Экономический и социальный совет




страница1/9
Дата01.08.2016
Размер0.77 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9



GE.02-22251 (R) 190702 240702



ОРГАНИЗАЦИЯ

ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

E





1



ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

И СОЦИАЛЬНЫЙ СОВЕТ

Distr.


TRANS/WP.5/2002/1/Add.2

14 June 2002
RUSSIAN

Original: 







ЕВРОПЕЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ



КОМИТЕТ ПО ВНУТРЕННЕМУ ТРАНСПОРТУ

Рабочая группа по тенденциям и экономике транспорта


(Пятнадцатая сессия, 2-4 сентября 2002 года,

пункт 5 повестки дня)




ИЗМЕНЕНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ТРАНСПОРТА
Ответы на вопросник об изменениях в области транспорта
Добавление 2
Передано правительством Латвии
Примечание: На своей пятьдесят девятой сессии Комитет по внутреннему транспорту в соответствии с решением, принятым ранее на его сороковой сессии (ECE/TRANS/42, пункт 45), решил распространить вопросник о наиболее значительных критериях для определения новых важных изменений в области внутреннего транспорта в странах-членах, которые представляют общий интерес для правительств (ECE/TRANS/119, пункт 52).
* * *

I. Общие аспекты транспортной политики
1.
1.1 В своей транспортной политике правительство Латвийской Республики в целом руководствуется следующими двумя программами:
- Национальной программой развития транспорта (2000-2006 годы);
- Государственной программой развития железнодорожного транспорта (1995 2010 годы).
В "Декларации о предполагаемой деятельности Кабинета министров" предусмотрены следующие мероприятия, направленные на развитие транспортной системы:
- создание устойчивой и долгосрочной системы финансирования автодорожной сети в соответствии с принятым в рамках автотранспортного сектора принципом взимания платы за пользование автодорогой с участников дорожного движения.
По состоянию на начало апреля 2002 года доходы, поступившие от взимания акцизных сборов за нефтепродукты, распределялись следующим образом: 60% в счет особой части государственного бюджета - Государственного автодорожного фонда (ГАФ) - и 40% в счет сводного государственного бюджета (по сравнению с прежним распределением 50%/50%). Дополнительные десятипроцентные поступления предстоит использовать для финансирования Программы усовершенствования и развития сети автодорог в сельской местности. В настоящее время правительством ведутся переговоры с целью перераспределения поступлений от акцизных сборов за нефтепродукты следующим образом: 85% - в счет ГАФ и 15% в счет сводного государственного бюджета;
- усовершенствование единообразной модели управления сетью автомобильных дорог посредством повышения роли муниципальных органов. (Пока никаких реальных изменений в плане повышения роли муниципальных органов в деле управления сетью автомобильных дорог не произошло);
- реализация Программы развития сети автодорог в сельской местности в соответствии с региональными проектами развития.
В рамках Программы усовершенствования и развития сети автодорог в сельской местности, рассчитанной на 1999-2001 годы, были реализованы различные проекты на сумму 27 483 евро. В настоящее время завершена разработка Программы усовершенствования и развития сети автодорог в сельской местности на 2002 2004 годы и на ее реализацию предполагается израсходовать 60 428 евро. Мероприятия по строительству объектов, включенных в Программу усовершенствования и развития сети автодорог в сельской местности, координируются с мероприятиями, проводящимися в рамках региональных проектов развития.
- прямые государственные капиталовложения в транспортный сектор с целью объединения различных видов транспорта в рамках мультимодальной транспортной системы.
Государственные капиталовложения осуществляются на маршрутах, включенных в европейскую сеть автомагистралей ("Виа Балтика") (Е-67), коридор "Запад - Восток" (Е-22). Подробное описание государственных капиталовложений приведено в разделе III.
- существенное повышение безопасности дорожного движения.
В 1999 году была разработана Национальная программа повышения безопасности на транспорте.
1.2 Приоритетными направлениями дальнейшего развития в секторе автомобильных перевозок являются:
- укрепление и развитие системы финансирования этого сектора,
- реконструкция дорожного покрытия,
- обновление искусственных сооружений,
- усовершенствование автодорожной инфраструктуры (улучшение качества дорожного покрытия и повышение несущей способности мостов) и
- развитие транспортных коридоров.
Одним из наиболее важных элементов Национальной программы развития транспорта, которому должно уделяться особое внимание в период 2000-2006 годов, служит развитие и усовершенствование маршрута "Виа Балтика" и коридора "Запад-Восток", в том числе улучшение транспортной ситуации в Риге (строительство нового переезда через реку Даугава).
Приоритетными направлениями дальнейшего развития в секторе железнодорожных перевозок являются:
- предоставление безопасных, надежных и экологически благоприятных услуг по железнодорожным перевозкам, обеспечивающих эффективную обработку грузов в магистральном транзитном коридоре,
- увеличение объема грузов, перевозимых по железной дороге, и обеспечение пассажирских перевозок в соответствии с соглашениями, подписанными правительством.
В 1998 году вступил в силу Закон о железных дорогах, положения которого согласованы с соответствующими директивами ЕС. В соответствии с этим Законом заложена основа для создания двух государственных административных органов, а именно: железнодорожной администрации и железнодорожной технической инспекции. Государство собирается принять ответственность за техническое обслуживание и развитие государственной железнодорожной инфраструктуры.
1.3 Под реорганизацией железнодорожной системы подразумевается постепенное преобразование уже функционирующих национальных элементов железнодорожных перевозок в эффективную сеть железнодорожного транспорта. Таким образом, монопольный статус национальных железнодорожных компаний будет постепенно упразднен.
Исследования по аспектам реорганизации Латвийских железных дорог начались в апреле 1996 года, а 8 апреля 1997 года был утвержден окончательный доклад по вопросам их реорганизации. Данная работа финансировалась по линии программы PHARE и проводилась специалистами из компаний "СведеРейл АБ" (Швеция) и "Нетконсалт/КПМГ" (Нидерланды) в сотрудничестве со специалистами из государственной акционерной компании "Latvijas Dzelzceļš" ("Латвийские железные дороги").
В соответствии с планом реорганизации железных дорог, рассчитанным на период 1996 1998 годов, были сформированы следующие пять структурных подразделений, функционирующих под управлением и контролем руководящего органа и специализирующихся по основным направлениям коммерческой деятельности компании:
- отдел инфраструктуры;

- отдел пассажирских перевозок;

- отдел грузовых перевозок;

- отдел подвижного состава;



- отдел недвижимого имущества.
1.4 В этот период были приняты важные меры по реорганизации железнодорожной системы; к числу основных из этих мер относятся: подготовка Закона о железных дорогах и разработка Программы капиталовложений в Латвийские железные дороги на период 1998 2002 годов.
2. Организационные изменения
Министерство транспорта Латвийской Республики является центральным государственным административным органом, отвечающим за развитие транспорта в стране. Оно вместе с другими государственными административными органами принимает решения, касающиеся общей государственной политики в области транспорта, средств связи и информационной техники, и осуществляет эту политику, а также координирует действия в этих отраслях экономики. В рамках общей транспортной политики министерство решает проблемы стратегического планирования, финансирования и регулирования. В состав министерства входят национальные департаменты и департаменты, отвечающие за различные виды транспорта. Для решения некоторых транспортных задач был создан ряд посреднических учреждений и компаний (директоратов, инспекций, администраций). Министерство транспорта осуществляет тесное сотрудничество с муниципальными органами, ассоциациями и НПО. В транспортном секторе функционируют предприятия различных типов.
Железнодорожная администрация (учрежденная в 1999 году) осуществляет государственное управление в железнодорожном секторе. Она является государственным учреждением, контролируемым министерством транспорта. Ее финансирование осуществляется за счет государственного бюджета. Она является юридическим лицом, и Кабинет министров утверждает ее постановления. Руководит железнодорожной администрацией директор, который назначается на эту должность и освобождается от нее Кабинетом министров по предложению министра транспорта.
На железнодорожную администрацию возложены следующие обязанности:
· одобрение методов расчета сборов за пользование государственной железнодорожной инфраструктурой;
· координация контактов в рамках гражданской службы с целью организации железнодорожных перевозок;
· учет заключенных договоров и контроль за их выполнением   после осуществления контактов в рамках гражданской службы;
· выдача лицензий транспортным операторам;
· предоставление министерству транспорта требующейся информации относительно действий администрации и принимаемых решений;
· стимулирование эффективного и рационального функционирования железнодорожных предприятий;
· защита интересов потребителя;
· урегулирование споров между управляющим государственной железнодорожной инфраструктурой и железнодорожными предприятиями, связанных с взиманием сборов за пользование инфраструктурой, распределением пропускной способности инфраструктуры и с запрещением въезда на пути, относящиеся к государственной железнодорожной инфраструктуре, с путей частной железнодорожной инфраструктуры, а также с ограничением доступа к этим путям, и принятие решений, которые обязательны для выполнения обеими сторонами;
· стимулирование конкуренции в сфере железнодорожных перевозок;
· разработка стратегии и программы действий в области охраны окружающей среды на железных дорогах, обслуживание системы самоконтроля за загрязнением окружающей среды;
· оценка создаваемых железнодорожной инфраструктурой рисков для здоровья человека и окружающей среды и проведение необходимых мероприятий с целью снижения этих рисков.
Железнодорожная администрация работает в тесном сотрудничестве с железнодорожной технической инспекцией, осуществляющей контроль и наблюдение за технической эксплуатацией железных дорог в Латвии. Железнодорожная администрация сотрудничает с различными департаментами министерства транспорта и местными муниципальными органами.
3. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)
До обретения Латвией независимости проблемы охраны окружающей среды в стране надлежащим образом не обсуждались. В соответствии с директивами Европейского союза (ЕС) были разработаны и приняты новые законы по охране окружающей среды и были созданы учреждения, занимающиеся оценкой воздействия на окружающую среду. В соответствии с введенными в Латвии требованиями оценка воздействия на окружающую среду осуществляется применительно к проектам, которые охватываются положениями Закона об оценке воздействия на окружающую среду, вступившего в силу 13 ноября 1998 года, и резолюции № 213 Кабинета министров от 15 июня 1999 года, касающейся процедуры ОВОС. Оба эти документа соответствуют директиве 85/33/ЕЕС Европейского совета от 27 июня 1985 года по проведению ОВОС применительно к государственным и частным проектам, а также директиве 97/11/ЕС Европейского союза от 3 марта 1997 года, дополняющей директиву 85/337/ЕЕС. В Законе об оценке воздействия на окружающую среду и соответствующих резолюциях Кабинета министров указываются виды деятельности, при осуществлении которых требуются ОВОС; процедура проведения ОВОС, обязательства, права и ответственность всех сторон, участвующих в процедуре ОВОС, а также подчеркивается важное значение результатов ОВОС и ее воздействие на процесс принятия решений.
Пока Латвия подписала два международных соглашения по ОВОС в трансграничном контексте. Первым из них является принятие в Эспо Конвенция об ОВОС в трансграничном контексте (Латвия присоединилась к этой Конвенции 1 июля 1998 года). Второе соглашение, предусматривающее выполнение требований Конвенции, принятой в Эспо, было подписано 14 марта 1997 года правительствами Эстонии и Латвии. В соответствии с приложением к Закону об ОВОС перед проектированием новых автодорожных участков либо разработкой проектов реконструкции эксплуатирующихся участков Региональное экологическое управление или Государственное бюро по ОВОС обязаны запрашивать результаты проведения ОВОС.
Железнодорожная администрация в 2001 году подготовила Стратегию охраны окружающей среды на железных дорогах и в настоящее время занимается разработкой программы действий, обеспечивая обслуживание системы самоконтроля за загрязнением окружающей среды.
4. и 5. До настоящего времени никаких мероприятий по стимулированию рационального использования имеющегося транспортного потенциала и по содействию рациональному использованию энергии на транспорте не проводилось
II. Экономические, технические и эксплуатационные аспекты
6.
В Латвии большое внимание уделяется развитию железнодорожной инфраструктуры. С 1999 года компания "Latvijas Dzelzceļš ("Латвийские железные дороги") инвестировала около 150 млн. латов в развитие инфраструктуры, причем 90% этих инвестиций были предназначены для транзитного коридора "Восток-Запад". Этот транзитный коридор начинается с двух входных станций на границе с Россией и одной входной станцией на границе с Беларусью и заканчивается тремя крупными портами Латвии: Вентспилсом, Ригой и Лиепая.
Наиболее масштабные капиталовложения направлены на реконструкцию железнодорожных узлов в Вентспилсе и Резекне, модернизацию основного транзитного коридора и дальнейшее обновление сети местного сообщения и автоматических систем.
В 1998 году Латвийское государство и Европейский инвестиционный банк согласовали вопрос о гарантиях в отношении указанных выше мероприятий.
Особое внимание уделяется введению новой техники в локомотивных парках и вагонных депо. Создается все большее число рабочих мест, на которых предусматривается использование автоматического оборудования. Такие системы уже успешно функционируют в области сбора и представления информации относительно использования подвижного состава, наличия запасных частей и блоков, анализа ущерба и т.д.; "Latvijas Dzelzcelš" ("Латвийские железные дороги") достигли согласия с компанией "Шнайдер эквипмент К" Соединенных Штатов Америки по вопросу о поставке в локомотивные депо новых видов топлива, смазочных материалов и водонаполнительного оборудования. Речь идет о внедрении полностью автоматизированных, компьютеризированных и герметичных систем. Таким образом, будут обеспечены точный учет проводящихся операций и чистота окружающей среды поблизости от вагонных депо.
Контроль за движением транспорта: В 1999 году был начат, а в 2001 году завершен процесс обновления сигнальных автоматических систем на железнодорожных вокзалах Риги и Торнкалнса.
Государственная некоммерческая акционерная компания "Администрация латвийских автодорог" (АЛА) министерства транспорта производит учет дорожного движения с использованием передвижных счетчиков на всех основных государственных автодорогах и на 50% государственных автодорог первого класса. Учет дорожного движения на остальных государственных дорогах производится лишь по соответствующему запросу либо в том случае, если предполагается проведение строительных или восстановительных работ. В городах за последние 12 лет никакого организованного учета дорожного движения не проводилось.
Для контроля за погодными условиями на государственных автодорогах используются автодорожные метеорологические станции, расположенные вдоль основных государственных дорог.
7. Усовершенствование грузовых перевозок
Введен новый вид транспортировки грузов, а именно их транспортировка в частных контейнерах, оборудованных системой кондиционирования воздуха. Существенным образом усовершенствована система запирания и опечатывания вагонов. Об эффективности принятых компанией мер свидетельствует то обстоятельство, что потери, связанные с порчей груза в процессе их перевозки, не превышают 0,25 лата на 100 лат стоимости.
Эффективность операций




Год

Млн. евро

Баланс по грузовым и пассажирским перевозкам:

1998

-€ 2,0




1999

-€ 12,9

Введение системы взаимных расчетов:







Пассажирские перевозки

2000

-€ 9,1

Грузовые перевозки

2000

+€ 4,0

8.
Латвийская Республика осуществляет согласование национального законодательства с законодательством ЕС в области комбинированных перевозок. В стране применяется директива 92/106/ЕЕС ЕС от декабря 1992 года о разработке общих правил, регламентирующих некоторые виды комбинированных перевозок грузов между государствами - членами Союза.


С учетом успешного расширения внутреннего рынка перевозок ЕС необходимо добиться оптимального управления транспортными ресурсами, повышения безопасности и уменьшения загрязненности окружающей среды.
С точки зрения инфраструктуры в Латвии созданы все необходимые условия для развития комбинированных перевозок. Порты Латвии в состоянии справиться с грузами различных типов (наливными, насыпными, контейнерными, ро-ро) и связаны с железнодорожной системой; следовательно, грузы перемещаются непосредственно с судов на моторные вагоны. В Латвии созданы таможенные склады, распределительные центры, причем этими видами деятельности занимаются частные компании. В Латвии имеется 156 таможенных складов.
Для повышения производительности и эффективного использования статуса свободного порта правительство Латвии разработало программу поддержки развития инфраструктуры промышленных парков с целью привлечения инвестиций, направленных на развитие производства.
9.
Никаких мероприятий в этих областях не проводится. Вопросы, касающиеся планов городских и пригородных перевозок, находятся в ведении местных органов власти и не относятся к компетенции министерства.
10.
Существующая железнодорожная инфраструктура позволяет управлять нынешними транспортными потоками и обладает достаточным потенциалом для расширения объема перевозок, за исключением некоторых участков в магистральном коридоре "Восток-Запад".
Автодорожная администрация Латвии наняла консультантов для проведения соответствующих исследований на основных государственных дорогах с целью определения и подготовки необходимых мер для локализации участков повышенной опасности и узких мест. Были проведены следующие исследования:
1) технико-экономическое обоснование для усовершенствования государственной магистральной автодороги А10 Рига - Вентспилс,
2) технико-экономическое обоснование для усовершенствования государственной магистральной автодороги А9 Рига (Скулте) - Лиепая,
3) исследование положения в автотранспортном коридоре "Запад-Восток" на участке Рига - Екабпилс,
4) технико-экономическое обоснование для повышения безопасности движения на государственной магистральной автодороге А1 Рига (Балтезерс) - граница с Эстонией (Айнажи).
11.
Никаких исследований по проблемам экономики, которые могут иметь значение для других стран, являющихся кандидатами на вступление в Союз, не проводится.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница