Экономическая трансгрессия: эффект агломерирования




Скачать 95.66 Kb.
Дата13.08.2016
Размер95.66 Kb.
Чувашова М.Н.

г. Красноярск



Экономическая трансгрессия: эффект агломерирования

Современное экономическое пространство требует новых форм развития, одной из которых является агломерация. Экономическая трансгрессия — новое понятие в экономической теории, не имеющее полного определения. Данное понятие, на наш взгляд, характеризует процесс перехода из одной формы в другую более усовершенствованную, более выгодную для общества в настоящее время. И агломерация является одним из критериев экономической трансгрессии.

Агломерация является одной из форм пространственной организации - это сложная и многофункциональная система, связанная трудовыми, производственными, рекреационными, культурными и др. связями. Такая система возникает вокруг главного промышленного и культурного центра - города – ядра, она также включает поселения и города – спутники. Существует два вида городской агломерации: моноцентрическая – один город-ядро, к которому подчинены все населенные пункты, находящиеся в радиусе его пригородной зоны и полицентричные (конурбации), имеющие в качестве ядер несколько более или менее одинаковых по размеру и значимости городов при отсутствии доминирующего центра. В России преобладают оба типа. Согласно российским методикам, группа поселений выделяется в качестве городской агломерации, если население наибольшего из образующих её городов – ядер составляет более 100 тыс. чел., а в пределах 1,5 –часовой транспортной доступности от него расположено еще как минимум два города или поселка городского типа, тяготеющих к центру. К количественным характеристикам агломераций являются численность населения и территория, качественной – коэффициент развития [3].

В отличие от ряда Европейских стран и США и Канады, где уже сформировались агломерации, которые в свою очередь образовали мегаполисы, в России в настоящее время можно выделить только один формирующийся мегаполис, включающий поселения Московской области и окружающих ее соседних областей: Москва – Владимир – Нижний Новгород. Например, на Украине мегаполисом можно считать Донецко - Луганскую агломерацию-конурбацию с поселениями Днепропетровск-Донецк-Харьков. Всего в России можно выделить около 22 агломераций – миллионеров: Московская, Санкт-Петербургская, Новосибирская, Красноярская, Краснодарская, Владивостокская и др. По данным текущего статистического учёта, в настоящее время (по состоянию с декабря 2012 года) на территории России насчитывается 15 городов-миллионеров, Россия делит 3-4 места по этому показателю с Бразилией по числу городов-миллионеров среди всех стран мира. Волгоград был городом-миллионером до 1999 г., в 2002—2005 гг. и вновь является таковым с 2010 г., Пермь была городом-миллионером до 2004 г., но 1 января 2012 года вернула себе этот статус, Красноярск стал городом-миллионером впервые в 2012 году. Воронеж стал городом-миллионером 17 декабря 2012 года[4].

Как и все другие зарубежные городские агломерации, российские городские агломерации характеризуются высокой степенью индустриализации, концентрации производственной и социальной инфраструктуры, научных и учебных заведений и плотностью населения.

Городские агломерации являются местом сосредоточения и притяжения производственных, трудовых, культурных отношений. Значимость концентрации городов и поселений вокруг города -ядра для социально — экономического пространства обусловлена качеством жизни населения, повышением уровня доходов, накопление культурного потенциала: строительство религиозных центров, создание памятников архитектуры. Города — миллионер для соседних город, регионов являются центрами транспорта, торговли, логистики, связи, сфера услуг, международных отношений и др.



Во времена СССР города-миллионеры имели право на обладание метрополитеном, вероятность и очередность их получения определялась нормативами Госплана. В современное время города-миллионеры так же выделяются особым отношением со стороны правительства (включение в госпрограмму метростроения, поддержка развития дорожной инфраструктуры с 2006 года). В табл. 1 приведены показатели агломерационного развития регионов, где «П» с порядковым номером — это показатель с его описанием.

№ п/п

Показатель

1

Доля занятых в экономике в общей численности населения региона.

2

Удельный вес городского населения в общей численности населения региона.

3

Валовой региональный продукт на 1 занятого в экономике

4

Вклад в ВРП отраслей-маркеров на душу населения *

5

Потребительские расходы в целом на душу населения.

6

Объем платных услуг на душу населения.

7

Доля занятых с высшем образованием в общем числе занятых в экономике.

8

Число студентов высшего профессионального образования 1000 человек населения.

9

Ввод в действие жилых домой на 1000 человек населения.

10

Доля численности работников государственных органов и органов местного самоуправления в общем числе занятых в экономике.

11

Отправление пассажиров ж/д транспортом общего пользования.

12

Мониторинг окружающей среды, улавливание загрязняющих атмосферу веществ.

13

Доля предприятий и организаций, использующих специальные организационные средства по направлению деятельности.

14

Оборот общественного питания.

15

Число зарегистрированных абонентов сотовой связи.

16

Выпуск газет на 1000 человек населения.

* Отрасль — маркер — отрасль, обычно имеющая существенную долю присутствия в структуре экономики агломераций. Соответственно, высокая доля данной отрасли в структуре ВРП региона являются признаком (маркером) наличия в данном регионе агломераций.


Таблица 1. Критерии агломерированности регионов.


Агломерированный регион

Концентрация и направление производства

Концентрация экономической и социальной инфраструктуры управления

Концентрация научно-технической деятельности образования



Повышение качества жизни



П7


П 8

П16



П2


П2

П13

П5

П4

П12

П9

П3



П10


К отраслям — маркера можно отнести следующие обрабатывающие производства: производство и распределение электроэнергии, газа и воды; оптовая и розничная продажа; строительство; ремонт автотранспортных средств, гостиницы и рестораны; сотовая связь и интернет; аренда и предоставление услуг; финансовая деятельность; государственное управление и обеспечение военной безопасности и др.

В среде агломераций формируется значительный социально-экономический эффект развития хозяйства. Многие ученые считают, что он оказывается в условиях ограниченности земельных ресурсов и конкурентные преимущества размещения производства. Этот эффект приводит к сокращению затрат времени и различных материальных средств на производственный процесс, инфраструктурного обслуживания, широкого применения информационных ресурсов и инноваций, эффективного использования рыночных механизмов развития. Агломерационный эффект от размещения промышленных предприятий возникает в результате повышения уровня обеспеченности отдельных предприятий земельными и трудовыми ресурсами с удалением от центрального ядра (а также их удешевления) одновременно с содержанием достаточно высокого уровня инженерного обслуживания производства и качественного состава промышленно-производственного персонала в периферийной зоне агломерирования. В одночасье агломерационный эффект поддерживается в пригородной зоне путем приближения промышленного предприятия к быстрым и надежным коммуникациям и качественным систем связи, а также посредством приближения и тесного взаимодействия с центральным ядром, является своеобразным центром концентрации высших уровней коммерчески ориентированных заведений сферы услуг [1].



Рассмотрим положительные и отрицательные стороны влияния агломерационного эффекта.

Положительные стороны:

  • Рост экономической эффективности: возможности вовлечения природных ресурсов, перераспределение профильной структуры и уровня доходности предприятий в зависимости от стоимости земли и земельной ренты. Высокая инновационность и коммуникативность предприятий, улучшение сферы услуг.

  • Социальная: формирование высокого уровня жизни людей и максимально полное удовлетворение их жизненных и духовных потребностей, развитие учебных заведений, формирование очагов прикладной и инновационной науку – технополюсов, технопарков. Высокая урбанизация и распространение городского образа жизни способствует формированию высококоммуникативной среды с помощью передовых технологий, а также к развитию предпринимательской инициативы. Происходит профессиональная дифференциация трудовых ресурсов.

Отрицательные стороны:

  • Экономические: ограниченность земли и природных ресурсов, что обусловливает возникновение монопольной земельной ренты в ядре и неравномерность хозяйственной деятельности; рост стоимости земли и недвижимости, природных ресурсов и рабочей силы, инженерно-технического обслуживания; унификация жизни, стандартизация услуг, которая приводит к недостаточного внимания к потребностям личности.

  • Социальные: концентрация культурно-образовательных и научных учреждений вызывает формирование депрессивных регионов за пределами агломерации; перегруженность объектов инфраструктуры, высокие затраты на их содержание в рабочем состоянии и на деятельность социальных служб; маятниковая миграция, высокая конкуренция на рынке труда, дифференциация заработной платы, рост спроса на рабочую силу из бывших Советских республик.

Агломерационные образования характеризуются сложностью системы природопользования и обострением экологических проблем. Высокая сосредоточенность различных промышленных предприятий, перегруженность транспортных коммуникаций, значительный уровень антропогенной нагрузки в пределах высокоурбанизированных территорий определяют низкое качество природных условий для проживания людей. Значительную роль в формировании агломерационного эффекта играют показатели развития отраслей социального обслуживания. За счет формирования высокого уровня жизни людей и их активной жизненной позиции за счет концентрации передовых учебных заведений, науки, культуры, искусства, агломерационные образования характеризуются повышенной привлекательностью для проживания различных слоев населения и широкими возможностями реализации диверсифицированных потребностей в труде [2].

На наш взгляд, экономическая трансгрессия - это процесс, который заключается в трансформации как экономических отношений в целом, так и самого человеческого капитала. Агломерационный эффект как результат экономической деятельности, который оказывает влияние на формирование нового экономического пространства, открывает возможности для развития новых социально – экономических отношений между субъектами. Экономическая трансгрессия позволяет изучить и осмыслить новые формы развития человеческих отношений. Рассмотреть возможные угрозы и перспективы. Агломерационный эффект проявляется в быстром развитии общественных процессов, формирование деловой активности населения, урбанизации, повышения уровня жизни и повышения цен, таким образом, формируется высокодиверсифицированное потребительское общество.



Список литературы

1. Гринчель Б.М. Антонова А.А. Измерение динамики агломерационных процессов в региональной экономике./ Экономические и социальные перемены: факты, тенденции и прогнозы. 5(23) 2012 г. с. 81-83.

2. Ищук С.И. Агломерационный эффект территории и его влияние на развитие локальных промышленных комплексов. География промышленных комплексов. - Киев. С. 352



3. Гладкевич Г.И. /Геоурбанизационные процессы в современном мире/ Гладкевич Г.И. / http://ecoross.ru/Vvedenie.doc (дата доступа 28.01.2014)

4. Росстат. Федеральная служба Государственной статистики. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, районов, городских населенных пунктов, сельских населенных пунктов [электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/perepis2010/inf.doc (дата доступа 25.01.2014)


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница