Экология человека и его среда




страница1/4
Дата30.07.2016
Размер0.81 Mb.
  1   2   3   4
ГЛАВА 3. ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО СРЕДА
3.1. Общие положения. Человек появился на поздней стадии эволюции биосферы как элемент ее биологического разнообразия. На первых этапах своей эволюции взаимодействие вида Homo sapiens sapiensсо средой обитания мало отличалось от взаимодействия со средой других видов млекопитающих. Одну из основных проблем – проблему ресурсов, человек в течение многих тысяч лет решал преимущественно путем расширения области своего обитания. Параллельно развивался и альтернативный путь решения проблемы ресурсов - повышение эффективности использования ресурсов. Этот путь адаптации используют и другие живые организмы, но именно для человека за последние 30 тысяч лет этот путь приобрел основное значение, реализуясь через технологические механизмы адаптации. Создав техносферу, наложенную на биосферу, человеческий вид частично вышел из-под контроля природной среды, превратившись, по словам В.И. Вернадского, в геологическую силу. С другой стороны, взаимодействие искусственной техносферы и естественной биосферы, которые характеризуются несравнимо разными скоростями протекающих в них процессами, происходит в рамках жесткого антагонизма.

Создание экологии человека (антропоэкологии) в последней четверти XX века стало ответом на острую общественную потребность в комплексной науке о взаимоотношениях человека и окружающей среды. Вот как видит Б.Б. Прохоров (2003) цели и задачи экологии человека. Цель экологии человека – обеспечить общество информацией, способствующей оптимизации жизненной среды человека и процессов, протекающих в человеческих общностях. Практическая задача экологии человека – создание здоровой, экологически чистой, безопасной и социально-комфортной среды обитания человека. Экология человека направлена на познание закономерностей взаимодействия человеческих общностей с окружающими их природными, социальными, производственными факторами, включая культуру, религию, обычаи и т.д. с целью определить направленность социально-демографических процессов. Кроме того, антропоэкология оказалась необходимым средством для понимания биосоциальной сущности человека.

Экология человека изучает закономерности воздействия на население природных, социальных, производственных факторов, включая культуру, обычаи, религию для выяснения направленности антропоэкологических процессов и причин их возникновения. В качестве методической базы экология человека широко использует методы «материнских наук» - демографии, биологии, гигиены, эпидемиологии и пр. Базу экологии человека составляют биологические, социальные и прикладные аспекты.

В 1984 г. в г. Суздале была проведена первая школа-семинар по проблемам экологии человека. Она была организована секцией “Проблемы экологии человека и рационального использования курортных и рекреационных ресурсов”, Научным советом по проблемам биосферы АН СССР, Институтом клинической и экспериментальной медицины СО АМН СССР, секцией наук о Земле АН СССР и Всесоюзным обществом “Знание”. Столь внушительный список организаторов школы уже сам по себе говорит о важности новой и сравнительно молодой дисциплины – экология человека. Ее рождение связано с тем глобальным экологическим кризисом, который стал формироваться во второй половине XX века, когда стал очевиден факт несоответствия между ускоренными темпами развития человечества и процессами, обеспечивающими функционирование и развитие биосферы. Возникла острая необходимость объединения усилий естественных, медико-биологических, технических и общественных наук для изучения закономерностей взаимодействия человечества с окружающей средой, а также ее изменений при неограниченном антропогенном вмешательстве.

Человек как объект познания рассматривается современными научными дисциплинами с различных точек зрения, а потому пред­стает подчас в однобоком виде. Однако сегодня в науке появились отрасли, ориентированные на преодоление фрагментарности ви­дения человека. В этом качестве помимо других метанаук высту­пают современные экология человека и социальная экология, имеющие своим предметом изучение человека (общества) как цент­рального объекта в основе большой, многоуровневой системы, называемой средой.

Современная наука видит в Человеке прежде всего биосоциаль­ное существо, прошедшее в своем становлении длительный путь эволюции и выработавшее сложную социальную организацию.

Человек разумный Homo sapiens sapiens – единственный вид живых организмов, которому в системе мегаэкологии посвящена специальная предметная наука – экология человека. Экология человека – наука о взаимоотношениях человека, общества и природы. Для этого направления, как впрочем, и для любой зарождающейся науки, характерна множественность идей, взглядов и методов. Но вполне очевидно, что формирование экологии человека, как науки, возможно при синтезе философии, медико-биологических наук (гигиена, физиология, психология, антропология, генетика), географии (физическая, медицинская, социальная и экономическая), геологии и биологии (эволюция биосферы), общественных наук (демография, социология), политики (международное сотрудничество и правовые соглашения, математики. И этот список далеко не полон.

3.2. Основные модели и понятия экологии человека. Первыми, кто серьезно обратил внимание на многоаспектность и ие­рархичность понятия «человек» в системе «человек-среда», были В.С. Преображенский и Е.Л. Райх (Преображенский, Райх, 1988). Они выявили различия систем этого понятия, выделенных по биологическому (индивид, половозрастная группа, население, конституциональные типы, расы) и социально-экономическому (личность, семья, группа населения, человечество) признакам. Ими также было по­казано, что каждому уровню рассмотрения (индивид, популяция, общество и т.д.) соответствуют своя среда и свои способы адап­тации к ней.

С течением времени представления об иерархической структуре понятия «человек» усложнялись. Так, модель-матрица Н.Ф. Реймерса (1994) насчитывает уже шесть рядов иерархической организации и более 40 терминов (табл. 1).

Данная модель-матрица подчеркивает сложность человека и многообразие человеческих общностей. Даже на уровне отдельного человека, индивида в каждой из подсистем приходится иметь дело с неисчислимым разнообразием черт, признаков, свойств, ибо двух генетически идентичных людей не бывает. Также, очевидно, нет одинаковых личностей и т.д. и т.п. Это справедливо и в отноше­нии объединений людей, многообразие которых увеличивается с ростом иерархического уровня, вплоть до уникального - человече­ства, представленного бесконечным разнообразием людей и чело­веческих общностей.

Официально экология человека получила статус самостоятельной науки только в конце XX века. Очертим кратко путь, который привел к ее созданию. Знаменитый французский географ и социолог Жан Элизе Peклю (1830-1905гг.) создал ряд капитальных трудов: «Земля. Описание жизни Земного шара», «Человек и Земля», «Земля и люди. Всеобщая география», в которых стремился дать общую картину развития человечества и подтвердить свою концепцию определяющей роли географической среды в развитии общества.

Профессор Лейпцигского университета Фридрих Ратцел (1844-1905гг.) сформулировал основные положения антропогеографии. Он предпринял попытку нарисовать общую картину расселения человечества по земной поверхности и показать связь раз вития культуры с географическими условиями. Значимая дата – 1864 г. – выход в свет книги американского исследователя Д. П.Марша «Человек и природа, или о влиянии человека на изменения физико-географических условий природы». Автор показал характер и приблизительные размеры изменений, вызванных деятельностью человека в естественном состоянии Земли.

Термин «экология человека» появился значительно раньше, чем одноименная наука. Так, в 1921 году американские исследователи Р.Е. Парк и Э.В.Берджес из Чикагского университета предложили термин «экология человека», который был использован в социологических исследованиях населения города Чикаго. М Сорре (Франция) - автор трехтомного произведения «Основы человеческой географии» (1943-1952). Первый том этого труда имеет второе название - "Очерки экологии человека».

Огромное влияние на создание подлинно научного подхода к пони-

Таблица 1.

Модель-матрица человечества как многоуровневой системы

(по Н. Ф. Реймерсу)




Ряды иерархии

Видовой (генетиче­ская анатомо-мор-фофизио-логическая основа)

Этолого-поведенче-ский. Психологи­ческий (поведен­ческая матрица)

Трудовой (трудовые объеди­нения)

Этниче­ский (историко-эволюционное отражение системы «природ­ная среда -человек»)

Социаль­ный (со­циальные группы)

Экономи­ческий (экономи­ческие группи­ровки)

Особь

Этологи-ческая еди­ница

Трудя­щийся

Этниче­ский инди­видуум

Личность

Производитель обществен­ных благ

Репродук­тивная группа

Этологи-ческая группа

Группа узких про­изводст­венных ин­тересов, или трудо­вая клика

Семья

Социаль­ная клика

Экономи­ческая ячейка

Морфо-биологи-ческая группа

Этологи-ческая форма

Группа узкой спе­циализации

Конвикция

Малая социальная группа

Объедине­ние, отрас­ли специа­лизации

Экологи­ческая по­пуляция

Этологи-ческое объ­единение

Специаль­ность

Этническая консорция

Социаль­ный слой

Объедине­ние отрас­ли произ­водства об­ществен­ных благ

Адаптив­ный тип

Поведен­ческий сте­реотип

Объедине­ние облас­ти деятель­ности

Субэтнос

Класс

Объедине­ние произ­водства (промыш­ленного, с/х и т. п.) обществен­ных благ

Народ­ность

Поведен­ческий склад

Локальные трудовые ресурсы

Этнос

Общество (регио­нальное)

Экономика государства или его крупного региона

Раса

Поведен­ческий тип

Региональ­ный трудо­вой потен­циал

Культура (суперэтнос)

Социаль­ная систе­ма

Общест­венно-эко­номическая система

Вид Человек разумный

Глобаль­ная этологическая система

Глобаль­ная трудо-произ-водственная сис­тема

Глобаль­ная этносистема

Социо-антропо-система мира

Мировая экономи­ческая система

манию и решению экологических проблем человечества оказали взгляды В. И. Вернадского (1863-1945), который сформулировал представление о ноосфере (сфере разума). Официальное признание экологии человека как самостоятельной науки состоялось на первой школе-семинаре по проблемам экологии человека в 1984 г.

Термин «экология человека» появился значительно раньше, чем одноименная наука. Так, в 1921 году американские исследователи Р.Е. Парк и Э.В. Берджес из Чикагского университета предложили термин «экология человека», который был использован в социологических исследованиях населения города Чикаго. М. Сорре (Франция) - автор трехтомного произведения «Основы человеческой географии» (1943-1952). Первый том этого труда имеет второе название – "Очерки экологии человека».

Огромное влияние на создание подлинно научного подхода к пониманию и решению экологических проблем оказали взгляды В. И. Вернадского (1863-1945), который сформулировал представление о ноосфере (сфере разума), как сфере единения человеческого разума с биосферой.

В 1988 году на 1-м всесоюзном совещании по экологии человека состоялось признание в СССР экологии человека как самостоятельной науки. Экология человека рассматривает вопросы, касающиеся исторической антропоэкологии, экологии общественного здоровья, урбоэкологии, социальной экологии. Социальная экология как раздел экологии человека направлена на исследование демографического поведения человека, образа жизни человека, экологической этики.

3.3. Биологическая и социальная сущности человека. Человек – один из 3 млн. известных сейчас биологических видов на Земле. Определено его место в системе животного царства: класс млекопитающих, отряд приматов, семейство гоминид, род человек, в котором до нашего времени дожил только один вид (иногда как подвид) – Человек разумный (Homo sapiens sapiens).

За миллионы лет, прошедшие с момента возникновения первых клеток, в ходе эволюционного процесса – через ряд бесчисленных переходных форм – возникли современные, столь сложные живые существа. Вершиной этого эволюционного процесса становится человек.

Когда нас спрашивают, чем человек отличается от животных, мы обычно отвечаем: человек – существо разумное, мыслящее. Хотя этот ответ и согласуется с узаконенным в зоологии систематическим видовым названием (Homo sapiens – человек разумный), он не вполне точен. Зачатки «разума», примитивного мышления имеются и у животных. Поэтому следует уточнить, какое содержание вкладывается в понятие «разум». Разумом человека мы называем его способность к целенаправленному воздействию на окружающую природу, к сознательно планируемой трудовой деятельности.

В самом деле, животные тоже «трудятся», но какая громадная разница между их интенсивной деятельностью и трудом человека. Именно способность заранее планировать свои действия и отличает сознание человека от психики животного.

Особенности строения и работы человеческого мозга, от которых зависит сознание человека, а также коренные различия между условиями жизни людей, управляемой общественными законами, и условиями жизни животных, накладывают свой отпечаток на все стороны жизнедеятельности человеческого организма.

Поскольку человек все-таки вышел из животного мира, неудивительно, что строение и работа различных органов человека и высших животных также очень близки.

С экологических позиций человечество представляет собой общемировую популяцию биологического вида, составную часть экосистемы Земли. Но очевидно, что вид этот особый, существенно отличный от всех других обитателей планеты. Человек – биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, творческой активностью и нравственным самосознанием. В этом состоит его единство с остальным органическим миром и его резкое отличие от других живых существ.

Биологическая природа человека проявляется в присущем всему живому стремлении сохранить свою жизнь и продолжить ее во времени и пространстве через размножение, обеспечить максимум безопасности и комфорта. Эти естественные устремления достигаются через постоянные взаимодействия человечества со средой обитания. Все люди потребляют пищу и выделяют продукты физиологического обмена, защищаются от врагов и избегают других опасностей, участвуют в конкуренции за жизненные ресурсы и содействуют полезным для себя видам. Иными словами, человечеству свойствен весь спектр экологических связей. В этом заключается основное экологическое сходство человечества с популяциями всех других биологических видов.

Еще одна особенность человека. Подавляющее большинство видов животных воздействует на среду только через свои индивидуальные качества (сила, скорость, маневренность) с использованием «личного оружия»: зубы, клюв, когти и т.д. Человек свое личное природное «оружие» – руку – удлинил и усилил с помощью разнообразных орудий охоты и труда.

И, наконец, все виды на Земле приспосабливаются – адаптируются к среде обитания, к меняющимся условиям жизни. Они черпают энергию для поддержания жизни в пище, иногда за счет согревания под лучами солнца. Соответственно, производимая ими работа осуществляется за счет их естественной мощности – мускульной силы. Производимая животными работа может быть направлена на некоторое преобразование среды обитания: постройку гнезд, выкапывание нор, сооружение плотин. Поэтому средопреобразующая деятельность животных незначительна и ограничена лишь местными участками. И только человек с помощью освоенных им энергоресурсов (древесины, угля, нефти, газа, атомной энергии) приспосабливает (адаптирует) среду своего обитания к своим потребностям, коренным образом и в краткие сроки преобразует природу Земли.

Экологические отличия человечества от популяций иных видов проявляются на уровне развития многих экологических связей и в особенностях форм их реализации. Суммарно эти различия наиболее отчетливо выражены в силе и масштабах влияния человечества на окружающую среду. Как популяция любого вида, человечество оказывает определенное воздействие на среду, в свою очередь, испытывая ответное ее сопротивление. Но давление человечества несоизмеримо по своей мощи и скорости ее нарастания с влиянием на окружающую среду других видов. По своим масштабам оно существенно превосходит сопротивление среды, подавляет его на значительной части планеты. В отчетливом дисбалансе сил давления человечества на среду и ответного ее сопротивления заключается одна из самых существенных экологических особенностей человека.

Еще одно принципиальное отличие человека от всех других видов животных заключается в том, что современные люди не могут существовать без обмена результатами своей деятельности с себе подобными. Они уже не могут жить вне созданной ими искусственной среды обитания, без использования обобщенного опыта, накопленного предшествующими поколениями, без огромного множества прямых и особенно опосредованных социальных связей. Иными словами, человек не способен длительное время поддерживать свое существование вне духовной и материальной культуры, вне цивилизации, вне социума – человеческого общества.

Экологическое сходство человека с другими видами объясняется его биологическим происхождением, принадлежностью к миру живой природы, где действуют биологические законы.

А экологические его отличия определяются принадлежностью также и человеческому обществу, где действуют законы общественные, т.е. социальные. Эта двойственность присуща только человеку, который представляет собой единственный на нашей планете биосоциальный вид.



3.4. Пищевые и информационные связи. Человек, как биологический вид, имеет пищевые и информационные связи в экосистемах. Они очень динамичны, и претерпели серьезные изменения в ходе эволюции человека. Как и в глубокой древности, современному человеку для поддержания жизнедеятельности требуются физиологическая норма – примерно 2500 ккал в сутки. В этом его биологическая сущность за многие тысячелетия не изменилась. Естественно, что древние предки человека – собиратели и охотники – на добывание пищи не могли тратить больше энергии, чем получали, поедая добычу. Пищевые (трофические) связи были простыми и непосредственными: потратил свою мускульную энергию на добывание пищи, съел добытое и восстановил свои энергозатраты. Но обязательно с превышением, чтобы осталось на процессы жизнедеятельности и согревание организма. Кроме того, добычи должно было хватить более слабым членам племени, не участвующим в охоте: детям, женщинам и старцам.

Пищевые связи. В производстве современной пищи человек имеет возможность вкладывать мощные дополнительные энергоресурсы: топливо для машинной обработки почвы, транспортировки и переработки сельскохозяйственной продукции, энергию для производства удобрений. Эти энергетические вложения многократно превосходят мускульную силу человека. Благодаря этому многократно повысилась продуктивность обрабатываемых земель. Значит, с территории, где в древности мог прокормиться всего один собиратель съестного, сейчас возможно собрать урожай, достаточный для многих тысяч человек. Пищевые связи значительно изменились, стали сложными, в них включилось множество энергопотребляющих посредников. При сохранившейся с древности физиологической норме в 2500 ккал современному человеку требуется на ее производство уже 25 000 ккал. Но получать ее можно с площади в тысячи раз меньшей, чем в доисторические времена.

Таким образом, главная особенность пищевых связей современного человека – их усложнение, удлинение и примерно десятикратное возрастание энергетической цены производства каждой калории конечной пищевой продукции при тысячекратном уменьшении необходимой для этого площади. В результате общая экологическая емкость среды обитания человечества возросла во много тысяч раз.



Информационные связи. Все живые существа способны обмениваться информацией с себе подобными для согласования своих действий и ответных реакций на проявление факторов среды. При этом, во-первых, используемые ими сигналы, как правило, просты и конкретны: предупреждение об опасности, сообщение о пищи, обращение к половому партнеру или потомству и т.п. Во-вторых, дистанция их действия ограничена: от непосредственного физического контакта до сотен метров или нескольких километров. В-третьих, информативные сигналы фиксируются крайне редко и в простейшей форме («здесь был я» - через пахучие метки). Накопление такой информации, ее прямая передача и непосредственное использование вторыми и последующими поколениями невозможны.

У подавляющего большинства видов информационные связи обеспечивают согласованные действия только относительно небольшого числа особей – единиц, десятков, редко сотен. Исключение составляют общественные насекомые: осы, пчелы, муравьи и др.

Уровень развития информационных связей в человеческом обществе качественно иной. Во-первых, человек создал систему сложных сигналов – слов и фраз, в которых кодируется любая информация. Во-вторых, человек изобрел технические средства, благодаря которым дальность действия информационных сигналов в пределах Земли стала практически безграничной, а скорость передачи практически мгновенной. В-третьих, человек научился фиксировать информацию (рисунки, письменность, магнитная и электронная память), накапливать ее (книги, архивы, фоно- и видеотеки, информационные банки) и передавать в пользование всем последующим поколениям.

Очевидно, что такой уровень развития информационных связей обеспечивает согласованные общественные действия большого числа людей, в том числе неродственных друг другу. Это производственные, образовательные, военные и иные коллективы, жители городов и поселков, население государств.



3.5. Антропогенез – исторический процесс возникновения и развития человека. Установлено, что все современное человечество имеет единую генотипическую принадлежность, происходящую условно от генотипов одной женщины и одного мужчины. Доказавшие это американские, английские и японские генетики назвали их соответственно «митохондриальная Ева» и «Y-хромосомный Адам». Предполагается, что их «встреча» произошла где-то в Восточной Африке около 150 тыс. лет тому назад.

Перед этим предки человека прошли эволюцию от одной из прогрессивных форм африканских высших узконосых обезьян, обитавших на деревьях (дриопитек, 22-12 млн. лет назад) до древнейшего человека – архантропа, или человека прямоходящего (Homo erectus, 1,5-0,3 млн. лет назад; прежнее название род питекантропы). Между этими ступенями эволюционной лестницы был ряд переходных форм, представленных, в частности, родом австралопити (5-1 млн. лет назад).

За последние 7 млн. лет на Земле существовали 20 видов гоминид. Сейчас на Земле живет всего один вид рода Homo Homo sapiens – человек разумный. Происхождение человека связано с Африканским континентом. В Юго-Восточной Африке, в тропических лесах обитали наши предки – человекообразные обезьяны. Шимпанзе и гориллы и сейчас населяют сохранившиеся небольшие по площади тропические леса Африки. Два других вида человекообразных обезьян – гиббоны и орангутаны – населяют джунгли Азии.

Примерно 10 млн. лет назад климат Африки стал меняться. Он становился суше и холоднее, что влекло за собой сокращение площади тропических лесов. Хорошо известно, что климат один из наиболее сильных факторов, приводящих к эволюционным изменениям органического мира Земли. Вполне очевидно, что это похолодание и иссушение климата сыграло решающую роль в появлении человека Из этого климатического кризиса было два пути выхода. Первый – остаться в джунглях, при этом сократив свою численность. Именно так поступили предки современных человекообразных обезьян. Предки современного человека выбрали другой путь – уход в саванну, освоение новых, хотя и малопригодных для обитания территорий.

Самые древние предки человека – гоминиды, или пралюди возникли 5-8 млн. лет назад. Это произошло на юге (вероятно, в Восточной Африке). Поэтому первые из известных ныне гоминид получили название австралопитеки (от лат. australis – южный).

Вполне вероятно, что австралопитеки не были прямыми предками людей, а представляли собой тупиковую ветвь эволюции. В 2008 году был открыт новый вид австралопитеков Australopithecus sediba, живший в Африке менее двух миллионов лет назад. По отдельным морфологическим признакам он ближе к людям, чем более древние виды австралопитеков. Именно это дало основание объявить его переходной формой от австралопитеков к людям. Не исключено, что одновременно с ним, по-видимому, уже существовали первые представители рода Homo, такие, как Homo rudolfensis (человек рудольфский), что исключает возможность того, что Australopithecus sediba мог быть непосредственным предком современного человека.

Большинство видов австралопитеков использовали крайне примитивные орудия труда, аналогично современным приматам. Например, гориллы и шимпанзе использовать камни для колки орехов, дубинки для охоты и палочки для извлечения термитов из их гнезд. Вопрос о том, охотились ли австралопитеки, весьма неоднозначен, поскольку их ископаемые останки редко ассоциируют с останками убитых животных.

Перечислим основные тенденции гоминизации:



  1. Прямохождение.

  2. Увеличение объема мозга и дифференциация его структуры.

  3. Развитие руки как органа труда.

  4. Удлинение периода роста и развития.

  5. Адаптация к трудовой деятельности.

Период формирования современного человека в геохронологии Земли называется антропоген или четвертичный период. Он длился 2-2,5 млн. лет. 200-250 тысяч лет назад наступило резкое похолодание климата. В районах, близких к леднику, развилась специфическая холодолюбивая «мамонтовая» фауна. Перечислим некоторых ее представителей: мамонт, шерстистый носорог, овцебык, северный олень, песец, полярная куропатка и др.

Рассмотрим лестницу предполагаемых предков человека.



Человек умелый (лат. Homo habilis) – высокоразвитый австралопитек или первый представитель рода Homo. Обнаружен археологами Лики в 1960 году в Олдувайском ущелье (Танзания). Вместе с костями вымершего саблезубого тигра смилодона они нашли стопу, пяточную кость, ключицу и обломки черепа нового гоминида. Череп, как позднее было установлено, принадлежал ребёнку 11-12 лет. Судя по строению стопы новый гоминид был прямоходящим. Нового гоминида сначала назвали презинджантроп, а затем в 1964 г. по предложению Луиса Лики переименовали в Homo habilis (человек умелый). Позже аналогичные находки были сделаны и в других местах Восточной и Южной Африки.

Человек умелый, судя по найденным останкам, датирующимся 2,6—3,5 млн. лет назад, существовал более полумиллиона лет. Масса головного мозга этого гоминида была 650 граммов, что было намного больше, чем у типичных австралопитеков. Он также отличался от австралопитеков строением таза, обеспечивавшим более совершенную бипедальность, дающую большие преимущества в передвижении. Отличался он от австралопитековых и строением черепа. Череп был расширен в подглазничной и теменно-затылочной областях. Размер зубов уменьшается. Структура кисти Homo habilis мозаична и сочетает в себе как прогрессивные черты, так и следы адаптации к лазанью по деревьям. Формировался силовой захват, с помощью которого можно было изготовлять орудия труда. По строению и сочленению костей ноги это была примитивная нога, но всё же это была нога человека. У человека умелого первый палец стопы не был отведён в сторону, а также, как у нас, располагался вместе с другими пальцами. Это означало, что нога его была полностью приспособлена только к двуногому передвижению.

Рост составлял 1,0-1,5 м, вес – около 30-50 кг. Череп первого хабилиса имел все ещё архаичную форму с надглазничными валиками, плоским носом и выступающими вперёд челюстями, имел более округленную форму по сравнению с настоящими австралопитеками.

Человек умелый был первым существом, сознательно изготовлявшего орудия труда и охоты – первые ещё грубо обработанные каменные гальки (орудия олдувайской культуры). Такие орудия (рубила) неоднократно находили вместе с останками этого существа. Выделение хабилиса в самостоятельный вид рода Homo вызвало много возражений. Проблема классификации человека умелого состояла в том, что многие черты в его организации были архаичными и сближали его с австралопитеками. Однако Л. Лики, Дж. Нейпье и Ф. Тобайес были уверены в принадлежности нового гоминида к роду Homo.

Именно человек умелый перешагнул невидимую границу, отделяющую род Homo от всех других биологических существ – он сделал первый шаг по пути подчинения себе окружающей природы.

Человек работающий (лат. Homo ergaster) – ископаемый вид людей, появившийся в Африке 1,8 млн лет назад в результате эволюции Homo habilis или Homo rudolfensis. Рассматривается как промежуточное звено между австралопитеками и Homo erectus. Иногда описывается как африканский подвид питекантропов (лат. Homo erectus ergaster), однако всё большее число исследователей склонны отличать их от неафриканских представителей человеческого рода, живших в промежуток 1,8-1,5 миллиона лет назад – время существования Homo ergaster.

Непосредственно крышка черепа питекантропа (яванского человека) была обнаружена Е. Дюбуа на Яве (1891-1893 гг.). Несколько позднее Е. Дюбуа, подробно изучив эту че­репную крышку и некоторые другие кости, принадлежавшие найденному существу, пришел к заключению, что оно действительно занима­ло промежуточное положение между человекообразными обезья­нами и человеком. Возраст находки датировался примерно в 1 млн. лет. Впоследствии яванский питекантроп, синантроп (Китай), гейдельбергский человек (Европа) и ряд других "видов" древнейших людей были объединены под названием Homo erectus – человек прямоходящий, и каждый из них рассматривался как локальный вариант питекантропа.

По сравнению с человеком умелым объём мозга человека работающего заметно увеличился и составлял в среднем 900 см³, а кроме того, увеличились и его отделы, отвечающие за абстрактное мышление, в частности увеличился размер лобных долей. Одновременно с увеличением лобных долей происходило и увеличение в теменной области мозга, так называемой зоны Брока, ответственной за речь. Она, судя по эндокранам (слепкам с внутренней поверхности черепа) у человека работающего была уже более развитой по сравнению с человеком умелым. И, возможно, человек работающий обладал уже зачатками речи. Проторечь, специалисты называют её лалия (лепетание), очень сильно отличалась от современной членораздельной речи и, скорее всего, слова были слитны в одно предложение.

Переход от древнейших людей (Homo habilis, Homo rudolfensis) к Homo ergaster был важнейшим качественным скачком в эволюции гоминид. Возможно, именно Homo ergaster является «автором» двух важнейших изобретений:

– обоюдоострого рубила (относят к ашёльскому типу), по форме напоминающего клык хищного зверя (H. habilis пользовались только оббитой галькой с единственным режущим краем);

– использования огня (древнейшие кострища, обнаруженные в Африке, имеют возраст более 1 млн. лет).

Впрочем, не исключено, что эти изобретения были сделаны не эргастерами, а их прямыми потомками – ранними представителями Homo erectus. Но, тем не менее, важно отметить, что при переходе от Homo habilis (или H. rudolfensis) к Homo erectus произошло два важных изменения:

1) Резко увеличились размеры тела. Это связывают непосредственно со вторым изменением, а именно:

2) Возросла доля животной пищи в рационе.

Традиционно это объясняли тем, что H. ergaster научился более эффективно охотиться на крупную и среднюю дичь. В последнее время, однако, приводятся аргументы в пользу того, что H. ergaster был всё-таки падальщиком, и просто научился более эффективно конкурировать с другими падальщиками/

Орудия человека работающего значительно сложнее орудий человека умелого. И хотя материалом для них служил камень, в основном, кремень, но они уже были оббиты с двух сторон. Это уже более высокий тип культуры по сравнению с человеком умелым. Такие орудия получили названия двусторонних рубил. А сама культура ашельской, по имени стоянке Сент-Ашель во Франции.

Человек прямоходящий (лат. Homo erectus) – ископаемый вид людей, который рассматривают как непосредственного предшественника современных людей Homo sapiens. В раннем плейстоцене (1,6 млн лет назад) на смену "человеку умелому" пришел "человек прямоходящий" – Homo erectus , которого прежде называли питекантропом; именно в это время полностью вымирают австралопитеки. Примерно 1,2-1,0 млн лет назад "человек прямоходящий" вышел за пределы Африки и заселил южную Азию и Европу, а 400 тыс. лет назад исчез, освободив место для "человека разумного" – Homo sapiens .

Предполагается, что эректусы появились в Восточной Африке в эпоху среднего плейстоцена, эволюционировав от Homo rudolfensis (один из переходных видов между хабилисами и эректусами наряду с эргастерами) или от Homo ergaster и уже 1,8 миллионов лет назад через территорию Ближнего Востока они широко распространились по Евразии вплоть до Китая.

Эректусы были сравнительно широко распространены по Старому Свету и распадались на ряд локальных подвидов. За африканским подвидом закрепилось название Homo ergaster (переходная форма), за европейским подвидом закрепилось название гейдельбергского человека. В Восточной Азии обитали два подвида: более прогрессивные синантропы из Китая и более примитивные питекантропы из Индонезии. Костные остатки эректусов были найдены на Русской равнине и в Сибири.

До недавнего времени считалось, что эректусы вымерли около 300 тысяч лет назад, уступив место неандертальцам. Однако последние находки свидетельствуют, что они на окраинах ареала могли дожить почти до прихода современных людей. Последние питекантропы в Индонезии вымерли 27 тыс. лет назад. Возможно также, что до появления современного человека дожили эректусы и в джунглях Южной Африки (родезийский человек).

Эректусы обладали средним ростом (1,5-1,8 м), прямой походкой и архаическим строением черепа (толстые стенки, низкая лобная кость, выступающие надглазничные валики, скошенный подбородок). Объём мозга достигал 900-1200 см³, что больше, чем у Homo habilis, но несколько меньше, чем у Homo sapiens и Homo neanderthalensis.

Эректусы активно изготовляли каменные орудия (ашельская культура), использовали шкуры в качестве одежды, жили в пещерах, активно пользовались огнём.

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница