продукции на сумму, эквивалентную 708 млн. долларов. В I полугодии 2009 г. создано 534,6 тыс. новых рабочих мест, в том числе 328 тыс. – в сельской местности и 52 тыс. – в сфере надомного труда в кооперации с предприятиями.

 Инвестируя в будущее

По данным Министерства экономики об итогах реализации Инвестиционной программы Узбекистана, в I полугодии 2009 г. за счет всех источников финансирования освоено более 6265 млрд. сум. капитальных вложений, что на 32,7% превышает показатели аналогичного периода прошлого года и составляет 53,9% показателей, предусмотренных в прогнозе на текущий год.

Из общего объема инвестиций 22,3% составили централизованные инвестиции (1341,7 млрд. сум.) и 77,7% (4684,8 млрд.) – нецентрализованные, в производственную сферу направлено – 28,9%. За счет бюджетных средств 71,1% капиталовложений, в непроизводственную в I полугодии 2009 г. освоено 676,5 млрд. сум., или 74,9% годового прогнозного показателя.



В рамках Инвестиционной программы на текущий год предусмотрено использование средств Фонда реконструкции и развития по 11 проектам с общей годовой прогнозной суммой 265,55 млн. долл. В январе–июне текущего года за счет средств фонда по 7 проектам выделено 166,36 млн. долл., или 62,6% от прогноза на год:75 млн. долл. (100% годового прогноза) – «Узбекнефтегазу» на строительство магистрального газопровода Ахангаран–Пунган через перевал Камчик;1,8 млн. долл. (69,2%) – объединению «Узкимесаноат» на реконструкцию и модернизацию крупнотоннажного агрегата аммиака АМ-76 на ОАО «Максам-Чирчик», а также 10,52 млн. (33,5%) – на строительство Дехканабадского завода калийных удобрений;
28,58 млн. долл. (98%) – компании «Узбекэнерго» на строительство ЛЭП мощностью 500 кВт между подстанциями (ПС) «Гузар»–«Сурхан» и автотрансформатора;
8,69 млн. долл. (103,5%) – Минсельводхозу для капитально­восстановительного ремонта Каршин­ского каскада насосных станций;
5,77 млн. долл. (22,2%) – авиатранспортной компании «Узбекистон хаво йуллари» на реконструкцию и модернизацию международного аэропорта г. Навои;
36 млн. долл. (100%) – «Тош-шахартрансхизмату» на приобретение 200 автобусов марки Mercedes­Benz Conecto Low Floor. Общая сумма привлеченных иностранных инвестиций и кредитов в рамках инвестиционной программы в январе–июне 2009 г. составила более 1,29 млрд. долл. (55,8% к прогнозу), из них на новое строительство (млн. долл., в скобках – %) – 776,05 (60,13), модернизацию и реконструкцию – 298,72 (23,15), на другие направления – 215,87 (16,72). В частности, на 50 проектов, реализуемых под гарантию правительства, было привлечено 211,77 млн. долл. (33,6%), а на 57 проектов за счет прямых иностранных инвестиций и кредитов – 1,1 млрд. (64%). Согласно Инвестиционной программе, за полугодие фактически использовано более 1,2 млрд. долл. (52% к годовому показателю) иностранных инвестиций и кредитов. В целом на долю прямых иностранных инвестиций и кредитов в общем объеме капитальных вложений пришлось 25,4% против 14% в аналогичном периоде прошлого года.В I полугодии текущего года в Узбекистане осуществлялась реализация 667 производственных и инфраструктурных инвестиционных проектов в приоритетных отраслях экономики. Введены в эксплуатацию 193 производственных объекта, обеспечивших создание основных фондов на сумму 135,1 млрд. сум., в том числе в пищевой промышленности – 67 (8,3 млрд.), легкой и текстильной отраслях – 32 (78,8 млрд.), сфере  строительных материалов – 78 (24,7 млрд.), сельском и лесном хозяйстве – 4 (600 млн.), машиностроении – 5 (17,9 млрд.) и прочих отраслях – 7 (4,7 млрд.). Инвестиционной программой предусмотрено также 59,2 млрд. сум. на развитие ирригационных систем, повышение безопасности работы и надежности эксплуатации крупных и особо важных водохозяйственных объектов, в том числе на строительство и реконструкцию водохранилищ. По состоянию на 1 июля 2009 г. освоено 29,2 млрд. сум. (49,3% выделенных средств); работы по строительству и реконструкции водохранилищ выполнены на 14,4 млрд. сум. (43,2%). Фонду мелиоративного улучшения орошаемых земель за счет средств бюджета выделен лимит капитальных вложений в объеме 82,7 млрд. сум., из них 55,4 млрд. предназначены для выполнения строительных и реконструкцион­ных работ и 27,3 млрд. – на закупки специальной техники. В январе–июне 2009 г. использовано 31,9 млрд. сум. (38,6% к годовому прогнозу) средств фонда. На строительство и реконструкцию водопроводных сетей и сооружений для обеспечения сельских населенных пунктов питьевой водой в текущем году предусмотрены средства в объеме 20,5 млрд. сум., из которых освоено 7,7 млрд. (37,4% к прогнозу). За счет средств Республиканского дорожного фонда в 2009 г. предусмотрены капитальные вложения в размере 241,2 млрд. сум., а в январе–июне фактически использовано 93,5 млрд. (38,8%). В I полугодии текущего года в Узбекистане осуществлен ввод более 4 млн. кв. м жилья, в том числе 2,9 млн. – в сельской местности, а также 574,9 км газопроводных и 1105 км водопроводных сетей. В строительство и реконструкцию региональных объектов здравоохранения направлено 1,8 млрд. сум. (46,2% годового показателя).


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница